Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2007-06-02 01:41:50

Э.Филь
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-03-27
Сообщений: 195
Вебсайт

Клуб анонимных стихоголиков -3

(продолжение, началов в Клуб анонимных стихоголиков -1 и 2)


process ВЕДУЩИЙ:
   
    - Мадам-с и мусье, Ассала Валейкум вам дорогие вы мои!
   С наступающим новым годом! Розовая свинья подкрадывается! Да! Вот и я вам темку подбросить решил – аналогичную!!!
    Да! Я вас всех сердечно приветствую на очередном, последнем в уходящем 2006 году, так сказать, третьем заседании нашего познавательно-занимательно-виртуального Клуба.
    Чай, кофе, виски, сигареты, туалет – всё в свободном режиме за свой счёт))),
на халявку, проскочить не удасться более никому! Не те времена знаете ли…
   
    А с освещением первой темы у нас сегодня мастер… Да, господа, истинный МАСТЕР словесных наук с нелёгким, ой каким ещё нелёгким вопросом! С найтяжелейшим вопросом для массы умов всех времён и народов:
   
   ЧТО ТАКОЕ ПОЭЗИЯ?
   
   Прррррррррашу любить и пожаловать:
   
    Геннадий Апанович
   
   “…Что такое поэзия?
   Обычно на это отвечают что-то наподобие "короткое произведение личного характера, разбитое на строки". Годится ли такой ответ?
   В искусстве всегда тяжело давать определения. Все отчетливо различимое и важное обычно избегает той ученой речи, с помощью которой мы стремимся охватить все точки зрения на предмет. Возможно, мы должны были бы сказать, что поэзия - это ответственная попытка посредством литературной композиции выразить человеческим языком наше понимание окружающего мира.
   На сегодняшний день возможно говорить о как минимум трех взглядах на природу поэзии.
   
   Традиционалисты утверждают, что стихотворение - это выражение некой идеи в форме, которая понятна и приятна окружающим, заставляя читателя сопереживать автору. Для модернистов стихотворение - это самостоятельный объект, который может отражать или не отражать реальный мир, но создан языком со сложной системой ссылок, придающим ему особенную выразительность.
   
   Постмодернисты рассматривают стихотворение как коллаж из всяческих крылатых выражений, фразеологизмов, цитат, который интересен сам по себе, т.е. оно может выражать, оспаривать и/или высмеивать какое-либо мнение, но не отсылает читателя ни на что, кроме самого себя.
   
   Что отличает поэзию от всех остальных документов, представленных в письменном виде? Ничего, скажет подавляющее большинство исследователей: это все тексты, будь это философский трактат или бульварная газета. Но это интересно только читателям толстых научных журналов, т.к. поэзия действительно кажется чем-то другим. Даже если принять во внимание, что поэзией могут быть и стихи, и проза, отличаем-то мы поэзию по тому, что она трогает нас за душу. Для всех, кроме постмодернистов, это именно и есть форма искусства, которая должна делать то же, что и прочее искусство - давать описание мира, выражать или вызывать эмоции, радовать нас своей формой и стоять на своем, как нечто автономное и самодостаточное.
   Несомненно, об этом можно говорить и далее, но начинающий поэт нетерпелив. Теоретики, как и хорошие адвокаты, могут доказать что угодно, но есть ли более практические подходы к оценке поэзии?
   Для начала следует отметить, что эстетика, также как и литературоведение, не существует отдельно, в неком вакууме, но в сообществе наук, в кругу общих понятий и подходов. Обычно они пишутся для коллег-ученых и их бедняг-студентов. Их понимание предмета поэзии важно, и более того - необходимо, для борьбы с теми полуправдами, что населяют поэтический мир, и для поддержания необходимой глубины и существа поэзии. Но начинающий поэт может изначально отступить от этих непонятных ему понятий и присоединиться к тому сообществу, которое и является по существу поэзией.
   
   Поэзия также имеет свои верования и образцы для подражания. Их смысл должен быть усвоен через непосредственное участие
   - написание стихов,
   - их оценка другими авторами,
   - умение оценить по заслугам все многообразие работ
   - и постепенное овладение ремеслом, навыками и умениями поэтической речи.
   
   Учитывая влияние повседневной жизни, все это не так уж и легко достижимо. Также никем не установлено, чему именно стоит обучаться. Различные направления в поэзии часто достаточно враждебны друг к другу, и то, что превозносится одними, низвергается другими.
   
   Начинающий поэт должен много читать, входить во многие группы, принимать как должное любую критику, но, возможно, и не забывать следующее:
   1. Поэзия может называться и искусством недосказанного, подразумеваемого. Хорошее стихотворение - всегда нечто большее, чем просто слова - нечто неосязаемое, достигающее своей реализации в вещах, которые почти не различимы; нечто, возникшее из своей формы и без этой формы не существующее. Любое стихотворение, которое можно полностью понять или пересказать другими словами - не настоящее стихотворение, а просто складно рассказанная или эмоциональная проза (хотя и не самая плохая).
   2. Каждое стихотворение - это какое-нибудь открытие и требует огромных усилий. Ведь надо не только написать, но и быть понятым. Главный аргумент против массовой любительской поэзии состоит в том, что она использует устаревшие поэтические формы (искусство - это всегда смесь элементов модных и безнадежно устаревших), но все же поэзия совсем не обязана быть вызывающей, а, наоборот, должна исследовать природу и географию человеческого естества.
   3. Все стихотворения индивидуальны для своего автора, но у любого поэта бывают различные периоды в творчестве, на которые влияет стиль, интересы, увлечения, разделяемые убеждения. Вы можете пройти сквозь многие стили и приверженности всяческим техникам письма. И по мере того, как ваш творческий голос будет развиваться в соответствии с вашим видением мира, ваше понимание поэзии будет изменяться.
   4. Стихи не создаются по рецепту или простым выливанием содержания на единственно доступную почву. Форма и содержание взаимодействуют в процессе создания и в получившемся продукте, так что стихи все время будут спрашивать у вас, что вы пишете и почему. Ответы, которые вы даете себе, отображают ваше понимание поэзии. Повторюсь, это понимание будет развиваться - чтобы включить в этот опыт наиболее присущую вам часть, ведь стихи - это далеко не безболезненное жонглирование словами.
   5. Многие поэты пытались объяснить природу своего умения. Их высказывания полезны всем и часто приоткрывают новые дороги для движения мысли, но с ними стоит обращаться осторожно. Люди искусства известны тягой к скрытности и редко описывают картину в целом. Чтобы понять их слова, нужно сначала полюбить их работу, вникнуть в их идеи и только затем соизмерять высказывания с общей концепцией творчества.”
   Ведущий:
   Ай спасибо! Всё по полочкам всё понятьненько. А кто дополнит то Мастера осмелится?
   Есть такие? Есть! У нас народ активный, не сони….
   Прашу :
   
   
   Бузотер
   
   “ПОЭЗИЯ, кроме всего прочего, это СОСТОЯНИЕ ВОДКИ.
   
   Если водку держать в морозильнике на максимальном холоде несколько часов (как вариант можно положить на подоконник при -30), то она становится густой и тягучей. Эту тягучую жидкость следует налить в стеклянную прозрачную стопку и поднести к источнику света (лампа). На просвет вы увидите множество мелких кристалликов льда, плавающих в водке. Эти кристаллики медленно плавают в жидкости, переливаясь всеми цветами радуги. Если повезет, то внутри стопки можно увидеть даже микроскопическую радугу. Это состояние и называется ПОЭЗИЕЙ.
   
   Сегодня объявляется день ПОЭЗИИ!”
 

Ведущий:
   Опа! Как сказал то? А?
   
   
   АС(серьёзно):
   
   “Поэзия это -
   - игра словами;
   - набор метафор;
   - интонация;
   - настроение;
   - образ жизни (отображение жизни);
   - образ жизни (житие по образу);
   - корёжка языка (нарочитая, от великого ума);
   - корёжка языка (по недоумию);
   - поделка собрата/сосестры, почти такая, как твоя нетленка;
   - повод сообразить (на лавочке, в подъезде, у ларька, на кухне, в буфете ЦДЛ);”
   
   
   Игорь Царев :
   “Когда-то я ответил на это так:
   
   Поэзия - великий бред
   Вне всяких логик и законов.
   Висит в хлеву ее икона
   И источает яркий свет...”
   
   
   Иннокентий Анненский.
   
    Этого я не знаю. Но если бы я и знал, что такое поэзия (ты простишь мне, неясная тень, этот плагиат!), то не сумел бы выразить своего знания
   или, наконец, даже подобрав и сложив подходящие слова, все равно никем бы не
   был понят. Вообще есть реальности, которые, по-видимому, лучше вовсе не
   определять. Разве есть покрой одежды, достойный Милосской богини?
    Из бесчисленных определений поэзии, которые я когда-то находил в книгах
   и придумывал сам (ничего не может быть проще и бесполезнее этого занятия), в
   настоящую минуту мне вспоминаются два.
    Кажется, в "Солнце мертвых"
   {1} я читал чьи-то прекрасные слова, что последним из поэтов был Орфей, а один очень ученый гибрид сказал, что"поэзия есть пережиток мифологии"
   {2}. Этот несчастный уже умер... Да и разве можно было жить с таким сознанием? Два уцелевших в моей памяти определения, несмотря на их разноречивость, построены, в сущности, на одном и том же постулате "золотого века в прошлом". Эстетик считал, что этот век отмечен творчеством богов, а для мифолога в золотой век люди сами творили богов.
   Я бы не назвал этого различия особенно интересным, но эстетически
   перед нами: с одной стороны - сумеречная красота Данте, с другой - высокие
   фабричные трубы и туман, насыщенный копотью.
    Кажется, нет предмета в мире, о котором бы сказано было с такой
   претенциозностью и столько банальных гипербол, как о поэзии.
    Один перечень метафор, которыми люди думали подойти к этому явлению,
   столь для них близкому и столь загадочному, можно бы было принять за
   документ человеческого безумия.
    Идеальный поэт поочередно, если не одновременно, являлся и пророком (я
   уже не говорю о богах), и кузнецом, и гладиатором, и Буддой, и пахарем, и
   демоном, и еще кем-то, помимо множества стихийных и вещественных
   уподоблений. Целые века поэт только и делал, что пировал и непременно в
   розовом венке, зато иногда его ставили и на поклоны, притом чуть ли не в
   веригах.
    По капризу своих собратьев, он то бессменно бренчал на лире, то
   непрестанно истекал кровью, вынося при этом такие пытки, которые не снились,
   может быть, даже директору музея восковых фигур.
   
   Что же такое поэзия и кто такой поэт?
   
   Ведущий:
   Да вот словарь великорусского языка В. Даля дает такое определение:
   «Поэзия – это изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и при том более мерной речью».
   «Поэт – человек, одаренный природою способностью чувствовать, сознавать поэзию и передавать ее словами, творить изящное, стихотворец».
   
   
   Иннокентий Анненский.
   
   ”(Юноша,) в наше время многие искусствоведческие журналы и газеты размещают статьи о современной русской поэзии. В некоторых, состояние современной поэзии принято считать крайне тяжелым – классики давно почили в бозе, все хорошие стихи написаны, а современные поэты мало на что способны. В других же, наоборот, описывается возрождение современной русской поэзии, которое происходит вот уже на протяжении нескольких десятилетий. Кто же из них прав? Прежде всего, следует не забывать, что поэзия сама по себе вещь очень изменчивая, а русская поэзия в особенности. Русская поэзия всегда переживала времена упадка и подъема и то, что когда-то было современными стихами, теперь стало классикой, а ведь тогда никто об этом и не думал.
   Необходимо признать, что многие из современных поэтов пишут непрофессионально и не обладают огромным талантом, то есть попросту являются графоманами но, только промывая песок можно найти крупинки золота и почти невозможно предугадать, стихи каких современных поэтов в будущем будут цитироваться в учебниках литературы, в разделе русской поэзии.
   Уже одно то, какое количество стихов современных поэтов публикуется в разнообразных журналах, даже в популярных изданиях вводятся стихотворные колонки, показывает то, что русская поэзия находится скорее в состоянии подъема.
   
   Современная поэзия обладает всеми признаками техногенного общества – вместо самиздата, используется гораздо более доступный Интернет, да и стиль многих современных стихов мало напоминает классику. Однако главное ведь не то, чтобы современная поэзия соответствовала канонам, а то, чтобы современные поэты создавали что-то, что трогало бы душу человека, заставляло остановиться на минутку в бесконечной гонке со временем…
   К большому сожалению, современная поэзия получает очень маленькую поддержку от государства, а издательства предпочитают публиковать популярную литературу, которая будет заведомо читаема. А вот на современные стихи никто гарантии не даст. Вот и публикуются современные поэты, где придется – кто в Интернет, кто самиздатом выпустит несколько сотен книг, ведь хочется увидеть что-то большее, чем несколько изданных стихов на страницах журнала.
   Найдите минутку. Достаньте с полки томик классических стихов. Купите в переходе сборник современных стихов у поэта с горящими глазами, который готов говорить о них часами, и почитайте в метро. Зайдите в Интернет и наберите в поисковике «стихи современных поэтов».
   Посвятите немного времени себе, отдохните от повседневных забот и убедитесь, что современная поэзия и поэты живы и жить будут… Это изящество в письменности… Эти творцы изящного, стихотворцы…”
   
   
   Татьяна Михайловская
   
   “…стихи пишут все. Пишут генералы внутренних войск и заключенные в лагере. Пишут успешные банковские менеджеры и полунищие учителя средних школ. Пишут музейные работники и математики, биологи и начальники цехов, преподаватели физкультуры и народные целители. Пишут женщины и мужчины, здоровые и больные, инвалиды, взрослые и дети. Пишут в столице, на Крайнем Севере и на Валдайской возвышенности, в зоне Нечерноземья и долине гейзеров. Причем в равной степени пишут русские и евреи, украинцы и татары, мордвины и белорусы, армяне и финны, поляки и немцы, и вообще «всяк сущий в ней язык». Так было и при «совке», так есть и сейчас. С той только разницей, что тогда поэтом считался тот, кто был членом Союза писателей, а теперь этого не требуется – главное, что ты сам себя таковым ощущаешь. Мы привыкли посмеиваться над этой стихоманией, а стоит задуматься.
   Мы имеем сегодня несчетное количество людей пишущих в рифму (или то, что им кажется рифмой) и свободным стихом (или то, что им кажется свободным и стихом). Эти люди живут во всех уголках нашей страны, и нет для них большего счастья, чем общаться с такими же, как они, то есть со всеми нами. И без всякого Интернета пишущие стихи быстро находят друг друга и независимо от собственных амбиций определяют лидера.
   Пишущему стихи прощается многое, если не сказать все – и плохой характер, и сомнительное поведение, и неприятная национальная принадлежность, и чуждая религиозная ориентация ( так же, как и сексуальная), даже болезнь типа СПИДа, даже богатство, и даже преступление. Наверное, если бы Ходорковский в тюрьме написал не партийное занудство, а что-нибудь в рифму, хоть про кризис либерализма, хоть про что хошь, то общественный резонанс был бы другой – сразу стал бы всем свой и ни в чем не виноват. ( Вспомним Лукьянова.) Будто уже одним тем, что человек пишет стихи, он искупает свои грехи, реальные и нереальные, в наших глазах.”
   
   
   Ведущий:
   Поэзия, как искупление грехов? Оригинально! В этом что-то есть! Но как много грешников? Как много!!! И тогда что? Поэзия – культ?
   
   Надежда Коган:
   (Ну не культ, много талантливых авторов у нас, но учиться надо многим…)
   
   “…я не буду (здесь долго)говорить о силлабическом, силлабо-тоническом, акцентном стихе. Начнем с самого простого.
   Наверное, все знают, что ритм в стихотворении дает упорядоченное чередование ударных и неударных слогов.
   Вот Вам маленький пример. Возьмем две строки:
   Я иду гулять - пять слогов, а схема чередования ударных и неударных : !- !-!
   Я люблю Катю – тоже пять слогов, но схема другая !-!!-
   Поэтому, если Вы будете просто считать слоги, не обращая внимания, сколько неударных слогов находится между ударными, то строчки будут идти как по рытвинам.
   Ямб – это простейший ритмический рисунок: безударный слог, за ним ударный и так далее:
   
   Какая грусть! Конец аллеи -!-!-!-!-
   Опять с утра исчез в пыли -!-!-!-!
   Видите? А группа слогов, которая повторяется, здесь, в примере, их два (-! ) называется – стопа.
   Но в русском языке много слов длиннее, чем в два слога. Поэтому в стихотворении появляются пропуски ударений
   Опять серебряные змеи -!-!---!-
   Через сугробы поползли -!-!---!
   
   Это тоже ямб, но с так называемыми пиррихиями, то есть пропусками ударений в длинных словах. Здесь главное - мысленно проставить пропущенные ударения, чтобы стопа сохранилась.
   Смотрите: в первой строчке -!-!-(!)-!- В скобки я поставила пропущенное ударение вместо одного безударного слога. Вот и все.
   Кстати Фет в четвертой строке этого стихотворения схитрил. Через – вообще-то читается с ударением на первом слоге, но безупречная ритмика предыдущих строк заставляет Вас читать с ударением на втором слоге, как я в схеме и нарисовала. А даже если прочитаете правильно – эта крохотная запинка только усилит впечатление от поземки, ползущей через сугроб. Ну, это уже то волшебство, которое дается мастерством и талантом. Проверьте сами.
   
   Ведущий(с поклоном):
   Спасибо Надежда, по техникам стихосложения, я думаю, мы отдельное заседание проведём… по полной программе. Оно того стоит! Кто ещё хочет высказаться?
    Прррашу, (2 микрофон включите)
   
   Ирина Маулер:
   
   “Поэзия - это запах
   Еще не созревших вишен,
   Поэзия это - на завтрак
   Море четверостиший,
   
   Звуком по вертикали,
   Голосом вне вибраций,
   Скрипкой в органном зале,
   Девушкой без объятий,
   
   Сверчком у ресторана.
   Нотою без регистра,
   Незаживающей раной,
   Мантией без магистра,
   
   Вкусом между губами
   В рвущемся поцелуе...
   Поэзия это - на память
   Ноты из "Аллилуйя".
   
   Поэзия - наваждение
   Розы, цветущей в мае,
   Поэзия - возвращение
   Вчера улетевшей стаи.
   
   Черною кошкой на крыше,
   Белой вороной в стае,
   Поэзия - принц и нищий,
   Моцарт и Страдивари.
   
   Желтым лучом в ненастье,
   Голосом вне регистра,
   Поэзия - это счастье
   Слышать то, что не слышно.”
   
   
   
   Виталий Гайдачук:
   
   «…Я полагаю, что некоторая незавершенность мысли(в поэзии) должна присутствовать. Это позволит читателю додумывать происходящее на уровне своего ассоциативного восприятия. А оно у каждого из нас индивидуальное. Чем больше вариантов прочтений имеет стихотворение - тем удачней оно написано…»
   
   
   Воин отечества:
   
   “Что такое поэзия очень хорошо сказали авторы, которых я давно с интересом читаю. Их авторитет для меня непререкаем. Сказать лучше, чем сказали они, я всё равно не сумею, а потому просто (дополню) этот раздел (любимой цитатой):
   «…Поэзию не определяют, её чувствуют в слоге, энергетике строк, новизне и оригинальности образного ряда, в оригинальности версии повествования...»
   
   
   Эдуард Караш:
   А в отношении Поэзии, конечно, правы и словари и вы. И даже я, написавший когда-то:
    “ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ”
    ("Ужасны муки графомана...", Talkman)
   
    Не верит, графоман, бедняга,
    Что стихотворцы и поэты
    По разным ведомствам трудяги,
    Но как втемяшить мыслю эту –
    Тому слагать стихи не диво,
    Кто с языком немного дружен
    И пишет почерком красивым...
    Поэту – ум к тому же нужен...
    2004
    Э.К.
   
   
    Кристинэ Керн:
   
   “Пример того, как слово может действовать на душу читателя, нахожу в отзыве на замечательное стихотворение одного из самых ярких поэтов нашего потрала. Читатель пишет: "Я абсолютно с Вами согласна!!! ... "поэзия - это чувства + техника, а не техника, и где-то там чувства. Стихи, которые трогают лучше самых изощренных метафор и оборотов." Главное в стихах Душа!!! Обычный читатель, может и не знать всех правил стихосложения, и прочитав идеальное по технике стих, ничего не ощутить! И наоборот! Я читала несколько Ваших стихов - они все от Души!!! Поэтому они не могут не задеть своей "живностью" и глубиной ощущений!!!"
   
   
    Олег Анс:
   
   «…Классическую музыку понимают не все – но есть Моцарт, которого знают все. И его мелодии – знают все. Специалист может разложить таинство музыкальных этюдов Моцарта на составляющие, просто слушатель при первых звуках узнает автора. Как в музыке – не каждому идти по пути Моцарта, так и в стихах – каждому Бог надиктовывает своё. Если «зацепило» твоё стихотворение – пять, десять человек – это уже счастье. Чтобы «цепляло» многих – несоизмеримый талант... Или... За стенкой, на «Радио Шансон», поставили «Любэ».... Претензий нет, всё лучше, чем исповедь старого зэка... Всё лучше....
   И Губерман – со своими блёстками – смешно, значит запомнят, и Вишневский со своим ехидством – кратко, легко укладывается в голове... И Асадов – с добротой и непрофессионализмом... Иначе придут другие. «Голосуй, а то проиграешь! Ельцин – наш президент!» Белый стих. Чернота.... Плохо, когда бьют поэта, ещё хуже, когда поэты кого-то бьют. Ногами...»
   
   
   Кирилл Векшин(Питух):
   
   “Поэзия кристаллизовалась на довольно поздних этапах человеческой истории. Едва ли кто-то специально учил стихосложению Гомера, Сафо, Петрарку, Вийона ... Но время двигалось, и в XIX в. обучение версификации стало частью хорошего образования. Что до поэзии, то она складывалась на путях личного ученичества. Потом, по выражению Булата Окуджавы, «гениальная ошибка М. Горького» – Литинститут обучал стихосложению как государственному делу. Правда, похоже, что из предвоенного ИФЛИ хороших поэтов вышло больше, чем из Литинститута. Впрочем, всё это едва ли очень важно – достаточно вспомнить, что ни И. Бродский, ни Н. Рубцов, ни Б. Чичибабин, ни Г. Русаков, ни В. Блаженных, ни Л. Миллер, ни ..., ни ... специального литературного образования не получали. Версификации, стихотворчеству худо-бедно можно научиться. Выучиться на поэта невозможно. Им можно лишь быть ... или не быть. Появление интернета материализовало слова В. Маяковского: "Сидят папаши, Каждый -- хитр. Землю попашет, попишет стихи" – число авторов на сайтах, подобных этому, едва ли поддаётся учёту, но – навскидку – это, как минимум, несколько полностью развёрнутых дивизий. Мы можем осипнуть в спорах о том, хорошо это нет, но это – реальность такая, как есть, и никакая более.
    Очень условные полюса поэтического континуума – версификация и поэзия. Как недавно заметил один глядящий в корень человек (текст его попался мне на просторах интернета, но искать его сейчас недосуг):
   «Всё стихи, стихи ... А где же поэзия?».
   О том же, но с другой позиции, Б. Ахмадулина:
   «Во мне уже стара привычка ставить слово после слова».
   Взаимные переходы версификации и поэзии подчиняются правилу Г.В. Плеханова: трудно установить момент, с которого человека следует считать лысым. И всё-таки ... Я бы сказал, что поэзия начинается там, где стихотворный текст несёт в себе больше информации, чем образующая его речь.”
   
   
   Рюрик Дикий: Зачитывал я уже вам здесь.
   
   Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
   вещает:
   Поэзия, греч., род искусства, орудием и материалом которого является слово, а сущность которого мышление в словесных образах. П. первоначально слита с друг. искусствами: музыкой и мимикой (танцами), лишь иногда один род преобладает. Древнейш. поэтич. произв. являлись в форме хоровых песен с плясками, воспроизводящ. разл. мифические, военные, брачные и т. п. сцены. Из этого чисто-эпического материала выделяются лиро-эпич. песни, котор. делаются достоянием специальн. певцов (рапсодов, бардов, скальдов, труверов, сказителей и т. п.); иногда связываются разнообразные песни, об одном лице или событии в циклы или своды. Принимающие характ. закончен. целого - эпопеи ("Илиада", "Одиссея", "Песнь о Нибелунгах" и т. п.). По мере выделения личности из общины выделяются элементы личного чувства, и возникает лирика…
   
   Толковый словарь великорусского языка Владимира Даля
   глаголит:
   ПОЭЗИЯ ж. изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью. Поэзией, отвлеченно, зовут изящество, красоту, как свойство, качество... Одни считали поэзию видениями из духовного Мира; … видя в ней соединенье добра (любви) и истины. Поэт м. пиита, человек, одаренный природою способностью чувствовать, сознавать поэзию и передавать ее словами, творить изящное…
   
   Литературная энциклопедия
   проявляет:
   Слово "поэзия" происходит от греч. poieo = творить, создавать, строить, созидать; poiesis (поэзия) = создание, творение, произведение. В применении к словесным произведениям этот первоначальный смысл слова подчеркивает момент творческий, созидательный, момент словесной обработанности, искусности. … Древние греки классической эпохи понимали под словом "поэзия" преимущественно именно стихотворные произведения; поэтому они называли человека, который сочинял стихи, поэтом. С понятием художественного творчества в слове у них неразрывно соединялось представление о ритмически организованной речи… В дальнейшем греки выдвинули понятие стиха (stixos = первоначально ряд, строй, затем строчка, стих), противополагая ему речь, ритмически неорганизованную … которую потом римляне стали называть … прозой(лат. "prosus" = вольный, свободный, движущийся прямо )
   
   Вам оставалось только  закрепить материал.
   Так что же это такое – Стихи и Поэзия? Одно и тоже? Возможно…
   Но как видим - есть нюансы (почти как в анекдоте)…
   Ибо разница между этими словами большая!
   Стихами то можно назвать любое произведение, грамотно написанное в размере с рифмой (точной ли, хорошей и т.д.(смотрите разновидности сами) или даже без неё.
   Многие люди во всём мире в процессе своей жизни сочиняют стихи.
   Можно даже научиться этому в совершенстве.
   Но есть нечто, чему научиться совершенно невозможно, – это и есть Поэзия.
   Как она рождается эта неуловимая Поэзия?
   Стихотворец собирает разбросанные куски ощущений жизни у себя и у окружающих. Мысли его прикасаются ко множеству бессмысленно разбросанных фраз, событий и вещей. А затем однажды в какую-то одну секунду перед его взором мелькает: Идея! И все его наблюдения начинают обретать тонкую ниточку твердеющего смысла. В порыве творческой активности автор соединяет эти предметы в единое целое, цементируя и “оживляя огнём своей личности” (А.Н.Толстой).
   Да, «огонь личности» – вот что, прежде всего, отличает Поэзию.
   Энергия личности!
   Личность!!!
   У личности есть позиция и есть личностное отношение к событиям, к окружающей действительности и к конечно же людям…
   Поэзия это те же стихи, но в которых бьётся сама жизнь! Жизнь,вызывающая отклик в душе у читателя…
   Поэзия расскажет об её авторе лучше, чем его автобиография.
   Его стихи покажут и эрудицию, и мировоззрение человека, и его чувства, и его умение наслаждаться природой…
   Да! Природой!
   
   
   Незнакомец в чёрном плаще появившийся из ниоткуда с надписью "Командор" на спине:
   
   “Послушайте меня молодёжь, хорошая поэзия, а здесь именно о поэзии идет ведь речь, должна отвечать только трем требованиям:
   - она не должна быть пуста (бессодержательна),
   - она должна быть технически грамотна
   - и, главное, она должна быть талантлива.
   
   Не должна быть пуста… должна присутствовать мысль, то есть творческое задание - не всегда даже самим автором осознаваемое.
   Что касается грамотности. Все мы понимаем, что для легиона гениев это вещь второстепенная. Сухая наука! Всякие там ямбы, хореи, амфибрахии…
   "Да вы смерти нашей хотите, душители чистого вдохновения! - так скажут они. И Нинель Лоу их первой поддержит.
   Про сознательные нарушения поэтической техники - нарушение рифмовки, сбой размера и т.д. - я не говорю: подлинные мастера, виртуозно владея своим стихом, нередко создавали шедевры. Но, для примера: классическим четырехстопным ямбом владел в совершенстве любой, даже средней величины русский поэт.
   Поэзия должна быть талантлива!? Это значит, что автор должен иметь дар, то есть способность к поэтическому творчеству и сознательно-бессознательное желание им заниматься. В это понятие - талант - я включаю многое: и чувство слова, и словарь, и чувство композиции, и собственный стиль, и тематику, и образную систему, и разнообразно богатый интонационный комплекс, и фигуры речи… Плюс еще одно - быть может, самое важное - это понимание своего дара, постоянное усилие к его сохранению и развитию.
   Настоящая поэзия стоит на трех китах.
   Их имена - дар, вдохновение и трудолюбие.“
   Уходит…
   Звук лопнувшей струны. Выстрел старого ружья. Грохот упавшей каменной статуи за сценой. Крик перепуганного кота…
   За окном тихо падал долгожданный снег…
   
   Ведущий:
   Командор! ПреккррррррррасТно!
   Друзья позвольте поздравить всех вас с наступающим новым 2007 годом розовой парасюшки! И пусть кто-то ещё наивно надеется, что в новом году будет лучше и по-новому, но мы то с вами давно знаем – всё будет, как всегда, ибо нет ничего нового на этой земле! По-этому я желаю вам здоровья и денег! Вот именно это желание и подкладываю вам-с…………
   
   До новых встреч!
   
   Хотя может кто ещё не высказался?
   Извините, извините.
   Прашу к первому микрофону...
   (и мысль была хорошая - про день поэзии! Надо обдумать... позову ыстьчо двоих и обдумаем)))))))))))



Юлия Чиж

   Эд, в голову ворвались два анекдота (откуда-то с задворков памяти выскочили. бородачи такие агромадные):
   1. Сообщение секретаря посредством е-мэйл: "Уважаемые коллеги! Поздравление от гендиректора "С новым годом, Свиньи!" следует читать без запятой!"
   2. (сравнительно недавно услышала/прочла):
   Долгое вpемя сyществовала гипотеза, что, если миллион обезьян посадить за пишyщие машинки, то по теоpии веpоятности чеpез некотоpое вpемя они напечатают "Войнy и миp". Тепеpь с pазвитием Интеpнета, мы знаем, что это не так..
   -------
   А по поводу дня Поэзии могу сказать только одно: ПрЭлЭстно! smile3
   Спасибо за доставленное удовольствие!


Эрнест Стефанович

   ...поэзия первична, "устами младенца...", а проза – то, что осталось от нее вследствие жизни. Вспомните, не стихами ли говорило человечество в своем детстве, не рифмованная ли поэзия звучит в первых криках малышей? "А-а, а-а, а-а, а-а,/ А-а, а-а, а-а, а..." – не четырехстопный ли хорей – "Сквозь волнистые туманы/ Пробирается луна..."?


Сергей Брянцев

  Поддержу Эрнеста Стефанович - "Поэзия первична в художественном мировосприятии, познании человека/индивидума окружающего мира, она родилась еще в эпоху первобытного человека, имитирующего звуки и ритмы, из ее опыта познания окружения родилась религия и т.д. и т.п., даже теперь все известные эзотерические учения содержат основные элементы поэзии, ибо оперирование звуком и смыслом. открывает многие пути к воздействию на сознание и подсознание как человека, так и общества"...
Все короче тут ясно... С улыбкой





продолжение следует...process

Отредактировано Э.Филь (2007-08-16 22:14:02)


Эдуард Филь
Уверенность в своей непогрешимости - прекрасный повод,  чтобы начать в себе сомневаться.(Ю.Панюшкин)

Неактивен

 

#2 2007-08-26 19:10:56

карандаш
Автор сайта
Откуда: Восточная Сибирь
Зарегистрирован: 2006-04-22
Сообщений: 2260

Re: Клуб анонимных стихоголиков -3

Очень хорошая и нужная статья №1,2,3..
Эдуард, а где же  обещанное продолжение?
С уважением
Александр.


Простой карандаш
если от свечи зажигается другая свеча, то первая ничего не потеряет.

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson