Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
Профессор В.Н.Сагатовский в кинофильме об И.Ефремове говорит: "Иван Антонович Ефремов принадлежит к числу очень редких в истории человечества личностей, которые воистину обладали талантом целостного, синтетического взгляда на мир. И здесь он, конечно, человек нашей отечественной культуры, потому что целостность, всеединство, умение понять другой народ, другую культуру — это черты нашей национальной культуры... И сейчас, на пороге XXI века, когда мы стоим перед альтернативой, выживет ли человечество, решит ли оно свои глобальные проблемы, вот такой целостный взгляд на мир нам очень нужен".
Наследие Ивана Ефремова и ценностные ориентации российской национальной доктрины образования (в сокращении)
Доклад на I Международном симпозиуме «Иван Ефремов – ученый, мыслитель, писатель. Взгляд в III тысячелетие. Предвидения и прогнозы». г. Пущино Московской области, 11 октября 1997 г.
Один из любимых героев Ивана Ефремова и в какой-то мере его автопортрет Иван Гирин любил начинать свои выступления перед аудиторией с парадоксальных утверждений. Воспользовавшись тем же приемом, хочу сразу сказать: Иван Ефремов не нуждается в юбилейных датах – в них нуждаемся мы!
В противоположность многочисленным футурологам и фантастам (имя им легион), которые беспрерывно «прогнозируют» превращение человека в киборга либо в «homo sapientissimus» с ипертрофированным мозгом и почти атрофированным телом, Ефремов в лице своих героев не уставал повторять, что современному человеку в наследство досталась превосходная биологическая машина, формированная природой за миллионы веков эволюции. Вместе с тем организм человека – мыслящего существа – принципиально отличен от организма животного, а потому чисто физиологический подход здесь мало продуктивен и должен быть заменен психофизиологическим. В соответствии с такой установкой обязательными составляющими программ в школе будущего должны стать теоретический курс человековедения, включая элементы психофизиологической саморегуляции, заимствованные из культур Востока, физкультурно-спортивные занятия, танцы, искусство и т. п.
Ефремов восхищался достижениями восточной культуры (прежде всего индийской) в области психофизиологической саморегуляции, искал не просто рациональное зерно, но глубокий смысл в древних легендах и верованиях. Овладение этими достижениями, как уже отмечалось, является обязательным для школы будущего и в «Туманности Андромеды», и в особенности в «Часе быка».
Принципом отбора ценностных ориентиров в ефремовской философии образования выступает гармоническое сочетание противоположностей – знаменитый принцип «Лезвия бритвы». Суть его многократно излагалась автором одноименного романа и состоит в следующем. Любое гипертрофированное развитие одной из сторон человеческой природы в ущерб другим ее сторонам приводит на уровне общества к углублению инферно, а на уровне личности – к ее деформации или даже разрушению. Физическая мощь при отсутствии духовности, духовные искания, не подкрепленные работой над телесным здоровьем и красотой и потому нередко порождающие антигуманные философские и религиозные системы, гипертрофированное развитие разума при дистрофии или атрофии человеческого чувства, бездеятельная мысль и неосмысленное действие – все эти варианты односторонности равно не приемлемы для Ефремова и его любимых героев
Насколько ниже Ефремова оказались многие наши современники, насколько не освоен принцип гармонии противоположностей даже образованным российским сообществом, можно судить хотя бы на примере бурных дискуссий вокруг проекта «Половое воспитание российских школьников». В этих дискуссиях доминировали две одинаково радикальные и одинаково односторонние точки зрения. Сторонники одной пытались свести половое просвещение к элементарным технологиям секса, к умению пользоваться презервативами и тампаксами. При этом они, конечно, шли в ногу с психологией времени, которая менялась вместе с разрушением традиционного общества, причем отражением тенденций массового сознания служила массовая песня. В несколько упрощенной форме это выглядит так:
Начало 50-х гг.:
«Я люблю тебя так,
Что не сможешь никак
Ты меня никогда, никогда, никогда разлюбить!»
Начало 90-х гг.:
«Секс, секс, как это мило,
Секс, секс без перерыва».
В соответствии с установкой времени на «секс без любви», в средние классы школы запускались анкеты, которые не каждый взрослый способен прочитать вслух, не краснея. Результатом вместо полового воспитания оказалось разрушение остатков нравственности, бурное возмущение родителей и педагогов.
Другая крайность в дискуссии представлена радикально-патриархальной (или радикально-церковной) позицией, которая выступает против любой легализации в искусстве и средствах массовой информации сексуальных отношений.
Интересно, что Иван Ефремов жестко критиковал или остроумно высмеивал эти позиции еще несколько десятилетий назад, предлагая им обеим реальную альтернативу. Насколько более плодотворной и менее ожесточенной была бы современная дискуссия, если бы большинство ее участников поднялись до ефремовского подхода: не бесплотная монашеская любовь, за которой нередко скрывается ханжество или психологические комплексы, и тем более – не животный секс, приводящий в конце концов к опустошению личности, но одухотворенный эрос – вот то «лезвие бритвы», по которому могли бы быть выстроены программы полового воспитания молодежи и уж, конечно, с учетом возраста и культурных традиций каждого народа и региона. Эта же ефремовская позиция могла бы стать одним из ценностных ориентиров российской национальной доктрины образования.
Быть может, воспитанные его книгами представители нового поколения сумеют исправить ошибки своих предшественников. Так хочется верить, что сегодняшние тенденции развития цивилизации вообще и российской цивилизации в особенности – это не путь к окончательной катастрофе, но всего лишь «час Быка»…
Автор - Смолин О.Н. Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке. Доктор философских наук.
Перепечатки:
Май: Научно-художественный журнал. - 1998. - № 2.- С. 67-71.
Материалы 1-го Международного симпозиума “Иван Ефремов - ученый, мыслитель, писатель. Взгляд в 3-е тысячелетие. Предвидения и прогнозы”. Часть первая. М.: НЭЦ “ЭОЛ”, 1998.- с.62-74.- 0,5 п.л.
Полный текст: http://krasnaya-zastava.ru/forum/viewtopic.php?t=4923&highlight=
Отредактировано Евгений А. (2007-09-02 03:00:21)
Неактивен