Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2020-05-23 20:17:09

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 360
Вебсайт

Бронепоезда Сибири, особо Кузбасса. "Алтайский железнодорожник"

В числе первых российских бронепоездов (сокращённо БП, или бепо), построенных серийно, были четыре бронепоезда типа «Хунхуз». Их отгрохали осенью 1915 года в Киеве. Они поступили в 1-й, 2-й, 3-й Заамурские, а также во 2-й Сибирский железнодорожные батальоны. На Гражданской войне они переходили из рук в руки, воюя на стороне то красных, то белых.
Так, бронепоезд №3 Второго Сибирского ж. – д. батальона был включён в части Центральной рады под названием «Слава Украины». Но в январе 1918 года, при взятии Киева, его захватил отряд черноморских моряков под командованием Андрея Полупанова (уроженца Ясиновского рудника под Макеевкой). Бронепоезд, названный №4 «Полупановцы» (или «Свобода или смерть!») успешно действовал против королевских румынских войск.

http://f26.ifotki.info/org/9bfbf713d9c59a6ca991a65b3d6b23675f507d372913191.jpg

Бронепоезд «Орлик», тип "Хунхуз". Бывшая "Слава Украины", бывшая "Свобода или смерть!"


А летом близ Симбирска этот поезд захватили чехословаки, переименовав его в «Oрлик». Затем он попал к японским интервентам, а те передали его белым, и в декабре 1921 года бронепоезд участвовал во взятии Хабаровска. Потом он оказался в Харбине. В 1924 году входил в состав войск маршала Чжан Цзунчана, дальнейшая судьба бепо неизвестна.

В Гражданскую войну бронепоезда строились повсюду, в том числе и в Сибири, хотя обычно не являлись таковыми в полном смысле этого слова. Они защищались не бронёй, а, в лучшем случае, листами котельного железа. Создавались без проектов, не на заводах, а в ж. – д. мастерских или прямо на станциях. Популярными и у белых, и у красных были металлические угольные полувагоны американского образца – «гондолы», или, как их ещё называли, «углярки» (о них см. «Наука и Техника» №11 за 2013). Россия ещё во время Германской войны заказала в САСШ и Канаде около 20 тысяч этих полувагонов, каждый грузоподъёмностью в 50 т. Они перегонялись из Владивостока по Транссибу.

http://f26.ifotki.info/org/eef8e32cdc3cfe358fdd154b428aae235f507d372912363.jpg

Броневагон из «углярки» чехословацкого бронепоезда. Аналогичные вагоны применялись на бронепоездах Красной армии.


При переделке «углярок» в броневагоны в их бортах прорезались бойницы для пулемётов и винтовок. Внутри устанавливались дополнительные стенки, а пространство между бортами и стенками заполнялось, например, мешками с песком, или даже с мукой. Сверху монтировались перекрытия из брёвен, шпал, металлических листов. Орудия устанавливались в разобранном торце вагона, либо на открытой платформе. Импровизированные броневагоны цеплялись к обычному паровозу (см. «Наука и техника», август, 2014).

***

Мобилизационным планом 1941 года предусматривалась постройка 70 бронепоездов. Основным изготовителем определялся завод «Красный Профинтерн» в Брянске, но уже в первых числах августа этот завод начал эвакуацию в Красноярск. Пришлось вспоминать опыт Гражданской войны (см. «Наука и техника», январь, 2017). А 9 октября в Главном автобронетанковом управлении Красной армии (ГАБТУ КА) был организован спецотдел бронепоездов. Несколько дней спустя отдел по строительству бронепоездов был создан и в Наркомате путей сообщения (НКПС). 29 октября вышла директива НКО № 22сс, предписывавшая к концу года сформировать 32 дивизиона бронепоездов (65 бронепоездов). Их строительство должно было почти одновременно развернуться на более чем 50 заводах НКПС и депо, с использованием местных ресурсов. Централизованно обеспечивали лишь бронелистом и вооружением, и то по ситуации. ГАБТУ выделяло только устаревшие или трофейные артсистемы, например: 76-мм пушки образца 1902 г., 76-мм танковые пушки КТ-28 (оставшиеся после перевооружения Т-28), 75-мм трофейные польские пушки образца 1902/1926 гг., 75-мм французские пушки, и т. д.
Ребром встал вопрос о типе бронеплощадок (броневагонов). И у наркомата обороны, и у железнодорожников были лишь чертежи четырёхосных двухбашенных бронеплощадок весом в 50 тонн. В полевых условиях вернуть на рельсы такую площадку было почти невозможно, поэтому военных удовлетворил лишь проект облегчённой бронеплощадки на базе двухосной 20-тонной платформы, с одной артиллерийской башней. Разработанная железнодорожниками, она получила обозначение ОБ-3 – облегчённая бронеплощадка, третий вариант.

Борта собирались под наклоном до 30 градусов. Бронелисты нашивались на каркас из швеллеров и уголков и соединялись при помощи заклёпок или болтов. Толстые бронелисты (25 мм или 37 мм) были в дефиците, поэтому предусматривалось бронирование в несколько слоёв, хотя масса при этом возрастала. Кроме двухслойного, встречалось трёхслойное (три листа по 10 мм с 80-милимметровой воздушной прослойкой).
Верхняя часть башни шестигранной формы собиралась из плоских бронелистов на металлическом каркасе и соединялась с полом массивными подкосами. Пол башни, перекатываясь по роликам, обеспечивал башне вращение. Порой устанавливались круглые башни, а то и вообще танковые. Бронеплощадка ОБ-3 вооружалась одним орудием и пятью пулемётами (один в башне). Боекомплект состоял из 180 снарядов и 6300 патронов, уложенных в стеллажи. Из оптики – только орудийный прицел, наблюдение велось через смотровые щели.
Весь состав оборудовался переговорными трубами корабельного типа и телефонами. Турбогенератор на паровозе вырабатывал ток для освещения, а для отопления состава пар от котла подавался по трубам.
Каждый бепо с ОБ-3 имел свои особенности и по оборудованию, и по внешнему виду. https://modelist-konstruktor.com/bronekollekcziya/tretij-vstupaet-v-boj

Экипаж бронеплощадки состоял из 12 человек. Во время боя комендор в броневой орудийной башне вдыхал пороховые газы и паровозный дым. Летом – жарко, зимой – холодно, теснота, звон от пуль и осколков, а рядом нередко – раненые товарищи, которым молчать невмоготу. Такую картину боя видит экипаж стальной крепости на колёсах.

***

Надо сказать, что Новосибирская область, образованная в 1937 году, включала территории современных Кемеровской и Томской областей. Города Белово, Гурьевск, Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевск, Сталинск (Новокузнецк), Тайга, Топки – это всё города Кемеровской области (Кузбасса), образованной в январе 1943 года.
Оборонный заказ получило и паровозное депо станции Сталинск. В сформированную бригаду вошли квалифицированные рабочие различных станций Томской железной дороги: Белова, Новосибирска, Сталинска, Тайги и других. Рабочий проект бронепоездов выполнили мастера Лутченко и Асанов, а его осуществлением руководил М.Г. Козловский, заместитель начальника паровозной службы управления Томской железной дороги. И в январе 1942 года в Новосибирск прибыли первые бронепоезда – «Советская Сибирь» и «Железнодорожник Кузбасса». Они составили 41-й отдельный дивизион бронепоездов (одбп). В начале марта был готов и 42-й одбп из бронепоездов «Сибиряк» и «Металлург Кузбасса». Качество брони, как отметил командующий войсками СибВО генерал-лейтенант Н.В. Медведев, было отменным: её не брали ни пулемёт, ни бронебойное орудие («Историческая энциклопедия Кузбасса». В трёх томах. Том I, А – К. – Кемерово: Познань, «Штама». – 1996 – 380с: илл., фото, вкл. – Стр. 90).

41-й ОДБП
Формирование дивизиона началось 13 декабря 1941 года в Новосибирске. Командовал им майор, затем подполковник Пётр Филиппович Кононенко. Личный состав поступал через военкоматы, главным образом, из Прокопьевска, Сталинска (Кузнецка), Новосибирска и Болотной (Новосибирской области). К февралю дивизион был укомплектован, а 3 февраля получили матчасть: бепо №1 «Советская Сибирь» и изготовленный в депо станции Тайга бепо №2 «Железнодорожник Кузбасса».

– Бепо №1 имел бронепаровоз Ов №5522, построенный в депо станции Новосибирск, и четыре бронеплощадки №№ 910, 911, 912, 913, изготовленные в депо станции Сталинск и бронированные закалённой броней (каждая площадка была вооружена 75-миллиметровой пушкой образца 1897 года и пятью пулемётами ДТ – Дегтярёва, танковый).
– Бепо №2 имел бронепаровоз Ов №2471, защищённый закалённой бронёй, и две бронеплощадки №№ 914, 915, бронированные некалёной броней (вооружение каждой – две 76-мм танковые пушки КТ-28 образца 1927/32 годов и 6 пулемётов ДТ).
Пятого декабря 1942 года бронепоезда получили новые номера: №1 «Советская Сибирь» - № 688, а №2 «Железнодорожник Кузбасса» – №716.

42-й ОДБП
Командиры дивизиона: с апреля 1942 года по 25 сентября 1943 года – майор Михаил Маркович Аркуша; в 1943 – 1945 гг. – майор, подполковник Михаил Фёдорович Иваненко. Формирование началось 25 ноября 1941 Года, личный состав начал прибывать в декабре, активно включаясь в строительстве бронепоездов. 6 – 8 марта 1942 года дивизион получил матчасть.
– Бепо №1«Сибиряк», построенный в депо станции Инская, имел бронепаровоз Ов №4883 и бронеплощадки №№ 109, 110, 111, 112 (броня в 30 мм – борта и башни, 15 мм – движение, вооружение каждой – 75-мм пушка образца 1897 г. и 5 пулемётов ДТ).
– Бепо №2 «Металлург Кузбасса»: бронепаровоз Ов №5278 (построен в Белово, бронирован закалённой бронёй в 30 мм, будка машиниста и командирская рубка – в 40 мм); бронеплощадки № №113, 114, 115, 116. Вооружение и бронирование этих площадок такое же, как у «Сибиряка», только 113-я и 114-я площадки, построенные в Белово, бронированы закалённой бронёй, а изготовленные в Челябинске 115-я и 116-я площадки бронировались не калёной, а «сырой» бронёй.
22 марта 1942 года 42-й дивизион прибыл в Москву, где бепо №1 получил платформу ПВО с двумя 25-миллиметровыми зенитными установками.
Пятого декабря 1942 года бронепоездам присвоили новые номера: №1 «Сибиряк» – №679, №2 «Металлург Кузбасса» – №721.

***
1-й и 42-й одбп действовали совместно на Закавказском фронте, неоднократно отличаясь в боях. Вот один эпизод. 2 ноября 1942 года немецкая пехота прорвала нашу оборону и заняла мост через Терек у станции Дарг-Кох. Сюда же стали выдвигаться танки противника. 41-й дивизион получил задачу поддержать атаку 84-й морской стрелковой бригады, которая должна была отбить мост. Ядром 84-й оморсбр были моряки Амурской флотилии, тихоокеанцы и курсанты военно-морских учебных заведений Балтфлота. А пополнение призывали из Горького, Калинина, Москвы, Тулы, Ярославля, также из Приволжского, Уральского, Сибирского и Хабаровского военных округов.
На рассвете бепо №2 «Железнодорожник Кузбасса» вышел к мосту. В трёхчасовом бою бронепоезд уничтожил три и подбил 6 танков, рассеял до батальона пехоты. Морские стрелки взяли мост! Но поезд атаковали 12 немецких самолётов. Они разбили платформу ПВО, повредили паровоз и одну бронеплощадку, убили шесть человек и 10 ранили. Однако бепо удалось быстро эвакуировать и отправить для ремонта в Махачкалу.
После Победы 41-й одбп был расформирован в Грузии, а 42-й одбп – в Армении.

49-й ШЕПЕТОВСКИЙ ДИВИЗИОН БРОНЕПОЕЗДОВ
Формирование 49-го одбп началось в ноябре 1941 года в Новосибирске. В апреле 1942 года в его состав вошли бепо №1 «Железнодорожник Алтая» и бепо №2 «Лунинец». Дивизионом командовал майор Алексей Андреевич Копылов, затем, в 1943 – 1944 годах, капитан Даниил Максимович Шевченко.

http://f26.ifotki.info/org/16ad7edbd8e6bf4603243555e45a2eb15f507d372912563.jpg

Бронепоезд №1 «Железнодорожник Алтая» из состава 49-го ОДБП. Весна 1942 года. На тендере бронепаровоза различимо название. (Фото: ЦАМО)


«Железнодорожник Алтая» формировался на станции Усяты (город Прокопьевск). В его состав входили: бронепаровоз Ов № 5983 (броня калёная 30 мм, будка машиниста 40 мм, тендер 20 мм) и четыре бронеплощадки №№ 133, 134, 135, 136 (броня калёная, борта 30 мм, башня 30 – 40 мм, движение 15 мм), каждая площадка вооружена 76-миллиметровой танковой пушкой КТ-28 образца 1927/32 гг. и пятью пулемётами ДТ. При этом три бронеплощадки построили на Алтае в Рубцовском паровозном депо, где были сформированы три бригады из рабочих локомотивного и вагонного депо. Бригады возглавили Г.В. Федоскин, Абрамов и И.В. Половинкин. Для бронеплощадок отобрали три самые прочные железнодорожные платформы, оставив от них лишь массивные рамы. Кроме брони, присланной Кузнецким  металлургическим комбинатом из Сталинска, всё изыскивали на месте. И в начале декабря бронеплощадки вместе с рубцовскими сборщиками прибыли в Сталинск. Тут броню сняли и подвергли термической обработке, чтобы броня утратила хрупкость и склонность к растрескиванию при ударе снаряда, и приобрела надлежащие упругость и вязкость. Затем броню водрузили на место. В локомотивном депо бронеплощадки вооружили и телефонизировали. Подготовленный бронепаровоз прибыл со станции Болотная (Ростов Н. Д. «Крепость на колёсах». Об участии бронепоезда «Железнодорожник Алтая» в Великой Отечественной войне. // Барнаул. – 2005).
На «Железнодорожнике Алтая» служили и активно участвовали в боях машинисты Иванов, Евладов, Костин. http://www.ap.altairegion.ru/158-09/11.html

http://f26.ifotki.info/org/f071ccdeda2004274ad2afc34568d0ba5f507d372912263.jpg

Бронеплощадка ОБ-3 бронепоезда «Лунинец»


Бронепоезд «Лунинец» назван в честь прославленного новосибирского машиниста Николая Лунина. Строительство бепо началось на станции Тайга ещё в августе 41-го. Для «Лунинца» выделили лучший паровоз станции Ов-7124 (по другим данным, Ов №5520). Работа была тяжёлой и трудоёмкой, так как броневая сталь, доставляемая из Сталинска, плохо поддавалась механической обработке. Большинство крупных ковок делали на месте.
На учебные сборы были призваны тайгинские машинисты И. Токарев, П. Хурсик, М. Щипачёв, Н. Анищенко, Н. Климов, помощники машинистов А.Михайлов, Н. Лосев, А. Корнев, С. Матвеев. Они составили костяк железнодорожных бригад бронепоезда. Окончательно бронепоезд достроили, видимо, в депо станций Болотная и Новосибирск. Паровоз и все четыре бронеплощадки (№№137, 138, 139, 140) были покрыты калёной бронёй, каждая бронеплощадка вооружена 76-миллиметровой танковой пушкой КТ-28 образца 1927/32 г. и пятью пулемётами ДТ.
В мае дивизион прибыл в Москву, где в его состав включили две площадки ПВО завода «Стальмост» № 231 и 232 с двумя пулемётами ДШК на каждой. В июне дивизион убыл на Брянский фронт и действовал на участках Елец – Касторная и Долгоруково – Свечинская.
Пятого декабря 1942 года бронепоезда получили новые номера: №1 «Железнодорожник Алтая» – № 663, а №2 «Лунинец» – №704.

11 августа 1942 года в результате налёта вражеской авиации погибли сразу девять членов экипажа «Железнодорожника Алтая», в том числе командир бронепоезда старший лейтенант Иван Иванович Реунов, а также машинисты паровоза – старшина Иван Антонович Токарев и сержант Александр Изотович Рыбин. Новым командиром бепо вскоре был назначен старший лейтенант Александр Федорович Холмогоров:
А в сентябре 42-го журнал «Огонёк» опубликовал очерк с фотоснимками: «Прикрывая наступающую пехоту, бронепоезд «Железнодорожник Алтая» обрушил ураганный артиллерийский огонь на окопы и блиндажи противника. Фашисты вызвали на помощь авиацию, которая должна была подавить огонь бронепоезда. Сначала в воздухе появились четыре «Хейнкеля-111», затем пятёрка «Юнкерсов-88». Экипаж бронепоезда встретил самолёты дружными залпами зенитных пулемётов и пушек. В течение нескольких минут два «Хейнкеля» запылали и упали на землю. Такая же участь постигла и «Юнкерс-88», а остальные скрылись».
Во время боёв на Курской дуге 49-й дивизион поддерживал огнём полки 81-й и 307-й стрелковых дивизий, и благодаря этому удалось остановить отчаянное наступление врага. А 9 – 10 февраля 1944 года 49-й дивизион прикрывал наступление на Шепетовку 18-го гвардейского стрелкового корпуса. За отличные боевые действия бронепоездов при овладении городом Шепетовка приказом Верховного Главнокомандующего №038 от 17 февраля 1944 года 49-му одбп было присвоено почетное наименование «Шепетовский», а две трети личного состава награждено орденами и медалями. В январе 1945 года дивизион поддерживал части 21-й армии в боях за город Оппельн (ныне Ополе). Войскам, участвовавшим в боях за овладение этим и другими городами, Москва отсалютовала двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий.
49-й одбп расформирован после Победы на станции Киверцы под Львовом.

***

В мае 1942 года железнодорожному узлу станции Усяты за трудовые успехи было присуждено переходящее Красное Знамя имени 5-й гвардейской (бывшей 107-й Алтайской) стрелковой дивизии.
В трудовую летопись Западной Сибири и Красноярского края вписано строительство и других бепо. На омском заводе № 174 наркомата танковой промышленности в марте 1942 года были построены бронепоезда «Победа» и «За Родину», а к концу года из депо Омск выкатились бронепоезда «Омский железнодорожник» и«Киров». В 1943 году на фронт отправились построенные на средства омичей «Омский мопровец» и «Омский Осоавиахим». В депо Петропавловск был построен бронепоезд «Североказхстанец», в депо Барабинск – «Сибиряк-барабинец», в депо Ишим – «Патриот».

В феврале 1942 года из Красноярска под командованием майора И.В. Фёдорова убыл дивизион бронепоездов «Красноярец» и «Енисей», строившихся на Красноярском паровозоремонтном заводе. Они участвовали в боях в районе Демянска и в Прибалтике.

Великая Отечественная – время массового самопожертвования. Сибирь отдавала, что всё могла, и даже больше. В Сталинград эшелон с углём повел лауреат Сталинской премии Николай Лунин, который на собственные средства приобрел тысячу тонн угля, и решил сам доставить его сталинградцам. Труд сибирских вагоностроителей и железнодорожников сослужил немалую пользу фронту.

Игорь Александрович МАНГАЗЕЕВ,
Тверь – Прокопьевск. 23 мая 2020 г.

Неактивен

 

#2 2020-05-27 18:39:51

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 360
Вебсайт

Re: Бронепоезда Сибири, особо Кузбасса. "Алтайский железнодорожник"

БРОНЕПОЕЗДА НА КАЛИНИНСКОМ ФРОНТЕ
(на территории Калининской области в ее границах 1935-1944 гг.)



Удивительно, но о бронепоездах (сокращенно – бепо) не рассказывают ни в музее Калининского фронта в Эммаусе, ни в музее Тверского вагонзавода. О них молчат сотрудники ГТРК Тверь. Между тем, как и в других областях, железные дороги Верхневолжья были настоящим полем боя стальных крепостей на колесах. Отчасти восполним этот пробел.

Советские броненосцы железных дорог действовали парами, и такие пары назывались отдельными дивизионами бронепоездов (одбп). Дивизион обычно обслуживала база (резервный поезд): кухня, лазарет, мастерская, клуб, платформы с запасом рельсов и шпал, и т. д.
На Калининском фронте воевали 52-й и 56-й одбп, а также оснащенные «катюшами» особые дивизионы – 57-й и 62-й.

52-й ДИВИЗИОН
Бепо, построенные в Тамбове и Мичурине, так и назвали: №1 «Тамбовский рабочий» и №2 «Мичуринец». 28 февраля 1942 года дивизион убыл на фронт. Двигались поезда очень медленно: пути были сильно загружены, а чтобы избежать бомбежки, требовалась маскировка. Вероятно, днем «Борисы Петровичи» укрывались в глухих тупиках станций Калининского района: Кузьминка, Чуприяновка, Кулицкая...

http://f26.ifotki.info/org/e535f5ac6a707326b22422ad0a2b035f5f507d373252566.jpg
Бронепаровоз бепо "Мичуринец"


Лишь 18 марта поезда прибыли в Торопец. Они отражали налеты вражеской авиации на станцию, а в августе дивизион передислоцировался в Ржевский район, где взаимодействовал с наступавшей на Ржев 369-й дивизией.
24 августа «Борисы Петровичи» произвели пять огневых налетов, израсходовав 1310 снарядов – в результате наша пехота без потерь захватила немецкие позиции. Но «Тамбовский рабочий» атаковали сразу 15 немецких самолетов. Поврежденного, его отправили на ремонт в Ярославль, откуда он вернулся 22 сентября. Всего по 15 ноября 1942 года оба бепо произвели 106 огневых налетов, уничтожив транспортный эшелон, большое количество живой силы и техники, в том числе 4 немецких самолета. Дивизион потерял 8 человек убитыми и 42 ранеными.
Почти половину личного состава наградили орденами и медалями.
По распоряжению начальника Главного автобронетанкового управления от 5 декабря 1942 года оба бронепоезда получили новые номера: №648 и №714.
Ржев был освобожден при активной поддержке 52-го одбп. Затем дивизион убыл в Зубцов, потом – в Вязьму.

56-й ДИВИЗИОН
Укомплектованный рабочими Сталинграда и колхозниками Сталинградской области, вооруженный в Коломне, этот дивизион состоял из двух БП-43: 750-го и 759-го. В сентябре 43-го по директиве командующего бронетанковыми и механизированными войсками убыл на Калининский фронт. Слаженно взаимодействуя с пехотой, дивизион умело воевал под Великими Луками и Новосокольниками. А с 10 декабря почти год прикрывал станцию Кувшиново.

57-й ОСОБЫЙ ДИВИЗИОН
Когда согласно директиве замнаркома обороны этот дивизион в ноябре 42-го убыл на Калининский фронт, он имел на вооружении бронеплощадки с реактивными установками («катюши»). Один его поезд был построен в Вологде, другой – в Тамбове. Дивизион включили в группу из двух особых дивизионов – 57-го и 62-го, которая поддерживала части 7-й Эстонской стрелковой дивизии под Торопцем и Великими Луками. А к 17 декабря 1943 года дивизион прибыл в Селижарово, и почти год прикрывал эту станцию от атак с воздуха.

62-й ОСОБЫЙ ДИВИЗИОН
Его бронепоезда, построенные в Курском депо весной 42-го, напоминали бепо Гражданской войны, потому что состояли из американских металлических полувагонов-«углярок», в бортах которых прорезались бойницы. Но уже в августе дивизион получил новую матчасть: построенный Мичуринским паровозоремонтным заводом бепо №1 «Мичуринец», и бепо №2 «Советская Армения».

http://f26.ifotki.info/org/92543680357be144db99bff185e685145f507d373252375.jpg
Бронепоезд «Советская Армия»


Оба были защищены не каленой, а «сырой» броней, зато даже на контрольных платформах имели пулеметы и пушки на зенитных станках. 23 ноября дивизион поступил в распоряжение 22-й армии с задачей поддержки 362-й дивизии на участке Нелидово – Мостовая, а через день началась знаменитая операция «Марс». Бронепоезда регулярно совершали огневые налеты, а личный состав для обеспечения маневра даже восстановил дополнительную железнодорожную ветку к переднему краю.
Пятого декабря бронепоезда получили новые номера: «Мичуринец» – №653, а «Советская Армения» – №701. Так что на Калининском фронте сражались два «Мичуринца».
С конца года дивизион поддерживал наступление 7-й Эстонской дивизии на Великие Луки. А за образцовое выполнение боевых заданий при овладении городом Новосокольники 62-му особому дивизиону бронепоездов присвоили почетное наименование «Новосокольнический».

НЕМЕЦКИЕ БРОНЕПОЕЗДА
9-я полевая армия вермахта поначалу имела два стандартных бронепоезда – №1 и №3. С декабря 41-го немецкие коммуникации в районе Смоленска охраняли бронепоезда №1 и №2. Использовался также бронепоезд №25, переоснащенный старыми австро-венгерскими броневагонами. Хорст Гроссманн писал, что в январе 1942 года русские атаки на Ржев и ведущую к Сычевке железную дорогу были отбиты потому, в частности, что на ней немцы держали бронепоезд. В литературе указывается, что немецкий бронепоезд имел на вооружении 32 пулемёта, две 20-мм противовоздушные пушки, 4 гранатомёта и 2 противотанковых пушки. Это был не стандартный, а «вспомогательный» бронепоезд – подобные использовали немецкие железнодорожные и охранные войска.
А в ноябре 1942 года в составе группы армий «Центр» действовали стандартные поезда №№ 1, 2, 3, 4, трофейный польский поезд №21, а позднее – и поезд №27 с трофейными французскими танками. Во время операции «Марс» вражеский бронепоезд курсировал между Вязьмой и Ржевским районом. Но все это «изобилие невиданных зверей» помогло фашистам как мертвому припарки.
…В августе 1943 года Сталин наведался в деревню Хорошево под Ржевом – но не бронепоезде НКВД, как иногда пишут, а на пассажирском поезде, в состав которого были включены две бронеплощадки с зенитными установками.

27 мая 2020

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson