Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

  • Форум
  •  » Проза
  •  » Нужна ли женщине наука. История моей защиты

#1 2010-07-06 19:36:13

Анна Белецкая
Участник
Зарегистрирован: 2010-07-06
Сообщений: 5

Нужна ли женщине наука. История моей защиты

Университетский коридор пестрит нарядами. Фейс-контроля здесь, в отличие от других вузов, никакого, поэтому кругом мини-юбки и голые животы студенток. Не отстают и преподавательницы. Все спешат и весело переговариваются. И тут на фоне этой пестроты появляется высокая фигура в темном длинном одеянии, с заколотыми в пучок седыми волосами. Черты лица ее, довольно правильные, говорят о том, что раньше она, возможно, была даже красива. Однако сейчас она выглядит намного старше своих «под 60». На лице, в отличие от ее молодящихся ровесниц-преподавательниц, ни грамма косметики. Она идет, ссутулившись, неспешным шагом. Пробегающие студентки на секунду притормаживают, здороваются и стараются поскорее исчезнуть с глаз долой.

Это моя научная руководительница. Одинокая профессорша, не так давно переехавшая к нам из России. Тут она купила квартиру и волею судеб попала к нам в университет. Многие ее аспирантки так и не сумели благополучно завершить свой путь к науке, одной же своей соискательнице она сама после двух лет аспирантуры подписала приговор в виде «Считаю неспособной к написанию научной работы». Однако у меня нет выбора, я приезжая, и мне ясно дали понять, что в Киеве «своих хватает»

«Когда я шла к своей будущей руководительнице докторской, был вечер и гололед. Я несла магнитофон, так как профессор требовала записывать все, что она говорит. Я поскользнулась и уронила его. Придя к руководительнице, я обнаружила, что магнитофон не включается. Она отправила меня обратно, и я попала к ней только через год, уже с другой темой, о поэзии Шекспира. Так что это была судьба, предначертание свыше», рассказывает она тихим елейным голосом. Я представляю ее, идущую по гололеду со сломанным магнитофоном, и даже жаль на секунду становится. Но вслух я говорю: «Я не хочу изучать поэзию, я люблю ее только читать». Ей приходится согласиться: «Конечно, это ведь не каждому дано». Пусть говорит, что хочет, думаю я. Я ведь уже решила, что буду писать о викторианской женщине. Я сама придумываю название темы и все остальное. Она не против, только постоянно навязывает мне Хемингуэя: «Будете писать о 19-м веке, а затем сравните с 20-м на примере Хемингуэя». Я еще не знаю, что это ее любимый писатель и говорю решительно: «Я не хочу писать о Хемингуэе». Этого она мне не прощает, будет вспоминать об этом все три года. «У вас эго еще больше чем у меня» скажет она, и это, пожалуй, будет единственным комплиментом за все время нашего общения.

Я остаюсь один на один с викторианской женщиной. Любые попытки показать руководительнице мою писанину проходят по одному сценарию. Она читает первое предложение, смешно перекручивая украинские слова, так как плоховато знает язык. Затем заявляет:«Выбросите это в мусорку. Впрочем, иногда она забирает рукописи домой, складывая их в черную болоньевую сумку, точь-в-точь такую, с которой моя бабушка ходила за картошкой. Возвращает она совершенно нетронутые исправлениями листы со словами: «У меня так разболелись уши, ничего не могла делать» Впрочем, убеждаюсь, что она все же читает их, так как однажды я вставила абзац о старых девах (а куда ж без этого, если пишешь о Викторианстве). Ее тихий елейный голос переходит в визг: «Для чего вы это вставили?! В прошлый раз этого не было! Чтобы было больше страниц?!»

Намного больше времени уделяется воспитательному моменту. «Я как-то проходила мимо по коридору, а вы сидели и не встали». «Это все ваш безалаберный характер», говорит она, возвращая случайно затесавшийся среди отпечатанных бумаг рукописный листочек. «Сейчас аспиранты не преданны науке, не то, что раньше. Я когда писала работу, ходила в фуфайке и питалась хлебом и водой». Я покупаю в университетском буфете бутерброд с колбасой, испытывая желание выпить что-то покрепче воды, и в очередной раз направляюсь в библиотеку. Идет мокрый снег, а в ушах звенит как нельзя лучше подходящая для этого времени и настроения песня «Холодная весна»: «Хороводит снег с дождем…»

Я снова приношу из библиотеки кипу ксерокопий. В комнате уже негде стать от горы бумаг, разложенных по только мне понятному принципу. У меня работа по лингвистике, а лингвистика сейчас – это не то, что лет 10 назад. Сейчас она больше похожа на кибернетику и логику. А мне надо разложить мою викторианскую женщину по схемам, таблицам и графикам, чтобы все выглядело научно, а не как пустая болтовня. Она мне в этом помочь не может. Она живет во времени Шекспира и хранит верность нескольким дореволюционным профессорам, написавшим «тома для библиотеки». Признается, что племянник купил ей компьютер, но тот стоит, прикрытый салфеточкой. При этом она свято верит, что сейчас написать работу ничего не стоит – компьютер все прекрасно сделает сам.

Я прихожу домой после очередной встречи с ощущением человека, который вот-вот заболеет. Звоню родителям и заявляю, что прекращаю это дело, что с меня хватит. Подруга говорит: «Ты дура, лучше бы деньги зарабатывала». Но я уже не могу остановиться. Проблемы викторианской женщины становятся мне близки как свои собственные, я переселяюсь в 19-й век и живу только там. Надо сказать, что моя викторианка не только музицирует и томно вздыхает, она еще и любит, целуется и даже залетает от совсем неподходящих кавалеров. Попытки описать этот аспект в работе встречаются бурным негодованием.
За три дня до защиты она приходит специально ради последней встречи со мной. Вдруг прямо в коридоре взрывается, отшвыривает листочки и говорит, что сейчас пойдет и скажет, что я не готова защищаться и чтобы защиту отменили. А все потому, что я решила раздать присутствующим репродукции картин, изображающих викторианских женщин. Для наглядности, так сказать.

Защита проходит очень весело, все рассматривают картинки и обсуждают маскулинных женщин и феминных мужчин. Она сидит, не проронив ни слова, с безучастным видом. Только под конец оживляется, когда ее поздравляют как главную «виновницу» моего успеха.
Но мне все равно, я испытываю огромное облегчение от того, что мне больше не надо набирать номер и слышать ее голос, что не надо стоять в коридоре, ожидая, когда появится ее фигура в монашеских одеждах. На ближайшей конференции я выступаю с очень откровенным докладом о сексуальности викторианской женщины, включив туда все то, что не вошло в работу. Согнанные туда для массовки студенты слушают, открыв рот и я, как говорится, отрываюсь по полной.

Через несколько дней я стою у подоконника с пластмассовым стаканчиком чая. В университете тотальная нехватка аудиторий, и на кафедре принимают экзамены. Фигура в темном направляется ко мне. «Наверное, хочет сделать замечание по поводу распития чая на общественном подоконнике», почему-то думаю я. Она произносит с милой улыбкой: «Я сморю, вы решили продолжить работу над темой. Если что обращайтесь». «Спасибо, обязательно», отвечаю я. Допиваю чай и смотрю ей вслед, а крошечная новая жизнь внутри меня пульсирует и делится на миллионы клеток.
http://fabulae.ru/autors_b.php?id=1818

Неактивен

 

#2 2010-07-07 12:25:01

Елене Лаки
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-06
Сообщений: 17094

Re: Нужна ли женщине наука. История моей защиты

Интересно написано. И чувствуется, много  вам крови попортила специалист по Шекспиру...

У меня научным был очень-очень пожилой и представительный бывший судья Мосгорсуда. После пары консультаций с ним я обратилась к евоному начальнице, что б она (она была пободрее и поумнее, как мне казалось) сменила мне научного, т.к. он в моей революционной теме совсем не разбирается, а лучше всего - взяла меня к себе. Её это, видимо, повергло в такой шок, что слава обо мне, моей работе и страстном желании найти подходящего научного руководителя быстро облетела весь институт и, конечно, достигла и моего научного руководителя... Но он оказался на высоте (хотя и не преминул сообщить, что это было большой ошибкой с моей стороны. Я нифига не поняла и уверила его, что в моей теме он совсем не разбирается. Ему пришлось смириться.) и по-прежнему совершенно не разбираясь в моей теме и не интересуясь её революционной проблематикой неспешно провёл меня через все круги ада защиты. В общем, я к нему хорошо отношусь - дай бог ему здоровья.


no more happy endings

Неактивен

 

#3 2010-07-07 20:08:42

Анна Белецкая
Участник
Зарегистрирован: 2010-07-06
Сообщений: 5

Re: Нужна ли женщине наука. История моей защиты

У меня возникали не раз мысли менять руководителя, но я понимала, что в таком случае рискую остаться вообще без ничего, так как университет "блатной" и очень сложнопретедовать на что-то, если ты упал туда "с неба".  Пришлось ломать себя.
"Круги ада" - это верно. После того, как их пройдешь, думаешь: "А оправдала ли цель средства"?

Спасибо за отзыв)

Отредактировано Анна Белецкая (2010-07-07 20:11:57)

Неактивен

 

#4 2010-07-07 23:26:23

Елене Лаки
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-06
Сообщений: 17094

Re: Нужна ли женщине наука. История моей защиты

Зато вы теперь знаете всё о викторианской женщине.) Ваш диссер продаётся через интернет и интересующиеся викторианскими женщинами могут наслаждаться научным взглядом на них. И наверняка используется эпигонами.)

Мой тоже используется эпигонами.) Специальной литературы по той тематике, на которую я писала, в России  не было – я брала научные материалы  в   Институте зарубежного и международного частного права им. Макса Планка в Гамбурге и через коллег, но ссылки на эти, мягко говоря, не всем доступные  зарубежные источники в статьях эпигонов присутствуют, что меня очень забавляет.  Хотя я тоже давала ссылки на пару-тройку материалов, которые в глаза не видела. )

К счастью, наука осталась позади как страшный сон.

Спасибо, за ваш прекрасный рассказ. Всколыхнул былое. )


no more happy endings

Неактивен

 

#5 2010-07-23 08:03:12

alv
Редактор
Зарегистрирован: 2006-02-14
Сообщений: 6500
Вебсайт

Re: Нужна ли женщине наука. История моей защиты

Девушки, какие страсти вы рассказываете...
Впрочем, наверное, это всё ваша гуманитарная специфика. У нас и руководителей таких не было, и менять их при необходимости было возможно без вреда для здоровья.
Но токая необходимость возникала редко. Руководительь не обязан глубоко разбираться в теме работы своего соисканта: достаточно знать общие принципы данной дисциплины вообще и особенности именно диссертационного процесса в частности. В сущности, руководитель подтверждает своим авторитетом, что работа соответствует, а автор заслуживает. То есть работа написана в соответствие с требованиями, а автор не сачковал, а трудился, причём сам smile1
А за достоверность своих данных и обоснованность выводов отвечает сам диссертант: именно их он будет защищать во время процедуры, которая потому и называется защитой. Защищать от оппонентов и всех желающих, среди которых как раз и будут конкретные специалисты в его области.

2 Анна Белецкая
А что такое "рукводитель докторской"? Вроде только руководители кандидатских бывают, а будущие доктора как-то сами собой руководят.
PS А рассказ понравился, хотя и излишне драматизирует реальную ситуацию.


Тэг <сарказм> по умолчанию, смайлики по вкусу.

Неактивен

 

#6 2010-08-04 23:35:23

Анна Белецкая
Участник
Зарегистрирован: 2010-07-06
Сообщений: 5

Re: Нужна ли женщине наука. История моей защиты

Руководителя правильнее назвать консультантом, насколько знаю. Насчет драматизации - мне хотелось рассказать не только о написании диссертации, но и о женской судьбе, так сказать. О судьбе женщины, которая не сумела совместить личное счастье и занятия наукой. Таких женщин я повидала немало, и в этом, собственно, драма. Вы правы, гуманитарные диссертации - особый случай, тут науку надо выдумывать самому, стараясь при этом, чтобы работа выглядела наукообразно, а не как художественный роман. Спасибо за отзыв!

Неактивен

 

#7 2010-09-04 14:44:04

Сергей
Участник
Зарегистрирован: 2010-09-04
Сообщений: 5

Re: Нужна ли женщине наука. История моей защиты

И вот такая мысль после прочтения:
До чего же мерзкие эти "бывшие русские"!

Неактивен

 
  • Форум
  •  » Проза
  •  » Нужна ли женщине наука. История моей защиты

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson