Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
В настоящее время известна единственная вещь, согласная рисковать без отката - это артиллерийские орудия специальной конструкции. В прочих случаях откат неизбежен, торг неуместен, при попытках торга цена только возрастает.
Тем не менее прекраснодушие целого ряда политиков не убывает. Лозунг неукоснительной борьбы со взяточничеством, встречающий естественную поддержку утомлённых коррупцией людей, возносится до глобальной инвективы «Делать политику чистыми руками!»
Это хорошо. Правильно. Высокоморально. Это выражает исконное русское стремление к идеалу святости. Каковой идеал, как и всякий идеал, в реальности был недостижим – а потому русские религиозные люди пророческо-подвижнического склада отвечали на его недостижимость юродством. То есть добровольным аскетическим самоуничижением в форме показного безумия, посредством которого преодолевалось противоречие между мирской суетностью и правдой христианского идеала.
Высокий авторитет юродивых, гнавших крамолу прямо в лицо высочайшим особам, и многочисленные факты их канонизации – историческая правда. Однако рядом с ней жива и другая правда: ни один русский «Божий человек», сколь бы ни было грамотно и целенаправленно его «безумие», не сыграл в российской истории видную политическую роль. Даже Григорий Распутин – в сущности, мелкая фигура, несоразмерно большой интерес к которой, сохранившийся до наших дней, свидетельствует лишь о высоком профессионализме российской жёлтой прессы начала ХХ века.
Образ Гришки всплыл не случайно. Именно «святой чёрт» (так поименовал Распутина его сперва близкий друг, а потом ярый враг, иеромонах Илиодор) своей бурной деятельностью ярче других высветил печальную закономерность: когда речь заходит о слишком высоких политических ставках в слишком большой политической игре, то о порядочности и бескорыстии её участников говорить не приходится, даже если на прежних поприщах они являли собою образцы добродетели.
Коррупция, т.е. рента, взимаемая представителями власти за исполнение или неисполнение своих прямых обязанностей в интересах противоправной деятельности – явление, сопровождающее историю человечества с самых ранних её эпизодов.
Коррупция принципиально не может быть истреблена – она может быть лишь снижена до уровня приемлемости в качестве «неизбежного зла». Хотя никто, будь он хоть семи пядей во лбу, не сможет вычислить некий цифровой показатель «порога приемлемой коррупции», до достижения которого можно терпеть, а по преодолении которого надлежит бить тревогу.
Коррупция мало зависит от личных качеств ответственного персонала власти, поскольку атмосфера коррумпированности порождается не гнусными наклонностями пробравшихся во власть стяжателей и мздоимцев, а специфической особенностью всех сложноструктурированных социумов: чем жёстче и неэффективнее делается общее управление социальной системой, тем гибче и адаптивнее делается поведение её отдельных элементов. На простой человеческий язык эта сложная формулировка переводится известными выражениями «Пришёл в команду – играй по правилам» и «С волками жить – по-волчьи выть».
Коррупция выступает: 1) как естественный способ преодоления противоречия между частными интересами отдельных лиц и групп лиц и интересами государства и общества, 2) как индикатор дефектов социальной организации. Некоррумпированы лишь общества низкого догосударственного уровня социальной организации, хотя коррупционные потенции заложены уже и в их структуре.
Разведение власти и собственности – самый распространённый способ противодействия коррупции. Однако в обществах восточной социальной структуры, основанных на исторически сложившемся принципе власти-собственности, коррупция является не правовой проблемой, а повседневной нормой – на неё не принято не то что жаловаться, но даже обращать внимание.
В обществах западной социальной структуры разведение власти и собственности, будучи осуществлено, привело лишь к снижению уровня коррупции и к особой скандалезности при выявлении отдельных её фактов – но не к истреблению зла как такового.
Проблема коррупции в российском обществе будет только отягощаться до тех пор, пока (что маловероятно в скором будущем и слабовероятно в отдалённом) не совершится естественный эволюционный отход от незыблемого доселе российского принципа – «каждый получает то, что причитается ему в соответствии с его социальным положением». Иначе говоря, до тех пор, пока власть как условие обретения богатства не сменится богатством как условием обретения власти. На практике это означает наступление того долгожданного (не для всех) момента, когда российское общество полностью трансформируется по западной модели. Степень вероятности успеха такой трансформации пусть читатель оценит сам.
«Делать политику чистыми руками» - это по смыслу то же самое, что «обезглавить без кровопролития». Кровь, конечно, можно предварительно сцедить, но всё-таки без кровопролития в той или иной форме не обойтись.
Мораль есть совокупность поведенческих императивов, установленных человеческими сообществами для защиты от крайних проявлений человеческой индивидуальности. Поскольку человеческих культурно-цивилизационных сообществ много, то общечеловеческой морали не существует (как не существует «общечеловеческих ценностей»).
Право в отдельных аспектах базируется на моральных императивах, но моральные принципы не могут быть правовой системой, поскольку внутренняя противоречивость пары «мораль-право» на практике неразрешима.
Политика есть совокупность видов деятельности, направленных на стабилизацию сложившегося социума. Изначальная социальность политики означает, что направлена она прежде всего на массы (политика в отношении индивида – нонсенс), а следовательно, внутренне расчленена в двух аспектах – командном и манипуляционном. Природа объекта воздействия (масса) и принципы воздействия (команда, манипуляция) таковы, что в деятельности субъекта политики (собственно человека-политика) какие-либо моральные аспекты нереализуемы, поскольку интересы социума или его части (т.е. заведомо групповые, неиндивидуальные) политик обязан реализовывать также с позиции группы, вне всякой индивидуальной морали. «Общественное выше личного» - лозунг далеко не только марксистский. Это нормальное рабочее правило для любого западного и российского политика и политикана. Правило, благодаря неукоснительному действию которого политика не только не может вершиться по правилам морали, но и вообще представляет собою феномен другого рода, никак не связанный с этическими представлениями.
Сказанное не означает, что все политики – мерзавцы и сукины дети, хотя процент политиков с такими качествами весьма высок, а некоторые из них охотно ими бравируют. Втянув в себя человека, сфера политической деятельности заставляет его действовать не по правилам личной порядочности, а по жёстким законам социальности, которые по природе своей «мажоритарны», т.е. не учитывают интересы меньшинства и принуждают его подчиняться интересам большинства, что само по себе есть насилие, аморальное этически, зато нормальное политически.
В субъективной деятельности политика это противоречие, с точки зрения рядовых людей совершенно вопиющее, преодолевается с помощью проверенного веками приёма – демагогии. Демагог – вовсе не гнусная личность, а просто политик при исполнении служебного долга. Иным он быть не может. Ведь цель демагога-политика – придать видимость нормы тому, что при непредвзятом рассмотрении может показаться Содомом и Гоморрой.
Неактивен
Я тут недавно, и не очень разбираюсь как и что….
В разделе публицистика тексты оцениваются «как тексты» или выносятся на обсуждение «идеи»?
С формальной точки зрения тезисы понравились – кратко, выразительно, читается легко.
Однако, мне казалось, что публицистический текст отличается от художественного тем, что его написание имеет «практическую цель» - автор стремится в итоге воздействовать на действительность. А здесь я такой цели не нашла. Может быть, не вникла в смысл. Сложилось впечатление, что автор утверждает одно: мздоимство – это зло, которое есть, было и будет. Ну и что делать?
Неактивен
Елена Ковалева написал(а):
Сложилось впечатление, что автор утверждает одно: мздоимство – это зло, которое есть, было и будет. Ну и что делать?
Ничего не делать. Видеть. Не ожидать от политиков больше, чем следует. В идеале - ничего не ожидать, как-то без них обходиться.
Неактивен
Не верь, не бойся, не проси...
Те, кто берут взятки, как раз "как-то обходятся". Политика - это государство. Без государства мы обходится не можем.
Вообще - согласна - ждать многого не следует.
Неактивен
Именно так. Мздоимство было, есть и будет. Его не будет тогда, когда на Земле людей не будет. В России поразителен не сам факт коррупции, а ее чудовищная распространенность сверху донизу во всем государственном аппарате. Плюс к этому - изощренный механизм втягивания людей в коррупционную систему. Взяточником можно сделать любого, причем без его ведома, путем сложной подставы в процедурах документооборота. Ваша подпись на нейтральном с виду и юридически грамотном документе может оказаться звеном коррупционной цепочки. Если следователи пожелают ухватиться именно за это звено - подписанту каюк. Но если следователям (а еще лучше - их начальству) хорошо отстегнуть, то все будет в порядке.
Не случайно же в России много лет дебатировался вопрос: как различить и взвесить вину взяткобрателя и взяткодателя? То есть - как отличить вымогательство взятки официальным лицом от предложения взятки интересантом? Ведь в одном случае - прямой умысел и очевидная вина, в другом - моральная неустойчивость, соблазнение невинного...
Мне предлагали взятки за напечатание материалов в газетах. Я не брал. Стыдно было печатать предлагаемое дерьмо не то что за взятку, но и даром...
Неактивен
Проблема упирается в понятия: "гражданин" и "закон".
В русской исторической и прововой традиции отправной точкой и примером является Римское право.
Но, по-моему, Римское право - это пример создания и поддержания административно-бюрократической империи (собственно поэтому оно изучалось во всех европейских империях в т. ч. и Российской).
Я бы упор сделал на правовую традицию демократических греческих городов-полисов, особенно городов-колоний в Италии и Сицилии. (Эти страницы истории преподаются весьма выборочно).
Греки возводили Закон в абсолют и требовали подчинения ему ВСЕХ членов общества без исключений.
Существует легенда:
создатель закона (и правитель города-колонии в Италии), запрещающего входить в зал законодательного собрания с оружием в руках, сам нарушил свой закон (в погоне за обидчиком ворвался туда с мечом в руках). Недоумевающие коллеги указали ему на это:
- Ты что, нарушаешь свой же закон?!
- Нет, я его подтверждаю! - с такими словами нарушитель всадил мечь в своё тело.
Только такое отношение к закону, и такая гражданская позиция сведёт к минимуму явление коррупции.
Без построения гражданского общества коррупция неискоренима (простите за банальность).
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Именно так. Мздоимство было, есть и будет. Его не будет тогда, когда на Земле людей не будет.
Кто ж с этим спорит? Это как раз настолько очевидно, что не нуждается в разъяснениях и доказательствах.
Но при том при всем, противодействовать-то необходимо. Конечно, то что у нас сейчас начинается (?) - "очередная компания". Конечно, все будет делаться топорно, головотяпски, не так, как мы бы хотели. Но, все равно, это лучше, чем ничего.
Неактивен
Бикинеев Виталий написал(а):
Я бы упор сделал на правовую традицию демократических греческих городов-полисов, особенно городов-колоний в Италии и Сицилии. (Эти страницы истории преподаются весьма выборочно).
Чтоб в России, как на Сицилии?
Неактивен
Бикинеев Виталий написал(а):
Проблема упирается в понятия: "гражданин" и "закон".
В русской исторической и прововой традиции отправной точкой и примером является Римское право.
Но, по-моему, Римское право - это пример создания и поддержания административно-бюрократической империи (собственно поэтому оно изучалось во всех европейских империях в т. ч. и Российской).
Я бы упор сделал на правовую традицию демократических греческих городов-полисов, особенно городов-колоний в Италии и Сицилии. (Эти страницы истории преподаются весьма выборочно).
Греки возводили Закон в абсолют и требовали подчинения ему ВСЕХ членов общества без исключений.
Существует легенда:
создатель закона (и правитель города-колонии в Италии), запрещающего входить в зал законодательного собрания с оружием в руках, сам нарушил свой закон (в погоне за обидчиком ворвался туда с мечом в руках). Недоумевающие коллеги указали ему на это:
- Ты что, нарушаешь свой же закон?!
- Нет, я его подтверждаю! - с такими словами нарушитель всадил мечь в своё тело.
Только такое отношение к закону, и такая гражданская позиция сведёт к минимуму явление коррупции.
Без построения гражданского общества коррупция неискоренима (простите за банальность).
Вроде бы все так, но, во-первых, я согласна с Андреем, - коррупция неискоренима в принципе, даже и в гражданском обществе.
А во-вторых, такое отношение к закону исторически не заложено в нашем национальном сознании. И врядли нам с Вами удастся его туда заложить))
Нужно исходить прежде всего из реальных возможностей, а не из того, что было бы хорошо "вообще", потому что у нас тут (да и где бы то ни было) не всякий идеал можно воплотить.
Неактивен
Просто Сергей написал(а):
Бикинеев Виталий написал(а):
Я бы упор сделал на правовую традицию демократических греческих городов-полисов, особенно городов-колоний в Италии и Сицилии. (Эти страницы истории преподаются весьма выборочно).
Чтоб в России, как на Сицилии?
А мне нравится идея. Плюралистическая модель правосудия двно привлекает меня. У граждан должен быть выбор способов защиты.
Неактивен
Елена Ковалева написал(а):
Вроде бы все так, но, во-первых, я согласна с Андреем, - коррупция неискоренима в принципе, даже и в гражданском обществе.
А во-вторых, такое отношение к закону исторически не заложено в нашем национальном сознании. И врядли нам с Вами удастся его туда заложить))
Елена, искоренимо, не тревожтесь. Если ввеcти расстрел за взятки без сложной судебной процедуры - очень быстро искореняется. Но оно вам нужно?
Неактивен
...ни одного дела нельзя вести "строго" по закону.. Улицу не перейдёш!..
Но кто заправляет пожарные машины?.. Кто платит за машину ГАИ.. и за их форму..?? Не все взятки оседают в карманах - часть идёт в контору.
Лицензию можно ждать пол года, а можно получить её за пару дней.. но подороже.. И всё буде "по закону"... (всегда найдётся мелкий шрифт)..
Неактивен
Елене Лаки написал(а):
Елена, искоренимо, не тревожтесь. Если ввеcти расстрел за взятки без сложной судебной процедуры - очень быстро искореняется. Но оно вам нужно?
Или, если все посыпать дустом, чтоб не тратить порох. Тем более что человека с ружьем тоже можно купить;)
А вообще, сослагательное наклонение мало что дает. Взятки нужны и удобны тем, кто стоит наверху – легко управлять людьми, когда на каждого можно завести уголовное дело. Так что даже разговоры «в верхах» о борьбе с взятками считаю добрым делом))
Неактивен
Елена Ковалева написал(а):
Или, если все посыпать дустом, чтоб не тратить порох. Тем более что человека с ружьем тоже можно купить;)
Мне нравится Ваш подход
Страдая лёгким дендизмом, не могу серьёзно говорить о взятках. Истинная трагедия взяточника - если взятку приходится отдавать. Но почему-то об этом почти не говорят.
Неактивен
Взятки нужны и удобны ВСЕМ -- но брать и давать надо не забывая Бога..
..я на границе давал 50 баксов (бумажки "важной" не было).. погранец аж вздрогнул: "На мне что креста нет?... давай 20..."
Вот это по-нашенски...
Отредактировано сергей несин (2008-06-28 13:27:35)
Неактивен
сергей несин написал(а):
Взятки нужны и удобны ВСЕМ -- но брать и давать надо не забывая Бога..
..я на границе давал 50 баксов (бумажки "важной" не было).. погранец аж вздрогнул: "На мне что креста нет?... давай 20..."
Вот это по-нашенски...
Гы, вот это по-несенски
Погранцы всегда хорошо жили и таможня туда же. У нас страна предпринимателей. Каждый на своём месте что-то предпринимает. Как-то выкручивается. Я это даже за взятки не считаю, так материальная помощь.
Неактивен
Все хорошо, но в меру - вот он, желанный косенсус!
А то, если начнем тут по пустякам харакири делать, как на Сицилии, так совсем земля обезлюдеет:)))
Неактивен
... У нас сколько не плати - будут красть.. У меня человек получал до 1000 (тысяча) баксов в день (одын дэнь! - были такие деньки).. И шо?... попался на мелкой (малипусенькой) краже...
..А я, гуляя по югам, зашёл пить пиво в "приличный" татарский ресторан.. и шо?... Триста баксов за 300гр водки и пару пива - на столе пыль с палец, на полу какая-то тратуарная плитка валяется... Это называетс (простите) "сервисбля"... татарский...
Но это наши правила игры - тысячу лет с ними борьба, но воз и ныне там...
Я привык и мне хорошо.. Но если кто берёт "не правильно" --- вот тут надо его наказать!!!))))
Отредактировано сергей несин (2008-06-28 14:31:55)
Неактивен
сергей несин написал(а):
... У нас сколько не плати - будут красть.. У меня человек получал до 1000 (тысяча) баксов в день (одын дэнь! - были такие деньки).. И шо?... попался на мелкой (малипусенькой) краже...
У меня на работе сотрудники таскают туалетную бумагу. Её завозят огромными партиями. И как-то считается удобным её таскать. Причём мы ни разу не обсуждали, её завозят с учётом домашнего пользования или всё-таки нет.
P.S. Здесь Евгений А. должен обязательно высказаться на тему опошления темы.
Неактивен
.. вот и я про то. Если у людей предки Адам и Ева, то у нас - тов. Бендер и Шура Балаганов..
И мы всё и всех подстроим под себя.. Я купил машину (большую) Выехал из салона, а она "пим-пим" - ремень не пристегнул.. Так обведи его вокруг кресла и воткни его в штатное место.. Разогнался - она мне опять пим-пим.. быстро еду... то дверь не так закрыл... Короче надело мне это, Я залез куда надо, нашёл этот чёртов динамик и сверху - хрясь - скотч двухсторонний!... Теперь он пищит, да кто ж его слышит... наверное уже охрип... Вот так мы и с законами... Я помню ОДНУ букву не там поставили и вся страна шесть лет налоги недополучала...
Отредактировано сергей несин (2008-06-28 15:45:23)
Неактивен
сергей несин написал(а):
.. Вот так мы и с законами... Я помню ОДНУ букву не там поставили и вся страна шесть лет налоги недополучала...
Это точно. С законами связываются или уж совсем озабоченные, или когда сильно припрёт.
Неактивен
Грустно мне читать всё это.
Я прекрасно знаю, что можно жить честно и не под страхом расстрела. Более того, многие в стране (этой самой) когда-то так и жили.
Разглагольствования на тему: это "наш особенный менталитет" - не принимаю.
Просто у власти с 1917 г. были уголовники всех мастей и создали уголовное во всех отношениях государство. Весь народ за пару десятилетий прошёл через "зону" (либо с одной стороны "колючки", либо с другой) и во многом, уголовные "понятия" стали нормой повседневной жизни. Вот и всё.
Хотя, леса и болота - исторические места обитания "Соловьёв-разбойников"...
Отредактировано Бикинеев Виталий (2008-06-30 14:31:19)
Неактивен
Бикинеев Виталий написал(а):
Грустно мне читать всё это.
Я прекрасно знаю, что можно жить честно и не под страхом расстрела. Более того, многие в стране (этой самой) когда-то так и жили.
...
Многие так и сейчас живут, а чувства юмора не тряют, чтобы не возомнить о себе)))
Неактивен