Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
Осмелюсь предложить:
http://www.nevskoevremya.spb.ru/vzglyad/4041/klassikipredkiilisovremenniki/
Неактивен
"Мы, нынешние, не умнее и не талантливее их – всего лишь опытнее". Не совсем так. Мы не опытнее, а просто живем в другом, так сказать, хронотопе. Где энергия информации наиболее влиятельна. Иная цивилизация, социокультура, человек - даже физически не тот, что сто лет назад, и проч. А классики, бесспорно, всегда современны. Ибо духовны. Вот духовность не имеет границ и рейтингов "ай кью".
Что касается школы - полностью согласен. Методологии преподавания нет. Отсюда все беды и идиотизм постсоветский, извращенный.
Отредактировано Александр Клименок (2008-01-26 00:17:20)
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
И этот лживый миф столь успешно вбили в массовое сознание, что и по сей день большая часть интеллигенции просто не представляет себе, каким образом можно оценить классический текст, кроме как с точки зрения содержащихся в нем обличений буржуазного торгашества, разоблачений имперской бюрократии, сочувствий маленьким человекам, срывания всех и всяческих масок и призывов к решительному революционному обновлению.
Андрей, мне думается, что когда в программах будет убраны клише прогрессивности русской классики, молодые люди сами будут находить в ней предтечи выстрелу Авроре... И уже находят, и именно молодые: http://krasnaya-zastava.ru/forum/viewforum.php?f=25
С другой стороны даже интересно, как новые хрестоматии будут толковать "Ревизора", "Отцов и детей" и, особенно, горьковские пьесы
Отредактировано Евгений А. (2008-01-26 00:11:27)
Неактивен
Евгений, а где конкретно и что конкретно? Там, по этой ссылке, слишком много тем и разделов... К тому же я по своему опыту знаю, что такое марксистская интерпретация литературных явлений. Ничего более тупого придумать нельзя. Имеет ли смысл дискутировать с людьми, страдающими идеологической опухолью мозга? Марксисты ОРГАНИЧЕСКИ неспособны усваивать принципы эстетики, идущие не от Карла Генриховича - для них это как для рыб воздух.
Неактивен
Александр Клименок написал(а):
Что касается школы - полностью согласен. Методологии преподавания нет. Отсюда все беды и идиотизм постсоветский, извращенный.
Александр, а меня вообще убивает тот факт, что УМЕНИЕ ЧИТАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ в нашей богоспасаемой стране, всегда кичившейся своей "читательностью", оказалось редким даром. "Гляжу в книгу - вижу фигу" - это не хохма, а проклятие. У нас могут вычитать из книги что угодно, кроме того, что в ней действительно содержится. А уж убеждение "Незачем читать, если из этого никакой пользы" - его и обухом не вышибешь.
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
...меня вообще убивает тот факт, что УМЕНИЕ ЧИТАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ в нашей богоспасаемой стране, всегда кичившейся своей "читательностью", оказалось редким даром.
Мне ближе определение художественного произведения - как виртуальной ("живой") модели событийности, в которой читатели формируют свои рефлексы цивилизованности и заменяют ими звериные в подсознании...
Современная аналогия лит.произведения - интерактивный симулятор действительности, дающий навыки либо строить-созидать, либо бродить-мочить... Так не рано-ли, наблюдая нынешнюю, "свободную" эволюцию киберигр - не видеть в них нейропрограмного разрушителя нашей цивилизованности и призывать к лишь эстетской форме в изучении литературы (так, во всяком случае, я понял) ?
Давайте представим, что вместо русской классики в школе начнут проходить... хрестоматию компьютерных игр - от "Doom" и далее (их уже много - как комиксов по нашей истории и литпроизведениям) без всяких "нигилистов" и т.п., а ведь так и может выйти - если мы откажемся от прогрессорства в "толковании" классики и начнем закрывать ее "зеркала"... И первый, кто скажет спасибо за развенчанного Толстого, будет РПЦ...
Вы не помните, что писали в западных рецензиях к лимоновскому Эдичке? Примерно так - "наконец у русских появился литератор БЕЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОДТЕКСТА - ПРОСТО ПИСАТЕЛЬ" (с)
Андрей, так что же есть правильное "УМЕНИЕ ЧИТАТЬ", и особенно - "не просто" писателей?
Отредактировано Евгений А. (2008-01-27 21:23:16)
Неактивен
Европа в 13-16 веках проделала огромный путь, приведший ее к тому уровню гуманитарной культуры, выше которого в истории человеческой цивилизации пока ничего нет. Путь, естественно, не безоблачный. Но это был именно путь к культуре.
Россия же – силою обстоятельств – именно в эти века неудержимо сползала с европейского пути, и к концу 16 столетия оказалась на культурно-интеллектуальных задворках, где благополучно пребывала до начала 19 столетия. Убийственный факт: фольклорная традиция и анонимная литература у нас начали потихоньку размываться только в послепетровское время, не говоря уж о том, что в эпоху «царя-реформатора» наблюдался другой убийственный феномен – полный коллапс словесности аккурат на все время его правления. Если же вспомнить знаменитый петровский указ 1718 года, предписывавший «казнить смертию того, кто запершись пишет», то становится совсем весело.
В 1602 году в Англии появляется шекспировский «Гамлет», а в России в том же году – «Повесть о Ерше Ершовиче»... Как говорится, почувствуем разницу.
Что бы там ни толковали литературные «патриоты», но факт есть факт: почти ровно 500 лет (условные даты 1300-1800) русская словесность плесневела в забросе. И поэтому эффект аккумуляции, наступивший к началу 19 столетия, оказался взрывоподобен. «Век чтения», тот самый 19-й, стал для России в известном смысле эпохой компенсации за полутысячелетнюю немоту, выработавшаяся наконец-то привычка к чтению в известном смысле вытащила нас из интелектуальной ямы и сделала людьми.
Но у эпохи была и оборотная сторона. Сожрать столько в один присест, не подавившись, не закашлявшись и не расстроив желудок – практически невозможно. Мы многое наверстали из упущенного, но далеко не все сумели понять и переварить. И в итоге на европейскую литературную стезю так и не вернулись – остались хоть уже и не в хвосте, но на обочине.
Прославление великой русской классики 19 века – также оборотная сторона. На этот раз - оборотная сторона комплекса неполноценности. Громче всех про великую русскую классику вопят те, кто ее не читает – по тому же принципу, по которому вор громче всех орет «Держи вора!»
Приохотить человека к чтению русской классики можно только одним способом – если с младых ногтей держать его в атмосфере этой классики сообразно возрасту. Не рассказывать про ее чудесные достоинства, а преподносить ее самоё – читать, читать, читать... Откинуть все интерпретации, толкования и прочие поповско-марксистские штучки – только читать. Придавать чтению игровой, занимательный, чуточку даже развлекательный характер – ни на что человек не клюет так быстро, как на получение развлечения и удовольствия.
Разумеется, известному проценту людей и русская классика, и любая другая литература всегда будут до фонаря и лампочки. Это нормально. «Неписьменные» люди есть в любой культуре, их довольно много, и «приобщать» их насильно – зряшный труд. А дело-то в том, что наша российская программа «культурно-образовательного приобщения» фактически насильственна. Авторитарность образовательной стратегии, принцип обязательности изучения предметов срабатывают лишь в преподавании позитивных знаний и прикладных навыков. Гуманитарная составляющая не относится к позитивным и прикладным, она системна по-другому, она не усваивается «вдалбливанием». По этой причине все попытки «преподавания» литературы в школе дают обратный эффект – вырабатывается устойчивый негативизм по отношению к ней. Тем более что все преподавание методологически восходит едва ли не к монастырским школам, а психологическая незрелость и неподготовленность обучаемых попросту не учитываются.
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Европа в 13-16 веках проделала огромный путь, приведший ее к тому уровню гуманитарной культуры, выше которого в истории человеческой цивилизации пока ничего нет. Путь, естественно, не безоблачный. Но это был именно путь к культуре.
Я бы так адназначна не заявлял.
В те века Европа занова училась умножать в столбик (грубо говоря).
Но есть культура Древнего Китая и Индии, например. А чем не глубока персидская культура? Та же Античность?
А европейцы как первоклашки - научились писать одну букву и носятся с ней как с великим открытием.
Выучили еле-еле таблицу умножения, и уже считают себя вправе учить мудрости весь остальной мир... как правило - штыками...
Пора бы уже слезть с пьедестала памятника самому себе. )))
Неактивен
Бикинеев Виталий написал(а):
Андрей Кротков написал(а):
Европа в 13-16 веках проделала огромный путь, приведший ее к тому уровню гуманитарной культуры, выше которого в истории человеческой цивилизации пока ничего нет. Путь, естественно, не безоблачный. Но это был именно путь к культуре.
Я бы так адназначна не заявлял.
В те века Европа занова училась умножать в столбик (грубо говоря).
Но есть культура Древнего Китая и Индии, например. А чем не глубока персидская культура? Та же Античность?
А европейцы как первоклашки - научились писать одну букву и носятся с ней как с великим открытием.
Выучили еле-еле таблицу умножения, и уже считают себя вправе учить мудрости весь остальной мир... как правило - штыками...
Пора бы уже слезть с пьедестала памятника самому себе. )))
Виталий, я понимаю... Это, конечно, предмет для дискуссии, требующий преогромных текстов. Я по убеждениям законченный европоцентрист. К цивилизациям Востока по ряду причин отношусь весьма скептически, но "обосновывать" здесь этот свой скепсис не буду - повторюсь, для этого нужны толстые тома. Единственное, что скажу: европейская цивилизация выросла из греко-римской античности, разделять их нельзя. И старый тезис "Европа потому возвысилась, что ограбила весь остальной белый свет" я не разделяю, потому что он ложный. Фундамент европейской цивилизации был заложен задолго до эпохи колониализма, исключительно своими силами.
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Приохотить человека к чтению русской классики можно только одним способом – если с младых ногтей держать его в атмосфере этой классики сообразно возрасту. Не рассказывать про ее чудесные достоинства, а преподносить ее самоё – читать, читать, читать... Откинуть все интерпретации, толкования и прочие поповско-марксистские штучки – только читать. Придавать чтению игровой, занимательный, чуточку даже развлекательный характер – ни на что человек не клюет так быстро, как на получение развлечения и удовольствия.
Совершенно согласна. Только мне кажется, это верно и в отношении любого чтения вообще. Почему-то в школах всё делается с точностью до наоборот. Возьмём хотя бы того же "потного Гарри", хорошего тем, что младшекласники читают его добровольно, и при том, он всё же содержательней комиксов, страшилок и анекдотов. Заставьте детей писать сравнительные характеристики героев, или сочинения на тему "За что мне нравится Гарри Потер" и ненависть подрастающего поколения к сему чтиву обеспечена надолго.
Неактивен
Алиса Деева написал(а):
Совершенно согласна. Только мне кажется, это верно и в отношении любого чтения вообще. Почему-то в школах всё делается с точностью до наоборот. Возьмём хотя бы того же "потного Гарри", хорошего тем, что младшекласники читают его добровольно, и при том, он всё же содержательней комиксов, страшилок и анекдотов. Заставьте детей писать сравнительные характеристики героев, или сочинения на тему "За что мне нравится Гарри Потер" и ненависть подрастающего поколения к сему чтиву обеспечена надолго.
Да, Алиса, верно. Помнишь, как в конце 1980-х в школьную программу включили "Чевенгур" Платонова? Прежде за чтение этой книжки можно было срок получить - "антисоветская литература"... И читали ее в западных изданиях, ночью, под одеялом. Как воткнули в школьную программу - прощай, Платонов... Да и вещица-то сама по себе трудночитабельная, на взрослых любителей, и вообще Платонов - писатель не для всех. Так что ход был гениальный, еще одного угробили если не навсегда, то надолго. У моих знакомых внуки в гимназии - их там насилуют Солженицыным. Еще немного - и ребята созреют, чтобы поехать и выдрать Исаичу бороду с корнем.
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Виталий, я понимаю... Это, конечно, предмет для дискуссии, требующий преогромных текстов. Я по убеждениям законченный европоцентрист. К цивилизациям Востока по ряду причин отношусь весьма скептически, но "обосновывать" здесь этот свой скепсис не буду - повторюсь, для этого нужны толстые тома. Единственное, что скажу: европейская цивилизация выросла из греко-римской античности, разделять их нельзя. И старый тезис "Европа потому возвысилась, что ограбила весь остальной белый свет" я не разделяю, потому что он ложный. Фундамент европейской цивилизации был заложен задолго до эпохи колониализма, исключительно своими силами.
О корнях не спорю, не зачем, а вот, о величии и недосягаемых высотах...
Один пример:
Сомадева (кашмирский поэт) и его "Океан сказаний".
Из предисловия книги: Сомадева. Незвичайні пригоди царевича Нараханадатти. Переклали з санскриту Ігор Серебряков та Олег Микитенко. Київ. Видавництво художньої літератури "Дніпро", 1984.
(оригинальный текст на украинском - перевожу)
с. 5
"Книга... родилась 900 лет тому назад... Её творец,... принадлежит к числу классиков мировой литературы не менее, чем Чосер или Боккаччо... Что это за книга? Автор дал ей название "Катхасаритсагара", что в буквальном переводе означает "Океан, образованый потоками сказаний". Такое название сразу же создаёт впечатление чего-то единого и грандиозного и одновременно разнообразного. Это название очень точно характеризует внутреннюю структуру этого огромного произведения из 21 388 двухрядных стихов - в нём есть несколько мощных потоков, самостоятельных сюжетных линий и независимых сюжетов, которые, в свою очередь, как бы создаются множеством более менее значимых сюжетных рек, притоков и ручьёв, которые в своём течении порождают староречья, озёра, запруды".
...
с. 6
"Известны три версии "Брихаткатхи" на санскрите - непальская "Брихаткатхашлокасанграха" ("Избранные строки из "Брихаткатхи") Будгасвамина и две кашмирские; предшественником Сомадевы был его старший современник Кшемендра - поэт, теоретик литературы, историк. Его произведение "Брихаткатхаманджари" ("Ростки "Великого слова") было написано, очевидно, лет на 25-30 раньше "Океана сказаний" Сомадевы. Произведения обоих авторов... сюжетно близки между собою...
...
с. 7
... однако, существенно отличаются: по объёму - поэма Кшемендры в три раза меньше; по количеству сюжетов рассказов - у Кшемендры их 80, у Сомадевы почти 400; наконец, касаемо стиля - первый лаконичный до сухости, второй щедрый, хотя и в меру, что определено "целесообразностью", "аучитьей".
...
"Океан сказаний", это выдающееся произведение, написанное девятьсот лет тому..., стало известно в Европе только в начале XIX ст. В 1824 г. выдающийся английский индиолог Х. Х. Вильсон изложил его содержание и дал краткую характеристику самого произведения. С тех пор более полутора столетия продолжается переводческая и исследовательская работа над текстом одного из величайших произведений мировой литературы. В 1839 г. Г. Брокгауз начинает издание текста на санскрите, свой перевод пяти книг на немецком языке и изложение содержания остальных книг. В 1847 г. один из пионеров индологии в России К. Коссович публикует на русском языке перевод отрывка из этого произведения - "Повесть про Джимутавахана".
...
с. 9
После К. Коссовича на русском языке появлялись только некорые немногочисленные истории из "Океана сказаний", аж пока с 1967 по 1982 г. был издан наконец полный перевод*.
-----------
* Имеется в виду:
Сомадева. Повесть о царе Удаяне. Пять книг из "Океана сказаний". Пер. с санскрита П. А. Гринцера и И. Д. Серебрякова. Предисл. и примеч. П. А. Гринцера. М., 1967.
Сомадева. Необычайные похождения царевича Нараваханадатты. Пер. с санскрита, послесл. и примеч. И. Д. Серебрякова. М., 1972.
Сомадева. Дальнейшие похождения царевича Нараваханадатты. Пер. с санскрита, послеслов. и примеч. И. Д. Серебрякова. М., 1976. (В перводе брали участие также С. Л. Невелева и Р. А. Тазетдинова).
Сомадева. Океан сказаний. Избранные повести и рассказы. Пер. с санскрита, послесл., примеч. и глоссарий И. Д. Серебрякова. М., 1982.
...
с. 14
Всё огромное произведение, включая историю Гунадгьи и его "Великого слова", разделено на восемнадцать книг разного объёма.
---------------
От себя добавлю - в произведении использован интересный приём: сюжетные линии вложены одна в другую по принципу матрёшки, которые сначала последовательно одна в другой разворачиваются, а потом, во второй половине книги, завершаются. И приходится "бегать" от конца к началу, чтобы вспомнить, какой сюжет чему соответствует. )))
---------------
---------------
"Кто моооожет сравнится с Матильдой моей?"
Неактивен
Виталий, и это понятно. Я ведь не говорю, что европейскую цивилизацию надо на постамент, а остальные закопать и забыть. Всем есть место под солнцем. Я всего лишь выражаю скепсис по поводу возможности свободного взаимодействия цивилизаций хотя бы на уровне культурного наследия. Как у нас это себе представляют - ты знаешь: взял книжку, прочел, увлекся, завернулся в оранжевую простыню, обрил башку - и айда гулять по улицам с воплями "Харе Кришна!" Пример примитивный. крайний. Но в общем и целом все примерно так. Но я-то толковал о европейской литературе - и только о ней, не вдаваясь в компаративистику, кто прогрессивней и кто глыбже занырнул в океан премудрости. Европейская литература предельно антропоцентрична, в этом - ее огромное достоинство, за это я ее и ценю. У литератур Востока (индо-буддийской традиции) есть свои достоинства. Но что меня в них отталкивает - так это засилие метафизической традиции, чрезмерная сосредоточенность на внефеноменальном мире. А скажем, китайские (т.е. конфуцианские) классические романы, на которые я угробил немало времени просто из принципа, чтобы не быть голословным - поражают, наоборот, предельной конкретностью принципов изображения, полнейшим ОТСУТСТВИЕМ метафизической составляющей, воинствующим позитивизмом их эстетики и поэтики.
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Европейская литература предельно антропоцентрична, в этом - ее огромное достоинство, за это я ее и ценю. У литератур Востока (индо-буддийской традиции) есть свои достоинства. Но что меня в них отталкивает - так это засилие метафизической традиции, чрезмерная сосредоточенность на внефеноменальном мире. А скажем, китайские (т.е. конфуцианские) классические романы, на которые я угробил немало времени просто из принципа, чтобы не быть голословным - поражают, наоборот, предельной конкретностью принципов изображения, полнейшим ОТСУТСТВИЕМ метафизической составляющей, воинствующим позитивизмом их эстетики и поэтики.
Увы, все религии (а значит и культуры, и литературы как неотъемлемые их части), предполагающие наличие высших сфер и миров, противопоставляют мир духовный и мир физический. И сосредоточенность на внефеноменальном мире есть и у христианских мистиков, и у многих деятелей различных областей европейской культуры.
В отношении собственно европейской традиции у меня противоречивые чувства: с одной стороны - я за демократизацию и не только за декларацию прав и свобод, но и их соблюдение; с другой стороны, все явления я рассматриваю в первую очередь по шкале естесственно-противоестесственно, и с этой позиции в европейской культуре не всё в порядке.
Что я имею в виду?
В общебиологическом плане самый большой приоритет имеет жизнь вообще, как форма существования материи - законы, подпадающие под её "юрисдикцию" и её интересы обязаны выполнятся в первую очередь и безоговорочно. Гораздо меньший приоритет у отдельных биологических видов, в своих интересах жизнь, как более вышестоящая "инстанция", может пожертвовать целым видом ( и не одним), если тот не укладывается в требования её "кодексов". Эта пирамида многоступенчатая и на самом дне её - интересы отдельных особей, которыми жертвуют в первую очередь.
К человеку как биологическому виду эта схема также имеет прямое отношение. И попытки отделить человека от всего остального животного мира, с моей точки зрения, - лукавство, лицемерие и демагогия. А, значит, идея уравнять интересы личности с интересами общества в целом (а тем более поднять приоритет отдельной личности над общественными интересами) - идея противоестесственная (хвост начинает махать собакой, а не собака хвостом).
Так что, антропоцентричность европейской литературы ( и культуры, и цивилизации) я не могу рассматривать как достоинство скорее наоборот - это проявление эгоизма, тщеславия и гордыни. И элементарное проявление инстинкта самосохранения у слабых по отношению к сильным (в широком смысле этого слова, а не только с точки зрения грубой физической силы), что в конечном итоге приводит к вырождению цивилизации в целом. И причина большинства проблем современной цивилизации - именно идея антропоцентричности.
С этой точки зрения восточные культуры, с их крайней личной несвободой, выглядят более здоровыми, т. к. более естесственны (с расстановкой приоритетов - всё в порядке).
А индусы-буддисты вообще молодцы - говорят не о белом и не о чёрном, а о принципе равновесия того и другого и неразрывной связи одного с другим.
Для примера:
почему порох изобрели китайцы, а огнестрельное оружие (т. е. применение разрушительной силы пороха против себеподобных) через тысячу лет (!) изобрели в Еропе? Разве причина в глупости китайцев и смекалке европейцев? Отнюдь. Думаю причина в различии мировоззрений и в моральных принципах там и там господствующих религий и верований. И их соблюдении.
Неактивен
Виталий, я со всем согласен. Извращенное понимание гуманизма в европейской цивилизации сейчас пересматривается - медленно, но пересматривается. Человекобога больше не будет - он показал, на что способен. То, что обе мировые войны начались в Европе - это я никогда не забывал. А меня беспокоит, что мы, какие-никакие европейцы, все еще болтаемся на обочине и на задворках. Все еще оперируем идеями уровня и времен Маккиавелли и эпохи Просвещения. Все еще надеемся, что где-то там, на Востоке или на Западе, можно будет по дешевке купить плодотворную идейку, которая нас будет сама кормить. Или откопаем эту идейку у себя на огороде... Потому-то я и лезу с кулаками на "идейные интерпретации" русской классики, что в лоне сложившейся традиции "интерпретации" все это ни к чему не ведет, кроме как к пропаганде очередной революции, очередной гражданки и очередного голодомора.
Неактивен
Солидарен и жму руку.
Неактивен
Перечитывая сборник "Русская фантастическая проза XIX-начала XX века", наткнулся на рассказ А.Куприна "Тост", отрывок:
Друзья мои! Может быть, я говорю давно известные общие места? Но я не могу поступить иначе. Сегодня с утра я читал, не отрываясь, замечательную и ужасную книгу. Эта книга - История революций XX столетия.
Часто мне приходило в голову: не сказку ли я читаю? Такой неправдоподобной, такой чудовищной и нелепой казалась мне жизнь наших предков, отдаленных от нас девятью веками.
Порочные, грязные, зараженные болезнями, уродливые, трусливые - они были похожи на омерзительных гадов, запертых в узкую клетку. Один крал у другого кусок хлеба и уносил его в темный угол и ложился на него животом, чтобы не увидал третий. Они отнимали друг от друга жилища, леса, воду, землю и воздух. Кучи обжор и развратников, подкрепленные ханжами, обманщиками, ворами, насильниками, натравляли одну толпу пьяных рабов на другую толпу дрожащих идиотов и жили паразитами на гное общественного разложения. И земля, такая обширная и прекрасная, была тесна для людей, как темница, и душна, как склеп.
Но и тогда среди покорных вьючных животных, среди трусливых пресмыкающихся рабов вдруг подымали головы нетерпеливые гордые люди, герои с пламенными душами. Как они рождались в тот подлый, боязливый век, - я не могу понять этого! Но они выходили на площади и на перекрестки и кричали: "Да здравствует свобода!"...
http://russia-moscow.ru/infusions/lib_panel/arhive/Kuprin/tost.html
Отредактировано Евгений А. (2008-02-06 03:19:17)
Неактивен
И еще о миссии литературы, но уже от человека "реакционных" взглядов:
Кто сумел бы косному упрямому человеческому существу внушить чужие дальние горе и радость, понимание масштабов и заблуждений, никогда не пережитых им самим? Бессильны тут и пропаганда, и принуждение, и научные доказательства.
Но, к счастью, средство такое в мире есть! Это - искусство. Это - литература.
Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А: не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью. Между ними самая родственная, самая природная глубокая связь: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием. Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом.
Рождаясь, насилие действует открыто и даже гордится собой. Но едва оно укрепится, утвердится, - оно ощущает разрежение воздуха вокруг себя и не может существовить дальше иначе, как затуманиваясь в ложь, прикрываясь ее сладкоречием. Оно уже не всегда, не обязательно прямо душит глотку, чаще оно требует от подданных только присяги лжи, только соучастия во лжи.
И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть э т о приходит в мир и даже царит в мире - но не через меня. Писателям же и художникам доступно больше: победить ложь! Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает! - зримо, неопровержимо для всех! Против многого в мире может выстоять ложь - но только не против искусства. А едва развеяна будет ложь - отвратительно откроется нагота насилия - и насилие дряхлое падет.
В русском языке излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт, и иногда поразительно: ОДНО СЛОВО ПРАВДЫ ВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ.
Александр Солженицын
Нобелевская лекция по литературе, 1972
http://lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/s_nobel.txt
И чтобы соединить эти две позиции авторов - СВОБОДЫ и НЕНАСИЛИЯ, нужна третья - позиция ДИАЛЕКТИКА, но в эту тему она еще не пришла...
Отредактировано Евгений А. (2008-02-06 05:10:34)
Неактивен
Жень, эт Солженицын - "реакционер"? )))
Я полностью на стороне Александра Исаевича.
Одно уточнение:
тот, кто говорит о свободе непременно столкнётся с феноменом насилия и лжи, причём не только внешних, действующих против свободы, а и внутренних, рождённых стремлением к ней. Ведь наши личные свободы и интересы часто пересекаются и конфликтуют друг с другом. А понятие абсолютной свободы - чисто теоретическое. Такое же как, например, понятие идеального газа в термодинамике: с его помощью можно построить простую модель и сделать описание происходящих процессов, но искать проявления этого понятия в реальном мире - бесполезно. По отношению к идеальному, реальные газы, даже инертные, имеют некоторые отличия в свойствах.
Отредактировано Бикинеев Виталий (2008-02-06 15:45:50)
Неактивен
Бикинеев Виталий написал(а):
тот, кто говорит о свободе непременно столкнётся с феноменом насилия и лжи, причём не только внешних, действующих против свободы, а и внутренних, рождённых стремлением к ней.
Но есть и примеры реального преодоления этого противоречия, та же первая в истории ненасильственная революция Махатмы Ганди - разве это не предмет нашей гордости за реализацию идей Л.Н.Толстого? И этическая позиция Индии поднялась этим на такую высоту, что сегодня она (неформальный) духовный лидер планеты и наверняка выиграет все суды по возвращению приоритетов на йогу и другие свои эзотерические "технологии"
Но главное, что нам УЖЕ дал Восток - теорию и практику "двойственности" мира, каким бы термином мы, бездарные ученики, не называли это мудрое и спасительное Знание...
Отредактировано Евгений А. (2008-02-06 23:56:15)
Неактивен
Всеми конечностями поддерживаю эту мысль!
Ведь суть - в переустройстве внутреннего мира, а не внешнего (это относится и к понятию свободы).
Изначально я понял, что речь идёт именно о внешнем мире и достижении внешней свободы (А. Куприна трудно назвать йогом ), потому так и отреагировал.
Теперь же всё встало по месту.
Неактивен
Бикинеев Виталий написал(а):
Теперь же всё встало по месту.
Виталий, я уже дерзнул дать ссылку на эту тему моим колегам, и учтиво будет дать вам обратную - на ее обсуждение там: http://noogen.fastbb.ru/?1-3-0-00000025-000-0-0#001
Ибо такие проблемы не решаются в столь узком кругу
Отредактировано Евгений А. (2008-02-07 23:05:26)
Неактивен
Спасибо за ссылку.
Сат_Ок во многом прав.
Аднака, не стОило Вам переходить на личности (ИМХА)..
Отредактировано Бикинеев Виталий (2008-02-08 10:56:54)
Неактивен
Я с интересом прочел дискуссию на Ноогене. Только нужны некоторые поправки. Там кто-то отождествил меня с участником по имени Автолик. Уточняю: Автолик - сам по себе, а я сам по себе. Ашипка вышла...
Забавно читать, что я якобы утверждал: "Русская классика - бяка". Всю сознательную жизнь утверждал нечто прямо противоположное. А восставал только и исключительно против ее марсистско-ленинских интерпретаций. Немножко удручило противопоставление "ветеранов" и молодежи (я, естественно, в числе "ветеранов", ну да ладно, я сам его спровоцировал).
Важнее показалась другая деталь. Участники дискуссии, увы, придерживаются старого окаменелого взгляда: "Нищая и грязная Европа Средневековья жила грабежом и крестовыми походами, свет сиял с Востока, а Россия никогда не принадлежала ни к Европе, ни к Востоку..." Взгляд вполне марксистский, сектантский, начетнический, противоречащий фактам, а диалектика тут и не ночевала. Зато широкое пространство открывается для проталкивания популярной идеи: мы ни с кем, мы сами по себе, мы особенные, мы уникальные, мы ковчег спасения цивилизации, и т.д. Все это уже было, давным-давно, в духе такой концепции сочинили кучу толстых томов. В итоге одна группа сторонников этой концепции благословила товарища Сталина и начала скрещивать коммунизм с чекизмом и православием, а другая оказалась в лагере сперва Муссолини, потом Гитлера. К этому же дело ползет и сейчас - ничего нового. Молодые теоретики жуют старую тухлятину, не чуя ее вкуса и не понимая, что они - не молодые орлы над "кровавой добычей" новой плодотворной идеи, а падальщики и гробокопатели над разложившимся идейным трупом. Да и сама "идейная интоксикация" уж очень тяжела...
Всякий раз, когда Россия поворачивалась задом к Европе и начинала заигрывать с Востоком - она проваливалась в яму. И всякий раз, когда п...ц подкрадывался вплотную, Россия блокировалась с проклятым Западом - и спасалась. Мы - не Западная Европа. Мы - "другая Европа". Странная, необычная, немножко диковатая и неотесанная, но - Европа. Тот, кто это не понимает и отвергает, в не очень отдаленной исторической перспективе либо получит пулю от грязного и вонючего исламского фанатика, либо станет рабом китайского председателя.
Неактивен
Поддерживаю Андрея на счёт падальщиков и гробокопателей.
Проветрить бы нада свои чердаки от "прогрессивных" идей ХХ века..
И тут непременно встанет вопрос: чем заполнить пустоту?
Ведь, всё-таки европейскую мысль всегда питал Восток (цивилизационные процессы шли оттуда): и в античную, и эллинистическую эпоху; и мистиков средневековья (христианство как таковое тоже с Востока, правда Ближнего), средневековые мистики скорее придерживались древнеегипетской школы и традиции, как и иудеи; и взрывной интерес в ХХ веке в связи с Блавацкой и её теософией, а позже - с движением хиппи...
То, что мы - Европа, никто не спорит. Но мы же - индо-европеоидная раса, и наше сходство с индийскими корнями не только генетическое, но и духовное.
Отредактировано Бикинеев Виталий (2008-02-11 12:21:36)
Неактивен
Бикинеев Виталий написал(а):
Спасибо за ссылку.
Сат_Ок во многом прав.
Аднака, не стОило Вам переходить на личности (ИМХА)..
А что же остается, если мы здесь не скрываем свои имярек? И ведь не интим же друг-друга обсуждаем, а открытые позиции, так почему бы автору статьи в массовом СМИ не узнать мнения своих читателей, тем паче - вполне уважительные?
Сат_Ок во многом прав.
Ему (да и мне) будет интересно, а в чем-же - нет? Кстати, он автор самой потрясшей меня публикациии по Ефремову (и не только : http://npj.ru/rgnoogen/zhivaia-etika
Андрей Кротков написал(а):
Я с интересом прочел дискуссию на Ноогене.
Спасибо за конструктивность, Андрей - право, не хотел Вас задеть и обсуждал лишь позицию статьи (с которой сам частично согласен). Но Фабула слишком общий форум для таких тем, а на специализированных (типа Ноогена, Мира Ефремова и т.п.) собирается уже искушенный в таких дебатах народ, и я хотел приблизить тему к современным педагогическим практикам - что продвигают Д.Морозов (создатель "развивающей среды Китеж": http://www.kitezh.org/RUS/index.php?option=com_content&task=view&id=28&Itemid=39
http://nkozlov.ru/library/s41/s417/?resultpage=1
http://kitezh.kaluga.ru/generation/index.htm )
и его коллеги с Ноогена...
С кем же еще обсуждать преподавание литературы - как не с практиками?
Отредактировано Евгений А. (2008-02-08 19:14:23)
Неактивен
Я вообще-то не преподаватель литературы, а всего лишь «профессиональный читатель» и автор нескольких сот статей и рецензий. Преподавать пробовал (приглашали на почасовку в вуз), но это занятие оказалось не по мне изначально, и я его быстро бросил, да и преподавал не совсем литературу, а окололитературные вспомогательные дисциплины. Ограничусь краткими тезисами по теме, основанными только и исключительно на собственных наблюдениях.
Читать будет тот человек, который с детства видел, что его семья читает, из своей детской кроватки наблюдал блеск корешков на книжных полках, и в возрасте, когда сам читать еще не умел, слушал чтение вслух. Все прочие читать не будут, как бы они от природы ни были умны и какое бы образование ни получили.
Первоначальное чтение должно быть отборным по составу. Слишком рано начав читать все подряд, можно столь же рано и навсегда испортить и притупить вкус. Предвкушение чтения как радости – непременное условие формирования заядлого читателя.
Этапы возрастного интереса к чтению книг определенных жанров (авантюрно-приключенческая литература, фантастика) нужно пройти обязательно, и такой интерес у ребенка и полуподростка пресекать не следует. Сохранение и развитие интереса к чтению опирается на эту стадию.
Современная школьная программа по русской литературе практически та же, что и сорок лет назад. То есть – программа, словно специально составленная с целью планомерного убийства интереса к литературе вообще и русской литературе в частности. Она должна быть в корне, напрочь, до основания пересмотрена. Ибо в основе ее лежит все тот же замшелый и тупой принцип идеологической интерпретации, переходящей в прямую идеологическую обработку, основанной на задалбливании готовых трактовок, на принудительном чтении трудных и малопонятных текстов. А надо быть очень большим оптимистом и очень большим дураком, чтобы рассчитывать на возможность адекватного понимания классической литературной проблематики со стороны 15-16-летних подростков. Относительная способность адекватного восприятия и понимания названной проблематики развивается не раньше выхода из подростковой ментальности и психологического возрастного перелома к состоянию зрелой социализации, что происходит не ранее 18-20 лет, а у многих и позже.
Оптимальный школьный курс литературы должен быть целостным. А как он выглядел раньше? Сначала – ознакомительный, выборочный, внехронологический курс отдельных «простеньких» произведений (опять-таки насквозь идеологизированный), который преподносили детям в 5 и 6 классе. Затем, в 7 классе, полноразмерная идеологическая проработка нескольких русских и советских классических вещей (гоголевский «Ревизор», пушкинская «Капитанская дочка» и фадеевская «Молодая гвардия» - подборчик тот еще!). Затем в 8 классе – отскок назад, идеологическая проработка «Горя от ума», «Евгения Онегина» и «Героя нашего времени». В 9 классе – хронологический пробег по всему XIX веку, от «Отцов и детей» через «Преступление и наказание» до «Войны и мира». В 10 классе – мощный идеологический рывок от Чехова через Горького и Маяковского к Шолохову и романам про колхозное строительство и освоение Сибири. В результате – полная каша в голове и (у большинства) стойкая ассоциация русской классики и литературы вообще с непереносимой скукой и тягомотиной.
Следует отказаться 1) от идеологии (это самое трудное) и 2) от хронологии. Литературу надо подавать как целостное явление, не привязывая ее к политической истории и течению календарных лет. Подавать сначала лакомыми кусочками (можно неполными текстами, выборочными фрагментами, лишь бы они привлекали внимание и были интересны), лишь постепенно увеличивая «порции». Непременно читать вслух. Провоцировать споры. Подкидывать неожиданные точки зрения. Предлагать литературно-ассоциативные игры. Внушать мысль, что литература не есть отражение действительности, но сама по себе особая действительность, служащая не для «обучения идеям», а для эстетического удовольствия и интеллектуального упражнения. Ни в коем случае не гнушаться юмора, сатиры, иронии. Подчеркивать парадоксальные моменты, яркие фразы, броские образы, колоритные сцены. Показывать, что у текстов есть подтекст, контекст и вкус. Исподволь навязывать ощущение причастности каждого к литературному действу. Перебрасывать мостики к литературам других народов, не обязывая непременно прочитывать упомянутое. Всячески вносить атмосферу свободного литературного общения на открытом материале.
Возможен ли такой педагогический праздник прямо сейчас? Нет. Большинство современных школьных преподавателей литературы – туповатые начетчики, сработанные по бессмертному советскому шаблону и находящиеся в бюрократической зависимости от педагогических чиновников. Поэтому решение проблемы возможно лишь в будущем. А об этом всерьез никто не думает.
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Следует отказаться 1) от идеологии (это самое трудное) и 2) от хронологии. Литературу надо подавать как целостное явление, не привязывая ее к политической истории и течению календарных лет. Подавать сначала лакомыми кусочками (можно неполными текстами, выборочными фрагментами, лишь бы они привлекали внимание и были интересны), лишь постепенно увеличивая «порции». Непременно читать вслух. Провоцировать споры. Подкидывать неожиданные точки зрения. Предлагать литературно-ассоциативные игры. Внушать мысль, что литература не есть отражение действительности, но сама по себе особая действительность, служащая не для «обучения идеям», а для эстетического удовольствия и интеллектуального упражнения.
Вот искренне не понимаю, о чём Вы говорите, Андрей. Русская литература 19 века насквозь пропитана моралью. Вне этой морали эстетическое удовольствие можно получать разве что при прочтении описания интерьеров, внешности героев, костюмов и природы.
Неактивен
Елене Лаки написал(а):
Вот искренне не понимаю, о чём Вы говорите, Андрей. Русская литература 19 века насквозь пропитана моралью. Вне этой морали эстетическое удовольствие можно получать разве что при прочтении описания интерьеров, внешности героев, костюмов и природы.
Лена, а разве этого мало? Если же еще прибавить характеры... Если внимательнее читать у класиков то, на что не принято было обращать внимание...
Нас ведь как учили? Велят прочесть "Человека в футляре", а потом на уроке - мораль: "Вот чтоб не было таких Беликовых, наши деды и отцы и устроили Великую Октябрьскую дры-ды-ды-ды-ды... Ура! Да здравствует!" И что угодно, любое произведение русской классики можно было так интерпретировать - как страстный призыв к ВОСР. И ничего, кроме отвращения, такая педагогика не прививала: куда ни сунься - везде обличения и предисловия к революции, даже Пушкина делали пророком революции ("Октябрь уж наступил..."), даже Катерину из "Грозы" изображали жертвой свирепого антинародного режима, а уж такого пламенного революционера и обличителя царских сатрапов, как Иван Андреич Крылов, еще поискать надо.
Помню, как во время "прохождения" чеховской "Чайки" я с подростковым пылом (и предварительно начитавшись кое-каких книжек), стал доказывать училке, что это просто пьеса о человеческих характерах, что никакой политики, морали и идеологии в ней нету, что убитая чайка вовсе не символизирует крах прогрессивных идей... Довел училку до того, что она расплакалась и нажаловалась директору. А он меня вызвал и сказал, что вообще-то я прав, но что училку так учили и по-другому она не может, чтобы я не умничал и потерпел до того возраста, когда смогу высказывать свои мысли открыто... Ну вот, я наконец дотерпел до этого возраста.
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
И что угодно, любое произведение русской классики можно было так интерпретировать - как страстный призыв к ВОСР.
У меня есть глубокое подозрение, что, дойди у них руки, они так интерпретировали бы произведение любой классики, начиная с "Гильгамеша" и древнеримских греков.
А уж Низами или Алишер Навои так вообще были коммунистами. Про последнего нам в школе это чуть не открытым текстом говорили.
Неактивен