Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2006-05-07 23:25:21

alv
Редактор
Зарегистрирован: 2006-02-14
Сообщений: 6401
Вебсайт

Из мемуаров пазиксивиста. Введение

Введение

Алексей Федорчук

Ноты старые перебирая,
Я забытые встретил слова.
Все как прежде, да только седая
Над гитарой моя голова.
Борис Алмазов

Эти мемуары я начал сочинять где-то на рубеже тысячелетий, во время очередного приступа философского настроения и болезни печени (первый симпотом которой, как известно, - непреодолимое отвращение к любому общественно полезному труду). Потом настроение изменилось, и я занялся другими делами. А заметки мои казались если не утраченными, то по крайней мере прочно забытыми. Я даже не помнил, на каком из моих многочисленных прежних сайтах их разместил.
Однако позднее пришлось мне восстанавливать весь массив своих данных из архивов, рассеянных по многочисленным сидюшником, общий счет которым пошел уже на кубометры. И вот, "диски старые перебирая", я наткнулся на полузабытые файлы. А просмотр текстов на предмет уточнения содержания вылился в их чтение. Обычно самого себя я перечитываю с отвращением, и только по крайней необходимости. Но процесс захватил меня, и появилось желание довести дело если не до конца (в мои ближайшие планы это пока не входит), то по крайней мере до некоего логического завершения.
Кое-что в этих текстах будет дано в том же виде, как было написано несколько лет назад (поэтому не обращайте внимания на устаревшие реалии или просто технические ошибки). Кое-что - несколько подправлено (главным образом, с точки зрения стиля). Ну а часть - переписана почти целиком или просто написана заново. Некоторые материалы первоначально сочинялись вовсе не в мемуарных целях, однако ныне, утратив актуальность с фактографической стороны, превратились именно в воспоминания. Ну и, наконец, я попробовал расположить их в более-менее хронологическом порядке (хотя местами, руководствуясь соображениями развития сюжета, от него приходилось и отступать).
В этих заметках я хочу поговорить о компьютерах вообще и открытом софте в частности в аспекте общечеловеческом. А поскольку из всего не помню уж скольки-миллиардного человечества лучше всего я знаком с одним его представителем - собой, любимым, в качестве опытного образца и выступает моя скромная персона. И посему заметки эти неизбежно приобрели автобиографический характер. Или, лучше сказать, мемуарный. Следует заметить, что слово мемуар употреблялось также для именования научных трудов. А поскольку, как надеюсь, заметки мои имеют некоторое отношение к науке в собственном смысле слова (то есть удовлетворению своего любопытства любым доступным способом), употребление этого термина представляется мне оправданным.
Разумеется, мне придется говорить о многих людях, организациях, фирмах. По возможности я постараюсь избегать личных упоминаний и оценок, как хвалительных, так и ругательных. Если кто-то отнесет мои высказывания на счет свой или своих личных знакомых, и они покажутся ему обидными - заранее приношу свои извинения. Такой цели я себе не ставил...
Это - чисто беллетристическое произведение, не претендующее ни на наукообразие, ни на техническую полезность. Не знаю, будет ли это интересно читать - по писать это мне временами бывало приятно.
И все же - зачем это пишется? Причин - две. Первая, но не главная - для истории. Мне довелось застать если не зарю, то восход отечественной компьютеризации (точнее, PC'кизации). Я видел расцвет, упадок и полное забвение программ, операционных систем, хардверных и софтверных фирм. При этом являясь не участником событий, но их наблюдателем. Почему и могу писать об этом без гнева и пристрастия.
Однако я прекрасно отдаю себе отчет, что далеко не все, о чем я буду говорить, представляет интерес для истории. А потому открою вторую причину, для меня - главную. Мне просто доставляет удовольствие вспомнить события дней минувших. Сначала компьютеры вообще, а затем и Open Source круто меняли мою жизнь - и не один раз. Заставив менять сферу деятельности, а косвенно, по закону причинности - место службы, жену, дом. Американцы говорят, что время от времени нужно менять что-нибудь из этого списка. Я менял все почти сразу.
Сначала просто компьютер, а затем открытые исходники стали для меня тем, что в чань-буддистской традиции обозначается термином ДО. В отличие от практического умения, называемого (по японски) дзюцу, это - способ познания мира, способ самопознания и самосовершенствования. Путь, ступив на который, человек идет до конца, до последнего часа. И, как знать, быть может, продолжает и после...
Для меня компьютер является чем-то вроде одушевленного существа. Это можно сравнить только с отношением к лошади. Любой имевший дело с лошадьми, знает, что это - не просто средство передвижения и транспортировки. Мне довелось работать с ними. И всех своих лошадей я и сейчас, более чем четверть века спустя, помню по именам и, не побоюсь этого слова, в лицо. Также, как и все свои компьютеры. О которых надеюсь написать в будущем.
Должен сказать, я не одинок. Среди людей моего поколения и моих коллег я знаю не одного, для кого приобщение к компьютерным технологиям было как озарение, изменившее и образ жизни, и способ мышления. Им, своим соратникам по компьютеризации геологии - Валентину Федоровскому, Кириллу Крылову, Дмитрию Кудрявцеву, Игорю Борейко, Николаю Цуканову - я и посвящаю эти строки.
Мне довелось работать и под DOS, и под Windows. Но вторым, после собственно персонального компьютера, откровением для меня явился Open Source, сначала в лице Linux'а, затем - FreeBSD, а затем - и во всей своей целостности. В прежней жизни мне пришлось работать с лошадьми, вертолетом, вездеходом. И я могу провести параллель между ними и компьютерными платформами.
Работу с лошадьми я вспоминаю с удовольствием. Конечно, лошадь требует ухода, ее нужно чистить, ковать, подрезать стрелку и т.д. И тащит она не очень много, и идет не быстро - для вьючной лошади в караване 5-6 км в час - это предел. Ну и вполне реальные ограничения по мощности - больше семи-восьми часов груженая лошадь идти не может, ей нужно передохнуть, попастись, пардон, пописать. Однако при соблюдении этих условий с помощью лошадей можно сделать очень многое.
Напрашивается сравнение с DOS, где требуются драйверы устройств и их настройка, существуют ограничения по памяти и прочее, что всем, кто помнит то время, известно. Однако же ведь работали, и весьма эффективно...
Работа с вертолетом - очень комфортна. Ранним солнечным утром (а иным вертолет обычно не летает) тебя выбрасывают в район работ, При этом можно максимально сократить подходы. И, оставив трудящихся разбивать лагерь и заниматься прочим хозяйством, можно тут же идти в маршрут. А потом - следующая переброска, опять же поближе к участку работ, и так далее. Красота, да и только. Можно даже прямо в маршруты летать...
Однако рай такой возможен при соблюдении некоторых необходимых и достаточных условий: наличие должного (очень большого, во все времена) количества денег - раз, устойчиво хорошей погоды - два, хорошей связи и налаженных отношений с авиаотрядом - три. И отсутствия всякого рода нештатных ситуаций, типа лесных пожаров, несчастных случаев и прочего, когда про тебя могут просто элементарно забыть. Несоблюдение любого из этих условий может сорвать весь сезон. А соблюдение их - в большинстве случаев от тебя совершенно не зависит...
В общем, все точно как в Windows - когда все нормально, при наличии достаточных ресурсов машины - работа идет весело. Но любая нештатная ситуация может парализовать ее полностью. И при этом и сделать-то ничего нельзя. Разве что Windows переустановить - читай, начать сезон по новой.
И, наконец, вездеход: весь сезон ты ходишь с ног до головы измазанным в ГСМ'ах, с отбитыми от кувалды руками, нужно думать о бензине или дизтопливе, и во сне продолжаешь умножать литры на погонные километры. И ездишь в окружении запасных торсионов, звездочек, траков, пальцев, тормозных колодок, куришь в кузове в обнимку с бочкой бензина. Ну а нештатных ситуаций - сколько угодно: пробои лодки, потеря гусеницы на переправе, треснувшие звездочки, сожженные тормозные колодки...
Но: при наличие квалифицированного водителя ты действительно можешь проехать везде - по тундре и кедрачу, курумнику, скальным выходам. Не преграда для тебя и реки, и озера, и даже морские заливы. И все проблемы - решаемы собственными силами. С помощью бревна, троса, кувалды, нескольких ломов и всем известной матери можно выбраться из любой передряги. И, в конце концов, никто не мешает тебе досконально разобраться в устройстве вездехода и научиться его водить, обретя таким образом полную автономию.
Не правда ли, похоже на Linux? В отличие от Windows, где, развалясь в кресле, можно лениво щелкать по иконкам, ты сидишь, обложившись книгами, распечатками, по уши в man'ах, faq'ах, howto'ях, запасаешь скрипты на все случаи жизни, подобно тракам и пальцам. Но знаешь, что нерешаемых в принципе проблем не будет. И в конце концов не наткнешься на опечатанный ящик альтиметра (ох и матерились же пилоты, которых пересаживали с МИ-4 на МИ-8 - именно из-за опечатанного альтиметра; потом, правда, научились бороться). Нужно только время, терпение и привычка к некоторому напряжению мозгов. Ну а если уж не смог разобраться сам - всегда сможешь получить помощь квалифицированного вездеходчика (пардон, линуксоида).
Вот за это я и полюбил Linux. Впрочем, не только за это, и не только Linux, что со временем будет темой отдельного мемуара.


Тэг <сарказм> по умолчанию, смайлики по вкусу.

Неактивен

 

#2 2006-05-10 00:14:46

Черёмина
Редактор
Зарегистрирован: 2006-02-13
Сообщений: 1744
Вебсайт

Re: Из мемуаров пазиксивиста. Введение

Чувствую себя конченным позорным чайником, ибо о Линуксе только слышала, но в глаза его не видела smile1 Все больше лениво развалясь и щелкая по иконкам...
Понравилось то, что тема, способная, казалось бы, заинтересовать не широкий круг читателей, подается так, что читать хочется до конца. Наверное, как раз из-за мировоззренческого подхода к компьютерной теме. Особо порадовали сравнения с лошадью, вертолетом и вездеходом. Написано отточенно-гладко, стилистика безупречна. Будем читать дальше smile1

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson