Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2009-07-01 18:50:05

besladnov
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-02-14
Сообщений: 254

ИСХОД

ИСХОД

Николаю Туроверову, Арсению Несмелому, Ивану Савину
и другим – гораздо менее известным, а то и не известным вовсе
поэтам-белогвардейцам посвящается.


Не отход, а исход! Бредем на восток,
Ноги, стертые в кровь, волоча.   
Половина пути – по колено песок,
Половина пути – солончак.

От колодца к колодцу – палящий зной:
Вот уж месяц, как нет дождей…
Были б кони!.. но – нет!.. Кони пали давно.
Люди, все же, сильней лошадей.

Прошлой ночью сбежали проводники
(Вот и верь сволочам-басмачам!..),
А на пятках – какого-то Фрунзе полки…
Облепили, как саранча.

Налетают, под вечер… внезапно… вдруг…
Не давая остыть ногам.
Хорошо, что есть ты, мой проверенный друг–
Револьвер, системы «Наган»!

Три часа назад был последний бой.
Ты был скор!.. – и упал с коня,
Рядом с тем, кто меня заслонил собой,
Тот, который стрелял в меня.

Вот – лежат они… рядом… щека к щеке –
Враг приник, в смертный миг, к врагу…
Пятна крови на белом солончаке,
Словно гроздья рябины в снегу.

Мы черствы: по погибшим уже не скорбим –
Нынче впору скорбеть по живым.
Что нас ждет впереди?.. Синьцзян и Харбин?..
«Новой жизни» поспешные швы?..

Перспектива черна, как монаший клобук:
Вместо дома – чужая земля,
Вместо белых берез – арча и бамбук,
Вместо ржи на полях – гаолян…

Не за это дрались мы, Россию любя!
Так на скрипке рвется струна…
Ты прости, что пришлось нам оставить тебя,
Изнасилованная страна!..

Что тебя – нашу Мать, Жену и Сестру –
Мы омыли кровавым дождем!..
Уходить, чтоб вернуться – порочный круг!
Ты не верь! – мы уже не придем.

Будут, медленной болью, тянуться года
Над какой-нибудь Желтой рекой,
И не будет покоя нам никогда,
Разве только – Вечный покой.

Кто там врет, что мы жизнь прожили не зря?!
Чем дышать прикажете мне,
Если больше ни Бога нет, ни царя?..
Если даже Отечества нет?!..

Если попрано все!.. и в моей стране
Правит бал торжествующий хам!..
Чем прикажете жить, если места в ней
Нет ни мне, ни моим стихам?!

Если сердце мое – как гноящийся струп,
А душа – больна и нага!
Ты теперь – мой последний… единственный друг –
Револьвер, системы «Наган».

Мне вручили тебя в девяносто восьмом.
В день присяги. И с этого дня,
Двадцать, с лишним, лет, ты, товарищ мой,
Сотни раз выручал меня.

Я давно поборол и сомненья, и страх
Перед самым последним грехом.
Я пишу эти строки в свете костра
Из моих остальных стихов.

Напишу их стволом на песке – и все!
Их никто не прочтет? – так что ж!..
Пусть их ветер, к утру, по степи разнесет,
Или смоет нахлынувший дождь.

А когда свой последний катрен допишу –
Вытру ствол… крутану барабан…
И, поставить в нем точку, тебя попрошу,
Револьвер, системы «Наган».

©Владимир Безладнов, 2009 г. Саров.

Неактивен

 

#2 2009-07-01 19:31:31

Ирина Залетаева
Хозяйка бара литкафе "Маршак"
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-07-23
Сообщений: 3567
Вебсайт

Re: ИСХОД

По смыслу очень сильно.

Но этот рваный ритм - постоянные сбои в четырёхстопном анапесте, как бы "дырки" почти в каждой строке...
С одной стороны, для усиления трагичности описываемого, вроде бы, даже гармонично, как будто, писалось на пределе нервов.
Но лично меня наш мэтр Алиса и другие её коллеги (правда, на другом сайте) за то же самое, помнится, как-то шибко долбили. roll
Причём, совсем недавно. tongue1 (это для Алисы).

А в этой строфе не совсем внятно описано, кто упал с коня, кто стрелял, а кто заслонил собой:

Три часа назад был последний бой.
Ты был скор!.. – и упал с коня,
Рядом с тем, кто меня заслонил собой,
Тот, который стрелял в меня.


Ирина Залетаева

"Поэзия меньше всего - литература, это способ жить и умирать..."
А.Тарковский

Неактивен

 

#3 2009-07-09 00:23:23

besladnov
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-02-14
Сообщений: 254

Re: ИСХОД

Прошу прощения за то, что говорю о себе в третьем лице – я просто полностью цитирую свой ответ на похожий комментарий с другого сайта, где авторы существуют инкогнито. Там, правда, эти стихи еще и назвали не слишком удачной «стилизацией».

Размер действительно «гуляет», если рассматривать его по канонам силлабо-тоники. Но «гуляет» вполне осознанно. Если хотите – назовите его «дольником», «тактовиком» или «акцентным стихом» - автору это совершенно безразлично. Если бы ему это было нужно, он, с легкостью, уложил бы свои рифмованные строчки в 12 и 9 слогов четырех и трехстопного анапеста. Но это не стихи, написанные ЛГ за письменным столом, и именно их кажущаяся «непроработанно сть» должна, с точки зрения автора, подчеркивать задачу и предлагаемые обстоятельства ЛГ.
Автору важно было выдержать РИТМ, но, ни в коем случае, не МЕТР, что достигается точным количеством в строке ударных слогов (акцентов), и относительно приближенным к приглаженному анапесту – безударных. И если эти стихи «причесать» - они моментально станут похожи на шансонные «стилизации», которыми заполнен и Интернет, и попсовая эстрада.

К слову, о стилизациях (это уже почти безотносительно к конкретному стихотворению):
почему-то, в Сети принято считать: раз стихи посвящены какому-либо поэту, то и писать их нужно в его манере. Посвящаются, к примеру, Цветаевой – значит, будь любезен(на), версифицируй «под Цветаеву», посвящаются Гумилеву – чеши «под Гумилева»… посвящаются поэтам-белогвардейцам – значит – в их стиле, манере, и их надрывным силлабо-тоническим языком начала прошлого века (даже если этих поэтов много, и все они писали по-разному).
Чепуха все это, уважаемые Дамы и Господа! Школярское подражательство и эпигонство. Т.е. недостаток, возводимый в ранг достоинства.
И если даже автор пишет от первого лица, это вовсе не значит, что он должен подменять собой Поэта. Он должен поставить себя – сегодняшнего в предлагаемые обстоятельства ЛГ, отчетливо представить себе его и свои ощущения, и писать от собственного лица, своим – сегодняшним языком.
Кстати, автор, вообще, считает, что писать стилизации нужно только в тех случаях, когда их кто-то заказывает (к примеру, для смежных видов искусства), а потому, для собственного удовольствия, пишет «опусы» вполне самостоятельные . И очень надеется, что говорит своим голосом и имеет собственный «почерк». Разве что – пародиями иногда побалуется…

Отредактировано besladnov (2009-07-09 00:24:31)

Неактивен

 

#4 2009-07-09 13:34:58

Ирина Залетаева
Хозяйка бара литкафе "Маршак"
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-07-23
Сообщений: 3567
Вебсайт

Re: ИСХОД

besladnov написал(а):

Прошу прощения за то, что говорю о себе в третьем лице – я просто полностью цитирую свой ответ на похожий комментарий с другого сайта, где авторы существуют инкогнито. Там, правда, эти стихи еще и назвали не слишком удачной «стилизацией».

Размер действительно «гуляет», если рассматривать его по канонам силлабо-тоники. Но «гуляет» вполне осознанно. Если хотите – назовите его «дольником», «тактовиком» или «акцентным стихом» - автору это совершенно безразлично.

Вот и я, когда отбивалась от критики, тоже что-то лепетала про дольник. smile1
Просто хозяева и администрация Фабулы очень уважают именно силлабо-тонику и не хотят здесь видеть ничего другого. tongue1 (это я для Алисы)
Хотя, в принципе, способы стихосамовыражения могут быть очень разнообразными.

Если бы ему это было нужно, он, с легкостью, уложил бы свои рифмованные строчки в 12 и 9 слогов четырех и трехстопного анапеста. Но это не стихи, написанные ЛГ за письменным столом, и именно их кажущаяся «непроработанно сть» должна, с точки зрения автора, подчеркивать задачу и предлагаемые обстоятельства ЛГ.

Абсолютно не сомневаюсь в этом. Я же сказала выше, что для достижения особой трагичности и придания ощущения натянутого нерва
здесь как раз "гладкая" силлабо-тоника не очень подходит.
И я свою "претензию" высказала не в Ваш адрес, а в адрес Алисы. Да и не претензию вовсе, а так - просто подковырнула  немножко. wink2

Автору важно было выдержать РИТМ, но, ни в коем случае, не МЕТР, что достигается точным количеством в строке ударных слогов (акцентов), и относительно приближенным к приглаженному анапесту – безударных. И если эти стихи «причесать» - они моментально станут похожи на шансонные «стилизации», которыми заполнен и Интернет, и попсовая эстрада.

Совершенно согласна. Мне они понравились именно в таком виде, поэтому Вы не слишком старайтесь меня убедить,
я ведь с Вами не спорю.  И читая, сама попутно как бы шашкой махала, отмеривая этот рваный, отчаянный ритм. biggrin

К слову, о стилизациях (это уже почти безотносительно к конкретному стихотворению):
почему-то, в Сети принято считать: раз стихи посвящены какому-либо поэту, то и писать их нужно в его манере. Посвящаются, к примеру, Цветаевой – значит, будь любезен(на), версифицируй «под Цветаеву», посвящаются Гумилеву – чеши «под Гумилева»… посвящаются поэтам-белогвардейцам – значит – в их стиле, манере, и их надрывным силлабо-тоническим языком начала прошлого века (даже если этих поэтов много, и все они писали по-разному).

Вообще к понятию стилизация я бы подходила весьма осторожно. И стилизацией считала бы только подражание какому-то, довольно  устойчивому
стилю в стихосложении, например, конкретного направления, бывшего модным на определенном отрезке эпохи, а не манере, принадлежащей
одному автору. Непосредственно какому-то автору может быть подражание, которое допустимо, если пишешь пародию на его стихи. А если
пишешь стихотворение, посвященное поэту, то не обязательно следовать стилю и манере данного автора. Это ведь всего лишь Ваше посвящение.

Чепуха все это, уважаемые Дамы и Господа! Школярское подражательство и эпигонство. Т.е. недостаток, возводимый в ранг достоинства.
И если даже автор пишет от первого лица, это вовсе не значит, что он должен подменять собой Поэта. Он должен поставить себя – сегодняшнего в предлагаемые обстоятельства ЛГ, отчетливо представить себе его и свои ощущения, и писать от собственного лица, своим – сегодняшним языком.

Бесспорно, уважаемый. Тем более что подменить собой Поэта просто невозможно.

Кстати, автор, вообще, считает, что писать стилизации нужно только в тех случаях, когда их кто-то заказывает (к примеру, для смежных видов искусства), а потому, для собственного удовольствия, пишет «опусы» вполне самостоятельные . И очень надеется, что говорит своим голосом и имеет собственный «почерк». Разве что – пародиями иногда побалуется…

Все мы немножко балуемся пародиями. Но чаще пародируем не стиль, а цепляемся за какую-нибудь смешную или нелепую строчку или фразу.
А вообще это очень большая удача - иметь свой собственный, не похожий ни на кого почерк. Не каждому дано такое счастье.
Но мы все к этому стремимся по мере сил.

Отредактировано Ирина Залетаева (2009-07-09 13:41:28)


Ирина Залетаева

"Поэзия меньше всего - литература, это способ жить и умирать..."
А.Тарковский

Неактивен

 

#5 2009-07-09 17:30:57

besladnov
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-02-14
Сообщений: 254

Re: ИСХОД

Спасибо за солидарность. Я ведь тоже спорил не с Вами, а с убежденными силлабо-тонистами, подсчитывающими количество слогов в сроке.

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson