Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2006-12-07 01:59:19

petr7620
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-09-29
Сообщений: 43

Эпилог

Над огромной равниной, в затянутом тяжелыми тучами небом парили стервятники. Широко раскинув черные крылья, они кружили в высоте, холодными зоркими глазами наблюдая, как внизу двигались навстречу друг другу две пестрые лавы – два огромных войска, сверкая доспехами и оружием, сходились в степи, чтобы сразиться не на жизнь, а насмерть. Разделявшая их желто-зеленая полоса медленно таяла, сжималась с каждым шагом дрожащих от возбуждения коней, пока не стала тонкой линией шириной в полет срелы. Лавы замерли. Тишина, смешавшись с низким туманом, легла над степью и беспокойно ждала рокового момента, когда испуганно сорвавшись с места, ей придется надолго покинуть эти места. Все живое затаилось, даже ветер притих и трава перстала шептать свои мирные сказки.
     И вот унизанная перстнями рука оторвалась от шелковой конской гривы и, сжав до блеска отполированную костяную рукоятку, с тревожным скрежетом извлекла из каменных ножен акинак. Медленно, будто нехотя, оружие поднялось над головой шахиншаха, замерло, зловеще сверкнув темной сталью, а потом резко нырнуло вниз, бесшумно разрубив густой туман.
     Нарушая спокойствие мирно дремавших туч, вврех взмыли горящие стрелы. Сначала их было немного. Поднимаясь над туманом, одинокими красными точками бороздили они холодное осеннее небо и, недовольно шипя, снова скрывались в белеющем над землей покрывале. Но раз от раза их становилось все больше, больше и больше, так что совсем скоро небо над степью заволокло сплошной черной тучей из стрел, пращей и дротиков, в свисте которых, тонули крики раненных, стоны умирающих и ржание лишившихся наездников коней. Земли уже не было видно, она скрылась под горами трупов и лужами крови, но кому до этого было дело? Не чувствуя боли, не замечая ранений, оглохнув от собственного крика, воины гнали обезумевших коней вперед, привычным движением до отказа натягивали звенящую тетиву и выпускали жадную до крови стрелу в смертоносный полет. И еще не успевала она долететь до врага, а ее сестра-близнец уже покидала колчан и ложилась на лук, готовясь исполнить свое предназначение.
     Бурлящие людские лавы сближались, шаг за шагом поглащая разделавшую их степь. Они уже были так близко, что в стоящем над землей гуле воины слышали слабое биение вражеских сердец. Стрелы уже не взвивались к небу, теряясь среди нахмуренных туч – они летели по прямой, низко стелясь над испуганно поникшей травой и даже не успевали пропеть до боли знакомую каждому песню, прежде чем застрять в щите счастливчика или с глухим стуком вонзиться в грудь того, кому на этот раз удача изменила. Но вот колчаны опустели и, отбросив в сторону бесполезные теперь луки, озверевшие от близости смерти воины бросились друг на друга. В воздухе замелькали копья, акинаки, сигариссы и битва закипела с новой силой, широкой яростной рекой разлившись по бескрайним степным просторам. Уже зарытое в тучи солнце, проделав обычный свой путь, поспешно спряталось за край степи, уступив место холодной луне, уже стонущая от боли земля погрузилась в непроглядную темноту ночи, а две ожесточенные толпы все продолжали биться друг с другом, хотя в охватившем их безумии воины уже не разбирали, где свои, а где чужие. Трещали, ломаясь копья, в щепки разлетались деревянные щиты, гнулись, кривились, тупели сигариссы, не выдерживая накала страстей, с громким звоном лопались акинаки. И только люди не могли остановиться и, даже лишившись оружия, все равно кидались на врага, чтобы вцепиться в него зубами, рвать когтями, топтать ногами.

     Светало. Стоя на вершине высокого курагана, Томирис молча смотрела на расстилавшуюся под ногами степь. Там, в первых отблесках зари чернели горы трупов, отсеченные руки, ноги, головы валялись в лужах крови, над которыми густо роились злые осенние мухи, неторопливо переходили с тела на тело по сытому ленивые стервятники, уже не желавшие драться между собой за добычу – в том не было нужды. Чувствуя приступ тошноты, Томирис заставила себя отвернуться и посмотрела на стоящих перед ней вождей. Еще вчера, перед самой битвой, чтобы разместиться у трона царицы, им приходилось стоять в три ряда, а теперь...  Беглым взглядом Томирис пробежала по маленькой кучке истрепанных, израненных людей, которым посчастливилось выжить в пекле минувших событий. Задерживаясь на каждом из них, царица вслух произносила его имя, а про себя повторяла имена вождей, что вчера утром стояли рядом с называемым, но оказались менее удачливы.
     Впереди всех, стоял Гаубат, который в окровавленных доспехах выглядел как то странно и даже нелепо. Поймав на себе взгляд Томирис, старый вождь вытянул вперед руку и, содрогнувшись от ужаса, Томирис увидела в ней голову с черной запавшей дырой вместо рта и двумя белыми кругами вместо глаз. Ни слова не говоря, Гаубат кинул свой трофей к ногам царицы и по той злости и ненависти, с которой это было сделано, Томирис сразу же поняла, что перед ней останки всемогущего, непобедимого царя персов и всей Азии – Куруш Бузурга. 
     - Вот  как ты окончил свой путь. – Тихо произнесла Томирис, внимательно разглядывая лежащую на земле голову. – Ты отнял у меня все, что я любила, чем дорожила. Но сам ты.... о-ох.
     Тихо охнув, Томирис зажмурилась от пронзившей ее боли, и, обеими руками схватившись за живот, устало опустилась на трон. Опешив, вожди не знали, как поступить и растерянно смотрели на то, как их царица, мучительно сжав себя рукамии, задышала часто и прерывисто, тяжело постанывая при каждом вздохе. Но мгновение спустя, заставив себя открыть глаза, Томирис робко улыбнулась в ответ на тревожно вопрошающий взгляд Гаубата:
     - Весь в него. – И, нежно поглаживая пульсирующий живот, добавила. – Тише ты, маленький Артембар. Не торопись. Придет время и ты увидишь этот жестокий и прекрасный мир.
     Облегченно вздохнув, Томирис откинулась на спинку трона. На ее постаревшем лице едва заметно заиграли первые, слабые лучи восходящего солнца. Принося с собой радость и надежду, над покрытой трупами степью зарождался новый день, который обещал оставшимся в живых людям быть лучше предыдущего.

Неактивен

 

#2 2006-12-10 23:47:28

Черёмина
Редактор
Зарегистрирован: 2006-02-13
Сообщений: 1744
Вебсайт

Re: Эпилог

"Лавы замерли" - не по-русски. Потоки лавы замерли, лавины замерли... Поищите вариант.
"мучительно сжав себя рукамии" - исправьте опечатку и позвольте немного порассуждать о физиологии. Ребенок начинает шевелиться на пятом месяце. Это совершенно не больно, просто немного необычно (как рыбка трепыхается). Чтобы хвататься от боли за живот, беременной женщине надо: а) рожать; б) терять ("выкидывать") ребенка на более раннем сроке. Судя по тому, что она таки собирается его родить, со здоровьем все в порядке. Стало быть, она на сносях и начались схватки. Но это не очень стыкуется по времени (со дня их медовой ночи с Артембаром прошло едва ли больше месяца, насколько я поняла). Или у них это давно длится? Тогда надо было этот момент яснее прописать. Да и беременность не так легко скрыть, чтобы ни слова не упомянуть о ней ранее. Конечно, это не определяющий момент, но в такой серьезной рукописи внимание к мелочам должно быть максимальным.
Теперь общие выводы по произведению. Сильное, интересное, мастерски написанное. Но, чтобы его продать, Вам надо доработать ряд моментов. Первый - объем. Я специально не считала, но у Вас получается где-то объем повести. Нужен роман 400 тыс. знаков без пробелов (считается в Ворде "сервис-статистика"). Есть ряд издательств, чьи требования к объемам меньше (покет-буки), но там требуется сугубо развлекательный формат, а этот роман требует вдумчивой аудитории. Поэтому, чтобы пристроить роман в солидное издательство - 400 тыс. и ни знаком меньше.
Следующий вопрос - за счет чего увеличивать объем. Однозначно не за счет описаний природы - их у Вас и так много и вполне удачных. И не за счет битв - слишком много крови отпугнет даже самого маниакального читателя. С чем дефицит - это с любовной линией. Она есть, но слишком проходная. Я бы посоветовала даже не любовь, а побольше секса - грубого и дикого, никаких сантиментов. Это и впишется в бытоописание диких кочевников, и в потребности целевой аудитории. Короче говоря, надо увеличить женское присутствие, внести пикантную нотку.
Кстати, вопрос о целевой аудитории здесь ключевой. Когда Вы определитесь, для кого Вы пишете, решится и вопрос, что именно писать. По моему мнению, Ваш читатель - это образованный человек лет 25-50, с романтическими наклонностями и при этом с уважением к науке, безо всякого мистицизма. Поэтому, я считаю, здесь должны быть драки, секс и интриги. Верность и честь могут быть само собой разумеещимся фоном для всех этих безобразий, для наибольшей правдоподобности. Ведь радикальная чернота - так же неестественно, как и радикальная белизна. У Вас же все носит печать настоящего, исконного. Потому все дожно как нельзя больше походить на правду.
Еще один важный момент - герой. Понятно, что у Вас повествование не об одном отдельно взятом человеке, а об эпохе, о повороте истории. Потому должен таки быть герой, которому бы читатель сочувствовал более других. У Вас показаны яркие характеры, но очень эпизодично. Показан - и отправлен на свалку (забыт, убит). Потому читатель мечется, думая, на ком бы сфокусировать больше внимания? На Артембаре, Томирис, ее сыне? Или на Фраде? Или вообще на Куруш-Бузурге? Чтобы сделать роман более коммерчески привлекательным, я бы посоветовала сделать героем того, кто выживет (Томирис, Гаубат), или на том, кто умрет в самом конце (Артембар, Спаргапис). Но выделить кого-то надо - таковы законы жанра.
И, наконец, издательство. Все координаты в "вокруг литературы" - "полезные советы желающим издаться". я бы посоветовала перво-наперво обратиться в Эксмо, АСТ, Крылов, Центрполиграф, Азбуку. В теме письма обозначать жанр - историческая авантюра или историко-приключенческий роман. Да, обязательно поучаствуйте в конкурсе на Самиздате, который проводит Крылов (ссылка есть в "конкурсах и литературных играх").
Желаю Вам удачи! В переделках не забывайте, что лучшее - враг хорошего.

Неактивен

 

#3 2006-12-11 16:49:29

petr7620
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-09-29
Сообщений: 43

Re: Эпилог

Наташа, огромное спасибо за советы. Обязательно задумаюсь. По поводу объема: Ворд насчитал 442 035 знаков, так что с этим-то все в порядке. Но по содержанию, на роман действительно не тянет. Себе в оправдание могу только сказать, что и задумывалось это именно, как повесть. И если увеличивать, то действительно только за счет любви и секса. Насчет крови я даже в этом варианте, думаю, слегка переборщил. Новые описания природы писать – такого не переживу, с этими намучался, по часу над одним абзацем просиживал. Так что на досуге подумаю, куда можно вставить пару дргую «пикантных сцен с раздеванием».
За физиологию спасибо. Я пока не рожал, пэтому с такими подробностями не знаком. Правда, насчет месяца со дня медовой ночи Вы немножко не правы. Это ведь происходит ранней весной и в тексте об этом сказано. А вторжение Куруш Бузурга начинается ранней осенью, когда в Азии спадает настерпимая жара. Да и по логике – пока Фарандат вернулся в Пасоград, пока персы собрали войско и подготовились к походу, пока пересекли почти всю Азию, растояние-то не близкое. Так что не меньше пяти месяцев. Но хватание Томирис за живот отменю. Она и так, бедняжка, натерпелась, пусть уж хоть родит без мук.

Неактивен

 

#4 2006-12-11 22:43:48

Черёмина
Редактор
Зарегистрирован: 2006-02-13
Сообщений: 1744
Вебсайт

Re: Эпилог

Объем в порядке, тогда дело за малым. Подумайте насчет героя. У Вас все равны, но кто-то все же должен быть ровнее. Может, все-таки, Томирис? Этим Вы убьете двух зайцев - и внесете женское присутствие, и во всей красе покажете драму исторической личности, что внесет больший психологизм в повествование.

Неактивен

 

#5 2006-12-12 03:46:42

petr7620
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-09-29
Сообщений: 43

Re: Эпилог

Да, наверное, она самый подходящий кандитат.
Еще раз спасибо.

Отредактировано petr7620 (2006-12-12 03:47:44)

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson