Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
Когда в России началась эпоха реформ, то одним из вожделеннейших желаний значительной части населения стало – наконец-то зажить «как во всем цивилизованном мире», «по европейским стандартам», по высшему, или, в крайнем случае, по хорошему качеству. А поскольку жизнь по европейским стандартам и по высшему/хорошему качеству ассоциировалась прежде всего с неограниченным количеством и хорошим качеством предметов потребления – то обществу, измученному дефицитом, очередями и карточками, страстно возжелалось прежде всего напотребляться досыта.
Вспомним, как это начиналось.
Все товарные дефициты были быстро изжиты в первые два-три года эпохи реформ. Однако большинству населения, как мы помним, именно в те времена, да и позже, было не до европейских стандартов, поскольку дефицитом стали не товары в магазинах, а деньги в кошельках.
В основной массе мы перестали ужиматься и начали разгибаться только примерно с середины 1999 года. Тогда, спустя восемь лет от начала эпохи реформ, и пришла пора очухаться от первоначального шока, присмотреться и разобраться, с какими европейскими стандартами и каким высшим качеством мы имели дело вначале и имеем дело теперь.
В 1992-1994 годах полстраны дружно щеголяло в военно-камуфляжной форме, которую в массовом порядке тырили с военных складов и распродавали оборотистые прапорщики-бизнесмены. Людей в камуфляже можно было видеть даже в театрах и ресторанах. Очевидный идиотизм ситуации оправдывался только простым практическим соображением – сравнительной дешевизной и общедоступностью камуфлированного барахла по сравнению с теми прикидами, которыми торговали в только что появившихся бутиках.
В 1996-1998 годах полстраны облачилось в черную кожу. Кожаная куртка с меховым воротником, называвшаяся «бомбардье» за сходство с униформой французских военных летчиков, стала внешним признаком достатка и благополучия. Толпа на улицах, в советские времена окрашенная в унылый серый цвет, разом сделалась антрацитово-блестящей. Модники, желавшие выделиться в этой толпе, одевались на манер сказочного Незнайки – зеленая рубашка, желтые брюки, красный пиджак, белые ботинки и синее кашемировое пальто – отчего выглядели настоящими попугаями-ара, но ничуть этого не смущались.
В парижских газетах того времени печаталось немало фельетонов на тему «стиль рюсс». Имелись в виду, конечно, российские средние скоробогачи из числа братков и полубратков, которые с престижными и образовательными целями считали своим долгом прошвырнуться по Парижу, хотя на практике ограничивались посещением дорогих ресторанов, или, в крайнем случае, Мулен-Руж. Парижане безошибочно узнавали их по облику и экипировке: короткая боксерская стрижка или наголо выбритый череп, тупоносые ботинки на толстенной подошве, черные вельветовые джинсы, черные кожаные демисезонные куртки, яркие рубашки с «огурцами», до отказа набитые огромные барсетки и торчащие из нагрудных карманов рубашек толстые пачки наличных долларов.
Действительно богатые россияне, доходы которых измерялись сотнями тысяч и миллионами «зеленых» в год, демонстрировали евростандарт и высшее качество в постройке, отделке и обстановке своих жилищ.
В сельской местности вырастали целые поселки, застроенные уменьшенными копиями романских и готических замков, швейцарских шале, английских manor’ов (усадеб) и mansion’ов (особняков), немецких пфальцев (дворцов) и русских теремов. Внутри эти чудо-сооружения отделывались и обставлялись в соответствии с представлениями хозяев о настоящем шике и комфорте. Французская спальня соседствовала с советской бильярдной комнатой. Мраморная ванная комната американского миллиардера – с отделанным дубовыми панелями кабинетом английского лорда. Из екатерининской столовой с лепным потолком и огромной хрустальной люстрой дверь вела на японскую веранду. А неподалеку от открытого американского плавательного бассейна размещалась вполне русская парная баня типа той, что можно найти на любой подмосковной «базе отдыха». Окружали всю эту лепоту в худшем случае типичный советский дачный участок с грядками моркови и укропа, а в лучшем случае – нечто вроде гибрида японского садика и советского сквера, с клумбами-горками и непременным «статуем».
В более широком аспекте и при пристальном внимании без особого труда выяснялось, что едва ли не весь потребительский ассортимент «евростандарта» и «высшего качества» был у нас процентов на 80 представлен более чем сомнительными товарами и изделиями «серого» и контрафактного происхождения. Многие крики, писки и взвизги якобы последней моды оказывались давно отошедшими и полузабытыми там, откуда якобы пришли. Незнакомство с подлинными традициями и настоящим качеством, дурные эклектические вкусы, слепое доверие к компетентности неведомо откуда взявшихся новоявленных «экспертов» и «дизайнеров», собственные наивные представления типа «что сладко, то вкусно, что красно, то красиво», неутолимое желание немедленно и с блеском компенсировать многолетние лишения – все эти обстоятельства привели к тому, что европеизирующаяся Россия сделалась царством повсеместно господствующего смехотворного потребительского кича.
Даже в такой сфере, как повседневная еда и торговля продуктами питания, ситуация с евростандартом и высшим качеством – увы. Подкрашенная водопроводная вода, продаваемая под марками всевозможных кол, спрайтов и швепсов; экзотические спиртные напитки якобы из дальних стран, сварганенные в ближнем зарубежье; чертовски аппетитные на вид, но одинаково безвкусные мясные деликатесы; свежайшие фрукты и овощи, выращенные в теплицах на химических гидропонных растворах... Если заранее допустить, что живучий россиянин и не такое слопает безо всякого вреда для здоровья – то все равно обидно, что под вывесками евростандарта и высшего качества мы вынужденно довольствуемся осетриной третьей и четвертой, а то и вовсе никакой свежести.
Честно говоря, мы не слишком виноваты в том, что у нас самоварное золото выдается (и многими принимается) за металл высшей пробы. Для того, чтобы выйти на уровень «всего цивилизованного мира» хотя бы по качеству потребления, чтобы во всех смыслах научиться отличать стекляшки от драгоценностей и мишуру от златотканья – нужны время и желание. Желание более сильное, чем просто «сделайте мне красиво», и время более длительное, чем наша эпоха под лозунгом реформ.
Неактивен
alv написал(а):
По части формирования общества потребления мы давно переплюнули все Европы с Америками.
В IT-сфере это видно очень хорошо
Леша, а мы оказались очень благодатной средой для этого. Нас замечательно воспитал советский режим - почти полным отсутствием предметов потребления, поиск которых для многих становился сперва образом жизни, а потом смыслом жизни. Когда же режимный пузырь лопнул - понятно, чем заполнился образовавшийся вакуум
Неактивен
Судя по всему, граница между Европой и нами (постперестроечными) проходит уже не по нулевой отметине температурной шкалы. Основная масса европейцев живет по принципу "taste for a champagne, money for a beer only", у нас в известных кругах наблюдается тенденция прямо противоположная: денег с избытком хватает на дорогое шампанское, а вот вкуса - лишь для дешевого пивка.
Отредактировано Батшеба (2009-04-11 10:53:04)
Неактивен
Батшеба написал(а):
Судя по всему, граница между Европой и нами (постперестроечными) проходит уже не по нулевой отметине температурной шкалы. Основная масса европейцев живет по принципу "taste for champagne, money for the beer only", у нас в известных кругах наблюдается тенденция прямо противоположная: денег с избытком хватает на дорогое шампанское, а вот вкуса - лишь для дешевого пивка.
А чем Вам пиво не угодило? По мне, так куда вкуснее шампанского. Хотя, как говорил бессметрный Лёня Голубков, "хорошее у них пиво, а наша водка лучше".
Вообще, вкус - штука странная и неоднозначная. Например, французы, считающиеся эталоном хорошего вкуса, после обда с хорошим вином с удовольствием пьют пиво - а вовсе не коньяки с ликёрами, как гласит кулинарная легенда. Не клошары вовсе - очень даже университетские профессора.
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Нас замечательно воспитал советский режим
Не знаю...
Потребительская модель поведения свойственна людям как раз молодым - которые советской власти даже и не нюхали.
Причём парадоксальным образом сочетается подчас с ура-советским патриотизмом.
Кстати, символ потребительской модели сложился именно в IT-сфере. В виде образа Большой Красной Кнопки с надписью - Зделайте мну песдато.
Пардон за лексику, милые дамы, но из песни слова не выкинешь.
Неактивен
alv написал(а):
А чем Вам пиво не угодило?
Алексей, оно мне всем угодило, но из песни, как Вы сами сказали, песцов не выведешь
Неактивен
О чём хоть статья, а то у меня не открывается. Судя по названию и обсуждению - как в коматозе границу перейти)
Среди напитков, способствующих переходу и перелёту границ, рекомендую ликёры Marie Brizard - оформление бутылок соответствует их содержанию.
Неактивен
Как оказалось, в самой передовой операционной системе всех времён и народов нет штатного средства для октрытия файлов в самом прогрессивном формате PDF, специально для неё придуманном
Посему, если Андрей не против, готов перегнать текст в какой-либо отсталый формат типа TXT или pure HTML (посредством отсталого Linux'а, разумеется), и выложить сюда.
Или можно попробовать открыть файл в Word'е - только тот многоколоночную вёрстку открывает очень уродливо
Неактивен
alv написал(а):
Или можно попробовать открыть файл в Word'е - только тот многоколоночную вёрстку открывает очень уродливо
Я уже куда-то нажала - абракадабра вылезла. Дальше не экспериментирую.
Неактивен
Ненавижу PDF. И мне тоже нечем его сейчас открывать
Неактивен
Елене Лаки написал(а):
alv написал(а):
Или можно попробовать открыть файл в Word'е - только тот многоколоночную вёрстку открывает очень уродливо
Я уже куда-то нажала - абракадабра вылезла.
А чего Вы хотели от самой передовой ОСи всех времён и народов?
Елене Лаки написал(а):
Дальше не экспериментирую.
Ждём согласия Андрея - без такового ничего предпринимать не буду, бо уважаю авторское право (и авторское лево тоже).
Неактивен
Алиса Деева написал(а):
Ненавижу PDF.
Ты не одинока в своей любви к этому формату.
Хотя у тебя там где-то и Линукс завалялся, а в нём есть Evince - он всякие поганые PDF'ы открывает очень хорошо
Неактивен
Я ж не говорю, что вообще не могу педеэфку открыть, но нэ лублу и геморойно
Неактивен
Если газета выкладывает в сеть PDF - значит, там так принято. На многих сайтах периодических изданий поступают именно так - минимизируют содержание основной страницы, а полные номера для чтения и просмотра выкладывают в виде архива PDF.
Леша, поступим проще. Я эту страницу сейчас убью, а текст просто выложу на Фабуле, благо он опубликован. Файл-то у меня есть
Неактивен
Батшеба написал(а):
Судя по всему, граница между Европой и нами (постперестроечными) проходит уже не по нулевой отметине температурной шкалы. Основная масса европейцев живет по принципу "taste for a champagne, money for a beer only", у нас в известных кругах наблюдается тенденция прямо противоположная: денег с избытком хватает на дорогое шампанское, а вот вкуса - лишь для дешевого пивка.
Абсолютно верно. Я одинаково равнодушен к шампанскому и пиву, поскольку предпочитаю крепкие напитки в разумных количествах. А что касается статуса нашего возлюбленного отечества как полигона для потребительских отходов - то в этом мы сами виноваты. Зависимость от импорта по некоторым потребительским товарам составляет 95-100%. Если речь идет о каких-нибудь могучих компах, которые мы делать не умеем, или о тропических фруктах, которые у нас не растут - то ладно. Но импортировать голландскую картошку и польскую цветную капусту - стыдно. А поскольку у нас сейчас взят старый добрый курс "Зато мы делаем ракеты...", то скоро мы начнем импортировать пластмассовые расчески и гипсовые пепельницы...
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Даже в такой сфере, как повседневная еда и торговля продуктами питания, ситуация с евростандартом и высшим качеством – увы. Подкрашенная водопроводная вода, продаваемая под марками всевозможных кол, спрайтов и швепсов; экзотические спиртные напитки якобы из дальних стран, сварганенные в ближнем зарубежье; чертовски аппетитные на вид, но одинаково безвкусные мясные деликатесы; свежайшие фрукты и овощи, выращенные в теплицах на химических гидропонных растворах... Если заранее допустить, что живучий россиянин и не такое слопает безо всякого вреда для здоровья – то все равно обидно, что под вывесками евростандарта и высшего качества мы вынужденно довольствуемся осетриной третьей и четвертой, а то и вовсе никакой свежести.
.
Андрей, мне кажется, что описываемая Вами ситуация с "евростандартом" актуальна не только для России, но и для большой части этой самой Европы. :yes:
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Я эту страницу сейчас убью, а текст просто выложу на Фабуле, благо он опубликован. Файл-то у меня есть
Ну зачем эту-то страницу убивать?
Кинь сюда просто ссылку на текст в человечьем формате...
Что касается выкладывания изданиями в PDF'е - они это делают от лени. То есть в сеть идёт то же самое, что и на плёнку для бумажного издания.
На самом деле процесс легко автоматизируем - делать несколько вариантов, для печати, для быстрой сети, для медленной, для дебильников и т.д.
Но ведь лень же матушка...
Неактивен
Просто Сергей написал(а):
Андрей, мне кажется, что описываемая Вами ситуация с "евростандартом" актуальна не только для России, но и для большой части этой самой Европы.
За Европу нынешнюю сейчас не очень знаю (хотелось бы верить, что не так - но увы...).
А вот что 99 процентов Америки жрёт ту же самую колбасу от протухшего дядюшки Ляо из опиумного притона города Шанхая - подтверждают все мои знакомые, туды уехамшие на ПМЖ.
Один из моих товарищей, проживающий нынче где-то на среднем западе, писал, что банальные солёные огурцы там можно купить только в еврейском магазине как кошерную писчу
UPD Моя племянница, ныне проживающая на Канадщине, время от времени присылает на родину (и родным соответствующего возраста) чиста ендейские сувениры - томагавки там или головные уборы из орлиных перьев. С надписями - Маде ин Чина
Отредактировано alv (2009-04-12 15:25:58)
Неактивен
Просто Сергей написал(а):
Андрей, мне кажется, что описываемая Вами ситуация с "евростандартом" актуальна не только для России, но и для большой части этой самой Европы.
Наверное, так, Сергей. Сам я утверждать не могу - своими глазами не видел, давно не выползал за пределы отечества... Демпинг потребительских товаров - явление не новое, но в наши дни оно приняло гомерические размеры. К примеру, когда я несколько лет назад покупал себе пресловутую кожаную куртку, то задался целью - купить товар непременно европейского происхождения. С большим трудом удалось найти итальянскую куртку, итальянскость которой была более-менее убедительно подтверждена
Неактивен
alv написал(а):
Потребительская модель поведения свойственна людям как раз молодым - которые советской власти даже и не нюхали.
Причём парадоксальным образом сочетается подчас с ура-советским патриотизмом
Леша, а молодых людей уконтропупить на это дело гораздо проще. Они ведь воспринимают все их окружающее как изначальную данность - другой "данности" просто не видели. И ура-совецкость для них тоже забавная идейная побрякушка - сами-то они совецким сапогом в зад не получали. Нечто вроде крокодила в зоопарке - зелененький такой и совсем не страшный... К тому же совецкая идея - консолидированная, в отличие от других "идей" типа словесного поноса.
Неактивен
У меня приятель на Кипре живёт. Как прилетит в розовой футболочке - я прям обмираю. Но всё равно его люблю, поскольку человек хороший.
Люди с хорошим вкусом - мученики, поскольку что-то выбрать в условиях ширпотреба целая проблема. Да ещё если купить в итоге не то
Но надо ставить какие-то рамки в этом самом выборе, иначе можно только этим и заниматься. Ни на что другое времени уже не останется.
Отредактировано Елене Лаки (2009-04-12 15:58:10)
Неактивен
Елене Лаки написал(а):
Люди с хорошим вкусом - мученики, поскольку что-то выбрать в условиях ширпотреба целая проблема. Да ещё если купить в итоге не то
Лет десять назад я был в одном провинциальном городке, достаточно далеко к югу от Москвы. Сидел в компании. Там были дамы. Нормальные, славные, простые и добрые русские тетки. Но им очень хотелось приодеться и блеснуть. И они блеснули прикидами и макияжем - выглядели как дешевые шлюхи. Лосинчики, кардиганчики, обдергаечки, кожаные юбки, куча дешевой бижутерии, кумачовая косметика, настоящие парижские духи из Одессы... А сказать ничего нельзя, продемонстрировать свой тонкий вкус никак невозможно - будешь выглядеть пижоном и эстетствующим хамом, тем более что сидишь в гостях, и хозяйские пироги хаять не положено. И такое повсюду...
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Но им очень хотелось приодеться и блеснуть. И они блеснули прикидами и макияжем - выглядели как дешевые шлюхи.
Ну приоденутся иначе - будут выглядеть как дорогие шлюхи. Что сильно поменяется?
Неактивен
Елене Лаки написал(а):
Ну приоденутся иначе - будут выглядеть как дорогие шлюхи. Что сильно поменяется?
Нет, Лена, едва ли... Вы же знаете: умение одеться со вкусом и к месту - вещь непростая. Особенно когда приходится решать задачу в пределах доступных скромных средств. В прежние времена нам приходилось заботиться, конечно, не об элементарном прикрытии наготы (во времена всеобщего нищего оборванчества мы, слава Богу, не жили), но хотя бы о более-менее приличных предметах гардероба. А сейчас многие попадаются на удочку тинейджерско-дискотечного стиля, не задумываясь, соответствует ли этот прикид возрасту и наружности. Ловятся на доступность этого барахла и полагают его последним парижско-бродвейским писком... Потому и впечатление порой дикое.
В Москве, в парке "Сокольники", есть танцевальный пятачок. Я недавно проходил там мимо. Зрелище незабываемое... Вальсируют две пожилые дамы. У обеих на головах прическа фасона "я у мамы дурочка", на макушках - огромные голубые банты, на ногах красные туфли с десятисантиметровыми шпильками, в руках - сумки золотого цвета из искусственной кожи. Блеск! Ежели дамы малость не в себе - тогда понятно. Но ежели они в себе, и просто не понимают, что выглядят чучелами - тогда таки плохо...
Неактивен
Я тоже так раньше думала. Но всё больше склонюсь к мысли, что, пожалуй, не стоит придавать антуражу больше значения, чем он заслуживает. Раньше, если мне дарили что-то не то - не важно бутылка или картина – на стенку лезла: зачем мне такой ненужный предмет, и что мне с ним делать. Когда сама выбирала подарки, столько времени тратила, диву даюсь. А теперь как-то проще подход стал. На вкус и цвет, как говорится. Не факт, ещё, что мой вкус такой замечательный. А главное, когда, например, выбираешь магнитик на холодильник целый час, то даже какие-то сомнения в смысле происходящего возникают.
Неактивен
Елене Лаки написал(а):
Люди с хорошим вкусом - мученики, поскольку что-то выбрать в условиях ширпотреба целая проблема.
Вот за то и любил всегда казённую спецуху - избавляет от необходимости подбирать галстук в тон трусам, и выглядит прилично.
Впрочем, это на позиксе уже обсуждали.
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
А сейчас многие попадаются на удочку тинейджерско-дискотечного стиля
А что, очень удобно. Я вот ведь хожу в майках, подаренных мне всякими компьютерными фирмами на разных презентухах.
Это типа вместо той самой казённой спецухи - и думать не нужно.
Неактивен
alv написал(а):
А что, очень удобно. Я вот ведь хожу в майках, подаренных мне всякими компьютерными фирмами на разных презентухах.
Это типа вместо той самой казённой спецухи - и думать не нужно.
Леша, дома-то я сам хожу в стиле "Мужик, ты чего?" Дома - хоть на голове стой... А для выходов на лобное место приходится стилёк менять
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
alv написал(а):
А что, очень удобно. Я вот ведь хожу в майках, подаренных мне всякими компьютерными фирмами на разных презентухах.
Это типа вместо той самой казённой спецухи - и думать не нужно.Леша, дома-то я сам хожу в стиле "Мужик, ты чего?" Дома - хоть на голове стой... А для выходов на лобное место приходится стилёк менять
Ну а я вот не меняю - типа от фирмЫ я одет. А яка фирма? - Рабочий одюх
Неактивен