Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
http://www.superstyle.ru/20aug2009/chin_china_pochitai
Неактивен
А теперь вопрос.
Как правильно обратиться к генералу - правнуку царя, который по совместительству был настоятелем монастыря?
Интересная статья, Андрей!
Неактивен
Граф О’ Ман написал(а):
Как правильно обратиться к генералу - правнуку царя, который по совместительству был настоятелем монастыря?
По последней должности - она отрешила его от всех мирских сует
Неактивен
Офицеры в званиях от прапорщика до капитана и гражданские чиновники от 14-го до 9-го класса титуловались Ваше Благородие. Офицеры в званиях от майора до полковника и гражданские чиновники от 8-го до 6-го класса титуловались Ваше Высокоблагородие.
Андрей, я помню наш разговор о майорах и секунд-майорах. Но по крайней мере последние лет 30 существования Русской Армии звания майора в ней не было. Были
в пехоте - капитан (штаб-офицерский чин) и штабс-капитан (чин обер-офицерский)
в кавалерии и жандармерии - соответственно ротмистр и штабс-ростмистр
в казачих войсках - есаул и подъесаул.
Меня вот всегда интересовал вопрос соответствия классного чина, воинского звания и занимаемой должности. В связи с твоей статьёй вспомнил его снова.
В Русской армии, в отличие от Советской, была более-менее однозначная корреляция между должностью и званием. В мирное время, разумеется - в военное всё что угодно могло быть.
То есть полковник, как правило, командовал полком, капитан - батальоном, штабс-капитан - ротой.
Это в пехоте.
В кавалерии - только полк и эскадроны, то есть одно командное звено выпадает. Соответсвенно полковник - командир полка, ротмистр - заместитель, штабс-ротмистры - командиры эскадронов.
А во флоте вообще между старшим лейтенантом и капитаном второго ранга никого не было.
Как всё это с классными чинами соотносилось? Просто пропуски в линейке?
Ещё интересно: если судить по мемуарам Деникина, командиры - это взвода, роты и т.д. до полка включительно. Над отрядом и дивизией - начальники. Не оттуда ли полшо в советских уставах выражение: командиры в скобках начальники?
Неактивен
Леша, ты прав. Именно - пропуски в линейке.
Я описал ситуацию, что называется, оптом, не сосредоточиваясь на ее изменениях и ранговых соответствиях. Полного взаимно однозначного соответствия, как говорят математики, между чинами военными, гражданскими и придворными не было никогда. И никого это особенно не заботило. Поскольку "горизонтальная мобильность" была невысокой: служебные переходы из военной в гражданскую иногда происходили, но не часто. Из гражданской в военную - почти никогда. А если происходили, то гражданский должен был начинать с азов. Чтобы статский советник внезапно скинул вицмундир, надел китель и сделался полковником - такого не бывало
Сан Сергеич Пушкин в 1833 г. получил звание (не чин!) камер-юнкера. А по Табели о рангах придворное звание камер-юнкера соответствовало гражданскому чину статского советника (5 класс), что в военной иерархии было выше полковника, но ниже генерал-майора (звание бригадира, т.е. бригадного генерала, упразднили в 1797 г.) Так что Сан Сергеич был чина не маленького - в случае чего он имел право выстроить всех во фрунт и надавать по мордасам
К тому же в России (как и в Европе) существовали так называемые военные чиновники - люди в погонах, состоящие на военной службе и имевшие классные чины, но не имевшие статуса строевых и боевых офицеров и генералов (интенданты, юристы, медики, тыловики). Ими заполнялись лакуны в иерархии.
Военный чин майора упразднили в 1884 г. Чин капитана ввели в разряд штаб-офицерских и повысили по Табели о рангах до 8 класса.
Неактивен
alv написал(а):
А во флоте вообще между старшим лейтенантом и капитаном второго ранга никого не было
Во флоте происходила изрядная чехарда воинских званий. Перед Первой мировой войной было звание "капитан-лейтенант" (как раз между старлеем и кэпом 2 ранга), но просуществовало года три - и его упразднили.
На флот вообще шли служить очень неохотно, и учреждать там семиверстную лестницу офицерских званий было невыгодно, она отпугивала бы желающих трудностью и длительностью выслуги.
Да и сами особенности корабельной службы диктовали упрощенную структуру: командир - помощник - несколько офицеров-спецов, а все остальное - на боцмане и унтерах. Даже большой линейный корабль - не пехотный полк (командир, адъютант командира, 4 батальонных командира, 16 ротных командиров, 32 командира полурот; итого - 54 человека). Такая толпа офицеров на борту не нужна.
Неактивен