Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Конституция Российской Федерации, ст. 43, п. 4.
«До свидания, школа. Здравствуй, взрослая жизнь». Примерно такие слова в скором времени полетят над школьными линейками. Слова, усиленные дежурными мегафонами. Однако наполненные невымученными и искренними слезами.
Выпускники... Вспоминаю свою последнюю учебную весну 85-го, наивные мечты, юношескую любовь, прощальный вечер в школе, которая столько дала. А что именно дала? Да вот что: знания и умение ими пользоваться. Ни один из моих одноклассников, как ни странно для российской действительности, не спился. Более половины имеют высшее образование. Четверо находятся на весьма ответственных должностях. Один – суперклассный рабочий. Между прочим (опять-таки, как ни странно), но при всей ныне проклинаемой порочности и закостенелости советская система образования, точнее, ее концепция доступности для народа и сегодня используется многими цивилизованными странами.
…Помнится, все родители скинулись рублей по 20. Костюм мне предусмотрительно купили заранее – месяца за три. Бабушка помогла приобрести модные туфли… Впрочем, я не особенно вдавался в дела финансовые – во-первых, мысли были заняты предстоящим поступлением в университет. А во-вторых, потраченные рубли были почти единственным денежным вливанием предков в десятилетний образовательный процесс сына и внука. Не считая, конечно, мелочи на наглядные пособия или поход в театр, собираемой классной руководительницей на родительских собраниях…
«На выпускной каждому надо сдать 5 тысяч, - с порога огорошила дочь. – Точнее, 5 тысяч с лишним. Вот бумага с перечнем – за что и почему».
Заранее оговорюсь, речь об одном из так называемых профильных лицеев, коих в Калининграде немало. Оговорюсь также, что учебное заведение – не частный пансионат, а является муниципальной образовательной единицей.
Собственно, исходя из того, что на протяжении перехода моего чада из класса в класс я регулярно неистовствовал по поводу регулярной же дани лицею, после услышанного удрученно-молча сел на стул и задумался. Отчего у нас так? С рождения и до ухода в мир иной мы даем. Ничтоже сумняшеся. В роддоме – акушерке – мол, поласковей там с женой. В детсаду – чтобы внезапно нашлось местечко для малыша. В банке – операционистке – так, на всякий случай. И даже лежа на смертном одре продолжаем отстегивать – хороший участок земли обойдется соответствующе.
В лицее, где учится дочь, 300-500 рублей «на ремонт», 200 на подарок неведомым учителям или 150 в некий «фонд класса» - вещи привычные. К сожалению, понятные. И очень мной неприемлемые. Но вот бороться трудно: учебное заведение хоть и не частное, зато в нем другие дети. А у них имеются родители. Которым, к сожалению, невдомек, что любая оплата должна производиться только официальным образом, на официальной основе (расходно-приходная документация: чеки и т. д.) и только в соответствующих учреждениях – магазинах, парикмахерских, гостиницах. И которые, встречая противление в отношении «скинуться надо», поднимают бучу на всю округу.
…Незнакомая мамаша из родительского комитета позвонила вечером и безо всякого вступления в ультимативной форме заявила: не сдадите деньги, будете аттестат получать в кабинете директора. Я, конечно, попытался вежливо объяснить истерично кричащей телефонной трубке, что аттестат моему ребенку, к счастью, выдает государство, что в преамбуле закона «Об образовании» сказано: «Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом». Но без толку. Пришлось расшумевшуюся трубку положить – пусть успокоится, отдохнет.
Вообще, большая вина в поборах лежит и на учителях. (Надеюсь, среди них нет лично заинтересованных в наполнении «фонда класса»). Отсутствие их четкой и принципиальной позиции в данном вопросе - навственной имею ввиду - плохой признак. Так вот, может попытаться деньги на нужды школы, числящейся на балансе города, изыскивать у руководства, а не идти легким, вполне «нашенским» путем неофициальных взиманий?
Теперь о перечне «выпускных развлечений», предоставленном дочерью. Воспроизвожу оригинал данного «прейскуранта»:
Смета расходов на выпускной вечер на одного ребенка
Оформление последнего звонка – 130 рублей.
Оформление ресторана – 250 рублей.
Торжественная часть – 1500 рублей.
Заказ на одного человека в ресторане – 1300 рублей.
Тамада – 400 рублей.
Цветы учителям и приглашенным – 250 рублей.
Заказ на приглашенных учителей – 600 рублей.
Подарок школе – 370 рублей.
Прочие расходы – 200 рублей.
С каждого приглашенного родителя – 1300 рублей.
Общая сумма с ученика – 5300 рублей
Внимание! С тех, кто не идет в ресторан – 4000 рублей.
Комментировать сей перл не вижу необходимости. Оцените всё сами. Рекомендую, ко всему прочему, и посчитать – будет интересно.
Отмечу: дочь совершенно не хочет идти в ресторан, где по ее неопытному, но правильному разумению пьют вино взрослые дяди и тети. Ей не хочется сдавать тысячи рублей на непонятное веселье, опасное соседство с нетрезвыми мужчинами и, скорее всего, столь же нетрезвыми одноклассниками. Пойти вечером в уютное кафе с самыми близкими друзьями - после торжества в актовом зале родной школы (проведенного без скучных помпы и мишуры) – вот чего ей хочется.
Напоследок вернемся к 43 статье Конституции. Статья гарантирует россиянам бесплатное образование. Подчеркну – бесплатное. И никто не имеет права с учащихся обычного МОУ взимать деньги – на что бы то ни было. Ни энергичные родительницы, ни пытающиеся дистанцироваться, а по существу, потворствующие происходящему педагоги. Нынешний министр образования недавно прямо заявил: «Поборы в школах и вузах незаконны». Но ведь берут, химичат. По-всякому. Под вывеской комитетов и советов, инициативных групп и добровольных (!) пожертвований. Свидетелей тому – масса. Так значит, надо разбираться. В каждой школе. Увольнять, судить. Пресекать. А? Однако в разбирательства эти лично я отчего-то не верю. Ну, не верю! Вот случись подобное где-нибудь в Швеции – другое дело.
…И все-таки очень не хочется, чтобы «кто-то там» сидел и решал - получит мой ребенок аттестат в праздничной обстановке или нет. В зависимости от суммы сданного бабла.
Отредактировано Александр Клименок (2008-05-20 23:20:18)
Неактивен
В прошлом году мы с дочерью пережили подобное. Хоть у нас гривни и Конституция несколько иная.. но люди всё те же..
И, действительно, в разбирательство и пресечение не очень верится - проблема-то СИСТЕМНАЯ..
Неактивен
А я думаю, во всех поборах в первую голову виноваты сами дающие. Есть люди, котторые просто ищут кому бы дать на лапу.
А в классе всегда находится несколько чёкнутых мамаш, которые изобретают на что бы ещё пособирать денег. Почти соревнования устраивают: "А"-класс собрали по 3 тысячи, "б" по три с половиной, а мы соберём по пять, что разве наши недоросли хуже ихних?
Неактивен
Алиса Деева написал(а):
А я думаю, во всех поборах в первую голову виноваты сами дающие. Есть люди, котторые просто ищут кому бы дать на лапу.
А в классе всегда находится несколько чёкнутых мамаш, которые изобретают на что бы ещё пособирать денег. Почти соревнования устраивают: "А"-класс собрали по 3 тысячи, "б" по три с половиной, а мы соберём по пять, что разве наши недоросли хуже ихних?
Точно, и такой психологический момент присутствует, к сожалению..
Стереотип мышления, кулуа его в лумпур..
Неактивен
Алиса Деева написал(а):
А я думаю, во всех поборах в первую голову виноваты сами дающие.
Далеко не всегда. Я сталкивался с откровенным вымогательством со стороны учителей.
Правда, обещание написать телегу в РОНО в моем случае подействовало...
Но ведь все остальные, кроме еще одной тётки, восприняли это как должное. Типа, как рекетирам платим...
Неактивен
Для меня эта ситуация - далекое прошлое. Тогда откровенно не вымогали, и цены были скромнее. Сейчас же система поборов сделалась публичной, а сами обираемые ее поддерживают из ложно понимаемых престижных соображений. Сама по себе психологическая установка "У меня вымогают внушительную сумму, и Я МОГУ ЕЕ ДАТЬ - значит, я крутой и независимый" - извращена по сути своей.
А вообще проблема вымогательства и взяточничества на всем постсоветском роуминге - это мрак. Откуда она "есть пошла" - известно. И за счет чего держится и самовоспроизводится - тоже известно. Грохнуть ее одним ударом невозможно, хотя хочется. Любопытно, что вся система деловых связей в области любой деятельности у нас выстроена так, что честняги из нее отторгаются. Не будешь давать и брать - попросту не сможешь работать, станешь изгоем.
Неактивен
А я, как обычно, проблемы не понимаю. Традиция у нас такая, насколько я помню, начиная с детского сада с родителей на всё собирать. Скорее всего, это связано с низкими зарплатами в области образования. А может и не с этим.
Неактивен
На мой взгляд, в этих поборах два неприятных момента - обязаловка и "дополнительное воспитание" молодых людей. Злит не столько необходимость заплатить (хотя много семей, где такие суммы проблема), сколько прямо-таки феодальная необходимость оброка. Может быть, уважаемая Елене, сказав "Скорее всего, это связано с низкими зарплатами в области образования. А может и не с этим", нечто вроде того и подразумевала...
"Дополнительное образование" по предмету "Живи и бери" комментариев, думается не требует.
Но есть и куда более важные обстоятельства, чем милый, хотя и дорогостоящий праздник окончания школы.
Дело в том, что по крайней мере половине нынешних учеников я бы никакого аттестата вовсе не дал.
Да, есть великолепные школы, хорошие, реже блистательные учителя. Есть просто замечательная часть молодежи, небольшая - образованные, воспитанные, умные, поразительные во многом, какие-то прямо "марсиане".
Но остальное - мрак. Поверьте, я знаю о чем говорю. 9-10 классники не умеют сказать сколько будет семью восемь. В обычной школе далеко не всякий ученик старших классов решит уравнение 2х-7=0, геометрии, вообще, считай нет, физика - чистая приписка, ее не знает никто на самом примитивном уровне.
Я спрашивал человек 20 - "откуда берется электричество в розетке?" Ответило двое, приблизительно ответили...
А что такое ЕГ по математике? Пардон. Тройки не сможет получить только олигофрен. Задачки примитивные до невероятия. Когда Вы учились, их решали спокойно чуть ли не все... (Гуманитарии, наверное, найдут такое же в своих предметах).
Так вот, даже олигофрен получит тройку. Знают ли все - действует правило "дополнительного балла"? Сей перл педагогики заключается в том, что получившему 2, все равно ставится 3! Вот так! Чтобы выдать обязательный аттестат и недоучкам радостно праздновать в ресторанах начало взрослой жизни...
Это беда... Потому здесь и пишу. А так - и у меня дочь заканчивала, и у самого самые ностальгические воспоминания))). Дай Бог удач всем, у кого дети заканчивают школу...
Неактивен
Неактивен
Да уш, Мик, раньше (когда аццуцтвовала система обязательного образования) учитель мог выдать справку: "К обучению туп". Но сейчас таких справок не дают.. И зря, па-мому..
Неактивен
Правда, Виталий. И я считаю - нельзя выдавать аттестаты - недоучкам, права на вождение - не отличающим руля от лобового стекла. Это какой-то пир нелепой политкорректности - дайте идиоту аттестат, он тоже имеет право стать вашим начальником...
Но, вернусь к тому, в чем лучше разбираюсь. Вот курс математики. Спрашивается - какие разделы необходимы, что можно удалить из школьного образования?
Цель одна должна быть - развитие мозгов. Так уж устроено, наилучшие результаты дают здесь геометрия и книги, литература. Литература - особое. Но геометрия - я уже доложил, ее нет. А если есть, то заброшен самый ее нужный для формирования мозгов элемент - задачи на построение циркулем и линейкой. Это удивительные задачи, где "нищие" средства приводят к сложнейшим выводам. Причем часто практического свойства.
В курсе алгебры на сегодняшний день отброшены - комбинаторика, комплексные числа, по сути -решение текстовых задач. Как заведенный, школьник несколько лет покоряет вершину человеческой мысли - квадратное уравнение с двумя корнями, которые так и не выучивается решить... Тригонометрия, никому не нужная - сколько угодно, опять-таки примитивно, зато комбинаторика, часть дискретной математики - нет, не надо. Правда существуют курсы информатики, но... Школьная математика должна была бы состоять из разделов математической логики, той же комбинаторики, основ теории вероятности...
Теория множеств с ее парадоксальностью, те же Ахиллы и черепахи - вот что позарез нужно. Нет ничего. Пустыня. И среди нее несчастный ребенок с ранцем, который громко вопит: "Да зачем мне ваша школа! Хорошую работу получу через родителей, а диплом куплю!"
Неактивен
Поддерживаю! Математику трогать нельзя!
Советская система образования была сильна именно за счёт точных наук (и таки являлась одной из лучших в мире). Но здесь возникает проблема: как объять необъятное? Ведь нужно всё и в бОльших объёмах!
У нас на Украине в связи с Независимостью заметно "откорректировали" эту систему в сторону понижения как уровня требований так и качества (и вполне сознательно это было сделано).
Причём, многие "добрые" родители продолжают стонать: "Программа такая тяжёлая, моё дитя не успевает!" А как оно будет успевать, если даже учебник не открывает?! В школе УЧИТЬСЯ надо, а не просто ходить..
Я не зря назвал проблему системной: сейчас в наших странах правят бал нувориши. Они диктуют правила игры и их отношение к образованию и образованным людям, уверенность в том, что действительно нужен лишь диплом, а не знания, которые дипломом лишь удостоверяются (но вместе с ним не приобретаются), сосредоточенность на "быстрой" сиюминутной прибыли играют свою плачевную роль..
А в результате экономика и наука держится на пенсионерах ещё советской закваски и через 5 лет мы будем вынуждены массово приглашать специалистов из-за рубежа (и совсем за другие деньги)..
Отредактировано Бикинеев Виталий (2008-05-28 16:25:56)
Неактивен
Так доколе? Сколько можно быть баранами?
Неактивен
Долгое время я слушал одну и ту же волынку: "Взятки потому берут, что зарплата низкая". Это полное фуфло, в реальности все обстоит строго наоборот. А школьные поборы даже нельзя квалифицировать как взятки, хотя училки наверняка что-то из этих сумм себе и отслюнявливают, ну да Бог с ними... Сама по себе традиция таких поборов возникла давно, минимум полвека назад, и причина ее вовсе не в скудости школьных средств. Заметим - суммы поборов прогрессивно возрастают по мере продвижения учеников от класса к классу и достигают максимума именно в период выпускной лихорадки. Жизнь дорожает, потребности растут? Лишь отчасти, и не в этом дело. Я вижу в школьных поборах извращенное проявление социальной конкуренции не учеников, а родителей через детей. Кто больше отстегнет на свое чадо, тот и круче прочих. Тем более что инспирируются эти поборы не напрямую учителями, а с непременным участием пресловутых родительских комитетов. Никакой реальной отдачи от таких поборов нет. Зато есть признаки очень архаичного явления - так называемого "престижного потребления" при родоплеменном строе.
Неактивен
Ну, почему же, Андрей, отдача есть. Ремонты классов (и отчасти школы) делаются практически исключительно на родительские "пожертвования" и деньги самих учителей (из их з/п). Бюджетные деньги дерибаняться во фсяких ОНО, на крайняк - директором с глав. бухом..
Ну, это у нас, на Укранине..
Отредактировано Бикинеев Виталий (2008-06-22 12:59:46)
Неактивен
Вот, дочь порадовала:
учится в КПИ на государственной форме (типа бесплатно). Зимняя сессия прошла как положено. Наступила летняя. И тут порадовал преподаватель по физике: консультация у него, видите ли, платная - 150 грн. с носа (более трёх тыс. грн. с группы (если все скинутся)) - курс (грубо): $1 = 4,8 грн.
Да я за такие деньги его похороню!
Отредактировано Бикинеев Виталий (2008-06-24 11:52:57)
Неактивен