Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
В недолгую бытность мою в составе так называемого журналистского пула при одной очень высокопоставленной российской персоне – довелось вместе с персоной слетать в большой центральночернозёмный промышленный город, на расположенный там авиазавод.
В час отлёта в Москве было +15, и дул резкий пронизывающий северо-западный ветер.
В час прилёта в авиагороде было +35, и дул слабый юго-западный ветерок.
Очень высокопоставленной российской персоне для перемещений по территории страны был предоставлен служебный самолёт Як-42. Ко времени, когда происходила рассказываемая история, этот белоснежный красавец лайнер постройки начала 1980-х годов хоть и сделался уже несколько староват, но своему прямому назначению – летать по воздуху – ещё вполне соответствовал. До пункта назначения, отстоявшего от столицы на 450 километров, он должен был домчать нас менее чем за час. Поездка на кортеже служебных автомобилей, даже в сопровождении эскорта милиции и охраны, заняла бы не менее 4 часов только в одну сторону – ибо расчистить трассу на столь протяжённом участке до состояния «зелёной улицы» не представлялось возможным.
В салоне старины Як-42 было привычно, по-советски, тесно и неудобно. Но очень высокопоставленная росийская персона оказалась человеком не чванным и простым в общении. Все участники рейса разместились, что называется, без чинов, в соседних креслах, и во время полёта мило беседовали о разных разностях, как старые приятели.
Летние просторы Центральной России остались неувиденными – основную часть полёта ЯК-42 шёл на высоте около восьми километров, и земля внизу тонула в мутной серо-зелёной дымке. И город разглядеть тоже не удалось – авиазавод и заводской аэродром располагались на его окраине, так что вместо панорамы города перед глазами предстало скопище садовых участков. Пройдя над ними на бреющем полёте, машина совершила посадку как-то совсем незаметно – пилот, надо отдать ему должное, превосходно знал своё дело.
Самолёт подрулил почти вплотную к сборочному корпусу. Едва ступив на трап, я почувствовал себя замороженным антрекотом, который из морозильной камеры переместили в разогретую духовку – разница столичной и местной погод оказалась ощутительной.
Заводское начальство к визиту подготовилось очень хорошо. Вокруг не было ни единой человечьей души, ни одной бродячей собаки, даже птицы не пели и кузнечики не стрекотали. Наша группа проследовала по асфальтированной дорожке прямо к воротам сборочного цеха. Ворота, как по команде, широко распахнулись – и ощущение антрекота у меня сменилось ощущением известного киноактёра, идущего по красной ковровой дорожке Каннского фестиваля: нас встретили дружный гром аплодисментов, вспышки фотокамер и лазоревые глазки видеокамер.
Высокопоставленного шефа заводчане знали в лицо, в то время как все остальные визитёры оставались для них анонимными. По этой причине со всеми нами обращались весьма почтительно – на всякий случай, и вокруг каждого из нас неизменно выдерживалось небольшое приватное пространство. Я не преминул отметить для себя, что, в случае частого повторения такой ситуации, даже рядовой гражданин неизбежно должен будет проникнуться сознанием собственной значительности. Работал эффект «человека из королевской свиты».
Визит был протокольно-церемониальный, никакие важные заявления не предполагались. Высокопоставленный шеф, не любивший долго говорить, произнёс приличествующую случаю речь длительностью около десяти минут. Затем совершились церемония возложения венков к памятнику заводчанам, погибшим во время войны, короткий визит в заводоуправление для беседы с руководством предприятия и нечто вроде гибрида заводской планёрки с пресс-конференцией. Выйдя из здания заводоуправления, высокопоставленный шеф пообщался также с группой молодых людей.
Описанные события заняли в общей сложности около трёх часов. Всё это время я, успевший изрядно размякнуть и осоветь от жары, набрасывал в блокнотике кустарную стенограмму, на основе которой должен был написать и отправить в столицу короткую репортёрскую заметку-отчёт объёмом не более 3 000 знаков, предназначенную для публикации на первой полосе официозной газеты.
Тут-то и начались сложности.
Наговорить текст по мобильному телефону я не мог – на другом конце невидимого провода его некому было с такой скоростью записать. Портативных компьютеров, подключённых к беспроводному Интернет-каналу, у журналистов пула тогда ещё не было – ставка делалась на журналистскую смекалку.
Оставался единственный выход – найти подключённый к Интернету настольный компьютер, опрометью набарабанить текст и отправить его обычной электронной почтой.
Вернувшись в здание заводоуправления, светя направо и налево аккредитационной карточкой, я приступил к поискам заветного компьютера. Через несколько минут выяснилось, что подходящих по параметрам объектов на территории завода всего ДВА – один в кабинете директора завода, другой в приёмной его секретарши.
Харизма столичного визитёра помогла – секретарша уступила моим домогательствам без особого сопротивления. Никогда в жизни мне ещё не приходилось импровизировать и набивать текст так быстро...
Обратный перелёт в столицу совершился нормально. Из совершенно безлюдного, но тщательно охраняемого правительственного аэропорта нас заботливо развезли по домам на микроавтобусе.
А через месяц я сложил с себя обязанности и покинул журналистский пул при высокопоставленной персоне. Оставшиеся при персоне смотрели на меня, как на безумца. Но поступить иначе я не мог. Мысль, что всю оставшуюся жизнь придётся посвятить таким вот перелётам-визитам и строчению официозных отчётов о них – эта мысль лишила меня душевного равновесия.
Неактивен
Пусти меня, отдай меня, Воронеж...
Неактивен
Не, у меня ассоциация тоже стихотворная, но куда более простенькая и совершенно непечатная...
Неактивен
Кабы только не этот мой девичий стыд...
Неактивен
"Я б тебя, грубияна-нахала,
Матюгами бы отполыхала!"*
*(Прим. ред.: Цытируется неточно, с ашипкаме)
Неактивен
А вот тоже летать не люблю. Наверное, всё же на земле как-то спокойнее копыта откинуть (надеюсь, это правильный оборот и не близкий к подогнувшимся коленям, хотя, по-моему, есть в этом что-то сходное). Кстати, мне журналисты рассказывали (которые женщины), что крайне сложно бывает получить интервью, на что только ни идут и как только ни завлекают. В этой связи у меня, Андрей, вопрос - а мужчины чем завлекают при взятии интервью?
Неактивен
Лена, у меня по этой части опыт очень незначительный. Не люблю это дело, всегда от него уклонялся. Четыре-пять интервью за всё время, что журналиствую. Завлекать не приходилось - интервьюируемые сами напрашивались, поскольку не были избалованы вниманием прессы.
Бегают от интервьюеров в основном зажравшиеся попсовые дивы. Интервью в печатных изданиях их не устраивают - блеску мало. Им подавай телеинтервью - покрасоваться...
Летать я тоже не люблю. Откровенно боюсь, и не стесняюсь в этом признаться.
Неактивен
Мне вот думается, что нынче интервью в основном за деньги дают. Не хочу сказать, что СМИ так вот уж совсем на коммерческие рельсы вышли, но что-то близкое явно наблюдается. Мне интересно - это чисто российские реалии - или во всём мире так? У меня ещё совсем сопливой брала интервью одна английская газета, всё интервью сами написали - и спросили - ok? Ну, мне это не понравилось, что так вот - я бы могла побольше наговорить, но пришлось согласиться. И денег не дали.)) Мне кажется, сейчас многие работают по этой схеме - по сути дают готовый текст интервьюируемому, поэтому я нынче не знаю, когда интервью читаю, кто сам говорит, а кто просто кивнул. Вот такие пироги.
Неактивен
Да, интервью, написанные журналистом и подмахнутые интервьюируемым - не редкость. Но так обычно делают в трёх случаях: 1) если интервьюируемый совсем дурак и двух слов связать не может, 2) если он страшно занятой, 2) если он страшно ленивый.
Гонорар за интервью могут требовать только очень "медийные" персоны с коммерчески успешной мордой. Знаю несколько случаев, когда не Бог весть какие зарвавшиеся особы требовали гонорар - но после того, как их посылали подальше, они соглашались и бесплатно
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Знаю несколько случаев, когда не Бог весть какие зарвавшиеся особы требовали гонорар - но после того, как их посылали подальше, они соглашались и бесплатно
Вообще-то в таких случаях очень спорный вопрос, то кому башлять должен - бо реклама интервьюируемому не меньше, чем профит интервьюирующему изданию
Неактивен
Насчет рекламы - фуфло. Кому реклама нужна - они сами обращаются за рекламой. Просто есть скупердяи и лгуны, а есть порядочные люди, что и сами зарабатывают, и другим дают.
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Летать я тоже не люблю. Откровенно боюсь, и не стесняюсь в этом признаться.
"Он что, летать боится?" - "Он не летать боится - он разбиться боится". (Из одной американской пьесы.)
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Заводское начальство к визиту подготовилось очень хорошо. Вокруг не было ни единой человечьей души, ни одной бродячей собаки, даже птицы не пели и кузнечики не стрекотали. Наша группа проследовала по асфальтированной дорожке прямо к воротам сборочного цеха. Ворота, как по команде, широко распахнулись – и ощущение антрекота у меня сменилось ощущением известного киноактёра, идущего по красной ковровой дорожке Каннского фестиваля: нас встретили дружный гром аплодисментов, вспышки фотокамер и лазоревые глазки видеокамер.
Такой приём устраивать на заводе, который практически никакой продукции не выпускал!
Да, раньше времена были другие. Аналогичный визит, свидетелем которого я оказался, работая на Горьковском авиазаводе на рубеже 70-80 годов:
На завод прилетел курировавший в те времена оборонную промышленность секретарь ЦК КПСС Долгих. Ни одного корреспондента или фотографа. Двое ребят в штатском за полчаса до появления высокого гостя зашли в здание, заставили убрать в другой конец цеха кой-какое оборудование, перегнать кран-балку (не дай бог крюк свалится на голову Владимира Ивановича!). Время было позднее – конец рабочего дня, в цеху несколько ИТР –овцев и не более десятка слесарей-сборщиков. Долгих вошёл в цех в сопровождении главного инженера, нач. цеха и ещё нескольких представителей администрации. Главный рассказал ему что-то о работе нашего цеха. После этого высокое начальство пожелало поговорить с народом – нам дали знак, мы приблизились и выслушали маразматические мысли о необходимости развития подсобных хозяйств на предприятиях оборонной отрасли. Он рассказал нам о важности сбора пищевых отходов для этих самых подсобных хозяйств, привёл пример того, как в Германии используются вторичные ресурсы - якобы видел своими глазами: „Даже ногти после маникюра и педикюра собираются в коробочки и сдаются на предприятие, производящее пуговицы. Пожал руку почему-то лишь старшему нормировщику и улетел. Вопрос, который был подготовлен мастерами и технологами цеха: почему в последнее время мы получаем так мало свёрел из "быстрореза" Р18? - нам задать не удалось. Так и сверлили мы до конца СССР хромансиль, титан и нержавейку (самолёт, который мы выпускали тогда, на 80% изготавливался из высокопрочных сталей) "деревянными" свёрлами.
Отредактировано Яков Матис (2012-09-03 10:59:23)
Неактивен
Яков, описываемое время - конец мая 2007 года. Завод в то время выпускал самолёты Ил-96-300. А визит был не более чем представительский - поскольку высокое лицо не имело никакого отношения к экономике вообще и к технической политике в частности. Лицо было законодательное.
Неактивен
Понятно, просто вспомнилось в связи с Вашей зарисовкой, Андрей, „славное“ прошлое авиапрома СССР и грустное
настоящее авиапрома России. Ил-96 ведь с 1993 года серийно выпускают. Целых 28 штук построили, по полторы машины в год – слёзы наворачиваются, а начальство визиты / приёмы организует.
Неактивен
Яков Матис написал(а):
Понятно, просто вспомнилось в связи с Вашей зарисовкой, Андрей, „славное“ прошлое авиапрома СССР и грустное
настоящее авиапрома России. Ил-96 ведь с 1993 года серийно выпускают. Целых 28 штук построили, по полторы машины в год – слёзы наворачиваются, а начальство визиты / приёмы организует.
В тот раз в цехе стояли 2 самолёта. Один - внешне почти готовый (степень готовности я не смог определить - не спец). Второй - фюзеляж без крыльев и оперения, с раскрытой "начинкой" салона и без кресел.
Неактивен