Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
(Надеюсь, найдётся место и для моего ровера)
Как непрофессионал, могу лишь констатировать факт и осветить несколько иную грань затронутой темы:
все изобретения в мире искусства (и не только искусства) изначально носили ритуальный, магический, религиозный характер и воспринимались как проявления высшего мира и методы связи с ним. На это намекнул уважаемый Михаил, но оно так и есть.
Слово есть Бог - изначальный посыл. Святое отношение к слову (как и ко всем проявлениям жизни), культивируемое древними, современным человеком практически утрачено. (Пример: бранное слово. Само название говорит о том, что такое слово можно было употреблять только против врага, с которым вышел драться на смерть - на поле брани. Сейчас же многие считают, что брань - это всего лишь эмоциональное украшение речи, придающее ей дополнительную выразительность и не более того) Чем комфортнее и безопаснее жизнь, тем более несерьёзное и бессмысленное отношение к ней. Человек играет рифмой, формой, цветом, звуком, но не боготворит их (в большинстве случаев), увы, такова судьба многих святых и священных понятий и явлений. А что значит - боготворить? Это значит искать и открывать объективные законы (и следовать им), а не устанавливать свои, искусственные и надуманные (хоть иногда - весьма занятные).
С этой точки зрения, рифма - приём (по сути магический), усиливающий восприятие смысла, стимулирующий память, влияющий на подсознание. И, наверняка, использовалась как элемент техники вхождения в транс древними магами и шаманами, именно поэтому, первыми стихами были молитвы и заговоры.
Сейчас же всё опустилось до уровня похабных частушек...
У Н. А. Бердяева есть высказывание:
"Вещественные стены Церкви органически вырастут там, где образуется святое содержание жизни".
Именно святого содержания жизни нам всем и не хватает.
Отредактировано Бикинеев Виталий (2007-12-20 10:07:02)
Неактивен
____________________________«Добро, воевода,
_____________________________Возьми себе шубу.
_____________________________Возьми себе шубу,
_____________________________Да не было б шуму».
_______________________________________Пушкин
Замечу – под «авангардной» рифмой я понимал вовсе не «авангард», как литературное течение, но именно рифму, возникающую в связи с истинной или кажущейся исчерпанностью формы, т.е. и символизм, и футуристов, и неточные рифмы, и вообще их отсутствие, и прочее…
Я благодарен Виталию за верное понимание моих тезисов.
Но, пойдем далее. Чуть менее года тому назад я попал на этот сайт, сотрудничал и бузил, но могу сказать одно – мне все время была понятна установка Фабулы на русский классический стих. И правда – во времена разброда и неясности хочется иметь под ногами твердую почву, желается создать островок гармонии и ясности, и теплится надежда, что островки эти возникнут повсеместно, размножатся и расплодятся, а там, того и гляди, соберутся в полуостров или даже материк…
Еще раз подчеркну – мысль симпатичная, а главное, подтвержденная делом, за что руководству сайта честь и хвала.
Однако, посмотрим, «как работает» эта установка в реальности.
Я ценю ироническую поэзию Алисы Деевой, и достаточно много читал ее – и здесь, и на других сайтах. Безусловно, «технические требования» в ее талантливых стихах всегда соблюдаются. И все же, что такое иронические стихи? Это всегда маска, игра в подставного автора, защита от прямого сопоставления с авторским «я». Мне кажется даже, возможно я неправ, что и на саму форму стихотворения, и даже на сам «аппарат рифмы» иронический стих отбрасывает тень некоторой «легкомысленности», как бы не только подшучивая над «объектом стиха», но и над самим стихом со всеми его «правилами и рифмами»…
Прекрасные произведения А.Кроткова также ироничны. Г-н Кротков, правда, пишет и очень хорошие стихи в «Лирике». Это, действительно, классический стих – но в этих стихах есть одна особенность: автор защищается от самого себя «многознанием», и это вовсе не прихоть или зазнайство, это привычка, или точнее характер – ставить барьер между собой и своими стихами.
Да, и здесь автор как бы подсмеивается над самой необходимостью «писать рифмуя». Рифмы, как и стихи, впрочем, хорошие…
И г-жа Деева, и г-н Кротков используют, как я ее обозвал, «консервативную» рифму, но поставленную под вопрос самой ироничностью стиха. Этот вопрос может быть разрешен одним путем – высоким качеством рифмы, а еще лучше – и ее остроумием. Соседство четкой формы и ироничности или игривости содержания усиливает эффект произведения.
И все же, повторюсь, сама форма стиха ставится здесь под сомнение.
(продолжение следует)
Неактивен
===================================================
===========================
снят повторный (случайно) пост
Отредактировано Микаэль (2007-12-26 23:48:36)
Неактивен
(окончание)
В этой теме уже говорилось о стихах Ирины Каменской. В частности, отмечалось качество рифм ее произведений, а сама г-жа Каменская именовалась талантливым поэтом.
Это не так. Г-жа Каменская не просто талантлива, она талантлива чрезвычайно. Я очень давно говорил И. Каменской, а сейчас повторю становящееся ясным многим – она значительный современный русский поэт.
И. Каменская пишет именно лирические стихи, и главная ее особенность в огромной энергии переживания, которая попросту недоступна многим пишущим. Будучи заключена в классическую, а точнее якобы классическую форму, ограниченная по краю рифмами, эта энергия «отражается внутрь стиха». Да, рифмы хороши и разнообразны, они как раз очень четко соответствуют тому «круговому перечитыванию», о котором я вел речь.
Но эмоциональная энергия велика – и вот удлиняются строки, идет графическая перестройка стихотворения, выносятся и отделяются последние строки.
Более того, г-жа Каменская часто использует один любопытный прием, который в смысле «связывания стиха», желания его повторить, перечитать работает «наподобие рифмы» - она вводит в стих «непонятные или редкие ученые слова». И.Каменской, сознательно или нет, это нужно вовсе не для создания интеллектуального стихотворения. То есть такое обстоятельство присутствует, но главное в ином.
Эти «ученые слова», на фоне стиха заставляют вникать в содержание, перечитывать, «поднимать глаза» к предыдущим строкам. Они впитывают энергию, не позволяя разбить на куски общую форму.
Но стихи Каменской вовсе не всегда удерживаются в рамках классического русского стиха, многие просятся в Башню, и многие стоят в Лирике, балансируя на грани фабульских требований.
«Не лучше» обстоят дела с блистательным, большим поэтом Георгом. Он абсолютно точно владеет множеством поэтических форм, соединяя подобранную форму и соответствующее содержание с удивительным умением. Рифмы? Нет проблем. Без рифмы? Нет проблем. Сейчас Георг пишет цикл или книгу стихов о сюцае и его коте – стихи полные юмора и каждое с развитым сюжетом. Эти стихи вроде бы так далеки от классического стиха. А я их воспринимаю как классические. Ну станут, как и стихи Каменской классикой. Всему свое время, иногда, увы, долгое.
Что же еще мы можем увидеть на Фабуле? Многое. Скажем интереснейшие сочинения г-на Климова, к примеру «Дезинтеграцию» - построение настолько формалистическое, что достанься мне талант написать такое – давно бы оказался в Башне))…
Вот вам и «классическая русская поэзия»… И все же, еще раз отдаю должное руководству сайта – они обозначили те берега, на которых покоится гармоническая система координат. И это дорогого стоит.
Неактивен
Ребята, у нас есть не только талантливые поэты и прозаики, но и критики.
Па-мому, пора раздел критики открывать, как думаете?
--------------
Дорогие Александр и Михаил:
С почином!
Отредактировано Бикинеев Виталий (2007-12-24 10:36:56)
Неактивен
Интересная штука получилась. Закончившаяся разговором о сайте. Спасибо.
Виталий, благодарю. Правда, занимаюсь предметом критики лет 15 как. И все же
Неактивен
Дык, Саш, я о критике в рамках сайта, а не о том, что это первая твоя работа...
Неактивен
Дык понял-понял. И она не первая. Постоянная
Отредактировано Александр Клименок (2007-12-26 12:44:16)
Неактивен
Да, все мы высказываем критические замечания друг другу (часто - чисто технические), но критических обозрений, обзоров литературной среды сайта явно мало. Ведь было бы не плохо, если бы критик-профессионал обращал внимание читатателей (как авторов так и посетителей сайта) на те или иные имена, тенденции, стили и т. д. Или наше лит. общество ещё не доросло до уровня критики? Я так не думаю. Другое дело, что сие занятие будет бесплатным как и работа редактора.
Неактивен
Бикинеев Виталий написал(а):
Да, все мы высказываем критические замечания друг другу (часто - чисто технические), но критических обозрений, обзоров литературной среды сайта явно мало. Ведь было бы не плохо, если бы критик-профессионал обращал внимание читатателей (как авторов так и посетителей сайта) на те или иные имена, тенденции, стили и т. д. Или наше лит. общество ещё не доросло до уровня критики? Я так не думаю. Другое дело, что сие занятие будет бесплатным как и работа редактора.
Виталий, в яблоко. Много ли ты видел здесь редакторских рецензий? Отзывов, мнений, инвектив, од и аплодисментов - полно. А анализа?
Неактивен
Ото ж бо и воно....
Неактивен