Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2010-11-18 12:36:47

nigrach
Участник
Зарегистрирован: 2010-02-15
Сообщений: 7

Соловья баснями не кормят

Я решил написать данную статью не только для изложения некоторых своих мыслей по поводу такого редкого на сегодня жанра как басня, но и для того чтобы ответить всем сразу сомневающимся в своевременности, необходимости и значимости этого особого рода литературы.

Что есть басня? Поэзия? Но тогда, как быть с баснями написанными, например, Эзопом и его последователями без рифмы. Жуковский в своей замечательной статье о Крылове говорит, о том, что Крылов - добротный поэт. И это правда. Читая его басню, например, «Мор зверей» нельзя не согласиться с этим. Вместе с тем, хотелось бы отметить следующее. Великолепное начало этой басни, где действительно чувствуется ужас мора и красота поэзии, явно не соответствует концу ее. Басня как бы разорвана на два куска. Первый, несомненно, принадлежит к прекрасному образчику поэзии, второй же делает попытку воззвать к смыслу. Более того, конец выглядит явно блеклым по сравнению с началом.

Отчего же так? С моей точки зрения, причина в том, что басня есть особый вид литературы. Здесь вспоминаются слова Мольера: что ни есть стихи то проза, а что не проза то стихи. Пожалуй, лучше о басне не скажешь. Дело в том, что поэзия  оперирует больше чувствами и недосказанностью. Басня же конкретна в своей определенности. Перефразируя можно сказать так - поэзия происходит от сердца, басня от ума. Однако это не значит, что басня не может быть красиво написана. Но, как мне кажется, прямые попытки проникновения высокой поэзии в басню нарушают целостность ее. Вкрапления будут только тогда хороши, когда они не будут нарушать целостности произведения.

Несколько слов об афористичности басни.

В основном мнение о том, что в жанре басни после Крылова делать нечего, связано с тем, что лучше не скажешь и, что вообще можно сказать, если все уже сказано. Кстати, такое же мнение сегодня существует и в музыке и в поэзии. Я слышал подобное в интервью, данное СМИ корифеями этих жанров. Позволю себе, с этим не согласится. Жизнь, как мне кажется, гораздо больше наших представлений о ней. А потому вопрос может ли быть рассказан последний в истории анекдот, сказан последний афоризм, смешен сам по себе. То же можно отнести и к басне, поскольку она, в некотором роде, есть сочетание многих элементов. Другой вопрос, почему нет хороших баснописцев, но, так же как и писателей или поэтов? О кризисе тогда надо говорить во всех жанрах.

Однако вернемся к басне. 

Конечно, глупо сегодня переводить Лафонтена, как это делал Крылов. Да и, пожалуй, лучше не переведешь… Хотя возможно я и ошибаюсь. Предела совершенству нет. Но, по-моему, вопрос не в том устарел жанр или нет, а в том, как талантливо и, главное, что хотел сказать автор своим произведением. Прочтя в интернете современные басни, можно сделать вывод, что частые попытки повторов фраз Крылова крайне неудачны. А присутствие модных матерных слов не только отдаляют автора от литературы как таковой, но и портят имидж этого жанра. Человек один раз, заглянувший в «Басни» больше туда может и не вернуться. В конце концов, не надо путать басню с анекдотом, в которой, несомненно, этот элемент есть. Крылатыми же фразы становятся не потому, что смачно выразился автор, да и вообще не потому, что он именно этого хотел и добивался, а потому, что так совпало. Удачно, вовремя, косноязычно и т.п. Пример Высоцкий, Филатов – время, Черномырдин – косноязычие.

Два слова о сюжетах.

Многие басни Крылова заимствованы у Лафонтена, который, в свою очередь, взял их у Эзопа. Как я уже сказал, сегодня вряд ли это будет интересно. Данные баснописцы брали вечные темы, такие как зависть, лень, стяжательство и пр. Кроме того, во времена Крылова, Хемницера цензура была совершенно другая, а потому позволить себе они часто многого и не могли. У нас другое положение. Главным оружием современного баснописца должна быть жесткая ирония и сарказм. К сожалению, написать быстро хорошую басню довольно сложно. Но зато басня может затронуть системные, если хотите глобальные темы устройства нашей жизни. Да и поводов к сюжетам сегодняшняя действительность и власть дает предостаточно. Как говорил Чехов, покажите мне пепельницу и я напишу про нее рассказ. Кстати, Антон Павлович в отличие от многих писателей того времени не передрал ни одного сюжета своих рассказов у других.

Еще один довод скептиков, зачем иносказание, если сегодня можно говорить все. Кстати, с этим можно поспорить. Жизнь - это не только интернет. А потому басня может то, на что не способен ни один жанр. Без конкретного - рассмотреть проблему под лупой. Насколько это будет интересно, зависит от таланта автора. Чтобы быть доходчивее, я хочу привести в пример сюжет из фильма «Карнавальная ночь». Помните там слова тов. Огурцова: прямо так и называйте фамилию, имя и отчество.

О значимости же той или иной басни, впрочем, как и о любом другом произведении, может судить только время. Далеко ходить за примером не надо. Дмитриев, который начинал еще при Крылове, ценился современниками, в частности и Жуковским, как более сильный баснописец по своим художественным качествам. И как распорядилось время? Оно все поставило на свои места. Тургенев выразился о Достоевском как о мелком писателе. Чехов сегодня значительнее выглядит по сравнению с Л. Толстым. И так далее до бесконечности. А потому только время может поставить свою жирную точку в конце приговора. Как говорится, не судите, да не судимы будете. А потому надо дерзать, в том числе и баснописцам!

Неактивен

 

#2 2010-11-18 16:58:58

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15546

Re: Соловья баснями не кормят

Это надо будет переместить в Публицистику.

По сути вопроса...

Николай, я нисколько не возражаю, если у Вас есть желание писать басни в том духе и стиле, что представлены здесь. Такой опыт уже был - сочинением басен в свое время занимались Демьян Бедный и Михалков. Находили ли их басни какой-то читательский отклик, пользовались ли популярностью - не стану утверждать ничего определенного.

Зато могу определенно сказать, что жанры устаревают - это факт истории литературы. Устаревший жанр - вовсе не означает плохой и никудышный жанр. Просто всему свое время. Та форма и тот стиль, что были с блеском разработаны Крыловым для русской басни, в современных интерпретациях будут восприниматься как подражание классическому образцу, и не более того. Сочиняя современные "крыловские" басни на современную тематику, Вы постоянно будете ощущать за спиной тень дедушки Крылова.


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#3 2010-11-18 18:33:00

Алиса Деева
Председатель клуба самоубийц
Зарегистрирован: 2006-02-10
Сообщений: 20024
Вебсайт

Re: Соловья баснями не кормят

Андрей Кротков написал(а):

Это надо будет переместить в Публицистику.
.

Да. Перетащу чуть позже.

Что касается басен, у меня они почему-то вызывают дикую скуку, не могу обычно даже заставить себя дочитать до конца. Понимаю, что это всего лишь моё субъективное восприятие, но, может быть, есть вполне объективные факторы, влияющие на восприятие и других читателей. Скажем, темп жизни изменился, иносказательность успела поднадоесть и не воспринимается так свежо, как прежде (особенно все эти ослы и мартышки приелись до тошноты). Дело, может быть, не в том, что с Крыловым невозможно тягаться, а в том, что и Крылов уже не был бы принят сейчас на ура. hmmm


Духовные скрепы и стержень
Явил наш великий народ,
Нацизм был в Европе повержен...
Теперь он в России живёт.
Алиса Деева

Неактивен

 

#4 2010-11-18 19:24:52

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15546

Re: Соловья баснями не кормят

Разумеется. Читательское сознание 200 лет назад было совершенно иным, литературная техника была иной, восприятие традиционных жанров было иное. Нужно с благодарностью относиться к литературному наследию и обращаться к нему. Но пытаться его актуализировать - зряшный труд.

Что же касается такого мотива сочинения басен, как "борьба с современными злоупотреблениями" - то тут я могу только развести руками. Если Николай считает, что в наше время можно глаголом жечь сердца людей, что сатирические басни могут кого-то пронять и что-то изменить к лучшему - это его право. Я так не считаю. Времена, когда литераторы могли влиять на текущую политику и власть, давно миновали и никогда не вернутся.


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson