Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
Одно из московских мест устойчивого массового паломничества горожан и гостей столицы – ВДНХ. Название объекта менялось неоднократно: в 1939-1953 гг. – ВСХВ, с 1954 по 1991 г. – ВДНХ, с 1992 по 2011 г. – ВВЦ, теперь снова ВДНХ. Подзабытая, за давностью лет и неактуальностью, народная расшифровка аббревиатуры ВДНХ – «Выставка Дурачеств Никиты Хрущёва».
Я принадлежу к не очень многочисленной группе москвичей, которая терпеть не может ВДНХ и старается там не бывать. Такая нелюбовь развилась не заглазно, как у генерала Григория Лукьяновича Чарноты («В Париж или в Берлин, куда податься? В Мадрид, может быть? Испанский город... Не бывал. Но могу пари держать, что дыра»), а после вызванных необходимостью неоднократных посещений. И, разумеется, на основе сугубо личного восприятия этой специфической местности – вернее, не самой местности, а её архитектурно-планировочного облика и порождаемого им душевного состояния.
Главный вход ВДНХ – циклопическое сооружение, подобие римских триумфальных арок и почти точная копия берлинских Бранденбургских ворот, но по размерам чуть больше последних. Декор арки – пинакли, вазоны и барельефы в позднесталинском ампирном стиле. Венчает арку скульптурная группа «Тракторист и колхозница», несущая посетителям символ советского аграрного изобилия – огромный сноп пшеничных колосьев. В довоенном варианте тракторист левой рукой интимно обнимал колхозницу за талию; после войны решили, что мужик не должен прилюдно лапать бабу, и левую руку тракториста перенаправили на дополнительную поддержку снопа.
От арки главного входа к центральному павильону ведёт похожая на плац-парад широченная аллея, на которой в два ряда установлены четырнадцать небольших фонтанов, а по краям – фонарные столбы в виде налившихся колосьев с торчащими усиками. Столбы продолжают тему зерновых, заданную аркой главного входа. Тему зерновых завершает фонтан «Золотой колос» на дальней северо-западной окраине территории.
Центральный павильон – огромное тяжеловесное трёхступенчатое здание, одновременно похожее на московские сталинские высотки и здание Главного Адмиралтейства в Петербурге. Двенадцатиколонный портик первого объёма, восьмиколонный портик второго объёма, слепая безоконная башенка-бельведер третьего объёма, увенчанная золочёным шпилем со звездой. Перед фасадом – неизбежный Ленин, поверх костюма-тройки облачённый не в пальто, а в нечто вроде сюртука или визитки.
За центральным павильоном – очередная широченная аллея, отмеченная помпезными фонтанами «Дружба народов» и «Каменный цветок». «Дружба народов» – шестнадцать сверкающих бронзовых девиц, символизирующих бывшие республики бывшего СССР; шестнадцатая девица – Карело-Финская ССР – лишняя, но сохраняется для симметрии. «Каменный цветок» – нечто, напоминающее титаническую борьбу морского дракона с ураганом при поддержке верноподданных водоплавающих птиц. Завершает аллею павильон «Земледелие» (бывший «Украина») – шедевр избыточно мелкого декора: на здании нет живого места, не украшенного измельчённой резьбой, лепниной и цветной мозаикой.
Архитектура павильонов ВДНХ описана неоднократно. Имеются образцы на любой вкус. Стеклянные параллелепипеды в стиле хайтек; цитаты из храмовой архитектуры древнего Египта, древней Вавилонии и персидской державы Ахеменидов; не поддающиеся стилевому определению причудливые эклектичные фантазии; унылые утилитарные сараи, схожие с крытыми рынками, авиационными ангарами и заводскими цехами; нелепо-оригинальные сооружения вроде бывшего павильона «Космос» – огромной оранжереи, увенчанной стеклянным куполом собора святого Петра; здание бывшего ресторана «Золотой колос» – один в один загородное имение богатого русского помещика. Это сомнительное разнообразие напоминает не то съёмочную площадку фантастического фильма, не то склад театральных декораций.
Ходить по ВДНХ до крайности утомительно. Во-первых, территория очень велика; чтобы пройти её из конца в конец по главной планировочной оси, потребуется больше часа. Во-вторых, открытое пространство по главной оси обустроено на «версальский» манер – геометрически правильные прямоугольные партеры и клумбы перемежаются большими круглыми площадками, отчего ритм движения пешехода постоянно нарушается длительными обходами по дугам окружностей. Главные аллеи непропорционально широки в сравнении с масштабами стоящих вдоль них построек; от этого несоответствия рождается ощущение пространства одновременно полупустого и стеснённого, застроенного бестолково и наобум, без продуманного плана и общего композиционного замысла.
Бывая на ВДНХ, я всякий раз уходил оттуда с чувством тоски, раздражения и напрасно потраченного времени. Причина, как мне думается, вот в чём. Пропагандистский посыл, вложенный создателями в этот архитектурно-природный «объект», с самого начала был обращён в пустоту и бил мимо цели. Величие и достижения страны были не столь значительны, какими их пытались представить на выставке. Рублёвый замах оборачивался копеечным ударом. А противоречие между большими ожиданиями и убогими впечатлениями, между громкими амбициями и скромными результатами неизбежно приводит к разочарованию и недоверию. Разочарование и недоверие в свою очередь подкрепляются чрезмерным гигантизмом и кричащей безвкусицей дурно воплощённой архитектурно-природной среды – призванная воодушевлять, она подавляет.
ВДНХ – живой образец советского варианта Большого Стиля, нечеловеческая распредмеченная реальность, расположенный под открытым небом музей кича, пережившая своё время коллекция монументальных несуразностей. Выскажу крамольное суждение: ВДНХ не следует «комплексно реставрировать» – было бы разумнее смахнуть её бульдозерами и раздолбить шар-бабами, а освободившееся пространство зарезервировать до лучших времён и во имя гуманных целей. Разумеется, если лучшие времена наступят, а гуманные цели появятся.
Неактивен
Свинок там нужно завести опять. Свинки пользовались большой популярностью.
Неактивен
Ага, было бы недурно - как в фильме "Свинарка и пастух". Заодно переименовать территорию в Свинячий Лужок. Свинина в Москве сразу подешевеет. Одно плохо: от свиноферм исходит слишком сильное амбре - местные жители будут гневаться.
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Одно плохо: от свиноферм исходит слишком сильное амбре - местные жители будут гневаться.
А местным жителям в качестве компенсации обонятельного ущерба - продавать местную же свинину со скидкой.
Неактивен
"Здорово, приятель!"
"Ступай себе мимо!"
"Уж больно ты грозен, как я погляжу.
Откуда вонища?"
"От фермы, вестимо.
Свиней там разводят, а я там служу"
(С) "Кому на Руси жить нехорошо"
Неактивен