Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2010-02-22 01:21:21

Чингиз Султансой
Участник
Зарегистрирован: 2010-02-14
Сообщений: 10

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО РУСТАМУ ИБРАГИМБЕКОВУ

Уважаемый господин Ибрагимбеков!

Слежу за полемикой, которая идет в азербайджанском обществе после Ваших интервью газете Pravda.ru, а также информационному порталу Day.az. Естественно, читал и высказывания депутатов Милли Меджлиса Азербайджана, и письмо группы представителей азербайджанской интеллигенции в Вашу поддержку, внимательно перечитал Ваше письмо Джамиле Оджаговой, дочери Расима Оджагова.

Почти со всем в Вашем интервью, в Вашем письме Дж.Оджаговой и в письме группы азербайджанской интеллигенции в Вашу поддержку я согласен. Позволю себе процитировать некоторые отрывки из Вашего письма, чтобы получше выразить свою мысль.

Согласен с Вами в том, что "элитарность означает избранность, принадлежность к некоему "высшему слою" в той или иной сфере человеческой деятельности". Согласен с Вами в том, что "не каждый представитель профессиональной элиты может подняться на следующую и последнюю ступень народного признания - до уровня так называемой национальной элиты; для этого он должен обладать еще высокими гражданскими и нравственными качествами".

Согласен с Вами в том, что выдающийся азербайджанский режиссер Расим Оджагов "был наделен этими качествами. Он никогда не снимал детей высокопоставленных людей, чтобы быть ими обласканным, не хватался за сценарии, которые помогли бы ему получить государственные награды, он не поднимался на трибуну для прославления власти ни в советские времена, ни в более поздний период. … И именно это честное отношение к своему труду подняло твоего отца – человека непубличного, избегающего любых форм саморекламы, – на самый высокий уровень народного признания и уважения.
и что он стал одним из самых ярких бакинцев, убедительно подтвердив очевидную истину - Баку, как и любая столица, не может расти и развиваться без постоянного притока людей из провинции. И многие представители из так называемой «бакинской элиты» - выходцы из самых разных уголков Азербайджана. Но это не означает, что все приехавшие в Баку, получившие высшее образование и занявшие высокие посты, стали полноценными горожанами. Увы, это печальная истина: ни должности, ни образование не делают человека интеллигентом".

Согласен с Вами в том, что "интеллигентность - это мировоззрение, в котором духовные ценности превалируют над материальными, это способность иметь идеалы (политические, нравственные, культурные) и служить им не только на словах. Можно перечислить много других качеств, отличающих интеллигента от обывателя (порой вполне образованного), главной целью которого является умножение своих материальных благ. Интеллигентным человеком может быть рабочий, крестьянин, доктор, инженер, писатель, музыкант, депутат парламента, министр. Но не может стать интеллигентом министр, берущий взятки, и депутат, выбившийся в "народные избранники", расплатившись за это по существующему тарифу".

Согласен с Вами в том, что Ваше интервью вызвало в Милли Меджлисе реакцию, свидетельствующую о низком профессиональном уровне нашего парламента.
Согласен с Вами и в том, что «уровень нашей сегодняшней журналистики, в целом, оставляет желать лучшего», как Вы не раз ощущали это на себе.

Согласен с Вами в том, что «достаточно посмотреть несколько передач (телевидения), чтобы убедиться в том, что жизнь нашего народа отражается в зеркале очень низкого качества, примитивно, по-сельски украшенного рамочкой из искусственных цветов».

Согласен с Вами в том, что «Вот бы на что обратить внимание нашим парламентариям, если они хотят, чтобы их воспринимали как политическую элиту страны».

Согласен с Вами в том, что "и журналисты у нас есть блестящие, и ученые замечательные, и писатели выдающиеся, и художники знаменитые, и музыканты всемирно известные, и инженеры заслуженные, и перечень этот длинен. И каждый из этих людей, несомненно, вполне интеллигентен. Но, к сожалению, все они, или точнее мы, суммарно не образуют сообщество под названием "азербайджанская интеллигенция". Мы не существуем как общественная сила, влияющая на жизнь нашей страны, на ход событий, определяющих качество жизни нашей родины. Наши частные суждения и мнения не складываются в целостное общественное мнение, без которого невозможно нормальное существование ни одной демократической страны". Да, такова горькая правда.

Согласен с Вами в том, что "мы не должны мириться с тем, что значительное число людей с низким IQ, но с высокой приспособляемостью, прикидываясь патриотами и демократами, лживо клянясь в верности президенту и идеалам демократии, в то же время готовые в любую минуту предать всех и вся ради личной выгоды, являются бесконтрольными вершителями наших судеб сегодня и, как следствие этого, в будущем. Только жесткий общественный контроль может умерить аппетиты тех, кто, маскируясь с помощью лозунгов и портретов и занимая высокие посты, жадно занимается личным обогащением".

Уважаемый Рустам муаллим!

В Вашем письме есть один небольшой по объему, но весьма важный - по крайней мере, для меня, - момент, с чем я не согласен с Вами, более того, придерживаюсь противоположной точки зрения. Это Ваши слова о том, что "недавно прошедшие выборы показали, что подавляющее большинство населения Азербайджана выразило поддержку деятельности президента страны". Тем более что они - на мой взгляд - ставят под сомнение сказанное Вами раньше. Простите, я отказываюсь верить, что Вы действительно так думаете. Вы один из авторов, которых - простите меня за это выражение - считаю "своими" за фильмы и пьесы, за прозу, за духовную близость, за созвучие мыслей и чувств. Неужели Вы не знаете, что творится в республике?

Вы автор сценариев, режиссер и продюсер многих фильмов, среди которых - фильм "Белое солнце пустыни", ставший культовым. Я читал в "Википедии": он породил поверье среди советских космонавтов о том, что просмотр этой картины непосредственно перед стартом ракеты приносит удачу и что полет пройдет успешно, породил целый ритуал просмотра. Среди ваших фильмов - "В одном южном городе", который я смотрел вместе с "Белым солнцем" еще школьником, "День рождения", "Допрос" смотрел уже после университета, "Сибирский цирюльник" и, конечно же, оскароносный "Утомленные солнцем". Эти фильмы я смотрел по нескольку раз, буду, наверное, смотреть еще. Вы автор многих пьес, с успехом поставленных во многих городах мира, среди которых "Женщина за закрытой дверью" и "Похожий на льва" - одна из моих любимых пьес, поднимающая такие важные, архиважнейшие в наше время вопросы нравственного выбора.
Неужели Вы не знаете о фальсификациях выборов, подавлении всякого инакомыслия, всякой политической и нравственной оппозиции силой, о травле, систематических избиениях, арестах журналистов, об убийстве Эльмара Гусейнова, которое до сих пор не раскрыто и, судя по всему, не будет раскрыто при этой власти?

Неужели Вы, умный, опытный, проницательный человек, верите, что президент Ильхам Алиев допустит "жесткий общественный контроль"? Неужели Вы верите, что президент разделяет идеалы демократии?

Неужели Вы не знаете, какое место занимает Азербайджан в различных международных рейтингах свободы слова? Неужели Вы не знаете, какое место занимает вроде бы богатый Азербайджан в рейтингах доступа, скорости и цензуры Интернета? Неужели Вы не знаете, что чиновники муссируют вопрос о необходимости закрытия "Радио Свобода", "Голоса Америки", ВВС?

Неужели Вы не знаете, что творится в министерствах и ведомствах, в поликлиниках, больницах, школах, жэу, полиции, прокуратуре, суде?

Неужели Вы действительно думаете, что страна развивается экономически, а не пухнет на дрожжах нефтяного бума; что нефтяные деньги, залог развития нации, сберегаются, а не разбазариваются; что в Азербайджане царят законы рыночной экономики, а не монополии; что развивается конкурентоспособная рыночная экономика, а не архаичная и слабая семейная?

Неужели Вы действительно думаете, что при помощи имитации демократического развития, насилия над политическими противниками, создания марионеточной оппозиции, закрытия газет, лишения свободы, избиений, запугивания и убийства независимых журналистов строится демократия? Если Вы действительно думаете так, то позвольте усомниться в Вашей проницательности.

Однако в Вашей проницательности я не сомневаюсь, как не сомневаюсь в Ваших талантах драматурга, сценариста, кинематографиста, признанных и известных далеко за пределами Азербайджана, подтвержденных многочисленными азербайджанскими, российскими, европейскими и мировыми наградами и премиями. Да при чем тут награды и премии? Главное для автора, для создателя - не награды, а признание, любовь зрителей и читателей, а этого у Вас с избытком, это не могут отрицать даже Ваши завистники. Но тогда объясните мне, пожалуйста, в чем причина Вашего незнания, - на мой скромный взгляд, естественно, - современных азербайджанских реалий? В чем причина подобного блуждания в потемках? В чем причина того, что Вы не видите леса за деревьями?

В чем же причина Вашего невидения или, по крайней мере, ограниченного видения весьма острых проблем Азербайджана, при виде которых болит, не может не болеть сердце, каждого интеллигента, каждого патриота своей страны?
Может быть, в том, что Вы мало бываете в Азербайджане? Может быть, в том, что Вы, достигнув большого успеха, несколько отдалились от жизни простого народа? А может быть, в том, что переход от одной общественной формации к другой всегда сопровождается издержками, тяготами, и Вы считаете в глубине души, что простым азербайджанцам, один из которых я, необходимо, придется нести это совершенно необязательное, навязанное нам нашей властью бремя не столько нужды, сколько унижений? А может быть, причина в том, что Вы в своей давней приверженности Гейдару Алиеву, в своем уважении и любви к этой незаурядной личности не видите, чем обернулся для страны установленный им способ правления?

Разумеется, о вкусах и пристрастиях, о симпатиях и антипатиях, в том числе и политических, не спорят. Я и не собираюсь, просто хотел бы обратить Ваше внимание на некоторые ключевые, с моей точки зрения, факты и моменты. Вы сами затронули кровоточащую, пульсирующую рану, высказав в интервью "Правда. Ру": "В Азербайджане нарушен главный механизм, без которого нация жить не может. Каждая нация существует за счет своей элиты. Сейчас ее нет, и самое главное - нарушен механизм ее образования. Национальная элита образуется очень сложно и медленно. То, что от нее сохранилось, - отброшено на обочину жизни. Страна без национальной элиты не имеет будущего. Потому что механизм выбрасывает на верх власти не лучших, срабатывают семейные, денежные, региональные, коррупционные соображения.
Человек, который достоин, практически не может пробиться, или же он должен притвориться таким, как все - иначе на обочину жизни". Конец цитаты. Да, все это - горькая правда. А сколько таких, не желающих притворяться, участвовать в пирамиде коррупции, славословить президента, на обочине жизни...
И по сравнению с этим, то, что "когда в Баку приезжаешь, то приезжаешь уже не в Баку: уже в аэропорту тебя встречают люди, которые вместо приветствия просят с тебя мзду за доставку до города", - такая мелочь, что не стоит упоминания.

А ведь нарушение механизма образования национальной элиты началось не сегодня. Основы его заложены еще покойным Гейдаром Алиевым, отцом нынешнего президента.  Все это – результат многолетнего строительства пирамиды коррупции, долгого правления семьи. Почему так произошло? Объяснений этому много, перечень всего вышел бы за рамки этого письма, но, думаю, одно из самых главных Вы высказали в своем письме госпоже Оджаговой. Я полностью согласен с этими Вашими словами, с тем, что Вы, азербайджанский интеллигент, яркий представитель азербайджанского и мирового кинематографа, признаете: "Мы очень робки в выражении нашей гражданской позиции".

Конечно, я всегда осуждал Вас и других выдающихся, известных и знаменитых представителей азербайджанской интеллигенции, писателей, художников, скульпторов, режиссеров и сценаристов, а также композиторов, которые отмалчивались и до сих пор отмалчиваются при виде цунами коррупции, которая захлестнула страну, при виде той лжи и лицемерия, которые льются на зрителей с экранов телевизоров, при виде того насилия, что творилось над людьми, желавшими голосовать и защитить свои голоса, выбирать того, кого они хотят в 2003 и 2005 годах. Но я больше осуждал Вас и других известных представителей азербайджанской интеллигенции в душе, почти не высказывая своего осуждения на страницах печати. Потому что думал: они - то есть вы - могут работать только в своей сфере, способны творить только при определенных условиях. Они, конечно, видят, что творится в стране, но не могут протестовать, не способны к протесту, потому что опасаются не только репрессий, опасаются, что, начав протестовать и будучи наказанными за это, они не смогут работать, творить. Смысл их жизни - творчество, хотелось бы верить, что оно и служит им оправданием, весьма сомнительным, правда, - с моей точки зрения, - столь вопиющего молчания. Но эта интеллигенция и в своем творчестве, и даже в мыслях не осмеливается протестовать против того, что творится в этой прекрасной и несчастной стране. Это показывает, как глубоко засел в умах страх перед властью, перед возможными последствиями протеста. Однако Ваше письмо показывает, что Вы не хотите, не можете молчать. Лучше поздно, чем никогда.
Это требует гражданской позиции, гражданского мужества, и мои симпатии на Вашей стороне. Как же не поддерживать Вас уже только за это?! И если Вы, сильный своими талантами, характером, известностью, международным признанием, - возможностью жить за рубежом, наконец, - человек, делаете это только сейчас, то чего ждать от других, менее ярких и успешных представителей азербайджанской интеллигенции? Тем более, что взять с тех авторов нападок на Вас в Милли Меджлисе? Не стоит о них говорить.

Уважаемый Рустам муаллим!

Вы призываете "к активности неоппозиционного свойства. Это удел профессиональных политиков, борющихся за власть". А разве удел интеллигента - всегда и во всем поддерживать власть, как это делало подавляющее бесхребетное большинство интеллигенции в советское время? Как это делает оно и теперь? Конечно, не все должны заниматься политикой, но интеллигент должен обладать позицией, нравственной позицией. Об этом говорил еще Гейдар Алиев, и эти слова достаточно известны и популярны: «Movqeyinizi bildirin!» - «Выразите <свою> позицию!» Посмотрите, как до омерзения дружно, единогласно и верноподданно поддерживает главу государства наша отечественная попса, получая за это награды, звания, президентские стипендии, квартиры, саму возможность выступать на телевидении и т.д. Должна интеллигенция хоть чем-то отличаться от нее? Или нет?

В заключение разрешите еще раз процитировать Ваше письмо: "Написав эти слова, я поймал себя на том, что опять верх взяла обличительная интонация, а я ведь собирался написать спокойное письмо к дочери друга..." Естественно, что в Вас берет верх обличительная интонация. А какая же иная интонация может быть, должна быть в письме у интеллигента, озабоченного судьбой своей страны в наше время? Это тоже признак гражданской позиции, гражданского мужества.

Конечно, если эта интонация вызвана болью за свой родной Баку, за свою страну, а не желанием, используя свою международную известность и авторитет, добиться от президента Ильхама Алиева претворения в жизнь собственного же президентского указа с конкретными сроками реализации о создании международной киношколы в Баку. Добиться принятия "организационно-финансовых решений, без которых эти указы существуют только на бумаге".

Искренне надеюсь, верю, что дело здесь не только в киношколе, Вашем детище, - ведь этот случай - только один из тысяч подобных и только повод, - а в положении, в котором очутился Азербайджан, где не исполняются законы. Самые обыкновенные законы, которые должны быть превыше всего, в том числе и указов президента.

С большим уважением,

Чингиз Султансой.

Опубликовано в газете «Зеркало» с некоторыми сокращениями 14.11.2008

Отредактировано Чингиз Султансой (2010-02-25 00:30:29)

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson