Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2007-11-11 23:22:31

vakeli
Участник
Зарегистрирован: 2007-09-01
Сообщений: 65

Немного о музыке (из переписки с другом)

Уважаемые Дамы и Господа, некто, - крайне
                                                    достойный гаер, в сети присутствующий и в
                                                    сетевых дебатах участие принимающий, об-
                                                    ратился как-то ко мне, недостойному, с просьбой:
                                                    поделиться соображениями по поводу феномена
                                                    зарождения музыальных новаций на рубеже 60-70.
                                                    Исполняя пожелание товарища моего виртуального,
                                                    измучался сомнениями, - стоит или нет бредовые мои
                                                    измышления представить на суд общественности...
                                                    Но рискну, коли тема сия вызовет хоть какой резо-
                                                    нанс, с удовольствием продолжу...

По моему разумению Джаз-рок предстал перед широкой аудиторией в 1967г. с концертом американской группы The Blues Project. Группу устроили мало тогда известный клавишник и вокалист Ал Купер и его друг Стиви Кац – гитара. Незамысловатые композиции музыканты наложили на синкопированные ритмы, ввели в состав флейту, в опусах проскальзывали элементы свинга и бопа. Манера исполнения так же походила на традиционную джазовую компановку – попеременное солирование импровизационного характера. Пронзительный получился концерт и вышедший в том же году альбом "Live at Town Hall" ознакомил массы с новацией. Альбом встретили на ура, окрылённый успехом Купер, рекрутировав популярного блюз-гитариста Майкла Блумфилда и собрав приличную ритм секцию отравился в длительный концертный вояж. В результате – три двойных альбома: The Live Adventures of Mike Bloomfield and Al Kooper, Al Kooper – Mike Bloomfield consert tapes, Kooper Session.
    Покончив с гастролями, деятельный Купер приступил к обустройству новой группы, призвав на помощь старого друга – Стиви Кац. Как следствие – альбом Child is Father to the Man – 68 г. Команда получила название Blood Sweat and Tears, по сей день являющееся эталоном для фанатов "центрового" джаз-рока. Купер покинул группу после первого альбома и с переменным успехом занялся сольными проектами. Место Купера занял экстраординарный вокалист Дэвид Клейтон-Томас  и "Блад" покатился по рок-сцене, подминая под себя всех и всё. Последующие три года "Потно-кровавые" являлись бесспорными лидерами: блестящая духовая секция, великолепные клавиши и гитара, филигранная игра барабанщика Бобби Коломбо, сложные, многоходовые композиции на госпел-блюзовой основе и, главное – эклектика и сочный вокал Клейтона-Томаса. В 71, после четвёртого альбома Клейтон-Томас и Стиви Кац оставили группу. "Блад" остался на плаву – гитариста пригласили из Швеции, вокалом занялся Джерри Фишер, позже его заменил Джерри Лакросс. В 75, записав два сольных диска, вернулся Клейтон-Томас, но к тому времени от первоначального состава остались только барабанщик и трубач Лев Солофф. В общем, аж до 1980 "Блад" продолжал исполнять очень качественную, отточенную музыку, были интересные альбомы, но… это был уже не тот "Блад", который в 70-м доводил аудиторию до аффекта.
   В том же 68 толковый делец от музыки – Джеймс Вилиям Гуэрсия  спродюсировал группу CHIKAGO. Первый же диск – Chikago Transit Authority прозвучал как выстрел в упор. Критики буйствовали – это, мол, клон от "Блада". Отнюдь. Группа, по составу копирующая детище Купера, - медные, ритм-рок секция, обладала великолепным индивидуальным почерком, исполнительский уровень выше всяких похвал и сложнейшие композиции. За девять лет,  с 68 по 76 "Шикагцы" накатали двенадцать альбомов (из них четыре двойных и один аж четырёхдисковый) один лучше другого. Я предпочитаю второй, третий и седьмой – фантастика. Было дело – фанаты разбились на два лагеря – Бладистов и Шикагистов, до мордобоя дело доходило. В 77-м один из лидеров ШИкаги – гитарист Тери Кес застрелился и группа фактически погибла. Хоть ШИ и продолжали выступать, периодически осуществляя замены в составе  до конца девяностых, но это уже являлось чистой воды самоплагиатом и коммерцией.
   Параллельно с поединком "титанов" на американском джаз-роковом поприще происходило много чего интересного. В 69 объявились две, в чём то схожие команды – Bangor Flaying Circus и The Flock. Трио Бангор и секстет Флок: обе группы состояли из американцев в первом поколении – дети эмигрантов – поляки, итальянцы, мексиканцы, евреи. Если практически весь американский джаз-рок строил композиции на блюзово-госпеловой основе, здесь и намёка на блюз не было. Основа из европейской традиции, этакое "третье течение" в роке. Великолепная музыка. Бангор записали единственный диск с виртуозными клавишами и сгинули, Флок выпустили два альбома и так же отошли а небытиё, оставив после себя очень яркого парнишку – Джерри Гудмена (вспомним легендарный Махавишну Оркестр).
   Далее в 69м взорвалась ещё одна бомба, называлась Rare Earth – пятеро гаеров – гитара, бас, клавиши, барабаны и саксофон – дули такое, что "башни сносило". Вот это было типично штатовское, "центровое" явление. Композиции по пятнадцать, двадцать минут, мощный "драйв", попеременное солирование. Первый альбом " Get Ready"  разметал критиков и наплодил фанатов. Изданный в 71 "Rear Earth in Concert" как взрыв над Хиросимой – год из всех окон орало - …Хей, биг бродер… Помню в 72 м позвонил мне небезызвестный Боря с Маяковки: - Слушай, Землю держу, концертник двойной, 120 рэ. Могу придержать сутки. У меня рублей двести отложено было, - копил стипендию на новый "квакер". Тогда Тбилиси – Москва летал круглые сутки, каждые два часа, - по студбилету семнадцать рублей в один конец. Летел обратно, стюардесса бочком обходила,  решила - буйный, прижимал к груди альбом и скалился как идиот – новье, в целлофане – мушняк не ё…я. Вот так, а "Земля" к 73-му скурвилась, ушли они на "лейбл" Тамла Мотаун и вдарились в коммерцию… Хотя – недавно попался мне ДиВиДи – Цинцинати 1995 – фестиваль ветеранов, вот там, среди прочих монстров и предстали старички – песок сыплеца, а врезали… мама моя – тридцать минут абсолютного катарсиса. Да, были люди.
   Ну, поностальгировали и хватит. Продолжим наши штудии. Был в Техасе ещё такой гаер – Эдгар Уинтер. Здоровенный юноша – абсолютный альбинос – брат единоутробный ещё одного альбиноса, знаменитого Джонни. Джонни всю жизнь и по сей момент блюзом занимается и невиданных высот достиг, а Эдгар – саксофонист и клавишник, разрывался между роком, блюзом и джазом. В итоге мальчёнок смешал всё, собрал группу и начал записывать. Первые альбомы не очень, дёрганные какие то. С 70 по 72 – преснятина. А вот в 73-м бах, тарарах и прямо в мозг – White Trash и концертник Roadwork. Смертельное что-то. И музыканты приглашённые звери форменные – Рик Дерринджер гитара и Джерри Лакросс – вокал, да ещё братец старший подыгрывает. Классика жанра. Таки "пенки" выпадают редко – для гурманов. Эдгар и после сочинял, музыцировал, в коммерцию не ушёл – сохранил лицо, но до тех вершин добраться больше не получилось.
   Стиви Кац, после расставания с "Бладом", реанимировал Blues Project и записал несколько очень удачных альбомов. Бывший флейтист Blues Project – Энди Калберг собрал в 71-м команду Seatrain и сотворил два великолепных диска, очень рекомендую.
   Теперь представим: есть явление – джаз-рок и есть фигура – Френк Заппа. Ну, Заппа не был бы Френком, если бы прошёл мимо. Не знаю, как удалось Заппе уговорить звезду первой величины, "французского Колтрейна" –  Жана Люка Понти имею в виду, но они в 69-м сотворили альбом Hot Rats. Академия, кошмар – убийство… Заппа, уже будучи на Олимпе, в 74-м сподвиг француза на ещё один шедевр – Overnite Sansation. Не мне, ничтожному, заниматься популяризацией сего явления…
   Осиротевший после смерти великого Джимми, Бадди Майалз затеял свой проект – The Electric Flag, рекрутировав Майкла Блумфилда и ещё пару именитых ребят. Не удалась группа. То ли тень ДЖИММИ давлела, то ли Майалз после "цыганской банды" не сумел оправиться – неровные были альбомы. Отдельные композиции звучали, а в целом не получилось.
   Блумфилд после "Флага" затеял прект под сомнительной этикеткой – K.G.B., записал единственный, весьма неудачный альбом, и помер. Жалко человека – большой был музыкант, а своего места найти не сумел.
    Всё, что я живописал в предыдущей части, есть хроника стараний не прфессионалов, то есть не джазменов, по обустройству нового жанра. Старания, надо признать, завершившиеся великолепной ретроспективой. А что предприняла другая сторона?
Поначалу джазовая элита нос воротила от рок-музыки. В 68-м великолепный Херби Манн, мэтр, "бриллиантовый" флейтист, между прочим сотворил альбом – Memphis Underground. К записи он привлёк начинающего гитариста Ларри Кориелла. Так себе диск получился. Херби накладывает свои виртуозные соло на бит-ритмы, ритм секции, состоящей из джазменов-профессионалов это не очень-то нравится. Ну, записали и забыли. А вот Кориелл заразился, заболел тяжело и пошёл, и пошёл…По сей день творит. Я как-то попытался обсчитать его дискографию, сбился. Более семидесяти титульных альбомов, не считая "сешнов" и колабораций. Всё мужчина перепробовал, и "хард" и акустику, и Равеля перекладывал. Большой музыкант. По сей день творит. Последнее моё приобретение – Coryell, Bailey and White – Traffic – 2006. – техника, драйв, дух – всё на месте. Одно слово – бизон.
   Вслед за Херби Манном другие киты потянулись экспериментировать. Сразу подхватил идею Майлз Дэвис и так развил – любо-дорого. За уши стал сопляков притягивать – Завинулов там всяких, Чиков Кореа и проч. За год-другой Дэвис прогнал через свою "лабораторию" дюжину начинающих джазмэнов, - дал "путёвку в жизнь".
   Завинул с Уэйном Шортером заявили собственную группу – Weather Report. Особо представлять нет необходимости – популярная была группа, но первые диски 71-73 весьма квёлые были. Струю свежую внёс покойный Джако Пасториус. С его появлением команда загремела. Пасториус занял пустующее место – взял на себя организацию композиционного рисунка. Шортер – технарь, но пустой, Завинул – оригинальное звучание. Вот вместе и вышло дело. Увы, Пасториус погиб глупо. Завинул с Шортером пытались команду дальше тащить, но результат смахивал на самоплагиат – сдохла группа. Завинул по сей день поигрывает с ветеранами, - трогательно, но не более.
   В 73-м, оставшийся не у дел после развала Маклафлиновской "Махавишны" Билли Кобхем записал концептуальный альбом Spectrum. Альбом сам по себе великолепный, - Кобхем привлёк таких корифеев, как покойный Томми Болин, Иан Хаммер, Джо Фарелл, Рон Картер. Однако, как это не парадоксально, - великолепное музыкальное явление породило гнусь, называемую коммерциализация джаз-рока. Альбом разошёлся большим тиражом, дал дурную прибыль, а там, где прибыль – там и ушлые ребята. Сразу же вычленились из академических Джазовых кругов падальщики – всякие там Бенсоны, Квинси Джонсы, Пэты Метении, Дэйвы ГрУзины и прчья нечисть. Явление с прошествием времени получило название "Фюжн" и прцветает по сей день. Увы, с музыкой ничего общего не имеет.
   ОТДЕЛЬНОЙ СТРОКОЙ: из рядов профессиональных джазменов поднялся фанат нового течения – блистательный Билл Чейз. Это для эстетствующих гурманов, ретрогурманов. В 70-м Чейз собрал оригинальный состав – традиционная рок-группа, плюс четыре трубача, сам держал первый флюгергорн. С 70-го по 74 записал три альбома. После нелепо погиб в авиакатастрофе. Такого в роке не было до, и больше уже не будет.
    Сегодня американский джаз-рок держится на выживших "бизонах" вроде Кориелла, и там-сям изредка появляются новые имена: Билл Фризер – серьёзный "Мэн", Стив Смит, Том Костер, Лени Уайт…
Сюрприз для гурманов: помним наверное мальчёнку по имени Майк Шрив – совсем юноша он у Сантаны на первых трёх альбомах с барабанами колдовал, хорошо справлялся, истово. А после пропал. Объявился парнишка в девяностых. Три (мне известных) альбома накатал с Биллом Фризелом, Уэйном Хорвицем, Йонасом Хелборгом – оторопь берёт слушая. Тяжелейший авангардный пргрессив-джаз-рок. Очень советую – высший пилотаж.
   Ещё для "суперфанатов" – нынче стали переиздавать утерянные, раритетные опусы. Фирма "Куниформ" в частности старается.
Рекомендую:
   первое, убийственное – Memory of General Robert E Lee – два альбома восстановленные с любительских записей 73-79 гг. На чёрном рынке от 50 баксов за единицу, если найдёте.
    второе – группа  Smiths – 68г. Опять же надо найти, я сумел.
    третье – Larry Coryell –  Philip Catherin – " Twin House" – 77г. – с этим проще, контрафакт по рынкам ходит.
    четвёртое – Larry Coryell – Tom Coster – Steve Smith –" Cause and Effect "– 1998, тоже ходит контрафакт.
    пятое – группа Tuatara, странная группа – девять душ, все профессионально играют в таких командах, как  R.E.M., Luna. Screaming Trees…- попсу играют. Периодически собираются и отводят душу. Мне известны два альбома – 97 и 98 гг. Искать на чёрном рынке. Мне каждый влетел в 60 баксов, но стоят того.

    Притомился я в клавиши тыкать, посему, пока закончим на этом. Ежели аудиторию я не утомил, можно продолжить, - есть ещё у нас в анамнезе такое явление, как Джаз-рок Континентальный, и помимо этой прелести – уникальный пласт – Британский джаз-рок.
До скорого. Борух ностальгирующий.

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson