Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2006-07-08 10:14:15

Александр Кожейкин
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-07-08
Сообщений: 756

Познать Рим … возможно ли это?

эссе

         Вместо вступления

Сколько времени нужно, чтобы узнать Рим? Кто-то сказал: целой жизни мало. Скорее всего,  мало и нескольких жизней. На подобный риторический вопрос вообще не может быть ответа. И не только потому, что каждый человек ищет в Риме своё, лишь ему интересное. Рим настолько велик и бесконечен в многообразии скрещивающихся интересов разных личностей, насколько бесконечна и непознаваема сама жизнь. Наверное, имеет смысл рассуждать только о личных впечатлениях, которые также здесь непостижимо неуловимы. Вот какая особенность: сам Вечный город быстро меняется. И не от весны к лету или от заката к рассвету – сиюминутно, да  так быстро, что личные впечатления за ним не поспевают, будучи ухваченными фрагментами, а часто –  лишь по истечении времени. Раскроешь помятый дорожный блокнот – натыкаешься на  запись «Via Alessandrina/Запах цветов», а рядом – «Via del Corso/магазины, хороший кофе», вспоминая, что как впопыхах пытался остановить мгновение и не сумел …
Фотографии и съёмка не в счёт, ибо маломерны, плоски и не передают многомерной и многочувственной картины. Для изучения Рима надо включить все органы чувств, подключить пятое, шестое … десятое, попросить работать подсознание, поскольку в пространстве над городом бродит столько энергии и столько энергетических сгустков эгрегоров, как ни в каком другом городе мира. Здесь время льёт свои слёзы не подобно множественным клепсидрам из многочисленных фонтанов – его слёзы невидимы и проступают то на зелени бронзовых памятников, то на колоннах Пантеона.  Фрагменты  истории наплывают друг на друга, шедевры архитектуры возносятся выше каждого из семи холмов, на которых и стоит Рим, и когда ты только что оценил один, второй, увиденный следом, вытесняет его на время.
Для изучения города нужно включить фантазию. За пятнадцать евро в газетном киоске на площади Святого Петра я приобрёл забавный «Путеводитель с реконструкциями. Древний Рим. Каким был и какой есть» (название добросовестно срисовываю с оригинала). До сих пор думаю, правильно ли поступил, облегчив работу воображению, поскольку создатели нехитрым наложением плёнки с изображением на изображение из современного вида получают вид древнего города, реконструируя, например, Римский Форум, площадь Колизея и Пантеон. Замечу, что последний сохранился настолько хорошо, что на плёнке реконструкции мы видим только одну фреску, тогда как Форум Августа я был бы совершенно не в силах представить в его первозданном виде, поскольку ныне от него мы видим плохо сохранившийся остов фундамента и несколько изъеденных временем колонн.
Теперь понимаю:  знакомство с городом следовало начать не с Колизея, куда обыкновенно устремляются полчища разноязыких туристов со всего света и где мне сразу не понравилась не древняя местная примечательность. Не вполне трезвые, в отличие от подавляющего большинства молодцов-итальянцев, местные попрошайки в клоунских костюмах гладиаторов, вооружённые жестяными мечами, с картонными щитами, настойчиво предлагают за «only ten euro» сфотографироваться с ними, но быстро соглашаются позировать и за «two». Отчего-то из пустых глазниц Колизея, величественного и громадного даже по истечении почти двадцати веков – как известно, он был заложен в 72 году императором Веспасианом, а завершён в 80 году его сыном Титом – на меня не повеяло духом времени. Я не услышал ни рёва пятидесятитысячной массы зрителей, приветствующих начало кровопролитного зрелища, ни стоны первых христиан, истязаемых здесь же. Хотя сочетание первых трёх ярусов арок с ионическими, дорическими и коринфскими колоннами с коринфскими пилястрами мало кого оставляет равнодушным.
Разумеется, надо начинать с начала – с Палатинского холма, которое является для римлян священным местом и с которого «пошёл Рим» и пошла, соответственно, вся западная цивилизация, ибо просто и ясно сказал Наполеон: «История Рима – это история всего мира», хотя по большому счёту император совершенно не учитывал громадного влияния и других древнейших, например, восточных культур. На этом холме и трёх других – Капитолийском, Квиринальском и Эсквилинском, по свидетельствам археологов, производящих постоянные раскопки, первое поселение возникло задолго до 753 года до нашей эры – официального года образования Рима. Холм состоял раньше из двух вершин, но в эпоху Домициана был выравнен. С этих руин открывается вид, а вокруг огромное количество археологических достопримечательностей разных лет. В июне в Риме уже жарко, но на холме вас охватит замечательная свежесть, такое впечатление, именно поэтому здесь начали селиться люди. Вот откуда на меня во все неисчисляемые глаза посмотрела настоящая история.
Пристроившись на древнем камне, набрасываю первое, что пришло в голову. Затем несколько мыслей доверяю своему старенькому диктофону. По истечении недели многие записи не поддаются расшифровке. Тем сильнее ощущаю необходимость хоть каким-то образом систематизировать наброски, сделанные в блокноте на скорую руку в пиццерии, на лавочке, в метро или в автобусе. Запечатлеть хотя бы то немногое, что особенно бросилось в глаза и произвело яркое впечатление. Да не осудят меня за это желание …
      
                         Вода в круговороте Рима, фонтаны …

       Ещё до приезда в Вечный город был наслышан о его чудесных фонтанах. В древности Рим называли Царицей Вод – горожан снабжали четырнадцать акведуков, и на каждого жителя в сутки приходилось 1000 литров воды. Древний Рим в истории известен как город с хорошо развитой системой водоснабжения. По акведукам вода подводилась с холмов по специальным закрытым лоткам, установленным на каменных арочных столбах. Так осуществлялось подача воды для функционирования фонтанов, для работы мест общественного пользования и римских терм. Кроме того, в городе была создана система водоотвода,  с помощью которой осуществлялось отведение речных вод во время весеннего половодья, а также дождевых стоков. Одно из ответвлений данной системы под названием Клоака Максима является наиболее древним (построено в III в. до н. э.) и используется до настоящего времени. Строительство первого водопровода в Риме датируется 312 годом до нашей эры. Этот факт хорошо интерпретировал В. Маяковский в одном из стихотворений сказал: «Как в наши дни вошёл водопровод, сработанный ещё рабами Рима …»
Многочисленные общественные бани или термы являлись местом отдыха и непринуждённого общения публики античного Рима. Достаточно сказать, что в этих помещениях были предусмотрены комнаты для общения и спортивных занятий. Здания терм декорировались статуями, фресками, мозаикой и до сих пор впечатляют, являясь яркими памятниками архитектуры. Бани сооружались и приукрашивались в период правления императоров Августа, Тита, Траяна, Каракаллы, Александра, Диоклетиана, Константина и даже отвратительного деспота Нерона. Самыми известными считаются римские термы, построенные при Каракалле в конце III века нашей эры.
Из фильмов и рисунков, по сохранившимся развалинам видно,  какие это были величественные сооружения. Громадные здания венчали большие своды, в каждой терме были оборудованы несколько бассейнов – с водой различной температуры, которая подавалась по сложной системе акведуков. Помещения были отапливаемыми – сооружались трубопроводы оригинальной  конструкции для подачи горячего воздуха, поэтому римляне посещали их круглогодично. С древних времён пошла и традиция обустройства фонтанов. Римляне, как я понял, и теперь большие акваманы, они любят всё, связанное с водой, и вода, являясь неотъемлемым веществом в круговороте любой жизни, в жизни Вечного города крутится всё же своеобразно и особенно.
Я много слышал о фонтанах Рима,  но увиденное превзошло все ожидания, поразило великолепием форм, нестандартностью технических решений, удачным сочетанием архитектурных новаций с приверженностью традициям старых мастеров, гармонией всех элементов. Трудно сказать, какой из фонтанов Рима самый живописный, кто-то считает таковым изящный фонтан Тритон на площади Берберини. Удивительно искусно выполнена раковина, в которую дует чудное морское создание, а тонкие струи воды создают игру света, особенно впечатляющую при попадании солнечных лучей. Или знаменитый фонтан Треви, в который я, не желая отставать от многочисленных туристов, сидящих внизу вокруг замечательного сооружения, бросил несколько мелких монеток, и они опустились на дно, поблёскивая среди сотен таких же. А может, каждый из трёх фонтанов Пьяцца Навона, между которыми стоишь, как буриданов осёл, не зная, каким из них любоваться в первую очередь. То ли величественным фонтаном Четырёх Рек, сооружённом ещё в 1650-1651 годах Бернини (!), то ли фонтаном Нептуна, а может, фонтаном Мавра, который был пущен в эксплуатацию во второй половине XVII века. 
Небольшое отступление. Воду из фонтанов в Риме можно пить без опасения расстроить желудок. И туристы и местные жители охотно набирают её в пластиковые бутылочки и стаканчики вовсе не потому, что бутилированная вода в Вечном городе стоит дорого – бутылка ёмкостью 0,5 литра продаётся в киосках за 3-3,5 евро. Просто вода из струи фонтана необычайно прохладна и вкусна, и после неё вода из бутылки за обедом в римской пиццерии кажется водопроводной.
Фонтан Треви, построенный архитектором Сальви в XVIII веке, поражает истинной гармонией со зданием, находящимся за ним. Расположенная в центре скульптурной группы статуя Океан, стоящая на колеснице, запряжённой морскими конями и двумя большими тритонами, как будто бы вылетает из парадного этого сказочного дома. Выскажу сугубо личное мнение дилетанта в архитектуре, моё мнение – мнение рядового ценителя искусства, но справа, если смотреть со стороны фасада, стоящее красное кирпичное здание, диссонирует с общим светлым архитектурным ансамблем площади.
Узкой улочкой пробираемся к великолепно сохранившемуся Пантеону, построенному ещё в дохристианские времена. Неподалёку от него расположен фонтан в стиле Ренессанса, он не такой внушительный, как фонтан Треви, однако великолепно гармонирует с древнеримским памятником.
Запомнился не такой броский, но очень впечатляющий фонтан – на площади Испании. Очарование ему придает, на мой взгляд, расположение – вокруг элегантные здания XVIII века и длинная лестница – место встреч римской молодёжи, художников, литераторов, музыкантов и иной богемы – подчёркивает его красоту.
Второе небольшое отступление. Меня удивила не только необыкновенная прозрачность – поразил цвет воды в римских фонтанах. На мой опять же взгляд, в разных фонтанах он отличается. От лазурного на площади Навона до ярко синего в фонтане Треви. Возможная причина в игре оттенков света, отражённого от близлежащих строений
Но вернёмся на вытянутую (когда-то, во времена древнего Рима здесь был стадион и ипподром) площадь Навона, к трём её фонтанам. В центре – фонтан Четырёх Рек или фонтан Рек (называют его по разному, и я не знаю, какому книжному источнику больше верить). Четыре статуи вокруг изящного обелиска символизируют четыре реки и четыре континента. Ганг – Азию, Нил – Африку, Дунай – Европу, а Рио де Ла Плата – Америку. А на южной стороне площади Навона поневоле залюбуешься фонтаном «Негр»,   выполненный Бернини вместе с Мари.
На другой стороне этой площади находится фонтан Нептуна, и он также великолепен. Кстати, у фонтанов и в кафе под названием «Kafe di Colombia» на этой площади любил отдыхать Эрнест Хемингуэй во время своего пребывания в столице Италии. Кто знает, может я сидел на этой же старой скамейке напротив уличных художников, которые облюбовали пространство у фонтанов, и многие туристы охотно позируют им, вознаграждая их наброски щедрым гонораром – расценки тут, у фонтанов впечатляющие.
Я не стану перечислять многочисленные небольшие, но трогательные фонтанчики с изумительно чистой питьевой водой, которые утоляли мою жажду и которым я был благодарен не меньше, чем вышеперечисленным. Они гармонично вписаны в архитектурный облик города и создают его неповторимый аромат.
Проходит время, многое забывается. Но все увиденные фонтаны Рима до сих пор журчат в моей памяти …
                                                          Рим и Рафаэль

Рафаэль (Раффаэлло Санти, 1483-1520 гг.) – итальянский живописец и архитектор. Чем он особенно интересен. Пожалуй, в творчестве Рафаэля с наибольшей полнотой отразились идеалы Высокого Возрождения. С 1504 по 1508 гг. он жил во Флоренции, где под влиянием великих Леонардо да Винчи и Микеланджело его творчество обрело истинную зрелость. Многие из наиболее известных полотен Рафаэля с изображением мадонны с младенцем относятся именно к этому периоду (например, "Мадонна Грандука").  Многие люди специально едут в Рим, чтобы взглянуть на творения гения.
В 1508 году Рафаэль, который по меткому выражению одного из искусствоведов, «спорил с самой природой», по приглашению папы Юлия II переезжает в Рим из Флоренции. Многие из наиболее известных полотен Рафаэля с изображением мадонны с младенцем относятся именно к этому периоду (например, "Мадонна Грандука"). Известен такой любопытный факт. Когда Рафаэль приступил к работе, то заказчик – папа отменил контракт, если можно так выразиться, заключённый на роспись стен с такими знаменитостями, как Лука Синьорелли, Пинтуриккио и Перуджино. В это время мастеру исполнилось лишь 25 лет!
   Именно в  этом городе художнику предстояло прожить до конца жизни. По прибытию Рафаэль немедленно приступил к выполнению чрезвычайно почётного заказа - росписи парадных залов (станц) Ватикана. В Станца делла Сеньятура находится одно из самых замечательных творений Рафаэля, представлявших четыре сферы человеческой деятельности: богословие ("Диспут"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, Мера и Сила") (1509-1511 гг.), а также соответствующие аллегорические фигуры, сцены на библейские и мифологические сюжеты. В этом величайшем шедевре гармонично сочетаются величие и изящество Уровень его мастерства последних лет лучше виден в портретах, которые ставят его в один ряд с Леонардо да Винчи по тонкости передачи образа человека. Рафаэль получил также всеобщее признание как архитектор, заняв в 1514 г. после смерти Браманте пост архитектора собора Святого Петра. Несмотря на раннюю смерть в возрасте 37 лет – какое трагическое совпадение видится в этой цифре –  Рафаэль оказал огромное влияние на творчество художников, как своего времени, так и последующих веков.

Вместо эпилога

Расставаясь, храню надежду я,
и наверно, мечтой храним,
что пределы земли исследуя,
посещу снова Вечный Рим.
Снова манит седая библия,
зреет роза семи ветров.
В мыслях я у метро "Rebibbia",
еду к центру страны в метро.
Сколько сгинуло в неизбежности,
проварилось в котле времён,
на развалинах римских древностей
видно, как человек силён...

г. Рим – г. Челябинск,
июнь 2006 г.

Неактивен

 

#2 2006-07-09 13:39:06

Эмилия Галаган
Бывший редактор
Откуда: Гомель
Зарегистрирован: 2006-04-30
Сообщений: 855

Re: Познать Рим … возможно ли это?

Начиналось Ваше произведение как эссе - довольно оригинально и ярко,
а закончилось как отрывки из путеводителя или справочника (причем весьма безграмотного). О фонтанах - подробно, много интересных наблюдений, но - слишком сумбурно, мне кажется.
Отрывок о Рафаэле написан  небрежно. Краткие сведения, ни эмоций автора, ни обстоятельной информации.
Стихотворение...ммм...слабовато...
Произведение нуждается в доработке.
Замечания:
"вспоминая, что как впопыхах пытался остановить мгновение и не сумел …" - что лишнее.
"поскольку в пространстве над городом бродит столько энергии и столько энергетических сгустков эгрегоров, как ни в каком другом городе мира." - по-моему, нужно пояснить что такое эти "эгрегоры". И логичнее закончить предложение: "...как ни над каким другим городом мира", ведь в первой части было "над".
"Разумеется, надо начинать с начала – с Палатинского холма, которое является " - лучше: "который является".
"С этих руин открывается вид, а вокруг огромное количество археологических достопримечательностей разных лет." - "с этих руин открывается вид на...". Так, наверное, правильнее. Но не просто "вид" это точно.
"Бани сооружались и приукрашивались" - приукрашивались не то слово, по стилю не подходит.
"Из фильмов и рисунков, по сохранившимся развалинам видно..." - все-таки из фильмов или по развалинам? Одно дело видеть в кино, а другое - воочию. Вы пишете так, словно все видели своими глазами и тут - бац! - "из фильмов"...
"статуя Океан, стоящая на колеснице..."- правильнее: "статуя, изображающая Океана, стоящего на колеснице...".
"Выскажу сугубо личное мнение дилетанта в архитектуре, моё мнение – мнение рядового ценителя искусства" - незачем так долго оправдываться.
"фонтаном «Негр»,   выполненный Бернини вместе с Мари. " - выполненнЫМ.
"Многие из наиболее известных полотен Рафаэля с изображением мадонны с младенцем относятся именно к этому периоду (например, "Мадонна Грандука")." - предложение повторено дважды.
"папа отменил контракт, если можно так выразиться, заключённый на роспись стен" - "апа отменил конракт на роспись стен, заключенный с..." - правильный порядок слов.
"По прибытию " - по прибытии.
"находится одно из самых замечательных творений Рафаэля, представлявших" - представляющих (если "находится", т.е. существует и по сей день).
Творческих успехов!


Эмилия Галаган

Снег. Смех. Свет.

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson