Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2022-01-27 18:43:38

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Тверскому ТЮЗу - 90 лет. Выставка в Горьковке

В краеведческо-информационном центре Тверской областной универсальной научной библиотеки имени Горького с 10 по 31 января 2022 года работает выставка, посвященная 90-летию Тверского ТЮЗа, одного из старейших в России.

Подготовили её сотрудницы центра Любовь Сергеевна Романова и Антонина Александровна Матвеева. На выставке экспонируются ставшие раритетными афиши, фотографии и буклеты – старые, пожелтевшие, но по-новому интересные.

В 1932 году в город Калинин приехала группа актёров во главе с режиссёром Николаем Сергеевичем Градовским. Открылся ТЮЗ премьерой спектакля «Фриц Бауэр».
Театр существовал без домашней сцены, спектакли шли в различных домах культуры, а в летние месяцы театр работал в городском саду со специально подготовленной программой. В 1935 году театр разместился в стенах бывшей церкви Знамения Божией Матери. На этом месте в настоящее время и стоит библиотека имени Горького.

https://d.radikal.ru/d09/2201/b2/1b40e7c4071b.jpg

В 1935 году Калининский ТЮЗ обосновался в церкви Знамения Божией матери. Снимок архива института «Твергражданпроект» (вид на север).
Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, в прежнем виде не восстанавливалось.



Ежемесячно ТЮЗ давал по 24 спектакля, которые посещали в общей сложности примерно 6 тысяч зрителей. И каждый год требовалось готовить по 4 новых детских спектакля и по две крупных постановки для молодёжи.
В 1937 году худруком ТЮЗа был назначен 24-летний актёр труппы Юрий Петрович Киселёв. Одной из первых его постановок были «Враги» по пьесе Максима Горького. Репертуар стал разнообразнее, и число зрителей росло.
В 1938 – 1940 годах были поставлены «Наше оружие» А. Крона, «Созвездие Гончих псов» Паустовского, «Гимназисты» К. Тренёва, «Финист – Ясный Сокол» и «Золотое перо» Н. Шестакова, «Дом №5» И. Штока. Из классического репертуара: «Женитьба» и «Ревизор» Гоголя, «Проделки Скапена» и «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера, «Свои люди – сочтёмся» А. Островского, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина (с участием актёра Камерного театра Николая Церетели), а также «Романтики» Эдмона Ростана.
Особенной любовью юных зрителей пользовались «Остров сокровищ», «Снежная королева» и «Красная шапочка» Евгения Шварца, «Дочурка» Георгия Гайдовского, «Песня» Г. Данилевского, «Сказка» Михаила Светлова, «Сказка о храбром Кикиле» Б. Гамрекели и Д. Нахуцришвили.
Каждый сезон появлялось 7 – 8 новых спектаклей.
Музыку ко всем постановкам сочинял Евгений Каменоградский (1897 – 1966), руководивший театральным оркестром. Художники-постановщики в то время – Аркадий Бриклин и Ирина Высоцкая, жена первого худрука Н.С. Градовского.
В конце 1930-х годов советское руководство решило провести Всесоюзный смотр театров юного зрителя. В первом туре, непосредственно на местах, участвовали 52 театра из 65-ти. На финальный этап в Москве были допущены 5 московских ТЮЗов, 2 ленинградских и 10 периферийных, в том числе Калининский. Наша труппа представила «Сказку» М. Светлова и «Сказку о храбром Кикиле» Гамрекели и Нахуцришвили, в которой роль Кикилы исполнил сам Юрий Киселёв. Спектакли, шедшие на кремлёвской сцене, имели громкий успех! Бытует легенда о том, как после завершения «Сказки о храбром Кикиле» за кулисы прошел М.И. Калинин (уроженец Тверской губернии) и горячо жал руки актёрам, восхищался их талантами, а потом, на перроне, он вручил им ключи от новых квартир (вариант: вручил председатель горисполкома на перроне в Калинине).
Среди актёров блистал Василий Лещёв (1916 – 1982) родом из Вышнего Волочка. В 1935 году он поступил в только что открывшийся Калининский театральный техникум, который располагался на Советской улице, 1 (ныне гимназия №6), затем – во дворе фабрики «Пролетарка». Лещёва перевели в ТЮЗ из областного театра драмы. Спектакль по пьесе Светлова «Сказка», в котором Василий сыграл центральную роль Вани, занял на всесоюзном смотре призовое место.
Коллектив ТЮЗа горел энтузиазмом и готовился покорять вершины театрального творчества, но все планы перечеркнула война. На призывных пунктах в первые недели ежедневно концерты. ТЮЗ показывал монтаж пьесы «Дочурка» Гайдовского. Часть актёров ушла на фронт, кто-то из них не вернулся с полей сражений. А некоторые сотрудники театра попали под каток репрессий....
Калининский ТЮЗ был закрыт. А здание театра во время войны сильно пострадало.
Юрий Киселёв с ведущими артистами Серафимой Фоминой, Василием Ермолаевым, Александром Щёголевым, композитором Евгением Каменоградским и художником-постановщиком Аркадием Бриклиным эвакуировались в Саратов.


https://c.radikal.ru/c06/2201/2d/05792c820139.jpg

Юрий Киселев. Из электронных ресурсов Интернета


Калининские актёры стали звёздами Саратовского ТЮЗа, а Каменоградский руководил музыкальной частью вплоть до 1966 года. В декабре 1997 года Саратовскому ТЮЗу было присвоено имя народного артиста СССР Юрия Киселёва.
…Калининский ТЮЗ возобновил работу в Калинине в новом составе с декабря 1958 года. Решения исполкома Калининского облсовета депутатов трудящихся от 8 декабря 1958 года театру было присвоено имя Ленинского комсомола. Осенью 1960 года калининская пресса пестрела заголовками: «Замечательный подарок юношеству», «Восставший из пепла», «С днём рождения». 1 октября Калининский ТЮЗ открылся вновь!.. ТЮЗ въехал в старинное здание на Советской улице, в котором размещается и по сей день.
Теплые поздравления прислали народный артист СССР Александр Брянцев, знаменитые детские поэты и драматурги Самуил Маршак и Сергей Михалков, выдающийся драматург Виктор Розов. Приветствия поступили из Москвы, Киева, Тбилиси, Ташкента, Одессы, Ярославля, Саратова, Горького и даже от актёров Праги и Дрездена.
Главрежем назначили народного артиста Грузинской ССР Николая Маршака, родного брата популярного детского поэта. Труппа состояла из 23 актёров – выпускников Ленинградского гос. театрального института имени А.Н. Островского (в 1962 году переименованного в институт театра, музыки и кинематографии), Школы-студии ленинградского ТЮЗа, студии Ярославского театра имени Волкова. В числе тех артистов были Олег Мищук, Венера Григорьева, Юрий Оськин, Валентина Каганова. Среди них был и Ефим Падве, который позднее, в 1973 году, станет главным режиссёром Малого драматического театра в Ленинграде и позовёт к себе начинающего режиссёра Льва Додина.
Первым спектаклем возрождённого ТЮЗа была «Снежная королева» Евгения Шварца. Маршак поставил спектакли: «Страницы жизни» В. Розова, «Ноль по поведению» В. Стоенеску, «Всадник без головы» Майн Рида, «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Сказка о сказках» А. Зака и И. Кузнецова, «Город на заре» А. Арбузова.
Художником-постановщиком многих спектаклей являлся вернувшийся из Саратова Аркадий Бриклин.

https://a.radikal.ru/a33/2201/a5/71b8523c6525.jpg

А.Л. Власов и сотрудница КИЦ ТОУНБ имени Горького Л.С. Романова.
Фото: Ольга Евгеньевна Леодорова


Тверской пенсионер и краевед Аскольд Власов окончил среднюю школу №9 гор. Калинина с серебряной медалью. Но медаль он мог и не получить, так как в выпускном десятом классе имел за первое полугодие четвёрку по поведению. Аскольд Львович хорошо помнит, как всем классом они ходили на спектакль «Ноль по поведению» – об одном зарубежном колледже, где господствовал дух подавления любой свободы, и тогда возмущённые студенты подняли над колледжем «Весёлый Роджер». Спектакль Н.Я. Маршака, можно сказать, предвосхитил знаменитую кинокартину «Республика ШКИД», в которую юные граждане Улигании украшали свой город «национальными флагами (на чёрном фоне белый кулак)». В общем, Аскольд Власов спектаклем весьма впечатлился.
В 1961 году автор Ю. Смелков в своей статье «Молодым – новое!», опубликованном в журнале «Театр», довольно резко отозвался о режиссуре Маршака. Дескать, тот всё сказки ставит, а нужны современные пьесы. Ещё и областная молодёжная газета «Смена» подлила масла в огонь, поместив обращение двух студенток пединститута: «Мы, студентки, голосуем прежде всего за хорошую современную пьесу в репертуаре».
ТЮЗ, как любой театр, отрабатывал финансовый план по спектаклям, но молодым максималисткам хотелось всё и сразу. Маршак не «полез в бутылку», и в конце 1961 года «ушёл по собственному желанию».
Новым главрежем стала Лидия Александровна Ящинина – отличный театральный педагог, поддерживавшая дружбу с училищем имени Щукина, что позволяло ей формировать профессиональную труппу. Она вывела театр на новый уровень. Заметим, что с начала 60-х в ТЮЗе служил Виталий Кириллович Григораш – талантливый артист и крупный фотохудожник, творец фотолетописи ТЮЗа того времени.
В середине августа 1968 года в ТЮЗ пришел новый главреж – Роман Григорьевич Виктюк, на десятилетия опережавший своё время. Для начальства молодой беспартийный режиссёр был генератором головной боли: ставил авангардные спектакли, причем выбирал пьесы, не рекомендованные руководством. Виктюк и по сей день считается мастером эпатажа. На спектакль «Мы, джаз и привидения» по пьесе польского драматурга Э. Низюрского в Калининский ТЮЗ приезжали Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский. А на спектакль «Коварство и любовь» Шиллера приходил Марчелло Мастроянни, снимавшийся в то время в фильме «Подсолнухи», съёмки которого проводились недалеко от города Калинина. Мастрояни заявил, что никак не ожидал увидеть в русской глубинке спектакль европейского уровня. 6 марта 1970 года Виктюк был уволен. Проявив дерзость и смекалку, он уехал в Вильнюс…
Главрежем ТЮЗа стал Виктор Петрович Антонов. Тот считал, что нужно «жить проблемами детства». Работал почти шесть лет. В фондах КИЦ ТОУНБ бережно хранятся афиши тюзовских спектаклей той поры.

…Полвека назад Калининский ТЮЗ показал комедию-памфлет «Дорогой мальчик» по пьесе Сергея Михалкова, написанной к 50-летию Всесоюзной пионерской организации имени Ленина. Главный режиссер В.П. Антонов. В афише указан режиссёр спектакля – Эмиль Михайлович Херсонский (1937 – 2021), который по окончании в 1969 году Ленинградского гос. института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) работал режиссёром Барнаульского театра и Калининского ТЮЗа.

50-летие пионерской организации отмечалось 19 мая 1972 года, а 30 декабря того же года вся страна отмечала 50-летие СССР. К этой важной дате Калининский ТЮЗ представил спектакль «Свой остров» по пьесе Р. Каугвер. Из афиши узнаём, что режиссёр спектакля – В.П. Антонов и что музыка – «эстонских композиторов». Но дело не в этом. Автор пьесы Раймонд Каугвер – эстонец, участник Второй мировой войны. Он сперва сражался за финскую армию против СССР, затем служил в немецкой армии, потом сидел в советском лагере до 1949 года. Начал писать в 1960-е, разрешили публиковаться и ставиться в 1970-е. Всё-таки Калининский ТЮЗ был был не прост, если ты смотришь в областной столице «датский» (поставленный к важной дате – 50-летия СССР) спектакль по пьесе, написанной бывшим солдатом вермахта…

А в 1976 году кресло главрежа ТЮЗа на недолгое время занял Вячеслав Дмитриевич Ерёменко, выпускник Казанского художественного училища и ЛГИТМиК. Он поставил всего лишь один спектакль – «Неравный бой» В. Розова, остальной репертуар театра формировал очередной режиссёр Э.М. Херсонский. В.Д. Ерёменко ушёл из ТЮЗа в 1977 году. Через несколько лет создал в Москве свой театр – Детский музыкально-драматический театр «От А до Я», существующий по сей день. А Эмиль (Милан) Херсонский в 1979 – 1999 годах руководил Еврейским народным театром в Вильнюсе, единственным еврейским театром, ставившим спектакли на идиш на территории СССР.
Следующим главрежем Калининского ТЮЗа стал Владимир Александрович Хлёстов, пытавшийся уйти от восприятия Калининского ТЮЗа как чисто детского театра. После его ухода ТЮЗ возглавил Владимир Александрович Богатырёв. Несмотря на утонченность своей натуры, он поставил, к примеру, «Сашку» Вячеслава Кондратьева. Эту повесть Кондратьев опубликовал в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов».

С 1986 года главным режиссёром стал Сергей Константинович Кузьмин – «режиссёр-долгожитель» Калининского ТЮЗа, возглавлявший его десять «перестроечных» лет. Он стремился во всём быть новатором, но руководить творческим коллективом в эпоху реформ – задача непосильная и неблагодарная. 
В тот сложный момент в Тверской ТЮЗ пришла Лариса Олеговна Лелянова с ее неповторимым художественным почерком! Леляновский период для Калининского ТЮЗа признан одним из самых успешных. Так началась нынешняя жизнь театра, эра экспериментов и «лабораторных» работ, ещё не ставших предметом исследования лишь архивистов.
В 2013 году в Тверском колледже культуры имени Львова открылся факультет актёрского мастерства, на котором преподают актёры ТЮЗа, заслуженные артисты России Александр Евдокимов и Александр Романов.
Тверской ТЮЗ – не только для юных по возрасту, но и для тех, кто молод душой.

Неактивен

 

#2 2022-01-28 14:11:04

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Re: Тверскому ТЮЗу - 90 лет. Выставка в Горьковке

https://d.radikal.ru/d26/2201/5d/53c5e07c7fe3.jpg

Здание, в котором в 1935 году расположился Калининский ТЮЗ.



https://a.radikal.ru/a05/2201/68/420902dd1ca6.jpg

Повреждения здания ТЮЗа в результате бомбёжек и боёв за город Калинин.


Фотографии опубликованы в региональной вкладке «МК в Твери» 04.07.2018:
https://tver.mk.ru/culture/2018/07/04/mk-v-tveri-rasskazyvaet-istoriyu-poyavleniya-tyuza.html



В фондах Госархива Тверской области (ГАТО) хранятся документы, датированные 23 февраля 1946 года, в которых шла речь о проектировании и строительстве на этом месте специального здания для библиотеки.

Сегодня областная библиотека имени Горького имеет адрес: 170100, г. Тверь, Свободный переулок, 28.

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson