Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
Мировая и отечественная практика подсказывает, что образование - это огромная и чрезвычайно важная сфера человеческой деятельности. Масштабы тех успехов и проблем, которые связаны с образованием в наше время, дают нам полное основание считать, что XX век стал не только веком беспрецедентных социальных изменений и научно-технического прогресса, но и веком образования.
Вместе с тем, истоки многих проблем народного образования последних двух десятилетий - в низком уровне востребованности знаний и культуры в нашем обществе. А нищенское существование современной школы, ставит под удар не только её основы, но и вымывает опытных педагогов, вынужденных уходить в другие сферы деятельности. Отсутствие надлежащего спроса на образование, его недооценка деформирует весь учебный процесс, ставит под сомнение реализацию и внедрение многих новаторских идей и методик отечественных и зарубежных педагогов.
Казалось бы, в умы власть имущих пришло осознание того, что создание современной системы образования должно стать поистине всенародной, государственной задачей. Однако прошедший период показал, что существенных и коренных перемен, как и ранее, в реформировании школы не произошло. Причины столь бедственного положения образования напрямую связаны с отсутствием достаточных материальных вложений и безобразным финансированием, несовершенством системы обучения и недооценкой передовых методик педагогов-новаторов.
Возлагавшиеся надежды на переход к рыночной экономике и соответствующее пробуждение интереса и вкуса к новому в системе школьного обучения не увенчались успехом. Лозунг: "Рынок экономический неизбежно породит и рынок знаний", не оправдался. Это ещё раз подтверждает мысль о том, что мы не должны бросаться из одной крайности в другую. При всей важности товарно-денежных отношений в жизни общества, они не являются универсальной основой регулирования человеческой деятельности.
Наука, культура, образование без надёжной поддержки и заботы государства в нынешних условиях просто не выживут. Сегодня, как никогда прежде, в сфере образования требуется проведение сильной политики. Без неё не будет успеха в наших отчаянных попытках обновить страну, сделать её восприимчивой к научно-техническому прогрессу, способной создавать высшие культурные ценности. Если страна не начнёт преодолевать всё увеличивающийся разрыв в уровне образования между нами и странами Запада, мы не сможем эффективно сотрудничать с мировым сообществом, а динамично развивающаяся страна останется для нас ещё одной сладкой мечтой, далёкой от реальности.
Несмотря на все трудности, проблемы и неблагоприятные условия, российская школа живёт, трудится и сохраняя свой интеллектуальный ресурс продолжает пытливо искать новые подходы в методике обучения и воспитания учеников.
История развития образования и история развития общества не отделимы друг от друга. Если бы мы почаще вспоминали эту старую истину, то многие взлёты и падения в жизни цивилизаций не показались бы нам столь необъяснимыми чудесами. До сих пор весь мир с изумлением и настороженностью продолжает обсуждать феномен "японского чуда", превращение послевоенной Японии в рекордно короткий срок в страну взошедшего, а не только восходящего солнца. Восхищение чудом - весьма полезная вещь, особнно если вслед за ним возникает желание постичь причины этого чуда.
Считаю, что одним из путей к разгадке "японского чуда" являются те резкие изменения в системе образования, которые имели место в послевоенный период. Чтобы понять смысл подобных "чудес" и их связь с образованием, необходимо вспомнить два события, произошедших в разное время и вразных странах:
а) Послевоенная Япония. В соответствии с новой системой образования, профессиональная ориентация составила ядро учебных программ для средних классов. Это было для многих педагогов удивительным, и они не знали, как быть с этим новым явлением. Являются ли превращение профессиональной ориентации, а тем самым, профессионального самоопределения личности японских школьников, в ядро учебных программ и "японское чудо" двумя связанными звеньями одной цепи? Этот вопрос можно сформулировать и по-иному: может ли образование, если в его центр ставится ориентация на личность, её способности и возможности, вывести страну из кризиса? Не будем спешить с ответом и вновь обратимся к истории.
б) Соединённые Штаты Америки начала 60-х годов. Среди американцев, потрясённых первыми полётами русских в космос, приобретает популярность шутка: или мы срочно должны заняться физикой и математикой, или нам всем придётся...учить русский язык. В целях спасения пошатнувшегося национального достоинства, американцы прибегли к совершенно неожиданному варианту решения вопроса о сохранении своей пальмы первенства - к широкой национальной программе поиска одарённых детей, получившей известность под именем "Мерит". Результаты программы "Мерит" не заставили себя долго ждать. По признанию американских специалистов, в совершении качественного скачка США в области точных и естественных наук немалую роль сыграла именно программа "Мерит".
Даже беглого сопоставления этих двух событий достаточно для того, чтобы заметить связь между "японским чудом", успехами США в освоении космоса и радикальными изенениями систем образования, их переориентации на отбор одарённых детей и на профессиональное самоопределение личности каждого ребёнка в процессе его учёбы в школе.
На выявлении этой связи завершается сходство существующих в Японии и США систем образования и начинаются их многочисленные различия. Пользуясь спортивной терминологией, применение тестов для одарённых детей в программе "Мерит" можно уподобить рывку, а применение непрерывной профессиональной оринтации, объединяющей обучение в школе и последующую работу каждого японского ребёнка, -жиму. В первом случае, перед нами одномоментное приложение усилий, нацеленное на чёткий практический эффект; во втором случае - попытка осмысления профессиональной ориентации, как важное средство формирования мировоззрения каждого учащегося. Естественно, возникает вопрос, какой из этих двух путей образования ближе по духу современной российской системе образования. Вопрос риторический. У нас пока идёт борьба за выживание самого духа.
Неактивен
Геннадий, как близки мне эти проблемы!
И всё же, смею утверждать, что русская школа - не самая худшая.
Вы бы посмотрели на немецкие, которые по результатам ежегодного смотра, плетутся в самом хвосте!
Некоторые школьники понятия не имеют, кто у них главное лицо государства!
ОДНО ВЕРНО, ПОРА 5-Ю точку от школ развернуть!
ПОКАЖИ ЛИЧИКО, ГЮЛЬ-ЧИТАЙ!!!!!
С теплом,
Ти
Неактивен
Да, коллега - пути русской школы неисповедимы. Они всегда плутают вслед за очередной линией - очередной правящей партии. Остаётся ждать новой "эпохи застоя". Спасибо за поддержку!
Неактивен
Абсолютно пустые Ваши словеса, Емельянов Геннадий. Вы без конца повторяете волшебное слово "образование". Как известно, если много раз повторить одно одно и то же слово, его смысл испарится.
Вот Вы ратуете за какое-то образование. Сначала просто за какое-то, за неизвестно какое. Затем, с половины Вашего опуса, всё-таки конкретизируете: за японское и американское. Сами-то Вы понимаете, что приводите модели более чем пятидесятилетней давности? Эти модели нужны теперь разве что историкам. Нам, жителям XXI века они нужны разве?
Предлагаю Вам просмотреть дискуссию по проблемам образования в последних номерах "Литературной газеты" за этот год. Её апофеоз - очень грамотное мнение Георгия Кнабе в №24. Оно сводится к следующему. Для определённого круга специальностей следует сохранить жёсткую специализацию (медицина, военно-технические профессии). А вообще же образование конца XX - и всего, вероятно, XXI века не будет нацелено на получение специальных знаний и немедленное трудоустройство. Целью такого образования будет (это для нас, русских - будет, на Западе уже так и есть) умение ориентироваться в социокультурной среде.
Отредактировано Андрей Москотельников (2007-06-22 10:28:01)
Неактивен
Педагог редакторов не судит. Надеюсь мои словеса о РУССКОМ образовании вас удовлетворят.
Отредактировано Емельянов Геннадий (2007-06-22 17:40:23)
Неактивен