Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
Не идти вперед — значит идти назад.
Банальность
Глупость вообще — это причина различного рода, сводящихся к потере времени, потерь, допущенных в условиях, исключающих возможность оправдания этих потерь любыми другими причинами.
Среди этих многочисленных, общих для верующих и атеистов оправдательных причин может быть все, что угодно: состояние усталости, аффекта, действия внешних раздражающих, отвлекающих или угнетающих факторов и т.д. и т.п., — чуть ли не до бесконечности. Но, как это должно быть очевидно и для верующих и для атеистов, только атеисты не могут привести в оправдание допускаемых ими потерь и прорух вмешательство внешних сверхъестественных сил: «Нечистый попутал» или «Черт под руку толкнул».
Безусловно, верующие тоже не должны всуе этого «нечистого» поминать. Для них, очевидно, главной причиной допускаемых ими разного рода потерь является наказание за какие-то нынешние или прошлые грехи.
Но если мы…в грехе погрязли,
То боги нас карают слепотой,
Лишают нас способности судить
И нас толкают к нашим заблужденьям,
Смеясь над тем, как шествуем мы важно
К погибели.
В.Шекспир
И тут можно перейти к тому пониманию глупости, которое абстрагируется от великого множества частных причин, мешающих людям ясно и правильно «судить».
Тогда, глупость — это причина неспособности делать выводы из признаваемого известным знания, когда время делать эти выводы уже пришло.
То есть, глуп не тот, кто чего-то не знает, а тот, кто не может делать необходимые выводы из того, что он знает, опять же, когда время делать эти выводы уже пришло. Именно учета последнего обстоятельства не достает в частности верному положению Л.Вовенарга: «Глупец, у которого большая память, исполнен мыслей и фактов, но он не умеет делать заключений, — а за этим все и дело».
Например, уже дети малые знают, что, чтобы увидеть дальше, надо подняться выше. При этом даже они могут знать, что выше надо подняться иногда и для того, чтобы увидеть глубже, например, в воде подводную лодку. Но, естественно, только в более зрелые годы к людям приходит понимание, что и верную дорогу в жизни можно увидеть, только поднявшись на соответствующую необходимую высоту. Ведь должно же приходить время для понимания слов сказки о Мальчике-с-пальчике: «Мальчик с пальчик выбрал дерево повыше и влез на самую его верхушку. Он хотел посмотреть, не видно ли где дороги…»
И это вовсе не просто теоретические рассуждения. Ведь, наверное, не малое число людей по поводу какой-нибудь совершенной ими глупости на практике слышали комментарий: «Ты что, не знал…» При этом, естественно, такой комментарий подразумевает, что время делать выводы из того, от знания чего уже невозможно откреститься, давно пришло. Э.Пуаро в старинном кинофильме «Смерть на Ниле» так и восклицал, хлопнув себя по лбу: «Какими идиотами были мы все! Ведь я же знал это! Знал!»
Поэтому только некими сверхъестественными причинами, и только верующие могут оправдать непонимание, что вовсе не всякое движение вперед есть благо. Например, как указывал тот же В.Шекспир, те, кто всего-навсего «грехи отцов творят на новый лад», если и идут вперед, то только не в том направлении.
Направление же, в котором должны идти все люди, невзирая на различия в вероисповеданиях и в отношении к вере вообще, вполне ясно и точно обозначено в Библии (1 Фел.5,21): «Все испытывайте, хорошего держитесь». Только «глупый повторяет глупость (Пр. 26,11)» и не только свою.
В этом, выраженном в Библии направлении, движется сама природа. Каждый может видеть, что в природе имеют место и пустоцветы, и другие проявления нарушения ее хода. Но каждый же может видеть, что эти нарушения не получают в природе продолжения или быстро сходят на нет.
В этом, выраженном в Библии направлении, движутся наука и техника. И движутся тем стремительнее, чем быстрее и тверже отказываются от того, что было в них пустоцветом и т.п. При этом среди ученых и инженеров, независимо от того, являются ли они верующими или атеистами, существует понимание, выраженное в словах Р.Фейнмана: «Задача не в том, чтобы просто сказать, что это неверно, а в том, чтобы заменить старое утверждение чем-то новым, а это не так просто».
Так вот, глупость нынешних атеистов, среди которых немало инженеров и ученых, как раз и заключается в их неспособности сделать из уже давным-давно, еще с дофейнмановских времен известного им положения необходимые выводы.
Особенно эта глупость атеистов бросается в глаза именно в нынешнее время, когда уже с полной очевидностью на практике доказана верность положения Ф.М.Достоевского: «Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной».
При этом пикантность ситуации заключается именно в неспособности атеистов понять одну простую вещь: общую для всех «первоначальную нравственную идею» нужно всего-навсего сделать умной. «Дружбу, не скрепленную умом, легко разрушает глупость» (В.Шекспир). «Тот, кто полюбил тебя ни за что, легко может и возненавидеть тебя безо всякого повода» (Неизвестный автор). «Просвещенный ум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце» (Ф.Шиллер).
Тот же В.Шекспир очень верно отмечал в трагедии «Отелло»: «Я никогда не встречал человека, который бы знал, как любить себя…» Не встретил бы Шекспир такого человека и ныне, ни среди верующих, ни среди атеистов. Вот только в отличие от многих нынешних атеистов В.Шекспир хорошо знал то, что изложено в правиле Берке: «Никогда не ставьте задачу, решение которой вам не известно». Поэтому В.Шекспир написал процитированные слова в трагедии «Отелло» только после того, как в трагедии «Гамлет» написал о том, как можно знать самого себя.
Но вот тут-то российские атеисты как раз и могут оправдать свою неспособность понять то, о чем уже века назад писал В.Шекспир, отвратительными переводами его произведений на русский язык. Атеисты же читавшие и читающие произведения Шекспира на языке оригинала, естественно, просто откровенно — глупы.
Неактивен
Первая же фраза этого текста вызывает недоумение - понять ее непросто, потому что написана она перезаковыристо и претенциозно, да и глубина вложенной в нее мысли не особенно впечатляет.
Далее - Вовенарг, Шекспир, Пуаро, Шиллер, Достоевский, Фейнман, правило Берке, Библия и хреновые переводчики Шекспира.
Далее - наука и техника, идущие в каком-то направлении.
Все это разбавлено гневными инвективами в адрес глупых атеистов и сведено к утверждению, что ежели атеист - глупец, то все глупцы - атеисты.
В довершение всего - непонятно откуда вылезшее и непонятно каким боком приросшее "приведение муде к бороде" насчет глупых переводчиков Шекспира, которые все сплошь атеисты.
А теперь скажите, уважаемый Автолик, вы сами-то в состоянии внятно объяснить, ради какой цели вся эта высокопарная и бессодержательная пурга вами нагнана? Можете обижаться, но этот текст свидетельствует только о вашей неспособности связно мыслить и связно излагать.
Неактивен
Извините, пожалуйста, уважаемый редактор, но это естественно. Если непонятно, что есть глупость. - все остальное, безусловно, будет непонятно.
Неактивен
Речь не о терминологическом понимании, уважаемый Автолик. А о том, что материал Ваш сработан сумбурно, насквозь интертекстуализован и банален, в связи с этим. Если бы Вы дали собственное видение данной, безусловно, актуальной проблемы - другое дело. Ведь так каждый, набрав десяток цитат, сможет блеснуть - в любой теме.
Неактивен
Видите ли, уважаемый Александр, главная трудность в раскрытии этой темы заключается именно в том, что она давно уже не нова. И чтобы показать это, в ней и приводится столько цитат. И если из всего сказанного в них до сих пор не сделано необходимых выводов, то значит пора разобраться, какие причины мешают людям эти выводы сделать.
Неактивен
Автолик написал(а):
Видите ли, уважаемый Александр, главная трудность в раскрытии этой темы заключается именно в том, что она давно уже не нова. И чтобы показать это, в ней и приводится столько цитат. И если из всего сказанного в них до сих пор не сделано необходимых выводов, то значит пора разобраться, какие причины мешают людям эти выводы сделать.
а Вы животное начало в человеке полностью отрицаете ?
Неактивен
2 Автолик
А Вы уверены в том, что Вильям Шекспир существовал физически?
Где-то с Андреем мы эту тему обсуждали, да?
Кстати, если Шекспиром был лорд Рэтленд, то он, скорее всего, был именно атеистом. Или агностиком.
Неактивен
Хм... (недоумённо пожимая плечами)
Глупыми могут быть все.
Именно глупость человеческая даёт представление о бесконечности..
Неактивен
Автолик написал(а):
главная трудность в раскрытии этой темы заключается именно в том, что она давно уже не нова. И чтобы показать это, в ней и приводится столько цитат. И если из всего сказанного в них до сих пор не сделано необходимых выводов, то значит пора разобраться, какие причины мешают людям эти выводы сделать.
Уважаемый Автолик, следует ли это понимать так, что этим своим текстом вы РЕШАЕТЕ ВОПРОС и ЗАКРЫВАЕТЕ ТЕМУ? Ей-Богу, ваша озабоченность глобально-космической проблематикой и вечными вопросами - настораживает... А сумбурное изложение в жанре "взгляд и нечто" утомляет.
Неактивен
Изпините, пожалуйста. если я кого-то обижу предположением, что, похоже, все отвечающие в этой теме, атеисты.
Вообще-то, так и должно быть, посколько эта тема продиктована желанием узнать, понял ли хотя бы сейчас, когда тихой сапой, змеей клерикализм лезет в самое сердце нашего общества - школу, кто-нибудь из атеистов, что противодействовать этому можно только одним-единственним способом, - поняв приведенные в этой теме положения физика Фейнмана и лирика Достоевского.
Неактивен
И всё же - что Вы планируете делать с животным началом в человеке ? Оно нравственно ?
Неактивен
Вы знаете, уважемая Елена, мне бы даже хотелось, чтобы нынешние люди вернулись к животному состоянию.
Ведь свойственная только людям способность видеть, слышать и знать только то, что они хотят видеть, слышать и знать, и не видеть, не слышать и не знать того, чего они видеть, слышать и знать не хотят - не только не украшает людей, но и угражаем самому их существованию, как виду.
Неактивен
И что Вы предлагаете?
Неактивен
Да, как-то яснее можете сформулировать свою мысль? Без цитат писателей и поэтов прошлого, ибо эти цитаты не показательны и не доказательны.
Неактивен
Я предлагаю людям понять, что такое глупость. А цитаты мною приводятся потому, что "Выскочки чужих имен не поминают" (В.Шекспир).
Неактивен
Мне кажется, Вы путаете глупость с ошибкой
Неактивен
В каком конкретном случае?
Неактивен
Начиная с определения. Если сократить, то получается:
Глупость — … причина …потерь, … в условиях, исключающих …оправдания …потерь … другими причинами.
Неужели трудно найти оправдание каждой ошибке ?
И какие действия (бездействия), приведшие к потере, не могут быть оправданы другими причинами, то есть являются глупостью, согласно Вашему определению ?
Неактивен
Но, дорогая Елена, могут ли атеисты в оправдание совершаемых ими глупостей привести такие причины: "Нечистый попутал", "Черт под руку толкнул", "Бог наказал" и т.п.
Неактивен
Причина глупости не в атеизме. Связывать одно с другим - очередная глупость. )))
"То, что мы знаем – ограничено, а то, чего не знаем – бесконечно".
(П. Лаплас)
- в этом и причина.
Человек рождается в глупости, в ней же и умирает независимо от религиозных, национальных, классовых и прочих особенностей, потому как есть существо ОГРАНИЧЕННОЕ как в прострастве так и во времени.
Отредактировано Бикинеев Виталий (2008-02-07 11:20:01)
Неактивен
Отметьте, пожалуйста, уважаемый Виталий, где в моем тексте говорится, что причина глупости в атеизме. Я быстренько все исправлю.
Главное же в моей теме заключается в недвусмысленном указании, что глуп не тот, кто чего-то не знает, а тот, кто не способен делать выводы из того, от знания чего он не может окреститься, даже если он атеист.
"Молодость без любви, старость без мудрости - потерянная жизнь" (шведская пословица).
Неактивен
Автолик написал(а):
Главное же в моей теме заключается в недвусмысленном указании, что глуп не тот, кто чего-то не знает, а тот, кто не способен делать выводы из того, от знания чего он не может откреститься, даже если он атеист.
Хорошо, Автолик. Например, мы знаем, что наше физическое тело смертно. И какой из этого вывод ?
Неактивен
Извините, пожалуйста, дорогая Елена, но мой ответ должен зависеть от Вашего возраста.
Например, людям моего возраста, этот ответ давно известен, например, из слов Павла Корчагина.
Неактивен
Извините, но мне казалось, что плачевная участь, уготованная в итоге телу, универсальное знание, не зависящее от возраста.
Я уже дееспособна Поэтому с интересом выслушаю, какие выводы следует делать из факта смертности человека.
Неактивен
Дорогая Елена, от возраста зависитт понимание моего ответа на Ваш вопрос.
Но даже для неопределенного возраста должен быть понятен такой вот ответ: "Теряя время, мы теряем честь" (С.Маршак).
Неактивен
Понятно. "В вихре сделок места нет сомненью" (это моё)
Отредактировано Елене Лаки (2008-02-06 20:54:18)
Неактивен
Я понял, что Вам понятно. Не понял только, что следует за этим словом.
Неактивен
Автолик написал(а):
людям моего возраста, этот ответ давно известен, например, из слов Павла Корчагина.
Уважаемый Автолик, вы поклонник образа Павки Корчагина? Это о многом говорит... И что за возраст ваш такой, если не секрет? Вы ровесник прошлого века? Участник штурма Зимнего, которого не было?... Уж извините за иронию, но ваши тексты "обо всем и ни о чем" полны ложной многозначительности, и только. Вы словно выговариваете всему свету за непроходимую глупость и неспособность усвоить элементарные вещи. Наставляете мир, состоящий из дураков, на путь истинный. Откуда взялся этот ваш высокомерный снобизм - неведомо. Проясните, пожалуйста, чего вы добиваетесь этими своими сентенциями?
Неактивен
Уважаемый господин редактор!
Я не только знаю, что "Только у кривой Натальи все люди канальи", но и делаю из этого положения вывод: глуп не тот, кто чего-то не знает, а тот, кто не способен сделать выводы из того, что он знает.
И в этом мое отличие, например, от Эйнштейна, заявлявшего, что глупость людей бескрайняя.
То есть любой человек не глуп, пока он не знает, что такое глупость.
А вообще я поклонник Конфуция, наставлявшего людей так: "Не по словам я сужу о человеке, и не по человеку о словах".
Впрочем, однажды, просматривая материалы на стендах Лениградской духовсной семинарии, я наткнулся на такие слова: "Уроки христианского любомудрия св. Василия - пример разумного отношения к творчеству чуждой культуры, которое ничего не отрицая, во всем находит духовное назидание. Как бы и нам из всего чуждого извлечь духовную пользу, не коснувшись душою вредоносного".
Эти бы слова в уши нынешних атеистов.
Отредактировано Автолик (2008-02-06 21:00:57)
Неактивен
Автолик написал(а):
Я понял, что Вам понятно. Не понял только, что следует за этим словом.
Да ? Я всего лишь осовременила Маршака, приведя его сентенцию в соответствие с пониманием моих ровесников. Время - деньги .
Неактивен