Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
Недавно во время подготовки к экзамену по истории русской литературной критики нашла в Инете такую вот статью - обзор наиболее значительных литературных событий 2006 года, сделанный Андреем Немзером.
http://www.vremya.ru/2006/241/10/168844.html
К стыду своему признаю, что никого (ну окромя упомянутой мимоходом Дины Рубиной и Солженицына, об издании собрания сочинений которого Немзер говорит в конце статьи) я из этих авторов не читала. И к тому же - впервые о них слышу.
А вы?
Неактивен
И слышать не хочу, хотя бы потому, что боюсь потонуть в этой самой современной литературе. Новое тридцатитомное собрание сочинений Солженицына уже начал собирать. Это писатель, а не абы хто.
Неактивен
Андрюша а Вам вся классика наравится?
Неактивен
Мне - не вся, и есть много близких к современности писателей, которых поспешили причислить к классикам, а время это ещё когда покажет! Тот же "Доктор Живаго" - мнения очень противоречивые. Солженицына считаю классиком однозначно, но, повторяю, это с уверенностью смогут сказать только потомки.
Неактивен
Андрей Москотельников написал(а):
Солженицына считаю классиком однозначно, но, повторяю, это с уверенностью смогут сказать только потомки.
Ура, еще одна тусовка у нас впереди!
Неактивен
Евгений, хорошо, что встретил Вас. Загляните в "Обсудим с Андреем Козловичем"!
Неактивен
Андрей Москотельников написал(а):
И слышать не хочу, хотя бы потому, что боюсь потонуть в этой самой современной литературе.
Согласен. Я вообще не читаю "современную литературу". Это вредно для физического и психического здоровья. В прошлом лежит такой запас непрочитанного, что успеть бы хоть что-то охватить за оставшиеся жизненные сроки. Да и застукать среди современников бродячего гения - едва ли возможно. Нужно время, которое воздаст всем по заслугам. Но это будет уже другое время и другие люди. И мне нисколько не обидно, что лет через ...десят потомки будут говорить: "Ну и козлы же они были в 2007-м - гениального Васю Неуважай-Корытова проморгали!"
Неактивен
Вот так всегда... Не знаем и знать не хотим!
Вроде и логично все аргументировано: "вредно для физического и психического здоровья".
Ладно, Бог с вами. Тут ведь только мне экзамен сдавать по Пелевину и Сорокину. И прочим...
Но вот...
Все равно есть в вашей позиции какой-то снобизм (уж простите).
Скопом считать всю современную литературу недостойной своего внимания - умно ли?
И еще: как же вы сами? Ко вы, обитатели Фабулы, как не современные литераторы? Не уважаете коллег, значит?
Неактивен
Эмилия Галаган написал(а):
Тут ведь только мне экзамен сдавать по Пелевину и Сорокину. И прочим...
Эмми, я за Вас - в этом противостоянии!
К журналу СРЛ и Немзеру-старшему (и его дочери) отношусь терпимо, они явно не вульгарные журналюги...
Пелевина жалую уже почти 20 лет (не считая последних вещей), а о "Голубом Сале" впервые услышал в программе А. Гениса на Радио Свобода: http://archive.svoboda.org/programs/OTB/1999/OBT.03.asp
Цитаты: "Сорокину посчастливилось попасть дважды. В лучших своих ранних книгах – «Тридатая любовь Марины» и «Норма» - он концептуально похоронил советскую власть. В опусах уже нового века Сорокин расправился с тем, что осталось. Сегодня ему, решусь сказать, досталась примерно та же роль, которую играл Солженицын в 60-х. Общее у этих вопиюще непохожих авторов - диссидентский характер литературы, заставляющей сформировать свое мнение о ней, каждого, а не только читателя."
"...при всей стилистической изобретательности и жанровой плодовитости, Сорокин (и этим он опять напоминает Солженицына) удивительно тверд и последователен в своих мировоззренческих устоях. Он раз и навсегда утратил оптимистическую веру шестидесятников, которые считали, что истина откроется, когда власть перестанет скрывать правду."
Массовую критику романа "Голубое сало" считаю ханжеской и глупой, а повесть "Настя" достойна изучения на литфаках, - где сегодня, в качестве пособия, разбирается пелевинская "Ника": http://www.gramota.ru/mirrs.html?problem04.htm
Еще цитата: "Если Пелевин отрицает существование реальности, то Сорокин считает ее недоступной. Тема Пелевина - неразличение сна и яви. Сорокина волнует невозможность пробуждения..."
Кстати, С.Минаев тоже войдет в круг Вашего исследования, Эмми?
Отредактировано Евгений А. (2007-03-10 18:17:24)
Неактивен
А Немзер ведь был моим учителем в институте. У него потрясающий убаюкивающий голос. Я почти все лекции проспал.
СК
Неактивен
Эмилия Галаган написал(а):
И еще: как же вы сами? Ко вы, обитатели Фабулы, как не современные литераторы? Не уважаете коллег, значит?
Мне-то ответить Эмилии просто, хотя бы и в шутку: я больше пишу не своё, а чужое - да старое.
А мнение Евгения интересно! Даже хотя бы потому, что для меня ново. Я всё больше судил по "Литературной газете". Не читануть ли, в самом деле...
Неактивен
Евгений А. написал(а):
Эмми, я за Вас - в этом противостоянии!
Евгений, огромное спасибо за ссылки: инфа пригодится при подготовке к экзамену.
Сорокин явно талантлив. Даже профессор Небольсин, который приезжал к нам в универ из Москвы (читать лекции), в целом относящийся к творчеству Сорокина негативно, признавал, что тот замечательно владеет словом. Признаюсь честно, Сорокина читать для впечатлительной натуры типа меня таки сложновато, но надо. Иначе - какой же я филолог?
Евгений А. написал(а):
Кстати, С.Минаев тоже войдет в круг Вашего исследования, Эмми?
С. Минаева я читала. «Духless». В целом – понравилось. Правда, мир, описанный в этой книге, для меня совершенно чужой, а книга явно адресована тем, кто в этом самом мире варится. Герой захлебывается в тоске. Это похоже на агонию. У него нет сил, чтоб выплыть – вот в чем проблема. Стиль очень хорош. Ирония острая. Мат удачно вплетается, глаз не режет – органично. Имхо.
Саша Коврижных написал(а):
А Немзер ведь был моим учителем в институте. У него потрясающий убаюкивающий голос. Я почти все лекции проспал.
СК
:applause2:
А экзамен сдавать не надо было?
Ой! Опять я заболталась! Учить же надо! Всё, я пошла... :D
Неактивен
Сдал. На отлично. Про Мандельштама ему рассказывал. Как щас помню...
Неактивен
Саша Коврижных написал(а):
Сдал. На отлично. Про Мандельштама ему рассказывал. Как щас помню...
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Андрей Москотельников написал(а):
И слышать не хочу, хотя бы потому, что боюсь потонуть в этой самой современной литературе.
Согласен. Я вообще не читаю "современную литературу". Это вредно для физического и психического здоровья. В прошлом лежит такой запас непрочитанного, что успеть бы хоть что-то охватить за оставшиеся жизненные сроки. Да и застукать среди современников бродячего гения - едва ли возможно. Нужно время, которое воздаст всем по заслугам. Но это будет уже другое время и другие люди. И мне нисколько не обидно, что лет через ...десят потомки будут говорить: "Ну и козлы же они были в 2007-м - гениального Васю Неуважай-Корытова проморгали!"
Согласна с Андреем. Допускаю, что может быть я далеко не всё охватила (почему- то всё и не хочется) и есть что-то стоящее, но удивляет какое-то странное упрощение жизни в современной русской литературе. Такое впечатление, что мир не только двухмерен, но и с цветами проблемы.
Неактивен
Эмилия Галаган написал(а):
Вот так всегда... Не знаем и знать не хотим!
Вроде и логично все аргументировано: "вредно для физического и психического здоровья".
Ладно, Бог с вами. Тут ведь только мне экзамен сдавать по Пелевину и Сорокину. И прочим...
Но вот...
Все равно есть в вашей позиции какой-то снобизм (уж простите).
Скопом считать всю современную литературу недостойной своего внимания - умно ли?
И еще: как же вы сами? Ко вы, обитатели Фабулы, как не современные литераторы? Не уважаете коллег, значит?
Эмилия, знаете, вы в целом правы. Я выразился слишком резко. Но все же моя позиция – не снобизм. Я не игнорирую современную литературу – у меня на нее 1) просто не хватает времени, а 2) те образцы, которые я с усилием прочел, не вызвали ничего, кроме раздражения. Принцип такой: «Я не хожу в эту компанию не потому, что мне с ними скучно, а потому, что им скучно со мной». Впечатление «абсолютной новизны» меня удручает: в литературе нет и не может быть никакого прогресса (как и в искусстве вообще), полнейшее игнорирование традиции и пренебрежение ею в сочинениях этих авторов очевидны, плюс к этому нескрываемый нарциссизм авторов, полное невладение формой и совершенно омерзительный язык. Всего этого достаточно, чтобы я стал подозрительно относиться ко всему суперсовременному. Да и вообще – после 50 лет критик и ценитель должен избегать высказываться по остросовременным вопросам, он уже определенно консервативен, и попытки догнать убегающее время могут оказаться смешными или брюзгливыми. Вот почему я просто отстраняюсь.. .
Неактивен
Так и я по тем же причинам.
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Я не игнорирую современную литературу – у меня на нее 1) просто не хватает времени, а 2) те образцы, которые я с усилием прочел, не вызвали ничего, кроме раздражения. Принцип такой: «Я не хожу в эту компанию не потому, что мне с ними скучно, а потому, что им скучно со мной»
Да, насильно мил не будешь... Тем более, что "мила" современная лит-ра, как правило, редким ценителям.
Лично для меня - это явление любопытное, я не могу сказать, что я фанатею, но с интересом присматриваюсь: что оно за зверь такой. Клыки его меня не шибко пугают. А повадки интересные.
Андрей Кротков написал(а):
Впечатление «абсолютной новизны» меня удручает: в литературе нет и не может быть никакого прогресса (как и в искусстве вообще), полнейшее игнорирование традиции и пренебрежение ею в сочинениях этих авторов очевидны, плюс к этому нескрываемый нарциссизм авторов, полное невладение формой и совершенно омерзительный язык. Всего этого достаточно, чтобы я стал подозрительно относиться ко всему суперсовременному. Да и вообще – после 50 лет критик и ценитель должен избегать высказываться по остросовременным вопросам, он уже определенно консервативен, и попытки догнать убегающее время могут оказаться смешными или брюзгливыми. Вот почему я просто отстраняюсь.. .
А можно примеры привести, если не трудно? Хотя б парочку произведений назовите, авторов. А то получается какой-то уж очень абстрактный разговор.
Неактивен
Эмилия Галаган написал(а):
А можно примеры привести, если не трудно? Хотя б парочку произведений назовите, авторов. А то получается какой-то уж очень абстрактный разговор.
Скажем, все без исключения книги Татьяны Устиновой. Эта хамоватая дама элементарно не умеет писать, слова ее не слушаются. А сколько гонора! И какие надменные суждения литературной мэтрши!
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Скажем, все без исключения книги Татьяны Устиновой. Эта хамоватая дама элементарно не умеет писать, слова ее не слушаются. А сколько гонора! И какие надменные суждения литературной мэтрши!
Устинова - представительница массовой литературы (как и Донцова), относительно ее творчества навряд ли возможно существование 2ух мнений, поэтому я с Вами полностью согласна.
Если мы уж вспомнили детективщиков, то что Вы скажете о творчестве Бориса Акунина (Григория Чхартишвили)? Мне кажется, его слова слушаются. Особенно это касается книг про Фандорина. ("Внеклассное чтение", "ФМ" - уже ни в какое сравнение не идет, впрочем, эти книги называют "нелитературным проектом"). И как исследователь Чхаритшвили весьма неплох. "Писатель и самоубийство" - очень интересная работа, не без недостатков (с моей лично точки зрения), но все же - на высоком уровне.
Неактивен
Знаете, Эмилия, я ведь случайно ткнул в Устинову. Детективы я вообще не люблю и не читаю - с тех пор, как в детстве прочел Конан Дойла, все остальное уже не полезло; да и сам принцип жанра (один убегает, другой догоняет) мне чужд по ощущению.
Григория Шалвовича я немножко знаю, но не более того. Выпивали в компании, закусывали, беседовали... Он милейший и очень образованный человек - и хорошо знает цену своим книгам, откровенно смеется над теми, кто ищет в них глубины и красоты; именно ради того, чтобы избегнуть разговоров о своих книгах, он никогда не дает интервью. Вот его слова: "Был проект. Проект удался. Товар пошел. Остальное меня не волнует". О книге "Писатель и самоубийство" - характеристика автора: "Чистая компиляция. Писал от скуки, когда болел. До сих пор не распродана..."
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Григория Шалвовича я немножко знаю, но не более того. Выпивали в компании, закусывали, беседовали... Он милейший и очень образованный человек - и хорошо знает цену своим книгам, откровенно смеется над теми, кто ищет в них глубины и красоты; именно ради того, чтобы избегнуть разговоров о своих книгах, он никогда не дает интервью. Вот его слова: "Был проект. Проект удался. Товар пошел. Остальное меня не волнует". О книге "Писатель и самоубийство" - характеристика автора: "Чистая компиляция. Писал от скуки, когда болел. До сих пор не распродана..."
Да...
Удивлена. Мне, увы, ни с кем из известных современных литераторов общаться в живую не приходилось, и истинного своего отношения к своему творчеству они мне не раскрывали... Мда...
Но тем не менее - его образованность и хороший вкус заметно отличают Акунинские детективы от прочих современных произведений этого жанра. По крайней мере, мне, филологу его читать не противно, как, скажем, Донцову.
А "Писатели и самоубийство" интересно хотя бы в информативном плане. Пусть это и компиляция. Удивляюсь, однако, что книга до сих пор не распродана. Хотя, если учесть, что стоит она немало (у гас по крайней мере)...
Помимо детектива в современной литературе есть и произведения других жанров...
Неактивен
Эмилия, а писатели в большинстве циники. Иначе нельзя - не пробьешься.
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Эмилия, а писатели в большинстве циники. Иначе нельзя - не пробьешься.
Наверно.
Но насколько этот цинизм искреннен? Может, это просто самозащита - направленная во вне, а внутри - никакого цинизма нет, а есть много самых разных колючих и больных чувств. Иначе -откуда ж творчество?
Можете посмеяться над моим романтическим мировидением, но мне отчего-то так кажется...
Неактивен
Эмилия Галаган написал(а):
Андрей Кротков написал(а):
Эмилия, а писатели в большинстве циники. Иначе нельзя - не пробьешься.
Наверно.
Но насколько этот цинизм искреннен? Может, это просто самозащита - направленная во вне, а внутри - никакого цинизма нет, а есть много самых разных колючих и больных чувств. Иначе -откуда ж творчество?
Можете посмеяться над моим романтическим мировидением, но мне отчего-то так кажется...
Эмилия, что вы, зачем смеяться? Есть примеры. Помните Владимира Бенедиктова – поэта, и не ординарного, который в свое время считался выше Пушкина? По его стихам публика полагала видеть красавца-мужчину огромного роста, с пламенным взором, громовой речью и любвеобильным сердцем. А он был желтолицый чиновник небольшого роста, с прилизанными височками, прилежно служил по департаменту и исправно получал награды. Никакие романтические бури в его душе не бушевали, зато стихи его были полны самых штормовых чувств. Циник ли он, что так обманывал ожидания поклонников? Врал ли он как поэт? Подходит ли ему ироническое прозвище «Бурнооков»?
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Циник ли он, что так обманывал ожидания поклонников? Врал ли он как поэт? Подходит ли ему ироническое прозвище «Бурнооков»?
Ну, поклонники-то сами обманывались
А обвинить его во лжи никак нельзя, потому что врать (т.е. говорить то, что сам считаешь ложью) стихами (хорошими стихами) - это, имхо, не так уж просто. Человек ведь не цельное существо. Даже если внутри уже стройный хор поет, пару голосов все-таки сфальшивят. И тут уж никак не поймешь, кто прав.
О Бенедиктове я, к сожалению, не много знаю, вот только помню, что когда-то читала здесь:
http://www.vavilon.ru/texts/prim/kruzhkov3-14.html
Неактивен
Но поскольку разговор был о современной литературе, продолжу. Но раз он как-то не клеится, то, может, стоит свернуть его к конкретным произведениям? Вот перед вами список текстов, обязательных для прочтения по курсу "Современная русская литература". Хотя я (позор, позор!) читала ладеко не все, но...
Быть может, теперь нам будет от чего оттолкнуться, чтобы продолжить разговор.
1. А. Битов. Пшкинский дом. – М., 1990.
и
Преподаватель симметрии // Юность. № 4. 1987. или Оглашенные.(по выбору)
2. Абрам Терц. Прогулки с Пушкиным // Вопр. литературы . 1990. № 7-9; М., 1995.
3. Вен. Ерофеев. Москва - Петушки. - М., 1990.
4. И. Бродский. Двадцать сонетов к Марии Стюарт // Бродский И. Форма времени: Стихотворения, эссе, пьесы.: В 2-х т. - Мн., 1992.
5. В. Сорокин. Норма.- М., 1994.; Роман. – М., 1994.; Пир. – М., 2003; Сердца четырех. – М., 2001; Лед. – М., 2003; Путь Бро. – М., 2004; Сб. рассказов. – М., 1992. и др. (2 романа или 1 роман и 3-4 рассказа)
6. Вик. Ерофеев. Жизнь с идиотом: Рассказы. Повесть. - М., 1991. Russkaja красавица. – М., 1992. Энциклопедия русской души. – М., 2003. и др. (2-3 рассказа и один роман)
7. Саша Соколов. Палисандрия // Октябрь. 1991. № 9-11.
8. В. Пьецух. Новая московская философия // Новый мир. 1993. № 1
и
Рассказы // Новый мир. 1987. № 6., Палата № 7 // Октябрь. 1992. № 1., Ночные бдения с Иоганом Вольфгангом Гете // Новый мир. 1996. № 5. и др.– одно из произведений по выбору.
9. Л. Петрушевская. Мужская зона: Кабаре // Драматург. 1994 № 4; приложение к учебному пособию И.С. Скоропановой «Русская посмодернистская литература»; Новые робинзоны // Новый мир.1989. № 8; Песни восточных славян // Новый мир.1990. № 8.
10. В. Пелевин. Желтая стрела // Новый мир. 1993. № 7.; Чапаев и Пустота // Знамя. 1996. № 4-5; Generation π; Жизнь насекомых, Омон Ра. Рассказы и др. – 2-3 произведения по выбору.
11. Д.А. Пригов. Книга о счастье (в стихах и диалогах) // Знамя. 1994. № 8 или поэма «Милицанер», лирика.
12. Орден куртуазного маньеризма. Сб. «Любимый шут Принцессы Грезы». – М., 1990; Лирика// Знамя. 1990. № 9; Отстойник вечности: Избранная проза. – М., 1996; Триумф непостоянства. – М., 1997. (творчество нескольких маньеристов – по выбору)
13. Н. Садур. «Панночка» и 1-2 произведения по выбору.
14. В. Нарбикова. Равновесие света дневных и ночных звезд.// Юность. 1988. № 8; Около эколо…// Юность.1990. № 3; Великое кня…// Юность. 1991. № 12. – 1-2 из произведений по выбору.
15. Лирика русского постмодернизма 2-3 волны: 2-3 автора по выбору: Т. Кибиров, Б. Кенжеев, А. Парщиков, Н. Искренко и др.
Дм. Быков, Нина Искренко, Тимур Кибиров// Юность. 1991. № 11; Испытательный стенд «Юности» // Юность. 1987. № 4; Бахыт Кенжеев. Время действия// Новый мир. 1991. № 9; Стихотворения// Знамя. 1989. № 10;
В. Коркия. поэма «Свободное время» и др.
16. В. Аксенов. Остров Крым. // Юность. 1990 № 1-5.
и
Московская сага. Новый сладостный стиль. Скажи «изюм». В поисках грустного бэби. И др (1 из произведений по выбору)
17. Э. Лимонов. Это я, Эдичка.
И
У нас была великая эпоха. Подросток Савенко. Молодой негодяй. Палач. Укрощение тигра в Париже. Смерть современных героев. Книга мертвых. и др. (1 из произведений по выбору)
18. Б. Акунин (Г. Чхартишвили). Азазель. Левиафан. Смерть Ахиллеса. Белый бульдог. Внеклассное чтение и др. (2-3 произведения, принадлежащие к разным проектам по выбору). Писатель и самоубийство. – М., 2000.
19. Т. Толстая. «Кысь» и 2-3 произведения по выбору.
20. С. Каледин. «Смиренное кладбище», «Стройбат», «Поп и работник» - 2 произведения по выбору.
21. Д. Липскеров. «Десять пальцев для Кэролайн», «Сорок лет Чаньчжоу» и др. (1 -2 произведения по выбору)
22. И. Стогофф. «Мачо не плачут» и др. (1 -2 произведения по выбору)
23. Р.Д. Гонсалес Гальего «Белое на черном»
24. Л. Улицкая «Медея и ее дети», «Сквозная линия» и др. или М. Палей «Кабирия с Обводного канала», «Отделение пропащих» и др. (один из авторов по выбору)
25. 2-3 текста, представляющие разные жанры формульной (массовой) литературы
26. Тексты русской рок-поэзии, поэзии рокопопс и т.п. (2-3- явления, автора)
27. Минаев. «Духless:повесть о ненастоящем человеке», «Москва-ква-ква»
28. О.Робски. «Cazual», «Про любоff/on» или другое произведение по выбору
29. П.Крусанов. «Американская дырка» или другое произведение по выбору
Неактивен
Рекомендую и очень - хорошего автора, которого я недавно открыл - Алексей Недлинский. Его роман "Ника" просто меня потряс. В интернете его, по-моему, нет. Есть другие вещи - "Поселение" и "Дом напротив". Они тоже мощные.
СК
Неактивен
Эми, из приведенного вами списка... Обстоятельно знаком с текстами Битова, Терца и Бродского. Сорокина читал (больше общался с ним, чем читал) - но и только. В остальное лишь совал нос и пробегал немного - терпежу не хватало. А Нарбикова - это вообще по ту сторону добра и зла...
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Сорокина читал (больше общался с ним, чем читал) - но и только.
И как с ним общаться? Не кусается?
Неактивен