Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2008-02-15 03:33:48

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15508

Запад есть Запад...: Не совсем по Киплингу

Помещаю здесь кусок главы книжки, которую я все пишу, пишу, пишу... Авось когда-нибудь допишу.

"Запад – сложное образование. Ни в коем случае не следует сводить теоретическое понимание феномена Запада к механическому сложению капитализма, представительной демократии и правового общества, чего якобы достаточно для полной характеристики Запада. Капитализм в экономике, представительная демократия в политике и правовая система в обществе существуют во многих странах мира, которые никоим образом нельзя отнести к системе Запада или можно отнести весьма условно.

Вестернизм (западнизм) – сложное системное образование, многоаспектно и разноуровнево интегрирующее различные входящие в него национально-государственные образования и их объединения. В сфере вестернизма оказываются государства и общества, прошедшие совершенно различный исторический путь и имеющие различные базовые ценности, но сумевшие в определённых пределах трансформироваться по западной модели и интегрироваться в систему вестернизма.

Эмпирическим путём можно вычленить зону чистого вестернизма, в которую входят страны Западной Европы, США, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Таким же эмпирическим путём можно выделить страны, в которых вестернистская модернизация дала положительные (прежде всего экономические) результаты, но в целом не поколебала базовый культурно-цивилизационный фундамент. Это прежде всего Япония, Южная Корея, Малайзия, Индия и Греция; особое место в системе вестернизма занимает Израиль. Эмпирическим путём выделяется также множество стран, для которых вестернистский уклад был изначально не новинкой и в течение длительного времени внедрялся (посредством колониальной политики и полуколониальной зависимости этих стран от западнистских метрополий), но и по сию пору не дал значительных, позитивных и стабильных экономических результатов – это множество стран ещё недавно именовали условно-собирательным термином "страны третьего мира".

Рассмотрим традиционную структуру Запада на основе приведённой выше пятичленной системы "человек-общество-государство-власть-собственность".

Западный человек – материально-биологическая основа западного общества, существо, некогда ставшее основой сложения западного общества, а позже сделавшееся его заложником и источником воспроизведения западнизма помимо собственных субъективных желаний и намерений.

Западный человек – гипертрофированная индивидуальность, проявляющая себя прежде всего в деловом аспекте. Западное общество – множество гипертрофированных индивидуальностей, проявление которых усилено сверхразвитой частноправовой защитой каждого индивидуума, но ослаблено всепроникающими общими правовыми институциями (юридизм) и приматом общего закона над обычным частным правом (легизм). Западное государство – базовая институция, являющаяся необходимым внешним условием существования западного человека, деловой сферы и общества, но проявляющая себя лишь через юридические и легистские инструменты; выход государства за правовые рамки возможен лишь в чрезвычайных ситуациях, препятствование возникновению каковых и является основной функцией западного государства. Западная власть являет собой правовой (по форме) консенсус людей, общества и государства, проистекающий (что важно!) из их постоянного  взаимного препятствования (так называемая "система сдержек и противовесов").

Западная собственность – это классическая частная собственность на основе права, главным признаком которой является её принципиальная неотчуждаемость помимо воли собственника.

Особая составляющая западной цивилизации – это сложившаяся в эпоху Возрождения специфическая структура сознания, в которой абсолютно преобладает принцип научной рациональности, проистекший из картины мира, созданной античной философией. Принцип научной рациональности сводится к предельно простому постулату – "Всё познаваемо". Именно на его основе западная цивилизация, начиная с эпохи Возрождения, вошла в фазу рационалистического прорыва почти во всех областях материальной культуры. Это выразилось, с одной стороны, в кризисе религиозного мировоззрения, а с другой стороны – в бурном развитии прежде всего научных и технологических аспектов западной цивилизации, в стремительном подъёме прикладных, естественных и точных наук (XVII век), в так называемой промышленной революции и каскаде технологических инноваций (XVIII век), в супертехнологичном развитии XIX века. За 1800-1900 годы было совершено больше технологических открытий и изобретений, чем за всю предыдущую историю Запада; если материальное бытие европейца в 1800 году по многим параметрам не отличалось от позднесредневекового, то в 1900 году стали известны и практически применимы почти все технологические реалии наших дней.

Однако принцип научной рациональности имеет и безблагодатную сторону. Постулируя всемогущество науки и неограниченные возможности технологии, он прямо отождествляет материальный прогресс с благом, материальное процветание – со счастьем и гармонией. Он вносит механистические и рационалистические представления в те области, в которых их состоятельность и  продуктивность не доказана, а также в те области, где само понятие прогресса неприменимо и некорректно. В конечном итоге он аксиоматизирует научно-технический прогресс как непременное условие бескризисного развития (что опровергнуто всем ходом истории) и задаёт западной цивилизации акселеративные (непрерывно ускоряющиеся) темпы. Подобная тенденция начинает на наших глазах входить в противоречие с органическими принципами земной жизни и создавать реальную угрозу возникновения непримиримых межчеловеческих конфликтов уже на политическом уровне.

Особое свойство западной цивилизации, также закреплённое на ментальном уровне – её стойкая хроноориентация. Этот малоудачный термин мы используем за неимением иного, более удачного.

Хроноориентация – это происходящий из бытового рационализма принцип, согласно которому сфера бытия погружена в совокупно пронизывающий и охватывающий её суперфеноменальный континуум непрерывно текущего времени, который выражается в движении мира и сознания от прошлых (имевших место) состояний через нынешнее (наличествующее) состояние в грядущие (предполагаемые) состояния. Хроноориентация порождает в мировосприятии западного человека непреходящие константы – погоню за временем, соперничество со временем, необходимость экономии времени, отождествление времени с материальными объектами. Суть научно-технического прогресса сплошь и рядом понимается как движение в сторону создания таких технологий, которые обеспечат всё возрастающую экономию времени отдельных людей и цивилизации в целом. При этом экономия времени видится как экономия сил, трудозатрат, энергии, материалов и денежных средств, с помощью которой человек сможет высвободить значительное количество времени на совершенствование собственной личности и общества в целом. Реальный же результат господства принципа хроноориентации совсем иной. Усовершенствование технологий и обожествление научно-технического прогресса приводят к противоположному эффекту – намереваясь и рассчитывая сэкономить время, западный человек практически вовсе его лишается, так как усложняющаяся ноосфера требует от него всё больших затрат времени на обслуживание и совершенствование технологий, а целый ряд технологий, призванных экономить время (к примеру, компьютерные игры, порождённые прикладными технологиями обработки информации), делаются самодовлеющими непроизводительными поглотителями человеческого времени.

Из перечисленных черт вытекают главные свойства традиционной структуры Запада – сверхсложность общей структуры, внутренняя упрощённость индивидуумов, всеобъемлющий динамизм, стремление к новизне всегда и во всём, постоянная тенденция к экономическому перегреву за счёт сверхактивности деловой сферы, тоталитарность товарно-денежного аспекта, гипертрофия принципа свободы (часто неоправданная), прагматизм как основная составляющая массового сознания, стойкая тенденция к дегуманизации как оборотная сторона превознесения принципа всеобщей свободы и прав личности.

Внешняя сторона традиционной структуры Запада – бросающееся в глаза материальное изобилие жизни, созданное стойкой тенденцией  к накоплению богатств во всех видах и традиционно высокой деловой активностью западных людей на протяжении последних 300 лет истории. Западу принадлежит опыт создания системы эксплуатации мировых ресурсов в собственных интересах – колониальной системы. Западу принадлежит современная идея, выражаемая неясным термином "глобализм" и представляющая собой проект принципиально новой системы эксплуатации мировых ресурсов якобы в интересах всего человечества. По объективным показателям и реальным возможностям Запад является сейчас самой мощной, практически господствующей в мире традиционной структурой, способной экспортировать себя или навязывать себя силой. Так называемый «западный образ жизни» является самой привлекательной и успешно внедряемой ценностью в системе идеологической пропаганды.

В составе религиозного фундамента западной цивилизации необходимо присутствует христианство – господствующая (за незначительными исключениями) религиозная конфессия западного мира.

Иногда даются определения западной цивилизации как иудеохристианской, что вряд ли корректно. Основа такого определения – бесспорный факт сложения христианства в недрах иудаизма как его еретического, отступнического извода, и теологическое базирование христианства на переосмысленных положениях и догматических установлениях иудейских священных текстов, а также не менее бесспорный факт исторического примата иудаизма в формировании принципа единобожия, того бескомпромиссного этического монотеизма, который лежит в основе обеих вер. Однако самостоятельная социально-политическая эволюция христианства увела его достаточно далеко от первоисточника, а успешная социально-политическая адаптация иудаизма в западной структуре отнюдь не была результатом его конвергенции с христианством.

Роль христианства в сложении вестернизма велика, но не является главной и определяющей. В течение столетий абсолютное господство (иногда в теократической форме) католической церкви служило препятствием и сдерживающим фактором в развитии вестернизма – по причине негативного отношения церкви к некоторым базовым элементам складывающегося постфеодального социума (банковскому проценту, африканской работорговле, общей секуляризации жизни). Социально-политические и межгосударственные противоречия внутри складывающегося Запада в XVI столетии имели религиозный аспект, вскоре выразившийся в церковном противоборстве и "втором великом расколе" - появлении протестантизма. Но протестантизм был всего лишь санкцией складывающихся вестернистских отношений, а отнюдь не их духовным истоком, как иногда утверждают. Протестантскую этику никто не изобретал и не внедрял – подобный тип социального поведения уже имелся в наличии, был жизнеспособен, продуктивен и перспективен. Раннепротестантское учение о предопределении (predestination), согласно которому воцерковлённость ещё не служит залогом спасения к будущей жизни, поскольку все живые души уже предопределены Богом ко спасению или к погибели, а Божественную волю узнать никому не дано, – развилось во вполне прагматическую теорию, согласно которой материальный успех в земной жизни является общепонятным наглядным свидетельством благоволения свыше и знаком избранности ко спасению. Иначе говоря, оно было следствием, а не причиной.

По мере развития вестернизма его религиозный компонент всё более отступал на второй план, довольствуясь официальным признанием в качестве актуального начала и не особенно настаивая на восстановлении своих прежних прерогатив. В современном западном обществе христианское начало в его фундаменте фактически утратило роль одной из действительно фундаментальных основ, хотя внешняя религиозность сохраняется наряду с формами религиозного поведения, а элементы христианского вероучения всё более становятся элементами идеологии, чему способствует распространение религиозного плюрализма.

Характерно, что в область западной цивилизации смогли войти лишь две страны, население которых исповедует православное христианство (восточное христианство, oriental orthodoxy) – Греция и греческая зона Кипра".


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#2 2008-02-15 11:00:27

Бикинеев Виталий
Автор сайта
Откуда: Украина
Зарегистрирован: 2006-09-21
Сообщений: 5185

Re: Запад есть Запад...: Не совсем по Киплингу

Андрюш, ты копаешь вширь, а надыть вглубь.
В первую очередь рассмотреть исторические традиции и приобретения в их причинно-следственной цепи. Тады многое проясняется.

Например, для меня была открытием информация, полученная из одной ТВ-передачи на археологическую тему. А именно:
В Турции французы копали кельтский (!) город времён Рима. Я бы никогда не поверил, что кельты жили на территории современной Турции (то бишь в Малой Азии), но оказывается - жили. В третьем-втором веке до н. э. мощная волна кельтов повалила из Рейнской области на восток и юго-восток. Часть ушла за Карпаты, часть пошла на Балканы и перебралась в Малую Азию. Так был основан город Гордион, о которм и повествуется в передаче. Самым важным открытием, которое впечатлило и расстроило французов было следующее: возле города были обнаружены могильники - привычное дело. Но, в этих могильниках кости животных (тех, которые люди обычно употребляют в пищу) хаотично перемежались с человеческими костями. Т. е. это не было захоронениями. То, что обнаружили археологи, больше всего напоминало свалку отходов после трапезы. Французы были так расстроены, что отказались верить своим глазам и окончательный вердикт увиденному не вынесли, а ограничились предположением с большой степенью вероятности, что кельты были не только охотниками за головами, но и каннибалами. Видимо поэтому ок. 120 г. до н. э. город был стёрт с лица земли римскими войсками (грубо говоря, их задолбал разбой и беспредел пришлых варваров). Возможно в этом следует искать причину кельтской войны, которую начал Цезарь, и в которой, по рассчётам западных историков, только в сражениях было уничтожено ок. 1,5 млн. кельтов (!) - т. е. война носила очень жестокий характер, поговаривают даже о геноциде со стороны Рима по отношению к кельтским племенам.

Такая, вот, зарисовка.

Кельтский (варяжский, саксский, норманнский) характер насквозь пронизывает всю историю и ментальность Западной Европы.


Бикинеев Виталий
Ceterum censeo Carthaginem delendam esse

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson