Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2006-04-02 10:10:15

Татьяна Дмитриева
Автор сайта
Откуда: Канада
Зарегистрирован: 2006-04-02
Сообщений: 7
Вебсайт

Зимний московский вечер

Дмитриева Татьяна

ЗИМНИЙ МОСКОВСКИЙ ВЕЧЕР

В черном космосе отзвенели
И нырнули в облако звезды.
А в глубоких сугробах ели
Утопили хвойные гроздья.

Стекло покрыто узором, от него веет холодом, но деревянные двери балкона закрыты плотно, щеколды замкнуты, и из щелей не дует. Вот шторы висят тяжело и уютно, и уткнувшись коротким носом в угол, рядом с ними отдыхает крючок. Он нужен в сумерки, в четыре, когда взлетев под потолок, цепляет и тянет кольцо, задвигает гардины. Остаются наружи и холод, и темнота. Вдоль стены - горячая батарея, на ней валенки к вечеру станут сухими. На письменном столе тяжелая старая лампа, а под стеклом на сукне - сухие кленовые листья - остатки сентября, а Саша не любит ни осень, ни зиму.
-- Ужинать!
Оторваться от книги... Сейчас! Но тихо в комнате, лишь ровно качается маятник, а Саша не двигается, и бубушка с дедушкой привыкли к этому, и Сашенька не спешит. И они, наконец, приходят за ней и уводят на кухню.

Кусочек масла -- квадратное солнышко -- плавится и течет вниз под горку из горячего картофеля. Вилкой Саша закапывает масло в пюре, а на краю тарелки -- ммм! -- дымится котлета с расплавленными в ней кусочками сала. Чуть было не убежало на плите молоко, но дедушка все же ухитрился снять с огня огромную кружку. Семь часов -- время ужина с бабушкой и дедушкой, а затем ежевечерняя прогулка.

- Что может быть полезнее свежего воздуха перед сном?

А что может быть скучнее прогулки с бабушкой и дедушкой? Им, однако, этого не скажешь, а поэтому каждый день: одно и то же, одно и то же, одно и то же.
- Александрушка, обязательно открой все форточки. Уже открыла? Проверь!
- Уже проверила.
- Сама проверю! И на кухне открыла? Ваня, проверь! А в ванне газ отключила?

Синий фитилек газовой колонки; через пять минут в квартире никого не останется, и поэтому его нужно погасить - бабушкино правило. Санька плавно поворачивает кран, смотрит на медленно умирающий огонек, и все же успевает вернуть ключ на место, дает огоньку возможность сделать последний вдох. И резко тушит. На полчаса как навсегда. Выключить газ - житейская мелочь, но Санька играет, всегда играет.

- Что это ты в ванне так долго? Газ выключила? Проверила? Сама проверю!

Теперь вниз по лестнице. А пол в подъезде из старого кафеля, а вдоль каменных ступеней - гладкие деревянные перила, но при бабушке с дедушкой Санька на них не каталась. В доме три этажа, а на выходе из подъезда - каменное украшение. Когда-то давно у такого крыльца, возможно, и было красивое название, но кто ж теперь его вспомнит? Таких больше не строят, и названия ему больше нет. Навсегда потеряно слово, и ничего от него не осталось, кроме запорошенных снегом ступеней у бабушкиного подъезда.

А когда строили этот дом, сашиной маме, как и самой Саше сейчас, было лет тринадцать; семьи переселялись cюдa прямо из бараков, и это крепкoe, просторнoe здание символизировало шаг в хорошее, добротно построенное будущее, обещало надежную послевоенную жизнь. Да только спустя несколько лет дома стали строить наскоро, дешево, и бабушкин дом с грандиозным крыльцом теперь казался попросту нечаянным отзвуком былого, и со стороны создавалось впечатление, что он безнадежно опоздал... Ну так что же, а Санька-то с детства сроднилась и с бабушкиным подъездом, и с этим до последней трещинки знакомым крыльцом...

Главная улица их подмосковного поселка, как бульвар широкая, вся покрыта тяжелым снегом, и Саша, тоскуя длинными зимними вечерами, исподволь чувствовала: белый тусклый свет прямо из-под ног тянулся вверх, в глубокое небо и соединял с чем-то незримым, неизъяснимым. А щедрого московского снега хватило бы на весь мир, а эти огромные сугробы по обочинам тротуаров - это целое приключение.

- Ты, что, не можешь нормально ходить, как люди ходят?

Да может, может! Обычно Саша так и ходила - по тротуару, нормально - как все, но подневольные прогулки с бабушкой и дедушкой были исключением, смертельной скукой, и Санька развлекалась как могла, и забиралась на вершины снежных гор, и передвигалась зигзагами: вверх-и-вниз, вверх-и-вниз.

Улица упиралась в круглый старомодный скверик с замерзшим фонтаном посередине, обходила его по окружности и замыкалась кольцом. Вокруг фонтана - похожие на матрешек вечно-зеленые туи, да затаившиеся под снегом маргаритки и розы. В летнюю жару манила к себе холодная вода, собирала местную детвору, и Санька помнила, как в детстве часто тянула сюда родителей. Отец поднимал Сашу повыше, она шлепала ладонями по мокрой поверхности, ловила руками струи и завидовала мальчишкам постарше, которые приходили в сквер без присмотра, бросали свои сандали под розы и забирались внутрь фонтана аж под самые струи. Тогда, давно, основа фонтана казалась Саше высокой стеной, почти крепостью. Но как-то само собой вышло, что бордюр этот словно бы уменьшился, словно бы врос в землю, и теперь уже подросшая Санька, когда приходила сюда летом с подружками, присаживалась на него как на скамейку.

Сегодня еще и полпути не прошли до фонтана, а бабушка с дедушкой уже свернули в сторону бывшей школы. Прошли мимо бюста Ленина со снежным беретом на голове, взяли чуть левее, в сторону темной аллеи, где фонари терялись среди елок, а сугробы упирались в деревья и укутывали черные шершавые стволы. Сашка брела теперь по ровному тротуару скучно, чинно, как и требовалось. А впрочем, нет, все же пинала изредка твердые ледышки, один раз даже попала в дедушку и пропустила мимо ушей его очередное замечание. А тяжелые лапы елей устало ложились на высокие сугробы - почти как в детстве, когда даже летом эти ветви доставали до самой земли. Саша помнила как ныряла под хвойные своды, и усыпанная коричневыми иголками земля царапала ей колени. Теперь ели выросли, вытянулись стволы, исчезли из-под них таинственные шалаши, и Санька привыкала к переменам: это время съедало привычный мир ее детства.

Они сделали крюк, дошли до клуба, почти до самого Щелкуновского шоссе, потом вернулись, а потом еще обогнули тот самый круглый сверик с фонтаном и пошли назад по широкой как бульвар улице.

- Еще кружок сделаем или хватит?
- Домой, домой. Как хорошо сегодня погуляли.

А вот и каменное крыльцо, и старый кафель в подъезде, и вереница почтовых ящиков на первом этаже, и ползущие вверх деревянные перила. Еще в подъезде дедушка стряхнул снег со своего пальто из темного драпа, и лишь редкие снежинки застряли среди кудряшек каракулевого воротника. А бабушкин воротник из чернобурки - такой пушистый, красивый, Сашка любила его с раннего детства, да только за длинные годы он накопил в себе какую-то тяжелую зимнюю грусть... А вот уже их третий этаж, и дверь с фамилией на металической табличке - солидный дедушкин стиль; а вот и новый звонок, мелодичный как колокольчик... Саша не удержалась, нажала на кнопку.
- Дома нет никого, не балуйся!
- Закрой на кухне форточку.

Саша сняла валенки, прошла на кухню, оперлась на белый крашенный подоконник, прикрыла окно и повернула щеколду. Длинные занавески сомкнулись за ее спиной и отделили от скучной заурядности домашней жизни. Металический подоконник по ту сторону рамы весь тоже белый, его засыпало. И дальше, за окном, от земли до неба - сплошной снежный кисель, непреодолимая тишина. Санька прижалась к холодному стеклу щекой и замерла словно растворилась. И свет фонаря на улице тоже белый, а под ним - колышется легкая вязь из снежинок. Да из какой же такой бесконечности все падает, и падает этот снег?

***

Словно живую картину из детства, помню зимний московский вечер в белой раме кухонного окна. Из закоченевшей кривульки фонаря спускается на дорогу мутный пузырь света и в его выпуклом слабом луче купаются тихие снежинки. Они капают одна за одной и завораживают холодной тишиной. Выкрикнуть бы громко в пространство мое самое сокровенное и так хорошо мною прочувствованное, то, что не растворилось бы в пустоте, но отзовалось бы эхом в этом бесконечном снегопаде! Хрупкая стекляшка окна, отделяющего меня от огромной вселенной, мутнеет от моего дыхания, и в этом тумане так хочется написать рвущиеся наружу слова, и я ищу их и не могу найти. И миг этот кровоточит невысказанным мучительным ощущением жизни. Едины перед лицом вечности, в этом мгновении заточены все мое прошлое и все мое будущее. Вчера и завтра - сконцентрировались в щемящем движении ускользающего момента. И вся до боли обидная бессмысленность существования, и вечная горькая правда вдруг лежат у меня на ладони. Плавно накрываю эту ладошку другою, чтобы не улетучился этот грустный эфир понимания. Какой длинный, тихий вечер, пустота, одиночество и необъяснимое ощущение светлой причастности.

Отредактировано Татьяна Дмитриева (2006-04-02 10:19:10)


Татьяна Дмитриева

Я воды Леты пью

Неактивен

 

#2 2006-04-02 14:42:28

Золотой Дракон
Бывший редактор
Откуда: Всегда с неба
Зарегистрирован: 2006-03-16
Сообщений: 12479
Вебсайт

Re: Зимний московский вечер

Мне нравится, а вы только прозу пишете или и стихи тоже?


Золотой Дракон
«Дракон питается чистой водой Мудрости и забавляется в прозрачной воде Жизни» © цитата Конфуция
________________

Неактивен

 

#3 2006-04-02 22:11:21

Татьяна Дмитриева
Автор сайта
Откуда: Канада
Зарегистрирован: 2006-04-02
Сообщений: 7
Вебсайт

Re: Зимний московский вечер

Добрый день
Нет, стихов я не пишу, разве что только вот эпиграф к этой миниатюре.
Мне очень приятно, что Вам понравилось. Через неделю (согласно правилам) помещу еще одну миниатюрку, если только не потеряю адрес этого сайта. Думаю, что не потеряю.
Всего Вам доброго.

Т.


Татьяна Дмитриева

Я воды Леты пью

Неактивен

 

#4 2006-04-03 23:49:16

Черёмина
Редактор
Зарегистрирован: 2006-02-13
Сообщений: 1744
Вебсайт

Re: Зимний московский вечер

Очень надеюсь, что не потеряете smile1
Недавно случилась у нас небольшая дискуссия о "ниочёмных" рассказах. Нужны или не нужны? Я думаю, что "ниочемных" не бывает. Даже если нет как такового сюжета, текст что-то передает. Хотя бы ощущения автора во время написания этого текста smile1 И если автор сумел передать это хорошо, так, что не оторваться - что, собственно, еще требуется?
Эта миниатюра прекрасно передает НАСТРОЕНИЕ - автора, юной героини, времени года, старого дома. Я так живо представила себе картину, что мне даже почудился характерный запах старинного дома, тоже знакомый с детства. Вспомнились ощущения меня-маленькой, когда мы с бабушкой проходили по знакомым местам, как эти места со временем изменялись. Очень много срезонировало.
Написано гладким, неспешным языком. Несмотря на отсутствие видимой динамики, язык очень живой - простой и образный.
Одним словом, понравилось. Такие авторы нам нужны smile1 Заводим авторскую страничку. Татьяна загляните в личные сообщения, я вышлю Вам пароль.

Неактивен

 

#5 2006-04-04 07:21:06

Татьяна Дмитриева
Автор сайта
Откуда: Канада
Зарегистрирован: 2006-04-02
Сообщений: 7
Вебсайт

Re: Зимний московский вечер

Что касается "ниочемных" рассказах, я полностью с Вами согласна.

Сайт этот очень незнакомый, непривычный, но я разобралась и нашла пароль. Спасибо.
Оказывается, публиковать новые произведения можно примерно раз в день, и ждать целую неделю не надо.

Спасибо, Наталья, у вас тут очень гостеприимный сайт.


Татьяна Дмитриева

Я воды Леты пью

Неактивен

 

#6 2006-04-04 10:43:57

Черёмина
Редактор
Зарегистрирован: 2006-02-13
Сообщений: 1744
Вебсайт

Re: Зимний московский вечер

Располагайтесь поудобнее rose

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson