Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2006-04-17 15:19:16

Золотой Дракон
Бывший редактор
Откуда: Всегда с неба
Зарегистрирован: 2006-03-16
Сообщений: 12479
Вебсайт

Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Стихи

Стих (от греч. stichos - ряд, строка), художественная речь, фонически расчленённая на относительно короткие отрезки (каждый из них также называется С.), которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые. Членение на стихи обычно отмечается графическим оформлением текста (печатание отдельными строчками) и часто сопровождается рифмой и др. фоническими признаками. Средством подчеркнуть сопоставимость и соизмеримость стихов является метр - чередование внутри стиха сильных и слабых мест;

Рифма

Рифма (от греч. rhythmós — стройность, соразмерность), созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Р. подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы. В поэзии большинства народов Р. располагается на концах стихов, однако встречаются регулярные начальные созвучия (например, начальные ассонансы в монгольской поэзии). В разное время и у разных народов к Р. предъявлялись различные требования, поэтому единого универсального определения Р. по звуковому составу быть не может: он зависит как от литературной традиции, так и от фонетического строя языка. Например, в русской поэзии основа Р. — созвучие ударных гласных; в чешском же языке, в котором ударение всегда падает на начальный слог, созвучие последних слогов может не зависеть от места ударения.

По месту ударения Р. делятся на мужские — с ударением на последнем слоге (берегам — лучам), женские — с ударением на предпоследнем слоге (Руслана — романа), дактилические — с ударением на третьем от конца слоге (закованный — очарованный) и очень редкие гипердактилические (покрякивает — вскакивает) с большим количеством послеударных слогов . Взаимное расположение рифмующихся строк может быть различно. Основные способы рифмовки: смежная — по схеме аа бб... (Ворон к ворону летит,/ Ворон ворону кричит... — Пушкин); перекрёстная — абаб (Румяной зарею /Покрылся восток, /В селе за рекою/ Потух огонёк... — Пушкин); охватная, или опоясывающая, — абба (Уж подсыхает хмель на тыне. /За хуторами, на бакчах, /В нежарких солнечных лучах/ Краснеют бронзовые дыни... — Бунин). Эти способы рифмовки могут по-разному чередоваться и сплетаться. Стихотворения на одну Р. — моноримы — редки в европейской поэзии, но широко распространены в поэзии Ближнего и Среднего Востока (см. Газель, Касыда, Рубаи). Определённое, повторяющееся расположение Р. — один из признаков строфы.

В русской поэзии Р. ведёт происхождение от распространённого в фольклоре синтаксического параллелизма, благодаря которому на концах стихов оказываются одинаковые части речи в одинаковой грамматической форме, чем порождается созвучие: «Хвали сено в стогу, а барина в гробу». В древнерусской. поэзии преобладала так называемая грамматическая (суффиксально-флективная) Р.: бяше — знаше, отбивает — отгоняет. С 18 в. начинает цениться Р. разнородная, образованная разными частями речи (ночь — прочь и т. п.). Тогда же (как ранее во французской поэзии и др.) постепенно устанавливается требование точной Р., т. е. такой, в которой совпадают конечный ударный гласный и все следующие за ним звуки (тобою — рукою). Если совпадают также предшествующие ударному гласному так называемые опорные согласные, Р. тогда называется богатой (повеса — Зевеса), если созвучие захватывает предударный слог, — глубокой (занемог — не мог). С середины 19 в. в русском стихе всё чаще встречаются так называемые приблизительные Р., в которых заударные гласные не совпадают (воздух — роздых). С начала 20 в. поэты чаще употребляют неточные Р. разных типов: ассонанс — созвучие гласных при несовпадении (обычно частичном) согласных (облако — около); усечённые Р., с усечением конечного согласного в одном из слов (лес — крест, пламя — память); составные Р. (до ста расти — старости); консонансы, в которых ударные гласные различны (норов — коммунаров); неравносложные Р., в которых мужские или дактилические окончания рифмуются с женскими или гипердактилическими (папахи — попахивая).

Строфа

Строфа - от греч. strophe - оборот, кружение. На порядке расположения рифм в стихах основывается такая сложная ритмическая единица стихотворных произведений, как строфа.

Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое целое.

Метр

Метр, 1) М. в стихосложении, размер стихотворный, отличающая стихи от прозы ритмическая упорядоченность, в соответствии с которой текст, помимо смыслового (синтаксического) членения, делится на специфически стиховые метрические единицы — стопы, стихи, строфы и т.п. Как схема (эталон) или совокупность правил такого деления, М. охватывает лишь обязательные для каждой из этих единиц ритмические признаки. В различных системах стихосложения такими признаками служат: определённая последовательность долгих и кратких слогов (метрическое стихосложение), число слогов (силлабическое стихосложение), число ударений (тоническое стихосложение), правильное чередование ударных и неударных слогов (силлабо-тоническое стихосложение) и др. В каждой системе возможны различные схемы построения стиха — частные М., или размеры (гекзаметр, 4-стопный ямб и т.п.).

Можно выделить два основных типа литературных стиховых систем: в одном М. регулирует длительности, в другом — акцентуацию. Первый — квантитативный (количественный) — тип сложился на стадии слитности поэзии и музыки; к нему принадлежат стихосложения античное, индийское, арабское (аруз) и др. М. выступает здесь в своей первичной функции, подчиняя речь и музыку общеэстетическому принципу меры, выраженному в соразмерности временных величин. Правила стихосложения сводятся к вписыванию слов в пропорции этих величин и учитывают только различия слогов по длительности, не считаясь со словесными ударениями и смысловыми границами. В античном стихе М. полностью подчинял себе ритм (движение, «течение» языкового материала); ритмическая акцентуация (природа которой не вполне ясна) была связана не с речевыми акцентами, а с делением метрических единиц на 2 части (восходящую и нисходящую, арсис и тезис) и относилась к собственно музыкальной стороне стиха. Метрика (теория стихотворных размеров) первоначально входила в теорию музыки и лишь в эллинистическую эпоху была выделена из неё и включена в грамматику.

Когда на рубеже античности и средних веков появились стихи, основанные не на длительности, а на числе слогов, ударениях и рифме, эти чисто речевые стихи получили название «ритмов», в отличие от «М.», сочинённых по старым правилам, утратившим смысл вследствие отделения стиха от музыки.

Средневековые лат. ритмы принадлежат ко второму типу стиховых систем — акцентному, или квалитативному (качественному), достигшему полного развития в поэзии на новых европейских языках и охватывающему системы силлабическую, силлабо-тоническую и тоническую. Стихи этого типа также отличаются от прозы заданной упорядоченностью, на которую перенесено античное название «М.» (термин встречается уже у Гильома де Машо, 14 в.), или «размер», хотя он связан не с измерением времени, а со счётом чисто речевых элементов. Основная метрическая единица — стих (строка). Главный признак стиховой речи — паузы, графически обозначаемые делением на строки (и строфы); о том, что именно эта система пауз определяет стих, свидетельствуют свободные стихи, в которых всё отличие от прозы выражается графическим делением на строки, создающим «установку на М.», и паузы, не зависящие от синтаксиса. Стих, вопреки буквальному значению слова «стихосложение», не складывается из временных отрезков, соединённых в стопы, а представляет собой целое, лишь для метрического счёта разделяемое на части. Термин дольники, обозначающий стихи с постоянным числом ударений и переменным числом неударных слогов, можно было бы распространить и на др. системы акцентного типа: в силлабических стихах долей является каждый слог, в силлабо-тонических стихах — стопа (силлабо-тонические стопы, в отличие от квантитативных, должны рассматриваться как счётные доли, а не слагаемые). Повторяемость становится основным средством выявления М., тогда как в квантитативном М. равенство есть лишь частный случай соразмерности. Акцентные метрические схемы гораздо беднее и однообразнее квантитативных; роль их заключается не в создании музыкальной размеренности, отличающей стих от обычной неупорядоченной речи, а в подчёркивании речевого ритма ударений и пауз и усилении его эмоционального воздействия. Под ритмом такого стиха обычно подразумевают свободные элементы, вносящие разнообразие в схему М.: в силлабическом стихе таково распределение ударений, в рус. силлабо-тоническом стихе — реальная акцентуация строки, в отличие от метрической, и т.д. Этот ритм не должен рассматриваться как «отступления от М.», т.к. ритмические варианты не выходят за пределы инвариантной схемы М. и не воспринимаются как нарушения нормы. Подлинными ритмическими «диссонансами» являются лишь несовпадения стиховых границ с синтаксическими — переносы (enjambements), создающие противоречия между двумя системами пауз.

Стопа

СТОПА [др.-греч. πους лат. pes) - термин античной метрики, к-рый означает сочетание долгих и кратких слогов, закономерно повторяющееся в стихе. С. является ритмической единицей античного стиха, т. е. наименьшей ритмической группой, подчиненной одному главному ритмическому ударению. Состав С. колеблется от двух до шести мор (см.). Сильная часть С., отмеченная ритмическим ударением, сперва называлась тесисом; слабая, в к-рой ритмическое ударение отсутствует, - арсисом. Позднейшие метрики стали обозначать сильную часть стопы арсисом, а слабую тесисом.

Термин С., вместе с другими понятиями античной метрики, был перенесен в русское стихосложение для обозначения ритмической группы из одного ударяемого и одного или нескольких неударяемых слогов (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Однако С. в русском стихе (особенно двусложная) не является закономерно повторяющейся ритмической единицей вследствие частых пропусков ритмических ударений (см. "Ипостаса") и несоизмеримости этих ударений по силе. Поэтому в современной теории русского стихосложения появляется тенденция отказаться от понятия С. и считать основной ритмической единицей стих.

Ритм

РИТМ - закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Напр. стук маятника или удары пульса ритмичны: в них мы имеем, во-первых, единицы, т. е. определенные (отграниченные друг от друга какими-либо интервалами, законченные) явления (стук, удар), во-вторых - соизмеримость, однородность этих единиц (удар однокачественен с ударом), в-третьих - повторяемость единиц (ряд их), в-четвертых - упорядоченность, закономерность повторения и наконец, в-пятых, - чувственную ощутимость, возможность непосредственного восприятия этих единиц и интервалов между ними. Р. в широком смысле присущ непосредственно и целому ряду природных явлений (морские волны и т. п.) и человеческому организму (ритмично дыхание, работа сердца, кровообращение и т. д.).

В основе ритмической организации человеческой речи лежит тот естественный, первичный Р., который характеризует деятельность человеческого организма и в частности человеческое дыхание. Поскольку процесс дыхания относительно ритмичен, постольку ритмична в известной мере и человеческая речь: необходимость периодических вдохов и выдыхов вызывает соответствующие остановки голоса - паузы, к-рые разбивают речь на единицы, называемые речевыми тактами. Р. речи является так. обр. результатом закономерного повторения каких-либо однородных элементов речи, характер к-рых определяется составом данного языка. Поскольку речь (на понятном языке) всегда делится на слова, постольку эти повторяемые речевые элементы могут быть определены и как повторение однородных словесных сочетаний, подобранных по сходству тех или иных словесно-звуковых их особенностей (порядок ударных и безударных слогов, расположение пауз, звуковые повторы и т. п.). Таким образом единицей речевого ритма становятся слово или группа слов, отграниченные от последующих при помощи интервала - сильной паузы - и соизмеряющиеся с другими единицами благодаря повторению однородных словесно-звуковых особенностей. Напр. в следующем отрывке мы можем установить наличие Р. на основе целого ряда однородных признаков, повторяющихся в каждой единице, т. е. в каждом сочетании слов, отграниченном от других при помощи сильной паузы:

"Она отдалась без упрека,
Она целовала без слов -
Как темное море глубоко,
Как дышат края облаков".

В этом отрывке чередуются строки, отделенные друг от друга сильными паузами, т. е. представляющие собой законченные ритмические единицы. В то же время они соизмеримы благодаря повторению в них сходных словесно-звуковых элементов. В них одинаковое число слогов (9-8, 9-8 и т. д.), одинаковое число ударений - по 3 в каждой строке, ударения эти находятся на одних и тех же слогах в каждой строке (2-5-8 слоги), на всех четных строках ударение падает на последний слог, на всех нечетных - на предпоследний, концы строк отмечены звуковыми повторами (рифмами); все это и создает основу соизмеримости этих строк, позволяющую воспринимать их в качестве однородных ритмических единиц. Кроме того в этом отрывке имеется еще ряд вторичных элементов соизмеримости: первая и вторая строки построены почти параллельно в звуковом отношении (последовательность ударных звуков "а - а - о" в обеих строках), параллельны в синтаксическом отношении ("она отдалась" - "она целовала"); то же легко заметить и в следующей паре строк. Закономерное повторение этих соизмеримых речевых единиц и создает Р. В зависимости от изменения тех словесно-звуковых элементов, к-рые кладутся в основу соизмеримости, меняется и характер Р. В то же время все эти элементы (паузы, определенная расстановка ударных и безударных слогов, характер окончаний, число слогов в строке и т. д.) даны не сами по себе, а в определенных сочетаниях слов. Слова эти, в зависимости от смысла, произносятся с определенным выражением, с определенной интонацией и т. д. На некоторые из них падает сильное ударение, на некоторые слабое и т. д. В результате - в зависимости от характера слов, т. е. от содержания произведения, - приобретают соответствующую своеобразную окраску и те словесно-звуковые особенности, к-рые положены в основу Р., они получают свое реальное звучание лишь в связи с содержанием данного произведения.

Таким образом Р. является сложным явлением, в основе которого лежит целый комплекс признаков (пауза, расстановка ударных и безударных слогов, расположение окончаний и т. д.) и к-рый получает свое реальное наполнение лишь в связи с данной словесной системой, в к-рой он осуществляется. Поэтому напр. совпадение тех или иных признаков Р. (напр. одинаковая расстановка ударных и безударных слогов в строке) вовсе не означает совпадения Р., поскольку в иной словесной системе они дадут уже иное звучание благодаря различным смысловым ударениям, интонациям, иной расстановке пауз и т. п. Поэтому например в художественном переводе точное повторение расстановки ударных и безударных слогов вовсе еще не означает точности в передаче Р. подлинника, поскольку остальные элементы той сложной системы, которой является Р., в условиях иного языка уже не совпадают (обычная ошибка переводчиков).
Возникновение поэтического Р., как показал это К. Бюхер в своей известной книге "Работа и ритм", связано с той естественной первичной ритмичностью речи, к-рая с наибольшей отчетливостью обнаруживается во время рабочего процесса. В ряде случаев движения во время работы сопровождаются теми или иными восклицаниями, междометиями и т. п. Поскольку рабочие движения ритмичны, постольку сопровождающие их восклицания также располагаются ритмично, т. е. повторяются через определенные промежутки времени, периодически; тем самым они подчеркивают ритм работы, являются звуковыми сигналами его и, помогая осознать этот Р., способствуют работе. Отсюда этот звуковой Р. становится одним из существенных элементов трудового процесса первобытного человека, он организует ритм работы. Своеобразие Р. каждой данной работы определяет и своеобразие Р., ее сопровождающего, бессвязные восклицания постепенно сменяются словами, относящимися к этой работе, - создается рабочая песня, первичная форма ритмически организованной речи как один из элементов трудового процесса.

В играх первобытного человека, воспроизводящих трудовые процессы, воспроизводятся и рабочие песни, их сопровождающие; исполнение рабочей песни, характерной для данного трудового процесса, заменяется его воспроизведением. Слова, входящие в песню, становятся характеристикой этого процесса, его описанием и т. д. Так постепенно рожденный в трудовом процессе речевой Р. от него отходит, становится одним из элементов отражения этого процесса, получает идеологическое значение. Смысл его в том, что он как бы типизирует, обобщает, повторяет в наиболее сгущенном виде характерные особенности речи: интонации, ударения, звучание и т. д.
В художественно-литературном творчестве ритмическая организация речи и выступает как одно из средств достижения максимальной выразительности, типизированной эмоциональной напряженности речи; паузы ритмич. речи и их подчеркнутость, звуковая насыщенность и т. д. - все это делает ее одним из важнейших выразительных средств художественной речи. Самый же характер Р. неразрывно связан с тем словесным контекстом, к-рый его создает, с той речью, к-рую он типизирует, - отсюда историчность Р., самое разнообразие ритмических систем, к-рые создаются различными стилями в историческом лит-ом процессе. Так напр. Р. стихов Маяковского с его ораторской установкой резко отличен от Р. есенинской поэзии, к-рому прежде всего присуща лирическая напевность.
Эмоциональная насыщенность ритмической речи определяет связь ритма с лирическими и лиро-эпическими жанрами, которые как раз характеризуются наибольшей эмоциональностью, напряженностью. В этом смысле понятие ритмически организованной речи сливается с понятием речи стихотворной, одним из отличительных признаков которой ритм и является.

Верлибр  На нашем сайте не приветствуется :razz:

Свободный стих, верлибр (франц. vers libre), особая система стихосложения, характеризуемая не выясненными до конца закономерностями; в качестве единственного постоянного признака всех видов С. с., отграничивающего его от художественной прозы, обычно указывают графическую установку на стих и возникающие вследствие этого межстиховые паузы. Чередование строк различной длины, отсутствие рифмы, малая упорядоченность ударений и междуударных интервалов обособляют С. с. от строгих стихотворных форм. Вместе с тем слоговым составом, акцентной системой и единообразием синтаксической организации в пределах произведения С. с. связан с более традиционными формами родной поэзии — с силлаботоникой и тоникой в России, с александрийским стихом во Франции, с книттельферсом (народным четырёхударным стихом) и нем. гекзаметром в Германии и т. д. С. с. чаще всего написаны произведения с эпическим началом, философской проблематикой, мотивами воспоминаний. Стимулы возникновения и эволюции С. с.: потребность в обновлении стихотворных систем; влияние форм народной поэзии; влияние библейского и литургического стиха; оскудение рифменного репертуара; опыт (переводы, подражания, поиски метрико-ритмических эквивалентов) иноязычных литератур; воздействие разговорной речи.

ЯМБ

ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А.С.Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

ХОРЕЙ

ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б.Л.Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. 5-стопный.

ДАКТИЛЬ

ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

АФФИБРАХИЙ

АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

АНАПЕСТ

АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

ТРОПЫ

Тропы (греч. tropos - оборот).
Весьма многие слова и целые обороты часто употребляются не в собственном их значении, а в переносном, т.е. не для выражения обозначаемого ими понятия, а для выражения понятия другого, имеющего какую-нибудь связь с первым. В выражениях: человек улыбается, - идет, - хмурится, все слова употреблены в собственном значении; в выражениях же: утро улыбается, дождь идет, погода хмурится, глаголы употреблены в переносном смысле, для обозначения действий и состояний природы, а не человека. Все вообще слова и обороты, употребляемые в переносном смысле, и называются тропами.

Виды тропов. По различию оснований для употребления слов в несобственном смысле, тропы делятся на несколько видов: а) метафора, б) аллегория, в) олицетворение, г) метонимия, д) синекдоха, е) гипербола, ж) ирония.



Метафора

Метафорой называются слова, употребляемые в переносном значении на основании сходства впечатлений от разных предметов. Напр.: звуки текущего ручейка напоминают лепет ребенка, на этом основании говорят: ручей лепечет; шум бури напоминает вой волка, поэтому говорят: буря воет. Таким путем в метафоре переносятся: а) свойства одушевленного предмета на неодушевленный (вещественный и абстрактный); напр.: лес призадумался, совесть скребет сердце, б) или свойства неодушевленного вещественного предмета переносятся на одушевленный и абстрактный. Напр.: железный человек, черствая душа.



Аллегория

Аллегорией называется распространенная метафора. В метафоре переносное значение ограничивается одним словом, в аллегории же оно распространяется на целую мысль и даже на ряд соединенных в одно целое мыслей. Примеры кратких аллегорий представляют пословицы: "На обухе плетью рожь молотит (скупой)"; "Слово молвит - рублем подарит (разумный)". Более сложный вид аллегорий представляют басни и притчи. Некоторые произведения поэтов - аллегорического характера ("Пророк" Пушкина).



Олицетворение

Олицетворение, как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.
Примеры олицетворений:

А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе подпоясалось,
Мочалами ноги изопутаны.

(Народная песня)

Олицетворение зимы:

Идет седая чародейка,
Косматым машет рукавом;
И снег, и мразь, и иней сыплет,
И воды претворяет в льды.
От хладного ее дыханья
Природы взор оцепенел...

(Державин)

Ведь уж осень на двор
Через прясло глядит.
Вслед за нею зима
В теплой шубе идет,
Путь снежком порошит,
Под санями хрустит...

(Кольцов)


Метонимия

Метонимией называется троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании тесной связи между понятиями. Тесная связь существует, напр., между причиной и следствием, орудием и действием, автором и его произведением, владельцем и собственностью, материалом и сделанной из него вещью, содержащим и содержимым и т.д. Понятия, состоящие в подобной связи, и употребляются в речи одно вместо другого. Напр.:

Причина вместо следствия: огонь истребил деревню
Орудие вместо действия: какое бойкое перо!
Автор - произведение: читаю Пушкина
Владелец - собственность: сосед горит!
Материал - вещь: весь шкаф занят серебром; "не то на серебре, на золоте едал"
Содержащее - содержимое: обед из трех блюд; я две тарелки съел.


Синекдоха

Синекдохой называется троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании количественного отношения между понятиями. Количественное отношение существует между частью и целым, единственным и множественным числом, определенным и неопределенным, между родом и видом. В речи и употребляется:

а) часть вместо целого: семья состоит из пяти душ, "Уж постоим мы головою за родину свою".
б) единственное число вместо множественного и наоборот: "Отсель грозить мы будем шведу", неприятель показался.
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана...

(Лермонтов)

"Пожарские, Минины, Дионисии, Филареты, Палицыны, Трубецкие и множество
других верных сынов России... стекаются, ополчаются, гремят и Москву от
бедствий, Россию от ига иноплеменных освобождают."

("Опыты" - Перевощикова)

в) определенное вместо неопределенного: "Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов"; по поверхности степи брызнули миллионы разных цветов.
г) род вместо вида: "Прекрасное светило простерло блеск свой по земле"
Антономасия - особый вид синекдохи, состоящий в замене нарицательного имени собственным: он настоящий Крез(богач), Геркулес(силач), Чичиков(прохвост) и т.п.

Гипербола

Гипербола и литота. Гипербола состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении предметов или действий, с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них: безбрежное море; на поле битвы горы трупов. Державин следующими чертами изображает подвиги Суворова:

Вихрь полуночный - летит богатырь!
Тьма от чела его, с посвиста пыль!
Молнии от взоров бегут впереди,
Дубы грядою лежат позади.
Ступит на горы - горы трещат;
Ляжет на воды - бездны кипят;
Граду коснется - град упадает,
Башни рукою за облак кидает.

Литота - столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца; его от земли не видать (малорослого).

Какие крохотные коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!

(Крылов)



Ирония

Ирония. Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Напр.: глуповатому говорят: умница! шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит ослу: "Отколе умная бредешь ты, голова?" В "Песне про купца Калашникова" Грозный такими словами изрекает смертный приговор:

А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что ты не оставлен моей милостью...

Сарказм - язвительная насмешка, соединенная с негодованием или презрением. У Пушкина в "Борис Годунов" Шуйский говорит о Борисе:

Какая честь для нас, для всей Руси!
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача, и сам в душе палач,
Возьмет венец и бармы Мономаха!


Золотой Дракон
«Дракон питается чистой водой Мудрости и забавляется в прозрачной воде Жизни» © цитата Конфуция
________________

Неактивен

 

#2 2006-04-17 15:24:05

Андрей Теверовский
Автор сайта
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-03-02
Сообщений: 2378

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Распечатал и перед собой, как Библию положил.....   wink2


Андрей Теверовский
Никогда не говори никогда

Неактивен

 

#3 2006-04-17 15:24:50

Алиса Деева
Председатель клуба самоубийц
Зарегистрирован: 2006-02-10
Сообщений: 20012
Вебсайт

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Полезная вещь smile1


Духовные скрепы и стержень
Явил наш великий народ,
Нацизм был в Европе повержен...
Теперь он в России живёт.
Алиса Деева

Неактивен

 

#4 2006-04-17 15:26:16

Золотой Дракон
Бывший редактор
Откуда: Всегда с неба
Зарегистрирован: 2006-03-16
Сообщений: 12479
Вебсайт

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Я словари люблю))) С ними особо не поспоришь!


Золотой Дракон
«Дракон питается чистой водой Мудрости и забавляется в прозрачной воде Жизни» © цитата Конфуция
________________

Неактивен

 

#5 2006-04-17 18:25:08

litomin
Автор сайта
Откуда: Санкт-Петербург
Зарегистрирован: 2006-03-23
Сообщений: 836

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Очень полезная вещь! По-моему её следует поместить в редакторскую колонку.
Жаль нигде в инете нет полного текста "Поэтического Словаря" Квятковского, он бы тоже хорошо туда вписался.


Лучше быть, чем казаться.

litomin

Неактивен

 

#6 2006-04-17 18:32:22

Золотой Дракон
Бывший редактор
Откуда: Всегда с неба
Зарегистрирован: 2006-03-16
Сообщений: 12479
Вебсайт

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

бы да бы)))


Золотой Дракон
«Дракон питается чистой водой Мудрости и забавляется в прозрачной воде Жизни» © цитата Конфуция
________________

Неактивен

 

#7 2006-04-17 18:42:11

litomin
Автор сайта
Откуда: Санкт-Петербург
Зарегистрирован: 2006-03-23
Сообщений: 836

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Ну не всё же сразу же - сканирование 366 страниц книги издания 1966 года да ещё довольно заслуженной - это действительно нудная и долгая работа, много коррекции неправильно опознанных букв, да и со специальными знаками придётся помудрить hang


Лучше быть, чем казаться.

litomin

Неактивен

 

#8 2006-04-17 18:53:02

Золотой Дракон
Бывший редактор
Откуда: Всегда с неба
Зарегистрирован: 2006-03-16
Сообщений: 12479
Вебсайт

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

А кому сейчас легко))) Зато пииты тебя не забудут)))


Золотой Дракон
«Дракон питается чистой водой Мудрости и забавляется в прозрачной воде Жизни» © цитата Конфуция
________________

Неактивен

 

#9 2006-04-17 18:55:41

litomin
Автор сайта
Откуда: Санкт-Петербург
Зарегистрирован: 2006-03-23
Сообщений: 836

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Золотой Дракон написал(а):

А кому сейчас легко))) Зато пииты тебя не забудут)))

Чур, памятник в полный рост или конная статуя! :D


Лучше быть, чем казаться.

litomin

Неактивен

 

#10 2006-04-17 18:58:27

Золотой Дракон
Бывший редактор
Откуда: Всегда с неба
Зарегистрирован: 2006-03-16
Сообщений: 12479
Вебсайт

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Ага у меня друг есть , его Зурабом зовут...


Золотой Дракон
«Дракон питается чистой водой Мудрости и забавляется в прозрачной воде Жизни» © цитата Конфуция
________________

Неактивен

 

#11 2006-04-17 19:01:23

litomin
Автор сайта
Откуда: Санкт-Петербург
Зарегистрирован: 2006-03-23
Сообщений: 836

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Золотой Дракон написал(а):

Ага у меня друг есть , его Зурабом зовут...

!!!!!      Думаю, что с монументалистикой я погорячился lol


Лучше быть, чем казаться.

litomin

Неактивен

 

#12 2006-04-17 20:37:17

Master Li
Автор сайта
Откуда: Россия
Зарегистрирован: 2006-02-16
Сообщений: 2717

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Андрей Теверовский написал(а):

Распечатал и перед собой, как Библию положил.....   wink2

Аналогично!
Спасибо, Джонни!
Давно мечтал о таком "кратком уставе поэтической службы" - но вечно было и некогда, и неоткуда...

Неактивен

 

#13 2006-04-18 08:21:24

Леонид Терех
Автор сайта
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-03-21
Сообщений: 865

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

litomin написал(а):

Золотой Дракон написал(а):

Ага у меня друг есть , его Зурабом зовут...

!!!!!      Думаю, что с монументалистикой я погорячился lol

а ты на пони закажи smile1

Неактивен

 

#14 2006-04-28 15:53:40

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15500

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Долго молчал, как рыба об лед. Теперь выскажусь. Очень нужное и правильное дело - этот микросправочник по стихосложению. Призываю всех время от времени сверяться и освежать - голова-то не деревенский чердак, сама не проветривается. Одновременно призываю и тех, кто съел на стихосложении целую псарню, и тех, кто робеет - не подступаться к процессу стихописания через предварительное ознакомление с основами теории. Это не то же самое, что выучить таблицу умножения или научиться решать квадратные уравнения.


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#15 2006-04-28 16:00:13

Алиса Деева
Председатель клуба самоубийц
Зарегистрирован: 2006-02-10
Сообщений: 20012
Вебсайт

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Мне кажется, знание теории полезно для того, чтобы объяснить автору почему в его стихотворении что-то не так. Ну и самому автору, если он заподозрит какой-то изъян, убедиться в его наличии, или отсутствии. Научиться писать стихи с помощью теории стихосложения, полагаю, нельзя. Однако, знать их не вредит.


Духовные скрепы и стержень
Явил наш великий народ,
Нацизм был в Европе повержен...
Теперь он в России живёт.
Алиса Деева

Неактивен

 

#16 2006-04-28 16:18:22

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15500

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Да, да, да! Уважаемая Алиса, меня иногда так и подмывает перейти на диалоги в духе Кэрролла из той повести, где действует ваша тезка. Чем "страньше и страньше" иногда бывают мои мысли, тем проще и изящнее вы их приземляете. Спасибо!


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#17 2006-04-28 16:20:09

Алиса Деева
Председатель клуба самоубийц
Зарегистрирован: 2006-02-10
Сообщений: 20012
Вебсайт

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

И Вам спасибо, Андрей. Только давайте просто Алиса. smile1


Духовные скрепы и стержень
Явил наш великий народ,
Нацизм был в Европе повержен...
Теперь он в России живёт.
Алиса Деева

Неактивен

 

#18 2006-05-09 09:28:14

Ната
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-02-16
Сообщений: 87

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Наверное, надо бы, конечно, всё это прочитать...
Никогда этого не знала...


Ната
http://www.stihi.ru/author.html?antone

Неактивен

 

#19 2006-05-09 11:22:00

Db
Участник
Зарегистрирован: 2006-04-30
Сообщений: 59

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Хотелось бы получить толкование таких терминов, как оксюморон, дескритис и особенно - антиклимакс. А то пишешь -пишешь, а шо пишешь...
D'bill


Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим папараци.

Неактивен

 

#20 2006-05-09 15:40:55

Золотой Дракон
Бывший редактор
Откуда: Всегда с неба
Зарегистрирован: 2006-03-16
Сообщений: 12479
Вебсайт

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Предлагаю посмотреть более обширное толкование терминов в мастерской таланта! Там у нас уже многое есть, если все же не найдете ответов, то я найду их для вас в ближайшее вренмя!


Золотой Дракон
«Дракон питается чистой водой Мудрости и забавляется в прозрачной воде Жизни» © цитата Конфуция
________________

Неактивен

 

#21 2006-05-09 18:33:20

Db
Участник
Зарегистрирован: 2006-04-30
Сообщений: 59

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Хорошая у нас перекличка подстрочников...или как это называется, что внизу вилами писано?


Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим папараци.

Неактивен

 

#22 2006-05-10 00:03:23

Золотой Дракон
Бывший редактор
Откуда: Всегда с неба
Зарегистрирован: 2006-03-16
Сообщений: 12479
Вебсайт

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Ну да топором не отрубишь...


Золотой Дракон
«Дракон питается чистой водой Мудрости и забавляется в прозрачной воде Жизни» © цитата Конфуция
________________

Неактивен

 

#23 2006-06-09 22:36:02

Михаил Порядин
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-06-07
Сообщений: 402

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

не мог тынзяна от хорея
как ни учили, отличать

так парикмахер брадобрея
не может *ером величать

знать - на устах моих печать
и все же не могу молчать

читал Жермунского - какие чудные примеры приводит!
О как инереснО Описался вОзнесенский в О
а все-таки чем погонять слова, если хорей для оленей, даже он так меня и не убедил
пишу, как завещал мужик, который стоит на площади Маяковского....
то есть про лошадь и немножко нервно

Отредактировано Михаил Порядин (2006-06-09 22:39:33)

Неактивен

 

#24 2006-06-10 05:20:55

Золотой Дракон
Бывший редактор
Откуда: Всегда с неба
Зарегистрирован: 2006-03-16
Сообщений: 12479
Вебсайт

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

хорей для оленей?


Золотой Дракон
«Дракон питается чистой водой Мудрости и забавляется в прозрачной воде Жизни» © цитата Конфуция
________________

Неактивен

 

#25 2006-06-10 15:01:24

Азраил
Администратор форума
Зарегистрирован: 2006-02-10
Сообщений: 1298
Вебсайт

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Михаил Порядин написал(а):

не мог тынзяна от хорея
как ни учили, отличать

так парикмахер брадобрея
не может *ером величать

знать - на устах моих печать
и все же не могу молчать

читал Жермунского - какие чудные примеры приводит!
О как инереснО Описался вОзнесенский в О
а все-таки чем погонять слова, если хорей для оленей, даже он так меня и не убедил
пишу, как завещал мужик, который стоит на площади Маяковского....
то есть про лошадь и немножко нервно

Каким образом это относится к заявленной теме?


Day before yesterday I saw a rabbit, and yesterday a deer, and today, you.
-"The Dandelion Girl" by Robert F. Young.

Неактивен

 

#26 2006-06-11 06:28:10

Золотой Дракон
Бывший редактор
Откуда: Всегда с неба
Зарегистрирован: 2006-03-16
Сообщений: 12479
Вебсайт

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Да никаким... флуд по моему...


Золотой Дракон
«Дракон питается чистой водой Мудрости и забавляется в прозрачной воде Жизни» © цитата Конфуция
________________

Неактивен

 

#27 2006-10-28 22:42:41

Цветок Судьбы
Участник
Зарегистрирован: 2006-10-26
Сообщений: 13

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Мне этот материал очень понравился.Распечатаю.Будет вместо молитвы  перед сном..
Спасибо.

Неактивен

 

#28 2006-10-28 22:59:00

Золотой Дракон
Бывший редактор
Откуда: Всегда с неба
Зарегистрирован: 2006-03-16
Сообщений: 12479
Вебсайт

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

И это радует))))


Золотой Дракон
«Дракон питается чистой водой Мудрости и забавляется в прозрачной воде Жизни» © цитата Конфуция
________________

Неактивен

 

#29 2006-12-20 17:49:41

Shannaa
Автор сайта
Откуда: г.Суоярви Республика Карелия
Зарегистрирован: 2006-10-12
Сообщений: 370

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Сохранила.Распечатала.
В воскресенье возьму с собой на заседание литературного общества поэтов нашего района )))))))


Shannaa

Надежда умирает последней...но и она умирает...

Неактивен

 

#30 2006-12-20 18:04:11

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15500

Re: Словарь основных понятий для начинающих и не очень)))

Db написал(а):

Хотелось бы получить толкование таких терминов, как оксюморон, дескритис и особенно - антиклимакс. А то пишешь -пишешь, а шо пишешь...
D'bill

Антиклимакс и климакс - в стихосложении вместе объединяются в понятие "градация". Это прием расположения образов либо по восходящей значимости (климакс), либо по нисходящей (антиклимакс). Пример антиклимакса известен всем - наша любимая песенка "Интернационал" ("Не бог, не царь и не герой...") Климакс - "И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме, и Гете, свищущий на вьющейся тропе..."
Оксюморон - "остроумная глупость". Сочетание несочетаемых понятий. Примеры опять-таки общеизвестны - "живой труп", "красные чернила", "вверх по лестнице, ведущей вниз".
Что такое дескритис - понятия не имею. Может быть, дескрипция? То есть - подробнейшее детальное описание, разновидность ретардации (замедления). Или диакритика? То есть - система надстрочных знаков в письменности (но это к стихам отношения не имеет).

Отредактировано Андрей Кротков (2006-12-20 18:08:25)


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson