Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
Батшеба написал(а):
одна из тенденций, прослеживаемая в истории языков - именно упрощение
Только одна из тенденций. Наблюдается главным образом в отношении языков изолированных, бесписьменных, с небольшим количеством носителей. "Упрощение" английской грамматики в 15-16 веках сопровождалось обогащением лексики и парадигматики. Латинский язык, давши дуба, породил большое количество успешных наследников. А вот грецкому не повезло - не уберегли
Неактивен
Батшеба написал(а):
Кстати, одна из тенденций, прослеживаемая в истории языков - именно упрощение. Не является ли это неутешительным доказательством неживости языковой "материи"?
По-моему, это как раз доказательство их смертности - а значит, живости. Утешает, что языки, как и этносы, умирая своей смертью, оставляют потомство.
А вообще вопрос об упрощении языка в процессе развития безумно интересен. Это ведь касается не только онтогенеза каждого отдельно взятого языка, но и филогенеза человеческих языков в целом. Не есть ли это явственный признак деградации мозгов под воздействием социальных достижений?
Неактивен
Андрей, упрощение синтаксиса - это не одна из тенденций, а магистральная. Самый сложный из известных нам языков - санскрит, все нынешние индоевропейские языки ему в подметки не годятся.
Неактивен
Юрий Лукач написал(а):
Андрей, упрощение синтаксиса - это не одна из тенденций, а магистральная. Самый сложный из известных нам языков - санскрит, все нынешние индоевропейские языки ему в подметки не годятся.
Ключевое слово - индоевропейские. Мы как европоцентристы привыкли всё на них примерять. А вот тюркские языки не менялись структурно за полтора тысячелетия своего документированного существования. Оживи сейчас автор орхонских надписей - он без труда понял бы текст газеты Ленин жалу, органа бывшего обкома партии бывшей Ошской области бывшей Киргизской ССР. Если, конечно, буквы бы асилил
Вообще с алтайскими языками интересно. В корейском языке, как считается, около 70% лексики - заимствовано из китайского. А структурно он так и остался алтайским.
Так что, как это ни банально, но с разными языками - по разному бывает
Неактивен
Алексей, не совсем так. Думаю, что Вы мне не приведете примера структурного усложнения языка в процессе его естественного развития (именно естественного, а не в результате стороннего насилия). Конечно, скорость деградации у разных языков разная, но процесс однонаправленный.
Очевидный и никем давно не опровергаемый факт: дописьменные языки очень сложны. Европейцы ахнули, когда начали изучать индейские языки, и это, между прочим, привело к появлению современной лингвистики, структурализма и пр.
С появлением и распространением письменности структура языков упрощается, т. к. сложность и избыточность, необходимые для заучивания наизусть и точной передачи смысла, становятся не нужны. А потом возможны варианты: либо быстрая эволюция (= деградация), как у европейских языков, либо консервация определенной стадии, как у большинства азиатских. Это уже вопрос культурной традиции и движения истории.
Неактивен
Юрий Лукач написал(а):
Алексей, не совсем так. Думаю, что Вы мне не приведете примера структурного усложнения языка в процессе его естественного развития (именно естественного, а не в результате стороннего насилия).
Не приведу - не настолько я силён в лингвистике.
И тем не менее...
Юрий Лукач написал(а):
Очевидный и никем давно не опровергаемый факт: дописьменные языки очень сложны.
... а если дело связано таки не с письменностью?
Вот например, упрощение английского языка можно связать с его распространением среди бывших не нативных его носителей. Примеры - язык гарлемских негров или пиджин инглиш. И уже упрощённый язык обратным образом влияет на нативных носителей. Ну вроде как каждый из нас в той или иной мере подвергся влиянию олпанского. Я, например, больше - потому что больше приходится общаться с его "носителями", Вы или Андрей - меньше.
Ну или знаменитое моя твоя не понимай. Ведь речь русскоязычных среднеазиатов, будь они по паспорту русскими, украинцами, евреями, греками или корейцами, опознаётся безошибочно.
А вот с тюркскими этого почему-то не произошло. А ведь распространение тюркских языков - это феномен, который никто ещё не объяснил. Распростанялся именно язык, а не его носители. Генетически турки или карачаевцы имеют к тюркам Великого Эля не больше отношения, чем к баскам или эскимосам. А структура языка - кстати, достаточно сложная - совсем не изменилась. Как и базовая лексика. Худо-бедно зная узбекский, например, можно понимать написанный текст от Стамбула до Якутска. Изменяется только произношение, обусловленное субстратом.
Это я к тому, что язык развивается по своим законам - это раз. Но при этом каждый язык развивается по своим законам - и разным.
Неактивен
Юрий Лукач написал(а):
дописьменные языки очень сложны
Как и вопрос в целом
Действительно, языки индейцев запада и северо-запада Северной Америки чертовски сложны по грамматике. Равно как и языки горцев Восточного Кавказа, и языки племен Новой Гвинеи. Везде один и тот же набор факторов - малое число носителей, географическая изоляция языковых ареалов, бесписьменность. "Окуклившийся" язык, выступающий как единственное средство сохранения культурной памяти этноса, неизбежно усложняется внутренне. Это своего рода коллективный мозг и общая память.
А в общении с внешним миром такой язык практически бессилен. Не случайно именно в Северной Америке существовал универсальный язык жестов, азбука глухонемых, которую понимали все, кроме лесных индейцев северо-востока и севера... Судьба таких языков - либо полностью загнуться (если их искусственно не культивировать), либо начать размываться и пиджинизироваться в процессе аккультурации.
Любопытно, что в Африке одновременно существуют как безумно сложные языки крайнего юга, так и относительно простые и доступные языки этносов побережья Гвинейского залива. Не случайно работорговцы именно там товар заказывали - с местными негритосами проще было дотолковаться о поставках. А пока договоришься с готтентотом - язык сломаешь и мозги расплавишь
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Любопытно, что в Африке одновременно существуют как безумно сложные языки крайнего юга, так и относительно простые и доступные языки этносов побережья Гвинейского залива.
А ещё интересно, что именно Африка дала самый законченный пример lingua franca - язык суахили. Это ведь не язык какого-то народа, и никогда им не был, а именно язык межэтнического общения, понимаемый от ЮАР до Эфиопии и от Занзибара до Конго. Хантер (автор книги с одноименным его фамилии названием), обошедший половину Африки, пишет, что не попадал в деревню, где хотя бы несколько человек не понимали суахили.
Хотя теоретически народ ва-суахили и существует, но это не более чем обобщённое название контактной группы, даже численность её неизвестна, потому что так могут называть себя представители любых народов, этот язык понимающие.
PS Кстати, насколько я знаю от наших "африканцев", тоже язык далеко не простой
Неактивен
alv написал(а):
Кстати, насколько я знаю от наших "африканцев", тоже язык далеко не простой
Ага. Отчасти похож на русский. Синтетический. Агглютинирующий. Флективный. Но вдобавок еще и классифицирующий (классы имен со своими правилами словообразования и синтаксическими примочками). Заметно арабизированный в лексике.
Мой бывший одноклассник, колонизатор проклятый, держит в Замбии какой-то бизнес. Насобачился там суахилить. Достал меня своей "хакуной мататой" до печенок И утверждает, что материться на суахили - одно удовольствие, суахильская матерщина нашей якобы не уступает...
"Хакуна матата" означает "Всё зае....сь!", "Всё путём!"
Неактивен
Не зря я предлагал завести отдельный топик по языковой эволюции.
Вон как интересные примеры поперли...
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
утверждает, что материться на суахили - одно удовольствие, суахильская матерщина нашей якобы не уступает...
Вполне вероятно. Богатство арабской лексики в этом плане можно представить даже по сказкам Тысячи и одной ночи. А в книжке капитана Риттера Чака Зулу неоднократно говорится, что у зулусов тоже были очень изощрённые выражения. Если предположить, что банту Занзибара и близлежащего побережья, чьи говоры вместе с арабским легли в основу суахили, зулусам по этой части не уступали, то их синтез мог дать ну очень богатые результаты.
Неактивен
Юрий Лукач написал(а):
Не зря я предлагал завести отдельный топик по языковой эволюции.
Вон как интересные примеры поперли...
Может быть, и надо было бы - но теперь уже трудно вычленить посты из общего контекста. Да и к сабжевой теме всё время возвращаемся.
А потом, ведь интересно получилось. Можно сказать, русский мат как движитель обсуждения вопросов науки и культуры.
Неактивен
Юрий Лукач написал(а):
Самый сложный из известных нам языков - санскрит, все нынешние индоевропейские языки ему в подметки не годятся.
Мне вот стало зело любопытно, что считается критерием сложности языка - число падежов? глагольных времен? Может, все кажущиеся нам сложными языки как раз приспособлены именно к устному общению и для него они просты?..
И еще одно соображение. Каждый язык образован двумя основными компонентами. Назову их условно "язык-сообщение" и "язык-общение". Понятно, что соотношение этих компонентов в различных языковых системах (вербальном языке, языке математики, языке живописи, языке музыки) различно. Скажем, в математике общительная составляющая стремится к нулю, в музыке, напротив, она составляет более пятидесяти процентов всех языковых средств. Вообще занятно наблюдать, как "общительность" воплощается в живописном языке, а информативность - в музыкальном. Так вот, ближе к сабжу, - мат в вербальном языке - как раз общительный компонент, а не сообщительный...
Отредактировано Батшеба (2010-01-31 10:03:30)
Неактивен
alv написал(а):
Можно сказать, русский мат как движитель обсуждения вопросов науки и культуры.
Ага, только - двигатель. И я бы добавила - вечный.
Неактивен
alv написал(а):
Юрий Лукач написал(а):
Алексей, не совсем так. Думаю, что Вы мне не приведете примера структурного усложнения языка в процессе его естественного развития (именно естественного, а не в результате стороннего насилия).
Не приведу - не настолько я силён в лингвистике.
И тем не менее...Юрий Лукач написал(а):
Очевидный и никем давно не опровергаемый факт: дописьменные языки очень сложны.
... а если дело связано таки не с письменностью?
Вот например, упрощение английского языка можно связать с его распространением среди бывших не нативных его носителей. Примеры - язык гарлемских негров или пиджин инглиш. И уже упрощённый язык обратным образом влияет на нативных носителей. Ну вроде как каждый из нас в той или иной мере подвергся влиянию олпанского. Я, например, больше - потому что больше приходится общаться с его "носителями", Вы или Андрей - меньше.
Ну или знаменитое моя твоя не понимай. Ведь речь русскоязычных среднеазиатов, будь они по паспорту русскими, украинцами, евреями, греками или корейцами, опознаётся безошибочно.
А вот с тюркскими этого почему-то не произошло. А ведь распространение тюркских языков - это феномен, который никто ещё не объяснил. Распростанялся именно язык, а не его носители. Генетически турки или карачаевцы имеют к тюркам Великого Эля не больше отношения, чем к баскам или эскимосам. А структура языка - кстати, достаточно сложная - совсем не изменилась. Как и базовая лексика. Худо-бедно зная узбекский, например, можно понимать написанный текст от Стамбула до Якутска. Изменяется только произношение, обусловленное субстратом.
Это я к тому, что язык развивается по своим законам - это раз. Но при этом каждый язык развивается по своим законам - и разным.
Здорово интересно! (люблю восточные языки, тюркские тож). И как это я в этой теме ни разу не высказался? Ну хотя бы так.
Живёт у нас на Беларуси (не в Минске даже, а в соседней области) один уникальный человек - санскритолог и пракритист. Переводит, то есть, с санскрита и новых индийских языков, как я ложкой ем. И у него есть работа (в числе прочих), посвящённая технике запоминания наизусть Рамаяны, Махабхараты, всех Вед и Пуран одновременно, то есть одной и той же головой. На языке сами знаете каком.
Есть у него и другие работы, например исследование о таком понятии как "кальпа" и вообще о древнеиндийских понятиях, связанных с обозначением временных промежутков. Например, он выводит, что выражения наподобие "тысяча тысяч кальп" обозначают весьма ограниченный, чуть ли не одной человеческой жизнью, период времени. И убеждает. А для меня, например, высшее удовольствие заключается в том, чтобы в мозгах у меня производили революцию. Забываю про секс и алкоголизм, знаете ли.
Правда, иногда мы с ним и спорим. Он, например, при всём новаторстве своих взглядов, строго придерживается старой концепции о связи всех верований с Луной. Ну точно Роберт Грейвз какой-то. Нет, убеждаю я его, Луна никогда не принимала участия в образовании верований, тут другое... Не убедил. Ну как Фрейд, ей-богу, который разрушал одни викторианские мифы за счёт восстановления других, викторианских же.
В общем, господа, давайте спорить. Существуют загадки, но существуют и разгадки.
Неактивен
Согласен с вами, дорогая Батшеба, что мат - именно средство общения, а не сообщения. Где-то в недрах нашего Форума лежит одно приведённое мной доказательство, что ли, так повторю его. Записалась как-то моя жена на курсы повышения квалификации по своей врачебной специальности, и после первого посещения лекций профессора Холодного повела и меня - "Тебе это будет интересно". И точно. Зашля на очередной лекции речь о речи (случайно, а может - я вопросом навёл).
Профессор Холодный рассказал, что, как он наблюдал сам, у доходяг-алкоголиков, бывает, исчезает речь - атрофируются соответствующие мозговые зоны. А мат остаётся. Профессор мог над этим фактом только посмеяться, а я тут же попытался его объяснить. Например, так: значит, мат - это вовсе не речь. Это неречевые (доречевые? послеречевые?) средства общения вроде мяуканья у кошек или мычания у, сами понимаете, коров.
Не ставлю вопроса, следует ли отсюда, будто первобытный человек, не знающий ещё речи, только матерился. Но ведь как-то он выражался? общался, так сказать, с себе подобными? Ведь признаваемый мною порядок вочеловечивания был таков: сначала наш предок начал пользоваться вещами (то есть, осознал их как ВЕЩИ), затем - словами для обозначения этих вещей (то есть существительными, но и они возникли, вероятно, из зачаточных глаголов - эх, ёб...), и затем полноценной речью.
В армии я знавал одного солдатика, каптёра. Он умел произносить только одно слово - то, которое на букву "б". Да и это слово он произносил не совсем уверенно, проглатывал конец. Но при этом всегда умудрялся объяснить, что куда класть, что откуда брать.
Неактивен
Андрей Москотельников написал(а):
В армии я знавал одного солдатика, каптёра. Он умел произносить только одно слово - то, которое на букву "б". Да и это слово он произносил не совсем уверенно, проглатывал конец. Но при этом всегда умудрялся объяснить, что куда класть, что откуда брать.
Значит, всё-таки язык сообщения? Это ведь передача информации, а не выражение эмоций.
Аналогичный случай. Когда я работал на буровой, у нас с напарником стиль производственного общения (то есть опять же передачи информации) выработался такой:
возьми вон ту х...ню и отх...ь вооон эту х...вину
И всё было понятно, и всё делалось правильно. А если начать типа:
возьми ключ на 13 и открути держащую гайку кожуха насоса
то обязательно чего-то путалось.
Хотя в непроизводственном общении, например, когда водку пили, мы с ним вполне культурно разговаривали - о геологии там, о литературе, даже, помнится, о поэзии
Неактивен
alv написал(а):
Андрей Москотельников написал(а):
В армии я знавал одного солдатика, каптёра. Он умел произносить только одно слово - то, которое на букву "б". Да и это слово он произносил не совсем уверенно, проглатывал конец. Но при этом всегда умудрялся объяснить, что куда класть, что откуда брать.
Значит, всё-таки язык сообщения? Это ведь передача информации, а не выражение эмоций.
Алексей, по-моему, это все-таки передача информации посредством передачи эмоций. А значит - в основе таки общение.
Неактивен
Батшеба написал(а):
Алексей, по-моему, это все-таки передача информации посредством передачи эмоций. А значит - в основе таки общение.
Не уверен. Скорее знание a priori.
Ещё более показательный пример. Мы с моим старинным другом в поле в нештатных ситуациях даже без мата обходились: просто переглянулись - и каждый делает что надо. И никогда не было, чтобы, фигурально говоря, за один конец бревна хватались. Елене сказалы бы, что это телепатия. А вот ни фига подобного - просто знание действий и реакции другого на уровне подкорки. То есть опять таки информация.
Неактивен
alv написал(а):
Елене сказалы бы, что это телепатия. А вот ни фига подобного - просто знание действий и реакции другого на уровне подкорки. То есть опять таки информация.
Алексей, не буду спорить, но, по-мойски, это называется эмоциональный контакт, который, в отличие от рационального, сильно облегчает практическую деятельность. Следовательно...
...Опять некстати. Телепатические сюжеты, о которых Елене грозилась рассказать да так и не рассказала, я бы послушала. Кроме шуток.
Неактивен
Батшеба написал(а):
alv написал(а):
Елене сказалы бы, что это телепатия. А вот ни фига подобного - просто знание действий и реакции другого на уровне подкорки. То есть опять таки информация.
Алексей, не буду спорить, но, по-мойски, это называется эмоциональный контакт, который, в отличие от рационального, сильно облегчает практическую деятельность. Следовательно...
Тоже спорить не буду - эмоциональный фактор безусловно присутствует.
Весь вопрос в том, что первично - эмоции или информация. Мне кажется, обычно всё-таки второе, потому что это вырабатывается со временем. Это можно наблюдать в армии, где народ вполне разный, и далеко не все хотят и могут эмоционально контактировать с друг другом. Или в полевом отряде, который в одном составе работает из года в год.
Хотя... было и исключение, но это целиком заслуга второй стороны.
Неактивен
Тут, по-моему, не телепатия, а эмпатия, считывание эмоций другого человека. Явление, в отличие от телепатии, достаточно подтвержденное.
Неактивен
Юрий Лукач написал(а):
Тут, по-моему, не телепатия, а эмпатия, считывание эмоций другого человека. Явление, в отличие от телепатии, достаточно подтвержденное.
Да, сам убедился. Причём этому тоже можно научиться.
Неактивен
Господа Батшеба и Альв, вы принялись чуточку спорить там, где не нужно. Ведь вы правы оба. Мы ведь о людях говорим - о гомо, сами понимаете, сапиенс. Если умеешь произносить хоть одно слово, пусть матерное, то ты объяснишь другим всё, что нужно. Но не при помощи этого, с позволения сказать, "слова". Оно-то есть осколок первобытного общения, и к собственно сообщению отношения не имеет, тут я присоединяюсь к мнению Батшебы.
А СОобщение - и в случае моего каптёра, и в рассказанных Альвом случаях - осуществляется невербальным способом, и это то, на что нам указывает Альв. Но невербальным - не значит, что неязыковым! Языковым всё же! Ведь язык - это то, что можно перевести на другой язык - сказать то же, но по-другому: словом, жестом, музыкальной фразой, рисуночным изображением. Так действует человек.
Можно также показать, как действовал дочеловек - как, уже имея в своём распоряжении слова, ещё не умел передавать с их помощью СОобщения, но только общаться с целью поддержания единства в сообществе. Читайте "Охоту на Снарка".
Кстати, в предыдущем посте я напутал, здесь исправляю: там я сказал, что человек сначала начал пользоваться вещами, а потом словами для называния вещей. Всё было наоборот. Сначала к дочеловеку пришли слова, которые не значили ничего (Снарк!), да и не для того, чтобы что-то значить, были человеку нужны. Именно для того, чтобы общением создать единство. Вторжение вещей произошло гораздо спустя.
Неактивен
Андрей Москотельников написал(а):
Господа Батшеба и Альв, вы принялись чуточку спорить там, где не нужно.
Вроде как осознали и спорить перестали. Имеет место быть и эмоциональная, и информационная составляющая - я думаю так, говорил умнейший из медведей.
Вопрос в приоритетах.
Батшеба, как музыкант, отдаёт предпочтение эмоциям. Я, как айтишник - информации.
PS А вот про взаимоотношения вещей и их названий - это интересный вопрос. И отдельный. Может, сразу сделаете новую тему? Чтобы потом не думать - делить/не делить, и если делить, то как.
А то такими темпами мы ведь не только всю физику, но и прочие науки к х...е сведём.
Неактивен
Юрий Лукач написал(а):
Тут, по-моему, не телепатия, а эмпатия
Я тут кукукнул про эмпатию и продромию, но мое ку-ку в глухом лесу заглохло
Андрей Москотельников написал(а):
Читайте "Охоту на Снарка"
"Как видите, Буджум - это и есть Снарк"
Неактивен
Никто не заглох и ничто не заглохло!
Кто-то сам молчал как пленный партизан и про эмпатию, и про-дромию всякую. За это молчу про фатику-ку.
Неактивен
Ой, что делается... опять что-то не учли, не оценили эмпатию с продремией...
Господа, ушла в реал, вернусь не скоро.
P.S. Батшеба, телепатия - это почти что чёрная магия. Не увлекайтесь ей
Неактивен
Михаил Поляков написал(а):
...к чему ??? ....к х..е?... Очевидно Вы и курить стали, чтобы на мужика больше походить...
Объясните смысл своей реплики, пожалуйста. Хотя найти смысл там, где его нет, бывает затруднительно.
Неактивен
Михаил Поляков написал(а):
... а я у Вас спросил? ))
Я у вас спросил. Этого достаточно.
Неактивен