Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2007-06-12 17:20:53

Емельянов Геннадий
Участник
Откуда: Новосибирск
Зарегистрирован: 2007-05-21
Сообщений: 52

Вечная проблема образования

Мировая и отечественная практика подсказывает, что образование - это огромная и чрезвычайно важная сфера человеческой деятельности. Масштабы тех успехов и проблем, которые связаны с образованием в наше время, дают нам полное основание считать, что XX век стал не только веком беспрецедентных социальных изменений и научно-технического прогресса, но и веком образования.
     Вместе с тем, истоки многих проблем народного образования последних двух десятилетий - в низком уровне востребованности знаний и культуры в нашем обществе. А нищенское существование современной школы, ставит под удар не только её основы, но и вымывает опытных педагогов, вынужденных уходить в другие сферы деятельности. Отсутствие надлежащего спроса на образование, его недооценка деформирует весь учебный процесс, ставит под сомнение реализацию и внедрение многих новаторских идей и методик отечественных и зарубежных педагогов.
     Казалось бы, в умы власть имущих пришло осознание того, что создание современной системы образования должно стать поистине всенародной, государственной задачей. Однако прошедший период показал, что существенных и коренных перемен, как и ранее, в реформировании школы не произошло. Причины столь бедственного положения образования напрямую связаны с отсутствием достаточных материальных вложений и безобразным финансированием, несовершенством системы обучения и недооценкой передовых методик педагогов-новаторов.
     Возлагавшиеся надежды на переход к рыночной экономике и соответствующее пробуждение интереса и вкуса к новому в системе школьного обучения не увенчались успехом. Лозунг: "Рынок экономический неизбежно породит и рынок знаний", не оправдался. Это ещё раз подтверждает мысль о том, что мы не должны бросаться из одной крайности в другую. При всей важности товарно-денежных отношений в жизни общества, они не являются универсальной основой регулирования человеческой деятельности.
     Наука, культура, образование без надёжной поддержки и заботы государства в нынешних условиях просто не выживут. Сегодня, как никогда прежде, в сфере образования требуется проведение сильной политики. Без неё не будет успеха в наших отчаянных попытках обновить страну, сделать её восприимчивой к научно-техническому прогрессу, способной создавать высшие культурные ценности. Если страна не начнёт преодолевать всё увеличивающийся разрыв в уровне образования между нами и странами Запада, мы не сможем эффективно сотрудничать с мировым сообществом, а динамично развивающаяся страна останется для нас ещё одной сладкой мечтой, далёкой от реальности.
    Несмотря на все трудности, проблемы и неблагоприятные условия, российская школа живёт, трудится и сохраняя свой интеллектуальный ресурс продолжает пытливо искать новые подходы в методике обучения и воспитания учеников.
         История развития образования и история развития общества не отделимы друг от друга. Если бы мы почаще вспоминали эту старую истину, то многие взлёты и падения в жизни цивилизаций не показались бы нам столь необъяснимыми чудесами. До сих пор весь мир с изумлением и настороженностью продолжает обсуждать феномен "японского чуда", превращение послевоенной Японии в рекордно короткий срок в страну взошедшего, а не только восходящего солнца. Восхищение чудом - весьма полезная вещь, особнно если вслед за ним возникает желание постичь причины этого чуда.
    Считаю, что одним из путей к разгадке "японского чуда" являются те резкие изменения в системе образования, которые имели место в послевоенный период. Чтобы понять смысл подобных "чудес" и их связь с образованием, необходимо вспомнить два события, произошедших в разное время и вразных странах:
    а) Послевоенная Япония. В соответствии с новой системой образования, профессиональная ориентация составила ядро учебных программ для средних классов. Это было для многих педагогов удивительным, и они не знали, как быть с этим новым явлением. Являются ли превращение профессиональной ориентации, а тем самым, профессионального самоопределения личности японских школьников, в ядро учебных программ и "японское чудо" двумя связанными звеньями одной цепи? Этот вопрос можно сформулировать и по-иному: может ли образование, если в его центр ставится ориентация на личность, её способности и возможности, вывести страну из кризиса? Не будем спешить с ответом и вновь обратимся к истории.
    б) Соединённые Штаты Америки начала 60-х годов. Среди американцев, потрясённых первыми полётами русских в космос, приобретает популярность шутка: или мы срочно должны заняться физикой и математикой, или нам всем придётся...учить русский язык. В целях спасения пошатнувшегося национального достоинства, американцы прибегли к совершенно неожиданному варианту решения вопроса о сохранении своей пальмы первенства - к широкой национальной программе поиска одарённых детей, получившей известность под именем "Мерит". Результаты программы "Мерит" не заставили себя долго ждать. По признанию американских специалистов, в совершении качественного скачка США в области точных и естественных наук немалую роль сыграла именно программа "Мерит".
    Даже беглого сопоставления этих двух событий достаточно для того, чтобы заметить связь между "японским чудом", успехами США в освоении космоса и радикальными изенениями систем образования, их переориентации на отбор одарённых детей и на профессиональное самоопределение личности каждого ребёнка в процессе его учёбы в школе.
    На выявлении этой связи завершается сходство существующих в Японии и США систем образования и начинаются их многочисленные различия. Пользуясь спортивной терминологией, применение тестов для одарённых детей в программе "Мерит" можно уподобить рывку, а применение непрерывной профессиональной оринтации, объединяющей обучение в школе и последующую работу каждого японского ребёнка, -жиму. В первом случае, перед нами одномоментное приложение усилий, нацеленное на чёткий практический эффект; во втором случае - попытка осмысления профессиональной ориентации, как важное средство формирования мировоззрения каждого учащегося. Естественно, возникает вопрос, какой из этих двух путей образования ближе по духу современной российской системе образования. Вопрос риторический. У нас пока идёт борьба за выживание самого духа.

Неактивен

 

#2 2007-06-13 17:47:21

Tina Schott
Автор сайта
Откуда: Германия, Аугсбург
Зарегистрирован: 2006-06-12
Сообщений: 1898

Re: Вечная проблема образования

Геннадий, как близки мне эти проблемы!
И всё же, смею утверждать, что русская школа - не самая худшая.
Вы бы посмотрели на немецкие, которые по результатам ежегодного смотра, плетутся в самом хвосте!
Некоторые школьники понятия не имеют, кто у них главное лицо государства!
ОДНО ВЕРНО, ПОРА 5-Ю точку от школ развернуть!
ПОКАЖИ ЛИЧИКО, ГЮЛЬ-ЧИТАЙ!!!!!

С теплом,
Ти


Тина Шотт
Нет! Только не попасть к обыденности в плен...
Не задремать у сытости в подушках!

Неактивен

 

#3 2007-06-20 19:30:42

Емельянов Геннадий
Участник
Откуда: Новосибирск
Зарегистрирован: 2007-05-21
Сообщений: 52

Re: Вечная проблема образования

Да, коллега - пути русской школы неисповедимы. Они всегда плутают вслед за очередной линией - очередной правящей партии. Остаётся ждать новой "эпохи застоя". Спасибо за поддержку!

Неактивен

 

#4 2007-06-22 10:27:23

Андрей Москотельников
Редактор
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 2007-01-05
Сообщений: 4326

Re: Вечная проблема образования

Абсолютно пустые Ваши словеса, Емельянов Геннадий. Вы без конца повторяете волшебное слово "образование". Как известно, если много раз повторить одно одно и то же слово, его смысл испарится.

Вот Вы ратуете за какое-то образование. Сначала просто за какое-то, за неизвестно какое. Затем, с половины Вашего опуса, всё-таки конкретизируете: за японское и американское. Сами-то Вы понимаете, что приводите модели более чем пятидесятилетней давности? Эти модели нужны теперь разве что историкам. Нам, жителям XXI века они нужны разве?

Предлагаю Вам просмотреть дискуссию по проблемам образования в последних номерах "Литературной газеты" за этот год. Её апофеоз - очень грамотное мнение Георгия Кнабе в №24. Оно сводится к следующему. Для определённого круга специальностей следует сохранить жёсткую специализацию (медицина, военно-технические профессии). А вообще же образование конца XX - и всего, вероятно, XXI века не будет нацелено на получение специальных знаний и немедленное трудоустройство. Целью такого образования будет (это для нас, русских - будет, на Западе уже так и есть) умение ориентироваться в социокультурной среде.

Отредактировано Андрей Москотельников (2007-06-22 10:28:01)


Андрей Москотельников
Видишь этого шмеля? - Он на службе у Кремля!
________________

Неактивен

 

#5 2007-06-22 17:34:34

Емельянов Геннадий
Участник
Откуда: Новосибирск
Зарегистрирован: 2007-05-21
Сообщений: 52

Re: Вечная проблема образования

Педагог редакторов не судит. Надеюсь мои словеса о РУССКОМ образовании вас удовлетворят.

Отредактировано Емельянов Геннадий (2007-06-22 17:40:23)

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson