Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2011-10-24 00:47:53

Александр Клименок
Автор сайта
Откуда: Калининград
Зарегистрирован: 2007-02-10
Сообщений: 4610

НЕ ТАКОЕ УЖ НАИВНОЕ ПИСЬМО НАЧИНАЮЩЕМУ ЖУРНАЛИСТУ

Беспристрастность журналиста-новостника – не суть его равнодушный взгляд, но строгое следование факту.


1

Дорогой коллега!

    Недавно ты пришел в редакцию (журнала, газеты, интернет-портала или телекомпании). За короткое время ты понял, что накропать материал (или изготовить сюжет) можно иной раз едва ли не за пять минут (а нахмуренные при этом брови якобы занятого человека – лишь маскировка), стариканы-сотрудники – замшелые валуны у глади пруда, информация и вправду дорого даётся и ничего не стоит, журналистика – понятие гибкое (во всех смыслах), и ее плоды пожинают чаще всего твое начальство и те, кто в кабинетах с высокими потолками. Тебя изрядно разочаровали и испортили, мой друг.
    А знаешь, в чем дело? Тебе забыли сообщить, зачем всё. Для чего ты вязнешь в глине проселочных дорог, отчего необходимо мокнуть под окнами какой-нибудь администрации Укропинска в ожидании его усталоликого мэра, почему важно взять интервью у конюха Брандыбайло, а не у его рахитичных жеребцов – никто ни разу не попытался ввести тебя в курс: кому вообще нужно твое меткое и нужное слово.
    Вернемся к первым рабочим дням на первой в жизни работе. Вокруг галдеж, ор, беготня, дым, деланное похохатывание (особенно со стороны устроившихся неделю назад). Лексический сор, речевые прилипалы: «как бы», «на самом деле», «типа того», «какая прелесть», «креативить» бомбардируют тебя отовсюду с назойливой беспощадностью таежных комаров. Люди тебя почти не замечают. Тут не коллектив единомышленников, а сражение под Плевной. А то и ледовая битва парней из НХЛ. В твоем взъерошенном сознании дергается исключительно икающе-заискивающее: куда? За компьютер не сесть: то какой-то жующий тип сгонит (шеф-редактор, как выясняется), то в бухгалтерию вызовут. Принтер кто-то постоянно выключает, и все дружно проклинают этого… посматривая отчего-то на тебя.
    К концу недели велят прибыть к руководству.
    - Запомните, юноша, - по-дикторски баритонит босс, - информация правит Вселенной (а ты, глупенький, думал, что Бог). Изучив вашу верительную грамоту, то есть досье – он улыбается (рот его - арбузная долька), - я принял решение кинуть вас (как носки?) на фронт отдела новостей. Они есьмь альфа журналистская.
    Ты, естественно, желал бы несколько иной перспективы. Всей душой впитавший заветы философа Соловьева и публициста Успенского, ты полон – в двадцать пять-то лет! -   самых смелых творческих желаний. Защищать неимущих. Клеймить болезни социума. Радеть за сирых и убогих. Вочеловечивать. Под вывеской, скажем, специального обозревателя (звучит недурно, а?). И ведь ты же пописывал в студенческую газетенку – по поводу прав студентов и амбивалентности преподавателей (вот когда однокурсники в массе своей обалдели). Но сейчас под взглядом начальника приходится понимающе кивать. К тому же присутствующая здесь же директор новостного блока довольно активно барабанит пальцами по нежному, белому, тонкому распластанному тельцу твоего резюме (Curriculum Vitae (жизнеописание) – вот что чернеет сверху на листке – ты не такой, как все!). Выбирать, само собой, не приходится. Ты согласен начать с новостей. Почти убежденный в том, что схема «информация = сколько-нибудь денег, не более того» действительно несложная по форме и ощутимая по содержанию, ты возвращаешься в коридоры бурлящей журналистской жизни.
    …Минул месяц. Чего только не прошло сквозь тебя и мимо тебя! Чпокающие жвачкой сослуживицы (знают ли они о мюзикле «Чикаго»?) сменялись фразами подергивающегося паренька, закрепленного за спортом, о том, как чудно он посидел давеча в «МакдональдЗе». Возгласы экзальтированной коллеги о ее «бросающемся взгляде» на платье в магазине, чередовались с криками никогда не здоровающегося кого-то там – ведающего криминальной хроникой. «Новое дело против Чемоданова возбУждено!» - вопил сей индивид. «Почему против, а не в отношении, почему возбУждено», - ты чувствовал, что ввязался в тоскливую историю. Спасло привыкание.
    Если поначалу тебя удивляли и даже раздражали случайно подсмотренные в набранных информашках «возрост», «упасть лицом в грязь», «жутко вопиющий случай», «зловонный запах», «тем временем, временный», то ныне на такие вещи ты смотришь почти спокойно. «Эти перспективы намечены на этот год этими же людьми», «малыши-новобранцы пошли в первый класс», - ты больше не скрипишь зубами, читая подобное. Ведь сказано начальством: сообщать. И ни шагу в сторону. Ошибки? Корректор поправит.
    Стоп, стоп. Знаешь, что? Тебя, похоже, поставили на конвейер. Незаметно встроили в велосипедную цепь. Охватили хула-хупом и бултыхают в его емком диаметре. Поскольку все на твоей новой работе подчинено лозунгу: слово – подручное средство. Именно подручное, вроде вилки. И так в большинстве масс-медиа, поверь. Где слово не уважают, не любят. А исключительно ценят. В прямом смысле. Как инструмент влияния на разум. Про сердце вот забыли.

2

    Нет идеала кроме Бога. Тогда зачем Бог сотворил людей? Для начала, чтобы те говорили (писали) добрые, необходимые, целебные слова. И думали также. А потом придет и осознание.
    Слово. Оно было и в начале, и вначале. С его появлением на Земле в среде органических созданий возник человек. Без слова для человека все и закончится. И появится Тарзан - со своей полной приключений жизнью дикаря. Находящийся в своего рода вечном лимбе – между обезьянами и людьми.
    Что же такое слово? Мы знаем, что слово – языковая единица, обозначающая, то есть называющая элементы бытия своими именами. В самом деле, какая была бы путаница, не имей названий совокупность условий, в которой мы живем. Тем не менее слово не может определить и классифицировать абсолютно все. Во-первых, ему не всегда по силам обозначить нюансы ощущений и чувств, ассоциации и переживания. Во-вторых, существуют явления, предметы, процессы просто неподвластные нашим органам чувств, внекогнитивные. До поры до времени или во веки вечные – неизвестно.
    Итак, слово – ярлык, слово – реакция, слово – наконечник мысли. Помогающее общаться, мыслить, называть. Точка? Нет. Согласно своему назначению, слово обязано и классифицировать жизнь, и улучшать ее. Со слова записанного, напечатанного спрос больший – оно ощутимо долговечнее. Оттого на журналисте, литераторе, критике лежит огромная ответственность. Махнув рукой на облагораживающую функцию слова, предназначенного для газетной полосы либо для глубин журнала, лишив слово роли позитивного влияния и преображения, видя в слове исключительно утилитарный набор знаков, автор разрушает собственную душу и привносит вирус духовной деструкции в общество. Любой текст (абсолютно неважно, в каком жанровом русле он лежит) должен быть внятным, грамотным, оригинальным и обязательно светлым. Очищающим.
    Что касается эфирной журналистики (телевидение, радио), синтезирующей реализацию слова (текст плюс речь), то она несет двойную ответственность за производимое. Хочу подчеркнуть: особенно сегодня, во времена унификации и унижения языка, во времена лингвистических экспериментов, во времена массового поражения языка иностранизмами, техницизмами, во времена, когда дети более любят смотреть, нежели читать. На высокой волне нынешней безграмотности апелляции «эфирщиков» к уместности вещания в духе речи «простого народа-носителя», имеющего право «подстраивать язык под себя» нахожу вульгарным способом оправдать собственные лень, невежество, небрежение к национальной самости.
    Как журналисту научиться верному обхождению со словом и правильному применению слова? Надо дать себе обещание: черпать живую воду языка из лучших источников, писать по-русски, честно, по совести. Иначе – ущербное ремесленничество, бесхребетная писанина, потеря лица.
    Вспомогательных же рецептов не счесть. Любовь к чтению и труду, перманентное недовольство собственной работой, четкие и благородные цели, самосовершенствование, любопытство и пытливость – все это давно означенные пункты на пути к журналистским и публицистическим вершинам. Истина без срока давности.

3

    Поскольку разговор о новостной сфере, разберем короткую новостную заметку. Памятуя, что новость – информация, сообщающая о чем-то намечающемся, либо уже состоявшемся, либо том, что могло состояться, но не состоится (причины?).

ЗАРПЛАТА УЧИТЕЛЕЙ ПРЕВЫСИЛА СРЕДНЮЮ ПО ЭКОНОМИКЕ В ЭНСКЕ

В сентябре она составила 22 тысячи 724 рубля.

    Эти данные прозвучали сегодня на оперативном совещании в администрации Энска. Повышение связано с увеличением норматива на общее образование. С начала учебного года каждый ученик приносит в копилку школы 26 тысяч рублей в год, то есть на 4 тысячи больше, чем прежде. Основная часть денег расходуется именно на зарплату, и лишь 2 тысячи – на другие нужды школы.   
    Сотрудница комитета по образованию Энска Елена Прекрасная сообщила: «Зарплата увеличилась реально. Достаточно провести сравнительный анализ, который расставит все точки над и. Хотя в принципе разброс по школам существует по-прежнему... Есть у нас школы, в которых средняя зарплата составила 25 тысяч. Есть школы, в которых она не достигла плановых показателей и равна 16 тысячам. Но у них она тоже была 12 тысяч на момент первого мониторинга в феврале».
    Подобный уровень зарплаты не может не радовать педагогов города. Результатом такого прорыва является умелая финансовая политика администрации Энска, сообразующаяся с федеральным законодательством, претерпевающим изменения в сторону конкретного улучшения жизни бюджетников.

    Обычная новость? Похоже. И все же я полагаю, что это лишь незамысловатая констатация, образчик с доски объявлений, реверанс в сторону властей. Только не журналистский материал. Ибо нет в тексте ответов на нужные вопросы. Сложный заголовок (что означает для среднестатистического гражданина это «по экономике»?). Далее сообщается, что зарплату «повысил» некий норматив на общее образование. А что это дает простолюдину, объяснено? Чем это полезно?
    Вопросы, вопросы... Вот каких тут не хватает. При какой нагрузке можно заработать 22 тысячи? Каким должен быть стаж, чтобы получать такую зарплату? Получают ли учителя 22 тысячи на руки чистыми? Если да, то в каких школах Энска? Где в России у учителей подобные зарплаты? Какой прожиточный минимум в городе, и не является ли получение подобного жалованья унижением? Ответь, журналист! Гарантирую, объем не перейдет жанровых границ. Разве что на пару предложений. Заметка не превратится в аналитический очерк, а станет новостью.
    Автор в указанной констатации подобными вопросами не задается. Посему и комментарий чиновника - ни о чём. Тавтология, набор бюрократизмов, путаница. Типичная «отмазка» современного плута-администратора. Живущего за счет налогоплательщиков. И за счет таких журналистов. Стоящих на потоке выброса в массы бездушной бубни, снабженной выгодной кому-то цифирью. Сводок, называемых новостями.
    Не любое событие - новость. Не новость - обыденный процесс. Моросящий дождь, скажем. Идет себе и идет. Как очередное совещание в какой-нибудь администрации. Вот если дождь размоет фундамент дома, и проступят бриллианты - это новость. Западная «горячая» журналистика во многом базируется на таких «бриллиантовых новостях». Скажем, если ты напишешь о бабушке, покусанной собакой, ты никого не проймешь. То ли дело собака, покусанная бабушкой! Но разве актуальны сообщения о буднях ненормальной старушки для социума? Не для отдельных индивидов - для социума? 
    Впрочем, такого рода новости тоже имеют право на жизнь. Поскольку вписываются в круг новостных задач: сообщать, развлекать, объяснять. Не хватает задачи улучшательной. Потому бриллианты в фундаменте – весть второсортная. А первосортная новость должна быть нужной обществу - хотя бы на грамм, но нужной. 
    Однако каким бы великолепными, чистыми и яркими побуждениями автор не руководствовался, без умения придать содержанию правильную форму (грамматические правила, стиль, логика - важнейшие кирпичики) никак не обойтись – будь ты исполнен самых лучших и благих намерений.
    Завершились спортивные состязания, и восторженный корреспондент кричит в микрофон: «Столь дальний бросок гири буквально нокаутировал собравшихся зрителей! Вырвавшийся из прокрустова ложа конкурентов победитель прыгает от счастья!».
    Конечно, гиря упала не в толпу и никого не нокаутировала, а прокрустово ложе в данном случае – тесная группа спортсменов, претендовавших на награды. К путанице привело элементарное незнание законов сочетаемости слов и использования фразеологизмов. Человек хотел приукрасить речь, чтобы радиослушатели оценили уровень его образности и нестандартности, а обернулось все их насмешками.
    В половине случаев новость вовсе не сухое известие. Качественная новость - информация, сдобренная короткими сравнениями, характеризующими цифрами. Лишенная прямых оценок, эмоций и досужего умничанья. Выверенные слова, точные данные, цепкость взгляда, вычленение приоритетов – так в маленькой новости рождается слово преобразующее. Мощь и силу новостного материала создают точные ответы на главные вопросы.
    Телесюжет. «25 октября губернатор прибыл в Энск, чтобы принять участие в открытии котельной, построенной по последнему слову техники. Новая котельная (расположенная на месте старой) охватит теплом более половины домов города». Типичная, лояльная подводка. Гладко, показательно, убедительно. А далее сам сюжет – в том же духе. Волевое симпатичное лицо губернатора, его большие руки, на секунду - значок членства в партии власти... Имидж деятельного политика и отца области. Телевизионный сироп. Однако едва мы начнем размышлять и задавать вопросы – лоск и благочинность сего «информпродукта» испарятся в момент. Неделю назад областной руководитель со всех экранов и страниц божился: отопительный сезон начнется 15 октября. Выходит, пока чудо-котельную готовили к торжественному запуску, полгорода мерзло? Значит, слову губернатора - пятак цена? И административной состоятельности заодно. Но почему на презентацию прибыла столь высокая персона? Значок. Помнишь, он «случайно» мелькнул в кадре? А в декабре выборы. Занавес.
    Попробуем сообщить об этом событии по-человечески. Ибо каждое слово в СМИ должно существовать не во имя солидных дядь в дорогих костюмах, не во имя пышных премьер и громких скандалов, а во имя пользы для обычного человека.
    Подводка: «Новую котельную Энска (взамен демонтированной еще в июне старой) сдали 25 октября - через десять дней после объявленного губернатором начала отопительного сезона. «Надо всегда помнить, что политические лозунги ничто в сравнении с качеством жизни народа», - заявил на церемонии открытия глава области, являющийся и региональным лидером титульной партии. К слову, в начале декабря стартуют выборы в Госдуму». Такое начало повернет сюжет лицом к телезрителям, лишит новость заказной лжи. Люди по-настоящему задумаются. Впрочем, подобный сюжет вряд ли вообще выйдет в эфир в большинстве телекомпаний России. Слишком многое связывает наши СМИ и власть. Бюджетные вливания, личные отношения, внимание надзорно-правового аппарата (повышенное или спокойное), нормальное существование в среде коллег – способно ли твое неподкупное Слово (работника конкретной организации, в чьих рядах ты находишься) встать поперек, противоречить? Не уверен. Со свободой слова у нас производственные трудности.
   
4

    Однако никто не запретит тебе выбирать. Да, выбирать порой очень тяжело. Фрилансерство, путь одиночки - тернисто, лишено списочных благ в виде окладов, оплаты больничных, мест в детсадах, больничных. И единовременно оно исключает любых цензоров и редакторов. Цензор один - твоя совесть. Она укажет и подскажет. Например, что выжимать масло из камня не стоит. Выискивать плохое в хорошем тоже. Если новость состоит из пары фактов, изобретать третий ни к чему. Улетели космонавты, выполнили программу, вернулись. От сих до сих сообщи, забудь. Новость – штука одноразовая. И нейтральный подход корреспондента в ее отображении - золотая середина. Нейтральный, то бишь без утайки, сглаживаний, реверансов. Тогда будет толк.
    Тут есть подводная мина, о которой я обязан напомнить. 21 век неслыханным образом высвободил целые армии слов. Разговорной, сленговой, инвективной стилистики. Рвущихся в реальность с экранов мониторов. Из Интернета. Прибежища всевозможной болтологии, вроде твиттеров, блогов, социальных сайтов, клиентов для общения влили живительные реки в псевдожурналистику. «Что увижу, то пою» - идейный девиз гонзо, сообразуясь с английским переводом, журналистики распущенных писак, находящих удовлетворение в смаковании пороков, эпатировании общественности, крайнем субъективизме и вульгарном самопиаре. Министр и его любовница, сочные откровения маньяка, рассуждения об извращенных наклонностях престарелого артиста – питательная почва для немалого количества пишущих людей, считающих себя публицистами. Данные «публицисты» гордятся несоблюдением профессиональной этики, нечленством в Союзах. Они обожают делать – именно делать новости, печь их словно пирожки, десятками в день! И утверждают: наша правда самая правдивая, критика самая критичная, новости самые новостийные. Я бы завершил: а самолюбование самое самолюбовательное.
    Образец. «Намедни депутаты облдумы уделили толику драгоценного внимания Прекрасному. В пятницу они оккупировали первый ряд большого зала Дома искусств. Еще бы: новый спектакль Виктюка обещал бурю неприкрытых страстей. Депутаты смотрели на ножки молоденьких актрис, активно пускали слюни, причмокивали». Настрой, лексика, позиция такого рода сочинителей улавливаются в момент. К моему большому сожалению, эти творцы нередко что-нибудь возглавляют. Бульварные газеты (с претензией на независимость суждений и аналитику), а то и сетевые порталы, на просторах коих пользователи (вот уж точное определение!) чуть ли не матерятся. И деградируют. Хором.
    Цель тут очевидна: тираж оправдывает средства. Я знаю гонзо-журналистов, именующих себя оппозиционерами. Репортерами без страха и упрека. Вечными свирепыми носорогами по отношении к властям. Так во всяком случае они везде заявляют. Я видел этих «носорогов» в буфетах мэрий, на фуршетах олигархов... Жующими канапе с икрой. Опрокидывающими в себя «Мартель». Наверное, заряжались ненавистью к чиновникам и нуворишам. На практике постигая порочность их греховного существования.

5

    Коллега! Перед тем, как прикоснуться пером к бумаге, знай, твое слово может перевернуть мир. Его энергия способна подвигнуть и заклеймить, воодушевить и уничтожить. Слово выше любого сановного каприза, не боится никаких препонов. Лишь продажным и прислуживающим оно не должно быть.
    Новостная заметка, очерк, радиопередача, интервью наполняются словами, точно подразделения солдатами. И солдаты постоянно в ожидании. Они ждут приказа. Мудрого от начала до конца.

Отредактировано Александр Клименок (2015-07-22 22:11:19)


Александр Клименок

Вывожу из тьмы. Круглосуточно.

Неактивен

 

#2 2011-10-24 17:37:24

Бикинеев Виталий
Автор сайта
Откуда: Украина
Зарегистрирован: 2006-09-21
Сообщений: 5185

Re: НЕ ТАКОЕ УЖ НАИВНОЕ ПИСЬМО НАЧИНАЮЩЕМУ ЖУРНАЛИСТУ

Александр Клименок написал(а):

Они ждут приказа. Мудрого от начала до конца.

Эхехех, Саш...

Позволю себе слегка перефразировать Поэта:

Тот, кто следует мудрости, доит быка,
Будет цель его жизни всегда далека.
В наши дни только глупость в чести и в почете,
А за мудрость не купишь пучок чеснока.

Отредактировано Бикинеев Виталий (2011-10-24 17:37:54)


Бикинеев Виталий
Ceterum censeo Carthaginem delendam esse

Неактивен

 

#3 2011-10-24 20:44:17

Александр Клименок
Автор сайта
Откуда: Калининград
Зарегистрирован: 2007-02-10
Сообщений: 4610

Re: НЕ ТАКОЕ УЖ НАИВНОЕ ПИСЬМО НАЧИНАЮЩЕМУ ЖУРНАЛИСТУ

Спасибо, Виталь. Но таки хотя бы говорю, хотя бы взываю.


Александр Клименок

Вывожу из тьмы. Круглосуточно.

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson