Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2007-08-12 00:12:47

Eudoxie
Автор сайта
Откуда: УРАл
Зарегистрирован: 2006-12-03
Сообщений: 960

Русский романтизм. Попытка трактата.

ВВЕДЕНИЕ

Выделив в свое время три направления в течении «Русский романтизм» (хотя не исключено, что это сделали до меня еще полвека назад) я решила поподробнее рассмотреть принцип этого разделения, определить понятие романтизма, проследить предпосылки его возникновения, истоки, и, наконец, выяснить идеологические и исторические особенности каждого из направлений.
Было бы ошибочным называть собственно романтизм литературным течением. Здесь лучше подойдет  определение «стиль жизни», не совсем, правда, уместное в данном контексте. Но все же романтизм - это не только совокупность тенденций в художественной культуре (музыке, литературе и живописи) - свой отпечаток был наложен и на манеру общения, и на моду, не говоря уже об общем изменении человеческого мировоззрения.
Из трех вех в истории романтизма неоспоримое право фундамента принадлежит, конечно,  В.А. Жуковскому, впервые заявившему о новом, тогда еще не имеющем названия, но весьма многообещающем веянии. Две следующие принадлежат  поколению «воспитанников»  Жуковского. Абсолютно полярные, они развивались параллельно, но все же несли на себе общую печать того опорного начала и имели некоторые сходные черты.
Хотелось бы выделить  наиболее ярких идейных вдохновителей каждого из направлений, подробнее остановившись на романтических тенденциях в их творчестве.
Будет сказано и о женских идеалах - нельзя обойти тех, без которых не было бы никакого романтизма.)
Хоть вещица эта называется «Попытка трактата», не буду замахиваться даже на объем Сахарова*, но, думаю, небольшая книжечка из этого все-таки получится.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
*В. Сахаров, «Страницы русского романтизма», 1988

PART 1.  ГУМАНИСТЫ XIX СТОЛЕТИЯ.
Почему гуманисты? Да, при этом слове невольно вспоминаются два лица, абсолютно разные: сухой, носатый Данте и сытый, представительный такой, Петрарка, замотанные в одинаковые белые тряпки и увенчанные лавровыми венками. Был еще третий, но о нем говорю особо (имею пагубную слабость к расслабляющему чтению вроде «Декамерона») - Боккаччо тоже такой плотный, добрый и, по всей видимости, мягкий. По крайней мере, такими они запомнились мне со страниц учебника истории за 6 класс, оставив более чем приятные ассоциации: после главы о разных милых приспособлениях Инквизиции - добрые дяди, утверждающие какое-то новое учение о человеке с заманчивым названием «гуманизм»…А причем здесь русский романтизм? Да уж, у нас им тогда явно не пахло - гнали взашей разных Мамаев, какой там романтизм, хоть бы ноги не протянуть…Как известно, все западное приходит к нам поздно. Но четыре столетия - по-моему, перебор!
Нет же, на самом деле - это всего лишь некоторое сходство двух идейных течений, поставивших человека в центр всего жизненного процесса и провозгласивших его предметом искусства. В Европе оно плавно перешло в эпоху Великих открытий и Просвещения, породившего строгий классицизм.
И вторжение нового веяния в этот» мрак» было, мягко говоря, шоком.
Представьте себе реакцию тогдашних корифеев - того же, извините за выражение, Хераскова, на сенсационное «Сельское кладбище»:

Уже бледнеет день, скрываясь за горою,
Шумящие стада толпятся над рекой,
Усталый селянин медлительной стопою
Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой, etc.
Здравствуйте, я ваша тетя! (после гениального образа Жуковского, созданного Калягиным,  Василий Андреич иначе и не представляется) - «Усталый селянин» - предмет поэзии…Это было что-то новенькое.

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson