Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2007-06-02 01:13:59

Э.Филь
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-03-27
Сообщений: 195
Вебсайт

Клуб анонимных стихоголиков - 1

( данная подборка была сделана давно для моих друзей, но после обсуждения с Алисой Деевой, подумалось что может быть интересна и на Фабуле...)


Усвоив с молоком любимой матери, что основной принцип развития любой творческой личности есть самостоятельная подготовка, я, продолжая изучать статьи по стихосложению, предлагаю их для ознакомления и другим авторам.
   Боже упаси, если вдруг сюда зайдёт человек, считающий себя сформировавшимся ПОЭТОМ
   – простите СЭР, но здесь не для ВАС!
   Этот разговор для вступивших на путь отражения собственных эмоций в стихотворной форме. Эмоций, которые порой так перехлёстывают, что эти авторы пренебрегают законами версификации до полного или частичного несоблюдения форм…
   Я сегодня хочу вас пригласить заглянуть на заседание клуба… Проходите быстрее – уже началось!
   
   ВЕДУЩИЙ:

   - Друзья, сегодня, на нашей встрече(усаживайтесь поудобнее) я слово предоставляю нашему докладчику – уважаемому аж самому Геннадию Апанович. Скажу, что в основу руководства по стихосложению на массовом сайте СТИХИ.РУ с любезного разрешения именно этого автора легли материалы его личного сайта...
   А вот он и сам!
   
   Геннадий Апанович:
   ( усаживаясь на стул в центре круга).
   
   - “Здравствуйте! В моих руках книга Самойлова Д.С. Книга о русской рифме, изданная кажется ещё в доперестроечном 1982 году.
   Так что такое рифма? - повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных.
   Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
   
   В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифма бывает:
   
   Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.
   
   И море, и буря качали наш челн;
   Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
   Две беспредельности были во мне,
   И мной своевольно играли оне.
   
   Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.
   
   Тихой ночью, поздним летом,
   Как на небе звезды рдеют,
   Как под сумрачным их светом
   Нивы дремлющие зреют.
   
   Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге.
   
   Девочка во поле с дудочкой ивовой,
   чем ты поранила веточку вешнюю?
   Плачет у губ она утренней иволгой,
   плачет все горше и все безутешнее.
   
   Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.
   
   Леший бороду почесывает,
   Палку сумрачно обтесывает.
   
   В зависимости от совпадения звуков различается рифма
   
   
   Точная и неточная
   
   Почему Незнайка был неправ, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.
   
   Согласные фонемы различаются:
   1) по месту образования
   2) по способу образования
   3) по участию голоса и шума
   4) по твердости и мягкости
   5) по глухости и звонкости
   
   Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости - звонкости(П-глухая, Б-звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную:
    окоПы-осоБы.
   Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная).
   ОкоПе-осоТе
   - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.
   
   Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы(у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают.
   Например:
   П и Г различаются на три у.е. (место образования - 2, глухость-звонкость - 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е.(место образования, способ образования).
   
   Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких:
   Т - Т', К - К', С - С' и т.д.; но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм "откоС'е-роСы", "откоСы-роСы" и "откоСы-роЗы" более предпочтительны второй и третий варианты.
   
   Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа-глубоКо, изгиБах-лиПах, стрекоЗы-коСы, нароДа-налеТа).
   
   Хорошо отзываются друг другу смычные(способ образования) П-Т-К(глухие) и Б-Д-Г(звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х(глухие) и В-З-Ж(звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В(России[россиJи]-сини-силе-красивы).
   
   Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах. Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух звуков.”
   А сейчас я очень тороплюсь и вынужден откланяться, ибо меня ждут уже в другом литературном клубе другие страждущие знаний авторы.
   До новых встреч.
   
   ВЕДУЩИЙ :
   - Спасибо Геннадий! Многие наши авторы конечно уже многое из Вашей лекции читали, но вот что мне интересно – а как сами авторы, оттачивая своё мастерство, двигаются по этому тернистому пути самосовершенства?
Позвольте предоставить слово прекраснейшей Даме и мной обожаемому автору: – Стеклянной Галке (то что она нам тут поведает вы “Никому не говорите”, но это откровенный разговор дилетанта и тайны она откроет только  дилетантам о методах ведения войны со стихами:-)
   - Добрый день, проходите Галя вот сюда…
   
   
   Стеклянная Галка:
   
   “Добрый ... Простите, а Вы зачем здесь? Я же сказала - дилетантам. И дверь прикройте поплотнее, пожалуйста - у меня голос громкий. Спасибо...
    Всем остальным - добрый день! Так уж случилось, что нас с вами связывает одна общая беда - мы пишем стихи. Пишем? Ну.. не знаю, как кто, а я их не пишу. Они пишут меня. И делают это публично, и порою с особой жестокостью, уже целых 2 года. Я даже до сих пор храню свое первое стихотворение - в назидание, так сказать - вот что бывает с людьми, которые вовремя не выдергивают ростки баобабов.
    Итак, месяца два спустя после первого стихотворения, я поняла, что борьба бесполезна. Когда безобразие нельзя предотвратить, его надо возглавить, решила я и, вооружившись руководствами по стихосложению, начала изучать теорию. У меня неплохое, но не гуманитарное образование. Я штудировала статьи, как в свое время изучала Капитал. Именно тогда я и пообещала себе, что если я выживу в этой борьбе , то постараюсь объяснить это все человеческим языком - доступным простому ядерному физику или оператору машинного доения.
    Первое, что я пообещала этим лентяям, называющим себя стихами, и от нечего делать лезущим мне в голову, что легко им не будет. И я стала составлять план их уничтожения.
    В первую очередь я взялась за рифму - тогда, наивная, я думала, что это главное.
   
   - Глагольная рифма...
   Кто не слышал этого страшного обвинения? Мне стоило немалого труда понять, почему нельзя рифмовать глаголы. Они так славно рифмуются... Но - приняв на веру, я стала изгонять их из текстов, как соседских кур с моей клумбы. Тексты кривились, но терпели. Вскоре они привыкли и уже не подсовывали мне глагольные рифмы.
   Глагольные рифмы - это рифмовка окончаний глаголов:
    - брать - играть - карать,
   причем эти еще ничего - у них, как видите, рифмуется еще и «р». Хуже с такими рифмами
    - спать - начинать - горевать.
   Кстати, есть и некоторые существительные, которые можно отнести к «как бы глагольным» рифмам - что-то типа - представление -повторение - изменение, и иже с ними...
   • ГЛАГОЛЬНЫЕ РИФМЫ были отброшены. Вместе с ними были отброшены
   • ИЗБИТЫЕ РИФМЫ, заикающиеся, как заезженная пластинка, типа «кровь-любовь» и «розы-морозы." Что же осталось? Пришлось
   • РИФМОВАТЬ РАЗНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ - насильственным образом.
   Как же верещали мои тексты! Как злорадно я штудировала помощник поэта и программку «Ай да Пушкин» в поисках ну хоть какой-то рифмы к этому чертовому глаголу... Штудируя, я натыкалась на следы чьих-то попыток зарифмовать пароход и теплоход, самолет и вертолет... Что-то мешало мне в них. Наконец меня осенило - они же одинаковые, и говорят почти об одном и том же. И я решила
   • НЕ РИФМОВАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА. Тексты ответили залпом новых рифм и
   • СБОЯМИ РИТМА. И наступил период палочек и черточек. Я рисовала схемы размеров, ставя восклицательный знак на месте ударного слога и минус на месте безударного. Схем было не так уж много, они состояли из повторяющихся комбинаций. Я даже изучала названия размеров - но здесь, помня свое обещание, я не буду об этом. Для желающих - откройте стихирную статью о размерах, возьмите примеры оттуда и постарайтесь построить
   • РАЗМЕРНЫЕ СХЕМЫ... Итак, ритмы хромали, и я было совсем отчаялась, но - русский язык - великая вещь! В нем такое количество ВОТов, УЖей, ТАКов и прочей нечисти, что тексты немедленно стали заполнять ими освободившееся пространство. Ну, змей я люблю. А вот прочую нечисть - извините. Я стала вымарывать их из текстов, слово за словом, и смотреть - а что они, собственно, тут делали? В 3 случаях из 4 приговор был - бессрочная ссылка. Дальше - больше. Я поняла, что бывают не только вводные слова-паразиты. Целые строки тихой сапой влезали в тексты и будучи удаленными не вызывали ничьего сожаления. У меня появилась тяжелая артиллерия -
   • НИ ОДНОГО СЛОВА БЕЗ НАГРУЗКИ. Легко говорить, теперь... Тогда - на попе у меня была большая мозоль, а в голове кишели обрывки строк. Знаете , как это бывает? Решил, что должно быть в строке.. И крутишь, крутишь, крутишь... меняешь слова местами... СТОП! Как это - местами? Когда мы говорим прозой, то
   • ПОРЯДОК СЛОВ зависит от того, что мы хотим сказать, а не от того, что с чем рифмуется... Значит... (тексты пригнули головы) - долой вольность изложения, ура - строгому порядку. Надо сказать, что это открыло мне еще один аспект глагольных рифм. Они плохи, потому что, как правило, мы не говорим предложениями с глаголами в конце! А значит, рифма там плоха не сама по себе, а за счет неправильного построения предложения. Следующим открытием, последовавшим уже почти в зрелом стихирном возрасте, было, что «детей-зверей» не является рифмой. Ну, в каком-то понимании они, конечно, похожи... но не очень. И загвоздка вот в чем -
   • НЕ ДОСТАТОЧНО ЗАРИФМОВАТЬ ГЛАСНЫЕ В ОКОНЧАНИИ - надо чтоб рифмовался хотя бы один звук перед ним.
   • ХОРОШО РИФМУЮТСЯ ПОХОЖИЕ ЗВУКИ - парные - б-п , д-т , к-г, ж-ш, з-с. Звонкие лучше рифмуются со звонкими, глухие с глухими. Мягкие можно рифмовать с теми же самыми твердыми. И опять, одновременно с этим открытием, я поняла, что
   • МОЖНО ЗАРИФМОВАТЬ ВООБЩЕ НЕ ОДИНАКОВО ОКАНЧИВАЮЩИЕСЯ СЛОВА , и это все равно будет рифма! Главное, чтоб ударный слог, включая согласную был зарифмован, а окончание - достаточно, чтоб было созвучным. Например: «прямой - ярмо», «рая - желаю» и на худой конец - «куста- привстать».
    Итак -рифмы были отобраны со всей строгостью, каждое слово сгибалось под тяжестью привносимого им смысла, шаг влево, шаг вправо для них считался побегом - я готова была вздохнуть свободно... И тут у текстов появилось новое оружие. Предполагалось, что
   • ТЕКСТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ СМЫСЛ. Приторные вздохи ( я так «чуйствую» и пишу что «чуйствую» , а мысль - это для научных трактатов ) меня никогда не прельщали. Так вот - тексты стали менять смысл. Чуть не доглядишь - и идея всего стихотворения меняется, как погода в феврале. И будьте уверены -
   • ЕСЛИ ЧТО-ТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОНЯТО ДВОЯКО - ОНО БУДЕТ ПОНЯТО НЕПРАВИЛЬНО. И начались мучения со смысловой частью. Как дом строится из кирпичей, так стихотворение строится из слов. Какие кирпичи - такой и дом. Если мы строим здание тюрьмы, а используем розовую облицовочную плитку с бантиками - вряд ли кто-то поймет, что именно мы строим. Значит - подбор слов в стихотворении - немаловажная деталь для восприятия. Здесь играют роль
   • АССОЦИАЦИИ- эпитеты несут вкус, запах, цвет, осязание к читателю. Например, вы пишете о доме, о теплом утре в светлой комнате, и даете солнечному пятну на подоконнике эпитет - пшеничное. Не желтое. А именно - пшеничное. У вас нет места поговорить о свежем хлебе - стихотворение растянется до бесконечности, а
   • КРАТКОСТЬ, как известно, - СЕСТРА ТАЛАНТА. Но этим словом, вы уже послали читателю сообщение - свежий пшеничный хлеб там тоже был. И он это услышал, можете не сомневаться. Тексты уже не очень сопротивлялись, и я с удивлением обнаруживала этот самый
   • СКРЫТЫЙ СМЫСЛ уже после того, как слово попадало в текст. Еще одним камнем преткновения стали
   • НАЧАЛА И КОНЦОВКИ. Как начать стихотворение так, чтоб его дочитали хоть до средины? Ждать озарения на первой строке. И уж совсем никак не допустимо разочаровывать читателя на последней - он обидится и больше не придет. Следующим тяжелым испытанием было
   • САМОДОВОЛЬСТВО. Я писала - хорошо (как мне казалось). И стала читать свои тексты вслух. И тут я обнаружила вдруг, что прочесть их вслух не могу - хотя заикаюсь, только когда сильно волнуюсь. Все было просто - они были
   • НЕ БЛАГОЗВУЧНЫ - тяжелые сочетания звуков вроде : « корм смрадный» и подобные им превращали тексты в заик, и стали безжалостно изгоняться. Я срывала голос, читая вслух в машине, на меня оглядывались люди в магазинах, но я упорно декламировала вслух. Когда и на этом фронте наступило затишье, я поняла, что у меня не осталось полей боя(не путать с play boy)... Количество текстов приближалось к 500, темы были все востребованы, при словах «крылья -лопатки» начинался приступ тошноты... И я поняла, что мои личные переживания, наполняющие тексты, мало кому интересны. И стала сочинять. Ну, нельзя сказать, что чтоб меня в текстах стало после этого меньше. Мне просто стало
   • ИНТЕРЕСНЕЕ, а значит и читателю. И - самое главное - текстов стало меньше! Значительно меньше. А это - уже итог. Но об этом - никому! Договорились? Главное - филологам! У меня в запасе есть еще много разного тайного оружия для борьбы со стихами. Но может и того, что я уже сказала, будет достаточно, чтоб любители поэзии испепелили меня мыслями - так что я подожду...”
   
   
   ВЕДУЩИЙ:
   Может кто хочет дополнить? Задать вопросы или высказаться?
   
   Василь Ганжар:
   - Галя, Вы так хорошо рассказали об изначальных страданиях поэта.
   А вот тут упорно ходят слухи, что весь этот труд можно значительно облегчить ( упростить), что стоит только тщательно
   считать слоги. Ну я, как наивный мужик, и поверил. Пошёл к Александру Сергеевичу, а он, представьте себе, подсунул мне сразу такую коротенькую "Вакхическую песню"
   . Боже мой ! В этой коротенькой "Песне" Целый набор разнасложных строк : 12,11,9,8,5,5.
   Акак же со счётом? А стихи, такие паршивцы, напоминают о себе ритмом, рифмой,клаузуллой, ударными и безударными, сильными и слабыми слогами. Тут тебе и ситаксис и фонетика и пр.и пр.
   Хорошо, наверное французам.У них язык как язык.Ударение всегда,говорят, на первом слоге.(Что слышал, то и передаю извините, если это не так)А как быть нам со своим таким странным русским, в котором ударения гуляют, как кошка, сами
   по себе, да ещё и смысл слов при этом меняют. А то и просто
   ударение вдруг исчезнет с места, где ему надобно быть, оставив
   вместо себя какой-то слог, который считает себя сильным и уверяет что он равен двум слабым. Ну прям по Маяковскому. А тут вдруг откуда-то появилась ещё какая-то загадочная Просодия?
   Час от часу не легче. Куды бедному мужи, тьфу, автору податься?
   Может поможете несчастному? Особенно в математическом методе.
   Что с ним делать? С глубочайшим уважением и надеждой,
   
   
    Тимур Раджабов
   
   - Ага!
   
   Играют волны, ветер СВИЩЕТ
   И мачта гнется и СКРИПИТ
   УВЫ! Он счастия НЕ ИЩЕТ
   И не от счастия БЕЖИТ!
   
   М. Ю. Лермонтов.
   По-моему неплохой поэт и стихо великое...
   
   А статья хорошая - для тех, кто все время рифмует глаголы, а не для нормальных чуваков типа Лермонтова:)))
   
   Спасибо за ликбез.
   
   Виталий Бикинеев
   
   - Точно - о глагольных рифмах:
   
   "Нам песня строить и жить помогает,
   Она как друг и зовет и ведет!
   И тот, кто с песней по жизни шагает,
   Тот никогда и нигде не пропадет!"
   
   Видимо, дилетант написал эти строки:)))
   
   
   Maryana
   Век живи - век учись.
   Это еще кажется сам дедушка Ленин сказал.
   А вот большая часть стихотворцев считает, что если им от роду было дано писать стихи, то наука стихосложения им не нужна.
   Я так не считаю, ибо мне отроду не было дано - я нашла на мусорке учебник и научилась писать стихи. Поэтому все это уже знаю
   smile1
   
   Пётр Давыдченко :
   - Скажу сразу: Автор мне очень симпатичен. Молодчина! Работает для самообразования! И нас просвещает. Только знаете - вся наша мышиная возня на сайтах за красивое стихосложение и против графомании происходит оттого, что перестали выходить на улицу и не знаем, что творится вокруг. Я не обвиняю вас. Сейчас так многие живут. Но... Эх! Не с тем мы воюем!
   Вот сейчас иду по улице, шёл и удивляюсь: вечер чудный, ещё светло, а народ с балконов выглядывает, а пройтись не хочет. В чём дело? здесь всегда гуляли. Чуть позже доходит до меня: в скверике обосновалась группа крепких парней с гитарой. Думаете они пели песни Рубальской или Тарковского? Да пусть бы пели песни на стихи Асадова и Пугачёвой, или "Зайку" или "Мурку" или хоть 18 мне уже..." но только бы не то, что они пели. А пели они что-то типа "Вставай проклятьем заклеймённый..." Наверное 100 лет назад и она вызывала тот ужас, который сейчас испытали жители дома, стоящего около сквера.
   Недобры молодцы пели:
   
   ...Мы будем чужие сёла жечь.
   Мы будем водку жрать.
   Мы будем убивать...
   
   А ещё в песне звучала открытая угроза конкретному городу, конкретного государства. Тот, кто слышал эту песню, тот оценит мою деликатность и дипломатичность. Кто не слышал, скажу, что от этой угрозы и от некоторых других, прозвучавших в песне, волосы на голове встали дыбом.
   Им всё равно, что здесь идут сплошные глагольные рифмы, они на всё готовы и это - их гимн. Понимаете? Гимн некоторой части молодёжи! Тот, кто давно не был в России и в других бывших республиках бывшего Союза, может продолжать борьбу с графоманией. Чем ещё заняться в спокойной обстановке. Скучно им там без скандалов. Но нам тут в бывшем СССР грызть друг друга из-за правил стихосложения - это всё равно, что во время землетрясения или урагана складывать мозаику из бусинок на столе. Нам нужны душевные, берущие за живое тексты. Иначе они придумают их сами - вселенная не терпит пустоты.
   Пусть будет текстов больше! Может хоть что-нибудь дойдёт до сознания молодёжи! А то многие пытаются писать для избранных. Стихотворение, вымученное подсчётом слогов, будет вызывать восторг только у критиков. А молодёжи нужны песни и стихи обычные, но с душой, о том, что любая война - беда. О том, что калеке никто не вернёт ногу и тем более голову. Пусть песни воинов-афганцев были небезупречны по канонам новейшего стихосложения, но они отрезвляли горячие головы! Но критики, набросившись дружно, забили народных авторов, победили графоманию. И вот результат... Страшноватенький результат.
   Ребята! Кому есть о чём писать - пишите! Время покажет, кто из нас кому нужен! Пишите! Формируйте новую культуру, коль никто этим не занимается!
   С уважением к автору и ко всем присутсвующим…
   
   ВЕДУЩИЙ:
   Спасибо дорогие друзья! Уже поздно. Следущее собрание клуба стихоголиков состоится сразу в четверг…
   
   ………………………………………………….
   А Вы что думаете уважаемый читатель о теме и о собрании этом?
   И Вы, дочитав это до конца, - считаете себя практически здоровым?
   :-)))))))))))))))))))))


продолжение следует...

Отредактировано Э.Филь (2007-08-16 22:08:32)


Эдуард Филь
Уверенность в своей непогрешимости - прекрасный повод,  чтобы начать в себе сомневаться.(Ю.Панюшкин)

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson