Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2006-05-16 08:56:24

Анатолий Елохин
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-16
Сообщений: 434

ИЗГОИ... (Из Гойи?)

Анатолий Азиат



ИЗГОИ... (Из Гойи?)
   
...Нам ваша скотская мораль
От фонаря до фонаря...
...Вранье - ваше вечное усердие,
Вранье - безупречное житье.
Гнилье - ваше сердце и предсердие,
Наследство к черту!
Все, что ваше - не мое!
Долой - ваши песни, ваши повести,
Долой - ваш алтарь и аналой!
Долой - угрызенья вашей совести,
Все ваши сказки богомерзкие - долой!
………………………………………….
...Уж лучше где-нибудь ишачь,
Чтоб потом с кровью пропотеть,
Чем вашим воздухом дышать,
Богатством вашим богатеть...
...Среди заросших пустырей
Наш дом без стен, без крыши кров,
Мы - как изгои средь людей,
Пришельцы из иных миров...
В.Высоцкий

    Идут   последние минуты. Ноги тяжелые, словно гири к ним привязали,  во рту ни грамма слюны, язык царапает небо, а мы "летим"  -  2:3, и нас устраивает только ничья, потому, как: разница  мячей у нас лучше, чем у СУ-3. Черт бы побрал этого молдавана!  Решающий матч, а он не пришел! Пришлось Генку на ворота ставить,  хоть    это и смех: роста у него -175, а вес -  больше  100, конечно, для себя он сыграл неплохо, но... А тут  еще  Маклабан:  в своей штрафной, вдруг ни с того, ни с сего, схватил мяч в руки и сразу же выбросил. Все оцепенели. Пенальти!  Конечно,  забили:  джентльменами у нас не пахнет. Вот  Сашка  Галли (говорит, в детстве с Бессоновым в команде играл,     а  любимое  его  высказывание:    "Харьков  -  столица мира!"),  отбирает  мяч  и передает его мне. Все сгрудились у наших  ворот,  и,  даже  защитники  перешли на нашу половину поля.  Кричу:  - Юра! - И Юра уже начинает свой рывок, только бы  успеть  дать пас за спину, пока он еще на нашей половине поля,  чтоб  "вне  игры" не было. Получилось! Ура! Ну, Юрок, теперь все в твоих руках, верней -  в ногах, мы все, конечно, знаем, что никто из них тебя не догонит - ведь ты раньше 10,3 сто  метров бежал, правда на стадионе, в «шипах",  а не  здесь:   в   Ноябрьске,     где  футбольное поле разбито на песке, но и на  песке никто тебя не догонит, вот, только с мячом ты - не на  ты, не то, что в баскетболе, ну - не спеши! Вздох досады вырывается у нас, а они поздравляют своего вратаря, конечно, он смело вышел и Юрка не совладал на своей скорости с мячом. Угловой.   Последний  шанс.   Судья   уже  посматривает  на секундомер. Только  бы ударить, пока он смотрит на меня, я уже заметил, что если  судья не подсуживает, то, если мяч в игре, он  никогда  не свистнет о конце игры, ему интересно: как завершится эпизод.    Только бы сделали, как я им говорил: Юрка на - ближнюю, а Кухар на дальнюю. Удар. Ура!!  И, Толик Кухар! Молодец!  Конечно, у него и рост, как у Юрки - почти два метра, и, в прошлом, два метра в высоту прыгал, но, ведь еще и по мячу попасть надо было, и, по воротам не промазать, и, чтобы вратарь не взял.
   Все! Поздравляем,  друг друга и идем к центру поля, сейчас будет  свисток, и кубок - в наших руках.
   Вчера  были соревнования по легкой атлетике, и теперь вся наша  комната  оклеена    грамотами,  как  обоями  - вспомнили молодость!  Ведь еще год назад, работали тренерами по легкой атлетике,  Юра    даже  МС  на 100 и на 200 метров выполнил, а Витя  Кудряшов, хоть и не тренером работал, но за 7 метров в длину  прыгал.    А,  сейчас, мы стропальщики СМП, который прибыл сюда из далекого Харькова, строить город на Тюменском Севере.
   Вопрос:    почему  мы  здесь,  и - почему стропальщики? А нужны ли мы государству тренерами, ведь ставки - смехотворны -  если  даже  тренер  высшей  категории,  т.е.  воспитавший чемпиона  мира, олимпийских игр, да еще каждое четырехлетие, может  работать  на  две  ставки и его зарплата где-то - 300 рублей,    ну    а  обыкновенный тренер - ...
    Когда он в работе, когда  он одержим работой, когда на него с восторгом смотрят ученики  -  он    человек. Когда он приходит домой, особенно в дни  зарплаты  -  он  ...  Как говорят:  -  Нет слов - одни чувства!  Ну,  а  подготовить хотя бы одного, (я имею в виду: честно,  без  всяких  там  судейских  казусов,    их, конечно, хватает), мастера спорта в легкой атлетике, намного тяжелее, чем   разгружать   вагоны   со стройматериалами:  цементом, алебастром, и.т.п.. А тут, по сравнению с тренером, получаем -  деньжищи!  Как  кто-то  выразился в день первой получки: - Ребята!   Я   сегодня    себя  мужиком  почувствовал!-  Вывод напрашивается:     не  нужны  мы, как специалисты физкультуры и спорта.  Да  и ладно: многие не нужны нашему государству, а оно  их  учит и не использует - парадокс: ведь если что-то в хозяйстве  не  используется,  хоть  засыпь  его  нафталином, все равно - одна труха останется.
   Нет     хозяина!   Нет!   "Человек  проходит,    как  хозяин, необъятной  Родины  своей!" Где он проходит? Покажите! Здесь по   всем   дорогам   и   обочинам,  не  только  металлолом,  разворованные    автомобили   и  прочее оборудование! Север - все  спишет!  А  цемента столько валяется, что, когда кто-то впервые  приезжает  с Украины, то он замирает в изумлении, и говорит:  -  У нас  бы  такого  не  было,  все  бы по домам растащили! -  Я    уже  не  говорю про бутылки  и    банки,   которые     здесь       не  принимают,    и  которые,  валяются  повсюду,    хоть машинами  вывози.  Кстати,  мой брат из Сургута рассказывал, что когда у них открыли приемный пункт стеклотары, то многие "КрАЗами"  привозили  - сразу на "Жигули". Сколько брошенной техники,  сколько  разворованных  вагонов!  Где  хозяин? Кто отвечает?  Никто!  А если - никто, а просто одно предприятие деньги  другому  перекладывает,  другое  -  другому, и такой круговорот   всех  устраивает,    и,  дает  развернуться    всем хапугам, и, кстати, с партийным  билетом.
   Хорошо, что Ленин не может встать и увидеть этого!..
  Нас    премировали за победы в соревнованиях турпутевками в Тобольск,  Кухар  -  отказался.  После    Октябрьских,  где-то поедем.
   Вчера,  с  Порядиным  остались  после работы доразгружать алебастр  из  вагона,  машины  ходили  хорошо и мы с помощью "телекинеза",  очень быстро закончили вагон. Узнав, что я не занят,     он  предложил    мне  помочь  отремонтировать  старый вагончик,  который  ему дали, а то, скоро приедут из отпуска его жена с дочкой, а он еще ничего практически не сделал.
   Местность,  где стоял вагончик, была болотистая, пришлось с  помощью  домкрата  выравнивать  его и подкладывать шпалы, надо бы еще стекловаты, а то - зимой  тут  и  за 50 градусов бывает.  Провозились дотемна. Потом пришли в нашу комнату,  и попали на представление.
   В комнате было полно народа и, почти все уже "на взводе", только Кухар  лежал  и  читал    книгу.  Видно  было, что уже сбросились, допили и собираются опять послать гонца. Кстати, тут  сухой  закон,  водки  не продают, и приходится вместо 6 рублей, платить за бутылку 18-20 рублей бичам, которые едут в Сургут,  закупают  ее  там,  хотя  там дают по две в руки и очередищи  огромные,  с  драками  и поножовщиной, но, как-то закупают  по несколько  ящиков и привозят сюда - на продажу. Кстати, полгода  назад, у нас жило два бича, ну, один, правда, раньше работал в СМУ-2, потом уволился и занялся этим делом, и друга  откуда-то  с собой привел. Ребята этим пользовались и частенько брали  у них  водку  по  госцене, предварительно подпоив  их.  Так  вот,  тот, который привел друга, задолжал тому   три   куска  (три  тысячи),  и  друг  ему  сказал: «До такого-то  не отдашь - убью." Толик  Кухар, (года через два) рассказал мне, что: как-то  приходит он со смены, а работали мы по железнодорожному графику  по 12 часов:  день,  ночь, отсыпной, выходной, а в  дверях его встречает тот друг бича, и просит  помочь мешок    отнести, ну, он  помог... донесли до болота,  бич  развязывает  мешок  и  показывает  Кухару труп своего друга, разрубленный на куски, и говорит: «Скажешь про меня - вместе сидеть  будем." И - в болото! И, сколько - там без  суда  и  следствия,  и -  невинных  жертв!  Какая к черту милиция! Какая советская власть!..
   Так вот, когда мы зашли, опять скидывались по червонцу, а потом собирались  играть  в  "триньку".  В  пьянках  я  не участвовал,  а    в карты, конечно, играл. Игра такая: сегодня выиграл  100 рублей, завтра проиграл 300, потом выиграл 800, затем проиграл 500. Конечно, были и неудачники, которые если и  выигрывали, то мало, а если проигрывали, то 1000-1500, но мне как-то везло: я, в общем, оставался в нулях, а привлекал к   игре  азарт,  и,  конечно, возможность  понаблюдать  за психическим   состоянием   человека:   видеть,     как  кто-то осторожничает,    кто-то блефует,  как проявляется на лице, в жестах,  в  движениях,     то, чего в обычной жизни не увидишь. Карты и деньги - очень быстро проявляют характер человека.
   Ну,    вот, гонца  отправили  и  компания  начала  заводить Маклабана, человека, который если заведется, то его ничем не остановишь.  Вчера,  например, он получил посылку из дома, и все  грецкие  орехи,  которые  ему  прислали,  брал в руку и разбивал о свой лоб, компания - "отъезжала".
   Сегодня  его  завели,  что  он с трех раз не выбьет дверь головой.  Маклабан  не рассуждает, он разбегается, прыгает, как говорят - "щучкой". У меня заболели кости на собственном черепе,  как  он  у  него не треснул! Я говорю: «Маклабан, не надо,  кончай!"-  но  -  увы... Разбег! Толчок! Удар!! Дверь падает, Маклабан на ней, крик из коридора, под дверью кто-то лежит.    Быстро поднимаем  дверь,  под   ней Грановский, зам. начальника  УПТК,  там,  где мы работаем. Пришел посмотреть, как  культурно отдыхают  рабочие.  И - увидел. К счастью, в комнате  на  столе  не    было  ни одной  бутылки,   и,  приняв за чистую монету:   извинения   и   уверения,   что  все будет нормально, сейчас все поставят на место, что это   случайно: толкнули  и.т.п.,  он  поспешно  уходит отдыхать, с чувством  исполненного долга, наверное.
   И, после  его  ухода,  все  с  жаром  и смехом вспоминают Грановского  на свадьбе у Толика Андрияки, из Киева. Свадьба, как  все  русские свадьбы, да еще на Севере, была пышной. И, жених был с иголочки одет - франт, и, невеста - вся в белом, и,  гостей  - полное кафе, и, ансамбль.  Но, мне больше всего запомнился,  даже не Нечаев, который, едва успев приехать из Кременчуга, уже делал вид, что он всех знает, все его лучшие друзья  и   жить   без   него   не    могут,  а мясник этого кафе, который,  на  глазах  у всех, выйдя к микрофону, "засадил" с горла  бутылку    водки,  и  целый  час пел рок-н-ролл, на том языке,   который  не  поняли  иностранцы,  когда  Ширвиндт  с Каневским  в  каком-то    фильме изъяснялись  -  но  это было бесподобно!
   Так     вот,    от   имени  УПТК,  подарки  поручили  дарить Грановскому.  Он  встал и только начал говорить, как вдруг - по залу гул и в дверях:
-  К  нам прибыл "дядя" Кухар! Штрафную ему! - это "воевода" перебил  Грановского.  Кухару тут же наливают стакан и он на виду  у  всех, залпом выпивает его, отказывается от закуски, поздравляет  жениха  и    невесту  и  садится  рядом  с  ними. Грановский снова  начинает   говорить, заканчивает поздравления,  "воевода"  принимает  у    него  подарки, и - в ответ  подает ему стакан водки. Грановский, не знаем: или не пил;  или  -  такими дозами никогда не пил; но ему неудобно, после  того,  как  Кухар  перед  ним  выпил стакан и даже не закусил,  отказываться    на виду у всех, и, ему - страшно, он дрож-жащей  рукой  берет  стакан, пьет    -  и такая бледность разливается по его лицу. Свадьба продолжается, внимание всех занял  другой  поздравляющий,  а Грановский идет, садится за стол  и  начинает  жадно  закусывать,  кто-то  подливает ему водки, кто-то подает стакан воды - он только кивает.
  И,  так как, кроме жениха и невесты, всем остальным завтра на  работу,  администрация  позаботилась,  чтобы мы не из-за стола  пошли  работать - прислали за нами три автобуса - все расселись.  Грановский оказался в нашем автобусе, его завели под руки, потому, что он уже спал за столом. Посадили его на сиденье,  где  обычно  сидит кондуктор, а так как, шапка его постоянно  падала,  дали ее ему руки, и она лежала у него на коленях.  Автобус тронулся с песнями. Пели русские песни, и, вдруг,  Грановского  во  сне  стошнило, он не открывая глаз, подносит ко рту свою шапку и скоро она почти до краев, глаза его  все время закрыты. Юрка вдруг запевает новую песню и со словами:
-   Эх,   загу-загу-загулял  Грановский  парень  молодой!  - становится перед ним на колено, продолжая петь, а Грановский во время пения надевает шапку на свою голову...
   Ловлю   взгляды,   презрительные,  выражающие:  омерзение, пренебрежение, чувство  превосходства    и  -  непередаваемый     хохот!             Автобус останавливается, две женщины выводят его под руки  из автобуса, обтирают снегом и куда-то уводят. Но, все на  этом не кончается: Андрей Гусовский, который сидел сразу за  водителем  и дремал, вдруг вскакивает и бьет водителя по голове.  Автобус  останавливается - никто ничего не понял, а Андрей уже сидит и дремлет дальше, досматривая свой хмельной сон.  Водитель    кричит, что  не  поедет   дальше,  докладную напишет. Все начинают  перед  ним  извиняться, будят Андрея, а он только глазами хлопает, (смена, в которой он работает, его не любит, т.к.: во-первых  -  он лентяй, все ищет повода на работе посачковать; во-вторых  -  его вызывал  на  работу начальник, а таких, "приближенных" рабочих - люди не любят). Наконец,  едем  дальше, (водитель все-таки докладную написал -  и  пришлось    Гусовскому собирать чемоданы, к удовольствию многих), теперь - двое пьяных бросают в стекла снежки. Автобус останавливается, первым выскакивает Юрка - два удара длинных рук  - и  все кончено. Мне рассказывали: как-то "по пьяне", Юрка  вышел до первой крови с одним парнем, который серьезно занимался  карате  -  и пришлось каратисту умываться кровью. Если  бы  Юрка    пошел  в преступный мир, он бы далеко пошел: во-первых  -  бесстрашен;  во-вторых - рост, сила, быстрота, резкость;  и  -  любит  брать  верх  во всем: будь то спорт, карты, философия  (Гегеля читал внимательно, Монтеня у меня недавно  брал),  а общий облик: смотрим хоккей Канада - СССР и,  что  это  -  все  вместе  кричим: - Юрка! Это ты! - а на экране,  на  скамейке штрафников сидит Робинсон: то же лицо, те же усы, тот же рост!
   Все    тоже  начали выскакивать из автобуса, но Юрка быстро загнал    всех  назад  и,  водитель, в шоке от такой компании, быстро довез нас до поселка.
   Вот     так,    как  увидят  Грановского,  так    и  начинают: (особенно  если  кто-то  этого    не знает),  и  так это все - в лицах, перебивая и дополняя друг друга расскажут, что и наш слишком  интеллигентный  "Вокруг  смеха",  если  бы смог это увидеть,  от зависти написал бы еще что-нибудь. Да и вообще: разговор   живых  людей,  а  не  литературных  персонажей  - непредсказуем. Стоит кому-то про что-то начать - и пошло:
- А вот, у нас...
- А мне чудак рассказывал...
- А я тут с одним кентом...
   Где    вы, писатели? Почему оторвались вы от народа? Почему слишком  высок    ваш  стиль?  Почему  вас  читают  избранные, которым  доступно  ваше превосходство,  над "серой массой"? А эта  -    "серая масса"  считает  своим    народным  Высоцкого, который  врывается  в  души  своим  неповторимым  голосом  и жестким  острым  словцом,  ставя  все и вся в нашей жизни на свои места, пробуждая народ от спячки...
   Грановский  ушел,  тут  же  пришли гонцы - сразу началась кутерьма: разлили - выпили, разлили - выпили.
   Мы  с  Мишкой, пока все это происходило, уткнулись в свой незавершенный  диалог: о  Высоцком,  о "Пинк Флойд". Мишка, (он  - интеллигент,  работал  в Херсоне прорабом) - но, как говорится:   честному человеку,  не  умеющему  воровать  у государства, жизнь на "Большой Земле", то бишь, не на Севере -  не  по  карману,  вот так, очутился здесь человек,  пишущий незаурядные  стихи,  во всяком случае, его поэма "Подсолнух",  памяти Ван-Гога,  когда- нибудь  напечатается и будет иметь сногсшибательный  успех,  и я, конечно горд, что в день моего отъезда  на "Большую Землю", в декабре 1982 года, он подарил мне  авторский    черновой  экземпляр,  с надписью и подписью:
Порядин Мих. Евг. - грузчик ЦКУПТК

                ***
     ...Повисла в воздухе рука с плащом.
      Да уберите прочь быка! Бык - причем?
      Я же пришел объясниться в любви,
          То есть - покаяться в сотворении мира.
      А бычье обличье?.. Ну, знаешь - зови
      Насмешкой, иронией, самосатирой...
      Сказано: - "Трудно быть богом."
      А - рядовым творцом?
      Зеркало. Ночь. Ван-Гога
      Желтое с красным лицо.
      Он, исступленно охнув,
      Сверкнул острием прозрачным,
      Стал сохнуть желтый подсолнух,
      Стал цвета слюны табачной.
      Поволокли с арены
      (Очередной - отмучен),
      Хлопья багровой пены,
      (Как это больно - крючья).
      Рана - как это странно,
      Ухо - вот - на ладони.
      Ухо ли? - безымянный
      Мятый стакан бездонный?..
            ***

   А  его  стихотворение  по картине К. Васильева "Человек с филином",  которую он не видел, но, которую ему описал Юрка, как здорово он прочувствовал подтекст:

            ** *
        ... А пламя, я знаю
        Жрет имя мое,
        И даже сквозь веки -
        Глазам горячо,
        А филин впивается
        Крепче в плечо.
            ***
   И,  если  бы  К.Васильев встретился с Порядиным, то он бы поразился:
- Вот, оказывается с кого я писал "Человек с филином!"- Хотя и не в плечо филин впивался...
   Сошлись мы с ним, конечно, на почве стихов. Но до поры до времени,  я  не  знал, что  он  пишет, практически почти до самого    моего  отъезда, и это было для меня, как шок, потому как,   он   подсунул  мне   "Подсолнух",    сделанный    по    всем правилам:  и чувства, и мысли облачены в классическую форму, не  то, что у меня: где основа - мысль, иногда - чувство, но видно, что это еще - набросок...
   Так     вот,  Мишке  не  нравился  Высоцкий  (т.е.  конечно, отдельные  песни  ему  нравились, но, как истый интеллигент, он  ополчался  против его "блатных песен"), а я всеми своими душевными   запасами,  всем  знанием    очень  многих  песен Высоцкого, старался поколебать его уже сложившееся мнение, и в  запале  говорил,  что  внуки  мои будут его (Высоцкого) в школе  проходить,  привозил  ему записи песен, которые он не слышал,  у  моего родного брата Виталия в Сургуте, больше 20 кассет, только Высоцкого. С каждой нашей встречей Мишка, как бы  теплел  к  Высоцкому,  слушал  мои рассказы  про могилу Высоцкого,  которую  я не забывал посещать, бывая в Москве, про  живые цветы, которые не увядают ни зимой,  ни летом,   про    этот    островок     народной  памяти,  ну,    а когда он прослушал много (!!) раз кассету с песнями, написанными и не вошедшими в фильм  "Бегство  мистера  Мак-Кинли", Мишка был окончательно сломлен  талантом Великого Поэта. И, когда, год спустя после моего отъезда, Мишка написал мне, что он провел вечер памяти Высоцкого,   (а  он  был  диск-жоккей-общественник  в  нашем клубе),  я,  конечно,  был  растроган донельзя. Одновременно Мишка  вербовал меня в свою веру: он был страстный поклонник "Пинк  Флойд", а  я  твердил, что  после  "Биттлз",  и пару концертов "Дип Перпл"- слушать нечего, музыка не увлекает, а про  тексты  и говорить  не  хочется;    а  он говорил, что у Высоцкого  -  тексты,  но  нет музыки; и у нас чуть не драки доходили  эти  споры.  И, вот, однажды, вкратце переведя мне "Стену",   он посадил  меня  в  своем,  еще  не  до  конца отремонтированном  вагончике, и, включил пластинку.
    Начало - ошеломило!  Я  сидел потрясенный, слушая голос отображенного реального мира, в котором я живу...
   И - опять ассоциация: Высоцкий - цикл песен, не вошедших в фильм "Бегство  мистера  Мак-Кинли"  -  почему  не  вошли? Потому что,  хоть  и    писал   он     про   американское, капиталистическое  общество,  слишком  многое  ярко, выпукло видно: а не про нас ли? И только поэтому - они не вошли!..
   Мишка  в  тот  день    меня  не  спросил - ни слова: он все увидел    на  моем  лице.   Потом я слушал все, что у него было "Пинк  Флойд",    но  это уже (кроме "Треснувшего бриллианта" - реквием по своему первому руководителю, сошедшему с ума), не производило  такого  впечатления.
  А "Треснувший бриллиант» я заказал,  чтобы  на моих похоронах, вместо похоронного марша играли. Не знаю - решатся ли, или не смогут уйти от традиций и  трафарета,  но  хотелось  бы:  в  последнем     пути на этом прекрасном,  ужасном  свете  слышать эту бесподобную музыку. Конечно,  я оговорился: не я уже буду слушать эту музыку, но хочу,  чтобы  люди, которые придут проводить меня, послушали ее,  а    не каких-то пьянчуг, со своим абсолютно неэстетичным похоронным маршем...
   За  столом, между тем, опять все выпито и - Булгаков (да, это  фамилия  Юры)  - гуляет: дает кому-то  деньги - опять к бичам  посылает. Русская натура!  Вот, такой он весь: гулять - так до упора; тренироваться - так до изнеможения; жаль вот только, как порох - вспыхнул и погас, совсем нет терпения, а ведь  такой  талантище:  30  метров  с хода за 2,55 секунды бежал, а так до  сих пор,  только  единицы бегали: Б.Хейес, В.Борзов, К.Льюис.
   Но,    это  все  -  отвлечения,  как  когда-то  написал мне Порядин - думограмма.
   Жаль,  что не получаются у меня диалоги, как у писателей!  Вроде  читаешь их  диалоги  - ну  до чего просто: сказал - ответил, и.т.п., да еще каждый именно своим голосом говорит, просто поражаюсь,  как  человек  растворяется во всех своих героях, и живет в книге всеми их  жизнями!  И,  если – хоть   в  нескольких    героях он         нашел  узнаваемые  и  запоминающиеся черточки,  то  вымышленные  герои обретают плоть и кровь, и, живут  веками(!),  заставляя  сострадать  им, хотя многие из них, лишь плод писательской фантазии...
   Опять  принесли.  Опять - разлили, опять - выпили, опять - в  одном углу рассказывают одну историю, в другом - анекдот, у   всех   (даже  неразговорчивых)  -  "  язык,  как  шнурок развязался",  все  сейчас  смелые: могут все сказать,  и  все,  что  хочешь  сделать,  не  то,    что  утром,  когда сгоняет с постели под трезвон будильника это проклятое слово - «надо!".
   Надо просыпаться, идти на эту работу - проклятую, нелюбимую.  Работа,  половина  из  которой  не  нужна никому, и дается мастером,  или кем другим, для того, чтобы не расхолаживать рабочих,  чтобы знали свое место, и не дай бог: рот раскрыть -  сразу: и - зарплата;  и - очередь на квартиру,  и.т.д. и.т. п.,  ну,  а  в    конце и 33-я, и, профсоюз, конечно, согласие даст - он ведь до сих пор - собачка администрации. Вот она - голая правда, вот - почему пьет народ, потому что, как метко было  сказано  в  фильме,  по-моему  - "Ошибка резидента": - "Правды"  -  нет,  "Труд"  -  2  копейки, это, конечно, было сказано  о  газетах, но мы-то все приняли - это про нас!  Про нашу  беспросветную  (хоть  бы лучик, какой впереди светил!), про  насквозь  во всем лживую правду жизни, когда: говорим - одно;  думаем  -  другое;  а  делаем  - третье;  и, так все - начиная  от  простого  смертного,  и кончая партийным богом.
    Хочу  уточнить:  говоря,  мы,  я имею ввиду - основную массу, которая живет от аванса до получки, или, как мы, конкретно - от  получки до получки, и - с "не залитыми шарами" глядеть ей на   белый   свет   -  ой  как больно!  А  хорошо  живут  - "предприимчивые",  как молва говорит:  "Кто при немцах жил,  тот и сейчас живет!"
   И  какая  же  пьянка у русских не кончается драмой? Или - трагедией? Вот и сейчас:
-  Сука!  Застрелю! -  вижу,  как  Юрка подскакивает к шкафу, выхватывает  оттуда  ружье,  шарит в кармане куртки, достает оттуда  патрон,  загоняет  его  в  ствол  и,  щелкнув курком, направляет   ружье  на Ваньку  Евстратенко  (у  них  давняя неприязнь  друг  к другу), и вот, во что это вылилось. Никто не  слышал из-за чего, т.к. все были заняты своим, но сейчас - все переключились.
-  Молись  собака!  -  Евстрат,  хоть видно, что он испуган, подходит к своей кровати и ложится:
-  Ты шо? Тово? Стрыляй, если надо. - Саша Битюг,  это лучший друг Юрки: они знакомы давно, когда еще Юрка учился в Киеве, в   институте народного   хозяйства,  а   Битюг   работал корреспондентом  в  "Рабочей  газете". И  вот недавно, Юрка сделал    ему  вызов,  и,  вот,  он    уже -  тоже рабочий, работает нормально,  веселый,  компанейский,  в отличие  от  меня не отказывается,  когда  ему  наливают,  говорят - уже закончил книгу  о покорении Дикого Севера.  Интересно почитать, что он там  написал  с  партийной  точки  зрения.  Так  вот, Битюг подскакивает к Юрке:
- Юрок! Кончай,  ну что ты,  ну - успокойся,  ну,  перестань!
-  Ты,    что  думаешь,  что  я  боюсь!? - кричит Юрка, т.к. он действительно  уж  слишком  долго держал на прицеле Ваньку и был, как бы в нерешительности:
-  Вот,  смотри,  как я боюсь! - он опускает ружье, вставляет дуло  себе  в  рот,  и никто даже ахнуть не успел - нажимает курок. Щелк - осечка! Он вытаскивает патрон, переворачивает его.
-  Юра!  Юра!  Там  один  заря-заря-заряженный!  - это голос Кухара,  но - поздно. Щелчок - осечка!..  Тут до Юрки доходит крик  Кухара. Он подходит к форточке, переворачивает патрон, выставляет  дуло  в  форточку, нажимает курок.  Оглушительно гремит выстрел!
   Тишина!..   Белый,  как  потолок  Ванька,  и  красный,  с большими каплями пота Юрка.
-  Там...  Один...  Заря-заряженный  был. - как эхо повторил Кухар.  Юрка  подходит к столу, берет бутылку и пьет прямо с горла, потом  ставит ее на стол, и садится, обхватив голову руками...
   Оцепенение  понемногу  проходит, и все потихоньку покидают нашу комнату. Я вышел проводить Порядина.
- Хорошо, что судьба - милостива сегодня... - Да... - Мишка помолчал, - Куда мы придем?
-  "И не орды чингизханов, И не сабель звон и конский топот,
Миллиарды  выпитых стаканов - эту Землю грешную утопят..." - ответил  я, - не ручаюсь за точность в словах, но это тоже - Высоцкий,  а  он  же  -  тоже  на  себе  это  все испытал, - продолжил я.
- А ты знаешь, вот цены подняли на водку на рубль, для чего? Ну,  ясно - государству нужна большая прибыль, но ведь здесь -  сухой  закон,  а  пьют  так    же,  как и везде и платят за бутылку  по  20  рублей,  так  что: даже если бы государство подняло  цены  и  до  20  рублей  - то оно только большую бы прибыль  имело,  но  пьянство  так  и  осталось  бы. Оставим государство  - оно  должно быть богатым, а народ... - Мишка сделал паузу,  и,  видя,  что  я  не  вступаю, продолжал  - Государство-то  у  нас всегда было мягко сказать - небедным, даже  в  лихие    для  него  времена,  а когда  народ-то  был счастливым? А? Когда?
-  Да  что  ты,  Миша, был,  конечно:  когда показывал свою могучую силу, спасая свою Отчизну, мно-о-го раз... А - потом... Потом  все   ждал милости за это - от бога на небе; от царя на  земле... Потом - от Ленина... Сталина... И - прочих... И - получал милостыню - и вот, результат - пьянство. Но, начнем снизу, с низших управителей.  Мастеру выгодно, чтобы рабочий был   пьян,   особенно,   если     после     пьянки  он прогулял -  ведь  тогда:  он  у него "под колпаком" - он же его после этого, (скрыв  прогул -  благодетель!),  и на сверхурочные оставит, и, в выходной - работать заставит, и,  рот заткнет в любой  момент.    Да  и  правительству  меньше  забот - пьяным народом управлять легче.
    А сейчас - лечат конкретного человека: наверное,  для отвода глаз, вдруг общественное  (и не наше!)  мнение возмутится,  а ведь  больно  общество(!),  и у этого есть  причины,    и  нужно  выявить  эти причины, чтобы лечить общество. - Мишка усмехнулся:
- Ну, это ведь каждый понимает, жаль, что там - наверху - не хотят(!)  этого  понять...  А  что  ты,  мог  бы  предложить конкретно?
-  Ну,  во-первых:  профилактика,  т.е.  -  культура, чтоб  человек,     конкретный человек,   мог   свободное   время использовать     интересно     для себя: (спорт,  литература, живопись, музыка, техническое творчество, и пр.); во-вторых: -  работа(!) человек должен ощущать, что его работа приносит конкретную  пользу  людям,  чтоб  не  шел  он  туда,  как на каторгу,  делая все без души, зная, что это нужно для плана, а  не  для  людей.
   Ну, а для тех, кто уже увяз, я предлагаю: после  работы, подчеркиваю: после работы - три раза в неделю по  два  часа, работать на нужды общества; три раза в неделю заниматься      физкультурой   и      спортом   под    руководством специалистов; один раз в неделю посещать музеи, театры и пр.. Это все должно быть сначала - принудительно! Вот, что сделал бы я. Что скажешь? - Порядин рассмеялся:
- Идеалист! Утопия! Хотя - что-то, конечно, есть.
- Да, Миша, ты прав: меня даже когда был тренером, называли: тренер-фантаст. Ну,  ладно - до завтра.
- Привет! – и мы расстались каждый с тяжелыми думами.
Как  помочь    им?  Как  помочь Ренату из Уфы? Ведь он, как только  получит  зарплату  (получаем,  кстати, только раз в месяц),  так -  за  два-три  дня    и  ночи спустит   все   бичам   на     водку.     Потом - занимает "полтинник" и тихо живет до следующей получки,  отдаст долг, а затем - история повторяется! Говорю ему:
-  Ну,  скажи,  зачем  ты здесь? Зачем ты вкалываешь здесь на морозе, страдаешь от мошки и комарья, ведь жил бы у себя, на родине,  получал  бы  намного  меньше,    но  и  водка  там,  в три-четыре раза дешевле - столько же выпил бы!
-  Романтика!  - отвечает он и улыбается, - Дома говорю, что водку  по  двадцать  рублей  покупаю  -  не  верят, у нас же самогон  по  два-три  рубля. А как в отпуск приеду! - тут он блаженно, как кот зажмуривается. - Понимать надо!
    Или,  как Витька Кудряшов, пьяный "в умате", ходил ночью в  метель,  в  мороз к бичам за водкой. Явился под утро,  без шапки, без рукавиц, без валенок - обмороженный. Говорит:
-  Очнулся,  где-то ползу по снегу, встать пробую - не могу, но  ползу.  Смотрю - впереди ни огонька. Все думаю - крышка. Двойняшек  своих  вспомнил  -  и  так вдруг жить захотелось!  Думаю: - Если  вдруг(!)  жив, останусь - в рот не возьму! - случайно на трассу выполз...
   И он после этого случая недели две не пил...
   Или     -  "Нинка", кто-то зовет их "Клавками", а мне больше по  ассоциации:  "И  глаз подбит, и ноги разные...". Когда я первый раз про них услышал, то не поверил: женщину отдавали друг другу  за бутылку!  Дал бутылку – твоя!  Живет с тобой, кормишь,  тряпку  ей  какую купишь, пока не надоест, и пока, кто  другой  не  купит.
   Но обязательно - бутылка! Женщину - рабу! Нет-нет, не рабу. Просто - вещь,  стоимостью - бутылка.
Она  всегда пьяна, со следами былой красоты, безразличная ко всему, кроме оценивающего взгляда:
- Что, нравлюсь? И ты мне тоже. Бутылочку! И полюблю же... -
   Чем спасти их? Как?..
    И,     вот,    мы  в  Тобольске.  Юрка  там  с  проводником прощается. Оба покачиваются, друг друга по плечу похлопывают -   никак:  самые  лучшие  друзья.  Да,  конечно,  когда  он протрезвеет,  может, вспомнит: в какую копеечку наша компания ему  влетела!  А, впрочем, я думаю - для него - это гроши. А начиналось так. Сели. И сразу к проводнику:
- Водка есть?
- Сколько?
- Пять, давай для начала!     Сели.  Выпили. Закусили. Юрке попалась гитара и он начал петь  русские  романсы.  Голос у него не Кобзон, не Лещенко, но,  зато,  за душу берет его пение, как Бернес, может быть. Через  какое-то  время зашел  проводник,  ему сразу налили стакан, он выпил, посидел, послушал, потом говорит:
-   Я  сейчас, -  и  исчез.  Мы  переглянулись,  и  тут  он возвращается:  в  одной руке - магнитофон "Шарп", в  другой - две бутылки водки:
-  Слушай, запиши? А? А то, вот купил, а послушать - нечего!
Ну, Юрка напел ему кассету, а  потом говорит:
- А  хочешь, я тебе "Биттлз" спою.
- Что? На иностранном? Давай-давай! Во, дает! - и Юрка напел ему  еще кассету "Биттлз". Проводник в перерывах  бегал в свое купе, все  приносил водку и пил со всеми,  он уже очевидно перебрал  свою дозу,  и,  пустился  в  рассказы,   как этот "бич-поезд" раньше ходил. Рассказывал, что билеты почти ни у кого  не  проверялись, (да и - редко  кем покупались), т.к. проводники  запирались в своем купе и сидели, как мыши. А в вагонах  веселились:  окна  даже  в  морозы были почти везде выбиты,   пьяные   компании   допивались  до  упора:  драки, поножовщина,  выбрасывали  на  ходу  поезда  - это было дико слышать, и это в Советской стране, в 80-е годы!
    Потом  его отвели в его купе и уложили. И, вот, Тобольск - и друзья прощаются.
    Вокзал   в  Тобольске,   по   сравнению  с  деревянными строениями   Сургута  и  Ноябрьска  -  столица!
    Едва  успев расселиться,  ребята  побежали    на  разведку,  а  я  заказал телефон,  позвонить  домой.  Кременчуг    мне не дали, а, вот, ребята прибежали веселые: еще бы - Юрка встретил знакомого, который  раньше работал банщиком в Кременчуге, а тут работал официантом. Договорились прямо к открытию.
    Кабак,  как  и везде,  не очень просторный, но есть свой ансамбль, шампанское,  вина хорошие, водка, коньяк, и икорки принесли.  Осетра,  вот,  правда,  не  было.  Музыка гремела, звенели бокалы, танцевали пары. Маклабан опять отличился. Он подходил к барабанщику и заплетающим языком произносил:
-  Я  пью до дна. - ну, это слова из песни "Машины времени", и клал  ему  в  руку  червонец.    Музыканты  начинали  играть. Маклабан   шел     к   своему   столику  и,  не  дойдя,  опять возвращался,  т.к.  с другой стороны подходил морячок, клал червонец и говорил одно слово:
    - Качка! - и музыканты начинали местный хит:
   А когда на море качка,
  И бушует океан,
  Ты приходи ко мне морячка,
  Я любовь тебе отдам!
    Но,  тут  возвращался Маклабан, шарил по карманам,  роняя деньги на пол, клал опять червонец на барабан, и, опять мы слышали:
- Я пью до дна!..
    Больше  одного  куплета  мы  не  могли  дослушать,    т.к. подходил морячок, и, опять:
-  А  когда  на  море  качка...  -  Маклабан с остекленевшим взглядом,  но, все-таки  различающий,  что  его  музыка уже окончилась  и, что нужно опять заказывать, возвращался опять и  опять.  Попытки  его  остановить были бесполезны! Публика развлекалась бесплатным концертом и подбадривала:
- Давай сибиряк!
- Давай моряк!
    Хохот  возрастал, т.к. у каждого уже было десятка по два подходов  в  этом  соревновании,  но,  вот,  Юркин  знакомый официант подошел к музыкантам и после того, как он им что-то сказал, морячок подошел к Маклабану, вывернул свои карманы и поднял  вверх руку Маклабана. Публика восторженно восприняла завершившуюся  комедию,  и  все,     наконец-то,    дослушали до конца:     "Я  пью до дна". Официант подошел к Юрке и объяснил ему,  что  морячок этот, брат одного из музыкантов и они так часто  -  "доят  коровку". 
    На удивление эксцессов больше не было. Все разбрелись по своим номерам: кто до постели, а кто еще  и, прихватив местных дам, накрашенных до такой степени, что  различить    их возраст и истинное лицо не представлялось возможным.   
     Кстати,   наутро,   наши  "донжуаны",  первыми разбудили всех русскими крепкими выражениями,  и  кричали,  что найдут    их,  что им будет больно вспоминать об этой встрече. Мы,  естественно  сочувствовали  им,  т.к.   их возлюбленные исчезли утром, облегчив карманы "неотразимых мужчин".
    Конечно,  первым  делом  была  опохмелка.  И  все,  опять сочувствовали  обиженным  мужчинам,  и поносили такое сякое, это  женское  племя,  но,  в  то же время сознавали, что без них-то, тоже – ну, никак нельзя! И потешались над Маклабаном, который  прослушал-таки  до  конца  песню за четыре сотни. В общем  -  было весело. Пиво, вино, водка - лилось рекой. Да,  это - не Ноябрьск! Живут же люди!
    Когда,  разгоряченные  разговорами и алкоголем, вышли на улицу, крупными  лохмотьями  шел  снег.  Зашли в Тобольский Кремль.  Хорошо,  что я не забыл фотоаппарат, хотя жаль, что не было кинокамеры, или - видео: вот бы заснять!
    Представьте:  возле  церкви на паперти, сидят двое - это Булгаков  и  Маклабан. Маклабан  еще  и вывернул свой кожух овчиной наружу и закатил глаза... Перед ними лежат их шапки, они  просят  подаяние,    потом  Юрка  переходит  на церковное песнопение,  Маклабан  ему подвывает.   В это время, их пьяные друзья достают  деньги  из  карманов  пачками и кидают им в шапки,    а Юрка и Маклабан хватают их руками и подбрасывают в воздух!.. 
     И  кружатся    зеленые,  синие, красные, фиолетовые снежинки и, падают... Падают...
    А я, еле успеваю менять ракурс съемки, и снимаю все это и сверху, и снизу. И - снег. Большими крупными лохмотьями... И - безветрие...
    Экскурсанты и прохожие с изумлением наблюдают эту сцену, но,  подошедшие  поближе,  увидев,  наше  состояние,  спешат скорее ретироваться:
-  Как бы  чего  не  вышло. - наконец: а всегда всему бывает конец,    и хорошему,  и  плохому - представление завершается,  и  мы идем в музей.
    Опять  -  оживление! Не пускают Маклабана: он уже "дошел до  точки",  т.е.  -  "остекленевший". Оставив его, входим в музей. Когда дошли и увидели камеры декабристов - хмель, как рукой     сняло!    Если    бы    я   стоял   здесь   молодой восемнадцатилетний  - я, конечно бы, продекламировал им свои строки:
       ...Она взошла, Звезда та - Счастья,
      И над Кремлем горит она!
      Мы на обломках самовластья
      Читаем Ваши имена!..
    Но - увы! Мне уже не восемнадцать. И - сразу ассоциация.
Ночь. Зима. 1981 год. Ленинград. В гостинице, в моем номере, собрались мы - тренера со всех концов Союза, пробывшие здесь месяц  на  курсах  повышения  квалификации. Прощальные речи. Тосты. Обмен адресами. И я задаю всем вопрос:
- Видел ли кто, и где - памятник хоть одному декабристу? - и все, к удивлению, и ужасу - только разводят руками...
    И  не стыдно тебе, жемчужина Петра - Ленинград, не иметь:  я  уже  не  говорю  - панорамы, или - диорамы этого дня, а  хотя  бы  -  бюстов!..   
    В Испании есть памятник Дон-Кихоту и Санча-Панса  -    литературным героям! Есть аналоги и в других странах,  а  у    нас?  Кто-нибудь  слышал  о  памятнике    Илье Муромцу?  Конечно  -  нет!  Хотя бы на Родине, стоят хотя бы бюсты  Пугачеву?  Разину?  Туташхиа?..   
    А  сколько  стоит на площадях  деревень  и  больших, и малых городов бюстов,  и  в полный рост памятников "истинных героев"...
    И  стояли,  пораженные,  перед  камерами  декабристов, и думали - зачем? Зачем Вы пошли на страдания, на виселицы, на каторги?  Ведь    вот  -  вроде сбылись ВАШИ мечты: перед ВАМИ (перед ВАШЕЙ памятью) - "свободные дети - свободной страны".
Но,  полноте!  В  чем наше отличие, я не скажу: от ВАС, т.к. даже   наши   академики   не   имеют  такого  образования  и воспитания,  какое  было у ВАС, а наше - от простого народа? Да  - мы грамотней. Но, и читать-то мы можем - только от сих и  до  сих... А говорить... Сколько наших дедов, отцов, да и из  нас некоторые, которые пытались    сказать   правду,  получили незаживающие раны в душе, и - не только в душе...   
      А  еще и совсем недавно: при так называемом социализме - колхозник(!) ничем не отличался от крепостного...
    А радостный и светлый труд при социализме? Который везде и  повсеместно - тяжел, изнуряющ, вреден для здоровья?  Когда плакат: -  Труд  облагораживает человека! - выглядит, по меньшей мере, издевательством.  А  труд, который затрачен на изготовление, к  примеру, обуви (обувь можно заменить множеством другого), которую  годами никто не покупает и которую потом списывают, и...  зарывают(!)  в  землю? Зарывают в землю, или сжигают и сырье, и  труд... И за все ЭТО получена зарплата, и все ЭТО вошло в  разные  пятилетки,  и  некоторые  за  ЭТО  ордена получили!   
    Радостный,  светлый,   развращающий  труд...  И простому  рабочему  люду  медальки  за  этот  труд, конечно, подкидывают,  и  ордена,  и  даже - "у нас Героем становится любой!"  -  Герой  Социалистического  Труда! Какая пудра для мозгов:  ведь всем известно, сколько людей на НЕГО работает, чтобы  ему  звание  присвоить!  А  ему,  на  которого  указал "перст божий", надо просто так и дальше:
- Слава КПСС!  Слава правительству! - и, по нисходящей.
    А  такие, к примеру, как мой брат, у которого - "золотые руки", который даже к незнакомому делу подойдет, посмотрит - и потом смотришь, и удивляешься: как будто всю жизнь, только этим  делом  и    занимался. Но, не смолчит - любому начальнику правду в глаза врежет. Эх, Виталька-Виталька, почему судьбе угодно было  забросить  нас  в  этот век, почему - не в век Пугачева, или Разина - было бы у них на нас побольше бойцов!
    А  вот,  на Сенатской площади, вместе с ВАМИ? Наверное - нет, ведь мы, наверное, в крепостных бы у ВАС были...
    А кто в ВАШЕ время жил припеваючи? "Кому живется весело, вольготно на Руси?"
    Не     будем    затрагивать  нравственных  проблем  -  царь, дворянство,    духовенство,    купечество,    промышленники, административно-бюрократический     аппарат,     взяточники, казнокрады и прочие.
    А  в  наше?  Ну,  можно сказать так: замени устаревшие и вышедшие из употребления слова: например -  поп -  секретарь ...ома, и.т.п. - и все останется на своих местах.
    Закон  природы: "Борьба за существование" в человеческом обществе трансформировался в "Борьбу за место под солнцем" и государство,  взятое  человечеством  у    низших    форм  жизни: насекомых,  птиц,  животных, со всей иерархической лестницей власти,  только  прикрывается заботливыми высказываниями о всеобщем  благе.  Классики  коммунизма правда  писали,  что государство,  выполнив свои  функции, в будущем отомрет,  но что-то кажется мне, что это противоречит законам природы.
   А СВОБОДА,  РАВЕНСТВО,  БРАТСТВО...  Я  преклоняю  перед ВАМИ колена,  но  ВАША  МЕЧТА - утопия! Она - прекрасна, ее можно видеть, как мираж в пустыне, но дойти...
    Вошли  в  очередной зал - и я остолбенел: Булгаков, а я уже  говорил  -  у  него рост - 193 сантиметра,  стоял возле  стоящего на задних лапах, с широко расставленными передними лапами чучела бурого  медведя.   Так вот, Юрка спокойно  проходил  под расставленными в стороны лапами!  Вот это да!
    И    опять,     раскинутые  руки!  Перед  входом  в  музей, раскинув  руки,  в  снегу, крепко спал Маклабан. Рот его был широко открыт,  и  кто-то,  не  задумываясь, воткнул в него дулю, что я, конечно же, не преминул запечатлеть.
    Кремль, конечно, красив, хоть и не ухожен, как и везде у нас.  Обошли  вокруг,  поснимались,  кто  в  состоянии    - на решетчатых  окнах  церкви,  на воротах. Невдалеке, виднелось здание,  похожее  на  монастырь,  хотели  туда,  но тут, нас вовремя       предупредили,    что  это действующая(!) политическая тюрьма, т.ч. пока целы,  идите-ка, от греха.
    Спустились    вниз,  прошли  мимо Ершова, земля ему пухом, Менделеева,  нашли  дом, где, как сказали, в изгнании обитала императорская  семья,  посмотрели на своеобразное деревянное здание театра, а вот дом, где во время войны был пост номер один, так и не нашли...
    Все,  собираемся на поезд. Хоть мы и изгои общества, но, ведь от нас, еще что-то можно взять, отдавая мизер взамен. И пусть,    все  эти  управители  народа,  получают  ордена,  за героические  трудовые усилия народа, устраивают себе охоты с вертолетов, и прочие  барские увеселения...
    А  что  нам:  труд, -  от  которого "кони дохнут"!   Будем   по-прежнему,   грузить грузозахватными   приспособлениями, изобретенными    по    Энгельсу  -      нашими пра-пра-пра, и щедро подаренными   нам  нашими  родителями  -  цемент,  алебастр, минвату  и  прочую  гадость.  Оплата  за труд, между прочим, стараниями  ОТИЗ  (а как же, ведь им тоже зарплату за что-то платят),  становится  все меньше и меньше, а после работы – стакан водки и хвост селедки - и отхаркивать всю эту дрянь...
    И  когда-нибудь,  через  много  веков, какой-нибудь Гойя напишет с нас свои "Каприччос"...
                   1988г.

Отредактировано Анатолий Елохин (2006-05-20 21:34:21)

Неактивен

 

#2 2006-05-20 09:30:08

Эмилия Галаган
Бывший редактор
Откуда: Гомель
Зарегистрирован: 2006-04-30
Сообщений: 855

Re: ИЗГОИ... (Из Гойи?)

Здравствуйте, Анатолий! Это произведение произвело на меня лучшее (и намного) впечатление, чем «Малиновый звон…». Это даже не рассказ, а очерк (ведь в основу положены реальные события, не так ли?). Он очень интересен сочетанием «бытовухи» и высоких материй, которое смотрится весьма оригинально. Стихи, как мне кажется, просто замечательны. Рассуждения на тему российской действительности подтверждаются конкретными примерами, горячи, запальчивы, увлекают.
Данное произведение скорее следует отнести к разделу публицистики.
Формальные замечания:
«… разница мячей у нас лучше, чем у СУ-3.» Буду признательна, если объясните, что сие означает, не разбираюсь в футболе, увы.
« Черт бы побрал этого молдавана!» – молдаванина.
«Все, поздравляем, друг друга и идем к центру поля». Вот объясните мне, зачем после «поздравляем» запятая? «Вчера, были соревнования по легкой атлетике…» - а зачем она после «вчера»? Запятая предполагает паузу в речи, верно? В таком случае, ваш текст следует читать, запинаясь после каждого слова. Может, это, конечно, индивидуальный стиль такой…
«Видно было: что уже сбросились.» Перед что не нужно двоеточие. У вас это типичная ошибка -   многократно встречается. И тире без меры…
«…очутился здесь человек пишущий незаурядные стихи» А здесь запятую после «человек» забыли…и еще есть пару мест…странная до чертиков пунктуация.
«Жаль, что не получаются у меня диалоги .<…> хотя многие из них, лишь плод писательской фантазии...» Огромнейшее, сложное предложение. Его лучше разбить на пару-тройку простых: и яснее будет, и логичнее.
«Работа - половина, из которой не нужна никому…» Правильная расстановка знаков препинания: «Работа, половина которой не нужна никому…» И все.
«…и живет в книге всеми ихними жизнями» –их (!) жизнями.
«…ложил ему в руку червонец.» – клал (!)
«Булгаков, (а я уже говорил - у него рост - 193 сантиметра), стоял возле чучела бурого медведя, тот стоял на задних лапах, с расставленными в стороны передними лапами» Два повтора – «стоял» и «лапы».
«поснимались, кто в состоянии» -сфотографировались .
«оплата за труд, между прочим, стараниями ОТИЗ (а как же, ведь им тоже зарплату за что-то платят), стоит все меньше и меньше» -  правильно: «оплата труда все меньше и меньше…»
Может быть, многие  ошибки можно списать на специфику стиля, но…пунктуация! Поработайте с ней – текст станет намного лучше…
Удачи!


Эмилия Галаган

Снег. Смех. Свет.

Неактивен

 

#3 2006-05-20 18:38:39

Анатолий Елохин
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-16
Сообщений: 434

Re: ИЗГОИ... (Из Гойи?)

Уважаемая Эмилия! Спасибо за подробный обзор. Отвечу на первые два вопроса, обстоятельно - позже.
1 - о футболе: если в розыгрыше две, или больше команд наберут одинаковое количество очков, обычно, сначала считают разницу забитых и пропущенных мячей во всём первенстве, затем набранные очки во встречах между собой, количество забитых мячей и так далее. У какой команды показатели лучше, та и объявляется победителем.
2 - молдаван - это прозвище молдаванина.

Неактивен

 

#4 2006-05-20 21:41:57

Анатолий Елохин
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-16
Сообщений: 434

Re: ИЗГОИ... (Из Гойи?)

Уважаемая Эмилия, спасибо за советы. Прошелся по всему тексту, попытался редактировать, практически все Ваши советы выполнил, насколько смог. Жаль, что не было раньше знакомых редакторов. Ведь раньше, "рукописи не рецензируются и не возвращаются".

Неактивен

 

#5 2006-07-04 16:09:11

Анатолий Елохин
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-16
Сообщений: 434

Re: ИЗГОИ... (Из Гойи?)

Странно. Я думал, что именно это произведение с каждым годом будет всё больше привлекать читателя... В 1990 году, мне посчастливилось быть на фестивале фантастики в Бийске. Фантастика в то время была в фаворе, как говорится, но на эту рукопись у меня записывались, читали, правда, говорили:"Даже сейчас не напечатают", но - тогда ещё был СССР...

Неактивен

 

#6 2006-11-03 03:27:11

Дикая плоть
Редактор
Откуда: г. Долгопрудный МО
Зарегистрирован: 2006-03-24
Сообщений: 5753

Re: ИЗГОИ... (Из Гойи?)

Много нового узнала я из Вашего очерка.
     Меня поразила в первую очерерь - живость, натурность описания,  вплоть до зрительности, видимости всех событий;  - вот эта  атмосфера, даже не столько дружбы между людьми, а высшей степени доброжелательства и всепрощающей снисходительности,  - все что происходит в очерке описано ничего не отрицающим автором, не возвышающим себя до уровня судьи или предлагающим  некоторыми нюансами в описании персонажей - сделать это читателю.
    При чтении возникает состояние  присутствия в этой компании, причем ощущение  некой приятности от этого присутствия,  тепла и простоты от незатейливости быта этих людей.   Даже те перипетии,  через которые проходят незадачливые Юрка и Маклабан, описаны с такой живостью и легким юморком, что оставляют ощущение совершенной простоты и допустимости, естественности всех этих действий, создается впечатление, что так и должно быть, и что задумываться, что-то менять в своей жизни - просто ...а зачем?... и не надо... Я думаю, что это чисто наш российский  менталитет, со всей своей терпимостью и выживаемостью  в любых условиях, с редчайшими всплесками, как бы спохватившись,- вопросами  - кто виноват и что делать...)))
     Спасибо Вам, за эту ненавязчивую правду, и о себе, и о жизни простых работяг, и за то, что не воспользовались авторской "косметикой" - оттеняя плохое от хорошего - за честное описание этой жизни, где есть и то и это... Спасибо.


Дикая плоть
Homines, dum docent, discunt .
________________

Неактивен

 

#7 2006-11-03 10:53:20

Анатолий Елохин
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-16
Сообщений: 434

Re: ИЗГОИ... (Из Гойи?)

Очень признателен за отзыв!

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson