Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2010-02-02 14:56:31

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Ревизия "Ревизора». Гендерная революция в Тверской драме

Впервые посмотрев «Ревизора», публика хохотала до упаду, а государь, уезжая, сказал: «Тут всем досталось, а больше всего мне».

ПЕРЕЛИЦОВКА «РЕВИЗОРА»
На три новации решился режиссер Валерий Персиков в постановке «Ревизора» на тверской академической сцене. Городничий, по версии Персикова, – не Антон Антонович Сквозник-Дмухановский (нар. арт. Константин Юченков), а его жена Анна Андреевна (нар арт. Ирина Андрианова). Во-вторых, любовная интрига уже не водевиль, а едва ли не трагедия. А третье, знаменателен сам факт постановки «Ревизора» в современной Твери.

НЕПРИЯЗНЬ ЧИНОВНИЧЕСТВА
Известные критики Фаддей Булгарин и Осип Сенковский в один голос твердили, что комедия Гоголя – грязная клевета на Россию
«В каком-то городке…, -- излагает содержание комедии Булгарин, -- городничий, земский судья,  почтмейстер, смотритель  училище, попечитель богоугодных заведений представлены величайшими плутами и дураками».
Сохранились документальные свидетельства сословной озлобленности, возбужденной комедией. Например, видный чиновник и литератор Филипп Вигель писал драматургу и директору Московского театра Михаилу Загоскину о Гоголе: «Это юная Россия во всей ее наглости и цинизма»,  а саму комедию назвал клеветой в пяти действиях.
Впечатление, произведенное на Гоголя критикой «Ревизора» из реакционного лагеря, было оглушительно. «Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня», писал Гоголь 29 апреля 1936 года. А 6 июня уехал из России.
Гоголь с юношеских лет мечтал послужить на пользу государства в области юстиции. Но не любили его и низшие слои правительственной администрации – уездное чиновничество.
«Ревизор» -- комедия ошибок, общественный фарс. Но за каким уездным городком обозначена вся Россия? 

ГОРОДОК
В «Авторском дневнике» Гоголь писал, что фабула «Ревизора» принадлежит Пушкину, рассказавшему Гоголю, как нижегородский губернатор Бутурлин в 1833 году принял поэта за тайного ревизора. Бутурлин счел долгом предупредить и оренбургского губернатора Перовского.
Хлестаков – петербургский чиновник, и на своем пути к отцу в Саратов он не мог миновать губернские города Новгород и Тверь. Из уездных городов на этой дороге были Крсетцы, Валдай, Вышний Волочек, Торжок. Клин.  Нарушение законов заставляло местных чиновников бояться появления на местах каждого нового лица, особенно когда неясны была цель его посещения.  Можно указать на случай, произошедший в1834 году в Осташкове с известным собирателем народных песен Петром Киреевским.
«Когда он, -- писала мать Киреевского, -- собирал в Осташкове нищих и стариков и платил им деньги на выслушание их не райских песен, то городничему он показался весьма подозрителен, он послал рапорт к губернатору; то же сделали многие помещики, удивленные поступками слишком скромными такого чудака, который по несчастью называется студентом»
«Меня, -- описывает Киреевский свое пребывание в Осташкове, - там не только в простонародье, но даже и в тамошнем [бомонде] боялись, как чумы, воображая во мне сначала шпиона, а потом карбонара».
Гоголь нередко (как от некоего Васильева из Устюжны) получал упреки, что он неточно передал состав чиновничьего аппарата уездного города.
На чем основывает Булгарин свое заявление о том, что Гоголь не знает жизни в России? На том, что Гоголь неверно показал, как берут и дают взятки. Булгарин пишет: «Проезжайте всю Россию вдоль и поперёк, вы не услышите слова взятка. Берут, но умно, дают еще умнее. Берут взаймы без расписки или на расписку, а расписку раздирают тихомолком, за именинным пирогом и т.п. Дарят вещи жене, но так, что догадаться нельзя, ведь в провинции все смотрят друг на друга вороньими глазами! Чуть промахнулся – беда! Гербовая бумага не дорога, а губернское правление только и ждет и этого»
Гоголю это замечание показалось достаточно веским, и он учел его в дальнейшей работе над комедией.

ЭВОЛЮЦИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗА
У Гоголя образ Анны Андреевны постепенно, а всего над текстом комедии Гоголь работал около семнадцати лет, высвобождался от черт водевильной кокетки. Она становилась все более связанной с нравами среды и времени. Подметив это, Валерий Персиков пошел намного дальше.
В «Сказании о шести градоначальницах» Салтыков-Щедрин в сжатой гротескной форме выразил природу семидесятилетнего правления в России XVIII века женщин, начиная с вдовы Петра I Екатерины  I  (урожденной Марты Скавронской), занявшей престол в 1825 году, и кончая Екатериной II (урожденной принцессой Ангальт-Цербтской), умершей в 1796 году.
«Ревизор» Персикова – это довольно серьезная заявка на перспективу обозримого радиуса действия. Но насколько типичен образ городничего Анны Андреевны Сквозник-Дмухановской?
Сразу вспоминается губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Вслед за ней видится Юлия Тимошенко, у которой неплохие шансы стать президентом Украины в ближайшее же воскресенье. Мэр польской столицы -- Ханна Гронкевич-Вальц. Йорданка Фандакова недавно стала первой женщиной-мэром болгарской столицы.

С ГОЛОВОЙ
Не будем ходить далеко. Мэром Костромы еще год назад была Ирина Переверзева. Единственная  в  России многодетная (у нее пятеро детей) женщина-мэр Ирина Табацкова,  бывшая активистка Национал-большевистской партии, выиграла выборы главы города Коврова без больших бюджетов и «мохнатой руки».
Что касается Тверской области, то мы сразу вспомним главу ЗАТО «Озерный» Валентину Махринскую, сменившую на этом посту Ольгу Пищулину, нынешнего замгубернатора. А также главу администрации Удомельского района Татьяну Павлову и главу администрации города Старицы Валентину Соколову.
И чем мельче муниципальное образование, тем чаще его возглавляет женщина. Любопытное замечание сделала представительница Всекитайской федерации женщин: женщины-мэры играют решающую роль в модернизации китайских городов.

КЛАССИКА ЖАНРА
Но вернемся к нашим играм. Подход к классической драматургии в современном театре обычно опирается на сценическую традицию постановки того или иного произведения. Авторы спектакля обычно следуют за традицией и продолжают ее.
«Ревизор» - пьеса, с одной стороны, абсолютно хрестоматийная, но в нашем случае уже не хрестоматия: Персиков локализовал сюжет, перенеся его на местную почву. Но вместе с тем, спектакль представляется проекцией проблем 22-го века на наши дни. Двадцатые годы, а какого столетия не важно... Что такое для России сто лет, двести или триста? Ничего не меняется. С достаточной степенью достоверности изготовлены дощатые декорации спектакля, установленные на поворотном круге, колесе судьбы.
«Ревизор» -- это комедия в равной степени доиндустриального и постиндустриального общества.

РЕВИЗИЯ
Гоголь подчеркивал естественность и наивность лижи Хлестакова. Это почти вдохновение, только такая ложь могла стать правдоподобной. Сам по себе он не мошенник. Однако преображается, превращенный в важное лицо.
Когда Хлестаков ходит голодный, это смешно. Но когда полстраны живет впроголодь, до смеха ли тут? И как поступит современный человек, не привыкший и не умеющий работать и зарабатывать, если попадет в подобные обстоятельства?
Отсутствие положительного героя было основным упреком автору «Ревизора» недоброжелателей-критиков. Считая лучшей сценой в «Ревизоре» объяснение Хлестакова с Марьей Антоновной, типичной девицей из среды мелкого дворянства, критик Олег Сенковский советовал  Гоголю расширить эту удачно начатую в «Ревизоре» любовную интригу. Валерий Персиков явно последовал этому совету.
Гоголевский шарж в интерпретации Персикова превратился в лирическую трагикомедию, Всех персонажи пьесы получились живыми людьми, сыграны личности, а не личины. Особенно хороша добротная, крепко сколоченная Анна Андреевна. Она всё понимает, всё знает, бывает и на уроках в училищах, и у больных в палатах, и в судейских лабиринтах, дельно советует, как поправить дела. Выбор Персикова логичен: глубочайший самообман прожженного городничего можно объяснить лишь долей романтизма, присущей прекрасному полу.

ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ЗНАТЬ
Интересно, живо сыграны все чиновники: местный «вольнодумец» судья Ляпкин-Тяпкин (Борис Михня) и становящийся в зависимости от обстоятельств то выше, то ниже ростом попечитель богоугодных заведений Земляника (Вячеслав Грибков), вечно улыбающийся  почтмейстер Шпекин (Алексей Великотный) и уездный лекарь Гибнер (засл. арт. Виталий Синицкий), роскошная Слесарша (Елена Филатова) и невеста Хлестакова – Мария Антоновна (Екатерина Всеволодова).
С точки зрения действующих лиц, Хлестаков – настоящий ревизор, «вельможа», которого они всячески привлекают на свою сторону, преодолевая сопротивление врагов. Но ревизия происходит даже и без всякого ревизора – мнимого ли, подлинного ли, – чиновники уже сами ревизуют свои «ведомственные» пороки задолго до ожидаемой официальной «порки».
Казалось бы, все должно бы было кончиться свадьбой, но Хлестаков уносится на тройке.
Чему смеетесь? Над собой смеетесь.

Игорь МАНГАЗЕЕВ

(С небольшими сокращениями опубликовано в газете "Вече Твери" во вторник 2 февраля 2010 года).

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson