Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
Анатолий Азиат
ИЗГОИ... (Из Гойи?)
...Нам ваша скотская мораль
От фонаря до фонаря...
...Вранье - ваше вечное усердие,
Вранье - безупречное житье.
Гнилье - ваше сердце и предсердие,
Наследство к черту!
Все, что ваше - не мое!
Долой - ваши песни, ваши повести,
Долой - ваш алтарь и аналой!
Долой - угрызенья вашей совести,
Все ваши сказки богомерзкие - долой!
………………………………………….
...Уж лучше где-нибудь ишачь,
Чтоб потом с кровью пропотеть,
Чем вашим воздухом дышать,
Богатством вашим богатеть...
...Среди заросших пустырей
Наш дом без стен, без крыши кров,
Мы - как изгои средь людей,
Пришельцы из иных миров...
В.Высоцкий
Идут последние минуты. Ноги тяжелые, словно гири к ним привязали, во рту ни грамма слюны, язык царапает небо, а мы "летим" - 2:3, и нас устраивает только ничья, потому, как: разница мячей у нас лучше, чем у СУ-3. Черт бы побрал этого молдавана! Решающий матч, а он не пришел! Пришлось Генку на ворота ставить, хоть это и смех: роста у него -175, а вес - больше 100, конечно, для себя он сыграл неплохо, но... А тут еще Маклабан: в своей штрафной, вдруг ни с того, ни с сего, схватил мяч в руки и сразу же выбросил. Все оцепенели. Пенальти! Конечно, забили: джентльменами у нас не пахнет. Вот Сашка Галли (говорит, в детстве с Бессоновым в команде играл, а любимое его высказывание: "Харьков - столица мира!"), отбирает мяч и передает его мне. Все сгрудились у наших ворот, и, даже защитники перешли на нашу половину поля. Кричу: - Юра! - И Юра уже начинает свой рывок, только бы успеть дать пас за спину, пока он еще на нашей половине поля, чтоб "вне игры" не было. Получилось! Ура! Ну, Юрок, теперь все в твоих руках, верней - в ногах, мы все, конечно, знаем, что никто из них тебя не догонит - ведь ты раньше 10,3 сто метров бежал, правда на стадионе, в «шипах", а не здесь: в Ноябрьске, где футбольное поле разбито на песке, но и на песке никто тебя не догонит, вот, только с мячом ты - не на ты, не то, что в баскетболе, ну - не спеши! Вздох досады вырывается у нас, а они поздравляют своего вратаря, конечно, он смело вышел и Юрка не совладал на своей скорости с мячом. Угловой. Последний шанс. Судья уже посматривает на секундомер. Только бы ударить, пока он смотрит на меня, я уже заметил, что если судья не подсуживает, то, если мяч в игре, он никогда не свистнет о конце игры, ему интересно: как завершится эпизод. Только бы сделали, как я им говорил: Юрка на - ближнюю, а Кухар на дальнюю. Удар. Ура!! И, Толик Кухар! Молодец! Конечно, у него и рост, как у Юрки - почти два метра, и, в прошлом, два метра в высоту прыгал, но, ведь еще и по мячу попасть надо было, и, по воротам не промазать, и, чтобы вратарь не взял.
Все! Поздравляем, друг друга и идем к центру поля, сейчас будет свисток, и кубок - в наших руках.
Вчера были соревнования по легкой атлетике, и теперь вся наша комната оклеена грамотами, как обоями - вспомнили молодость! Ведь еще год назад, работали тренерами по легкой атлетике, Юра даже МС на 100 и на 200 метров выполнил, а Витя Кудряшов, хоть и не тренером работал, но за 7 метров в длину прыгал. А, сейчас, мы стропальщики СМП, который прибыл сюда из далекого Харькова, строить город на Тюменском Севере.
Вопрос: почему мы здесь, и - почему стропальщики? А нужны ли мы государству тренерами, ведь ставки - смехотворны - если даже тренер высшей категории, т.е. воспитавший чемпиона мира, олимпийских игр, да еще каждое четырехлетие, может работать на две ставки и его зарплата где-то - 300 рублей, ну а обыкновенный тренер - ...
Когда он в работе, когда он одержим работой, когда на него с восторгом смотрят ученики - он человек. Когда он приходит домой, особенно в дни зарплаты - он ... Как говорят: - Нет слов - одни чувства! Ну, а подготовить хотя бы одного, (я имею в виду: честно, без всяких там судейских казусов, их, конечно, хватает), мастера спорта в легкой атлетике, намного тяжелее, чем разгружать вагоны со стройматериалами: цементом, алебастром, и.т.п.. А тут, по сравнению с тренером, получаем - деньжищи! Как кто-то выразился в день первой получки: - Ребята! Я сегодня себя мужиком почувствовал!- Вывод напрашивается: не нужны мы, как специалисты физкультуры и спорта. Да и ладно: многие не нужны нашему государству, а оно их учит и не использует - парадокс: ведь если что-то в хозяйстве не используется, хоть засыпь его нафталином, все равно - одна труха останется.
Нет хозяина! Нет! "Человек проходит, как хозяин, необъятной Родины своей!" Где он проходит? Покажите! Здесь по всем дорогам и обочинам, не только металлолом, разворованные автомобили и прочее оборудование! Север - все спишет! А цемента столько валяется, что, когда кто-то впервые приезжает с Украины, то он замирает в изумлении, и говорит: - У нас бы такого не было, все бы по домам растащили! - Я уже не говорю про бутылки и банки, которые здесь не принимают, и которые, валяются повсюду, хоть машинами вывози. Кстати, мой брат из Сургута рассказывал, что когда у них открыли приемный пункт стеклотары, то многие "КрАЗами" привозили - сразу на "Жигули". Сколько брошенной техники, сколько разворованных вагонов! Где хозяин? Кто отвечает? Никто! А если - никто, а просто одно предприятие деньги другому перекладывает, другое - другому, и такой круговорот всех устраивает, и, дает развернуться всем хапугам, и, кстати, с партийным билетом.
Хорошо, что Ленин не может встать и увидеть этого!..
Нас премировали за победы в соревнованиях турпутевками в Тобольск, Кухар - отказался. После Октябрьских, где-то поедем.
Вчера, с Порядиным остались после работы доразгружать алебастр из вагона, машины ходили хорошо и мы с помощью "телекинеза", очень быстро закончили вагон. Узнав, что я не занят, он предложил мне помочь отремонтировать старый вагончик, который ему дали, а то, скоро приедут из отпуска его жена с дочкой, а он еще ничего практически не сделал.
Местность, где стоял вагончик, была болотистая, пришлось с помощью домкрата выравнивать его и подкладывать шпалы, надо бы еще стекловаты, а то - зимой тут и за 50 градусов бывает. Провозились дотемна. Потом пришли в нашу комнату, и попали на представление.
В комнате было полно народа и, почти все уже "на взводе", только Кухар лежал и читал книгу. Видно было, что уже сбросились, допили и собираются опять послать гонца. Кстати, тут сухой закон, водки не продают, и приходится вместо 6 рублей, платить за бутылку 18-20 рублей бичам, которые едут в Сургут, закупают ее там, хотя там дают по две в руки и очередищи огромные, с драками и поножовщиной, но, как-то закупают по несколько ящиков и привозят сюда - на продажу. Кстати, полгода назад, у нас жило два бича, ну, один, правда, раньше работал в СМУ-2, потом уволился и занялся этим делом, и друга откуда-то с собой привел. Ребята этим пользовались и частенько брали у них водку по госцене, предварительно подпоив их. Так вот, тот, который привел друга, задолжал тому три куска (три тысячи), и друг ему сказал: «До такого-то не отдашь - убью." Толик Кухар, (года через два) рассказал мне, что: как-то приходит он со смены, а работали мы по железнодорожному графику по 12 часов: день, ночь, отсыпной, выходной, а в дверях его встречает тот друг бича, и просит помочь мешок отнести, ну, он помог... донесли до болота, бич развязывает мешок и показывает Кухару труп своего друга, разрубленный на куски, и говорит: «Скажешь про меня - вместе сидеть будем." И - в болото! И, сколько - там без суда и следствия, и - невинных жертв! Какая к черту милиция! Какая советская власть!..
Так вот, когда мы зашли, опять скидывались по червонцу, а потом собирались играть в "триньку". В пьянках я не участвовал, а в карты, конечно, играл. Игра такая: сегодня выиграл 100 рублей, завтра проиграл 300, потом выиграл 800, затем проиграл 500. Конечно, были и неудачники, которые если и выигрывали, то мало, а если проигрывали, то 1000-1500, но мне как-то везло: я, в общем, оставался в нулях, а привлекал к игре азарт, и, конечно, возможность понаблюдать за психическим состоянием человека: видеть, как кто-то осторожничает, кто-то блефует, как проявляется на лице, в жестах, в движениях, то, чего в обычной жизни не увидишь. Карты и деньги - очень быстро проявляют характер человека.
Ну, вот, гонца отправили и компания начала заводить Маклабана, человека, который если заведется, то его ничем не остановишь. Вчера, например, он получил посылку из дома, и все грецкие орехи, которые ему прислали, брал в руку и разбивал о свой лоб, компания - "отъезжала".
Сегодня его завели, что он с трех раз не выбьет дверь головой. Маклабан не рассуждает, он разбегается, прыгает, как говорят - "щучкой". У меня заболели кости на собственном черепе, как он у него не треснул! Я говорю: «Маклабан, не надо, кончай!"- но - увы... Разбег! Толчок! Удар!! Дверь падает, Маклабан на ней, крик из коридора, под дверью кто-то лежит. Быстро поднимаем дверь, под ней Грановский, зам. начальника УПТК, там, где мы работаем. Пришел посмотреть, как культурно отдыхают рабочие. И - увидел. К счастью, в комнате на столе не было ни одной бутылки, и, приняв за чистую монету: извинения и уверения, что все будет нормально, сейчас все поставят на место, что это случайно: толкнули и.т.п., он поспешно уходит отдыхать, с чувством исполненного долга, наверное.
И, после его ухода, все с жаром и смехом вспоминают Грановского на свадьбе у Толика Андрияки, из Киева. Свадьба, как все русские свадьбы, да еще на Севере, была пышной. И, жених был с иголочки одет - франт, и, невеста - вся в белом, и, гостей - полное кафе, и, ансамбль. Но, мне больше всего запомнился, даже не Нечаев, который, едва успев приехать из Кременчуга, уже делал вид, что он всех знает, все его лучшие друзья и жить без него не могут, а мясник этого кафе, который, на глазах у всех, выйдя к микрофону, "засадил" с горла бутылку водки, и целый час пел рок-н-ролл, на том языке, который не поняли иностранцы, когда Ширвиндт с Каневским в каком-то фильме изъяснялись - но это было бесподобно!
Так вот, от имени УПТК, подарки поручили дарить Грановскому. Он встал и только начал говорить, как вдруг - по залу гул и в дверях:
- К нам прибыл "дядя" Кухар! Штрафную ему! - это "воевода" перебил Грановского. Кухару тут же наливают стакан и он на виду у всех, залпом выпивает его, отказывается от закуски, поздравляет жениха и невесту и садится рядом с ними. Грановский снова начинает говорить, заканчивает поздравления, "воевода" принимает у него подарки, и - в ответ подает ему стакан водки. Грановский, не знаем: или не пил; или - такими дозами никогда не пил; но ему неудобно, после того, как Кухар перед ним выпил стакан и даже не закусил, отказываться на виду у всех, и, ему - страшно, он дрож-жащей рукой берет стакан, пьет - и такая бледность разливается по его лицу. Свадьба продолжается, внимание всех занял другой поздравляющий, а Грановский идет, садится за стол и начинает жадно закусывать, кто-то подливает ему водки, кто-то подает стакан воды - он только кивает.
И, так как, кроме жениха и невесты, всем остальным завтра на работу, администрация позаботилась, чтобы мы не из-за стола пошли работать - прислали за нами три автобуса - все расселись. Грановский оказался в нашем автобусе, его завели под руки, потому, что он уже спал за столом. Посадили его на сиденье, где обычно сидит кондуктор, а так как, шапка его постоянно падала, дали ее ему руки, и она лежала у него на коленях. Автобус тронулся с песнями. Пели русские песни, и, вдруг, Грановского во сне стошнило, он не открывая глаз, подносит ко рту свою шапку и скоро она почти до краев, глаза его все время закрыты. Юрка вдруг запевает новую песню и со словами:
- Эх, загу-загу-загулял Грановский парень молодой! - становится перед ним на колено, продолжая петь, а Грановский во время пения надевает шапку на свою голову...
Ловлю взгляды, презрительные, выражающие: омерзение, пренебрежение, чувство превосходства и - непередаваемый хохот! Автобус останавливается, две женщины выводят его под руки из автобуса, обтирают снегом и куда-то уводят. Но, все на этом не кончается: Андрей Гусовский, который сидел сразу за водителем и дремал, вдруг вскакивает и бьет водителя по голове. Автобус останавливается - никто ничего не понял, а Андрей уже сидит и дремлет дальше, досматривая свой хмельной сон. Водитель кричит, что не поедет дальше, докладную напишет. Все начинают перед ним извиняться, будят Андрея, а он только глазами хлопает, (смена, в которой он работает, его не любит, т.к.: во-первых - он лентяй, все ищет повода на работе посачковать; во-вторых - его вызывал на работу начальник, а таких, "приближенных" рабочих - люди не любят). Наконец, едем дальше, (водитель все-таки докладную написал - и пришлось Гусовскому собирать чемоданы, к удовольствию многих), теперь - двое пьяных бросают в стекла снежки. Автобус останавливается, первым выскакивает Юрка - два удара длинных рук - и все кончено. Мне рассказывали: как-то "по пьяне", Юрка вышел до первой крови с одним парнем, который серьезно занимался карате - и пришлось каратисту умываться кровью. Если бы Юрка пошел в преступный мир, он бы далеко пошел: во-первых - бесстрашен; во-вторых - рост, сила, быстрота, резкость; и - любит брать верх во всем: будь то спорт, карты, философия (Гегеля читал внимательно, Монтеня у меня недавно брал), а общий облик: смотрим хоккей Канада - СССР и, что это - все вместе кричим: - Юрка! Это ты! - а на экране, на скамейке штрафников сидит Робинсон: то же лицо, те же усы, тот же рост!
Все тоже начали выскакивать из автобуса, но Юрка быстро загнал всех назад и, водитель, в шоке от такой компании, быстро довез нас до поселка.
Вот так, как увидят Грановского, так и начинают: (особенно если кто-то этого не знает), и так это все - в лицах, перебивая и дополняя друг друга расскажут, что и наш слишком интеллигентный "Вокруг смеха", если бы смог это увидеть, от зависти написал бы еще что-нибудь. Да и вообще: разговор живых людей, а не литературных персонажей - непредсказуем. Стоит кому-то про что-то начать - и пошло:
- А вот, у нас...
- А мне чудак рассказывал...
- А я тут с одним кентом...
Где вы, писатели? Почему оторвались вы от народа? Почему слишком высок ваш стиль? Почему вас читают избранные, которым доступно ваше превосходство, над "серой массой"? А эта - "серая масса" считает своим народным Высоцкого, который врывается в души своим неповторимым голосом и жестким острым словцом, ставя все и вся в нашей жизни на свои места, пробуждая народ от спячки...
Грановский ушел, тут же пришли гонцы - сразу началась кутерьма: разлили - выпили, разлили - выпили.
Мы с Мишкой, пока все это происходило, уткнулись в свой незавершенный диалог: о Высоцком, о "Пинк Флойд". Мишка, (он - интеллигент, работал в Херсоне прорабом) - но, как говорится: честному человеку, не умеющему воровать у государства, жизнь на "Большой Земле", то бишь, не на Севере - не по карману, вот так, очутился здесь человек, пишущий незаурядные стихи, во всяком случае, его поэма "Подсолнух", памяти Ван-Гога, когда- нибудь напечатается и будет иметь сногсшибательный успех, и я, конечно горд, что в день моего отъезда на "Большую Землю", в декабре 1982 года, он подарил мне авторский черновой экземпляр, с надписью и подписью:
Порядин Мих. Евг. - грузчик ЦКУПТК
***
...Повисла в воздухе рука с плащом.
Да уберите прочь быка! Бык - причем?
Я же пришел объясниться в любви,
То есть - покаяться в сотворении мира.
А бычье обличье?.. Ну, знаешь - зови
Насмешкой, иронией, самосатирой...
Сказано: - "Трудно быть богом."
А - рядовым творцом?
Зеркало. Ночь. Ван-Гога
Желтое с красным лицо.
Он, исступленно охнув,
Сверкнул острием прозрачным,
Стал сохнуть желтый подсолнух,
Стал цвета слюны табачной.
Поволокли с арены
(Очередной - отмучен),
Хлопья багровой пены,
(Как это больно - крючья).
Рана - как это странно,
Ухо - вот - на ладони.
Ухо ли? - безымянный
Мятый стакан бездонный?..
***
А его стихотворение по картине К. Васильева "Человек с филином", которую он не видел, но, которую ему описал Юрка, как здорово он прочувствовал подтекст:
** *
... А пламя, я знаю
Жрет имя мое,
И даже сквозь веки -
Глазам горячо,
А филин впивается
Крепче в плечо.
***
И, если бы К.Васильев встретился с Порядиным, то он бы поразился:
- Вот, оказывается с кого я писал "Человек с филином!"- Хотя и не в плечо филин впивался...
Сошлись мы с ним, конечно, на почве стихов. Но до поры до времени, я не знал, что он пишет, практически почти до самого моего отъезда, и это было для меня, как шок, потому как, он подсунул мне "Подсолнух", сделанный по всем правилам: и чувства, и мысли облачены в классическую форму, не то, что у меня: где основа - мысль, иногда - чувство, но видно, что это еще - набросок...
Так вот, Мишке не нравился Высоцкий (т.е. конечно, отдельные песни ему нравились, но, как истый интеллигент, он ополчался против его "блатных песен"), а я всеми своими душевными запасами, всем знанием очень многих песен Высоцкого, старался поколебать его уже сложившееся мнение, и в запале говорил, что внуки мои будут его (Высоцкого) в школе проходить, привозил ему записи песен, которые он не слышал, у моего родного брата Виталия в Сургуте, больше 20 кассет, только Высоцкого. С каждой нашей встречей Мишка, как бы теплел к Высоцкому, слушал мои рассказы про могилу Высоцкого, которую я не забывал посещать, бывая в Москве, про живые цветы, которые не увядают ни зимой, ни летом, про этот островок народной памяти, ну, а когда он прослушал много (!!) раз кассету с песнями, написанными и не вошедшими в фильм "Бегство мистера Мак-Кинли", Мишка был окончательно сломлен талантом Великого Поэта. И, когда, год спустя после моего отъезда, Мишка написал мне, что он провел вечер памяти Высоцкого, (а он был диск-жоккей-общественник в нашем клубе), я, конечно, был растроган донельзя. Одновременно Мишка вербовал меня в свою веру: он был страстный поклонник "Пинк Флойд", а я твердил, что после "Биттлз", и пару концертов "Дип Перпл"- слушать нечего, музыка не увлекает, а про тексты и говорить не хочется; а он говорил, что у Высоцкого - тексты, но нет музыки; и у нас чуть не драки доходили эти споры. И, вот, однажды, вкратце переведя мне "Стену", он посадил меня в своем, еще не до конца отремонтированном вагончике, и, включил пластинку.
Начало - ошеломило! Я сидел потрясенный, слушая голос отображенного реального мира, в котором я живу...
И - опять ассоциация: Высоцкий - цикл песен, не вошедших в фильм "Бегство мистера Мак-Кинли" - почему не вошли? Потому что, хоть и писал он про американское, капиталистическое общество, слишком многое ярко, выпукло видно: а не про нас ли? И только поэтому - они не вошли!..
Мишка в тот день меня не спросил - ни слова: он все увидел на моем лице. Потом я слушал все, что у него было "Пинк Флойд", но это уже (кроме "Треснувшего бриллианта" - реквием по своему первому руководителю, сошедшему с ума), не производило такого впечатления.
А "Треснувший бриллиант» я заказал, чтобы на моих похоронах, вместо похоронного марша играли. Не знаю - решатся ли, или не смогут уйти от традиций и трафарета, но хотелось бы: в последнем пути на этом прекрасном, ужасном свете слышать эту бесподобную музыку. Конечно, я оговорился: не я уже буду слушать эту музыку, но хочу, чтобы люди, которые придут проводить меня, послушали ее, а не каких-то пьянчуг, со своим абсолютно неэстетичным похоронным маршем...
За столом, между тем, опять все выпито и - Булгаков (да, это фамилия Юры) - гуляет: дает кому-то деньги - опять к бичам посылает. Русская натура! Вот, такой он весь: гулять - так до упора; тренироваться - так до изнеможения; жаль вот только, как порох - вспыхнул и погас, совсем нет терпения, а ведь такой талантище: 30 метров с хода за 2,55 секунды бежал, а так до сих пор, только единицы бегали: Б.Хейес, В.Борзов, К.Льюис.
Но, это все - отвлечения, как когда-то написал мне Порядин - думограмма.
Жаль, что не получаются у меня диалоги, как у писателей! Вроде читаешь их диалоги - ну до чего просто: сказал - ответил, и.т.п., да еще каждый именно своим голосом говорит, просто поражаюсь, как человек растворяется во всех своих героях, и живет в книге всеми их жизнями! И, если – хоть в нескольких героях он нашел узнаваемые и запоминающиеся черточки, то вымышленные герои обретают плоть и кровь, и, живут веками(!), заставляя сострадать им, хотя многие из них, лишь плод писательской фантазии...
Опять принесли. Опять - разлили, опять - выпили, опять - в одном углу рассказывают одну историю, в другом - анекдот, у всех (даже неразговорчивых) - " язык, как шнурок развязался", все сейчас смелые: могут все сказать, и все, что хочешь сделать, не то, что утром, когда сгоняет с постели под трезвон будильника это проклятое слово - «надо!".
Надо просыпаться, идти на эту работу - проклятую, нелюбимую. Работа, половина из которой не нужна никому, и дается мастером, или кем другим, для того, чтобы не расхолаживать рабочих, чтобы знали свое место, и не дай бог: рот раскрыть - сразу: и - зарплата; и - очередь на квартиру, и.т.д. и.т. п., ну, а в конце и 33-я, и, профсоюз, конечно, согласие даст - он ведь до сих пор - собачка администрации. Вот она - голая правда, вот - почему пьет народ, потому что, как метко было сказано в фильме, по-моему - "Ошибка резидента": - "Правды" - нет, "Труд" - 2 копейки, это, конечно, было сказано о газетах, но мы-то все приняли - это про нас! Про нашу беспросветную (хоть бы лучик, какой впереди светил!), про насквозь во всем лживую правду жизни, когда: говорим - одно; думаем - другое; а делаем - третье; и, так все - начиная от простого смертного, и кончая партийным богом.
Хочу уточнить: говоря, мы, я имею ввиду - основную массу, которая живет от аванса до получки, или, как мы, конкретно - от получки до получки, и - с "не залитыми шарами" глядеть ей на белый свет - ой как больно! А хорошо живут - "предприимчивые", как молва говорит: "Кто при немцах жил, тот и сейчас живет!"
И какая же пьянка у русских не кончается драмой? Или - трагедией? Вот и сейчас:
- Сука! Застрелю! - вижу, как Юрка подскакивает к шкафу, выхватывает оттуда ружье, шарит в кармане куртки, достает оттуда патрон, загоняет его в ствол и, щелкнув курком, направляет ружье на Ваньку Евстратенко (у них давняя неприязнь друг к другу), и вот, во что это вылилось. Никто не слышал из-за чего, т.к. все были заняты своим, но сейчас - все переключились.
- Молись собака! - Евстрат, хоть видно, что он испуган, подходит к своей кровати и ложится:
- Ты шо? Тово? Стрыляй, если надо. - Саша Битюг, это лучший друг Юрки: они знакомы давно, когда еще Юрка учился в Киеве, в институте народного хозяйства, а Битюг работал корреспондентом в "Рабочей газете". И вот недавно, Юрка сделал ему вызов, и, вот, он уже - тоже рабочий, работает нормально, веселый, компанейский, в отличие от меня не отказывается, когда ему наливают, говорят - уже закончил книгу о покорении Дикого Севера. Интересно почитать, что он там написал с партийной точки зрения. Так вот, Битюг подскакивает к Юрке:
- Юрок! Кончай, ну что ты, ну - успокойся, ну, перестань!
- Ты, что думаешь, что я боюсь!? - кричит Юрка, т.к. он действительно уж слишком долго держал на прицеле Ваньку и был, как бы в нерешительности:
- Вот, смотри, как я боюсь! - он опускает ружье, вставляет дуло себе в рот, и никто даже ахнуть не успел - нажимает курок. Щелк - осечка! Он вытаскивает патрон, переворачивает его.
- Юра! Юра! Там один заря-заря-заряженный! - это голос Кухара, но - поздно. Щелчок - осечка!.. Тут до Юрки доходит крик Кухара. Он подходит к форточке, переворачивает патрон, выставляет дуло в форточку, нажимает курок. Оглушительно гремит выстрел!
Тишина!.. Белый, как потолок Ванька, и красный, с большими каплями пота Юрка.
- Там... Один... Заря-заряженный был. - как эхо повторил Кухар. Юрка подходит к столу, берет бутылку и пьет прямо с горла, потом ставит ее на стол, и садится, обхватив голову руками...
Оцепенение понемногу проходит, и все потихоньку покидают нашу комнату. Я вышел проводить Порядина.
- Хорошо, что судьба - милостива сегодня... - Да... - Мишка помолчал, - Куда мы придем?
- "И не орды чингизханов, И не сабель звон и конский топот,
Миллиарды выпитых стаканов - эту Землю грешную утопят..." - ответил я, - не ручаюсь за точность в словах, но это тоже - Высоцкий, а он же - тоже на себе это все испытал, - продолжил я.
- А ты знаешь, вот цены подняли на водку на рубль, для чего? Ну, ясно - государству нужна большая прибыль, но ведь здесь - сухой закон, а пьют так же, как и везде и платят за бутылку по 20 рублей, так что: даже если бы государство подняло цены и до 20 рублей - то оно только большую бы прибыль имело, но пьянство так и осталось бы. Оставим государство - оно должно быть богатым, а народ... - Мишка сделал паузу, и, видя, что я не вступаю, продолжал - Государство-то у нас всегда было мягко сказать - небедным, даже в лихие для него времена, а когда народ-то был счастливым? А? Когда?
- Да что ты, Миша, был, конечно: когда показывал свою могучую силу, спасая свою Отчизну, мно-о-го раз... А - потом... Потом все ждал милости за это - от бога на небе; от царя на земле... Потом - от Ленина... Сталина... И - прочих... И - получал милостыню - и вот, результат - пьянство. Но, начнем снизу, с низших управителей. Мастеру выгодно, чтобы рабочий был пьян, особенно, если после пьянки он прогулял - ведь тогда: он у него "под колпаком" - он же его после этого, (скрыв прогул - благодетель!), и на сверхурочные оставит, и, в выходной - работать заставит, и, рот заткнет в любой момент. Да и правительству меньше забот - пьяным народом управлять легче.
А сейчас - лечат конкретного человека: наверное, для отвода глаз, вдруг общественное (и не наше!) мнение возмутится, а ведь больно общество(!), и у этого есть причины, и нужно выявить эти причины, чтобы лечить общество. - Мишка усмехнулся:
- Ну, это ведь каждый понимает, жаль, что там - наверху - не хотят(!) этого понять... А что ты, мог бы предложить конкретно?
- Ну, во-первых: профилактика, т.е. - культура, чтоб человек, конкретный человек, мог свободное время использовать интересно для себя: (спорт, литература, живопись, музыка, техническое творчество, и пр.); во-вторых: - работа(!) человек должен ощущать, что его работа приносит конкретную пользу людям, чтоб не шел он туда, как на каторгу, делая все без души, зная, что это нужно для плана, а не для людей.
Ну, а для тех, кто уже увяз, я предлагаю: после работы, подчеркиваю: после работы - три раза в неделю по два часа, работать на нужды общества; три раза в неделю заниматься физкультурой и спортом под руководством специалистов; один раз в неделю посещать музеи, театры и пр.. Это все должно быть сначала - принудительно! Вот, что сделал бы я. Что скажешь? - Порядин рассмеялся:
- Идеалист! Утопия! Хотя - что-то, конечно, есть.
- Да, Миша, ты прав: меня даже когда был тренером, называли: тренер-фантаст. Ну, ладно - до завтра.
- Привет! – и мы расстались каждый с тяжелыми думами.
Как помочь им? Как помочь Ренату из Уфы? Ведь он, как только получит зарплату (получаем, кстати, только раз в месяц), так - за два-три дня и ночи спустит все бичам на водку. Потом - занимает "полтинник" и тихо живет до следующей получки, отдаст долг, а затем - история повторяется! Говорю ему:
- Ну, скажи, зачем ты здесь? Зачем ты вкалываешь здесь на морозе, страдаешь от мошки и комарья, ведь жил бы у себя, на родине, получал бы намного меньше, но и водка там, в три-четыре раза дешевле - столько же выпил бы!
- Романтика! - отвечает он и улыбается, - Дома говорю, что водку по двадцать рублей покупаю - не верят, у нас же самогон по два-три рубля. А как в отпуск приеду! - тут он блаженно, как кот зажмуривается. - Понимать надо!
Или, как Витька Кудряшов, пьяный "в умате", ходил ночью в метель, в мороз к бичам за водкой. Явился под утро, без шапки, без рукавиц, без валенок - обмороженный. Говорит:
- Очнулся, где-то ползу по снегу, встать пробую - не могу, но ползу. Смотрю - впереди ни огонька. Все думаю - крышка. Двойняшек своих вспомнил - и так вдруг жить захотелось! Думаю: - Если вдруг(!) жив, останусь - в рот не возьму! - случайно на трассу выполз...
И он после этого случая недели две не пил...
Или - "Нинка", кто-то зовет их "Клавками", а мне больше по ассоциации: "И глаз подбит, и ноги разные...". Когда я первый раз про них услышал, то не поверил: женщину отдавали друг другу за бутылку! Дал бутылку – твоя! Живет с тобой, кормишь, тряпку ей какую купишь, пока не надоест, и пока, кто другой не купит.
Но обязательно - бутылка! Женщину - рабу! Нет-нет, не рабу. Просто - вещь, стоимостью - бутылка.
Она всегда пьяна, со следами былой красоты, безразличная ко всему, кроме оценивающего взгляда:
- Что, нравлюсь? И ты мне тоже. Бутылочку! И полюблю же... -
Чем спасти их? Как?..
И, вот, мы в Тобольске. Юрка там с проводником прощается. Оба покачиваются, друг друга по плечу похлопывают - никак: самые лучшие друзья. Да, конечно, когда он протрезвеет, может, вспомнит: в какую копеечку наша компания ему влетела! А, впрочем, я думаю - для него - это гроши. А начиналось так. Сели. И сразу к проводнику:
- Водка есть?
- Сколько?
- Пять, давай для начала! Сели. Выпили. Закусили. Юрке попалась гитара и он начал петь русские романсы. Голос у него не Кобзон, не Лещенко, но, зато, за душу берет его пение, как Бернес, может быть. Через какое-то время зашел проводник, ему сразу налили стакан, он выпил, посидел, послушал, потом говорит:
- Я сейчас, - и исчез. Мы переглянулись, и тут он возвращается: в одной руке - магнитофон "Шарп", в другой - две бутылки водки:
- Слушай, запиши? А? А то, вот купил, а послушать - нечего!
Ну, Юрка напел ему кассету, а потом говорит:
- А хочешь, я тебе "Биттлз" спою.
- Что? На иностранном? Давай-давай! Во, дает! - и Юрка напел ему еще кассету "Биттлз". Проводник в перерывах бегал в свое купе, все приносил водку и пил со всеми, он уже очевидно перебрал свою дозу, и, пустился в рассказы, как этот "бич-поезд" раньше ходил. Рассказывал, что билеты почти ни у кого не проверялись, (да и - редко кем покупались), т.к. проводники запирались в своем купе и сидели, как мыши. А в вагонах веселились: окна даже в морозы были почти везде выбиты, пьяные компании допивались до упора: драки, поножовщина, выбрасывали на ходу поезда - это было дико слышать, и это в Советской стране, в 80-е годы!
Потом его отвели в его купе и уложили. И, вот, Тобольск - и друзья прощаются.
Вокзал в Тобольске, по сравнению с деревянными строениями Сургута и Ноябрьска - столица!
Едва успев расселиться, ребята побежали на разведку, а я заказал телефон, позвонить домой. Кременчуг мне не дали, а, вот, ребята прибежали веселые: еще бы - Юрка встретил знакомого, который раньше работал банщиком в Кременчуге, а тут работал официантом. Договорились прямо к открытию.
Кабак, как и везде, не очень просторный, но есть свой ансамбль, шампанское, вина хорошие, водка, коньяк, и икорки принесли. Осетра, вот, правда, не было. Музыка гремела, звенели бокалы, танцевали пары. Маклабан опять отличился. Он подходил к барабанщику и заплетающим языком произносил:
- Я пью до дна. - ну, это слова из песни "Машины времени", и клал ему в руку червонец. Музыканты начинали играть. Маклабан шел к своему столику и, не дойдя, опять возвращался, т.к. с другой стороны подходил морячок, клал червонец и говорил одно слово:
- Качка! - и музыканты начинали местный хит:
А когда на море качка,
И бушует океан,
Ты приходи ко мне морячка,
Я любовь тебе отдам!
Но, тут возвращался Маклабан, шарил по карманам, роняя деньги на пол, клал опять червонец на барабан, и, опять мы слышали:
- Я пью до дна!..
Больше одного куплета мы не могли дослушать, т.к. подходил морячок, и, опять:
- А когда на море качка... - Маклабан с остекленевшим взглядом, но, все-таки различающий, что его музыка уже окончилась и, что нужно опять заказывать, возвращался опять и опять. Попытки его остановить были бесполезны! Публика развлекалась бесплатным концертом и подбадривала:
- Давай сибиряк!
- Давай моряк!
Хохот возрастал, т.к. у каждого уже было десятка по два подходов в этом соревновании, но, вот, Юркин знакомый официант подошел к музыкантам и после того, как он им что-то сказал, морячок подошел к Маклабану, вывернул свои карманы и поднял вверх руку Маклабана. Публика восторженно восприняла завершившуюся комедию, и все, наконец-то, дослушали до конца: "Я пью до дна". Официант подошел к Юрке и объяснил ему, что морячок этот, брат одного из музыкантов и они так часто - "доят коровку".
На удивление эксцессов больше не было. Все разбрелись по своим номерам: кто до постели, а кто еще и, прихватив местных дам, накрашенных до такой степени, что различить их возраст и истинное лицо не представлялось возможным.
Кстати, наутро, наши "донжуаны", первыми разбудили всех русскими крепкими выражениями, и кричали, что найдут их, что им будет больно вспоминать об этой встрече. Мы, естественно сочувствовали им, т.к. их возлюбленные исчезли утром, облегчив карманы "неотразимых мужчин".
Конечно, первым делом была опохмелка. И все, опять сочувствовали обиженным мужчинам, и поносили такое сякое, это женское племя, но, в то же время сознавали, что без них-то, тоже – ну, никак нельзя! И потешались над Маклабаном, который прослушал-таки до конца песню за четыре сотни. В общем - было весело. Пиво, вино, водка - лилось рекой. Да, это - не Ноябрьск! Живут же люди!
Когда, разгоряченные разговорами и алкоголем, вышли на улицу, крупными лохмотьями шел снег. Зашли в Тобольский Кремль. Хорошо, что я не забыл фотоаппарат, хотя жаль, что не было кинокамеры, или - видео: вот бы заснять!
Представьте: возле церкви на паперти, сидят двое - это Булгаков и Маклабан. Маклабан еще и вывернул свой кожух овчиной наружу и закатил глаза... Перед ними лежат их шапки, они просят подаяние, потом Юрка переходит на церковное песнопение, Маклабан ему подвывает. В это время, их пьяные друзья достают деньги из карманов пачками и кидают им в шапки, а Юрка и Маклабан хватают их руками и подбрасывают в воздух!..
И кружатся зеленые, синие, красные, фиолетовые снежинки и, падают... Падают...
А я, еле успеваю менять ракурс съемки, и снимаю все это и сверху, и снизу. И - снег. Большими крупными лохмотьями... И - безветрие...
Экскурсанты и прохожие с изумлением наблюдают эту сцену, но, подошедшие поближе, увидев, наше состояние, спешат скорее ретироваться:
- Как бы чего не вышло. - наконец: а всегда всему бывает конец, и хорошему, и плохому - представление завершается, и мы идем в музей.
Опять - оживление! Не пускают Маклабана: он уже "дошел до точки", т.е. - "остекленевший". Оставив его, входим в музей. Когда дошли и увидели камеры декабристов - хмель, как рукой сняло! Если бы я стоял здесь молодой восемнадцатилетний - я, конечно бы, продекламировал им свои строки:
...Она взошла, Звезда та - Счастья,
И над Кремлем горит она!
Мы на обломках самовластья
Читаем Ваши имена!..
Но - увы! Мне уже не восемнадцать. И - сразу ассоциация.
Ночь. Зима. 1981 год. Ленинград. В гостинице, в моем номере, собрались мы - тренера со всех концов Союза, пробывшие здесь месяц на курсах повышения квалификации. Прощальные речи. Тосты. Обмен адресами. И я задаю всем вопрос:
- Видел ли кто, и где - памятник хоть одному декабристу? - и все, к удивлению, и ужасу - только разводят руками...
И не стыдно тебе, жемчужина Петра - Ленинград, не иметь: я уже не говорю - панорамы, или - диорамы этого дня, а хотя бы - бюстов!..
В Испании есть памятник Дон-Кихоту и Санча-Панса - литературным героям! Есть аналоги и в других странах, а у нас? Кто-нибудь слышал о памятнике Илье Муромцу? Конечно - нет! Хотя бы на Родине, стоят хотя бы бюсты Пугачеву? Разину? Туташхиа?..
А сколько стоит на площадях деревень и больших, и малых городов бюстов, и в полный рост памятников "истинных героев"...
И стояли, пораженные, перед камерами декабристов, и думали - зачем? Зачем Вы пошли на страдания, на виселицы, на каторги? Ведь вот - вроде сбылись ВАШИ мечты: перед ВАМИ (перед ВАШЕЙ памятью) - "свободные дети - свободной страны".
Но, полноте! В чем наше отличие, я не скажу: от ВАС, т.к. даже наши академики не имеют такого образования и воспитания, какое было у ВАС, а наше - от простого народа? Да - мы грамотней. Но, и читать-то мы можем - только от сих и до сих... А говорить... Сколько наших дедов, отцов, да и из нас некоторые, которые пытались сказать правду, получили незаживающие раны в душе, и - не только в душе...
А еще и совсем недавно: при так называемом социализме - колхозник(!) ничем не отличался от крепостного...
А радостный и светлый труд при социализме? Который везде и повсеместно - тяжел, изнуряющ, вреден для здоровья? Когда плакат: - Труд облагораживает человека! - выглядит, по меньшей мере, издевательством. А труд, который затрачен на изготовление, к примеру, обуви (обувь можно заменить множеством другого), которую годами никто не покупает и которую потом списывают, и... зарывают(!) в землю? Зарывают в землю, или сжигают и сырье, и труд... И за все ЭТО получена зарплата, и все ЭТО вошло в разные пятилетки, и некоторые за ЭТО ордена получили!
Радостный, светлый, развращающий труд... И простому рабочему люду медальки за этот труд, конечно, подкидывают, и ордена, и даже - "у нас Героем становится любой!" - Герой Социалистического Труда! Какая пудра для мозгов: ведь всем известно, сколько людей на НЕГО работает, чтобы ему звание присвоить! А ему, на которого указал "перст божий", надо просто так и дальше:
- Слава КПСС! Слава правительству! - и, по нисходящей.
А такие, к примеру, как мой брат, у которого - "золотые руки", который даже к незнакомому делу подойдет, посмотрит - и потом смотришь, и удивляешься: как будто всю жизнь, только этим делом и занимался. Но, не смолчит - любому начальнику правду в глаза врежет. Эх, Виталька-Виталька, почему судьбе угодно было забросить нас в этот век, почему - не в век Пугачева, или Разина - было бы у них на нас побольше бойцов!
А вот, на Сенатской площади, вместе с ВАМИ? Наверное - нет, ведь мы, наверное, в крепостных бы у ВАС были...
А кто в ВАШЕ время жил припеваючи? "Кому живется весело, вольготно на Руси?"
Не будем затрагивать нравственных проблем - царь, дворянство, духовенство, купечество, промышленники, административно-бюрократический аппарат, взяточники, казнокрады и прочие.
А в наше? Ну, можно сказать так: замени устаревшие и вышедшие из употребления слова: например - поп - секретарь ...ома, и.т.п. - и все останется на своих местах.
Закон природы: "Борьба за существование" в человеческом обществе трансформировался в "Борьбу за место под солнцем" и государство, взятое человечеством у низших форм жизни: насекомых, птиц, животных, со всей иерархической лестницей власти, только прикрывается заботливыми высказываниями о всеобщем благе. Классики коммунизма правда писали, что государство, выполнив свои функции, в будущем отомрет, но что-то кажется мне, что это противоречит законам природы.
А СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО... Я преклоняю перед ВАМИ колена, но ВАША МЕЧТА - утопия! Она - прекрасна, ее можно видеть, как мираж в пустыне, но дойти...
Вошли в очередной зал - и я остолбенел: Булгаков, а я уже говорил - у него рост - 193 сантиметра, стоял возле стоящего на задних лапах, с широко расставленными передними лапами чучела бурого медведя. Так вот, Юрка спокойно проходил под расставленными в стороны лапами! Вот это да!
И опять, раскинутые руки! Перед входом в музей, раскинув руки, в снегу, крепко спал Маклабан. Рот его был широко открыт, и кто-то, не задумываясь, воткнул в него дулю, что я, конечно же, не преминул запечатлеть.
Кремль, конечно, красив, хоть и не ухожен, как и везде у нас. Обошли вокруг, поснимались, кто в состоянии - на решетчатых окнах церкви, на воротах. Невдалеке, виднелось здание, похожее на монастырь, хотели туда, но тут, нас вовремя предупредили, что это действующая(!) политическая тюрьма, т.ч. пока целы, идите-ка, от греха.
Спустились вниз, прошли мимо Ершова, земля ему пухом, Менделеева, нашли дом, где, как сказали, в изгнании обитала императорская семья, посмотрели на своеобразное деревянное здание театра, а вот дом, где во время войны был пост номер один, так и не нашли...
Все, собираемся на поезд. Хоть мы и изгои общества, но, ведь от нас, еще что-то можно взять, отдавая мизер взамен. И пусть, все эти управители народа, получают ордена, за героические трудовые усилия народа, устраивают себе охоты с вертолетов, и прочие барские увеселения...
А что нам: труд, - от которого "кони дохнут"! Будем по-прежнему, грузить грузозахватными приспособлениями, изобретенными по Энгельсу - нашими пра-пра-пра, и щедро подаренными нам нашими родителями - цемент, алебастр, минвату и прочую гадость. Оплата за труд, между прочим, стараниями ОТИЗ (а как же, ведь им тоже зарплату за что-то платят), становится все меньше и меньше, а после работы – стакан водки и хвост селедки - и отхаркивать всю эту дрянь...
И когда-нибудь, через много веков, какой-нибудь Гойя напишет с нас свои "Каприччос"...
1988г.
Отредактировано Анатолий Елохин (2006-05-20 21:34:21)
Неактивен
Здравствуйте, Анатолий! Это произведение произвело на меня лучшее (и намного) впечатление, чем «Малиновый звон…». Это даже не рассказ, а очерк (ведь в основу положены реальные события, не так ли?). Он очень интересен сочетанием «бытовухи» и высоких материй, которое смотрится весьма оригинально. Стихи, как мне кажется, просто замечательны. Рассуждения на тему российской действительности подтверждаются конкретными примерами, горячи, запальчивы, увлекают.
Данное произведение скорее следует отнести к разделу публицистики.
Формальные замечания:
«… разница мячей у нас лучше, чем у СУ-3.» Буду признательна, если объясните, что сие означает, не разбираюсь в футболе, увы.
« Черт бы побрал этого молдавана!» – молдаванина.
«Все, поздравляем, друг друга и идем к центру поля». Вот объясните мне, зачем после «поздравляем» запятая? «Вчера, были соревнования по легкой атлетике…» - а зачем она после «вчера»? Запятая предполагает паузу в речи, верно? В таком случае, ваш текст следует читать, запинаясь после каждого слова. Может, это, конечно, индивидуальный стиль такой…
«Видно было: что уже сбросились.» Перед что не нужно двоеточие. У вас это типичная ошибка - многократно встречается. И тире без меры…
«…очутился здесь человек пишущий незаурядные стихи» А здесь запятую после «человек» забыли…и еще есть пару мест…странная до чертиков пунктуация.
«Жаль, что не получаются у меня диалоги .<…> хотя многие из них, лишь плод писательской фантазии...» Огромнейшее, сложное предложение. Его лучше разбить на пару-тройку простых: и яснее будет, и логичнее.
«Работа - половина, из которой не нужна никому…» Правильная расстановка знаков препинания: «Работа, половина которой не нужна никому…» И все.
«…и живет в книге всеми ихними жизнями» –их (!) жизнями.
«…ложил ему в руку червонец.» – клал (!)
«Булгаков, (а я уже говорил - у него рост - 193 сантиметра), стоял возле чучела бурого медведя, тот стоял на задних лапах, с расставленными в стороны передними лапами» Два повтора – «стоял» и «лапы».
«поснимались, кто в состоянии» -сфотографировались .
«оплата за труд, между прочим, стараниями ОТИЗ (а как же, ведь им тоже зарплату за что-то платят), стоит все меньше и меньше» - правильно: «оплата труда все меньше и меньше…»
Может быть, многие ошибки можно списать на специфику стиля, но…пунктуация! Поработайте с ней – текст станет намного лучше…
Удачи!
Неактивен
Уважаемая Эмилия! Спасибо за подробный обзор. Отвечу на первые два вопроса, обстоятельно - позже.
1 - о футболе: если в розыгрыше две, или больше команд наберут одинаковое количество очков, обычно, сначала считают разницу забитых и пропущенных мячей во всём первенстве, затем набранные очки во встречах между собой, количество забитых мячей и так далее. У какой команды показатели лучше, та и объявляется победителем.
2 - молдаван - это прозвище молдаванина.
Неактивен
Уважаемая Эмилия, спасибо за советы. Прошелся по всему тексту, попытался редактировать, практически все Ваши советы выполнил, насколько смог. Жаль, что не было раньше знакомых редакторов. Ведь раньше, "рукописи не рецензируются и не возвращаются".
Неактивен
Странно. Я думал, что именно это произведение с каждым годом будет всё больше привлекать читателя... В 1990 году, мне посчастливилось быть на фестивале фантастики в Бийске. Фантастика в то время была в фаворе, как говорится, но на эту рукопись у меня записывались, читали, правда, говорили:"Даже сейчас не напечатают", но - тогда ещё был СССР...
Неактивен
Много нового узнала я из Вашего очерка.
Меня поразила в первую очерерь - живость, натурность описания, вплоть до зрительности, видимости всех событий; - вот эта атмосфера, даже не столько дружбы между людьми, а высшей степени доброжелательства и всепрощающей снисходительности, - все что происходит в очерке описано ничего не отрицающим автором, не возвышающим себя до уровня судьи или предлагающим некоторыми нюансами в описании персонажей - сделать это читателю.
При чтении возникает состояние присутствия в этой компании, причем ощущение некой приятности от этого присутствия, тепла и простоты от незатейливости быта этих людей. Даже те перипетии, через которые проходят незадачливые Юрка и Маклабан, описаны с такой живостью и легким юморком, что оставляют ощущение совершенной простоты и допустимости, естественности всех этих действий, создается впечатление, что так и должно быть, и что задумываться, что-то менять в своей жизни - просто ...а зачем?... и не надо... Я думаю, что это чисто наш российский менталитет, со всей своей терпимостью и выживаемостью в любых условиях, с редчайшими всплесками, как бы спохватившись,- вопросами - кто виноват и что делать...)))
Спасибо Вам, за эту ненавязчивую правду, и о себе, и о жизни простых работяг, и за то, что не воспользовались авторской "косметикой" - оттеняя плохое от хорошего - за честное описание этой жизни, где есть и то и это... Спасибо.
Неактивен