Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2011-08-17 08:55:51

Юрий Лукач
Автор сайта
Откуда: Екатеринбург
Зарегистрирован: 2009-03-30
Сообщений: 4029

На фоне кривых зеркал...

На фоне кривых зеркал
веду разговор с судьбою:
"Твой овод меня стрекал,
сочтемся ужо с тобою.

Застанут тебя врасплох
прибои взамен отливов,
я -- Иов сейчас, ты -- Бог,
а завтра я -- Бог, ты -- Иов.

Ты душу палишь в огне
и морок мне шлешь безглазый,
но помни, что скоро мне
тебя наказать проказой.

Потом повернется круг,
овчарки сбегутся с лаем,
беспомощен, сухорук,
я буду опять пытаем.

Но слыша, как свищет плеть,
с веселием святотатца
затею в кимвал звенеть,
плясать, и петь, и смеяться."


Юрий Лукач
To err is human, to forgive, divine.

Неактивен

 

#2 2011-08-17 10:16:16

Александр Клименок
Автор сайта
Откуда: Калининград
Зарегистрирован: 2007-02-10
Сообщений: 4610

Re: На фоне кривых зеркал...

Последний стих намеренно выбивается из строя?

В целом - понравилось.

Закрывающие кавычки перед точкой надобно поставить.


Александр Клименок

Вывожу из тьмы. Круглосуточно.

Неактивен

 

#3 2011-08-17 10:45:08

Юрий Лукач
Автор сайта
Откуда: Екатеринбург
Зарегистрирован: 2009-03-30
Сообщений: 4029

Re: На фоне кривых зеркал...

Не понял, что выбивается из строя.
Правило "кавычки перед точкой" знаю, но не соблюдаю сознательно. Это типографский раритет тех времен, когда точка перед кавычкой-лапкой смотрелась плохо. Для нынешних качественных шрифтов неактуально, а в длинном закавыченном тексте вынос наружу последней точки выглядит противоестественно.

Отредактировано Юрий Лукач (2011-08-17 10:51:18)


Юрий Лукач
To err is human, to forgive, divine.

Неактивен

 

#4 2011-08-17 11:44:32

Александр Клименок
Автор сайта
Откуда: Калининград
Зарегистрирован: 2007-02-10
Сообщений: 4610

Re: На фоне кривых зеркал...

Юрий, последнюю строку последнего катрена имею ввиду. Схема: - / - / - - / - 

А вот аналоги - последние строки предыдущих катренов: - / - - / - / -

Ударный (размерный) сбой.

Что касается пунктуации и прочих личных пожеланий автора (скажем, со строчной начинать новую строку). Нормы языка, а соответственно и нормы построения различных видов литературных текстов нарушать нельзя. И ничего тут не поделать. Как говорится, не вася, а Василий.
Sine ira et studio.


Александр Клименок

Вывожу из тьмы. Круглосуточно.

Неактивен

 

#5 2011-08-17 13:57:11

Юрий Лукач
Автор сайта
Откуда: Екатеринбург
Зарегистрирован: 2009-03-30
Сообщений: 4029

Re: На фоне кривых зеркал...

Александр, это не размерный сбой, а обычная переакцентовка,  в логаэде (на мой слух, конечно) вполне естественная.
Насчет норм я тоже не согласен. Нормы меняются: так, запись стихов со строчной буквы уже стала обычной в поэзии 20-го века. Так писали и Чичибабин, и Бродский, и Кублановский, и многие другие. Так что эта норма расшатана. Поэзия, ориентированная на говорной стих, отстояла свое право на строчную букву в начале строки.
Пунктуация во всех языках, которые я знаю, подчиняется здравому смыслу и речевой интонации. Только у нас дело обстоит противоположным образом. Не претендуя на реформы, считаю, что в поэзии свободы у автора больше. Настаивал же Блок, что его "жолтый" нельзя переделывать в нормативный "жёлтый". А Лермонтов, в зависимости от ситуации, обозначал многоточие и тремя, и четырьмя, и пятью точками.


Юрий Лукач
To err is human, to forgive, divine.

Неактивен

 

#6 2011-08-17 16:05:16

Александр Клименок
Автор сайта
Откуда: Калининград
Зарегистрирован: 2007-02-10
Сообщений: 4610

Re: На фоне кривых зеркал...

Так то логаэды, подразумевающие СОЧЕТАНИЯ безударных-ударных, причем, во всем контексте:
Сегодня дурной день: 3/2+ 2/2+ 1
Кузнечиков хор спит, 3/2+ 2/2+ 1
И сумрачных скал сень 3/2+ 2/2+ 1
Мрачней гробовых плит. 3/2+ 2/2+ 1
У Вас же - единственный экземпляр - последняя строка. Оттого я и написал, собственно. Употребление термина "переакцентовка" озадачило. Насколько мне известно, данное слово - понятийная единица семантических, содержательно-тематических аспектов произведений, а в Вашем комментарии оно несет формообразующую окраску. Может, Вы пиррихий имели ввиду? Но здесь тоже не тот случай. Вот если бы Вы сказали, что последняя строка несет особый смысл, я бы не любопытствовал больше, а попытался сей замысел прочувствовать...
Конечно, (касается и диспута о пунктуации) автор вправе заявлять в творчестве что угодно. Дело, так сказать, хозяйское. Да и мнения - дело частное. Будь эти мнения хоть Розенталя, хоть Виноградова.
А может, лично я просто ретроград - в части теории smile1
Счастливо!


Александр Клименок

Вывожу из тьмы. Круглосуточно.

Неактивен

 

#7 2011-08-17 17:02:32

Юрий Лукач
Автор сайта
Откуда: Екатеринбург
Зарегистрирован: 2009-03-30
Сообщений: 4029

Re: На фоне кривых зеркал...

Логаэд - это просто разностопный стих. То, что я написал, можно прочитать амфибрахием, но мне писалось именно логаэдом:
-/- | -/ -/
-/- | -/ -/-
Переакцентовкой я в данном случае называю то, что иногда называют ипостасой. Тут это замена ямба хореем во второй стопе:
-/- | /- -/-
В данном случае она меня не напрягает.

Что касаемо пунктуации, то в русском языке о ней не было (как и в английском, французском, немецком) никаких детальных правил, кроме передачи интонации. Детальные предписания о расстановке запятых и проч. - это чисто советское хождение строем, когда пытались прописать все мыслимые ситуации. По мне, к русскому языку эти правила никакого отношения не имеют, поэтому я никогда ими не заморачивался. Благо, сейчас ситуация решается одной фразой: "стихи изданы в авторской редакции". smile1


Юрий Лукач
To err is human, to forgive, divine.

Неактивен

 

#8 2011-08-17 17:24:40

Александр Клименок
Автор сайта
Откуда: Калининград
Зарегистрирован: 2007-02-10
Сообщений: 4610

Re: На фоне кривых зеркал...

А... В таком аспекте... Ипостаса. Как же, как же. Не очень традиционно для сегодня, правда, но зато приятный сквозняк в этом всем имеется. Брюсов есть Брюсов. От ортодоксальности - к вечным почкам поэтической весны.


Александр Клименок

Вывожу из тьмы. Круглосуточно.

Неактивен

 

#9 2011-08-17 17:47:19

Александр Клименок
Автор сайта
Откуда: Калининград
Зарегистрирован: 2007-02-10
Сообщений: 4610

Re: На фоне кривых зеркал...

А с логаэдами... С разностопностью-то понятно. Но вот применение. Точечного - кроме Вашего случая - не видел. Да, используется, да, естественно, на протяжении строки, но всегда те вещи, что я читал (или писал), если несли в себе логаэдическую конструкцию, то во всем тексте, а не в его части.
Вы, наверное, новатор-модификатор. Ибо въезжаю в разного рода "штучки" быстро, а тут - задачка возникла.


Александр Клименок

Вывожу из тьмы. Круглосуточно.

Неактивен

 

#10 2011-08-17 19:19:11

Юрий Лукач
Автор сайта
Откуда: Екатеринбург
Зарегистрирован: 2009-03-30
Сообщений: 4029

Re: На фоне кривых зеркал...

Я совсем не новатор, а как раз мамонт замшелый. Эта техника стиха классическая, наработанная русской поэзией в 19-20 вв. Да и сочиняя стишок, я же не думаю о метре, он задним числом становится ясен.
Кстати, такие штучки с ипостасой ямба хореем позволительны очень редко: только между "симметричными" стопами, амфибрахием или хориямбом.


Юрий Лукач
To err is human, to forgive, divine.

Неактивен

 

#11 2011-08-17 19:45:03

Александр Клименок
Автор сайта
Откуда: Калининград
Зарегистрирован: 2007-02-10
Сообщений: 4610

Re: На фоне кривых зеркал...

В курсе. Говоря о новизне, я подразумевал только своеобразное применение Вами упомянутой "технологии". Само собой, упоминая Брюсова, я отдаю отчет, сколько ипостасе летов. Да и Брюсов ее адаптировал для русской поэтики, позаимствовав у древних.
Ладно, пообщались.

P. S. Сочиняя, и я чаще всего заранее не морщу лоб по поводу формы. Но она "нарисовывается" с первой строки процентах в 90 случаев.


Александр Клименок

Вывожу из тьмы. Круглосуточно.

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson