Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
О судьбе российской литературной периодики после 1991 года прогнозы были очень мрачные. Однако ожидавшегося полного ее исчезновения все же не произошло. Центральные толстячки выжили, заплатив за выживание падением тиражей с астрономических до мизерных, сужением читательской аудитории, утратой подписки и былого статуса средоточий литературной жизни.
А вот о нецентральных журналах такой скромно-обнадеживающий вывод сделать нельзя. Их судьба оказалась куда более плачевной, поскольку одними из первых децентрализовались их бывшие патроны – региональные писательские организации, начальство которых прихватило остатки казенного имущества и кинулось врассыпную.
Но дело в конце концов не в том, куда подевались списанные пишмашинки и конторские столы. Литераторам мест не столь отдаленных попросту негде печататься. А материальная база современной российской культурной политики на местах такова, что на свет могут являться лишь издания нерегулярной периодичности, среди самих литераторов мрачно прозванные «братскими могилами», практически не доходящие в Европейскую Россию и практически не расходящиеся в собственных регионах – оптовые распространители периодики бегают от них, как черт от ладана, а книготорговцы игнорируют полностью. Причем не без оснований – спроса нет.
Непечатье – причина огромного количества идущих отовсюду сообщений о личных трагедиях: такой-то, очень талантливый поэт, спился и деградировал; такой-то сгорел в своей квартире, уснувши пьяный с непотушенной сигаретой; такой-то после дебюта не смог опубликовать ни строчки, сел на иглу и погиб. Мартиролог спившихся, перебравших дозу наркоты, покончивших с собой, умерших от недугов, убитых и пропавших без вести писателей велик и страшен – над ним нельзя иронизировать, это правда могильных холмиков. Но что странно – так это постоянно предлагаемый рецепт борьбы с писательскими трагедиями: предоставить литераторам некий официальный статус и назначить им регулярные выплаты из неведомых финансовых источников – тогда, мол, они перестанут пьянствовать и колоться и начнут благоденствовать и творить.
Увы. Спиваются, хватают передозу, накладывают на себя руки и умирают от болезней и московские литераторы – увы, вовсе не подмявшие под себя русскую литературу и не жирующие на издательских пажитях. Откормленные физиономии шоу-литераторов, мелькающие на телеэкранах – это совсем особая тусовка, практикующая поверх столичного асфальта, по ней судить не стоит.
Очень странны сожаления по поводу того, что в нынешней России у писателей нет официального статуса. А каков он должен быть, этот статус? Если таков, как в советской системе – это мы уже проходили. И не дай Бог к этому вернуться. Сама формулировка «официальный статус» попугивает. Членские корочки с фотографией, печатью и подписью, гарантирующие обладателю пожизненную выплату некой достаточно приличной ренты за талант и вне зависимости от реальной творческой состоятельности? Нетрудно представить, какая резня-свара поднимется среди самопровозгласившихся писателей за получение таких корочек. А если отбор в писатели пойдет по решениям полномочной комиссии и худсовета – то не обойтись без таких старых знакомцев, как протекционизм, блат, взятки и вылизывание соответствующих частей тел влиятельных людей. И все вернется на круги своя: принятые в писатели будут ходить гоголями, непринятые – переписывать старые советские мемуары и сочинять новые про то, как их власть затравила.
Жалко спившихся и погибших. Другой вопрос – отчего они спились и хватанули передозу. Подавшийся на писательскую стезю должен ясно, как никто другой, понимать: никаких гарантий это ремесло не дает, выходящие книги в наше время не кормят, старая советская система, при которой гонорар выплачивался даже в случае ухода тиража с печатного станка под макулатурный пресс, давно уже не действует. Большинство зажравшихся столичных литераторов работают – в издательствах, в журналистике, на радио и телевидении, преподают в учебных заведениях. В свободное время изнуряют себя писательством. И не торопятся спиваться и садиться на иглу. Наверное, они неправы.
Сейчас в российской словесности не ночь и не день – сумерки. Время, когда все кошки серы. Тот, кто рвется в писатели из любви к слову и пишет вопреки всему – наверняка выживет. Тот, кто мечтает об официальном статусе писателя и апеллирует к инстанциям – станет писателем совсем другого жанра. Третьего, как мне кажется, не дано.
Неактивен
Неужто так много холмиков? Суицидников полно не только среди творческой интеллигенции. Но если это действительно повальное явление - остается только пожалеть бедняг, не умеющих приспосабливаться к переменам в жизни. Пресловутые "корочки" - атрибуты сладкой советской халявы, ее уже не будет никогда. И пора, наверное, признать и смириться с тем, что нет такой профессии - литератор. Есть монтажник, врач, журналист, бухгалтер. А литература - это хобби в свободное от работы время. Даже если кому-то удалось продать книгу, даже за хорошие деньги, не факт, что это будет происходит снова и снова. Хорошо это или плохо - не знаю. Но, как мне кажется, здоровый возрослый, занимающийся исключительно литературой и ничем больше, имеет гораздо больше шансов сбрендить и покончить собой, чем работающий и кормящий семью. А если у человека тяга к литературе настолько сильна, что он приходит после полновесного рабочего дня, выполняет свои домашние обязанности и после этого еще находит в себе силы и желание писать, да еще если у него это хорошо получается... Вот такого стоит почитать, значит, он не случайный писака, которого пугают трудности и прельщают корки.
Неактивен
Наташа, эта заметка - реакция на внешнее раздражение. Мне пришлось в свое время окунуться в подобную проблематику. Истории все похожие. Человек что-то пописывает. Однажды удается что-то опубликовать. Хвалят. Зовут на какое-нибудь "совещание молодых писателей". Там тоже хвалят. Совещание закончилось - и тишина. А новоиспеченный писатель уже успел пробахвалиться, бросил свой станок, кайло или баранку и вознамерился "жить литературным трудом". Но на него никто особо внимания не обращает и тискать его новые сочинения не спешит. Он кричит: "Я писатель, меня сам Сидор Поликарпыч хвалил!" А ему в ответ: "Тут дочерта вас таких ходит..." И начинается та самая история: я ж писатель, дайте мне охранную грамоту и бессрочный пропуск сразу во все места! Не дают, смеются. Ущемленное самолюбие, гнев, фрустрация, отчаяние, депрессия. Спасение - на дне бутылки или на игле. Последний случай в моей практике - парнишка из Вологды. Приехал "покорять Москву", как Люсьен де Рюбампре. Умел делать только два дела - писать стихи (неважнецкие, честно говоря) и пить водку. С такими данными в Москве особо не выдвинешься. В итоге второе умение полностью победило. Парнишка вернулся домой, и через полгода - холмик.
Неактивен
Вашу бы статью специально для таких парнишек, да крупными буквами на каждый литературный сайт повесить. А то как дети малые - с голым задом стиль свой оттачивают Я тоже несколько таких знаю, безрадостное зрелище.
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Умел делать только два дела - писать стихи (неважнецкие, честно говоря) и пить водку. С такими данными в Москве особо не выдвинешься. В итоге второе умение полностью победило. Парнишка вернулся домой, и через полгода - холмик.
В Питер ему надо было и лет 20 назад - глядишь, второй Башлачев вышел бы...
Кстати, в статье на zabriski.ru, посвященной Саш-Башу, есть абзац - как за покойным ухаживали поклонницы, одну из них, Яну - автор статьи встретил спустя годы в "Гражданской обороне". Это о Дягилевой.
А Саш-Баш предпочел девушкам вышеописанное умение...
Неактивен
"Тот, кто рвется в писатели из любви к слову и пишет вопреки всему – наверняка выживет".
Браво! Мои апплодисменты. А в остальном, прекрасная маркиза, метлу/кайло или проч. в руки - и работать, работать и работать!
Вспомнила тут... Не моё...:
"Для эстетов, @ля....
Москва. Зима. Снег. Мальчик играет в cнежки.
Вдруг - звон разбитого стекла. Выбегает дворник, суровый русский дворник с метлой и гонится за мальчиком.
Мальчик бежит от него и думает: "Зачем, зачем это все?
Зачем весь этот имидж уличного мальчишки, все эти снежки, все эти друзья? Зачем? Я уже сделал все уроки, почему я не сижу дома на диване и не читаю книжку моего любимого писателя Эрнеста Хэмингуэя?"...
Гавана. Эрнест Хэмингуэй сидит в своем кабинете на загородной вилле, дописывает очередной роман и думает: "Зачем, зачем это все? Как все это надоело, эта Куба, эти пляжи, бананы, сахарный тростник, эта жара, эти кубинцы! Почему я не в Париже, не сижу со своим лучшим другом Андре Моруа в обществе двух прелестных куртизанок, попивая утренний аперитив и беседуя о смысле жизни?"...
Париж. Андре Моруа в своей спальне, поглаживая по бедру прелестную куртизанку и попивая свой утренний аперитив, думает: "Зачем, зачем это все? Как надоел этот Париж,эти грубые французы,эти тупые куртизанки, эта Эйфелева башня, с которой тебе плюют на голову!
Почему я не в Москве, где холод и снег, не сижу со своим лучшим другом Андреем Платоновым за стаканом русской водки и не беседую с ним о смысле жизни?"
Москва...Зима...Снег...Андрей Платонов...В ушанке...В валенках...С метлой... Гонится за мальчиком и думает: "Бл&@ь, догоню - убью на х@й!!!"
Неактивен
Резюме: чтоб заниматься литературным трудом в России, надо иметь состоянице.
Неактивен
Грустно это всё. Может нужны фонды, чтоб они гранты давали или что-то в этом роде.
Неактивен
Елене Лаки написал(а):
Резюме: чтоб заниматься литературным трудом в России, надо иметь состоянице.
Елена, вполне достаточно таланта, упорства и... метлы (и проч. разновидностей орудия производства)!
Неактивен
Со средними-то зарплатами в России ?
Придумала, будущим писателям надо писать письма богатым дядькам в Лукойл и Газпром. Может помогут
Неактивен
Творческая личность как Леонардо да Винчи, должна быть многогранна.. Поэтому кроме писательского таланта у человека должна еще быть и способность к зарабатыванию денег на свои издания и их раскрутку. Спившиеся неудачники не вызывают у меня сочувствия.
Неактивен
Елене Лаки написал(а):
будущим писателям надо писать письма богатым дядькам в Лукойл и Газпром.
Дядькам это нахрен не надо. Журналюгу опытного для пиаровских работ они и готовеньким купят. А вкладываться в будущего писателя - кота в мешке покупать. Да и некогда газовым дядям читать бель летр, у них дел много.
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Елене Лаки написал(а):
будущим писателям надо писать письма богатым дядькам в Лукойл и Газпром.
Дядькам это нахрен не надо. Журналюгу опытного для пиаровских работ они и готовеньким купят. А вкладываться в будущего писателя - кота в мешке покупать. Да и некогда газовым дядям читать бель летр, у них дел много.
Но мы ведь пока не пробовали. Может возымеет. Давайте сделаем рыбу обращения и проверим на ком-нибудь
Неактивен
Золотой Дракон написал(а):
Творческая личность как Леонардо да Винчи, должна быть многогранна.. Поэтому кроме писательского таланта у человека должна еще быть и способность к зарабатыванию денег на свои издания и их раскрутку. Спившиеся неудачники не вызывают у меня сочувствия.
А если писатель не многогранен: писать может, а коммерцией заниматься нет ?
Таким не меcто в союзе писателей, да ? :o
Неактивен
Золотой Дракон написал(а):
Творческая личность как Леонардо да Винчи, должна быть многогранна.. Поэтому кроме писательского таланта у человека должна еще быть и способность к зарабатыванию денег на свои издания и их раскрутку. Спившиеся неудачники не вызывают у меня сочувствия.
Ну, от тюрьмы и от сумы, как говорится... Тьфу-тьфу-тьфу... И от снобизЬма, Господь, убереги!
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Елене Лаки написал(а):
будущим писателям надо писать письма богатым дядькам в Лукойл и Газпром.
Дядькам это нахрен не надо. Журналюгу опытного для пиаровских работ они и готовеньким купят. А вкладываться в будущего писателя - кота в мешке покупать. Да и некогда газовым дядям читать бель летр, у них дел много.
Они и на неопытном демпингнут!
Неактивен
Таша написал(а):
Золотой Дракон написал(а):
Творческая личность как Леонардо да Винчи, должна быть многогранна.. Поэтому кроме писательского таланта у человека должна еще быть и способность к зарабатыванию денег на свои издания и их раскрутку. Спившиеся неудачники не вызывают у меня сочувствия.
Ну, от тюрьмы и от сумы, как говорится... Тьфу-тьфу-тьфу... И от снобизЬма, Господь, убереги!
Если вы только себя уберечь от снобизма просите, согласен полностью )) От тюрьмы и сумы пусть идиоты не зарекаются. А меня пусть Дракон от скромности сбережет.
Неактивен
Таша написал(а):
Они и на неопытном демпингнут!
Таша, вы же бывалый человек. Знаете, что на дебютанте демпингнуть нельзя. Чернопиарное дело требует опыта, откровенно продавшемуся писаке нужно время привыкнуть к этому статусу, полностью выбить из себя всякие совести, вдохновения и морали. А на это нужно время, и не пара месяцев. Солидный кусок жизни.
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Таша написал(а):
Они и на неопытном демпингнут!
Таша, вы же бывалый человек. Знаете, что на дебютанте демпингнуть нельзя. Чернопиарное дело требует опыта, откровенно продавшемуся писаке нужно время привыкнуть к этому статусу, полностью выбить из себя всякие совести, вдохновения и морали. А на это нужно время, и не пара месяцев. Солидный кусок жизни.
Я не "бывалый", я где-то между... выбивания из себя совести, вдохновения и морали... Знаю-знаю, что демпингнуть нельзя... Но, этотЬ метод торговли у них такой, у начХальников их(них) пиарных отделов Мол, а вот мальчик Вася/девочка Катя, нам эту лабуду и за столько-то напишут! На что ты им гордо, мол пусть онЕ вам и пишут. А на самом деле, Андрей, Вы слишком категоричны, как и мой супруг (та же проблема у меня с ним. Против он продажи совести, вдохновения и морали...) А я балансирую... пытаюсь... "Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать!" Хотя откатный напивон накатывает, порою... Не спорю. Но, я всё больше по мармеладам и юбилеям спец! Короче, удачи всем, кто любит Слово. "Любите искусство в себе, а не себя в искусстве!" Или наоборот? Хе-хе-хе...
Неактивен
Золотой Дракон написал(а):
Таша написал(а):
Золотой Дракон написал(а):
Творческая личность как Леонардо да Винчи, должна быть многогранна.. Поэтому кроме писательского таланта у человека должна еще быть и способность к зарабатыванию денег на свои издания и их раскрутку. Спившиеся неудачники не вызывают у меня сочувствия.
Ну, от тюрьмы и от сумы, как говорится... Тьфу-тьфу-тьфу... И от снобизЬма, Господь, убереги!
Если вы только себя уберечь от снобизма просите, согласен полностью )) От тюрьмы и сумы пусть идиоты не зарекаются. А меня пусть Дракон от скромности сбережет.
Себя, любезный Дракон, себя... Ибо вирус этот, как я погляжу, похлеще ВИЧа будет. А, гордыню, глубокоуважаемый Золотой Дракон, ещё никто из списка смертных грехов не вычёркивал. А также головокружение от успеха , весьма, порой, сомнительного... для мудрых
Пошла хлебать из чистого источника
Искренне Ваша!
Неактивен
Вопрос в том согласен Дракон с этим списком или некоторые его пункуты беспросветной глупостью считает, приведщей человечество в ту самую яму из которой оно все никак выбраться не может. С улыбкой,
Неактивен
Почти не Ф тему... Но, вот... Вчера с дочерью вечером болтали... Вот. Вспоминали состаляющие обучения рашн-аристокрашн... По дороге вспомнили, что ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Салтыков- Щедрин, ни васьсиясь граф Т., ни Чехонте ну и т.д. и т.п... писателями - профи не были. А Чайковский (композЫтор , к примеру, закончил СП училище правоведения.
Неактивен
"Песатель с корочкеми" - чисто советское изобретение. Помнится, Ильфопетров еще стебался - предлагал учредить для писателей форму и петлицы со знаками различия. Чтобы жалкий унтер-поэтишка с одной маленькой серебряной лирочкой в петлице вытягивался во фрунт, встретив на улице критика-генерала с четырьмя большими золотыми дубинками в петлице... И Литинститут, и "Выспись, курва" (Высшие литературные/писательские курсы) - это все савецкие институции. В Литинститут раньше принимали не всех, кто может заплатить (как сейчас), а только тех, кто уже ваял и тискался, но не имел высшего образования. И то - сразу объявляли: наш вуз - единственный в стране по окончании не гарантирующий трудоустройства. Это во времена-то всеопчей занятости! Насколько я знаю, нигде в мире писателЯм, ученым и неученым, ничего за казенный счет не гарантируют - только гранты, фонды, стипендии (если сумеешь присосаться и выбить). Остальное - толант!
Неактивен
Елене Лаки написал(а):
Золотой Дракон написал(а):
Творческая личность как Леонардо да Винчи, должна быть многогранна.. Поэтому кроме писательского таланта у человека должна еще быть и способность к зарабатыванию денег на свои издания и их раскрутку. Спившиеся неудачники не вызывают у меня сочувствия.
А если писатель не многогранен: писать может, а коммерцией заниматься нет ?
Таким не меcто в союзе писателей, да ? :o
Конечно! А Вы не знали разве, что там к заявлению о приеме нужно прикладывать справку о доходах? Из налоговой инспекции
Неактивен
Таша написал(а):
Почти не Ф тему... Но, вот... Вчера с дочерью вечером болтали... Вот. Вспоминали состаляющие обучения рашн-аристокрашн... По дороге вспомнили, что ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Салтыков- Щедрин, ни васьсиясь граф Т., ни Чехонте ну и т.д. и т.п... писателями - профи не были. А Чайковский (композЫтор , к примеру, закончил СП училище правоведения.
Ага. А еще ни у кого из них не было удостоверений писателя/композитора
Самозванцы, да?
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
"В Литинститут раньше принимали не всех, кто может заплатить (как сейчас), а только тех, кто уже ваял и тискался, но не имел высшего образования.
Да вроде и с высшим туда тоже принимали - непрофильным. Знавал одного мужика - был геологом, МГРИ кончил, а потом - Литинститут, и стал дипломированным писателем
Так себе писатель был, кстати...
Вспоминается легендарный (или апокрифический ?) диалог товарищей Сталина и Фадеева:
Т.Ф.: ох и г... же все наши писатели!
Т.С.: других писателей у меня нет...
Из чего виден великий гуманизм товарища Сталина. А ведь мог бы сказать - других писателей у ТЕБЯ нет
И немножечко расстрелять товарища Фадеева
Неактивен
Таша написал(а):
Против он продажи совести, вдохновения и морали...
Ташенька, любой человек продается - вопрос только в цене
Правда, ценЫ некоторых американский монетный двор еще не напечатал
Честь у честного не купишь
Честный чести не уступит
Честь нужна ему как свет
Рад продать ее бесчестный
Но, как всякому известно
У бесчестных чести нет
(с) кто-то из юго-славян в переводе Маршака
Неактивен
alv написал(а):
Да вроде и с высшим туда тоже принимали - непрофильным.
Да, изредка принимали, но с большим скрипом. Надо было прикладывать ходатайства всевозможные, давить через руководство СП. Помните, Алексей, как в те годы верхняя планка возраста для поступления в любой дневной ВУЗ ограничивалась 32 годами? Мол, нечего на четвертом десятке штаны в аудитории просиживать! Вовремя не выучился - значит, поезд ушел. А то просидит, дипломами обвешается, броню заимеет... Надо будет по решению ЦК за родину идтить умирать - а он не захочет, потому как ценный ученый кадр. Непорядок!
Неактивен
alv написал(а):
Таша написал(а):
Против он продажи совести, вдохновения и морали...
Ташенька, любой человек продается - вопрос только в цене
Правда, ценЫ некоторых американский монетный двор еще не напечатал
Честь у честного не купишь
Честный чести не уступит
Честь нужна ему как свет
Рад продать ее бесчестный
Но, как всякому известно
У бесчестных чести нет
(с) кто-то из юго-славян в переводе Маршака
Цена вопроса всегда одна. Душа. Уж прости меня за высокопарновыспренность:megalol:
Продав бы й душу за пятак
Да тилькы покупу нэ мае.
(Укр фольклор)
В "Масяне" есть хороший эпизод:
- Ты кто?
- Я автор этой говённой песни.
- Ну а тебе-то самому как?...
..............................................
А шо до мужа и подбивания его к печатанию слова... Вот тебе его слова:
"Я дома строю. Хорошие ли, плохие ли... Но в них люди живут. Детей делают/растят..."
Отредактировано Таша (2006-11-23 16:15:23)
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
alv написал(а):
Да вроде и с высшим туда тоже принимали - непрофильным.
Да, изредка принимали, но с большим скрипом. Надо было прикладывать ходатайства всевозможные, давить через руководство СП. Помните, Алексей, как в те годы верхняя планка возраста для поступления в любой дневной ВУЗ ограничивалась 32 годами? Мол, нечего на четвертом десятке штаны в аудитории просиживать! Вовремя не выучился - значит, поезд ушел. А то просидит, дипломами обвешается, броню заимеет... Надо будет по решению ЦК за родину идтить умирать - а он не захочет, потому как ценный ученый кадр. Непорядок!
Ну безь ходатайств и рекомендаций вроде в Литинститут вообще не принимали? И, кажется, именно в нем официально верхней возрастной планки не было. Типа, как Вы сказали, но от противного: умудрись жизнью, выйди из возраста запаса второй категории (а то и вообще доживи до исключения с учета) - вот тогда и в песатели пора подаваться
Неактивен