Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
Страниц: 1
Мы ищем пути возрождения Отечества. Ищем достойный истинный фундамент национальной идеи, чтобы не возводить в очередной раз наш общий дом на песке или на лагерной пыли. Необходимо обрести и утвердить подлинное национальное начало и приоритеты. Этим началом, причем, началом в значительной степени нерукотворным, является наш русский язык.
Наиболее действенной и соприродной человеку формой обретения, освоения и развития языка у всех народов мира была песенная поэзия. Все дописменные и допечатанные культуры были песенными: Илиада, Одиссея, Махабхарата, Саги, Слово о Полку, Былины и т.д.
Сегодняшнее влияние песни на формирование языка происходит еще более активно, поскольку песня стала жанром тотального присутствия: TV, радио, магнитофоны, диски... Песня стала, фактически, частью экологии и нарастание этого “вторжения” - очевидно. Влияние языка на человека и на общество – неоценимо. Потому и служение словесности расценивалось у нас как служение Отечеству. Отсюда и культ русских поэтов, бардов, писателей. Это наши национальные пророки и учителя. Ни в одном государстве, ни у какого народа слово не занимало такого положения.
Исследования последних двух веков показали, что язык и мышление явления тождественные. Организация и стиль процессов мышления, возможности духовных и аналитических постижений есть функция языка и напрямую связаны и предопределены особенностями и возможностями данного языка. Феномен “загадочной русской души и русского сознания” есть феномен и загадка “великого и могучего” русского слова.
Высшая форма существования и развития языка- есть поэзия. Феномен русской поэзии в дополнительных представлениях не нуждается. Современная наука констатирует, что принципы организации поэтического мышления напрямую соотнесены с принципами и организацией научного мышления, его характером. Отечественная научная мысль - прямое тому подтверждение.
Причем, поэзия явлена через песню. Песня - это дописменная и допечатная форма “печати”, “трансляции” и памяти (т.е. хранения). Секрет этих возможностей у данной формы искусства очевидно в том, что песня - это возможность говорения (и думанья) одновременно несколькими текстами: поэтическим, музыкальным и интонационным (эмоциональным). Это одновременное обращение к нескольким каналам восприятия, причем в очень органичной, соприродной человеку форме. И взаимодействие этих текстов помогает воспринять и усвоить всю полноту информации. Это значит, что помимо усвоения языка, песня дает возможность непосредственного усвоения эмоционального, переживательного опыта, опыта состояния, культуру чувств, т.е. как бы сам жизненный опыт. Песня - самая активная и убедительная форма переживания, обращения в свое состояние, в свои чувства, в свой язык, в свою веру. Не случайно у всех народов мира религиозные службы построены на песнопениях. Силу песенного воздействия прекрасно понимали идеологи всех тоталитарных государств и использовали песню как основной инструмент идеологии.
Русская Авторская Песня (АП) явила собою “благую весть” о живой человеческой душе, заставила по новому ощутить, воспринять себя и окружающие реалии.
Имена основоположников жанра АП - Окуджавы, Высоцкого, Галича, Городницкого, Кима, Визбора - стали паролевыми, тестовыми, на принадлежность к общности нового самосознания. Эти авторы дали нам возможность пережить и почувствовать, что у нас внутри не “пламенный мотор”, а живое человеческое сердце, что в каждом из нас - живая душа и мы несем за нее ответственность. Эти песни совершили наше внутренне преображение. Они стали как бы нашей мирской, гражданской “литургией” атеистического общества. И они обратили нас в свою веру, в центре которой была человеческая личность, ее живая, мыслящая душа, исповедующая ценности вполне христианского характера.
Песня была и остается начальной матрицей культуры и языка. И в контексте сегодняшней песенной экспансии и всех перечисленных ее свойств, она уже стала самой влиятельной силой несущей диктат языка, ценностных установок, культуры переживания, культуры чувств.
Песня - наиболее органичная, исторически и генетически предопределенная форма и инструмент обретения языка. Разумеется, если это песня, в которой язык представлен во всем многообразии поэтических форм.
В этом смысле у АП накоплен значительный потенциал и опыт приобщения к слову. Ведь основная функция песни и есть сделать ее язык - языком каждого. Обретая язык, мы обретаем настоящее и будущее, культуру и науку, человека и нацию.
Александр Мирзаян
Неактивен
Сергей Щеглов написал(а):
Песня - это дописменная и допечатная форма “печати”, “трансляции” и памяти (т.е. хранения). Секрет этих возможностей у данной формы искусства очевидно в том, что песня - это возможность говорения (и думанья) одновременно несколькими текстами: поэтическим, музыкальным и интонационным (эмоциональным). Это одновременное обращение к нескольким каналам восприятия, причем в очень органичной, соприродной человеку форме. И взаимодействие этих текстов помогает воспринять и усвоить всю полноту информации. Это значит, что помимо усвоения языка, песня дает возможность непосредственного усвоения эмоционального, переживательного опыта, опыта состояния, культуру чувств, т.е. как бы сам жизненный опыт.
Все так, но "непесенные поэты" как раз и не любят это "одновременное обращение к нескольким каналам восприятия, причем в очень органичной, соприродной человеку форме" - считая его ущербным и мало относящимся к "чистой" поэзии... Здесь, на форуме, уже были дебаты вокруг знаковых текстов Гребенщикова и Земфиры - причем не в их пользу... Прошлые, отжившее свой век, "академическое" традиции - всегда цеплялось за свои мумии и увы, лишь смена поколений все расставляла на должные места...
Причем охотнее критикуют, например, Б.Г. - люди, не знающие и части его литературного базиса, тем более - философских и исторических корней текстов, не говоря уже уже о самой музыке...
Просто и банально - не понимают, и потому так энергично критикуют...
Отсюда вопрос: ЧТО сегодня ИСТИННЕЕ - "обращение к нескольким каналам восприятия, причем в очень органичной, соприродной человеку форме", или просчитанная и безупречная "рыба" - пустопорожнего, но а-ля классического стиха? Слушать такой, как минимум - НЕИНТЕРЕСНО...
Отредактировано Евгений А. (2007-08-19 13:44:50)
Неактивен
Евгений А. написал(а):
Сергей Щеглов написал(а):
Песня - это дописменная и допечатная форма “печати”, “трансляции” и памяти (т.е. хранения). Секрет этих возможностей у данной формы искусства очевидно в том, что песня - это возможность говорения (и думанья) одновременно несколькими текстами: поэтическим, музыкальным и интонационным (эмоциональным). Это одновременное обращение к нескольким каналам восприятия, причем в очень органичной, соприродной человеку форме. И взаимодействие этих текстов помогает воспринять и усвоить всю полноту информации. Это значит, что помимо усвоения языка, песня дает возможность непосредственного усвоения эмоционального, переживательного опыта, опыта состояния, культуру чувств, т.е. как бы сам жизненный опыт.
Все так, но "непесенные поэты" как раз и не любят это "одновременное обращение к нескольким каналам восприятия, причем в очень органичной, соприродной человеку форме" - считая его ущербным и мало относящимся к "чистой" поэзии... Здесь, на форуме, уже были дебаты вокруг знаковых текстов Гребенщикова и Земфиры - причем не в их пользу... Прошлые, отжившее свой век, "академическое" традиции - всегда цеплялось за свои мумии и увы, лишь смена поколений все расставляла на должные места...
Причем охотнее критикуют, например, Б.Г. - люди, не знающие и части его литературного базиса, тем более - философских и исторических корней текстов, не говоря уже уже о самой музыке...
Просто и банально - не понимают, и потому так энергично критикуют...
Отсюда вопрос: ЧТО сегодня ИСТИННЕЕ - "обращение к нескольким каналам восприятия, причем в очень органичной, соприродной человеку форме", или просчитанная и безупречная "рыба" - пустопорожнего, но а-ля классического стиха? Слушать такой, как минимум - НЕИНТЕРЕСНО...
http://bereg.vorota.de/Artikel/Obrashenie.htm ????
Неактивен
Со многим согласен, кое с чем - нет. АП как жанр, к примеру, очень популярна и во Франции - Брассенс, Брель, Дестель... Слишком глубоко прослеживать корни мелоса в культуре вряд ли стоит - в свое время, когда культура была синкретичной, она без мелоса вообще не могла жить. А литературная поэзия и мелос все же разделились - чтобы потом опять сблизиться. Я не поклонник АП, хотя очень люблю Окуджаву. И вообще вокальный жанр сейчас уж очень разнообразен, границы размыты. АП - лишь небольшой участок "музыкального фронта", поклонников ее не слишком много, погоду в культуре она не делает, основная масса музыкоедящего народа висит на попсе. Но тезисы этой заметки, безусловно, правильные.
Неактивен
"Исследования последних двух веков показали, что язык и мышление явления тождественные". - верное высказывание.
Но меня настораживает упрямое стремление непременно всех загнать под одну универсальную формулу, под одни, пусть и золотые, но рамки. Это не верно. В этом я вижу как раз отличие мышления европейской школы от школы восточной. Европейцы рассуждают категориями или - или, в то время как на востоке часто применяют формулу и - и.
Напоминаю, что символом воды (жидкости) - непостоянной и весьма изменчивой субстанции является именно человек (огонь - лев; воздух - орёл; земля - бык). Потому, что человек со своей психикой и языком очень напоминает воду (жидкость): так же текуч, податлив, изменчив (легко принимает форму того сосуда, в который помещён) - втиснуть его в какие бы то ни было рамки весьма проблематично, тем более "на многия лета".
Поэтому, саму постановку вопроса не считаю верной.
На мой взгляд, следует помнить старую и верную мысль: каждому своё.
И что это за навязчивая идея всем руководить, напрвлять, регулировать?
Мудрость власти заключается в НЕВМЕШАТЕЛЬСТВЕ в жизнь народа. Тем более в культуру. Мощь России держалась на патриархальности деревни, большевики нарушили запрет на неприкосновенность деревенского уклада (во всех аспектах: от экономического до духовного) и всё полетело в тар-тарары.
У истории учиться кто-нибудь будет в конце концов?
Отредактировано Бикинеев Виталий (2007-08-29 10:14:34)
Неактивен
Бикинеев Виталий написал(а):
"Исследования последних двух веков показали, что язык и мышление явления тождественные". - верное высказывание.
Но меня настораживает упрямое стремление непременно всех загнать под одну универсальную формулу, под одни, пусть и золотые, но рамки...
На мой взгляд, следует помнить старую и верную мысль: каждому своё.
Виталий, я так и не понял связь Вашего поста с темой авторской песни?
Я же писал о ревностном и пренебрежительном отношении поэтов-ремеслнников к авторам-исполниелям. Вот, не понимают они, почему пропущено слово - на месте синкопы или рифа, и почему их собственные, гладкие тексты зачастую невозможно петь? Но и ремесленники-музыканты часто не уважают коллег, у которых много слов и мало гитарных запилов. А замечательные барды-текстовики напротив, чуть ли не специально расстраивают инструменты и поют "мимо"...
И общее у всех этих "профи" - именно (выражаясь словами Кроткова) - отсутствие синкретичности или целостного восприятия искусства. Но как воспитать его хотя-бы у наших детей - вот вопрос вопросов...
Отредактировано Евгений А. (2007-08-30 15:31:09)
Неактивен
Жень, я на Вас не нападал - это моя реакция на заявленную тему, предложенную Сергеем Щегловым.
На сколько я понял, в основу культурного воспитания подрастающего поколения предлагается положить АП:
"В этом смысле у АП накоплен значительный потенциал и опыт приобщения к слову. Ведь основная функция песни и есть сделать ее язык - языком каждого. Обретая язык, мы обретаем настоящее и будущее, культуру и науку, человека и нацию".
Я не спорю - у авторской песни много достоинств и ярких представителей. Но если зациклиться только на ней, то будет разыгран, набивший аскомину, сценарий: или - или (АП - есть гут, фсё остальное - туфта). Я предлагаю обратить внимание на формулу: и - и. И здесь одного упора на АП недостаточно. Проблема сидит глубже.
Если действительно задуматься о серьёзных вещах возрождения и т. д., то следует пересмотреть всю систему образования в целом. На сколько я могу догадываться она не менялась с 1917 г., а это уже почти сто лет. Что я имею в виду?
На сколько мне известно, отец нашего "гения всех времён и народов", Илья Ульянов заработал титул дворянина (не передающийся по наследству), именно - заработал, тем, что создал систему образования для бедных (по тем понятиям о бедности) слоёв населения (ремесленные училища). Эта система образования легла в основу единого советского образования и стала его базой. Замечу, что в царской России существовали другие образовательные системы, которые были отметены как "пережитки позорного буржуазно-помещечьего прошлого".
Основной упор Ульяновская система делает на точные науки: математика, физика. Языки даются в минимальном объёме: один "свой" и один "чужой" (для сравнения: в простой царской гимназии во 2-м классе ученики уже изучали четыре языка: два живых (например, русский и французский) и два мёртвых ( латынь и др. греческий)). Философии нет как предмета (зачем квалифицированному работнику загружать мозги?). Культура даётся на начальном уровне (изучение классической отечественной и европейской литературы). Такая система образования существует у нас и поныне.
(продолжение будет)
Отредактировано Бикинеев Виталий (2007-08-30 12:11:38)
Неактивен
(продолжение)
Если сто лет назад "культурная программа" в образовании оправдывала своё предназначение - были охвачены все культурные слои: и музыка, и изобразительное искусство, и литература с театром (изучались не только романы, но и пьесы), то сейчас этого объёма весьма не достаточно. За сто лет возникло новое явление культурной жизни - кинематограф, получили развитие существующие виды искусства: и живопись, и музыка, и театр. Но всё новое осталось "за бортом" системы образования. По прежнему изучается классическая музыка (и никакая другая), классическая литература (с небольшими вкраплениями современных авторов). Рисование преподаётся на уровне обретения навыка. О кинематографе - ни слова.
Думаю, эту ситуацию нужно менять и вводить новые дисциплины в систему среднего образования. В частности, было бы не плохо, если бы на равне с физическим воспитанием преподавались танцы. Владение телом - важный навык и тоже влияет на умственные способности.
Кроме того, вполне возможно, следует применять несколько систем с определёной специализацией каждой из них - не всем же быть технарями-инженерами.
Отредактировано Бикинеев Виталий (2007-08-30 12:29:13)
Неактивен
Евгений А. написал(а):
Я же писал о ревностном и пренебрежительном отношении поэтов-ремеслнников к авторам-исполниелям. Вот, не понимают они, почему пропущено слово - на месте синкопы или рифа, и почему их собственные, гладкие тексты зачастую невозможно петь? Но и ремесленники-музыканты часто не уважают коллег, у которых много слов и мало гитарных запилов. А замечательные барды-текстовики напротив, чуть ли не специально расстраивают инструменты и поют "мимо"...
Истинно так. Это особая, я бы сказал, специализация - уметь соединять стихи и музыку. Или уметь расслышать (увидеть?) музыкальность в вербальном тексте. Или целенаправленно сочинить текст, который ляжет на музыку, не обладая при этом способностями композитора или исполнителя. Для меня это, к примеру, искусы совершенно недоступные.
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
я бы сказал, специализация - уметь соединять стихи и музыку. Или уметь расслышать (увидеть?) музыкальность в вербальном тексте.
Возможно это именно те огрехи традиционной системы образования, что, как нам подсказал коллега, идут еще от Ильи Ульянова... Подробнее предлагаю поговорить в теме "Наследие Ивана Ефремова и ценностные ориентации российской национальной доктрины образования": http://forum.fabulae.ru/viewtopic.php?id=16251
Отредактировано Евгений А. (2007-09-02 00:22:36)
Неактивен
Сопливая авторская песня не имеет отношения к русской идее.
Русская идея отражается и преломляется в топоре. Топор - это русский национальный инструмент. Для русского человека он символизирует присутствие Бога. Топором были срублены деревянные церкви Руси. Топором прорубалось окно в Европу. Топором вырубалась ересь. В трудную годину верные сыны Отечества призывают Русь к топору.
Поэтому базой русской национальной идеи является топор.
Неактивен
Без топорища...
Неактивен
О "русской идее" и "верных сынах Отечества" талдычит кто угодно, только не сами Кулибины и Левши - они делом заняты. И расскажи эту байку Ломоносову, тот обошелся бы с пасквилянтом и без топорища - одним кулачищем
Неактивен
Главная русская национальная идея - поменьше думать о главной русской национальной идее и побольше заниматься делом. Тогда и толк будет.
Неактивен
Евгений А. написал(а):
И расскажи эту байку Ломоносову, тот обошелся бы с пасквилянтом и без топорища - одним кулачищем
Видите ли Евгений. Это не пасквиль. Это юродство. Есть в русском народе такая особая форма выражения. Она позволяет выразить то, что обычным способом выразить нельзя. Поэтому мой Вам совет - не кидайтесь помидорами, а учите русский язык.
Неактивен
И здесь поспел, а? Ну, ты погляди... Национализатор-лингвист с топором. :applause2:
Отредактировано Александр Клименок (2007-09-14 17:14:50)
Неактивен
Почему-то вспомнилось:
Это я бомбил Балканы
Я замучал Корвалана
И Александра Мирзояна
Я планировал убить
(с) Тимурчик Шаов, аднака
А кончается песня так:
Но я песню сочинил назло врагам
Как одна возлюбленная пара
У костра, в палатке, под гитару
Получила пламенный оргазм
А еще вот здесь чуток на эту тему:
http://alv-aka-fedorchuk.blogspot.com/2007/08/open-source-0.html
Неактивен
Страниц: 1