Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2006-06-07 20:55:13

Вадим Вердиян
Участник
Зарегистрирован: 2006-06-06
Сообщений: 17

Месть Ивана Котенко

Воспетая Гоголем украинская ночь опустилась над Изяславлем. Синее небо, усеянное звездами,  было так близко, что, казалось, можно было схватить его рукой. По не освещенным улицам хаживали какие-то подозрительные прохожие, сторонясь открытого пространства. В окнах глиняных мазанок горел свет, излучая какой-то особый, не присущий никаким другим жилищам, уют.  Во мраке роскошного парка шуршала листва, и слышалось в этом шуршании стенания убитых в великую Войну партизан да шаги старого лесничего, умершего два года назад от старости (говаривали, тот  был  лично знаком еще с Тухачевским). Выла какая-то собака, не дававшая спать молоденькому козленочку, отчего тот вымученно блеял, умоляя, видимо, обидчицу замолчать хоть на секунду. От протекавшей неподалеку реки веяло холодом. В городке поговаривали, будто в Горынь-реке  водились русалки. Впрочем, не знаю: сам не видывал,  а лишь слыхал бессонными ночами, будто зазывает кто меня: «Вааадик,  Ваадиик».  Сочельник – подходящее время для того, чтобы рассказать вам, дети мои, о семейной истории, в которой я был замешан. Укутайтесь потеплее в одеяла, мы начинаем.

Сегодня ночью мне снился сон, многое прояснивший – дядя первым начал разговор.-  Проснувшись, я не замечал красот этого гостеприимного, но вместе с тем таящего множество опасностей для людей непосвященных, города. Теперь, воспроизведя его в памяти, я попробую описать тебе его, племянник, дабы ты не повторил ошибок, совершенных моим сыном. Хватит вошкаться, Вадик, и послушай. Только сначала поправь лучину: не к чему сидеть в темноте, а то, чего доброго… Впрочем, я отвлекся. 
…На левом берегу, над обрывом, на старых стенах Бернардинского монастыря лениво перекрикивались часовые. Если бы не советская власть, - думал Васька, - старый клад, пусть даже самый никудышный, уже давно б отыскался. Угораздило ж сделать из намоленного места бараки для  убийц и насильников.
Васька сидел на  правом берегу, отрешенно смотря на отсветы прожектора в листве плакучих ив.. Рука его сжимала православный крест на толстой цепочке. Он откровенно боялся сидеть один ночью у места, о котором ходила недобрая слава. По легенде, именно здесь было найдено тело  штурмана эскадрильи 48-го бомбардировочного авиационного полка Афоничева, который  29 июня 1941 года совершил боевой вылет в составе экипажа старшего политрука Гурина. На подходах к городу экипаж вступил в бой с 5 вражескими истребителями Me-109. Три из них сбил огнём бортового оружия, четвёртый таранил своим горящим бомбардировщиком. Весь экипаж предположительно погиб – тело пулеметчика до сих пор не было найдено. От мысли, что он сидит на костях безвестного воина, Ваське стало не по себе. Ходили домыслы, что экипаж то ли якобы делал разведку для выброски  небольшого десанта в монастырь, то ли уничтожал следы каких-то тайных немецких раскопок. Эта символичность вселяла в Ваську чувство мистического ужаса, которое не давало ему сосредоточится на нелегких думах.
В 1947 году зек Иван Котенко получил свободу за то, что указал властям на местонахождение клада. В дупле старого дерева были утаены золотые украшения, иконы и церковная  утварь на сумму свыше тридцати тысяч рублей старыми. Вполне возможно, думал Васька, что найденная два года назад карта с инициалами «И.К» и двумя крестиками на территории монастыря, указывала на зарытые клады. Не исключено, что Котенко не стал раскрывать НКВД все козыри в  надежде, что когда-нибудь сможет вернуться за сокровищами.
Стрелки старинных часов-луковицы показывали полночь, когда Васька во второй раз услышал голос.
- Отрок, на плаху пойдешь.
Дыхание кладоискателя замерло, и все тело его стало дрожать  той мелкой дрожью, Вадик, которая начисто лишает нас мочи молиться Богу в минуты опасности. Голос, - чистый, мелодичный, но в то же время жесткий, пугающий, ледяной, - продолжил.
- Твое время истекает, отрок  Месть неизбежна, и ты понимаешь это…
- Чья месть? – Васька все же нашел в себе силы спросить.
- Вестимо чья. Чью могилу ты разрыл, разыскиваю ту самую карту, что у тебя сейчас в руках? Мою. Теперь я жду с нетерпением разрешения на твою смерть. И поверь мне, отрок, она будет ужасной.
Сколь не кричал Васька, в ответ ему слышались лишь переругивания часовых да рассерженное карканье ворон. Никому не было до него дела.
Ну вот, Вадя, что мне приснилось этой ночью. Иди же теперь спать. И не забудь перекреститься на ночь. Поговорим о кладе бернардинцев завтра.

Наутро я, пока дядюшка еще спал, зашел в Интернет и стал искать информацию о бернардинцах. Кликнув по одной из ссылок, я наткнулся на следующее:
В Польше и Литве так называли орден, который по отношению к соблюдению монашеской дисциплины занимал среднее положение между меньшим и строжайшим уставами святого Франциска Ассизского и именовался меньшею братией, обсервантами. Этих монахов в других странах называли францисканцами; польские же францисканцы, имевшие одинаковый с Бернардинцами, но менее строгий устав и в противоположность последним, имевшим право владеть недвижимыми имуществами и капиталами, не прибегая к снискиванию пропитания милостыней, составляли отдельный от тех монашеский орден, известный под названием францисканцев, или конвентуалов. Обсервантов же назвали в Польше бернардинцами от церкви, построенной в 1453 г. Казимиром IV Ягеллоном в честь св. Бернарда Сиенского, главного преобразователя этого ордена. После утверждения первоначального устава св. Франциска папой Иннокентием III сначала в 1210 г. лишь словесно, без издания о том буллы, потом в 1215 г. на Вселенском третьем Латеранском соборе и после смерти основателя этого ордена между последователями его произошло разногласие относительно степени соблюдения предписаний устава. Одни проповедовали строгое, без малейшего послабления исполнение всех правил, согласно данному обету, другие же утверждали, что подражание нищенской и суровой жизни св. Франциска представляется превышающим человеческие силы, а потому совершенно невозможным. Ввиду этого различия во взглядах в отдельных монастырях образовались различные монашеские общины, хотя в общих чертах жившие по одному уставу, но отличавшиеся друг от друга большей или меньшей строгостью духовной дисциплины и не подчинявшиеся одному общему для всего ордена начальнику. Происшедшие вследствие этого неурядицы и злоупотребления заставили папу Льва Х издать 29 мая 1517 г. особую буллу, которой над всеми монахами францисканского ордена устанавливался один, избираемый из обсервантов начальник со званием "генерала францисканского ордена"; отдельным же различествующим между собой по соблюдению устава общинам предоставлено иметь начальников под именем "генеральных магистров". Строгость жизни и заслуги меньшей братьи, или миноритов, вскоре доставили им такую популярность и значение, что уже 9 лет после утверждения папой францисканского ордена в совещаниях генерального капитула в Ассизи участвовало до 5000 депутатов от разных монастырей этого ордена. Число последних быстро увеличивалось благодаря щедрым пожертвованиям, делаемым в пользу этого ордена набожным средневековым населением всех государств Западной Европы.
Продолжать читать дальше не было смысла. Я узнал, что хотел – бернардинцы, судя по всему, действительно могли припрятать клады на худшие времена. Закрыв браузер, я откинулся на кровать. Ноутбук, как единственный символ цивилизации в нашей  крытой соломой хате,раздражал,  мешал думать. 
В голове не укладывалось, как мой двоюродный брат мог разрыть могилу ради золотых побрякушек. То, что он сделал это, было почти ясным: за сутки до его смерти была разрыта могила Ивана Котовенко, зажиточного хуторянина, дожившего до своего стодесятилетия и пережившего даже собственных детей. Еще при жизни про него ходили слухи, что он  дружен с чертом и тот якобы помогает ему во всех начинаниях. Впрочем, если вспомнить изуродованное тело моего брата, это было правдой.
Дядюшка застал меня за этими смешанными в кучу размышлениями. Усевшись на свое любимое кресло, он устало прокряхтел:

Ну что, продолжим?  Васька прибежал домой, что твой ошпаренный кот, ровно в тот момент, как началась гроза. За два часа, пока ливень крушил город, он не разу не встал с  колен, моля кого-то о прощении. Это я уж после понял, к кому безуспешно обращался мой сын… Потом он сорвался куда-то, взял с собой старый нож и икону. Больше я никогда не видел его живым.
Лучше я расскажу тебе, что мне приснилось сегодня. Ты ведь не против? Времени осталось мало…
…Васька, напуганный до смерти (только теперь он понял, что это такое),  прибежал домой. Тяжело больной отец  не спал, волнуясь. Васька хотел золота, но не корысти ради: отца могла спасти операция, стоившая немалых денег, и достать их не было никакой возможности. Он забежал за порог, и тотчас грянул гром, от которого задрожали окна.
Минуя отца,   он бухнулся на колени перед старой газетной вырезкой, где была фотография Котенко, и стал молить его о пощаде. Дух молчал почти два часа – за это время в Васькиных волосах уже успела пробиться седина. Потом, пользуясь своей властью, все же ответил:
- Все, Василь. Разрешение у меня. Батюшку зови, исповедуйся… А что б ты не мучился перед смертью, скажу тебе: нет уже ничего  в монастыре. Остатки клада – во дворце Сан-гушки, в розовой комнате. Только вот ни к чему тебе это все.
Голос опять не отвечал на мольбы и даже угрозы. Васька схватил нож, взял, немного подумав, икону Богородицы с красного угла и выбежал вон из дому.  На улице он подобрал моток бечевки, вышел за калитку….
Что случилось с ним, я расскажу тебе после того, как  съездим накосить сена козам. Пока же сиди дома да думай, як использовать полученные знания.

Пока дядюшка отсутствовал, я действительно думал.  Потом взял веревку, мешок,  и поехал на мотоцикле ко дворцу.  Я рассказываю вам это сейчас  дабы вы значи, благодаря чему вы сейчас все то, что вы имеете. В розовой комнате я действительно нашел клад ( после того, как я покинул кабинет, нагруженный драгоценностями,  пол в нем провалился так, что больше никто не сможет туда войти).
Как вы думаете, что сказал мне дядюшка, когда увидел выпавшее нам богатство?

Вадя, Дух решил помочь нам. Он сделал так, что бы мне приснилось все это. А знаешь почему? Иван  Котенко был моим дядей.

   
И в тот самый момент часы пробили полночь, как они бьют ее сейчас.  Проклятье ли, блаженство ли нам уготовано, я пока не знаю Но чувствуя мистический, сопутствующего появлению Ивана Котенко, я все же решил рассказать вам правду о семейном богатстве.
Живите с миром, дети мои.

Неактивен

 

#2 2006-06-07 20:57:04

Вадим Вердиян
Участник
Зарегистрирован: 2006-06-06
Сообщений: 17

Re: Месть Ивана Котенко

Прошу не судить меня строго - рассказ написан за одну ночь... На сюжет я внимания почти не обращал.....

Неактивен

 

#3 2006-06-07 23:21:08

Черёмина
Редактор
Зарегистрирован: 2006-02-13
Сообщений: 1744
Вебсайт

Re: Месть Ивана Котенко

"не к чему сидеть в темноте" - нИ к чему...
Котенко или Котовенко?
Это мелочи. В целом впечатления такое - рассказ слишком подпорчен выдержкой из истории ордена, занимающей добрую его треть. Получается наполовину публицистика, читатель настроенный на мистико-приключенческий лад, спотыкается о многочисленные даты, делающие все это похожим на учебник истории. Если вся историческая справка вкладывается в результат поиска в интернете одного из героев, надо было сделать ее максимально короткой. В двух словах - самое главное, самое цепляющее. Подогреть интерес для основного блюда, коим является рассказ о духе загадочного богача, дружившего с нечистым.
Язык хорош, красив, напевен. Но стиль - это еще не все. Текст тянет на хорошее стилистическое упражнение, но не на рассказ.

Неактивен

 

#4 2006-06-08 23:25:54

Вадим Вердиян
Участник
Зарегистрирован: 2006-06-06
Сообщений: 17

Re: Месть Ивана Котенко

Благодарю Вас за отзыв! Сразу видно - Мастер. Вы правы, текст этот и был стилистическим упражнением... Просто я еще ищу себя, свой стиль. Тренируюсь, не обращая внимание на сюжет. А  ошибки обязательно исправлю..
Кстати, сейчас вывешу более-менее связный рассказ...

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson