Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2012-09-04 02:25:37

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15508

Франсуа Коппе. Серенада

Запоздал рассвет туманный;
Я во мраке ледяном,
От любови словно пьяный,
Под твоим стою окном.

Весь дрожу, и сердце бьётся –
Чаровница, пощади!
Рокот лютни отдаётся
В истомившейся груди.

Разве сердце успокоишь?
Навостряя слух ночной,
Жду, как ставни ты раскроешь
Над высокою стеной.

С вожделеньем что сравнится?
Чудный миг, продлись, постой –
Улыбнись мне, чаровница,
В рамке зелени густой.

Aubade

L’aube est bien tardive à naître,
Il a gelé cette nuit;
Et déjà sous ta fenêtre
Mon fol amour m’a conduit.

Je tremble, mais moins encore
Du froid que de ma langueur;
Le frisson du luth sonore
Se communique à mon cœur

Ému comme un petit page,
J’attends le moment plus sûr
Où j’entendrai le tapage
De tes volets sur le mur;

Et la minute me dure
Où m’apparaîtra soudain,
Dans son cadre de verdure,
Ton sourire du matin.


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#2 2012-09-04 07:09:40

Юрий Лукач
Автор сайта
Откуда: Екатеринбург
Зарегистрирован: 2009-03-30
Сообщений: 4029

Re: Франсуа Коппе. Серенада

Андрей, замечательно!
Только ст.-франц. aubade = пров. alba, потому назвать лучше "Альба". Слово почтенное и общеизвестное.


Юрий Лукач
To err is human, to forgive, divine.

Неактивен

 

#3 2012-09-04 07:22:14

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15508

Re: Франсуа Коппе. Серенада

Юрий, спасибо!
Только насчёт альбы, ей-Богу, сомневаюсь. Это для книжных червей, вроде нас, слово общеизвестное. А которые попроще, и из провансальских реалий знают только провансальскую капусту - им в самый раз серенада. Чай, Тото Кутуньо слушали прилежно...


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#4 2012-09-04 08:06:34

Юрий Лукач
Автор сайта
Откуда: Екатеринбург
Зарегистрирован: 2009-03-30
Сообщений: 4029

Re: Франсуа Коппе. Серенада

Андрей, серенада образована от провансальской серены, т. е. вечерняя песнь. Да и мы все привыкли, что серенада исполняется под окном в темноте. smile1
А тут альба, утренняя песнь, что ясно из текста.


Юрий Лукач
To err is human, to forgive, divine.

Неактивен

 

#5 2012-09-04 08:32:39

Батшеба
Автор сайта
Зарегистрирован: 2009-01-23
Сообщений: 4418

Re: Франсуа Коппе. Серенада

Да, здорово! thumbsup

Традиционный перевод "aubade" в аналогичных музыкальных стилизациях XIX-XX вв. – "утренняя серенада".

P.S. Факультатив: может,  сделать "трепет лютни"? Рокотать умеет только басовая лютня (теорба), но у нее очень длинный гриф, довольно большой корпус, и она тяжела, так что на ней играют сидя. Стоять под окном с теорбой, а потом лезть с нею в окно... Не завидую такому кавалеру. smile

Отредактировано Батшеба (2012-09-04 08:34:46)


Di doman non c'è certezza.

Неактивен

 

#6 2012-09-04 10:29:15

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15508

Re: Франсуа Коппе. Серенада

Батшеба, спасибо!
По поводу "рокота" я на ВП настрочил целую объяснительную записку.
Но раз трепет - так пусть будет трепет. Принимаю.
Интересно, у "Лютниста" Караваджо какой тип инструмента? Колковая головка грифа отогнута на 90 градусов...
smile


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#7 2012-09-04 12:51:02

Сергей Александровский
Автор сайта
Зарегистрирован: 2011-09-15
Сообщений: 642

Re: Франсуа Коппе. Серенада

Андрей, во-первых, поздравляю, а во-вторых, любопытно, что в твоем Коппэ (не только здесь) "речевая каденция" вообще неотличима от "каденции" тогдашней - чего стоит одно здешнее употребление "как" вместо "что":

Жду, как ставни ты раскроешь
Над высокою стеной.



neutralthumbsup

Отредактировано Сергей Александровский (2012-09-04 12:52:02)

Неактивен

 

#8 2012-09-04 23:04:34

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15508

Re: Франсуа Коппе. Серенада

Сергей, спасибо!
Мне очень нравится выражение "Что стоит?" (вместо "Сколько стоит?"), спокойно бытовавшее еще в начале ХХ века. И взаимозаменяемость что/как в конструкциях сравнения-уподобления тогда тоже была нормой. Но, благодаря великому лексикографу и нормотворцу Ожегову, многие изящные и точные обороты были выкинуты из языка (с помощью пометки "устар.") и заменены совково-новоязовыми.


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#9 2012-09-09 02:19:43

Батшеба
Автор сайта
Зарегистрирован: 2009-01-23
Сообщений: 4418

Re: Франсуа Коппе. Серенада

Андрей Кротков написал(а):

Интересно, у "Лютниста" Караваджо какой тип инструмента? Колковая головка грифа отогнута на 90 градусов...
smile

Типичная ренессансная лютня. smile1

Вообще это любопытная картинка: судя по нотам, вьюноша у Караваджо поет один из мадригалов Якоба Аркадельта, а рядом с нотным сборником лежит новомодный инструмент – скрипка, притом изображена она в ракурсе очень непростом.

А вот еще одна ренессансная лютня – не менее знаменитая "Лютнистка" Орацио Джентилески, изображающая Франческу Каччини (1587– после июня 1641) – дочку легендарного лютниста и композитора Джулио Каччини, которая тоже была лютнисткой и композиторшей, к тому же пела и баловалась стихами:


http://arttravelling.com/base/masterworks/lyutnistka/photo/thumbnails/314_dzhentileski_oratsio_lyutnistka.jpg

Отредактировано Батшеба (2015-09-20 21:45:28)


Di doman non c'è certezza.

Неактивен

 

#10 2012-09-09 02:44:45

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15508

Re: Франсуа Коппе. Серенада

Давным-давно у меня была старая семиструнная гитара, доставшаяся от деда. Фирмы "Юлий Генрих Циммерман". Обечайка у неё была раза в полтора уже, чем у нынешних гитар. Гриф тонкий и широкий. Нижняя часть грифа охватывала розетку полукольцом. Порожки ладов и колки - бронзовые. Гриф и подставка крепились на клею. Головка грифа отогнута назад под углом градусов 20. Хорошо настраивалась и долго держала настройку. Звук был мягкий и глубокий.
Но старушка явно была рассчитана не на советские металлические струны, а на старинные жильные. Это её и погубило - порожек и верхняя дека вскоре треснули. Ремонту не подлежала - пожилой дяденька-мастер сказал, что теперь (1970 год) таких не делают, и что если её починить теперешними средствами, то звука уже не будет. Пришлось старушку похоронить с почестями.


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#11 2012-09-10 18:28:48

Батшеба
Автор сайта
Зарегистрирован: 2009-01-23
Сообщений: 4418

Re: Франсуа Коппе. Серенада

Циммермановские семиструнки ныне большая редкость, особенно с оригинальной фурнитурой (подставка, колковый механизм), и стоят они больших денег.

Металлические струны – смерть любого струнного инструмента. Сколько скрипок (в том числе Страдивари и Гварнери) угроблено и продолжает гробиться посредством "тяжелого металла"! Вообще металлические струны на струнных инструментах стали использовать сравнительно поздно – ближе к концу 19 в. Но и тогда ведущие солисты не спешили на них перейти, хотя металл лучше держит строй (а по очень старой поговорке лютнист половину своей жизни играет, а другую половину – настраивает инструмент). В старину струны делались либо из овечьих кишок и при необходимости обвивались серебряной навивкой, либо из шелка. Помню, что в подростковом возрасте я не могла понять, отчего не выдерживала долго играть на гитаре (уснащенной металлическим аккордом), пока в руках не оказался шикарный немецкий инструмент с нейлоновыми струнами. Но в 70-е гг. нейлоновых струн, наверное, даже в Москве было не достать...

А хорошему ли мастеру показывали вашу красавицу? Конечно, не видя гитары, о точности диагноза спорить нет смысла, однако и подставку, и деку умелый мастер мог бы заменить без проблем.

Отредактировано Батшеба (2012-09-10 18:30:21)


Di doman non c'è certezza.

Неактивен

 

#12 2012-09-10 21:48:41

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15508

Re: Франсуа Коппе. Серенада

Не удивлюсь, если выяснится, что сорок лет назад я выкинул на помойку дорогой раритет... А с другой стороны, раритету тогда уже было за 50. Сейчас было бы 100. И вряд ли бы он сохранился, особенно при той жизни, которую порой приходилось вести.
Нейлоновые струны я пробовал ставить. Но то были советские нейлоновые струны - проще говоря, обыкновенная рыболовная леска. Их можно было вытянуть втрое против обычной длины, как капроновый чулок. Какой уж там строй... А про немецкие струны я слыхал, но достать их тогда - как верно подмечено - не было никакой возможности. В знаменитом магазине музинструментов на углу Пушечной и Неглинки мне объяснили, что их добывают только с оказией из-за кордона.
Мастер, к которому я обратился, вроде был знающий. Инструмент он сразу оценил высоко. И сказал, что починить технически возможно, но это будет уже не фирменное изделие, а инструмент-ублюдок из разнородных материалов, и все его достоинства пропадут. Я ему поверил. Во всяком случае, он не попытался выманить у меня сломанную гитару под предлогом, что она-де всё равно теперь никуда не годится. Мог попытаться, если бы это было ему выгодно. А я бы наверняка отдал...


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson