Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#181 2011-04-08 21:05:31

alv
Редактор
Зарегистрирован: 2006-02-14
Сообщений: 6500
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Андрей, а ты знаешь хоть одну церковь, которая называл бы себя кривославной?
Разве что некоторые особо избранные более иные удостаиваются звания инославной церкви.
Мусульмане в этом плане откровенней: есть люди Книги - и все прочие.


Тэг <сарказм> по умолчанию, смайлики по вкусу.

Неактивен

 

#182 2011-04-08 22:19:59

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15500

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Бикинеев Виталий написал(а):

Давайте вспомним, как официально называлась Московия

Виталя, "Великое княжество Московское" - это название держалось очень недолго. Официальное название было - Московское государство. С середины 15 века появилось название Russia, но только в западных источниках - официально такого самоназвания у Московского государства долго не было. Его, можно сказать, нам пожаловали западные коллеги smile

Сходняк коронованных паханов, перетиравших вопрос, кто имеет, а кто не имеет право брать погоняло "царь" и мастырить соответственные наколки - к 16 веку это уже весьма условная дань полузабытой средневековой традиции. Даже если бы Ваня Грозный пожелал назваться Императором Вселенной, ему никто помешать бы не смог. Как и китайским императорам, которые еще в конце 18 века искренне полагали себя владыками всего обитаемого мира smile

Отголосок этой традиции - долго существовавшая в России привилегия русских дворян принимать титулования, пожалованные от западных властителей - верховная власть на такое смотрела сквозь пальцы. У нас было не так уж много всяких сардинских графов, чухонских князей и пьемонтских маркизов, но все же они были smile

Миллион убитых и пленных - что-то многовато. Во всем государстве в то время вряд ли было население больше двух с половиной миллионов, и большая часть этого населения жила севернее Москвы. Так что цифирь эта - обыкновенная для тогдашних документов гипербола. В реальности - раз в десять меньше. А поскольку Москва в середине 16 века была одним из самых крупных городов Европы (более 100 тысяч человек постоянного населения), то именно эту цифру и удесятерили smile


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#183 2011-04-08 22:33:23

Андрей Москотельников
Редактор
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 2007-01-05
Сообщений: 4324

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Андрей абсолютно прав. Так же и то государство, которое ныне задним числом называется Великое Княжество Литовское, именовалось просто Господарством.


Андрей Москотельников
Видишь этого шмеля? - Он на службе у Кремля!
________________

Неактивен

 

#184 2011-04-09 10:26:14

Алиса Деева
Председатель клуба самоубийц
Зарегистрирован: 2006-02-10
Сообщений: 20012
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Андрей Кротков написал(а):

Orthodoxia в названии перечисленнных церквей никоим образом не должна отождествляться с тем "православием", которое традиционно прибавляется к именованиям христианских церквей Восточной Европы. В данном случае это не признак конфессионального отличия от западной церкви, а всего лишь богословское уточнение насчет так называемого "апостольского преемства".

Кстати, к числу ДВЦ относится также и ассирийская церковь, которая забытая упомянуть smile А в титулатуре РПЦ иногда употребляется эпитет "кафолическая" (catholic), отчего у людей несведущих крыша может и вовсе поехать smile

РПЦ - аббревиатура кустарная и неверная. Правильное полное имнование - "Русская поместная православная церковь Московского патриархата". То есть - безо всякого надувания щек, а просто с подчеркиванием поместного характера и автокефального статуса.

Пусть попы говорят и толкуют, что и как им угодно. Трезвомыслящие люди должны знать точно и понимать правильно.

Жизнь слишком коротка, чтобы разбираться во всей этой соборности и кефальности. yes Пущай попы сами разбираются.

Меня другое смущает: как церковь не назови: РПЦ или РППЦМП - всё равно она христианская. А вера в персонального русского бога, или бога, каким-то образов выделяющего русский народ и покровительствующего ему - не христианская вера. Как вообще монотеизм может сочетаться с местечковостью - не понимаю hmmm


Духовные скрепы и стержень
Явил наш великий народ,
Нацизм был в Европе повержен...
Теперь он в России живёт.
Алиса Деева

Неактивен

 

#185 2011-04-09 10:42:38

Бикинеев Виталий
Автор сайта
Откуда: Украина
Зарегистрирован: 2006-09-21
Сообщений: 5185

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Андрей Кротков написал(а):

Виталя, "Великое княжество Московское" - это название держалось очень недолго. Официальное название было - Московское государство. С середины 15 века появилось название Russia, но только в западных источниках - официально такого самоназвания у Московского государства долго не было. Его, можно сказать, нам пожаловали западные коллеги

На сколько я могу догадываться, название Russia к Московии отношения не имело. Этим названием именовали Русь Поднепровскую и славянские территории (о которых и Карамзин упоминал: Галиция, Волынь и т. д.).
Это потом, разъезжая по Европам, Государь Пётр рассказывал всем европейским правителям, вельможам и географам в т. ч., что Руссия - это Московия, а граница Европы проходит не между Литвой и Московией (как это до сих пор было: Смоленск - ещё Европа, Москва - уже Азия), а по Уралу.

Андрей Кротков написал(а):

Сходняк коронованных паханов, перетиравших вопрос, кто имеет, а кто не имеет право брать погоняло "царь" и мастырить соответственные наколки - к 16 веку это уже весьма условная дань полузабытой средневековой традиции. Даже если бы Ваня Грозный пожелал назваться Императором Вселенной, ему никто помешать бы не смог. Как и китайским императорам, которые еще в конце 18 века искренне полагали себя владыками всего обитаемого мира

Немного не так.

Это была не полузабытая традиция, а основная "табель о рангах", используемая во всех политических и дипломатических событиях.

Право носить титул короля выдавал глава церкви - папа Римский и только после проведения ритуала богопомазания. Этой привилегией больше не обладал никто.

Титул короля означает верховный независимый правитель, сузерен, но не вассал, который никому ничего не должен.

То же самое касается титула царь. Только право его выдавать было у Константинопольского епископа - главы всех православных церков греческого канона.

Князь - титул, означающий зависимого правителя: политического вассала и/или данника.

Княжество Московское было именно таковым, до 1700 года оно ежегодно платило дань сначала в Орду, потом в Крым. Но слово "дань" в российских исторических источниках скромно именуется "поминками" и "подарками".

"Но турки были страшно истощены (к 1700 году беспрерывными войнами) и заключили мир, уступили России Азов со всякими старыми и новыми, уже построенными Петром городками; а крымский хан должен был отказаться от дани, которую до сих пор платила ему Россия (!!!) под благовидным названием поминков или подарков".

(С. М. Соловьев "Чтения и рассказы...", стр. 502-503)

"Для скорейшего и выгоднейшего заключения мира Петр хотел изумить... турок (то есть, устроил блеф); он отправил своего посланника Украинцева в Константинополь на русском военном корабле "Крепость"... и хотя на востоке дела шли успешно, хотя там татарские орды с громким названием царств покорялись царю Московскому, но на юг, в Крымскую орду, продолжались посылаться поминки. Эта посылка прекратилась, когда русский военный корабль появился перед магометанским Стамбулом".

(С. М. Соловьев "Чтения и рассказы по истории России". Москва, 1989 год, стр. 502-503)

"18 августа 1700 года в Москве сожжен был "преизрядный фейерверк": царъ Петр Алексеевич праздновал турецкий мир, приобретение Азова, уничтожение обязанности посылать поминки в Крым".

(С. М. Соловьев "Чтения и рассказы...", стр. 504)

Отредактировано Бикинеев Виталий (2011-04-09 10:46:25)


Бикинеев Виталий
Ceterum censeo Carthaginem delendam esse

Неактивен

 

#186 2011-04-09 11:17:19

alv
Редактор
Зарегистрирован: 2006-02-14
Сообщений: 6500
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Бикинеев Виталий написал(а):

Титул короля означает верховный независимый правитель, сузерен, но не вассал, который никому ничего не должен.

Король Богемии был вассалом императора Священной Римской империи. И вообще императоры оной всех  прочих европейских королей полагали своими вассалми. Правда, те обычно этого мнения не разделяли.
Существовали герцоги и графы, не бывшие королевскими вассалами. Например, Беарн был внесеньориальным владением.
И вообще реальность феодальной Европы была намного сложнее школьного учебника. И даже вузовского.

Бикинеев Виталий написал(а):

Княжество Московское было именно таковым, до 1700 года оно ежегодно платило дань сначала в Орду, потом в Крым. Но слово "дань" в российских исторических источниках скромно именуется "поминками" и "подарками".

Кстати, короли Речи Посполитой и даже императоры не гнушались такими поминками и подарками.
И адекватное для них определение - взятка: дешевле было откупиться от главного пахана, чем разбираться с мелкой пристяжью, держать мощную пограничную стражу и так далее. Бизнес, ничего личного и тем более политического smile1


Тэг <сарказм> по умолчанию, смайлики по вкусу.

Неактивен

 

#187 2011-04-09 16:21:42

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15500

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Бикинеев Виталий написал(а):

Это была не полузабытая традиция, а основная "табель о рангах", используемая во всех политических и дипломатических событиях.
Право носить титул короля выдавал глава церкви - папа Римский и только после проведения ритуала богопомазания. Этой привилегией больше не обладал никто.
Титул короля означает верховный независимый правитель, сузерен, но не вассал, который никому ничего не должен.
То же самое касается титула царь. Только право его выдавать было у Константинопольского епископа - главы всех православных церков греческого канона.

Виталя, ты же должен знать, что так называемая "борьба папства с империей" за инвеституру и прочие неприличные слова - это развлечение Средневековья. После того, что Филипп Красивый сделал с папством и папами, европейские католические монархи продолжали отдавать папству внешнюю дань уважения, но в прочих делах клали на него с прибором.
Точно так же московские великие князья после 1439 года клали с очень большим прибором на всю византийщину и на все их императорские и патриаршие привилегии.
Название Russia относилось именно к Московскому государству. Прочие восточнославянские и прибалтийские земли как только ни назывались - Polonia, Lithuania, даже Slavonia Orientalis - причем без понимания этнических различий и без учета тогдашних рубежей и границ. И это совершенно нормально, даже довольно продвинуто для того времени. Ибо только в начале 17 века западноевропейцы перестали верить рассказам о живущих где-то на Урале "людях с песьими головами" smile


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#188 2011-04-10 09:45:57

Андрей Москотельников
Редактор
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 2007-01-05
Сообщений: 4324

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Бикинеев Виталий написал(а):

Немного не так.

Это была не полузабытая традиция, а основная "табель о рангах", используемая во всех политических и дипломатических событиях.

Право носить титул короля выдавал глава церкви - папа Римский и только после проведения ритуала богопомазания. Этой привилегией больше не обладал никто.

Титул короля означает верховный независимый правитель, сузерен, но не вассал, который никому ничего не должен.

То же самое касается титула царь. Только право его выдавать было у Константинопольского епископа - главы всех православных церков греческого канона.

Князь - титул, означающий зависимого правителя: политического вассала и/или данника.

Княжество Московское было именно таковым, до 1700 года оно ежегодно платило дань сначала в Орду, потом в Крым. Но слово "дань" в российских исторических источниках скромно именуется "поминками" и "подарками".

А вот это рассуждение, дорогой Виталий, совершенно не достаточно. Может быть, князь - это и титул зависимого правителя, но великий князь - это не то что просто князь. Собственно, титула "просто князь", наверно, и вовсе не было, а? Был, скажем, князь удельный, князь окольничий и т. д. И вот среди них - какая-то градация. Великий князь - именно суверенный правитель (оставим пока в стороне вопрос о верховном главенстве Хана, умоляю). Князь Московский и впрямь был правителем зависимым - его, так сказать, непосредственный начальник был великий князь Владимирский. Но затем и Московское княжество превратилось в Великое княжество Московское - каким образом, тут и Карамзин и Соловьёв, и Зимин из современных повествуют совершенно последовательно. И, как напомнил нам Андрей Кротков, тем самым оно превратилось уже в Государство с Государем во главе. Вполне, между прочим, официальным Государем - на деле и юридически, хоть за титул именно Царя и пришлось бороться - с нападениями и отступлениями.

Ибо других великих княжеств (кроме одного) не осталось. Они были поглощены Московией, которая сделалась, таким образом, фактической империей  - ещё до Грозного, и путь этот был уже неотменим. В ту же эпоху и тем же способом - ибо судьбы их шли как бы параллельно - сложилась по-соседству вторая восточно-славянская империя, Великое княжество Литовское, Господарство. Вот его, правда, впоследствии отменили.

И вот, как нам (мне, во всяком случае) своевременно напомнил наш друг Виталий, Карамзин с Соловьёвым описали этот трудный ход сначала Московии к Государству, затем Государства Российского (какого ж тут ещё? - пусть вот Виталий сам назовёт) к империи европейского, средиземноморского, а точнее - евразийского типа. Затем и вправду этот ход был в советское время фальсифицирован, как Виталий любезно нам указал. Но одной фальсификацией дело не ограничилось. Сталин задумал вообще освободить Европейскую Россию от неславянских народов. Сказано - сделано. К несчастью, Хрущов распорядился отменить, как бы это выразиться, ход истории. По вполне прагматическим соображениям: как обрести после смерти Сталина его абсолютную власть, если ты не Сталин? надо сделаться анти-Сталиным. Об этом писал ещё Абдурахман Авторханов. Надо раскрыть преступления меньшие, чтобы скрыть преступления большие. Вот так и возили в двадцатом веке туда-сюда в вагонах для скота те народы, которым русские встарь платили дань и о которых теперь, казалось уже, можно будет только у Карамзина прочитать.


Андрей Москотельников
Видишь этого шмеля? - Он на службе у Кремля!
________________

Неактивен

 

#189 2011-04-10 14:46:26

Бикинеев Виталий
Автор сайта
Откуда: Украина
Зарегистрирован: 2006-09-21
Сообщений: 5185

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Андрей Москотельников написал(а):

А вот это рассуждение, дорогой Виталий, совершенно не достаточно. Может быть, князь - это и титул зависимого правителя, но великий князь - это не то что просто князь.

Согласен, не достаточно.
Ведь есть ещё великие князья без трона и государства - те же потомки Российского императора.

А чтобы стать царём-королём, нужно было получить соответствующую санкцию высшего церковного владыки и пройти ритуал богопомазания.

Андрей Москотельников написал(а):

Великий князь - именно суверенный правитель (оставим пока в стороне вопрос о верховном главенстве Хана, умоляю). Князь Московский и впрямь был правителем зависимым - его, так сказать, непосредственный начальник был великий князь Владимирский.

И зачем оставлять вопрос о главенстве Хана, если Великий Князь Владимирский ежегодно "отмечался" в Сарае, где ему либо подтверждали ярлык на великокняжение, либо НЕ подтверждали? yes

Андрей Москотельников написал(а):

Но затем и Московское княжество превратилось в Великое княжество Московское - каким образом, тут и Карамзин и Соловьёв, и Зимин из современных повествуют совершенно последовательно.

Но затем Читинская область и Бурятская АР были объединены в один федеральный округ - и тоже весьма последовательно. ))
Говорит ли этот факт о большей независимости бурятов от Москвы?
Как часто Председатель Калинингадского облисполкома (или горсовета) задумывался о возврате области и городу их исторических названий: Восточная Пруссия и Кёнигсберг? Могла ли этим чиновникам прийти в голову мысль о воссоединении этой области с Пруссией-Германией?


Бикинеев Виталий
Ceterum censeo Carthaginem delendam esse

Неактивен

 

#190 2011-04-10 14:55:00

Андрей Москотельников
Редактор
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 2007-01-05
Сообщений: 4324

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Такая мысль, Виталий, не могла бы придти в голову ни "этим" чиновникам, ни каким другим на всём свете.


Андрей Москотельников
Видишь этого шмеля? - Он на службе у Кремля!
________________

Неактивен

 

#191 2011-04-10 15:31:44

Андрей Москотельников
Редактор
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 2007-01-05
Сообщений: 4324

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Между прочим, дорогой Виталий, если уж говорить по-существу, по самому-самому настоящему существу, то ежегодное отмечание в Сарае, получение там полномочий и прочее для русского Великого князя, о которых Вы говорите, в конце-концов эту свою подданическую сущность утратили. Вы же сами это прекрасно знаете! Это как король польский неуклонно "подтверждал" гетманские полономочия Богдана Хмельницкого - с личным фирманом слал ему булаву, чтобы только тот не бузил. Тот, конечно, продолжал бузить, но оба делали вид, что находятся в наилучших отношениях сюзерен-вассал.


Андрей Москотельников
Видишь этого шмеля? - Он на службе у Кремля!
________________

Неактивен

 

#192 2011-04-12 09:29:17

Бикинеев Виталий
Автор сайта
Откуда: Украина
Зарегистрирован: 2006-09-21
Сообщений: 5185

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Андрей Москотельников написал(а):

Между прочим, дорогой Виталий, если уж говорить по-существу, по самому-самому настоящему существу, то ежегодное отмечание в Сарае, получение там полномочий и прочее для русского Великого князя, о которых Вы говорите, в конце-концов эту свою подданическую сущность утратили.

Таки да! Утратили!

Но опять же КАК?

К концу XV века в результате внутренних раздоров Орда уже утратила былую силу. В Орде возвысились два центра: Крымское ханство и Московский улус, которые заключили друг с другом союз против остатков Золотой Орды.

"Иоанн послал в Крым толмача своего Иванчу, желая заключить с Ханом торжественный союз, а Менгли Гирей в 1473 год прислал в Москву чиновника Ази-Бабу... Вместе с Ази-Бабою отправился (назад) в Крым Послом Боярин Никита Беклемишев"...
Сей Никита Беклемишев имел строгое указание Московского князя согласиться на следующее условие Хана:
"Ты, Великий Князь, обязан слать ко мне, Царю, поминки (т. е. дань), или дары, ежегодные".

(Н. М. Карамзин "История...", том VI, стр. 260)

В этом союзе, длившемся, более ста лет, Крымский Хан выступал с титулом Царя, с чем согласился Иван III, оставшийся всего лишь Великим Князем.
Текст союза был прислан Ханом, и безоговорочно принят Московским князем Иваном III.
При том поменялась и степень зависимости Московии от Орды. Если раньше была необходимость ежегодно получать в Сарае "ярлык" на управление княжеством, то сейчас и Крымские Гиреи, и Московские Рюриковичи полюбовно согласились, что именно они остались продолжателями дел Чингисидов и наследниками величия Великой Орды. При этом Крым стал носителем Царского трона, а Московский князь остался "меньшим братом", но уже мог передавать титул по наследству. Как ни толкали московские церковники Ивана III и его сына Василия III посягнуть на титул Царя, князья не стали противостоять Крымским Гиреям.
Однако, даже заключив договор с Крымом, Московия продолжала испытывать страх перед остатками Большой Орды, кочующей в Поволжье, а Иван III, как и его предки "праздновал труса" перед Ордынскими Ханами.

"Государь (Иван III) послал Боярина Ивана Федоровича Товаркова... к Ахмату и Князю Ордынскому, Темиру. Но Царь (1480 год - нашествие хана Ахмата на Москву) не хотел слушать их, отвергнул дары и сказал Боярину: "Я пришел сюда (в Московию) наказать Ивана за его неправду, за то, что он не идет ко мне, не бьет челом... Пусть сам явится предо мною, тогда Князья наши будут за него ходатайствовать, и я могу оказать ему милость". Темир также не взял даров, ответствуя, что Ахмат гневен и что Иоанн должен у Царского стремени вымолвить себе прощение".

(Н. М. Карамзин "История...", том VI, стр. 296)

"В 1480 г., во время нашествия хана Ахмата, Иван III, постояв с полками на Оке, покинул армию и воротился в Москву. Столица была в смятении; горожане сносили в Кремль свои пожитки, ожидая татарской осады. Увидев возвращавшегося великого князя, они подступили к нему с жалобами и говорили ему, по свидетельству летописи:
"Когда ты, государь, княжишь над нами в мирное время, тогда нас много понапрасну обременяешь поборами, а теперь сам, рассердив хана, не заплатив ему выхода, нас же выдаешь татарам". Престарелый ростовский архиепископ Вассиан встретил великого князя еще более резкими упреками, начал "зло говорить ему", называя его "бегуном", трусом и грозя, что на нем взыщется кровь христианская, которая прольется от татар".

(В. О. Ключевский "О русской истории", стр. 200)

"Иоанн приехал в Кременец, городок на берегу Лужи, и дал знать Воеводам, что будет оттуда управлять их движениями. Полки наши, расположенные на шестидесяти верстах, ждали неприятеля".

(Н. М. Карамзин "История...", том VI, стр. 295)

"Прошло около двух недель в бездействии, Россияне...

(всего лишь московиты)

... и Татары смотрели друг на друга через Угру, которую первые называли поясом Богоматери, охраняющим Московские владения... Великий Князь приказал всем нашим Воеводам отступить к Кременцу, чтобы сразиться с Ханом на полях Боровских, удобнейших для битвы... Но Бояре и Князья изумились, а воины оробели, думая, что Иоанн страшится и не хочет битвы. Полки не отступали, но бежали от неприятеля (татар Большой Орды), который мог ударить на них с тылу"...

(Н. М. Карамзин "История...", том VI, стр.298-299)


Необходимо заметить, что в этот раз Большая Орда не сожгла и не разграбила Московию. Просто - не успела.

"...Хан, сведав о разорении Улусов (владений вокруг Сарая), оставил Россию (всего лишь Московию), чтобы защитить свою собственную землю"...

(Н. М. Карамзин "История...", том VI, стр. 299)

Кто же так помог московитам в то далече?

Московию впервые спас от разорения Крымский Хан, вторгшийся в земли Большой Орды и повергший "Юрт Батыев", то есть, Сарай. Начал действовать договор, на котором приносил клятву Новому Хозяину Иван III. Именно Крымская Орда с этого времени стала палочкой-выручалочкой, стала защитницею и покровительницею Московии.

"...весною в 1502 году Менгли-Гирей внезапным нападением сокрушил оные, рассыпал, истребил или взял в плен изнуренные голодом толпы, которые еще скитались с Шиг-Ахметом; прогнал его в отдаленные степи Ногайские и торжественно известил Иоанна, что древняя Большая Орда уже не существует. "Улусы злодея нашего в руке моей, - говорил он, - а ты, брат любезный, слыша столь добрые вести, ликуй и радуйся!".

(Н. М. Карамзин "История...", том VI, стр. 381)

Вот он, Менгли-Гирей, истинный освободитель Московии от власти Золотой Орды!

За что и платила Московия "выход" в Крым до 1700 года. ))

Отредактировано Бикинеев Виталий (2012-05-19 20:03:27)


Бикинеев Виталий
Ceterum censeo Carthaginem delendam esse

Неактивен

 

#193 2011-04-12 12:32:12

Андрей Москотельников
Редактор
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 2007-01-05
Сообщений: 4324

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Огромное спасибо Вам, Виталий, за Ваши пространные выписки. Иду в букинистич. магазин прямо щас за Крамзиным.


Андрей Москотельников
Видишь этого шмеля? - Он на службе у Кремля!
________________

Неактивен

 

#194 2013-03-29 17:12:35

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

«Ведьмины страсти» в Тверском драматическом театре
(«Чёрт толкает под руку писать такие вещи…»)


В канун Дня защитника Отечества тверской зритель увидел на большой сцене  академического театра драмы одноактную «Ведьму» по одноименному рассказу А.П.Чехова. Сюжет «Ведьмы» заключается в том, что почтовые лошади из-за вьюги сбились с пути – в результате почтальон и ямщик оказались в церковной сторожке, в которой обретаются пожилой дьячок Савелий Гыкин и его молодая жена Раиса Ниловна. Возникает очередной супружеский конфликт. Савелий убежден, что его жена – ведьма, наколдовала метель и гостей. Враждебность зимней стихии ощущается в рассказе с самого начала повествования: «А в поле была сущая война…»
Известно, что писатель с раннего детства был глубоко погружен в христианскую культуру. Что толкнуло Чехова к написанию «Ведьмы» - озорного рассказа, написанного им в возрасте 26 лет?

ВЕРА В «ОРГАНИЧЕСКУЮ КЛЕТКУ»
Любопытно, что первым литературным псевдонимом «Чехонте» писателя наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский.
Чехов был рожден в православной семье, с малолетства был знаком с Церковью, с православным богослужением. В одном из писем к драматургу Ивану Леонтьеву он сообщал о себе: «Я получил в детстве религиозное образование и такое же воспитание: с церковным пением, с чтением Апостола и кафизм в церкви, с исправным посещением утрени, с обязанностью помогать в алтаре и звонить на колокольне». Писатель и драматург Чехов признавал нравственный императив Нагорной проповеди
В библиотеке отца писателя - Павла Егоровича Чехова имелось 12 томов жизнеописаний святых, праведников и мучеников под названием «Четьи-Минеи». После смерти отца эти книги перешли к сыну. Литературовед Алина Чадаева обратила внимание, что Антоша Чехов родился января шестнадцатого дня, в канун памятования великого христианина из Египта Антония, был назван в честь этого святого и, вероятно, не раз перелистывал его житие. За свою долгую жизнь, равную духовному подвигу, преподобный Антоний многажды подвергался дьявольским нападениям. Попытаемся предположить, что и Антон Чехов подвергался искушению еще до написания им в 1893 году повести «Черный монах», в которой усматривается почти точное цитирование Жития святого Антония.
Когда молодой писатель начал печатать в газетах свои первые рассказы, он встречался в редакциях с людьми, чуждыми вере, смеющимися над религиозными думами Достоевского. И эта среда гасила и остужала в Чехове-студенте живость религиозных впечатлений детства, делала его равнодушным к живому опыту веры.
Доктор богословия иеромонах Филарет (Кулешов) так оценивает творчество молодого Чехова: «…Поступив на медицинский факультет университета, (он) начал терять свою веру. Он попал в новую среду, в которой существовала только вера в материю и в «органическую клетку». Образование, полученное им на медицинском факультете, несомненно, утвердило его в этом направлении, утвердило настолько, что, не будучи ни в какой мере атеистом по своей душевной природе, он принял обязательное безбожие в основу своего сознания, будучи глубоко убежден, что “образованный человек не может верить в Бога”».

В ВОСКРЕСЕНСКЕ И БАБКИНЕ
Народная артистка России, худрук театра Вера Андреевна Ефремова много лет назад сама играла героиню «Ведьмы», а теперь знакомит зрителя с собственным видением произведения - в экспериментальном варианте, со световыми эффектами. Новую постановку (второе название – «Ведьмины страсти») она посвятила своему учителю режиссуры – Андрею Александровичу Гончарову. Народный артист СССР, тот многие годы являлся секретарём Союза театральных деятелей, а также председателем комиссии Правительства Москвы по премиям.
По воспоминаниям брата писателя - Михаила Чехова, описание в «Ведьме» церковной сторожки у почтовой дороги навеяно впечатлениями от пребывания писателя в Бабкине. Что за Бабкино такое? Это село находилось в нескольких верстах от Новоиерусалимского монастыря в подмосковном городе Воскресенске. А недалеко от Бабкина «близ Дарагановского леса стояла одинокая Полевщинская церковь, всегда обращавшая на себя внимание писателя. В ней служили всего только один раз в год и по ночам до Бабкина долетали только унылые удары колокола, когда сторож звонил часы. Эта церковь, с ее домиком для сторожа, у самой почтовой дороги, кажется, дала Чехову мысль написать „Ведьму“».
Ко времени публикации рассказа материальное положение семьи, благодаря А.П.Чехову, значительно улучшилось, и Чеховы снимали приличную квартиру близ Воскресенска. Чеховы познакомились с семьей помещика Киселева, племянника известного дипломата графа Киселева - именно Киселеву принадлежало имение Бабкино. И в 1885 году Чеховы сняли флигель в усадьбе Киселевых.
В Воскресенске, а затем в Бабкине, Чехов, почти прекративший тесно сотрудничать с редакциями газет, впервые сошелся с новым для него кругом людей. В Воскресенске жил известный историк-славянофил, публицист Павел Дмитриевич Голохвостов, его жена была писательница, в городе стояла батарея, с офицерами которой сошелся Чехов, артиллеристы всегда считались наиболее передовыми. А в двух верстах от Воскресенска в Чикинской больнице, которой заведовал популярный земский врач-терапевт Архангельский, Чехов близко познакомился с известными впоследствии врачами Сиротиным, Таубером, Яковлевым. Это были интеллигентные люди, интересовавшиеся литературой.
Культурную среду обрел Чехов и в Бабкине. Киселев служил земским начальником, а его жена Марья Владимировна была дочерью директора императорских театров Владимира Петровича Бегичева. Она писала рассказы для детей. В Бабкине постоянно музицировали, гостивший у Киселевых знаменитый тенор Владиславлев пел романсы. Образ жизни культурной дворянской семьи которой не мог не влиять на Чехова, выходца из глубоко мещанской среды. В семье Киселевых Чехов находил то, что ему недоставало в его детстве и юности — культуру, воспитанность, дворянские традиции. В Бабкине крепла и его дружба с художником Левитаном, которого Чеховы устроили вскоре на лето к тем же Киселевым.
Можно сказать, что бабкинские летние месяцы 1885-1886-1887 годов сыграли заметную роль в процессе освобождения от «рабьей крови».

КРИТИКА «ВЕДЬМЫ»
Однако ж появление «Ведьмы» в печати вызвало разноречивые суждения. Через несколько дней после его опубликования Чехов письмом от 11 марта 1886 года жаловался писателю-юмористу Виктору Викторовичу Билибину: «Ведьма» многим… не понравилась… Но что делать! Нет тем, да и черт толкает под руку писать такие вещи…» В том же письме Чехов сообщал: ««Ведьма» в «Новом времени» дала мне около 75 руб.— нечто, превышающее месячную ренту в «Осколках»».
Отвечая Чехову, Билибин писал: «Думаю, не вполне достойно употреблять талант на воспроизведение крайне чувственных картин, граничащих… с «заграничными картинками» ‹…› Я поклонник реализма, но меня коробит от описания грязных ног дьячка. Потом, рядом с такой реальностью – чисто фантастический элемент в образе дьячка, который серьезно считает свою жену ведьмой. Это не вяжется».
При тщательном выдавливании раба даже по капле от некоторых людей остается только мокрое место. У Чехова же, наоборот, в те годы появилось озорство, граничащее иногда с литературным хулиганством, когда, по его же словам, «черт толкает под руку такие штуки писать». Об озорных побуждениях Чехова свидетельствует в «Ведьме» упоминание Юдифи и Олоферна, а также десяти критских мучеников.
Российский архитектор, график, сценограф Федор Осипович Шехтель писал Чехову, что натуралистические подробности в описании дьячка «круче всякого золаизма». А старший современник Чехова, первый известный писатель, увидевший в рассказах Антоши Чехонте большой талант, – Дмитрий Васильевич Григорович в своем первом письме к Чехову, высоко оценив «Ведьму», указал на те же огрехи: «Нет особой надобности говорить, например, о грязных ногах с вывороченными ногтями и о пупке у дьячка. Детали эти ровно ничего не прибавляют к художественной красоте описания, а только портят впечатление в глазах читателя со вкусом». Чехов ответил: «Я с Вами во всем согласен. Циничности, на которые Вы мне указываете, я почувствовал сам, когда увидел „Ведьму“ в печати. Напиши я рассказ не в сутки, а 3-4 дня, у меня бы их не было».
Рецензент журнала «Наблюдатель» Леонид Егорович Оболенский с сочувствием отметил в рассказе трагикомическую личность дьячка, считающего ведьмой свою молодую гульливую жену». И другой литературный критик Александр Михайлович Скабичевский, либерально-народнического направления, сетовал в журнале «Северный Вестник»: «Взять хоть бы ту же „Ведьму“. Полежи она лишнюю неделю в письменном столе у автора, дай он себе потом труд перечитать ее с карандашом в руках, – и, конечно, гневные речи дьячка не резали бы ухо своим спокойствием и вместе деланностью».
На наш взгляд, «Ведьма» - это уголок обособленного замкнутого, едва ли не монашеского существования, в который вторгаются мирские соблазны.
Справедливости ради надо сказать, что подготавливая «Ведьму» для сборника, Чехов устранил «натуралистические» погрешности. Художественное же мастерство рассказа в целом, в частности превосходное описание метели, было отмечено многими, в том числе Билибиным и Григоровичем.

НА ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОДМОСТКАХ
В спектакле заняты актеры – народный артист Александр Чуйков, заслуженный артист Георгий Пономарев, Ирина Погодина, Дмитрий Новоселов, Алексей Майский а также Алексей Великотный и Евгения Голубева. «Ведьмины страсти» танцами представляли Никита Березкин и Наталья Чернина.
…В апреле 2009 года дипломный спектакль «Смешно и грустно» по произведениям Чехова представили четыре выпускника Тверского курса театрального училища имени Щепкина — Алексей Майский, Артем Василенко, Дмитрий Новоселов и Артем Турыгин. Можно долго рассуждать о том, почему именно Чехова избрали тогда художественные руководители курса Вера Ефремова и Александр Чуйков. Текст формально не пострадал, однако, вложенный в уста юношей, он порой звучал пародией на пародию.
Чехов очень часто предстает перед читателем пародистом серьёзной русской литературы. Во всяком чеховском сюжете легко прослеживается высмеиваемый источник. Нет такой идеи, такого умственного направления, которые бы он не довел до абсурда. Даже ранняя юмористика Чехова построена на принципе пародирования высоких чувств. И таков весь Чехов. Россию, которую он нарисовал, нельзя любить, если ты сам не такой же Чехов. Читая его, мы почти не вспоминаем о самопожертвовании разночинцев, нам становятся чужды высокопарные мечтания русского дворянства, и мы охотно верим, что вся уездная интеллигенция была скопищем Следователей, Фельдшеров, Дьячков и Землемеров.
Чехова мы читаем чаще, чем многих других русских прозаиков. Наверное, потому, что жизнь проще усваивается в чеховском варианте — дремучем, почти беспросветном, вполне абсурдном. Вместе с тем его художественные сочинения открыты для пародирования, и возможно, они заслуживают только такого подхода. Чехов вопреки самому себе доказал справедливость возмездия, обрушившуюся на русскую интеллигенцию, отвернувшуюся от Бога. И в этом злободневность творчества Чехова.
Игорь Мангазеев, издание Тверской митрополии РПЦ МП "Верхневолжье Православное", февраль март 2013.

Неактивен

 

#195 2013-06-02 16:34:06

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

17 и 18 мая 2013 года в Тверской области прошли очередные Чеховские чтения, завершившие двадцатилетний цикл.
Оргкомитет Чтений возглавил доктор филологических наук Валерий Александрович Редькин, председатель Тверского областного отделения Союза писателей России.

В первый день Чтения проходили на филологическом факультете Тверского гос. университета. Вёл чтения кандидат филологических наук Сергей Владленович Глушков, в своё время защитивший диссертацию по творчеству А.П.Чехова. В своих разысканиях С.В.Глушков изучал, в частности, тверскую дореволюционную прессу.
На следующий день Чтения продолжились в Удомельской Центральной библиотеке (город Удомля). Участники Чтений в субботу 18 мая 2013 года посетили чеховские и левитановские места Вышневолоцкого уезда Тверской губернии (ныне в Удомельском районе Тверской области).
Вот небольшой фоторепортаж.

http://s004.radikal.ru/i205/1306/a3/f1508d56d7fct.jpg
Среди участников чтений в первый день.
Фото: Сергей Глушков


http://s017.radikal.ru/i420/1306/64/69ca97ec245et.jpg
Перед мостом через речку Съежу, ставшей объектом творчества Исаака Ильича Левитана.
Слева - председатель правления Тверской областной организации общества «Знание» России, кандидат технических наук, член Союза писателей РФ Аркадий Тихонович Левитин. Фото: Сергей Глушков.


http://i080.radikal.ru/1306/9e/5772266a42f9t.jpg
С репродукцией «Золотой осени» на точке, с которой И.И.Левитан писал свой шедевр. Фото: Сергей Глушков.
Справа – автор нескольких поэтических книг член Союза писателей РФ Аркадий Тихонович Левитин.


http://s018.radikal.ru/i517/1306/22/ebd535fffaaft.jpg
Участники Чеховских чтений из Твери на мосту через Съежу.
Автор фото: писатель, меценат, краевед Дмитрий Леонидович Подушков, в афганском прошлом – офицер спецназа, парашютист, а в "нулевые" годы - глава администрации города Удомли.


http://s020.radikal.ru/i703/1306/78/83bd21473043t.jpg
В деревянной, дореволюционной постройки школе в ОстрОвно.
Второй слева – тверской поэт Леонид Евгеньевич Нечаев, лауреат литературной премии им. М.Е.Салтыкова-Щедрина 2000 года.
Фото: С.В.Глушков.
Усилиями Дмитрия Леонидовича Подушкова закрытая школа спасена вместе с интерьером и учебными принадлежностями, в том числе - вековой давности. Школа превращена в музей со статусом муниципального.


http://s020.radikal.ru/i714/1306/2b/76372f93e831t.jpg
Справа – смотритель музея Алексей Леонидович Чудинов, житель Островно. Фото: С.В.Глушков


http://s001.radikal.ru/i193/1306/5e/216e308bbb68t.jpg
Фото на память перед муниципальным музеем в Островно. Валерий Александрович Редькин - в очках и жилетке в центре.
Фото: Д.Л.Подушков


http://s47.radikal.ru/i117/1306/a3/cb87e83a1fa8t.jpg
На крыльце усадьбы-музея «Дача Чайка» в Удомельском районе. Фото: Д.Л.Подушков.
Дачу построил народный художник Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля. В 1912 году он приобрёл участок земли на берегу озера Удомля. Здесь работали многие известные художники.
Фото сделано через три дня после начала ремонта. Дача является филиалом областной картинной галереи. В СМИ сообщается, что дача «Чайка» будет отреставрирована в течение 2013 – 2014 года.

Отредактировано Игорь Мангазеев (2013-06-02 21:26:24)

Неактивен

 

#196 2021-12-26 15:45:38

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

"Каменный цветок" Бажова в стиле фэнтези


21 декабря 2021 года на большой сцене Тверского академического театра драмы состоялся прогон спектакля «Каменный цветок» по сказам Павла Петровича Бажова, режиссёр Иоланта Мельникова. Пока ещё свежо в памяти, хочется поделиться впечатлениями. Но именно впечатлениями, а не детальным разбором.

https://c.radikal.ru/c40/2112/04/7d54019e24d3.jpg

Сцена из спектакля «Каменный цветок». Фото автора

На мой взгляд, в спектакле с лихвой много языческих дохристианских обрядов и танцев. В качестве объектов поклонения – колёса, похожие на тележные, и идолы. Я бы сказал, что режиссёр (или сценарист?) основательно проштудировал книги эзотерика Георгия Алексеевича Сидорова. Даже на плащах стражников из охраны Хозяйки Медной горы – солярный знак: коловрат-колядник. Звучат тамтамы, сделанные из бочек для засолки капусты.
А владелица кота Мурёны говорит с эстонским акцентом. Эстонский язык, как известно, относится к финно-угорской ветви уральской семьи языков.

Хозяйка Медной горы в образе огромного ящера выдаёт знакомство создателей тверского спектакля с Медузой Горгоной, которую сыграла Наталья Водянова в эпическом экшне Луи Летерье «Битва титанов». Возникает и ассоциативная аналогия Хозяйки Медной горы с доброй феей Малефисентой, живущей на Топких Болотах в окружении различных волшебных существ (американский фэнтезийный фильм 2014 года режиссёра Роберта Стромберга, снятый по сценарию Линды Вулвертон с Анджелиной Джоли).
Можно припомнить и отечественную чертовщину: «Последний богатырь» – российский фильм в жанре фэнтези, режиссёра Дмитрия Дьяченко (в широкий прокат фильм вышел в октябре 2017 года). И даже советский мультфильм «Летучий корабль».

Хорошо поработали театральные бутафоры. Например, малахитовый цветок, который кувалдой разбил Данилко, довольно похоже изготовила Анна Мангазеева. А кот Мурёна – дело рук Полины Ивановой.

Любопытно, согласился бы сам Бажов с такой интересной, но очень вольной трактовкой своих сказов? Ведь он с 1918 года был большевиком, а впоследствии депутатом Верховного Совета…
evil  comfort angry

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson