Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2008-03-13 12:24:01

Cawa Xpy
Автор сайта
Откуда: Вязьма
Зарегистрирован: 2008-02-18
Сообщений: 78
Вебсайт

Вышла иена из-за туч, а Конфуций тут, как тут

Говоря о течениях и устремлениях мира ювелирных украшений, необходимо держать в уме следующую деталь: в течении двух-трёх последних лет кардинально менялось офрмление ювелирных украшений. От неприкрытой геометии – правильных прямых, острых углов, о которые немудрено пораниться, и втиснутых в эти надуманные рамки камней форма плавно перетекала к округлым, свободно оформленным линиям, часто с использованием техники выдутого металла, к думающему и уважительному подходу к камню, его изначальным формам с стремлением выгодно показать естественную его форму, а не втиснуть камень любой ценой в изначальный эскиз мастера. Возьмём пример такого «традиционно угловатого» «бранда», как «The Lazare Diamond». Ещё в 2004 году изделия этого дизайна смотрелись изощрёнными видами колющего оружия, но! Буквально через полгода, летом 2005 картина кардинально меняется, и тот же самый «The Lazare Diamond» уже почти не колет глаз. Что ж, подождём ещё совсем чуть-чуть. Можно надеяться, что старина «Лазар» вот-вот сгладит последние углы.

  Попутно можно привести ещё одно интересное наблюдение о том, как три последних года менялся способ показа украшений. Если буквально ещё в 2005 году обычным манекеном была полураздетая дива накрашенная радикальнее любой профурсетки самого захолустного вокзала (что даёт возможность судить о вкусах рекламодателей), то уже год назад манекенщица это обычная женщина; ухоженная, но без комплекса Мерилин Монро, и по возрасту явно старше так приевшейся уже килечно-тощей восьмиклассницы...

  О причинах этого явления, наверняка, существует множество мнений. Приведённое ниже – всего лишь одно из многих. Вот оно. Немаловажно то обстоятельство, что среди мастеров-ювелиров появлось множество женщин, и процент их в данной отрасли, по-видимому, продолжит повышаться в обозримом будущем. В противовес угловато-выступающему «проникающему» мужскому началу женщина предпочитает округло-обволакивающие «пропускающие» гладкие формы. Но главное, всё же, то, что, скорее всего, ювелирный мир всерьёз озабочен проникновением на восточные рынки мира – Китай и Индию. Угол, заострение это нечто неблаговидное на Востоке. Все аспекты жизни -- как семейной, так и деловой -- здесь всё ещё продолжают строиться по заветам дедушки Конфуция, призывавшего активно удалять обострения из любых аспектов деятельности (тот же самый дедушка, кстати, призывал и к умеренности в воззрениях на неодетых нимфеток). Материальное воплощение обострения, то есть угол, или ещё и острый угол,  широкого спроса в качестве украшения на Востоке не найдёт. Наблюдение это для производителей украшений отнюдь не новое: со зловредным дедушкой Запад уже столкнулся, как и продолжает соприкасаться, в стране-маяке для всего Востока, в Японии.

  Всемирно-известные торговые марки, типа «Bulgari», «Chopard», «Cartier», «Esmeralda» с безусловным лидерством гиганта «Tiffany» имеют в Японии свою постоянную нишу. Уголки этих замечательных изготовителей представлены практически во всех стильных универмагах Токио и провинции. Но не эти «бранды» определяют погоду в ювелирной промышленности «страны восшедшей иены». Ещё с феодальных времён в этой стране существует устойчивая традиция ювелирного дела. Ювелиры селились в свои цеховые кварталы, которые становились известными среди модников всей страны. Таковым, например, и по сей день остаётся Окатимати в Токио. Ювелирными изделиями того времени были заколки для волос, гребни, позолота шкатулок, изделий из фарфора и кожи, а также аксессуары для оружия. Здесь, надо отметить, японские мастера нашли интересное сочетание, казалось бы, несочетаемого: золота, серебра и меди. В конце 19-го века эти исполненные с высокой степенью ремесленного и художественного мастерства вещицы наряду с расписными ширмами «бёбу» и картинками «укиёэ» дали толчок новому направлению европейского искусства – «джапонизму». Редкие европейцы, бывавшие в Японии в те времена, увозили с собой именно аксессуары мечей. Если находили их в продаже.

  Лозунг отца китайской нации доктора Сунь Ят-сена «Покупаем китайское!» японцы восприняли серьёзно и творчески. Они не побежали наперегонки за китайским. Они произнесли лозунг так: «Покупаем отечественное!» Речь идёт не о эпохе милитаризма и второй мировой войны. Речь идёт, как раз, об этой эпохе и всех последующих, включая настоящее время. В Японии и по сей день собственные торговые марки ценятся на порядок выше, нежели импортные. Причин тому можно привести несколько, и одна из них заключается в требовательности потребителя к качеству товара. Покупая импортное, японец, в какой-то степени, рискует: а вдруг что-то с этим обернётся не так, как обещали в рекламе? В этом случае потребитель не может рассчитывать ни на исправление недоделки, ни на возврат денег. Да и какой толк может быть от возрата? Приобретая что-то, человек, как раз, отдаёт деньги в рассчёте удовлетворить одну из своих потребностей. Если иметь в планах возврат денег и товара по изначальным местам, зачем вообще надевать кимоно, нанимать рикшу и ехать в магазин? Другое дело, когда японец покупает отечественное. Помимо непосредственного удовлетворения потребности, потребитель ещё и знает, куда обратиться, если у него возникли вопросы. Он знает, так же, что то же самое очень хорошо знает и производитель. Традиция этих взаимоотношений такова, что производитель не позволяет себе расслабляться.

  Япония потребляет около 300 тонн золота в год (данные министерства Экономики и промышленности за 2004 год). Из них на нужды ювелирного дела попадает только около 30 тонн золота. Ввозом золота занимаются такие известные импортёры, как «Mitsui Bussan», «Mitsubishi Materials», «Sumitomo Kinzoku» и «Tanaka Kikinzoku» (да, да, ошибки нет: «ки» два раза).

  Наверное, есть смысл попутно сделать оговорку. Детище Ивасаки Ятаро пароходная компания «Мицубиси» давно-предавно исчезла. Она дала жизнь нескольким десяткам независимых друг от друга компаний, в названии которых используется слово «Мицубиси». То же произошло и с родоначальниками других японских концернов-дзайбацу. Говорить об этом, к сожалению, приходится, поскольку до сих пор даже личности, называющие себя специалистами по Японии (международной экономике, бизнесу, т.п.), допускают такие выражения, как: «в «Мицубиси» приняли план...», «приезжали специалисты из «Сумитомо»...». Возьмём аналогию с Россией. Мы не поймём ничего, если иностранец нам скажет: «фабрика «Красный»». В то время, как скажет он: «фабрика «Красный восход»», и всё становится на свои места. Говоря о японских субъектах бизнеса, тоже желательно произносить все слова названия.

  Но вернёмся к золоту. Движение металла внутри страны происходит с помощью крупных региональных оптовиков, доставляющих металл от импортёра во все уголки страны. До девяностых годов прошлого века и речи не могло идти о непосредственном приобретении металла конечным потребителем непосредственно от импортёра. Никаким писаным кодексом распределение ролей между участниками рынка так жёстко не регламентировалось. Это была во многом традиция, корнями уходящая в 17 век. Но времена меняются, ветер прогресса заглядывает иногда и на отдалённые восточные острова. Последнее время обращение некрупного бизнеса непосредственно к импортёру не только стало возможным, оно уже и поощряется самими импортёрами.

  Кто же использует золото? В основном это мелкий, часто семейный ювелирный бизнес. Гиганты ювелирного бизнеса, типа дома Микимото (Mikimoto) или «Гиндза Маки» (Ginza Maki) скорее исключение из правила, чем правило. Обыкновенная компания по производству ювелирных украшений это магазин (идеальный случай) или мастерская с налаженными связями с одной-двумя торговыми площадками. В связи с природной склонностью японцев к поделкам руками, а также распространённостью и доступностью инструментов и оборудования, количество ювелирных мастерских плодится и размножается в этой стране со скоростью планктона в Азовском море. Берём, например, Всеяпонскую Ассоциацию дизайнеров-ювелиров (JJDA). Членами этой организации являются 531 компания и индивидуал. Делим это количество на 47 японских префектур и получаем, что в среднем на одну префектуру приходится 11 только посчитанных ювелиров-изготовителей. Таким образом, на рынке достигается высокая степень индивидуальности предложения и сближения изготовителя и конечного потребителя.

  Сразу же возникает вопрос: а могут ли кустари-одиночки соревноваться с «Tiffany», «Boucheron»-ом или «Cartier»? Отвечать можно по-разному. Например, так: а нужно ли соревноваться? И ещё так: а возможно ли соревноваться? Каждая компания решает стоящие перед ней задачи в соответствии со своими маштабами. Иметь сравнительно небольшой масштаб деятельности не означает «плохо». Гиганты и пришельцы могут жить своей жизнью и осуществлять свою программу предложения и реализации. Мелкие и средние предприятия им при этом не то, что не мешают – помогают. Действительно, некрупные продавцы, находясь ближе к потребителю, имеют больше возможности изучать сиюминутные наклонности покупателя и, по мере надобности, на них реагировать. Они так же имеют возможность влиять на формирование вкуса покупателя, что ведёт к большей многообразности потребительского поведения. В конечном итоге, выигрывают все участники рынка.

  Что же могут предложить ювелиры японскому потребителю? Ведь при такой насыщенности предложения, действительно, желательно иметь какую-то точку опоры для долговременных операций. Огромную долю ювелирной продукции занимает производство колец. На момент написания данной статьи статистику по этому поводу найти не удалось, но вот, как обстоит дело в первом приближении. Кольцо – один из популярнейших подарков девушке на совершеннолетие, на окончание школы, института, другого учебного заведения. Кольцо дарит молодой человек своей избраннице на церемонии помолвки, а до помолвки молодой человек дарит девушке кольцо в знак любви и серьёзности намерений. Когда у неё появляется следующий ухажёр (не будет же она выскакивать вот, так, за первого попавшегося!), кольцо от предыдущего прячется до лучших дней, а молодому человеку демонстрируются руки с ригорическим минимумом украшений. Девушка ему нравится, и намёк приходится понимать. Если он и откажется понимать намёк, продавцы, всё равно, в накладе не будут: она купит кольцо сама, чтобы избежать пересудов подруг. По надевании обручальных колец, ситуация приближается к стандартной, известной в любой стране: после премии, на круглую дату, в знак капитуляции после ссоры.

  Опять-таки, в качестве наблюдения, не подкреплённого статистикой, можно отметить, что белый металл японцы предпочитают жёлтому. Белый металл это платина, которую японцы вообще потребляют более всех в мире, и «белое золото» [1]. В 2005 году Япония потребила на ювелирные нужды 15,9 тонн свежедобытой платины, плюс 6,5 тонн белого металла было вторично переработано. Для сравнения: вся Северная Америка в том же 2005 году потребила на ювелирные нужды 8,5 тонн, а Европа 6,1 тонну платины. Уступила Япония первенство прошлого года только КНР, употребившему 27,2 тонны платины. Этот факт может быть дополнительной иллюстрацией, на кого ориентируется Китай в вопросах украшений и моды.

  Объяснить одной причиной такое пристрастие, конечно же, невозожно. Имеет место и фактор новизны (японцы обожают всё новое), и, одновременно, близость цвета и сияния платины к японскому традиционному эстетическому стереотипу, и ещё множество таких, которые иностранцу просто не приходят на ум. Кроме того, есть и бытовое соображение: платина лучше и проще сочетается с двумя излюбленными камнями японцев – жемчугом и бриллиантом. Явление цветного – жёлтого, розового -- бриллианта остаётся преимущественно европейским, в Японии повсеместно распространён бесцветный бриллиант. Сочетать его проще с белым металлом, а последний легче сочетается с разными видами одежды, будь то повседневный деловой костюм, вечерний наряд для особых случаев, дорогущие сверхрваные джинсы с такой же грязной футболкой или что-то посредине.

  Попутно отметим интересную особенность: достаточно большой процент японок не прокалывает уши и в качестве украшения предпочитает клипсы. Поэтому, изготовливая ушные украшения, ювелиры стараются выделиться не только оригинальностью самого украшения, но и интересным и комфортным механизмом удержания украшения на ухе.

  Как уже неоднократно здесь упоминалось, Восток – всё ещё экзотика для Европы, несмотря на сокращение расстояний самолётами и рекламными щитами «Сони». Последние 7 с хвостиком лет Европа, занятая внутренними делами, в какой-то мере, отошла, отдалилась от «восточных» дел. Долго это продолжаться не будет, поскольку, когда его забывают, Восток начинает сам давать о себе знать. «Форпостом» Востока, соединяющим его с Европой, вслед за Соединёнными Штатами, является и долгое время будет пребывать Япония. Отсюда начинается продвижение на Восток, здесь Восток соединяется с Западом.

  Человеку, мыслящему глобально, желательно держать в уме этот простенький факт.
--------------------------------------------------------------------------------

[1]Нужно ли напоминать искушённому читателю такой интерсный факт, что «белое золото» -- сплав золота и палладия, обязан своим рождением кризису поставок платины из России из-за гражданской войны в 1920 году?

Отредактировано Cawa Xpy (2008-03-13 12:30:00)


Цалую
Cawa Xpy

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson