Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2008-06-27 21:41:01

Екатерина Максимова
Редактор
Зарегистрирован: 2007-07-20
Сообщений: 1235

Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

http://forum.ingenia.ru/viewtopic.php?id=20063

О различии позиций художника, зрителя и критика написано и сказано очень много – людьми, чьи портреты из камня. Говоря об авторах, читателях и комментаторах на поэтическом форуме, мы получаем прекрасную возможность сконструировать велосипед. Что ж, успокоим себя тем, что вся эволюция – сплошной повтор.
Открывая процитированную тему, Саша Шварц оценил комментарии на форуме как подчиненные принципу комплиментарности. Алиса Деева сказала, что да, мы не только общаемся на форуме по этому принципу, но родились и живём в соответствии с ним. Андрей Кротков забил гвоздь, сообщив, что профессиональному обсуждению на ресурсе вообще не место, поскольку это клуб, а не академия наук, и плюс ко всему – гении в критике не нуждаются. Я бы хотела согласиться со всем сказанным, углубив предложенный подход.

В целях данного повествования нам понадобится привлечь три дисциплины, точнее сказать, пласта сознания: психологию, дискуссию как метод исследования, эстетику.

Психология
Когда мужчина говорит женщине при встрече, что она прекрасно выглядит сегодня (независимо от того, как она выглядит на самом деле), он соблюдает формулу вежливости. Когда мы НЕ говорим человеку в автобусе, что у него пятно на шляпе, мы просто сохраняем неприкосновенность личной территории. Когда близким людям или детям мы говорим всё хорошее, что знаем о них, и умалчиваем или даже не замечаем плохого, мы просто проявляем свою любовь и помогаем близким поверить в себя. Это базовые принципы человеческого общения, и человек, встречающий даму со словами «ты выглядишь хуже обычного», или сообщающий коллеге: «вы забыли застегнуть ширинку», или своему ребёнку (сестре, брату): «ты никогда не мог сосредоточиться» – такой человек немедленно заработает звание грубияна, невежды, злого духа и просто слабого создания, неспособного удержаться в своих порывах.

Научное познание
В обсуждении ожидаемого угла падения света; или количества продуктов распада при ядерной реакции; или рентабельности будущего производства; или разнонаправленных языковых тенденций, влияющих на формирование нормы – нет предусмотрительных и грубых, чутких и несправедливых, конформистов и неформалов. Есть предмет, который единственно имеет значение, и есть субъекты суждений, то есть люди, которые могут максимально приблизиться к пониманию или точному описанию предмета, или же – в силу недостаточно глубокого погружения – упустить значимые факты и предположения. Основным инструментом исследования является обсуждение, или дискуссия.

Эстетическое восприятие
Когда мы созерцаем картину, слушаем музыку или читаем книгу, мы занимаем пассивную позицию – позицию зрителя, сосредотачиваясь ни в коем случае не на механизмах и инструментах, а на воспринятых образах и собственных ощущениях, испытывая восторг, страдание, сопереживание, недоумевая, плача и смеясь. А затем сообщаем свою реакцию художнику или другим зрителям.

Человек, который путает три упомянутые парадигмы – социальную/психологическую, научную и эстетическую – рискует превратиться:
а) в бытового зануду – говоря на кухне о химической природе запахов,
б) в склочного учёного – при исследовании процесса ориентируясь на личные амбиции вместо изучаемых параметров,
в) в человека, лишённого вкуса и душевной организации – вместо того чтобы наслаждаться картиной, считающего количество птиц на линии горизонта.

«Фабула» – ресурс, декларирующий своей целью литературное творчество и литературное исследование, создание текстов и обсуждение текстов с целью дальнейшего их совершенствования. Строго говоря, этот вид деятельности относится ко второй категории из перечисленных, то есть это научная работа и научное познание. Некая технология или новый материал демонстрируются коллегам, и предложение с их стороны – проверить валидность эксперимента, ввести новые переменные, удостовериться в точности измерений – связано с  желанием достичь «правильного», оптимального результата. А герменевтика, также как семиотика, поэтика или литературоведение – ничуть не меньше науки, чем генетика или математика.

На деле же, когда объектом исследования становится произведение на литературном ресурсе, обсуждение превращается в надоевшую всем историю «про кукуха и петушку».

Здесь нет парадоксов и новых явлений. Человек, учили нас, – социальное животное. Мало ли какие цели декларируются библиотекой или промышленным предприятием. Люди-то в оба места ходят не труды поколений изучать и не гайки вытачивать – а пообщаться. Но при этом понимают, под какой вывеской занимаются любимым делом, и если кто-то упорно сосредоточен на книгах или гайках, то не смеют ему мешать.
Но если книга, или гайка, или объект научного исследования в лаборатории – вещи достаточно внешние по отношению к субъекту действия, то записанный текст в известной и значительной степени автор отождествляет с собой лично. И тут оказывается, что коллега-учёный в одной на всех лаборатории изучает – и далее критикует – уже не произведение, а как бы самого автора. Что как минимум болезненно, как максимум – достойно порицания и в конечном счёте ненависти.
В этот ответственный момент автор напрочь забывает о том, что он мечтал создать идеальное творение не для данной аудитории, а для будущей и гораздо более значительной, что он, кажется, уважает тех, кто тут собрался, и свой текст принёс, чтобы эти люди, а не другие, нашли в нём недостатки, что конечным пунктом является не форум, а качественная в-себе-вещь и его, автора, собственное обновлённое знание. В конце концов, сам процесс обсуждения как очевидных моментов, так и мнимо очевидных – полезен всем, и автору совсем не в последнюю очередь.

Не в состоянии занять позицию критика по отношению к собственному произведению, автор мгновенно перемещает себя и критикующего в социально-психологическую парадигму (с которой начался этот рассказ), где каждый сказавший о неправильном ударении – человек дурно воспитанный, сообщивший о логической ошибке – недружелюбный, а заявивший о неудачном смысле – скрытый враг, притаившийся в засаде. В ход идут любые предположения. Например: он пришёл сюда вовсе не мне помочь, а мечтал о собственной славе. Или: он критикует мой текст не для того, чтобы его исправить, а исключительно чтобы меня унизить. Он тщательно объясняет, что имел в виду? – Зануда. Он ничего не объясняет? – Ага, говорить не научился, а туда же. Как правило, критикуемый, а не критик, применяет весь арсенал запрещённых и детских по своему уровню средств: умалчивание, ярлыки, подмену тезисов, переход на личности и прочая, и прочая.

И если даже сам автор – в силу своей интеллигентности, сдержав обиду, промолчит, то тут же ему на помощь придут другие участники и выскажут «критикану» всё, что можно придумать по поводу его скрытых, омерзительных, и конечно же, эгоистических мотивов.
Это – что касается проблем автора.

Проблемы критика, в конечном счёте, – в том же смешении парадигм. Критик наблюдает за происходящим и если не знает, то догадывается, как ему «будут рады». Причем нет тут ни правил, ни постоянства. Если вчера автор любил конкретного критика, ценил его помощь и с интересом вступал в разговор, то завтра в 12.55.38 пополудни поставит на нём как собеседнике жирный крест. Перевоплощение может наступить в самый неожиданный момент. Критик обнаружит вдруг, что автор, который легко относился к пунктуационным правкам, не переносит указаний на стилистические ошибки.  Или: одному автору безразличны фактические противоречия, лишь бы рифма была свежей, а другой – перестаёт разговаривать и здороваться с проницательным читателем,  если тот указал на несоответствие места события – времени события. Или же автор различает аргументы критиков по самим критикам: на указания одного реагирует как новобранец на советы лейтенанта, на такие же исправления другого – как бык на всё розовое.
Всё это лишь подтверждает начальный тезис: стороны дискуссии находятся не в идеальном литературоведческом – научном контексте, а разыгрывают обычную, банальную, бытовую драму в стиле мыльной телеоперы. То есть и здесь – живут обычной человеческой жизнью.

Если подумать – вокруг столько тем, не затрагивающих личные интересы участников, столько очевидных несовершенств, что испытывающему диалектический голод человеку  пищи хватило бы на годы. Трагедия этих двоих – критика и критикуемого – состоит в том, что критик обращается к этому автору, а не к другому, потому что именно этот автор ему симпатичен или ценен как собеседник, живущий в общем на двоих культурном контексте. Действительно, критику как человеку важно привлечь к себе внимание этого автора. Или именно это произведение вызвало в нём, критике, душевный отклик и желание избавиться от дискомфорта, непонимания по отношению к конкретным словам или строкам. В результате именно желание помочь, добиться совершенства, общаться с любимым или значимым автором – приводит к тому, что критик становится своему автору чужим и далее – ненавистным.

А ведь можно пройти мимо, как в автобусе с чужими людьми. Изобразить эстета – «потрясён», и какая разница, сколько там слогов. Или сыграть в семью – «ты самый лучший, любуюсь тобой», и он, родной, в тот же миг поверит в свои силы и воспарит. В конце концов, сейчас ты критик, а через мгновение – автор, и это тебя через 160 секунд начнут изучать под микроскопом, и кто знает, сможешь ли ты уничтожить агрессора или на этот раз он уничтожит тебя.
Критики, как и любви, достойны далеко не все.
Критиком, как и влюблённым, не стоит становиться никогда.

Неактивен

 

#2 2008-06-27 21:56:27

Людмила Василенко
Автор сайта
Откуда: Ростов-на Дону
Зарегистрирован: 2006-07-22
Сообщений: 1902
Вебсайт

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

Катюша!  Согласна полностью! А литературными критиками становятся, в основном, те, кто не смог создать сам чего-то поистине великого.


Людмила
Каждое доброе дело - это ступенька к небесам.

Неактивен

 

#3 2008-06-28 22:01:11

Екатерина Максимова
Редактор
Зарегистрирован: 2007-07-20
Сообщений: 1235

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

Людмила, спасибо за тёплый отзыв и за новое направление мысли.
Когда вы говорите о "литературных критиках", то, видимо, имеете в виду образ, присутствующий в массовом сознании: этакий автор разгромных заметок в "Л***ной газете", счастье которого состоит в выискивании слабых работ и последующем разносе. Наверное, этот человек не писатель, как, впрочем, и тот, кого он критикует.
Рациональный мотив, содержащийся в ваших словах, понятен: зачем талантливому человеку тратить время на разбор чужих полётов, если жизни не хватит, чтобы написать все свои нетленки? Самоотверженный труд, ничем не оправданный...

Однако классики мировой литературы любили писать статьи литературоведческой направленности, занимаясь жизнеописаниями коллег, оценивая и сравнивая их работы на самых различных уровнях понимания, то есть, в моём представлении, выступали в роли критиков. Не затем, чтоб возвыситься - просто, зная прекрасно, как создаётся произведение, они интересовались готовым текстом как объектом.

Мне кажется, существующая в наших представлениях иерархия жанров, в которой театр чуть более возвышен, чем кино, а далее следует цирк; поэзия и проза - высоко, а рецензии и пародии - низко (тот, кто пишет теорию литературы, вообще за бортом - поскольку его вовсе нет в массовом сознании) - эта иерархия довольно слабо связана с действительностью и существует лишь потому, что людям нужны ценности, а создавать их проще всего в условиях тотальной классификации и рейтингов. Началось это даже раньше, чем грехи поделили на смертные и "так себе".
Чёрт его знает, может быть, плохих критиков гораздо больше, чем плохих писателей, а бездарные клоуны встречаются чаще, чем плохие актеры. smile

Неактивен

 

#4 2008-06-29 22:34:51

Елене Лаки
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-06
Сообщений: 17143

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

Екатерина Максимова написал(а):

«Фабула» – ресурс, декларирующий своей целью литературное творчество и литературное исследование, создание текстов и обсуждение текстов с целью дальнейшего их совершенствования.


Трагедия этих двоих – критика и критикуемого – состоит в том, что критик обращается к этому автору, а не к другому, потому что именно этот автор ему симпатичен или ценен как собеседник, живущий в общем на двоих культурном контексте. Действительно, критику как человеку важно привлечь к себе внимание этого автора. Или именно это произведение вызвало в нём, критике, душевный отклик и желание избавиться от дискомфорта, непонимания по отношению к конкретным словам или строкам. В результате именно желание помочь, добиться совершенства, общаться с любимым или значимым автором – приводит к тому, что критик становится своему автору чужим и далее – ненавистным.

Катя, Вы ведь, наверное, говорите о замечания, которые  пишут под стихами, а не о критике как таковой. Не думаю, что замечания приводят к желанию пообщаться. Скорее всего, они воспринимаются как вмешательство в творческий результат. Если автор серьёзно относится к тому, что пишет, замечания  могут быть ему неприятны, несмотря на то, что они и дельные. Но, поверьте на слово, обычного человека замечания никак не порадуют и не прибавят желание общаться с тем, кто их делает: ненависть вряд ли возникнет, но и симпатии не прибавится.   
Что до дискомфорта при прочтении, - это очень индивидуально. У кого-то он возникает, у других нет. А желание помочь – бич человечества. smile По-моему, если просят помочь – помогите. Но навязчивая помощь утомляет и напоминает перевоспитание, что в отношении  взрослых людей занятие очевидно бессмысленное.


no more happy endings

Неактивен

 

#5 2008-06-30 21:38:23

Екатерина Максимова
Редактор
Зарегистрирован: 2007-07-20
Сообщений: 1235

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

Да, конечно, здесь речь идёт о критике в интернет-формате, когда рецензент и автор контактируют. Традиционные офлайновые формы не предполагают такого накала страстей, там нет диалога и возможности смешать мухов с котлетами тоже нет.
Я совершенно согласна с вами - и в этом как раз смысл заметки - что номинально участники специализированного форума приходят обсуждать текст - отстранённо, как сейсмологи - колебания земной коры, как консилиум - здоровье пациента. А на практике общение превращается в обычный "базар" (в смысле разговор), где предложение разложить по полкам смысл, звук, логические цепочки, правила и исключения - воспринимается как акт неприкрытой агрессии и посягательство на права личности. Даже если автор прямо просит аргументировать, как вы выразились, "замечание", последующая аргументация вызывает раздражение, переходящее в негодование. Как если бы вы начали рассказывать про свои дела на вопрос при встрече - "как дела?".
Всё это доказывает основной тезис: здесь не литературная научная лаборатория, а полусветский салон в стиле Вердюренов. И не только здесь, конечно. Наверное, эта статейка - о любом ненаучном сообществе, претендующем на высокий уровень компетенции и понимания.
Спасибо за отзыв, Лена.

Неактивен

 

#6 2008-07-01 11:06:44

Бикинеев Виталий
Автор сайта
Откуда: Украина
Зарегистрирован: 2006-09-21
Сообщений: 5185

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

Суть конфликта автор-критик состоит в том, что автор, как правило, человек неподготовленный и в области литературы - дилетант-любитель (я в том числе). А критик, опять же как правло, - профессионал (по крайней мере, более опытен и подготовлен; знает шо такое "герменевтика" и "семиотика" - "При женщинах папрашу не выражацца!!!" Гы!).
Автор считает, что его "осенило" и этого вполне достаточно для причисления себя к разряду людей творческих профессий. Но в любой профессии есть свои законы и правила, т. е. творчество - это тоже серьёзно.

Отредактировано Бикинеев Виталий (2008-07-01 11:09:32)


Бикинеев Виталий
Ceterum censeo Carthaginem delendam esse

Неактивен

 

#7 2008-07-01 22:54:20

Екатерина Максимова
Редактор
Зарегистрирован: 2007-07-20
Сообщений: 1235

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

Как бы да... Возразить нечего.
Хотя, справедливости ради, нужно предположить ситуацию, в которой совершенно неважно, кто сколько слов знает и сколько из них произносит - множества по-любому взаимодополняются, и даже неважно, кто прав; участники на равных обсуждают заданную тему, спорят, если необходимо, и получают от этого удовольствие, ведь интеллигентному человеку, как известно, повод не нужен...
Такая вот идиллия в воспалённом воображении. tomato

Неактивен

 

#8 2008-07-03 10:42:51

Бикинеев Виталий
Автор сайта
Откуда: Украина
Зарегистрирован: 2006-09-21
Сообщений: 5185

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

Увы, мы не в состоянии охватить все возможные варианты и ситуации да и ни к чему это.
Можно лишь осветить частые и типичные случаи.
Ну, а Ваш случай с "не важно" относится к ситуации, когда оба оппонента находятся на неизведанной наукой территории, на которую не распространяются (пока, или в принципе не могут распространяться) никакие системы и классификации.


Бикинеев Виталий
Ceterum censeo Carthaginem delendam esse

Неактивен

 

#9 2008-07-03 11:39:23

ilona
Автор сайта
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2007-02-13
Сообщений: 4353

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

Катя!
Бальзам на душу! Всё, что написала - принимаю безоговорочно. Есть ощущение - малютка перед гигантом. И пусть будет. Слушаю, стараясь не пропустить ни мысли - все профессиональны. Только  о себе. Такой критики бы побольше. Она, по определению, доброжелательна. Если я не соглашусь - точно не обижусь. Могу не понять. Но это и будет толчком  к тому, чтобы порыться ну, пусть в Яндексе, и поучиться. От всего этого получу удовольствие. Других, каких нибудь профессиональных или самолюбивых целей ведь нет - и по характеру, и по отсутствию всякой необходимости. А повышения собственного уровня хочется всегда, даже за час до смерти. Вот мнение дремучего дилетанта. Теперь поняла, почему в юности всех смешила ( в своей среде) тем, что любила читать Белинского. И сейчас со мной старенький трёхтомник. Короче, Катя, спасибо!

                                                    thumbsup критике и критику!

Оговорюсь, что это может оказаться верным только для таких, как я.

Неактивен

 

#10 2008-07-03 15:10:23

ЖукоВ
Участник
Зарегистрирован: 2006-08-15
Сообщений: 827

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

.

Отредактировано ЖукоВ (2008-07-03 15:47:55)


Не откажите мне в любезности
Со мной пройти слегка туда-сюда )) 
Н.Рыбников

Неактивен

 

#11 2008-07-03 15:16:08

ЖукоВ
Участник
Зарегистрирован: 2006-08-15
Сообщений: 827

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

"В целях данного повествования нам понадобится привлечь три дисциплины, точнее сказать, пласта сознания: психологию, дискуссию как метод исследования, эстетику".

Я эстетику перечислил бы на первое место, а психологию - взад  )


Не откажите мне в любезности
Со мной пройти слегка туда-сюда )) 
Н.Рыбников

Неактивен

 

#12 2008-07-03 15:35:17

Микаэль
Автор сайта
Зарегистрирован: 2007-02-14
Сообщений: 3390
Вебсайт

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

Иван! Я бы очень советовал подумать и снять пост со словами: " за час до смерти! )". Вы в первую очередь себя выставляете в весьма дурном свете. Всякое бывает в полемике, но иногда следует очнуться.


Михаил Микаэль
друзьям - спасибо, остальных - не буду утомлять...

Неактивен

 

#13 2008-07-03 15:36:01

ilona
Автор сайта
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2007-02-13
Сообщений: 4353

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

Иван!
Вы давно знаете, что когда нибудь умрёте? Я -  лет с пяти. С тех пор каждый час - это час до смерти. Так у всех. А у Вас?

Отредактировано ilona (2008-07-03 15:54:02)

Неактивен

 

#14 2008-07-03 15:51:49

ЖукоВ
Участник
Зарегистрирован: 2006-08-15
Сообщений: 827

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

Микаэль написал(а):

Иван! Я бы очень советовал...

Принято. Хотя не думаю что было через край.


Не откажите мне в любезности
Со мной пройти слегка туда-сюда )) 
Н.Рыбников

Неактивен

 

#15 2008-07-03 16:01:46

ЖукоВ
Участник
Зарегистрирован: 2006-08-15
Сообщений: 827

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

ilona написал(а):

Иван!
От Вашего вопроса сначала лишилась дара речи. Потом вспомнила, что говорить не надо, надо писать и немного успокоилась. Вот пишу. Иван! А почему Вы не хотите свести счёты с жизнью. Ведь всё равно умрёте. Рано или поздно. Более того. Скажу Вам по секрету. Мы не знаем НИКОГДА, последний ли у нас час. Но Вы, наверно, знаете.
                                                ubei

А почему я должен сводить с ней счеты?! Мне нельзя никак. Мне надо жить за троих. )


Не откажите мне в любезности
Со мной пройти слегка туда-сюда )) 
Н.Рыбников

Неактивен

 

#16 2008-07-03 16:20:42

ilona
Автор сайта
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2007-02-13
Сообщений: 4353

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

Я этот пост сняла.  Вы правильно говорите, что Вам умирать незачем. Но каждый час человек живёт, как последний. Так, повторюсь, у всех. Даже дети это знают. Так что повышать уровень...ну, поняои.

Неактивен

 

#17 2008-07-03 18:31:46

ЖукоВ
Участник
Зарегистрирован: 2006-08-15
Сообщений: 827

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

ilona написал(а):

Я этот пост сняла.  Вы правильно говорите, что Вам умирать незачем. Но каждый час человек живёт, как последний. Так, повторюсь, у всех. Даже дети это знают. Так что повышать уровень...ну, поняои.

А сказал "нельзя никак" а Вы переводите "незачем" - это большая разница, чувствуете? )))
"Но каждый час человек живёт, как последний." - у меня кредит есть, большой, мне опять нельзя )
"Так, повторюсь, у всех." - не много на себя берете? меня не забудьте вычеркнуть из списка )
"Даже дети это знают. " - детей не надо трогать, пусть растут спокойно, без часов )))
"Так что повышать уровень...ну, поняои" - не поняли.  А зачем? ) чтобы хитрее всех быть? или умнее всех? как по Вашему? )


Не откажите мне в любезности
Со мной пройти слегка туда-сюда )) 
Н.Рыбников

Неактивен

 

#18 2008-07-03 22:18:08

Екатерина Максимова
Редактор
Зарегистрирован: 2007-07-20
Сообщений: 1235

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

Екатерина Максимова написал(а):

Как бы да... Возразить нечего.
Хотя, справедливости ради, нужно предположить ситуацию, в которой совершенно неважно, кто сколько слов знает и сколько из них произносит - множества по-любому взаимодополняются, и даже неважно, кто прав; участники на равных обсуждают заданную тему, спорят, если необходимо, и получают от этого удовольствие, ведь интеллигентному человеку, как известно, повод не нужен...
Такая вот идиллия в воспалённом воображении. tomato

Бикинеев Виталий написал(а):

Увы, мы не в состоянии охватить все возможные варианты и ситуации да и ни к чему это.
Можно лишь осветить частые и типичные случаи.
Ну, а Ваш случай с "не важно" относится к ситуации, когда оба оппонента находятся на неизведанной наукой территории, на которую не распространяются (пока, или в принципе не могут распространяться) никакие системы и классификации.

Да, к сожалению, ситуации, когда двое или больше собираются в одной комнате, спорят ожесточённо, получают при этом удовольствие и расходятся друзьями, крайне редки в нашей жизни. Такие ужасы показывали в кино про идейную советскую молодёжь.
Даже великие учёные влюбляются порой в свои идеи и считают кровным врагом оппонента, хотя страшно умные они, а в методах познания, исследования, эксперимента – собаку съели.
Но я бы всё же настаивала на том, что среди людей воспитанных и неглупых возможна дискуссия без смертельных исходов на любую тему – независимо от объёма терминологической подготовки. С поправкой, конечно, на гуманитарное знание. Все мы обладаем знаниями и представлениями в области языка, психологии, этики, эстетики – для этого достаточно просто жить среди людей и, например, писать стихи.

Неактивен

 

#19 2008-07-03 22:28:37

Екатерина Максимова
Редактор
Зарегистрирован: 2007-07-20
Сообщений: 1235

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

ilona написал(а):

Катя!
Бальзам на душу! Всё, что написала - принимаю безоговорочно. Есть ощущение - малютка перед гигантом. И пусть будет. Слушаю, стараясь не пропустить ни мысли - все профессиональны. Только  о себе. Такой критики бы побольше. Она, по определению, доброжелательна. Если я не соглашусь - точно не обижусь. Могу не понять. Но это и будет толчком  к тому, чтобы порыться ну, пусть в Яндексе, и поучиться. От всего этого получу удовольствие. Других, каких нибудь профессиональных или самолюбивых целей ведь нет - и по характеру, и по отсутствию всякой необходимости. А повышения собственного уровня хочется всегда, даже за час до смерти. Вот мнение дремучего дилетанта. Теперь поняла, почему в юности всех смешила ( в своей среде) тем, что любила читать Белинского. И сейчас со мной старенький трёхтомник. Короче, Катя, спасибо!
                                                    thumbsup критике и критику!
Оговорюсь, что это может оказаться верным только для таких, как я.

Соня, я же умру сначала от удовольствия, потом воскресну и тут же умру от стыда - разве можно так захваливать человека? Гугл – лучше яндекса. Никакой вы не дилетант. Важно не словей хитрых знать и не жонглировать ими (гадкая манера людей, боящихся спорить), а обладать страстью к каждой минуте вашей драгоценной жизни.
Белинский – это да, это сильно. Мы тут все, похоже, с детства окружающих чем-то да смешим. Из-за этого страдаем и начинаем писать – от большого счастья с бумагой никто разговаривать не станет.
confuse

Неактивен

 

#20 2008-07-03 22:34:42

Екатерина Максимова
Редактор
Зарегистрирован: 2007-07-20
Сообщений: 1235

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

ЖукоВ написал(а):

"В целях данного повествования нам понадобится привлечь три дисциплины, точнее сказать, пласта сознания: психологию, дискуссию как метод исследования, эстетику".

Я эстетику перечислил бы на первое место, а психологию - взад  )

В каком-то смысле - не конформизм и не трусость, а чувство прекрасного не даёт нам портить атмосферу и говорить ближнему гадости. Чтобы сохранить волшебную, ничем не омрачённую радость общения. С учётом искреннего счастья от созерцания почти любого творения – эстетика действительно выдвигается на первое место.
lol

Неактивен

 

#21 2008-07-03 22:42:33

Микаэль
Автор сайта
Зарегистрирован: 2007-02-14
Сообщений: 3390
Вебсайт

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

Статья дельная и четко написанная, спасибо.
Единственно - "Строго говоря, этот вид деятельности относится ко второй категории из перечисленных, то есть это научная работа и научное познание" (об обсуждении на форуме), пожалуй и в идеале слишком))


Михаил Микаэль
друзьям - спасибо, остальных - не буду утомлять...

Неактивен

 

#22 2008-07-03 22:53:25

Екатерина Максимова
Редактор
Зарегистрирован: 2007-07-20
Сообщений: 1235

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

Ну, это ведь только «строго говоря».
Благодарствую.

Неактивен

 

#23 2008-07-03 23:08:32

ilona
Автор сайта
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2007-02-13
Сообщений: 4353

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

Кать!
Насчёт захваливать. Не - а! Чего вижу - о том пою. Гугл - принимаю к сведению. От страданий  - пишем. JES! Но, написавши, больше не страдаем)). А умирать ни от удовольствия, ни от стыда не надо. silence

Неактивен

 

#24 2008-07-03 23:52:00

ilona
Автор сайта
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2007-02-13
Сообщений: 4353

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

Иван!
Всё, о чём Вы просите "во -  первЫх строках Вашего письма" исполняю немедленно, потому как это просьба личная. Из вежливости исполняю. Насчёт "много беру". Всю жизнь на работе давали. Вот есть больной - вот его нет. Грустно, но факт. Детей опять же не я  трогаю, а объективная реальность. Суровая, но другой, для Вас отдельной -  нет. Быть хитрее или умнее?! Ни то, и ни другое. Просто не казаться, а БЫТЬ. Иметь возможность себя считать не в канаве найденной. Это ба -  а -  а -  льшой труд и час до смерти не помешает))

Неактивен

 

#25 2008-07-04 09:13:27

Бикинеев Виталий
Автор сайта
Откуда: Украина
Зарегистрирован: 2006-09-21
Сообщений: 5185

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

Екатерина Максимова написал(а):

Но я бы всё же настаивала на том, что среди людей воспитанных и неглупых возможна дискуссия без смертельных исходов на любую тему – независимо от объёма терминологической подготовки.

Зачем настаивать - я Вас поддерживаю "без аннексий и контрибуций"!
smile rose rose rose smile
Потому как, один нормальный человек вывел формулу своего места в мире и науке: "Я знаю, что ничего не знаю", а другой нормальный человек добавил: "Человеку свойственно ошибаться" (в первую очередь говоря о себе). Собственно, в любом споре нужно исходить из этих постулатов (примеряя их на себя, а не на опонента) и тогда ссор и вражды будет гораздо меньше.

Отредактировано Бикинеев Виталий (2008-07-04 09:19:13)


Бикинеев Виталий
Ceterum censeo Carthaginem delendam esse

Неактивен

 

#26 2008-07-04 09:25:30

Бикинеев Виталий
Автор сайта
Откуда: Украина
Зарегистрирован: 2006-09-21
Сообщений: 5185

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

ilona написал(а):

Иван!
Всё, о чём Вы просите "во -  первЫх строках Вашего письма" исполняю немедленно, потому как это просьба личная. Из вежливости исполняю. Насчёт "много беру". Всю жизнь на работе давали. Вот есть больной - вот его нет. Грустно, но факт. Детей опять же не я  трогаю, а объективная реальность. Суровая, но другой, для Вас отдельной -  нет. Быть хитрее или умнее?! Ни то, и ни другое. Просто не казаться, а БЫТЬ. Иметь возможность себя считать не в канаве найденной. Это ба -  а -  а -  льшой труд и час до смерти не помешает))

В поддержку Софии:
----------
"Я думаю, нет большей ненависти в мире, чем ненависть невежд к знанию". (Галилео Галилей)

Если Бог - это Мудрость (но не только Мудрость), то умножая свою мудрость мы приближаемся к Богу. И наоборот.


Бикинеев Виталий
Ceterum censeo Carthaginem delendam esse

Неактивен

 

#27 2008-07-04 21:03:10

Екатерина Максимова
Редактор
Зарегистрирован: 2007-07-20
Сообщений: 1235

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

Виталий, спасибо вам.
Спор – как фехтование или теннис – требует не только уважения к противнику, но и азарта. Жаль, этот вид состязаний не нашёл себе места в жизни.
Тем не менее, вашу тему я бы с удовольствием продолжила. «Человеку свойственно ошибаться» – по-моему, автор относил это к человеку как мыслящему существу, всё-таки не имея в виду никого конкретно. «Errare humanum est» можно было бы перевести: «Ошибаться – человеческое свойство». А помните, как развил идею Цицерон? «Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке».
«Я знаю, что ничего не знаю» – не оправдание отсутствию конкретного знания, а указание на геометрический рост пустот, возникающих с каждым новым открытием, имхо. Это не возражения, а так, мысли на тему.
Жду новых выражовываний, симметрично поддерживаю вас без этих… которые аннексии.

Неактивен

 

#28 2008-07-07 09:52:02

Бикинеев Виталий
Автор сайта
Откуда: Украина
Зарегистрирован: 2006-09-21
Сообщений: 5185

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

Екатерина Максимова написал(а):

Жду новых выражовываний

Увы, новых нет, есть только многократно пережёваные...  )))

Екатерина Максимова написал(а):

«Я знаю, что ничего не знаю» – не оправдание отсутствию конкретного знания, а указание на геометрический рост пустот, возникающих с каждым новым открытием, имхо.

И это не только Ваше имхо. Вселенная настолько многослойна, у неё столько уровней, что докопаться до сути просто нереально - люди давно поняли это. Так давно, что даже успели это забыть.
tongue


Бикинеев Виталий
Ceterum censeo Carthaginem delendam esse

Неактивен

 

#29 2008-09-01 11:25:04

Екатерина Максимова
Редактор
Зарегистрирован: 2007-07-20
Сообщений: 1235

Re: Критика как любовь (на «Взгляд со стороны» С. Шварца)

"...докопаться до сути просто нереально - люди давно поняли это".
Сначала яблоко Ньютона, потом таблица Менделеева, затем радиоизотопный анализ, беспилотные полёты на Марс, расшифрованный геном человека... Докопаемся потихоньку, "жаль только, жить в этом мире прекрасном уж не придется ни мне, ни тебе". И Солнце к тому времени догорит, жаль.

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson