Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
Я пристреливаюсь к тому, чтобы открыть эту богословскую тему на оживленном православном форуме.
И от вас, дорогие мои интеллектуалы, я прошу для неё корма. То есть, фактический материал из истории культуры и ваши размышления на эту тему.
Лично Алексея прошу не путать эрос с фаллосом.) И т.п.
Неактивен
Как известно с 1987 года, в нашей стране секса нет, а 110 миллионов этнических русских выросли на грядках и вылупились из куриных яиц ("Я не мамина,/Я не папина,/Я на улице росла,/Меня курица снесла"). Но тема эроса значительно шире темы секса. В России её пытались развивать серебряновековцы - тогда это называлось "проблемой пола". Однако развивали крайне неудачно, особенно Василий Розанов - все его попытки подступиться к теме эроса захлебнулись в сексуальных слюнях и подростковой скатологии. Да и в наше время, честно говоря, удачные отечественные спекуляции на эту тему что-то не припоминаю (спекуляции в сугубо научном значении этого термина). Так что риск велик, а под богословским углом зрения - очень велик. Имею в виду риск зарапортоваться.
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Как известно с 1987 года, в нашей стране секса нет, а 110 миллионов этнических русских выросли на грядках и вылупились из куриных яиц ("Я не мамина,/Я не папина,/Я на улице росла,/Меня курица снесла"). Но тема эроса значительно шире темы секса. В России её пытались развивать серебряновековцы - тогда это называлось "проблемой пола". Однако развивали крайне неудачно, особенно Василий Розанов - все его попытки подступиться к теме эроса захлебнулись в сексуальных слюнях и подростковой скатологии. Да и в наше время, честно говоря, удачные отечественные спекуляции на эту тему что-то не припоминаю (спекуляции в сугубо научном значении этого термина). Так что риск велик, а под богословским углом зрения - очень велик. Имею в виду риск зарапортоваться.
На православном форуме я ещё и помидоров рискую сподобиться. Амен.
И не боюсь. Спасибо вам за инфу.
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
В России её пытались развивать серебряновековцы - тогда это называлось "проблемой пола". Однако развивали крайне неудачно, особенно Василий Розанов - все его попытки подступиться к теме эроса захлебнулись в сексуальных слюнях и подростковой скатологии.
Ну раз уж Розанов не сподобился, так остаётся эту тему замалчивать. Я буду замалчивать. Можно ведь заниматься сексом, а сексом не заниматься, я сексом не занимаюсь — темой секса. Я просто им занимаюсь, им самим как естественным отправлением.
Это как ложкой есть. Кому надо, значит, решить с этим проблемы, те идут в ресторан, где их и обслужат. И теории всякие существуют; они в «Поваренных книгах» изложены. А у кого проблем с этим нет, те дома питаются, кушкают.
Так и секс. Дома, когда не проблем. А есть проблемы — иди либо к доктору, это направо, либо иди налево.
Я, вообще-то, чувствую, что Елена вроде бы не то имеет в виду. Но — не воцерковлен, а потому ума не приложу, что ещё тут можно сделать....
Неактивен
Андрей Москотельников написал(а):
Я, вообще-то, чувствую, что Елена вроде бы не то имеет в виду.
Это точно.
Я с подругой беседовала на тему искусства. И у нас зашел спор о Чайковском. Я говорю: смотри, вроде, говорят, грешник он был, а музыка какая светлая! Божий, говорю, дар.
А подруга перевела на Паганини. Мол, есть "дары" от лукавого. И то, что там зал "бесновался", по её словам, и некое "трезвучие сатаны" в музыке. Я потом погуглила - есть некий "тритон дьявола", но он безгрешен, ясное дело). Просто он передает неразрешенное напряжение.
"Пляски смерти" Сен Санса - пример. Сильнейшее выразительное средство - тритон этот. Но дело не в нем, а в сильно воздействующей музыке.
И я стала думать: откуда такие пассионарные творения исходят, если не от Бога? И пришла к выводу: от естественных сил человека. В том числе - эроса - это мощнейшая сила из естественных.
Это контекст. Простите, затрудняюсь изложить более внятно.
Отредактировано Елена Покровская (2020-01-24 20:58:32)
Неактивен
Андрей Москотельников написал(а):
Ну раз уж Розанов не сподобился
Розанов мог бы сподобиться, но... В молодости связался с неуравновешенной и мегеристой Аполлинарией Сусловой, которая вытрясла из него душу (перед этим вытрясла душу из Достоевского), да к тому же была много старше годами. Справившись с травмой, Розанов тайно женился на простой недалёкой бабе, бывшей попадье, тёплой, как русская печка, и страдавшей скрытой формой сифилиса. Совокуплялся с ней наподобие мартовского кота, завывал и постанывал, а потом с наслаждением всё это описывал и предавал гласности - видимо, страдал чем-то вроде подавленного эксгибиционизма. Типа чисто русский поворот темы и подход к вопросу - с таким интимным опытом как ни философствуй об эросе, а обязательно сядешь в сексуальную лужу. Человек он был несомненно и ярко талантливый, но такой путаник, что от чтения его сочинений голова болит.
Елена Покровская написал(а):
На православном форуме я ещё и помидоров рискую сподобиться
Вот потому-то я, в несознательном возрасте крещёный в православии, да к тому же имеющий предков-старообрядцев, избегаю дискуссий на церковно-религиозные темы. Ибо если в меня кинут гнилым помидором, я в ответ могу засветить булыжником.
Неактивен
Да, темы не выйдет. Если у вас такие ассоциации, то что говорить...
Неактивен
Елена Покровская написал(а):
Да, темы не выйдет. Если у вас такие ассоциации, то что говорить...
Мои ассоциации не имеют значения. А вы, Елена, можете попробовать, потому что у вас есть интерес и подготовка. Но пробуйте очень осторожно и деликатно - среди православных обрядоверов много тупиц и дураков.
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Елена Покровская написал(а):
Да, темы не выйдет. Если у вас такие ассоциации, то что говорить...
Мои ассоциации не имеют значения. А вы, Елена, можете попробовать, потому что у вас есть интерес и подготовка. Но пробуйте очень осторожно и деликатно - среди православных обрядоверов много тупиц и дураков.
На том форуме, вообще, таких мало.) Неинтересно им в богословских разделах.
Что ж, послушаюсь вас. Открою.
Неактивен
Эрос - он ближе к фаллосу, да.
Неактивен
Елена Покровская написал(а):
Я с подругой беседовала на тему искусства. И у нас зашел спор о Чайковском. Я говорю: смотри, вроде, говорят, грешник он был, а музыка какая светлая! Божий, говорю, дар.
А подруга перевела на Паганини. Мол, есть "дары" от лукавого. И то, что там зал "бесновался", по её словам, и некое "трезвучие сатаны" в музыке. Я потом погуглила - есть некий "тритон дьявола", но он безгрешен, ясное дело). Просто он передает неразрешенное напряжение.
Елена, прошу прощения, если мои слова покажутся Вам резкими, но то, что Вы написали, отражает крайне наивные представления обывателей о музыке и её творцах.
У Чайковского светлая музыка? Утверждать такое может только человек, который не слышал или не понял Четвёртую и Шестую симфонии, не знает симфонической фантазии "Франческа да Римини", некоторых романсов, оперы "Пиковая дама" и т. д.
Искусство Паганини - дар лукавого? Тоже дремуче-обывательский взгляд. А как же потрясающее Cantabile, музыка которого словно благословляет? А как же Вариации на тему молитвы "Dal Tuo stellato soglio" из россиниевской оперы "Моисей в Египте"?
Неактивен
А это оттого, что в произведениях великих каждый находит то, чего ждёт заранее. Один обыватель решил, что должно быть светлое, так ему хоть Гибель богов, понимаешь, транслируй, он скажет: какая светлая музыка! ( А то, может, она там и впрямь светлая? Может, я не тот пример взял?) А другому хоть Севильского цирюльника крути, музыка которого лично мне кажется наполненной солнцем Италии, так он тоже скажет: мраки! (То есть, может там и впрямь мраки? Может, я опять не тот пример взял?) А третий, кто вроде Вас, дорогая Батшеба, ничего не ждёт, а просто слушает и все понимает: где светлое, где темное, а где и пора бы кому-то пригласить даму на танец.
Неактивен
Батшеба написал(а):
Елена Покровская написал(а):
Я с подругой беседовала на тему искусства. И у нас зашел спор о Чайковском. Я говорю: смотри, вроде, говорят, грешник он был, а музыка какая светлая! Божий, говорю, дар.
А подруга перевела на Паганини. Мол, есть "дары" от лукавого. И то, что там зал "бесновался", по её словам, и некое "трезвучие сатаны" в музыке. Я потом погуглила - есть некий "тритон дьявола", но он безгрешен, ясное дело). Просто он передает неразрешенное напряжение.Елена, прошу прощения, если мои слова покажутся Вам резкими, но то, что Вы написали, отражает крайне наивные представления обывателей о музыке и её творцах.
У Чайковского светлая музыка? Утверждать такое может только человек, который не слышал или не понял Четвёртую и Шестую симфонии, не знает симфонической фантазии "Франческа да Римини", некоторых романсов, оперы "Пиковая дама" и т. д.
Искусство Паганини - дар лукавого? Тоже дремуче-обывательский взгляд. А как же потрясающее Cantabile, музыка которого словно благословляет? А как же Вариации на тему молитвы "Dal Tuo stellato soglio" из россиниевской оперы "Моисей в Египте"?
Зря вы так резко. Я действительно не получила достаточного музыкального образования - оно у меня поверхностное. Но я не обыватель - вот этого ярлыка не надо мне клеить.
О тритоне я так и спорила с подругой, что это бред о его греховности. О Паганини я тоже спорила, что это и не от лукавого. И именно тогда у меня родилась мысль о том, что не все шедевры от Бога либо лукавого. И пришел на ум, в том числе, эрос как естественный некий источник творческих энергий. Не единственный естественный источник - есть ешё гнев, страдания...
Я знаю шестую Чайковского - я считаю, эта музыка родилась в личностном тупике. Надеюсь, тупик не был итогом Чайковского.
Но наш разговор был именно о духовных истоках музыки. И как довод, я использовала личность Чайковского, который, как говорят, был "содомит" (не пропустите здесь поставленные кавычки). Но я говорила ей, смотри, грешник умел писать такую светлую музыку. Не всегда. Но умел!!! Грешник!
А моя подруга не признает, что у грешника может быть дар свыше от Бога. Говорит - это всё от лукавого. И она привела пример Паганини. Тьфу, глупость какая.
И ещё раз извиняюсь, что говорю не на вашем языке. Это есть.
Неактивен
Я на ваш форум и пришла-то затем, чтобы изучать ваш язык - интеллектуалов, интеллигенции в хорошем смысле. Если интересно, могу сказать как его вижу.
Это язык людей с настолько обширным и качественным багажом знаний, что они стесняются высказывать самостоятельные мысли. Ибо боятся знаете, чего?
Они боятся страшного упрёка от собратий: Так это ж не ново... это Толстой (Ерофеев, Солженицын - не важно) сказал.
И оттого они говорят, в основном, цитатами.)
А дурак мнит себя пупом земли, ничего не зная, и кричит: я изобрел велосипед! Не зная при этом, что велосипед уже есть в природе.
Спокойствие! Только спокойствие, как говорил великий Карлсон.
У меня к вам симпатия, в том числе и к ершистому Алексею, и троллящей иногда меня Елене.)
И я не обыватель. Хотя и не такая, как вы.
Я вообще иноязычных люблю.) Общение с ними - опыт. И вам - опыт - общение со мной. Кто против - может молчать вообще. В таком маленьком сообществе, как ваше, молчание - серьезный полемический довод. Абсолютный, ибо если замолчат со мной все, то с кем мне и говорить-то тут? Нет, я уйду. С большим сожалением.
Так и не поговорив с инопланетянами, увы.
Неактивен
Елена Покровская написал(а):
Говорит - это всё от лукавого. И она привела пример Паганини. Тьфу, глупость какая
Именно глупость.
Елена, не переживайте и не обижайтесь. Мы тут все увлекающиеся, иногда перехлёстываем.
А насчёт греховности - помните английский анекдот-притчу про стыдливую викторианскую девицу, которая постоянно думала, что все люди одетые, но под одеждой всё равно голые, и от этой мысли сошла с ума.
Неактивен
Она просто не училась культурологии, а культурология учит: женщину раздеть нельзя! Как детали одежды, что на ней, чего-то там говорят зрителю, -- типа о моде, или о том, что данная женщина одета немодно, то есть опять же о моде, а мода есть сплошные символы, сплошные, панимашь, послания, -- так и обнажённая, женщина предстаёт перед зрителем опять-таки в ореоле знаков и символов. Типа того; может быть, вы поймёте, что я хотел сказать. Вернее, что я усвоил из культурологии. В общем, с ума сойти -- не раздеть. Щас как начну об этом думать...
И о том же самом имеется анекдот из цикла о Ходже Насреддине.
Когда Ходжа Насреддин как-то услышал, что есть страны, где так жарко, что все люди ходят голыми, он спросил: "А как же тогда они различают, где мужчина, а где женщина?"
Неактивен
Тема об эросе на том сайте задалась. До сих пор прирастает активно.
А меня там забанили навеки. За эрос. Причем, не мой. А озабоченного им православного глобального модератора, который исповедует идею, что людям эрос дан для размножения, и всё. Продекларировав это, он начал выкладывать в теме эрокартинки своего уровня. Я вмешалась. Он нахамил мне эротишно. Я сказала открыто: вы хам. Он меня заблокировал.
Тема получилась вполне серьезная, хотя люди разного уровня пишут.
Неактивен
Андрей Москотельников написал(а):
Она просто не училась культурологии, а культурология учит: женщину раздеть нельзя!
Андрей, в этой связи сразу вспоминаю эпизод допроса из "Человека, который смеётся":
- В одной из проповедей вы утверждали, что мышьяк ядовит. Библия это отрицает.
- Библия отрицает, зато мышьяк доказывает.
Елена Покровская написал(а):
А меня там забанили навеки
Елена, есть такие сайты, быть забаненным на которых - большая честь, а отнюдь не горе.
Неактивен
Вы и не представляете, Андрей К, насколько вы правы.
Там удалось за две недели вычленить нескольких единодушных, и есть ещё больше просто интересных людей разных конфессий, иудеев, кришнаиты есть, атеисты, агностики, общение живое.
Администрация вертухайская. На этом форуме с крупными буквами написанным названием "Миссионерский" миссионируемых встречают такими прикрепленными сверху раздела о работе форума словами:
Прошу постоянных посетителей этого форума учесть, что:
- любые неадекватные юзеры форума будут удалятья мною с форума вместе со всеми темами и сообщениями, если они будут использовать мат в сообщениях, переходы «на личность», даже просто неадекватное поведение и т.п.
Я не борюсь за «Посещаемость форума», мне «до лампочки» его типа «рейтинг с сетях» и т.п. Этот форум предназначен для именно людей, а не для тех, кто пришел сюда «типа высказаться», «ответить как-то на свои личные обидки» и т.п.
Зарегистрироваться там не очень просто, надо пройти проверку модератором.
И на форуме нет контактов для доступа извне для апелляции. И бан по айпи подразумевает не только невозможность авторизоваться, но и читать. Это вообще на месть похоже. Злобную и радостно-властную. Я думаю, людей на это толкает страх.
Я. тем не менее, довольно мирно к этому отнеслась. За две недели я вникла в дух форума и отдельных людей, обогатилась новым опытом, организовала несколько тем со свежими мыслями, они работают... Миссия среди единоверных выполнена.)
Общаюсь на дебюте, тут...
Отредактировано Елена Покровская (2020-02-03 07:20:15)
Неактивен