Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
классека жанра
СК
Неактивен
Алиса рисует стихи. Движеньем, почти невесомым,
На небе прорехи листвы закроет задумчивым домом.
И в сумерках после дождя острей станут запахи пыли.
И город полюбит себя. И тех, что когда-то в нем жили.
Наполнит акварельным светом
Явленье смутное весны.
Как женщину назвать поэтом?
Мы ей, как Женщине, должны
Дарить тепло сердец открытых,
И не переходить на "Ты",
Входя в поэзии обитель,
Не фанатеть, не красть холсты,
Быть благодарным ежечасно
За свет подаренный, земной,
Внимать движениям прекрасным
И не желать судьбы иной...
Тут по поводу пыли и мужчин были реплики, да и две розы явно не к месту, посему позволю себе и домашнюю заготовочку...
Запахи свежей грозы
Темное небо.
Рвется на землю раскат,
Вспышка змеится.
Пыльному следу
Маленьким озером стать
И раствориться.
Запахи свежей грозы
Боль мою лечат.
Вот и не видно слезы --
Капли навстречу.
Алиса, искреннее спасибо!
Сергей
Неактивен
Тебе спасибо, Серёж
Неактивен
Неактивен
Лисонька,Ваш монстр настолько каменно-бетонный,что прочесть эту строку не менее тяжело,как и поднять. Ну очень многотонный, при общей лёгкости стиха.
Неактивен
Согласна. Мне вообще не очень нравится вся та строфа. Иногда я совсем её выкидываю. Кстати, смотрю, тут её и нет, а в публикации на сайте есть. Вы, наверно, там прочитали, да?
Неактивен
Не знаю, вроде бы внимательно прочёл все комментарии. Заранее прошу прощения, если случайно повторюсь.
Начнём-с с Осипа (ага, с того, который Мандельштам):
"Ещё не умер ты. Ещё ты не один,
Покуда с нищенкой подругой..." (и т.д. и ё-п-р-с-т). Далее пошёл Макаревич с "Машиной..." (увы, не той, что по дачам людей развозят).
Во-первы'х, так сказать, строках своего письма хочется отметить ощущаемый (видимый, зрительно выхватываемый из городского бульканья) образ города с мокрой кожей. Пожалуй, это единственное, что трудно не переваривать (не перещёлкивать язычком) - вопреки общему (совокупному) восприятию. Да и рифма "день-людей" - из разряда глиняных, то есть мнущихся, что приятно моему оттопыренному (прислушивающемуся) уху.
Беда - с временами глаголов. Слабые рифмы.
Первая строфа представляет собой банальное описание утра. Но мне захотелось поиграть словами и, анализируя, допустить, что прилагательное "шальные" происходит от слова "шаль". Получается, некая пуховость птичьих голосов накрывает-покрывает мотающиеся из стороны в сторону листья. Однако, другое, с чем я хотел побаловаться: "согласный" - "голоса" - не иначе как тавтология. Ну да ладно.
Вторая строфа:
"Вторит" - значит, повторяет. Это же хрень нездоровая: голоса шальные (беспорядочные, бесперебойные, хаотичные), но стук редкий, при том, что он (стук) - один, когда дверей, как оказалось, много. Ошибки за второй класс средней школы. К тому же "шаги прохожих" - почему-то тоже "вторит" (учитывая нынешнюю пунктуацию).
Мне кажется, глагол "вбирает" - в данном контексте, нелеп. Утро - свет фонарей? Надо беречь электроэнергию. В последней строке второй строфы с предлогом, по-моему, не лады.
"Машины пёстрою толпою". Из Пушкина?
"И счастье пахнет мокрой пылью". Из Пастернака?
Короче, я читал эти строки, может быть, не в столь неприглядном виде, но читал. Точно. Подсознание?
"Роится тополь"? Одын? Тополя'? Роется? И уж коль я представлен здесь минимально, не премину воспользоваться правом критикана - вставить частичку от себя:
"И только тополь в тон протопал,
Роняя раненую крону,
И кротко я пропел про то, как
Твоей нетронутостью тронут".
Оба-на. Оказывается, уже вечер. Быстро. Впрочем, никто бы не заметил, если бы Вы случайно вставили между строф пару томом "Войны и мира". Художники - фиг его знает, откуда появились. Короче, последние две строфы - одолеть не смог. Очень слабо. И в целом - тоже.
Вот, пожалуй, и всё. Обещание сдержал, меня, по большому счёту, ничто здесь не удерживает. Буду тренироваться.
(Сообщение будет удалено последним. Почему?! Просто так).
Отредактировано Александр Каа-Александров (2008-06-14 16:32:05)
Неактивен
Александр Каа-Александров написал(а):
"Вторит" - значит, повторяет.
Нет, конечно. "Вторит" несёт другой оттенок, иначе так и было бы сказано "повторяет". Допустим (раз зашёл разговор о школьниках) несколько девочек кричат наперебой тонкими голосами: "Иванов - дурак, Иванов - дурак!", а Петров вторит им с задней парты сонным басом "Ага, дурак". Петров не повторяет в точности слова девочек и тем более их манеру говорить. В нашем же случае, стук дверей (я всё же настаиваю, что стук, а не стуки) вторит птицам, создавая дополнительный шум, хотя и делает это по-другому.
К тому же "шаги прохожих" - почему-то тоже "вторит"
Да, должно быть "Вторят", опечатка.
"Машины пёстрою толпою". Из Пушкина?
- да
"И счастье пахнет мокрой пылью". Из Пастернака?
-нет. Собственное наблюдение. Пастернака практически не читала.
"Роится тополь"? Одын? Тополя'? Роется?
Зацвела в садах черёмуха - одна? Заколосилась рожь на полях
В любом случае, спасибо за внимание.
Неактивен
Да, именно о роении и речь. Вы видели когда-нибудь, как роится муравейник, или улей? Или Вы думаете, что роится муравей, или пчела?
Это, кажется, тут единственная метонимия.
"Шальным голосам", пожалуйста, оставьте прямое значение. Шаль там совсем не нужна, равно, как и Макаревич с Мандельштамом
Я много чего не люблю, но это можно обсудить где-то в другом месте
Неактивен
Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветет
Odna navernoe toje......
Alisa! Kaa - eto lektor dlia banderlogov....
Неактивен
Неактивен
Пчёлы роятся, а улей роится, муравейник роится.
На форуме достаточно мест, где можно побеседовать на отвлечённые темы. Скажем, о любви-нелюбви к критике и т.д. Верно?
Неактивен
Александр Каа-Александров написал(а):
Я предпочитаю заниматься (в данном случае, критикой), но не говорить (здесь - не о сексе).
А о сексе Вы только говорите? (нездорово интересующийся смайлег)
Неактивен
Ой, пестиков и тычинок уже никак быть не может в период "роения тополя". Пестики-тычинки остались в прошлом для этого времени года. Они были, когда тополь цвёл. Можно ещё поговорить о том, что тополь - растение двухполое и "роятся" только женские особи (пестики тоже бывают на них), но, наверно, не стоит так углубляться в ботанику . Муравейник тоже состоит не из одних муравьёв, а много из чего, он вообще сложно устроен. Тополь вызывает у меня больше ассоциаций именно с муравейником потому, что когда роится улей, из него вылетает только одна старая матка вместе со старыми рабочими пчёлами. Т.е. это всего лишь одно семечко и оно почти стопроцентно "прорастёт". А из роящегося муравейника вылетают сразу сотни маток и тысячи крошечных самцов, похожих на фруктовых мошек. Летают они нехорошо и недолго и, в основном, по воле ветра. Как, впрочем, и пух (точнее, тополиные семечки, покрытые пухом).
И то и другое может стать началом новой жизни, но шансов очень мало. И то и другое попадает в самые неожиданные и неподходящие места, вызывая досаду у людей, далёких от ботаники и зоологии. Да, и роятся все муравейники (с муравьями одного вида) одновременно, как и тополь. Но если читатель, привыкший более легко относиться к слову и незнакомый с природой, не найдёт этих аналогий, ничего страшного. Роем можно назвать решительно всё, что душе угодно; так, что даже не поняв полностью, он не будет разачарован (если не ищет причины разачароваться)
А насчёт отвлечённых тем - самое подходящее место, по-моему, Чайная комната. Давайте откроем там тему, посвещённую критике. Думаю, многим будет интересно.
Неактивен
Любить надо природу, мать вашу
Неактивен
Александр Каа-Александров написал(а):
А Вы можете объяснить Алисе, что именно вылетает из ствола в период...
Как попёр тополь роится, как попёр, ну, не остановить. И полетели матки.
Нда... Казалось бы, пестики, тычинки, а за ними столько всего пытливый ум углядит. "Роится тополь" - по моему, это ужасно. В этом предложении такая безнадёга как "и нельзя рябине к дубу перебраться, видно сиротине век одной качаться".
Неактивен
Кстати, моя любимая песня была в детстве
Неактивен
Алиса Деева написал(а):
Роится тополь над Москвой,
Вообще-то роится над Москвой ( и не только) тополиный пух, а не тополь...
Неактивен
В случае с "роящимся тополем" нужно различать два вопроса.
1. Сколько тополей имеется в виду самой метафорой, что есть предмет, описываемый этими словами, много тополей или один.
2. Что означает глагол "роиться".
Есть синекдоха - когда целое заменяется частью или наоборот. "Покупатель выбираеет качественные продукты", "новобранец пошёл тщедушный", "по воскресеньям я ловлю рыбу", "мы рубим только кедр, не трогая осину". Используем единственное число, имеем в виду множество аналогичных предметов. В этом смысле, чисто теоретически, и тополь мог бы быть синекдохой - "тополь накрыл город снегом".
Но когда мы говорим "цветёт черёмуха", "волнуется берёза", то вовсе не заменяем частью целое и не подразумеваем лес из черёмух или берёз. В образе присутствует одно-единственное дерево, на которое поэт обратил своё драгоценное внимание. Что не исключает, конечно, присутствие вокруг множества аналогичных предметов.
Я не знаю, в данном конкретном случае Алиса наблюдала за облаками тополиного пуха, растворенными в воздухе города, или смотрела на конкретный тополь, который со всей своей листвой (ботаники говорят, что у него самая большая лиственная масса, из-за чего он столь любим градоначальниками), да ещё и пухом - на ветру в самом деле "роится", что твой муравейник или улей. Лично мне больше нравится вторая версия. Но в обоих вариантах Алиса - молодец, а Каа, увы, ошибся. Жаль, конечно, потому что это так приятно - находить ошибки у великих, по себе знаю.
Как только пишешь про город, деревню или людей, сразу рискуешь повторить слова известных поэтов, если не точно, то с большим приближением. У всех и по многу раз что-то кого-то развозило - по усадьбам, деревням, дачам - можно быть невеждой, а можно перечитать Ленинскую библиотеку, и от повтора не убережёшься. Разве что выражаться на эсперанто.
"Согласный-голоса" - не тавтология, потому что тавтология - это явный, ощущаемый читателем повтор - либо по смыслу, либо по смыслу и звучанию. Эти слова этимологически связаны, но звучат похоже ровно в той степени, в которой это поощряется поэтикой и называется аллитерацией, а по смыслу в слове "согласен" - голос давно никто не выделяет, как, например, не думает про "кол" в "околице" или "лягаться" у "лягушки".
По поводу быстрой смены событий в литературе и вообще в искусстве - это азы. Утро и вечер в двух смежных сюжетах - классика. А могло бы быть рождение и смерть, любовь и ненависть, надежда и отчаяние, детский сад и дом престарелых.
Вторит [что-то] и [что-то] - глагол в единственном числе при однородных подлежащих - стандарт, Розенталь так и рекомендует поступать при распространенных конструкциях. Примеров в литературе - мульён.
Фонари, наследники уходящей ночи, горящие ранним утром, когда их вот-вот отключат - красиво и очень узнаваемо.
Можно ещё продолжить - были другие, как мне кажется, поверхностные возражения, однако и так получилось длинно.
Я не очень знакома с традициями, но наверное, было бы в самом деле правильно перенести это обсуждение, начиная с ночного поста Каа, в чайную комнату или другое подходящее место. Потому что с точки зрения маньяков оно представляет несомненный интерес.
Неактивен
http://forum.ingenia.ru/viewtopic.php?pid=262033#p262033
Найди себя.
Зритель.
Неактивен
Это свойственно языку и тем, кто на нём говорит - обнаруживать в словах и сочетаниях несколько смыслов, в том числе скрытых. По поводу пушкинского "он уважать себя заставил" целые тома различных версий записаны. "Алису в стране чудес" дети, взрослые и взрослые из Англии викторианской эпохи - прочтут по-разному по той же причине.
В данном примере всё гораздо проще - на поверхности лежат два смысла, они непротиворечивы, в конечном счёте описывают одно и то же явление, в обоих случаях можно говорить об использовании тропа (фигуры разные, но это для исследователей), при обеих трактовках речь поэтична и соответствует нормам русского языка. Ошибки нет - я читаю стихотворение, вы или Елене.
Если ночью прошёл дождь, или на траве лежит роса, или асфальт в 5 утра полили машины, тополя в соответствующее время года всё равно пускают пух, им это не мешает. Никак не могут сдержаться. Вон, в окне до сих пор лужи и все машины в каплях, а пух летит.
Моя позиция - не оправдательная, я очень даже люблю покритиковать и поспорить. Вот сейчас с вами спорю - не потому, что Алису люблю, а потому что вы предоставили интересный материал.
Вам что, Каа, 16 лет? Откуда столько жара? Чуть-чуть остыньте, это украсит вашу любовь к справедливости и к языку. И в вашем деле поможет.
Неактивен
Екатерина Максимова написал(а):
В случае с "роящимся тополем" нужно различать два вопроса...
Спасибо, Екатерина.
Да, именно так. Я бы даже сказала, что оба варианта подходят, и оба имелись в виду. Я редко использую тропы - считаю, что их надо экономить, как ненормативную лексику в шуточных стихах - но если использую, то готова упорствовать в том, что это уместно.
Добавила бы, что "пёструю толпу" позаимствовала у Пушкина совершенно сознательно.
Неактивен
Не соглашусь с Екатериной насчёт "роящегося тополя". Смотреть на все тополя или на один, - роится пух, а не тополя(-ль)
Неактивен
Надеюсь, уж меня не заподозрят в низкопоклонстве перед г-жой Деевой))) Стараюсь не "лезть" в ее темы. Но здесь скажу - стихи хорошие, прочные. Я бы уже особо ничего не менял, особенно без передышки. Требуется посмотреть)). Но - только мое мнение.
Главное же, что меня привлекло - доброе начало, светлое в этом стихе.
Это важная штука. Может быть самая важная - над рифмами и образами....
Неактивен
Эх, нет, наверно, во мне доброго светлого начала, Михаил Моя цель была показать несовершенство изобразительных средств, неспособность исскуства передать очарование природы, даже городской Но, "нам не дано предугадать" таки.
Неактивен
Кр.Белинская написал(а):
Не соглашусь с Екатериной насчёт "роящегося тополя". Смотреть на все тополя или на один, - роится пух, а не тополя(-ль)
Ну, представь, что тополь - это муравейник, а пушинки - крылатые муравьи (из-за крыльев они кажутся светлыми), которые вылетают из муравейника. Вообще, роящийся муравейник - настоящее чудо. Вначале он похож на извергающийся вулкан, а потом на пушащееся дерево. Должен же поэт (или хотя бы, может) иногда смотреть под ноги, или поднимать голову вверх?
Но если ты так категорически не любишь метонимии, или конкретно эта не нравится, то подставь что-то вроде "Кружат пушинки над Москвой" - так лучше?
Но вы с Ленкой просто на горло моей песне наступаете. То им, "колёсно рагатые" троллейбусы не нравятся, то роящийся тополь Злые вы.
Неактивен
Нет, Алиса, стихи редко обманывают, люди могут масками тешиться, сам грешен...)) А стихи, если "дышатся" не лгут никогда. Увы, в очень многих стихах видны не совсем лучшие качества их авторов. Ну а обсуждения - это так, полезно, да мало что прибавляет к сути. По технике - разумеется, иной раз очень даже полезно.
Несовершенство средств? Так всегда, всего не передашь... Но бывает и другое - творения становятся выше, точнее по чувствам авторов. Всяко бывает))) А так - по мне лучше быть недовольным своими виршами, чем пустое превозносить.
Хорошие стихи, правда - светлые. Так уж у тебя вышло и люди это заметили. И все пироги)))
Неактивен
Микаэль написал(а):
А так - по мне лучше быть недовольным своими виршами, чем пустое превозносить.
Вот, хотя бы от этого польза критики, а то можно забронзоветь совсем. Опять же, если критик не убедит, то хотя бы разозлит. Иногда это полезно.
Неактивен
Алиса Деева написал(а):
Родился новый летний день.
Субботний шум его наполнит.
Машины пёстрою толпою
По дачам повезут людей.
.
Не нравится этот катрен. На мой вкус "наполнит-толпою" не того...
Неактивен
Ага. Кто-то уже критиковал эту рифму. Но мне это четверостишье нравится. Мне не нравится с фонарями. Будь бы это чужое стихотворение - критикнула бы, наверно. Хотя нет, не стала бы, там не объяснишь почему плохо. Просто жалко звучит строчка и всё. Но лучше пока ничего не придумывается
Неактивен