Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2007-07-06 20:22:13

Кот Ученый
Участник
Откуда: Новороссийск
Зарегистрирован: 2007-07-06
Сообщений: 3
Вебсайт

Жрецы Древнего Египта - хранители священных традиций

Древние египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира.
Раньше было принято считать, что контроль жрецов негативно отражался на жизни египтян и на развитии государства. На самом деле жрецы - хранители священных традиций - сыграли положительную роль в истории и культуре Древнего Египта. Об этом свидетельствует неоспоримый факт - ни одна цивилизация не просуществовала столь длительный период как древнеегипетская.

http://zhurnal.lib.ru/img/r/rudenko_e_a/jrez/e-105priestrelief.jpg

Изучая жречество Египта более углублённо, египтологи соглашаются, что оно играло основную роль в формировании и процветании государства, развитии духовного здоровья нации, сохранении исторических и культурных ценностей.

Жрецы не подавляли волю народа религией, не запугивали, как утверждают сторонники идей марксизма и научного атеизма -  религия в Древнем Египте была залогом общественного развития и совершенствования.

В Древнем Египте отдельные группы жрецов выполняли определенные обязанности, они были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Учеба для получения жреческого сана была серьёзной и трудной. Если судить по карьере верховного жреца Бакенхонса - эпохи Рамсеса Великого, обучение начиналось, когда будущему жрецу было четыре года, а заканчивалось к двадцати годам. 

Жрецы высших санов удостаивались титула Ур - "высокий, возвышенный".

Например, главный врач-жрец в Саисе носил титул Ур Сену; высший жрец в Иуну[1] назывался Ур Маа - "великий провидец"; высшая жрица в Иуну носила имя Ур-т Текхент, а жрица в Бубастисе - Ур-т Ра.

Отдельной группой жрецов являлись служители Пер Нетер - "служители храма". 

Заведующим имуществом храма был жрец Мер, в обязанности которого входили: учет храмового имущества, контроль за возделыванием храмовых полей, снабжение продуктами, а также подготовка всего необходимого для храмовой службы.

Особую позицию занимали жрецы Кхер Хеб - они выполняли обязанности храмовых писцов и были хранителями священных книг. Они отвечали за копирование и сохранность свитков храмовой библиотеки. Кхер Хеб также почитались как хранители слов силы[2] и их правильного произношения.

Как отмечает Геродот, для древних египтян важную роль играла чистота - не только чистота души, но и тела. "Чтобы служить Богу, нужно быть чистым" - говорили во времена фараонов. Согласно традициям все служители храма были обязаны совершать четыре омовения в сутки - утром, в полдень, вечером и в полночь.

Жрец Уаб -  что переводится как "чистоплотный" отвечал за очищение храма. В период работы в храме он не мог быть женат. Уаб следил за чистотой помещений, одежды и своевременной подачей в храм воды. В обязанности Уаб так же входило окроплять входящих в храм водой.

Функции священника и проповедника выполнял Хем Нетер - "слуга Бога" или "пророк Бога". Он проводил храмовые службы и читал проповеди, напоминая верующим о религиозных заповедях и божественных законах. У Хем Нетер граждане Египта учились знанию божественного "Мекх Нетер".

В древнеегипетском храме во время храмовой молитвы звучало песнопение, называемое Каи. Молитва у египтян называлась Кекх - "обращаться к Богу", а размышления о духовном называли Уаа - "советоваться с сердцем".

Помимо жрецов посвященных служителями Пер Нетер были мирские граждане, работу которых высоко ценили жрецы.
Например, Хем Анкхиу "жрецы живущих" решали при храме судебные тяжбы и давали житейские советы мирянам.
Среди прислуживающих жрецам особую роль занимали Тхаи Шебет - "носители жезлов" и Ахаи-т - "носительницы систров", которые присутствовали при храмовых службах.
Отдельным классом мирских служителей храма были Сау - "смотрители", которые выполняли роль храмовой охраны. Стоя на посту, они были обязаны читать священные тексты - таким образом храм охранялся не только физической силой, но и духовно.

Египтяне очень внимательно относились к знамениям, считая, что через знамения и сновидения Бог передает людям Свою волю. Толкователем событий и небесных предзнаменований был жрец Маа - "провидец". Он носил шкуру леопарда, черные пятна на которой символизировали звёзды. Свою работу Маа начинал с молитвы. Слова жреца Маа записывал писец Хери Сешета "летописец таинств". Записи толкований хранились в библиотеке храма. Самый известный жрец Маа - Имхотеп, строитель ступенчатой пирамиды Джосера. Он был главным провидцем и носил высший титул Ур Маа.
Многие ошибочно путают деятельность жреца Маа с магическими предсказаниями. Следует отметить, что жрец "не пытался узнать того, что ещё не стало[3]". Его целью было правильно истолковать прошедшее событие, чтобы понять волю Бога, от которой зависело грядущее. Египтяне боялись нарушить Божественную Волю, так как верили, что процветание Египта и его народа заключается в богопослушании.

В древнем Египте была особенно популярна астрономия, которая пересекалась с астрологией, но "астрология" того времени была не "прорицательская", а аграрная и врачебная, изучавшая влияние небесных тел на самочувствие людей и природу. Астрологические предсказания и гороскопы появились в Египте лишь в I веке до н.э.

Астрономами-наблюдателями были жрецы Мер Уннут - 'распорядители часов'. А толкование движения небесных светил проводили жрецы Ами Уннут - 'толкователи часов'. Их деятельность была далека от современной астрологии, жрецам нужно было выбрать благоприятное время для посева и сбора урожая, они определяли точное время разлива Нила.
В составление прогнозов использовалось данные храмовых библиотек, в которых хранились подробные наблюдения за астрономическими явлениями прошлых лет.

Геродот отмечал наблюдательность египтян, которые смогли выявить закономерности в природных явлениях и научились на основе этого предугадывать события. В этом деле не было никакой магии, просто логические выводы на основе эмпирических данных.

Однако не следует забывать о божественном мистицизме древних египтян. Особую роль играли жрецы Ур Хеку (жрицы - Ур-т Хекау) - "обладатель священных сил". Они были хранителями Божественной Силы, и могли передать её предметам - "освятить", а также помочь больным в исцелении. Божественная Сила, которую они получали свыше, называлась - Хека. Египтяне верили, что Божественная Сила может быть не только созидательной, она может стать разрушительной, если люди прогневают Бога непослушанием.

http://zhurnal.lib.ru/img/r/rudenko_e_a/jrez/e-104princessrelief.jpg

В Древнем Египте, колдовство было запрещено. Жрецы чётко разграничили божественный мистицизм, основанный на кропотливом труде, священных традициях, молитве, служении Богу, - и колдовство, которым занимались любопытные миряне или изгнанники-колдуны. 

Колдовство наносило вред душевному здоровью людей. Обязанность "нейтрализовать" действия чёрных магов брал на себя жрец Уаб Сехмет. Он изгонял колдовские силы из домов, местности и восстанавливал душевные силы человека.

Древние египтяне, как отметил Геродот, были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего Мира. Однако медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Египтяне считали, что выздоровление больного зависит не только от врачебных умений, но и от божественной воли. Поэтому целители древнего Египта были не только врачами, но и жрецами, помимо премудростей лечения они изучали священные тексты.

Ни один Сену - жрец-врач - не смел начать лечение больного, не прочитав молитву. Египтяне верили, что исцеление - это воля Бога, поэтому, выздоровев, больной был обязан воздать Богу хвалу и принести в храм подношения. Стать врачом в Древнем Египте иногда удавалось и женщинам. Первая в истории женщина-врач - Песечет практиковала в Мемфисе в 3-м тысячелетии до н.э.

Список литературных источников
1.     Геродот. История. В 9-ти кн. / Пер. Г.А. Стратановского. - М.: ООО "Издательство АСТ", "Ладомир", 2001. - 752 с. - (Классическая мысль).

2.     Р. Кларк, Священные традиции Древнего Египта. - М.: Изд-во Фаир-Пресс, 2002. - 448 с.: ил.   

3.     С. Альдред, Египтяне - великие строители пирамид / Пер. с англ. М.К. Якушиной. - М.: ЗАО "Центрополиграф", 2004. - 190 с.  - (Загадки Древних Цивилизаций). 

4.     Кристиан Дерош-Ноблькур "Жизнь на земле фараонов" КУРЬЕР ЮНЕСКО - ? 10, Октябрь 1988 г.

5.     И.В. Рак, Египетская мифология. - М: Изд-во Терра, 2004. - 320 с: ил.; 96 ил.

6.     А.Б. Тураев "История Древнего Востока" - Мн.: "Харвест", 2004г. - 752с.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Иуну (егип.) - "город столбов", Гелиополь (греч.)

[2] Слова Силы - священные слова, обладающие особыми возможностями, и поэтому сокрытые от мирян.

[3] Одна из заповедей египтян. Египтянам было запрещено пытаться узнать будщее, прибегать к услугам гадателей.

Статья размещена на сайте
http://pero-maat.ru/

Неактивен

 

#2 2007-07-07 13:56:47

Бикинеев Виталий
Автор сайта
Откуда: Украина
Зарегистрирован: 2006-09-21
Сообщений: 5185

Re: Жрецы Древнего Египта - хранители священных традиций

Спасибо за столь подробную информацию.

Кроме того, жрецы давно поняли, что порядок в стране начинается с разделения власти. Именно они (первыми ли?) додумались разделить власть на три составляющие: законодательную, исполнительную и судебную и строго следили за соблюдением полномочий всех ветвей власти и не допускали узурпации той или иной ветвью власти всех полномочий. В стабильности государственной системы и внутренней жизни  они видели залог могущества и процветания.

Такова была роль жрецов и священнослужителей у всех народов. Ведь общество развивается по одним и тем же законам и люди везде люди: с теми же привычками, добродетелями и пороками.

Беда современного человека в том, что часто не разобравшись (и не желая особо разбираться), он всё, что было в прошлом, считает примитивным и не стОящим внимания. Для него имеют ценность только современные достижения. И то, только те, которые умножат его комфорт и удовольствия.
Ведь ощущать себя на гребне научных достижений и прогресса так лестно!
Но так ли это на самом деле?
---------------
"Больше всего мы гордимся тем, чего у нас нет".
(Р. Акутагава).
wink2 beer


Бикинеев Виталий
Ceterum censeo Carthaginem delendam esse

Неактивен

 

#3 2007-07-07 15:01:58

Александр Клименок
Автор сайта
Откуда: Калининград
Зарегистрирован: 2007-02-10
Сообщений: 4610

Re: Жрецы Древнего Египта - хранители священных традиций

Виталий, диссонирую.


Александр Клименок

Вывожу из тьмы. Круглосуточно.

Неактивен

 

#4 2007-07-07 15:09:50

Бикинеев Виталий
Автор сайта
Откуда: Украина
Зарегистрирован: 2006-09-21
Сообщений: 5185

Re: Жрецы Древнего Египта - хранители священных традиций

В чём?


Бикинеев Виталий
Ceterum censeo Carthaginem delendam esse

Неактивен

 

#5 2007-07-07 15:16:21

Александр Клименок
Автор сайта
Откуда: Калининград
Зарегистрирован: 2007-02-10
Сообщений: 4610

Re: Жрецы Древнего Египта - хранители священных традиций

Последний абзац.


Александр Клименок

Вывожу из тьмы. Круглосуточно.

Неактивен

 

#6 2007-07-07 17:26:56

Бикинеев Виталий
Автор сайта
Откуда: Украина
Зарегистрирован: 2006-09-21
Сообщений: 5185

Re: Жрецы Древнего Египта - хранители священных традиций

Один пример:
всем нам известна международная система мер и весов (Система СИ).
Человек придумал эту систему потому, что ему нужны мерила тех или иных количественных показателей свойств различных физических явлений, как то: масса, время, скорость, сила и т. д.
В таблице мер нет ни одной ненужной меры. Их не придумали только лишь для красивого словца.
Так вот:
в повседневности мы пользуемся тремя "ступеньками" измерения времени: час, минута, секунда (каждая мера в 60 раз меньше предыдущей). Учёные физики для измерения быстрых процессов микромира пользуются милли- и даже наносекундами. Но это, например, физики-ядерщики, работающие на сложном и высокоточном оборудовании.
Аднака в древних индийских текстах упоминается семь "ступенек" вниз от часа (каждая мера в 60 раз меньше предыдущей) - 60 в 7-й степени! 2,8 х 10 в -12 степени! Что измеряли древние этими мерами? Какие процессы? На каком оборудовании?
То же самое можно сказать о мерах времени космического масштаба. Им было известно о существовании весьма длительных во времени циклов. Чтобы открыть их существование, нужны столетия, а то и тысячелетия кропотливых исследований, сверки и перепроверки данных.


Бикинеев Виталий
Ceterum censeo Carthaginem delendam esse

Неактивен

 

#7 2007-07-07 19:52:03

Тламе
Автор сайта
Зарегистрирован: 2007-05-13
Сообщений: 591

Re: Жрецы Древнего Египта - хранители священных традиций

Удивительная информация у них была...
Да и у других народов наверно не хуже, они тоже наблюдали...
Интересно, почему эта информация затерялась во времени?
Кто ее утаил, извратил, уничтожил? И зачем?


Ольга

"Вся жизнь - игра", а мы всего лишь дети, познающие в этой игре мир

Неактивен

 

#8 2007-07-09 15:57:40

Черёмина
Редактор
Зарегистрирован: 2006-02-13
Сообщений: 1744
Вебсайт

Re: Жрецы Древнего Египта - хранители священных традиций

Кот Ученый, рада Вас видеть!

Неактивен

 

#9 2007-07-12 18:26:05

Кот Ученый
Участник
Откуда: Новороссийск
Зарегистрирован: 2007-07-06
Сообщений: 3
Вебсайт

Re: Жрецы Древнего Египта - хранители священных традиций

Черёмина написал(а):

Кот Ученый, рада Вас видеть!

Спасибо! Вот удалось, наконец, летом расслабиться :D

Неактивен

 

#10 2007-07-12 18:27:21

Кот Ученый
Участник
Откуда: Новороссийск
Зарегистрирован: 2007-07-06
Сообщений: 3
Вебсайт

Re: Жрецы Древнего Египта - хранители священных традиций

Бикинеев Виталий написал(а):

Кроме того, жрецы давно поняли, что порядок в стране начинается с разделения власти. Именно они (первыми ли?) додумались разделить власть на три составляющие: законодательную, исполнительную и судебную и строго следили за соблюдением полномочий всех ветвей власти и не допускали узурпации той или иной ветвью власти всех полномочий. В стабильности государственной системы и внутренней жизни  они видели залог могущества и процветания.
Такова была роль жрецов и священнослужителей у всех народов. Ведь общество развивается по одним и тем же законам и люди везде люди: с теми же привычками, добродетелями и пороками.
Беда современного человека в том, что часто не разобравшись (и не желая особо разбираться), он всё, что было в прошлом, считает примитивным и не стОящим внимания. Для него имеют ценность только современные достижения. И то, только те, которые умножат его комфорт и удовольствия.
Ведь ощущать себя на гребне научных достижений и прогресса так лестно!
Но так ли это на самом деле?

Точные наблюдения!!!

Отредактировано Кот Ученый (2007-07-12 18:28:08)

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson