Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2012-02-11 20:46:30

Юрий Лукач
Автор сайта
Откуда: Екатеринбург
Зарегистрирован: 2009-03-30
Сообщений: 4029

Юджин Ли-Гамильтон. На две фрески Синьорелли (I)

I. Воскресение из мертвых

Пустынный мне привиделся простор:
Раскрылась твердь, как струпья на коросте,
И всюду поднимались на погосте
Покойники из подземельных нор;

Законам естества наперекор
Немедля мясом обрастали кости,
Но ни тепла, ни ужаса, ни злости
Ещё не выражал остылый взор.

Катился громом звук призывных труб,
И колыхался свод свинцовой сини
От дуновения незримых губ;

Былую личность обретая ныне,
Там во плоти вставал за трупом труп,
Пока не пробудилась вся пустыня.

ON TWO OF SIGNORELLI'S FRESCOES.
I. -- THE RISING OF THE DEAD.


I saw a vast bare plain, and, overhead,
A half-chilled sun that shed a sickly light;
While far and wide, till out of reach of sight,
The earth's thin crust was heaving with the dead,

Who, as they struggled from their dusty bed,
At first mere bones, by countless years made white,
Took gradual flesh, and stood all huddled tight
In mute, dull groups, as yet too numb to dread.

And all the while the summoning trump on high
With rolling thunder never ceased to shake
The livid vault of that unclouded sky,

Calling fresh hosts of skeletons to take
Each his identity; until well-nigh
The whole dry worn-out earth appeared to wake.

Сонеты написаны на фрески Л. Синьорелли "Воскресение из мертвых" и "Проклятые в аду" (1499-1502) в часовне Сан-Брицио кафедрального собора в Орвието.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/35/Signorelli_Resurrection.jpg/800px-Signorelli_Resurrection.jpg

Отредактировано Юрий Лукач (2012-02-12 19:58:52)


Юрий Лукач
To err is human, to forgive, divine.

Неактивен

 

#2 2012-02-11 21:41:14

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15508

Re: Юджин Ли-Гамильтон. На две фрески Синьорелли (I)

Юрий, вопросов нет - thumbsup
Одно предложение (факультатив): "Законам естества наперекор..." В христианской эсхатологии ("судьбе") воскрешение во плоти предписано: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века".


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#3 2012-02-11 21:46:19

Юрий Лукач
Автор сайта
Откуда: Екатеринбург
Зарегистрирован: 2009-03-30
Сообщений: 4029

Re: Юджин Ли-Гамильтон. На две фрески Синьорелли (I)

Андрей, спасибо!
Есть вопрос: насколько судьба - христианское понятие. Для меня она суть языческая, а эсхатология как раз то, что судьбе противостоит свыше.
Буду рад мнениям по сему поводу.


Юрий Лукач
To err is human, to forgive, divine.

Неактивен

 

#4 2012-02-11 21:50:00

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15508

Re: Юджин Ли-Гамильтон. На две фрески Синьорелли (I)

Юрий, это вопрос неразрешимый, в духе теологической казуистики.
Я имел в виду только обрастание плотью - 11-й член Символа Веры. И всё.
smile


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#5 2012-02-11 22:01:21

Юрий Лукач
Автор сайта
Откуда: Екатеринбург
Зарегистрирован: 2009-03-30
Сообщений: 4029

Re: Юджин Ли-Гамильтон. На две фрески Синьорелли (I)

Андрей, мне твой вариант все больше нравится - своей несомненностью.
Но из чистой вредности до утра решение отложу. smile1


Юрий Лукач
To err is human, to forgive, divine.

Неактивен

 

#6 2012-02-11 22:14:53

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15508

Re: Юджин Ли-Гамильтон. На две фрески Синьорелли (I)

Юрий, добро smile
Верно: в античности - Fatum, Ananke, т. е. примерно то, что сейчас называется "поздняк метаться". Христианское Predestination - далеко не то же самое, да и утвердилось это учение поздно, и только в протестантизме.


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#7 2012-02-11 22:30:32

Юрий Лукач
Автор сайта
Откуда: Екатеринбург
Зарегистрирован: 2009-03-30
Сообщений: 4029

Re: Юджин Ли-Гамильтон. На две фрески Синьорелли (I)

Ага, и далеко не во всяком. В любом случае, Синьорелли его не знал (с Гамильтоном сложнее). А вообще в христианстве есть три разных ветки толкования понятие "предопределение":

Three types of predestination doctrine, with many variations, have developed. One notion (associated with semi-Pelagianism , some forms of nominalism, and Arminianism) makes foreknowledge the ground of predestination and teaches that God predestined to salvation those whose future faith and merits he foreknew.   

At the opposite extreme is the notion of double predestination, commonly identified with John Calvin and especially associated with the Synod of Dort and appearing also in some of the writings of St. Augustine and Martin Luther and in the thought of the Jansenists. According to this notion, God has determined from eternity whom he will save and whom he will damn, regardless of their faith, love, or merit, or lack thereof.

A third notion was set forth in other writings of St. Augustine and Luther, in the decrees of the second Council of Orange (529), and in the thought of St. Thomas Aquinas. It ascribes the salvation of man to the unmerited grace of God and thus to predestination, but it attributes divine reprobation to man's sin and guilt.

(Британская энциклопедия, 2010)

Отредактировано Юрий Лукач (2012-02-11 22:33:43)


Юрий Лукач
To err is human, to forgive, divine.

Неактивен

 

#8 2012-02-12 15:13:32

olkomkov
Автор сайта
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2011-09-14
Сообщений: 1272
Вебсайт

Re: Юджин Ли-Гамильтон. На две фрески Синьорелли (I)

Юрий, по-моему, очень убедительная работа!
Интересно: и "законам и судьбе", и предложенное Андреем "естество" - примеры "толкующего" перевода, который сам нуждается в толковании. smile1 В оригинале описана только "физика" процесса. Но естество таки ближе к физике.
В богословии Отцов Церкви для "судьбы" как таковой места, конечно, не находится. Ближе всего к античному пониманию стоят гностические фантазии о "пневматиках"и "гиликах". А в христианских богословиях эта проблематика изначально трактуется в иной плоскости: будь то апокатастасис Григория Нисского, будь то доктрины предопределения в протестантизме - тут речь все же идет о "межличностных" отношениях Бога и человека, античная Ананке (которая от "анксо" - душить smile1 ) здесь уже ни при чем. Но в русском языке не случайно же слово "судьба" сохранилось: она в любом случае "суд", а некоторые настаивают, что суд непременно Божий.
smile1

Отредактировано olkomkov (2012-02-12 17:08:02)


Олег Комков
ΓΝΩΘΙ ΣΑΥΤΟΝ

Неактивен

 

#9 2012-02-12 16:28:25

Юрий Лукач
Автор сайта
Откуда: Екатеринбург
Зарегистрирован: 2009-03-30
Сообщений: 4029

Re: Юджин Ли-Гамильтон. На две фрески Синьорелли (I)

Олег, а все же Ваше мнение? Какой вариант приемлемей? Я склонился к "естеству", которое менее настойчиво звучит, чем "судьба".


Юрий Лукач
To err is human, to forgive, divine.

Неактивен

 

#10 2012-02-12 17:07:18

olkomkov
Автор сайта
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2011-09-14
Сообщений: 1272
Вебсайт

Re: Юджин Ли-Гамильтон. На две фрески Синьорелли (I)

Я тоже за "законы естества". Как ни крути, они до Судного дня остаются непогрешимыми. smile1


Олег Комков
ΓΝΩΘΙ ΣΑΥΤΟΝ

Неактивен

 

#11 2012-02-12 19:58:30

Юрий Лукач
Автор сайта
Откуда: Екатеринбург
Зарегистрирован: 2009-03-30
Сообщений: 4029

Re: Юджин Ли-Гамильтон. На две фрески Синьорелли (I)

Тогда - даешь естество! smile1


Юрий Лукач
To err is human, to forgive, divine.

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson