Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2007-08-05 13:12:16

Емельянов Геннадий
Участник
Откуда: Новосибирск
Зарегистрирован: 2007-05-21
Сообщений: 52

От диагностики отбора - к диагностике развития. Часть 2-я

Одним из центральных положений культурно-исторической теории психического развития ребёнка является, как уже упоминалось, положение о зоне ближайшего развития. С помощью диагностического отбора определяется лишь уровень актуального развития, т.е. только то, что ребёнок имеет и знает на сегодняшний день. По уровню актуального развития судят об умственном возрасте или профессиональных способностях ребёнка. Допустим, что два ребёнка восьми лет одинаково успешно выполнили задачи. Равны ли они в своём умственном развитии? Можно ли на основе этих данных строить прогнозы их дальнейшего интеллектуального или профессионального роста ? В повседневной ситуации ребёнок часто решает задачи в сотрудничестве со взрослым или с более развитым сверстником. И тут-то оказывается, что в сотрудничестве первый ребёнок способен решить задачи в возрасте до 12 лет, а второй - только до 9 лет. Расхождение между уровнем актуального развития, который определяется с помощью самостоятельно решаемых задач, и уровнем, которого достигает ребёнок в сотрудничестве со взрослыми или сверстниками, определяет зону его ближайшего развития. Обучение создаёт зону ближайшего развития, т.е. вызывает у ребёнка к жизни целый ряд внутренних процессов развития, которые вначале являются возможными только в сфере сотрудничества со взрослыми и товарищами, а затем становятся внутренним состоянием самого ребёнка.
  Представление Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития проливает свет на взаимоотношения между обучением и развитием, и позволяет осознать, что обучение ведёт за собой развитие. Не менее важно то, что, исходя из положения о зоне ближайшего развития, происходит пересмотр задач любой педагогики, в том числе и педагогики профессионального мастерства. Педагогика не должна фиксировать то, что у ребёнка уже созрело, например, наглядно-образное мышление в первых классах. Она должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития.
  Вместо оценки исключительно наличных способностей ребёнка, вместо "отрицательного отбора" детей по уровню их актуального развития Л.С. Выготский, вводя диагностический принцип зоны ближайшего развития, нацеливает образование на поддержку самых разных возможностей ребёнка, ставит в центр диагностики процесс сотрудничества ребёнка со взрослыми и сверстниками. Помогающая диагностика Л.С.Выготского не только позволяет выявить раннюю одаренность, сберечь другие возможности развития, но и участвует в организации развивающей среды, становится диагностикой расширения или сужения диапазона  возможностей ребёнка в различных видах его деятельности.

Неактивен

 

#2 2007-08-05 21:15:46

Сергей Щеглов
Автор сайта
Откуда: из Сибири...
Зарегистрирован: 2007-02-28
Сообщений: 1870

Re: От диагностики отбора - к диагностике развития. Часть 2-я

Емельянов Геннадий написал(а):

Одним из центральных положений культурно-исторической теории психического развития ребёнка является, как уже упоминалось, положение о зоне ближайшего развития. С помощью диагностического отбора определяется лишь уровень актуального развития, т.е. только то, что ребёнок имеет и знает на сегодняшний день. По уровню актуального развития судят об умственном возрасте или профессиональных способностях ребёнка. Допустим, что два ребёнка восьми лет одинаково успешно выполнили задачи. Равны ли они в своём умственном развитии? Можно ли на основе этих данных строить прогнозы их дальнейшего интеллектуального или профессионального роста ? В повседневной ситуации ребёнок часто решает задачи в сотрудничестве со взрослым или с более развитым сверстником. И тут-то оказывается, что в сотрудничестве первый ребёнок способен решить задачи в возрасте до 12 лет, а второй - только до 9 лет. Расхождение между уровнем актуального развития, который определяется с помощью самостоятельно решаемых задач, и уровнем, которого достигает ребёнок в сотрудничестве со взрослыми или сверстниками, определяет зону его ближайшего развития. Обучение создаёт зону ближайшего развития, т.е. вызывает у ребёнка к жизни целый ряд внутренних процессов развития, которые вначале являются возможными только в сфере сотрудничества со взрослыми и товарищами, а затем становятся внутренним состоянием самого ребёнка.
  Представление Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития проливает свет на взаимоотношения между обучением и развитием, и позволяет осознать, что обучение ведёт за собой развитие. Не менее важно то, что, исходя из положения о зоне ближайшего развития, происходит пересмотр задач любой педагогики, в том числе и педагогики профессионального мастерства. Педагогика не должна фиксировать то, что у ребёнка уже созрело, например, наглядно-образное мышление в первых классах. Она должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития.
  Вместо оценки исключительно наличных способностей ребёнка, вместо "отрицательного отбора" детей по уровню их актуального развития Л.С. Выготский, вводя диагностический принцип зоны ближайшего развития, нацеливает образование на поддержку самых разных возможностей ребёнка, ставит в центр диагностики процесс сотрудничества ребёнка со взрослыми и сверстниками. Помогающая диагностика Л.С.Выготского не только позволяет выявить раннюю одаренность, сберечь другие возможности развития, но и участвует в организации развивающей среды, становится диагностикой расширения или сужения диапазона  возможностей ребёнка в различных видах его деятельности.

и.... ЧТО ИЗ ТОГО ???

привет земляку!

Неактивен

 

#3 2008-06-13 11:40:44

Емельянов Геннадий
Участник
Откуда: Новосибирск
Зарегистрирован: 2007-05-21
Сообщений: 52

Re: От диагностики отбора - к диагностике развития. Часть 2-я

Из кого, из того? Не.. ты ко мне не клейся - я женщин люблю!

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson