Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
Ночь. Безмолвная комната. И я. Сижу одна. Только слабый свет настольной лампы освещает моё уставшее лицо, помятую постель, письменный стол и беспорядочно разбросанные на нём бумаги, не нужные уже никому, не в ладах ни с чем в этом пустынном мире безропотного пейзажа, окружающего меня и в то же время оставляющего один на один с этой остервеневшей ночью.
Ночь - мой всевластный диктатор, обнажающий суть в несуразице моих вдрызг разругавшихся ни о чём мыслей. Ночь выводит на поверхность так давно затерявшийся смысл. Ночь - за моим окном. Чёрные, словно бы обугленные, деревья, - как нечисть в огненном аду фонарей. Да, и эти фонари когда-нибудь погаснут. Но... неприязнь к ним будет отражаться в темных глазах беззвёздного неба до самого рассвета. А рассвет - всегда внове. Рассвет всё скроет. Он... Всегда. Всё. Скрывает...
Кто, ну кто же придумал такие вот бесснежные, жестокие ночи, дразнящие, вызывающие на поединок? Кажется, что попытка к постижению их сути приведёт к помешательству!.. И ты сидишь, напряжённо вслушиваешься, как неопытный одинокий зверёк под прицелом, ждёшь... Нет, не рассвета. Иллюзии нам, упорным, не нужны. Ждёшь - ответа. Откровения. В чем, ну в чем же заключается эта давящая мощь, исполинская сила безмолвия ночи?! Задаваясь этим вопросом, я в забытьи выкрикиваю слово "безмолвия". И кажется, что в этот момент воздух вздрагивает. Становится немного легче. Атмосфера чуть разряжается. Бунт мыслей утихает. На миг.
"Слово - великая сила!" эта фраза, произнесённая кем-то мудрым когда-то очень давно, еще в детстве, пронеслась в моем воспалённом мозгу. Я поняла. Моё оружие - и есть слово. Но это осознание не принесло долгожданного покоя, не устранило то напряжение, ту жажду разрешения, гармонии, которые прочно якорями обосновались на дне души.
Вглядываясь в гнетущую, но уже не довлеющую надо мной толщу холодного безликого неба, я теребила воспоминания, листала обрывки летописи собственной жизни, жизней реальных людей или созданных моим воображением, незнакомых никому, кроме меня, персонажей. Сколько слов!.. Сколько речей!..
Какое наказание было самым страшным для меня в самые юные, самые ранние годы? Лишение игрушек или любимого лакомства? Боюсь, что нет. Для меня, как и для большинства детей, думаю, самым страшным наказанием стали бы несколько слов, сказанные матерью или отцом с досадой, с горечью. Нечто вроде "я разочарован". Услышать подобное от самых близких и дорогих людей, не только в детстве, когда весь мир немного ярче, но даже в зрелые годы, - это настоящее потрясение. Внутри будто что-то обрывается, Эти слова, словно топор, разрубают гордиев узел кипящего водоворота эмоций. Остается только вина. За мысли, поступки, за всё, что чувствовал вопреки, против, в противовес... Неужели не слово совершает такой поразительный переворот?
Или... Человек идет по улице, едва стоит на ногах под напором навалившейся тяжести эмоционального опустошения и вместе с тем грусти, ощущения, внутреннего кризиса, собственной ненужности... Кажется, что жизнь, говоря словами М.Ю. Лермонтова, "такая пустая и глупая шутка", она настолько мелка, что нет смысла ни в переживаниях, ни в отношениях, ни... в самом человеке. Ему кажется, что он никому не нужен. И вдруг он слышит вслед брошенное кем-то с пренебрежением: "Ничтожество..." Быть может, это слово не было предназначено ему, быть может, этому особо не придали значения… А этот человек от него - отшатнулся, как от камня, брошенного в спину. Неужели не слово так потрясло его?
А иногда сидишь, грустишь, и самое главное солнце, которое помогает жить, даёт силы,- солнце надежды - в твоей душе превращается в тоненький лучик, заглушённый сомнениями, мыслями о ненужности бытия, о бесперспективности планов, о заведомой непрочности всех существующих благ, порочности еще не принятых решений... Сидишь в тёмном углу, и надежда умирает в тлене помыслов, разрушающих душу. И вдруг к тебе подходит светлый, прекрасный и всесильный на данный момент человек, и, улыбаясь, протягивая руку, с мягкой уверенностью говорит: "Не грусти. Всё будет". И тот самый слабый лучик, тоненький, едва различимый, та самая надежда вдруг начинает всё увереннее и увереннее светить в твоей душе, и в конце концов разрастается до волны света, буйного потока, хлынувшего откуда-то изнутри, из недр души, до мощнейшего цунами, готового сломить любые преграды, любые препятствия на своем пути... И нехорошие мысли, точившие тебя изнутри, оказываются затопленными этим потоком, сломленными этой громадой, более не в силах противостоять ей. Неужели не слово освободило твою надежду из пут сомнений и оков мрачных мыслей? Неужели не слово вернуло тебе надежду, вернуло неутолимую жажду жить?
А сколько людей словом были вдохновлены на подвиги? Сколько воинов шли на смерть под незыблемым знаменем слова? Сколько людей вели за собой народы, вооружившись этим знаменем? Что могли совершить великие ораторы, правители, харизматические лидеры, - все те, кто владел словом? Их власть безгранична благодаря искусству владения словом!
Да, безусловно, именно слово является и благословением, и проклятием, и даром, и карой. Оно обладает огромной властью над человеком, способно управлять его мыслями, чувствами, эмоциями, как моральным, так и физическим его состоянием. Но... Можно ли однозначно судить о слове как исключительно о силе? Бывают ли такие моменты, когда слово ни на что не влияет, когда оно просто-напросто бессильно, когда оно - пустой звук, не мешающий действительности, но и не обременяющий её ещё большим смыслом, нежели тот, которым она и так обладает? Следуя своему опыту, я могу с уверенностью сказать, что да, бывают.
Классическим жизненным примером бесполезности и бессилия слова является грубая и неумелая ложь, когда говорящий сам не верит -да и не особо пытается верить! -своим словам, тем чувствам, которые одни должны вызывать, когда слушатель понимает, что ему врут, но уже даже не чувствует себя обманутым, а правду - оболганной, потому что ничуть не сомневается в нелепости слов, произнесенных в его адрес. Это и диалог переставшего верить в существование сказок ребенка с уставшим родителем, который, ощущая невозможность убедить его в обратном, упрямо твердит заученные фразы о том, что настоящий дед мороз существует и именно он приходил к нему на новый год, а не дядя Вася с приклеенной бородой. Это и объяснение утомленного видом человеческих мук, к которым привыкнуть невозможно, врача с потухшим взглядом и безнадежно больного пациента, измученного болью и ожиданием кончины; доктор по привычке твердит, что все обойдется, но ведь оба абсолютно четко осознают полное отсутствие шансов выжить.
Таким образом, слово сильно лишь в союзе с эмоциями и мыслями, а без них, голое, оно - пустой звук.
Особое явление - это литература. Веками мастера слова оттачивают свое умение для того, чтобы донести до своих читателей жизнь во всех ее деталях: красках, вкусах, запахах... На книжных полках мы можем найти величайшие сокровища, в старой, затертой, неприглядной книге может быть заключено столько строгой мудрости, столько незамысловатой, но поражающей воображение красоты, что иногда не в состоянии поверить в подобный феномен. Литература - величайший кладезь мыслей и чувств, и не секрет, что все, кто когда-либо внес свой вклад в ее развитие, безусловно, претендовали на то, чтобы слова, написанные ими, были правильно поняты, нашли свой отклик в душе читателей, помогли им осознать истины, постичь суть природы вещей, добраться до первопричин, приблизится на еще одну ступень к гармонии, к абсолютным истинам, к постижению бытия. В литературе слово является своеобразным культом, или, если угодно, святыней, ведь именно через него идет глубочайший анализ всех процессов, происходящих внутри и вне человека. Поэтому в литературе слово не может быть абсолютно бессильным, в литературе оно не бессильно даже по отношению к тем, кто глубоко не вникает в его смысл, для кого чтение есть просто времяпрепровождение, для тех, кто читает, чтобы всего-навсего убить время и ,может быть, узнать что-то новое... слово не бессильно и для таковых, потому что где-то далеко, в подкорке, на задворках сознания, слово, подобно доброму семени, падает, прорастает со временем и приносит плоды. однако, заключенное под переплетом, оно может обладать абсолютной силой, вероятно, даже большей, нежели в жизни. Это происходит тогда, когда разум и дух читателя полностью резонируют с мыслями и душой творца. Не почувствовать этого невозможно, потому что в эти блаженные минуты словесной нирваны тебе понятно каждое слово, каждая буква, каждый знак. Дистанция между автором и читателем, зачастую огромная, в десятки лет и тысячи лиц, стирается, растворяется, переплавляется этим самым ощущением абсолютного понимания, не только ментального, но и эмоционального.
"Если слово есть серебро, а молчание - золото, то я сочту, что серебро дороже и не смогу полюбить золото, так напоминающее солнечный свет, но металлически холодное и мертвое..." - такие мысли блуждали в моей голове, когда я еще, собирая силы в кулак, а точнее - пытаясь удержать в щепотке и не дышать на них, чтобы не улетели, истощенные и немощные, размышляла о слове... Потом, проснувшись от светлого, вселенского, всеобъемлющего рассвета, я осознала, что, похоже, ночной поединок немного затянулся и, взглянув в глаза совсем еще молодому солнцу, решила, что одарю этим зарядом юного света сегодня всех, кого повстречаю. Улыбкой. Жестом. Словом!..
Неактивен
Добрый день, Ангел_Жизни!
Было интересно прочесть Ваши размышления о Слове. Эссе получилось очень эмоциональным, живым, искренним, в нем слышен Ваш голос - голос автора, передается ощущение быстроты его мысли, стремящейся все вперед и вперед - к познанию истины Это отражается в длинных предложениях со множеством причастных и деепричастных оборотов. Ощущается Ваше стремление к тому, чтобы сделать текст как можно более насыщенным образами, как бы наполнить его до отказа. Мне это очень понятно
Во многом - мне кажется, у Вас получилось. Конечно, о слове сказано очень и очень много, и Америку Вы не открыли, но зато создали весьма живой текст.
Но впредь - в последующих своих работах - старайтесь не перегружать свои тексты: выбирайте для создания образа самые яркие детали, и (чисто формальное замечание) старайтесь писать более короткими и простыми предложениями (особенно, если хотите публиковаться в Интернете - "навороченные" предложения тяжело воспринимается сами по себе, а с монитора тем более).
Где я споткнулась:
"Ночь - мой всевластный диктатор, обнажающий суть в несуразице моих вдрызг разругавшихся ни о чём мыслей." - во второй части предложения нагромождение. Стоит попробовать выразить смысл четче.
"я в забытьи выкрикиваю слово "безмолвия" - м.б. безмолвиЕ?
"Слово - великая сила!" эта фраза, произнесённая кем-то мудрым когда-то очень давно, еще в детстве, пронеслась в моем воспалённом мозгу. - двусмысленное предложение. Ведь это героиня слышала фразу кого-то мудрого в детстве, а не кто-то мудрый ее в детстве произнес? В общем, я запуталась
"ту жажду разрешения, гармонии, которые прочно якорями обосновались на дне души" - жажду, которАЯ обосновалАСЬ - так правильнее с точки зрения построения предложения.
"ощущения, внутреннего кризиса, собственной ненужности..." - после "ощущения" зпт. не нужна, ведь так?
"Да, безуСЛОВно, именно СЛОВо является и благоСЛОВением, и проклятием, и даром, и карой" - увы, режущая глаз тавтология...
Удачи!
Неактивен
Согласен с Эмилией. Слово не должно бряцать.
Неактивен
Эмилия, спасибо за столь подробную рецензию. Ваши замечания, на мой взгляд, весьма справедливы, и при этом сама я никогда в жизни наверное не нашла этих словесных "ляпов", ибо знаю, что имела в виду и хотела сказать.
следует также отметить, что пару идентичных с Вами замечаний мне сделал мой учитель литературы. но я же, упорная, не приняла их а расчет действительно, зачем нам, крутым, какие-то учителя с высшим образованием и огромным стажем как профессиональным, так и читательским!
Неактивен
Смешно, но название более ёмкое, да и много сильнее, чем представленное эссе.
Неактивен
Никогда эссе не любил. И снова: просто напечатанная мысль. По-моему это близко к завышенной самооценке или наоборот заниженной.. неадекватности самовосприятия вобщем. То есть то, что другой подумал и забыл, эссеисты записывают и выставляют на обозрение, словно это представляет какую-то ценность.
Но на деле - это просто зафиксированный мысленный понос конкретного человека.
ОДнако один плюс в этом есть - виден язык автора. И, скажу я вам, уважаемый Ангел Жизни, если вы решитесь написать что-то с сюжетом, то скорее всего у вас получится. Изюм и умение писать у вас есть.
Неактивен
Aberrat написал(а):
...скажу я вам, уважаемый Ангел Жизни, если вы решитесь написать что-то с сюжетом, то скорее всего у вас получится. Изюм и умение писать у вас есть.
Эта моя юная соседка сейчас учится в Питере и активно пишет стихи (увы - не сюда, а может быть и к счастью ). Передает всем фабульцам привет и приглашает в гости: http://www.stihi.ru/author.html?batrakova
Отредактировано Евгений А. (2007-12-29 20:39:38)
Неактивен