Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2007-08-13 07:44:26

ИНГА ГААК
Автор сайта
Зарегистрирован: 2007-07-05
Сообщений: 54

КАРАМЕЛЬ

Карамель

Не знаю, что побудило меня остаться на ночь в этом  заброшенном доме. Не то желание хоть на несколько часов вернуться в то время, когда мы с Иркой были вместе, не то внезапно нахлынувшая усталость. Как бы то ни было, я толкнул серую занозистую дверь, и безмолвный полумрак шагнул мне навстречу.
   
Прошлым летом мы с Иркой привыкали к тому, что мы есть друг у друга. Наша любимая тропинка постоянно уводила нас от всё клонирующихся безликих девятиэтажек в нетронутую пока, частичку Старого Света.  Здесь, скрытые от глаз буйной зеленью ясеней и клёнов, мы сидели на полуразвалившихся крылечках то одного брошенного дома, то другого, и говорили.

Странно, как много люди разговаривают, когда они интересны друг другу. И как много молчат, когда приходит отчуждение. Я всегда болтал больше, чем она. Она любила слушать. Идём, бывало, я смотрю на её профиль с вздёрнутым носом, с вечно обветренными губами, и думаю, что же там в этой хорошенькой головке таится, о чём она всегда молчит. Она почувствует мой взгляд, поведёт глазами в сторону и скажет, что-нибудь незначительное, словно и не слышала, что я там бубнил ей. Интересно, кого она теперь слушает в своей далёкой Германии?..

Свет фонарей елозил по провалившимся половицам, по подоконнику, засыпанному жухлыми листьями и высохшими насекомыми, прорываясь в просветы листвы, тронутой ветром. Кровать с решётчатой спинкой и довольно пружинистой ещё сеткой уже лишилась в результате вылазок казаков-разбойников пары своих причудливых набалдашников, картина над ней повисла на правом уголке, грозя вот-вот свалиться, на месте выпавшего гвоздя, на светлом прямоугольнике шевелил усами чёрный блестящий жук. Я снял джинсовую куртку и уложил в изголовье кровати. Плюхнулся и покачался на сетке, закинул ноги, примостил голову на куртке и вспомнил, как мы с Иркой обследовали этот домишко.

Сначала прошли через кухню: на печке стояли два чугунка без дна, а из поддувала торчал обмусоленный веник. На полу кухни и других комнат валялись отсыревшие фотографии в большом количестве. Мы хотели собрать их, посмотреть, но, подняв одну наименее заплесневевшую пачку, обнаружили сонмище двухвосток. Ирка закричала, да и у меня мороз по коже пробежал, когда эти милые зверюшки зашустрили в разные стороны.

На колченогом столе в “гостиной” и на кровати в спальне лежали ещё не совсем выцветшие круглые вязаные коврики, а на окошке, на порыжевшей леске висел кружевной вышитый лоскут. Высохшие кустики гераней  в глиняных горшках, подстаканники в эмалевой росписи с измятыми боками, раскуроченный  электрический утюг, щелястая хлебница с окаменелыми крошками в чреве... Живописно свисающие  грязно-оранжевые лохмотья обоев – обитель тараканов... Вбитые в косяки дверного проёма гвозди, с накрученными на них остатками бечёвки...  Такое впечатление, что хозяин вышел на несколько минут и почему-то не вернулся. И уж потом непогода и непрошеные гости вторглись в остывшее жилище и свершили переворот.
Ну, не могли люди, жившие в этом доме, переехать и оставить альбомы с фотографиями любимых и близких. Оставить на произвол времени и случая  немые отпечатки памяти с улыбчивыми девчачьими мордашками, котов  в бабушкиных руках,  подсолнухи и зависших над ними парашютистов. И картина-паспарту  с Алёнушкой у пруда, та, что висит сейчас на одном уголке, неужели бы её бросили, такую старую, знакомую с детства, и вязаные коврики...

Ирка высказала предположение, что хозяева, наверное, умерли. Мало ли что на свете случается, но мне кажется, что здесь было какое-нибудь странное происшествие.
Я вспомнил, как внезапно началась тогда гроза, и Ирка встала у окна, обхватив плечи руками, и застыла, глядя на обрушившийся с неба ливень. Я подошёл к ней и в первый раз поцеловал...  Её губы сначала были шершавыми, твёрдыми и неумелыми, впрочем, как и мои...

*  *  *
Я проснулся от скрипа. Я не ворочался, это точно. Да и вообще,  когда сам скрипишь вроде и не замечаешь, вертишься с боку на бок и все. А так... Открыв глаза, я посмотрел по сторонам, конечно, ничего не увидел. Только свет фар проезжающей машины отобразил на стене тень сидящего с высунутым языком пса. Он скользнул по стене и пропал, а разбудивший меня звук повторился.

Я не двигался – так и присох к кровати. О стекло стукнула ветка. С немым ужасом я увидел, что на окне колыхнулась вышитая занавеска. Нет, игра света. Стук повторился, словно в окно кто-то нарочно бросал камешки. Послышалось шлёпанье босых ног по полу, брякнули створки окна.
Я уже несколько минут сидел, прижавшись спиной к сухой, пахнущей старыми яблоками стене, совершенно обалдевший. Если это сон, то почему мне холодно? Я ущипнул себя,  как дурак, точно – не сплю. Разыгралось воображение?  Дом-призрак оживил прошлое?

Мелодичный женский голосок, абсолютно реальный, чётко произнёс:
- Так, так! Что там ещё такое?
- Дашка, да будет тебе. Ложись, спи себе. Шеверяется да шеверяется как чеверяк! – пробубнил сонный старческий голос.
- Яблоки падают! – задумчиво ответила невидимая мне Дашка. Зашелестела и слетела на пол конфетная обёртка, и карамель захрустела на молодых зубах.
- Опадут щас, а глупые ещё, не продашь ведь...

Часы пробили полночь. Вторя им, где-то заголосила собака.  Снова шлёпанье ног, отворилась створка (холодильника?) и зажурчала наливаемая в чашку жидкость.
- Чего ты там, непоседа?
Кровать в соседней комнате заскрипела, сухое шарканье ног, постукивание палки, судорожный перехват слабых со сна пальцев по косяку...

- Молока хочу!
- Где моя шаль?
- Бабуля, да я её накинула.
- Иди спать, неча по ночам есть.
- Я не ужинала...
- Небось, Ильдарку своего всё высматриваешь? Только не видать тебе его. Нужна ты ему! Да ему родители тыщу невест уже пересмотрели. Я, чать, не совсем глухая, слышу, что соседи-то говорят!
- Много чего тебе наговорят!
- Да. Ему в Филипповке девку-татарку сыскали. Только тен... тенхикум кончила, её сразу и присмотрели.
- Не нужна Ильдару никакая татарка, он меня любит! – запальчиво ответила Даша, голос дрогнул, звякнула чашка, шлёпанье ног навстречу шарканью, хруст карамели...
- Ой, что это?

Щёлканье выключателя, шорох разворачиваемой бумаги,  тихий счастливый смех, щёлканье выключателя, бряцанье створки...
- Он меня любит... – мечтательно сказала Дашка, высунув голову в окошко (голос её звучал с улицы). – Он мне записку написал.
- Вот нехристь-то, поди, всю мою горизантему помял, паразит такой!
- Гортензию, бабуль!
- Почтальон выискался! Любит он её! Русский на татарке женится, а татар на русской никогда! Они знаешь, какие гордовитые! И я тебя взамуж за Ильдарку всё равно не пущу, чтоб мой внук да мусульманом был!
- Му-суль-ма-ни-ном!
- А всё одно – нехристь! Закрой окно, хватит на его окна пялиться. Он дрыхнет давно.
- Он не спит и смотрит в бинокль. Ему с седьмого этажа вся наша хибара видна как на ладони. Сама видела.
- Закрой окно, говорю.  У меня спину ломит, а она сквозняки пускает.
   
Створки окна гулко хлопнули, ветер зашумел, раскат грома расколол мир на две части, стекла задрожали-задребежали под упругими толчками дождя. Грохнула входная дверь, мягко чвакнули сброшенные мокрые калоши, неуверенно зашаркали по деревянному крашеному полу старческие ноги.

- Дашка, чего уж убиваться. Второй день лежишь, я вот тебе яблоков пособирала, ты же любишь, глупые-то. А дождь-то как припустил. Я вот с Петровной-то язык чешу, а тут гром, я Перуна-то боюсь, бегом в дом, а ноги-то не держат, глина скользкая...  Смех!
- Бабушка, да помолчи ты... – голос Дашки тусклый, безжизненный.
- Дашенька, голубонька, слатенькая ты моя... Ведь говорила я, что Ильдарка на татарке женится. Любит – не любит, а как отец с матерью укажут, так и будет. А ведь и то плохо, поженят сами, а потом, как молодым жить? Я в газете прочитала, двое женатых слюбились, а ни он разжениться со своей не может, ни она от мужа уйти. Закрылися в гараже, в машине заперлись и газом каким-то отравились. Так и нашли их, сидят обнимку и всё тут...
- Да, это песня, бабушка, такая есть, “Падал тёплый снег” называется... Ой, помолчи уж лучше, ни видеть никого не хочу, не слышать.

Шарканье, позвякивание посуды: – Опять чая нет! – чирканье спички, журчание воды, погромыхивание чайника, раскат грома, звон дождя, песня по радио, помехи вызванные непогодой, вызывают у певицы икоту. Шлёпанье босых ног, скрип отворившейся, стук захлопнувшейся двери, протяжное: – Дашка, ты куда?!!
скрежет тормозов у дома...
Крик!!!

Я судорожно вздрогнул и проснулся. В запылённое, затянутое паутиной окно слепо щурилось солнце. Взгляд мой упёрся в стену, на рыжей поверхности которой более яркий  квадратный отпечаток. Там висели часы. Там раньше висели часы...

Ёжась от утренней промозглости, натягиваю отсыревшую куртку. Смотрю на циферблат и понимаю, что мои часы остановились. Тянусь за сигаретами и вспоминаю, что бросил курить, потому что Ирке не нравилось. Я торопливо иду к выходу, но один эффектный мазок на картине разорения и запущенности заставляет меня оглянуться на пороге. Взгляд скользит, возвращаясь через кухню к колченогому столику у окна комнаты, с брошенным на нём вязаным ковриком, и упирается в грязный с прогнившими половицами пол. На нём лежит яркая  карамельная  обёртка...

Отредактировано ИНГА ГААК (2007-08-15 09:07:01)

Неактивен

 

#2 2007-08-13 11:48:22

Ольга Чибис
Редактор
Зарегистрирован: 2007-02-18
Сообщений: 306

Re: КАРАМЕЛЬ

Замечательно Дашина бабушка разговаривает. smile1
Мне показалось, что линия с Иркой к истории дома отношения не имеет. Начинается все с воспоминаний о Ирке, причем так до конца и не проясняется, что с ней случилось. Допустим, это не очень важно. Но  тогда  кусочки вроде этого повисают:

" Она любила слушать. Идём, бывало, я смотрю на её профиль с вздёрнутым носом, с вечно обветренными губами, и думаю, что же там в этой хорошенькой головке таится, о чём она всегда молчит. Она почувствует мой взгляд, поведёт глазами в сторону и скажет, что-нибудь незначительное, словно и не слышала, что я там бубнил ей".

Вот здесь слишком резкий переход от прошлого к настоящему: "Свет фонарей елозил по провалившимся половицам, по подоконнику..." Можно его хотя бы пробелом отделить.)


Ольга Чибис
Платон мне друг, а истина относительна.

Неактивен

 

#3 2007-08-13 12:17:20

Александр Клименок
Автор сайта
Откуда: Калининград
Зарегистрирован: 2007-02-10
Сообщений: 4610

Re: КАРАМЕЛЬ

На пол слетел белый конверт... И позже опять: На пол полетела тонкая белая стружка конверта. Во-первых, повтор сочетания "на пол" в небольшом контексте есть плохо. Во-вторых, не понял следующего. Ведь автор в роли рассказчика, так? И этот рассказчик только слышит, но не видит событий за стеной. А тут - визуализация... Как поясните? Кроме того: к чему подробнейшее описание (небесталанное, впрочем) комнаты? Вдоль и поперек передумал, но так и не определил, какую роль играет это перечисление тщательное насекомых, обоев грязных etc. Язык, стиль, качественны, отчетливы. Это плюс. Сюжет неочерчен - скверно. Додумывать скрытые перипетии сюжета читателю не пристало. Концовка-парадокс интересна. Ибо так обрыдли все эти закономерные чмоки в финале.
Идеи не распознал. В чем она у Вас? То есть, что хотите сказать нам?
В целом, хорошая проза. Ниже недочеты и проч.

Свет фонарей елозил по провалившимся половицам, по подоконнику, засыпанному жухлыми листьями и высохшими насекомыми, прорываясь в просветы листвы, тронутой ветром. - взаимоуничтожение образов. Смотрите: листья мертвые и тут же листья живые. Мало того, что повтор формы "листья", так еще и исключение одного другим, своеобразный аллогизм описания.
Открыв глаза, я посмотрел по сторонам, конечно, ничего нет. Корректнее: Открыв глаза, я посмотрел по сторонам:  конечно, ничего не увидел.
Я не двигался, так и присох к кровати. Лучше: Я не двигался - так и присох к кровати.
Об стекло стукнула ветка. Корректно: о стекло.
Я проснулся от резкого, судорожного рывка моего тела. Вероятно, имелось ввиду: Я судорожно вздрогнул и проснулся.
Успехов!

Отредактировано Александр Клименок (2007-08-13 12:21:27)


Александр Клименок

Вывожу из тьмы. Круглосуточно.

Неактивен

 

#4 2007-08-15 07:38:55

ИНГА ГААК
Автор сайта
Зарегистрирован: 2007-07-05
Сообщений: 54

Re: КАРАМЕЛЬ

Спасибо всем, непременно поработаю. Рассказ древний, я как-то  долго к нему не возвращалась... И премию, за него полученную, потратила...

ПО поводу аллогизма: жухлые листья на подоконнике в доме, живая листва на деревьях, видимых в это же окошко...
Подробное описание запущенности в доме... Как же иначе описать следы прошлой жизни дома? Не ограничишься же:"дом был старым как внутри, так и снаружи... Да и герой делает акцент на необычную запущенность - вещи "умирают", брошенные в доме, словно хозяева вышли на минутку и почему-то не вернулись... Я  была однажды в таком доме, ощущение осталось не из лучших...
Идея рассказа - сама история, морали никакой, из цикла "Что бывало"...

И ещё раз большое мерси за внимание!!!

Отредактировано ИНГА ГААК (2007-08-15 09:01:22)

Неактивен

 

#5 2007-08-16 10:47:55

MariLaska
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-08-25
Сообщений: 294

Re: КАРАМЕЛЬ

Инга, интересно  и хорошо написано. такая мистическая недоговоренность.


MariLaska
совершенство складывается из мелочей

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson