Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#31 2007-03-01 00:33:53

Андрей Козлович
Участник
Зарегистрирован: 2006-09-12
Сообщений: 84

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Андрей, Ефремов не писал о коммунизме, он предложил новое мировоззрение, и суть его проста - Лезвие бритвы - аристон. То есть, наш мир биполярен. Все современные мировоззрения утверждают, что монополярен, только одни утверждают, что монополюс сознание, а другие материя, концепция Ефремова дуалистична. Отсюда вытекает концепция реинкарнации, но Карму Ефремов считал страшным проклятием нашего мира.
К коммунизму отношение соответственное. Главным общественным идеалом Ефремов считал не коллективизм, и не права человека - индивидуализм, а баланс между интересами личности и общества развивающийся в сторону всё большего совершенства.

Неактивен

 

#32 2007-03-01 12:43:48

Андрей Москотельников
Редактор
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 2007-01-05
Сообщений: 4326

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Мне, наверно, всё же следует перечитать "Лезвие бритвы", что и сделаю не откладывая. Потом обсудим, может я пересмотрю свой взгляд на Ефремова.


Андрей Москотельников
Видишь этого шмеля? - Он на службе у Кремля!
________________

Неактивен

 

#33 2007-03-09 00:20:28

Евгений А.
Участник
Откуда: Брянск
Зарегистрирован: 2006-05-05
Сообщений: 709
Вебсайт

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Андрей Москотельников написал(а):

перечитал только что второй том "Лезвия бритвы", которого обожал в студенчестве, - понадобилось ответить товарищам с одного братского форума (см. Ефремовскую дискуссию в "Публицистике"). Теперь строчу разгромные (но не ругательные) отчёты о прочитанном. Вот с чем нужно бороться, так это с ефремовщиной. Вот кого пора сбросить с парохода современности.

Дорогой Андрей!
И я, и Андрей Козлович, вели речь не сколько о романе "Лезвие бритвы", сколько о принципе "Бритвы Окама", а данная тема исследует и без того сверхинформативный феномен "Часа быка", поэтому прошу Вас создать новую - для разгрома "Лезвия" и критики И.А.Ефремова с позиций Б.Ф.Поршнева...
Но перед "сбрасыванием Ефремова" с Титаника совеменности, рекомендую прочесть лучшие (по статистике Арины Тепляковой: http://portal.erfrom.org.ru/viewtopic.php?t=124 )     
и полярные по оценкам, исследования его философии:
1. самое негативное: http://arnaut-katalan.narod.ru/fantasy67.html
2. самое позитивное: http://www.igstab.ru/materials/black/Per_Efremov.htm 
Эту-же тему посвятим исследованию главного и последнего труда автора - в соответствии с ее названием. smile1

Отредактировано Евгений А. (2007-03-09 00:22:01)


"Истина едина, а на различия западает лишь омраченность" В.С.Бойко

Мои избранные темы на Фабуле
Евгений А. на Стихире
в Контакте

Неактивен

 

#34 2007-03-09 17:55:02

Андрей Москотельников
Редактор
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 2007-01-05
Сообщений: 4326

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Но Вы мне ещё не ответили по существу написанного мной на Вашем форуме. Хочется, всё-таки, по порядку.

Евгений, я, кажется, начинаю Вас злить. Мне бы не хотелось. Замечание, которое Вы процитировали, я удалю.

Но хочу обратить Ваше внимание, что я не только нападаю на Ефремова, но и защищаю кое-что от Ефремова. Ведь и Ефремов нападал. Боец был грамотный. В своём первом отрывке на Вашем форуме я защищаю от Ефремова Индию. Обосновываю, что Индия перед Ефремовым ничем не виновата.

Отредактировано Андрей Москотельников (2007-03-09 18:06:06)


Андрей Москотельников
Видишь этого шмеля? - Он на службе у Кремля!
________________

Неактивен

 

#35 2007-03-15 14:46:28

Евгений Беляков
Участник
Зарегистрирован: 2007-03-15
Сообщений: 7

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Уважаемая Алиса!
Имя Ефремова, да, связано с КПСС, XX съездом, и отсюда идут разные подозрения в том, литература ли это вообще. Ефремов умер в 71 году. Это было, значит,.... много лет назад. То есть он был сын своего времени.
Как, например, Аркадий Гайдар. Можно ведь спорить, является ли литературой "Чук и Гек". Тем более "Тимур и его команда".
Похоже только, что это наши проблемы, т.е. рамки литературы нарисованы на наших очках. Мы их сами придумали и так говорим. Просто Ефремов был тем, чем он был. И нет смысла спорить, относится ли его творчество к "высокой литературе". Кстати, само это понятие, как Вы считаете, на все времена?
Поскольку Ефремов жил в определенную эпоху, он просто не мог бы стать никаким (ни высоким, ни низким) писателем, если бы не принял одну из весьма немногих линий поведения. И так как это было НЕИЗБЕЖНО - какой смысл обсуждать его "уровень" (нам, конечно, легко взять любую высоту при нынешней свободе, и то... стоит спросить: есть ли у нас сейчас писатели, столь любимые и влияющие на мир как Ефремов тогда?)
Больше того - наш мир во многом "сотворен" Ефремовым. Некоторые "олигархи" в детстве зачитывались "Часом Быка" - я это доподлинно знаю! - не потому ли, например, и назвали себя "олигархами"? И так далее.
Если бы Ефремов СЕЙЧАС пришел и стал провозглашать идею "коммунизма", я, разумеется, был бы удивлен и разочарован. Но в те годы мы ничего не знали о ГУЛАГЕ. Ничего не знали о "запретном Ленине". И Ефремов знал ДАЛЕКО не все!
Среди людей второй половины XX века отнюдь не худшими были искренние коммунисты.
Вот я не коммунист, наоборот. Я антикоммунист. Но в те годы моими учителями были замечательные люди, среди которых отнюдь не все были диссидентами...
И вот "классовая принадлежность" (коммунист-антикоммунист), имхо, не должна бы играть столь большой роли для восприятия человека. Важнее не класс, а то, какой человек. И не то, пишет ли Ефремов о коммунизме, а то, что именно он говорит и хочет сказать.
Для меня было настоящим открытием, что Ефремов, начиная с "Туманности Андромеды" и "Лезвия бритвы" пытался СКРЫТО донести читателю строки поэзии Волошина, Гумилева и др., которые были тогда ЗАПРЕЩЕНЫ. Открыть людям великое русское искусство "Серебряного века". То есть он делал то, ЧТО МОГ в тех условиях.
Ефремов первый (в своем "Законе Синед Роба", как мне кажется, я установил, что здесь имелся в виду Дэнис Габор) ПРЕДУПРЕДИЛ человечество о развилке XXI века: об эколого-демографической катастрофе, позже описанной в выдающейся книге Д.Медоуза. И чем ближе мы приближаемся к указанным тогда рубежам, тем яснее становится, что ее не избежать.......
Я не все принимаю у Ефремова. Я об этом написал в статье "Темная сторона". Ефремов не идол, но все же я предлагаю оценивать его по тому, что он сделал и кем был, а не по не сделанному и не априорно внеисторически должному.
Литература это или зашифрованная философия (во-многом, мне кажется - второе)? Сравнение, конечно, хромает, но Евангелия, например, трудно отнести к высокой литературе.
Их даже трудно или невозможно любить. Но даже явные атеисты признают их значимость. Еще раз повторю, что сравнение не удачное, но, м.б. поможет понять, что я имею в виду.


"Язык полемики обязан быть шершав".
Андрей Москотельников

Неактивен

 

#36 2007-03-15 15:12:18

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15508

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

С Евгением полностью согласен. Маленькая буквоедская поправка: Ефремов умер 3 октября 1972 года.


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#37 2007-03-15 22:25:52

Андрей Москотельников
Редактор
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 2007-01-05
Сообщений: 4326

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

А вот что, интересно, значит, что Евангелия трудно отнести к высокой литературе, а Ефремова легко? По-видимому, то, что очки у Евгения Белякова с такими рамками: Ефремов влазит, Евангелия - нет. Это я, понятное дело, говорю на языке Беляева же.

Литература не есть зашифрованная философия. Не стоит так широко понимать философию, настоящие философы наверняка возразят, как неизбежно станут возражать всякие профессионалы против дилетантизма.

Можно, при желании, писать в смешанном литературно-философским жанре, я же крепко считаю, что лучше писать в чистом литературном, притом на чистом русском языке, а не на птичьем, как поклонники Ефремова на собственном братском форуме. Больше читателей будет.


Андрей Москотельников
Видишь этого шмеля? - Он на службе у Кремля!
________________

Неактивен

 

#38 2007-03-16 00:48:08

Евгений Беляков
Участник
Зарегистрирован: 2007-03-15
Сообщений: 7

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

В особенности в Вашем послании, Андрей, мне понравилось выражение "крепко считаю". Именно это Вы "крепко считаете" чистым русским языком?
И зачем Вы обижаете поклонников Ефремова, пусть себе пишут, как умеют: не все же у нас профессионалы. Все же, если Вы так заботитесь о чистоте русского языка, желательно не писать фразы вроде "наверняка возразят, как неизбежно станут возражать всякие профессионалы против дилетантизма".  Это очень некрасивая фраза.
И еще. Откуда Вы взяли, что я, к примеру, заинтересован в большом количестве читателей?
Это не так.


"Язык полемики обязан быть шершав".
Андрей Москотельников

Неактивен

 

#39 2007-03-16 01:06:15

Евгений Беляков
Участник
Зарегистрирован: 2007-03-15
Сообщений: 7

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

По поводу Евангелий Вы меня неверно поняли. Я как раз хотел сказать, что Ефремова трудно отнести к "высокой литературе", но, как и Евангелия, это, наверно, просто другой жанр. И если Ефремова и не относить к высокой литературе, то это не делает его хуже, а нас лучше. К тому же философ-профессионал - это оксиморон, т.к. философ - любитель по определению (любитель мудрости). И, говоря по существу, кто из так называемых "профессионалов" и того времени, и нашего может быть поставлен рядом с Ефремовым как социальным мыслителем? Не знаю как Вы, но я за последние годы, перечитав огромное количество книг, не встретил НИ ОДНОГО современного нам выдающегося философа-социолога. Увы. Во всяком случае в нашей стране такого человека нет smile1


"Язык полемики обязан быть шершав".
Андрей Москотельников

Неактивен

 

#40 2007-03-16 08:44:56

Евгений А.
Участник
Откуда: Брянск
Зарегистрирован: 2006-05-05
Сообщений: 709
Вебсайт

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Андрей Москотельников написал(а):

...я же крепко считаю, что лучше писать в чистом литературном, притом на чистом русском языке, а не на птичьем, как поклонники Ефремова на собственном братском форуме.

Поясняю для гостей темы: "птичий язык" - здесь терминология Т.А. и Часа Быка, многое из которой уже вошло в наш повседневный язык (заметно при перепрочтении романов на протяжении одной жизни), и режет глаз он читателям - лишь листающим вещи для цитат к новым "материализмам-эмпирокритицизмам" roll Аналогичен и призыв "поставить" гегелей-ефремовых "с головы на ноги", и так же нарицательны последствия таких ревизий - начиная с драмы Е.Базарова... Стрела Аримана, "идеализация" и т.п. - суть синонимы.


"Истина едина, а на различия западает лишь омраченность" В.С.Бойко

Мои избранные темы на Фабуле
Евгений А. на Стихире
в Контакте

Неактивен

 

#41 2007-03-16 14:28:11

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15508

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Евгений Беляков написал(а):

кто из так называемых "профессионалов" и того времени, и нашего может быть поставлен рядом с Ефремовым как социальным мыслителем? я за последние годы, перечитав огромное количество книг, не встретил НИ ОДНОГО современного нам выдающегося философа-социолога. Увы. Во всяком случае в нашей стране такого человека нет smile1

Согласен. Значительность фигуры Ефремова я оцениваю именно в таком ключе и именно в тех конкретно-исторических условиях. А втаскивать его в высокое искусство слова не надо - он и сам не считал себя мастером прозы, даже задачи такой себе не ставил. Беллетристическая форма, избранная им - знак правильного понимания того, как устроены дремучие, не привыкшие к философствованию, засранные и запаутиненные русские мозги. Ефремов понимал, что трактаты читать никто не станет, а на роман, да еще научно-фантастический, клюнут. Да и цензуру в такой форме обойти было легче.


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#42 2007-03-16 22:54:50

Андрей Москотельников
Редактор
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 2007-01-05
Сообщений: 4326

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Евгений Беляков написал(а):

В особенности в Вашем послании, Андрей, мне понравилось выражение "крепко считаю". Именно это Вы "крепко считаете" чистым русским языком?
И зачем Вы обижаете поклонников Ефремова, пусть себе пишут, как умеют: не все же у нас профессионалы. Все же, если Вы так заботитесь о чистоте русского языка, желательно не писать фразы вроде "наверняка возразят, как неизбежно станут возражать всякие профессионалы против дилетантизма".  Это очень некрасивая фраза.
И еще. Откуда Вы взяли, что я, к примеру, заинтересован в большом количестве читателей?
Это не так.

Вы, значит, решили придираться к словам? Напрасно. Любой литературовед или филолог скажет Вам, что выражение "крепко считаю" суть окказионализм - явление совершенно законное. Та фраза, которую Вы считаете некрасивой, претендует отнюдь не красивость, я не Людмила Улицкая. Её читайте, она красиво пишет. Язык полемики обязан быть шершав - опять же спросите у любого.

Отредактировано Андрей Москотельников (2007-03-16 23:21:04)


Андрей Москотельников
Видишь этого шмеля? - Он на службе у Кремля!
________________

Неактивен

 

#43 2007-03-16 23:07:07

Андрей Москотельников
Редактор
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 2007-01-05
Сообщений: 4326

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Евгений Беляков написал(а):

По поводу Евангелий Вы меня неверно поняли. Я как раз хотел сказать, что Ефремова трудно отнести к "высокой литературе", но, как и Евангелия, это, наверно, просто другой жанр. И если Ефремова и не относить к высокой литературе, то это не делает его хуже, а нас лучше. К тому же философ-профессионал - это оксиморон, т.к. философ - любитель по определению (любитель мудрости). И, говоря по существу, кто из так называемых "профессионалов" и того времени, и нашего может быть поставлен рядом с Ефремовым как социальным мыслителем? Не знаю как Вы, но я за последние годы, перечитав огромное количество книг, не встретил НИ ОДНОГО современного нам выдающегося философа-социолога. Увы. Во всяком случае в нашей стране такого человека нет smile1

Рад, что всё-таки неверно Вас понял насчёт Евангелия.

Но как же Вы не знаете о существовании филосов-профессионалов? Тут совершенно незачем ссылаться на этимологию: мало ли что значит слово, если его разобрать на части! Пройдите в любой университет, там вас проводят на соответствующую кафедру, а на той кафедре укажут на нескольких профессиональных философов. Конечно, философы философам рознь. Встречаются такие философы, которых ещё Ленин в критикуемой несколько выше Евгением А. книге "Материализм и эмпириокритицизм" презрительно именовал "профессорами". Но есть и другие философы, так же не менее профессиональные. Тот же Ленин, например, написавший очень полезную философскую книгу "Материализм и эмпириокритицизм". Евгений А. не догадывается, чем она полезна, так я скажу. Она учит, как вести полемику на мировоззренческие темы. Поэтому я её периодически перечитываю, подпитываюсь, так сказать, энергией задора.

А то, что Ефремов - самый выдающийся социальный мыслитель, так это Ваше личное мнение, которое, если немного изменить известные слова Вольтера, я уважаю, но с которым буду беспощадно бороться публично.


Андрей Москотельников
Видишь этого шмеля? - Он на службе у Кремля!
________________

Неактивен

 

#44 2007-03-17 19:40:18

Андрей Москотельников
Редактор
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 2007-01-05
Сообщений: 4326

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Ефремов придумал далеко в космосе некий мир - пародию на человеческое общество. Здесь, на Земле, он придумал другой мир - другую пародию. Затем заставил две эти пародии схлестнуться между собой. Сам не остался в стороне: точно Зевс Вседержитель в Троянской войне, он лично бичует один из собственных миражей. Зачем? - затем же, что и тот Зевс: чтобы будущим поколениям было о чём петь. Действительно, социальный мыслитель имеет полное право провозглашать свои идеи путём описания несуществующих стран света в ненаставшие времена.

Но это вего лишь расхожий фокус, и история политических учений показывает нам, что зачастую такие социальные мыслители оказываются сами им обмануты: уделом их становится делить мир на чёрное и белое и тем самым навязывать слушателям как образец всего лишь пародию собственного сочинения.

В противовес имени Ефремова я хочу привести другое имя. Это тоже социальный мыслитель, не великий, конечно, но миражей не строивший: работавший с существующим обществом и искавший честные, а не фокуснические пути к его улучшению. Карл Поппер, автор книги "Открытое общество и его враги". Основная её идея следующая: у истории нет законов; но это значит, что возрастает значение каждодневной социальной инженерии, и, в конечном счёте, каждого из нас как члена общества.  Разумеется, речь идёт именно об открытом обществе, и любое закрытое общество необходимо сделать открытым. В этом должен заключаться смысл борьбы каждой отдельной личности.

В эпоху Ефремова в нашей стране такой личностью был, например, генерал Григоренко. Пока Ефремов призывал индийских йогов строить коммунизм, Петро Григоренко совершенно открыто, находясь на этой самой земле, боролся с Советской властью. Свою книгу мемуаров, написанную уже в Америке, он так озаглавил: "В подполье можно встретить только крыс". Она вышла по-русски.

А чтобы критиковать духовные практики, созданные гением иных народов, так это надо быть птицей не ефремовского полёта. В своё время, надо думать - в нужное, нашлись у индусов собственные реформаторы, которые со своей задачей справились прекрасно. В одном и том же месте, в Бихаре, на, в общем-то, неарийской земле, появились Будда, Махавира и, несколько раньше, Кришна Двайпаяна. Все трое стали провозвестниками нового общественного уклада на землях Востока, первоначальную суть которого можно выразить так: отмена кастового деления. Эта идея прекрасно легла поверх логики смысла части восточного человечества, чего не скажешь о разных сомнительных изобретениях белой расы вроде созидательного коммунистического труда, упразднения частной собственности и запрета на эти самые духовные практики.

Отредактировано Андрей Москотельников (2007-03-18 20:10:44)


Андрей Москотельников
Видишь этого шмеля? - Он на службе у Кремля!
________________

Неактивен

 

#45 2007-03-18 02:00:06

Евгений Беляков
Участник
Зарегистрирован: 2007-03-15
Сообщений: 7

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Андрей Москотельников написал(а):

Язык полемики обязан быть шершав.

Андрей - я СДАЮСЬ!!!
Вы позволите эту ГЕНИАЛЬНУЮ фразу сделать моей автоподписью на этом форуме?

Приветствую!


"Язык полемики обязан быть шершав".
Андрей Москотельников

Неактивен

 

#46 2007-03-18 20:01:15

Андрей Москотельников
Редактор
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 2007-01-05
Сообщений: 4326

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Милый Евгений! С удовольствием. Останемся друзьями?

Отредактировано Андрей Москотельников (2007-03-18 20:01:35)


Андрей Москотельников
Видишь этого шмеля? - Он на службе у Кремля!
________________

Неактивен

 

#47 2007-03-19 11:47:06

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15508

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Андрей Москотельников написал(а):

Евгений Беляков написал(а):

В особенности в Вашем послании, Андрей, мне понравилось выражение "крепко считаю". Именно это Вы "крепко считаете" чистым русским языком?
И зачем Вы обижаете поклонников Ефремова, пусть себе пишут, как умеют: не все же у нас профессионалы. Все же, если Вы так заботитесь о чистоте русского языка, желательно не писать фразы вроде "наверняка возразят, как неизбежно станут возражать всякие профессионалы против дилетантизма".  Это очень некрасивая фраза.
И еще. Откуда Вы взяли, что я, к примеру, заинтересован в большом количестве читателей?
Это не так.

Вы, значит, решили придираться к словам? Напрасно. Любой литературовед или филолог скажет Вам, что выражение "крепко считаю" суть окказионализм - явление совершенно законное. Та фраза, которую Вы считаете некрасивой, претендует отнюдь не красивость, я не Людмила Улицкая. Её читайте, она красиво пишет. Язык полемики обязан быть шершав - опять же спросите у любого.

Друзья, все лишние дебаты! Вспомним одного деятеля с рыжеватой бородкой, лысиной и хитрым прищуром, который любил говорить: "А вот за это, батенька, мы вас по'угаем, и к'епко!"


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#48 2007-03-19 19:41:04

Евгений Беляков
Участник
Зарегистрирован: 2007-03-15
Сообщений: 7

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Я - как я понял после разъяснений Евгения А. - неадекватно отреагировал на слово "птичий". Как стало ясно, имелся в виду лишь своего рода "сленг"  научно-фантастических слов из романов Ефремова. Но мне простительно это, т.к. я работаю над словарем по Ефремову.
Но я надеялся, что мы "останемся" не только друзьями, но станем своего рода сотрудниками в наших попытках понять суть бытия.... Как? Идет такое?
Это вопрос и к Андрею К.
Мне подсказали: не случайно древние первую рюмку выплескивали; выплеснем и мы, и... у нас плавленый сырок не засохнет, не так ли? (Не подумайте не то...)
Андрей М., прошу немного терпения, и через пару дней я начну внимательно разбираться в Вашей работе.


"Язык полемики обязан быть шершав".
Андрей Москотельников

Неактивен

 

#49 2007-03-19 20:43:15

Андрей Москотельников
Редактор
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 2007-01-05
Сообщений: 4326

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Я вообще не хочу больше такой полемики; все мы взрослые люди и в своих предпочтениях вполне определились. Мнение друг друга теперь знаем. "Птичий" - и верно, что сленг, а не ругательство с моей стороны.


Андрей Москотельников
Видишь этого шмеля? - Он на службе у Кремля!
________________

Неактивен

 

#50 2007-03-27 03:10:52

Евгений Беляков
Участник
Зарегистрирован: 2007-03-15
Сообщений: 7

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Андрей Москотельников написал(а):

В эпоху Ефремова в нашей стране такой личностью был, например, генерал Григоренко. Пока Ефремов призывал индийских йогов строить коммунизм, Петро Григоренко совершенно открыто, находясь на этой самой земле, боролся с Советской властью.

Уважаемый Андрей!
У меня на ефремовском форуме спросили, почему я так высоко ставлю Солженицына (если люблю Ефремова). А знаете, что Ефремов пытался познакомить людей с запретной русской поэзией, приводил в своих книгах строчки из Гумилева, Волошина и др.? С той же проблемой существования высокой литературы столкнулся и Солженицын, когда понял, что свои повести и романы опубликовать просто не сможет. Всю дальнейшую историю Вы, наверно, читали в документальной его вещи "Бодался теленок с дубом". По сути дела, все это поведение людей ы близких обстоятельствах. И похожих людей, хотя и с разным жизненным опытом. Не случайно, что как раз Ефремовские книги были запрещены. И не столь уж далек был Ефремов от генерала Григоренко: преспокойно мог оказаться рядом на койке в психушке, даром, что всемирно известный писатель, ученый и лауреат всего на свете....... Все мы, совки, из одного теста. Из того же, что и Брежнев, что и Сахаров, что и... и... Не случайно "Как нам обустроить Россию" даже по структуре сходно с "Программой КПСС", а уж о содержании я не говорю.
Да и вообще - главное не в названиях (коммунизм, либерализм, космополитизм...), а в том, кто в теремочке живет. Я не прав?:sw:


"Язык полемики обязан быть шершав".
Андрей Москотельников

Неактивен

 

#51 2007-03-27 03:23:35

Евгений Беляков
Участник
Зарегистрирован: 2007-03-15
Сообщений: 7

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Андрей Москотельников написал(а):

А чтобы критиковать духовные практики, созданные гением иных народов, так это надо быть птицей не ефремовского полёта. В своё время, надо думать - в нужное, нашлись у индусов собственные реформаторы, которые со своей задачей справились прекрасно.

А мне показалось, что Ефремов говорит о том, что вот эти практики были уделом немногих монахов, бхикшу, гуру и т.п. Очень избранной публики. Он призвал "йогов" приносить пользу людям.
Вот у меня есть друг, ему 80 лет. Он знаменитый йог. Он ведет студию йоги, где занимаются старушки и старички возрастом от 60 до 100 лет. Почему Махавира и Будда не сделали систему йогической подготовки для широких масс индийского населения? По-моему, вопрос был в точку, вне зависимости от "уровня полета", который у Ефремова, одного из умнейших людей той эпохи, был весьма и весьма высок. :feud:


"Язык полемики обязан быть шершав".
Андрей Москотельников

Неактивен

 

#52 2007-03-27 18:52:49

Андрей Москотельников
Редактор
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 2007-01-05
Сообщений: 4326

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Евгений Беляков написал(а):

Я не прав?:sw:

Милый Евгений! Ну конечно, Вы правы. И Ефремова я тоже уважаю. Уважаю как человека, который делал, что мог и как мог. И если лично я считаю (и доказываю вескими, как мне кажется, аргументами), что он заблуждался сам, то это не уменьшает моей к нему всё ещё юношеской любви.

Насчёт распространённости йогических практик, их доступности населению, могу заверить Вас в следующем. Низшие йогические практики (начиная с хатха-йоги) безусловно были ориентированы на самые широкие слои всех четырёх варн. Да и как же иначе? это мы-то с Вами рассуждаем о них как об экзотике, а для коренного индийского населения они были повседневным ритуалом. На избранных, то есть духовно подвинутых, были рассчитаны лишь высшие, аскетические духовные практики. Вот против этих-то аскетических практик и высказывались три великих реформатора, сами прошедшие все их ступени (по крайней мере, я за Будду отвечаю) вплоть до достижения конечной цели. Только когда высшая (могу сказать ниже, какая именно) цель йоги была Буддой достигнута в результате редкостной аскезы, тут-то он как раз и понял, что, во-первых, это именно путь для избранных, когда нужен путь для всех, а во-вторых, и этот путь на поверку выходит обманным (а уж Будда-то в своем последнем перерождении, перед окончательным уходом в нирвану, истинную цель от ложной уже мог отличать).

И тогда Будда объявил, во-первых, отмену каст (ведь затем же, чтобы ни для кого никакая разумная ступень йоги не была закрыта сословными перегородками), а затем путь спасения как именно срединный путь - йога-йогой (ибо буддизм йогичен - то есть, по Ефремовски! психологичен по-преимуществу, и это Вам скажет любое грамотное советсткое руководство по буддизму), а плоть не умервщлять, жить здоровой жизнью.

Вот за слияние этого индийского (слебовало бы сказать - буддийского, но Ефремовым, видимо владели предрассудки: буддистский, значит как бы религиозный, а индийский - вроде бы и нет) йогического психологизма с научной психологией Запада и ратовал Ефремов. И здесь действительно непочатый край.

Милый Евгений! Уберите, пожалуйста, моё имя под Вашей автоподписью. Пускай меня после смерти цитируют. И потом, я перенял эти слова от Маяковского. Помните его "шершавый язык плаката"? Просто я считаю, что и язык художественной литературы не обязан быть гладким, это не относится к его достоинствам, и вообще не надо литератору настолько бояться родного языка, чтобы строить свои фразы грамматически идеально. Гладкость - вообще недостаток: поскользнуться можно.

Отредактировано Андрей Москотельников (2007-03-27 18:55:24)


Андрей Москотельников
Видишь этого шмеля? - Он на службе у Кремля!
________________

Неактивен

 

#53 2007-03-28 08:02:52

Андрей Козлович
Участник
Зарегистрирован: 2006-09-12
Сообщений: 84

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Я тут написал статью о творческом наследии Ефремова в которой "Час Быка" занимает главное место. Буду рад если она окажется интересной.

«Ляпы» Ефремова, случайны ли они?

Работая на форумах посвящённых творчеству Ивана Антоновича Ефремова вот уже скоро год, я был очень удивлён тем, что никто не замечает, сколько ляпов и нестыковок в его творчестве, причём, скажем так, самых несуразных и самых невозможных. Давно анализируя их я пришёл к выводу, что эти «ляпы» неслучайны. ИАЕ с их помощью обратился не только к читателям-современникам, но и к потомкам, в надежде, что его код, думаю, не менее серьёзный чем «Код да Винчи», однажды расшифруют. Недавно я попытался обсудить эту тему на форуме сайта «Нооген», но, к моему изумлению у меня ничего не получилось. Вопрос сразу жёстко был поставлен приблизительно так: «Ефремов сказал своим творчеством именно то, что хотел сказать, и ничего другое, конспирология не по нашей части». Моя попытка расшифровать эти «ляпы» сразу же была объявлена «не имеющей серьёзных доказательств». Однако повторяю, ляпов слишком много.
Но перед тем как перейти непосредственно к ним, мне кое-что нужно объяснить уважаемому читателю. В предисловии к «Туманности Андромеды» чётко написано, что её действие происходит через 2000 лет «от нашей эпохи», не буду голословным, везде буду подкреплять свои утверждения цитатами.
«Сначала мне казалось, что гигантские преобразования планеты и жизни, описанные в романе, не могут быть осуществлены ранее чем через три тысячи лет. Я исходил в расчетах из общей истории человечества, но не учел темпов ускорения технического прогресса.
При доработке романа я сократил намеченный срок на тысячелетие».
И, в принципе, это бы не было так интересно, если бы, вдруг все даты были немыслимо перепутаны в следующем романе дилогии «Час Быка».
Начать здесь нужно с того, что в «Часе Быка» много раз цитируется, что его действие происходит через 2000 лет после Второй Великой Революции (ВВР), то есть это максимум 4040 г. Вторая Великая Революция, по Ефремову произошла ориентировочно в 2035 – 2040 г.г.
Действие же «Туманности Андромеды» происходит ориентировочно в 3950 г., роман издан в 1957 г. Таким образом, от времени «Туманности…» до времени «Часа…» как не смотри, прошло максимум 90 лет. Правда, в том же предисловии к ТА Ефремов пишет, что «Запуск искусственных спутников Земли подсказывает мне, что события романа могли бы совершиться еще раньше. Поэтому все определенные даты в «Туманности Андромеды» изменены на такие, в которые сам читатель вложит свое понимание и предчувствие времени». То есть, это даёт возможность предположить, что хронология в «Часе Быка» изменена автором, исходя из этого положения. Но тогда непонятно, почему он прямо не предупредил читателей о таком изменении хронологии в предисловии к «Часу Быка», что было бы логично и естественно. Но и это ещё не всё. Из логики предисловия к «Туманности Андромеды» следует, что хронология «Часа Быка» может быть только приближенна к нашему времени на какой-то период, «ляпы» же в ЧБ, напротив скорее говорят о том, что она отдалена от нашего времени ещё на 1000 лет.
Главная мысль романа «Туманность Андромеды» это мысль о «Великом Кольце», союзе разумных цивилизаций нашей Галактики, осуществляющих связь друг с другом посредством радио и телевидения. Но радио и телевидение слишком плохой агент для связи, радиоволны распространяются со скоростью света, а она очень мала даже для масштаба Галактики, не говоря уже о больших масштабах. И, таким образом, настолько медленная связь становится настоящим проклятием для цивилизаций Великого Кольца, поскольку населённые людьми миры отстоят друг от друга, в лучшем случае, на сотни и тысячи световых лет, и радио и телевизионные послания приходят слишком поздно. Из-за этого проклятия нашего мироздания мы видим на звёздном небе свет давно погасших звёзд, и видим, в межзвёздных передачах и слышим голоса давно умерших людей.
И такое положение сохраняется в нашей Галактике, похоже, миллионы лет.
Земляне не могут смириться с этим, и, однажды, на Земле рождается великий гений, причём, не только в масштабе Земли, но и в масштабе Галактики – Рен Боз, который исходя их теории относительности Эйнштейна – пространство-время искривляется, под влиянием гравитации нашёл способ проникать в нуль-пространство. Не вдаваясь в подробности его можно назвать пространством между искривлениями пространства. И это даёт возможность людям мгновенно оказаться в любой точке не только Галактики, но и Вселенной. И он осуществляет первый удачный опыт такого проникновения.
В «Часе Быка» на основе открытия Рена Боза земляне научились создавать Звездолёты Прямого Луча (ЗПЛ), приспособленные для передвижения в нуль-пространстве. Но, учитывая, что открытие состоялось совсем недавно, земляне успели построить только два ЗПЛ «Нооген» и «Тёмное Пламя». «Нооген» ещё плохо приспособлен к полётам, в частности, на нём ещё нет приборов, позволяющих определять массы вещества – звёзды и планеты, в точке выхода, и поэтому, вскоре он погибает. На «Тёмном Пламени» такие приборы уже есть. Но в центре романа «Час Быка» другая проблема, проблема возможности возникновения высокотехнологического фашизма способного выйти в межзвёздный космос. В романе Ефремов описывает интересный социально-исторический закон, который вывел член «Римского клуба», это неправительственная международная организация, лауреат нобелевской премии в области физики – Денниц Габор. Ефремов называет этот закон «порог Синед Роба», и суть его в том, что агрессивные разумные цивилизации не могут выйти в межзвёздный космос, поскольку они раньше сами истребляют себя своим собственным оружием, ещё находясь в пределах своей планеты. И, таким образом, невозможны, так называемые «звёздные войны» – войны между высокотехнологическими цивилизациями, вышедшими в межзвёздный космос. Тема «звёздных войн» в западной фантастике 50-60-х была главной темой, и Ефремов ещё в 50-х годах выступил с небольшой, но очень глубокой повестью «Сердце Змеи» в которой так же выразил эту мысль Габора. Тогда, эта повесть, вкупе с романом «Туманность Андромеды», по сути, стала ответом советской фантастики западным романам, ставящим во главу угла «звёздные войны» и была бурно подхвачена всей советской пропагандой, как ответ «глубоко гуманной советской морали западным концепциям, построенным на звериных законах капитализма». «Туманность Андромеды» и «Сердце Змеи» были переведены на Западе. И по оценкам советских критиков «внесли громадный вклад в пропаганду идей социализма и коммунизма в капиталистических странах». И дальше идея возможности «звёздных войн» длительный период отрицалась советской фантасткой, что горячо поддерживалось отделом агитации и пропаганды ЦК КПСС, в последствие переименованным в идеологический отдел. Единственной советской «космической оперой» – романом о «звёздной войне» стала каким-то чудом опубликованная трилогия Сергея Александровича Снегова «Люди как боги». И она действительно была первой и последней, больше отечественная фантастика не возвращалась к теме «звёздных войн» до развала СССР.
В «Часе Быка» Ефремов вновь возвращается к этой теме, подтверждает факт того, что «звёздные войны» невозможны, но при этом говорит, что «закон порога Роба» должен иметь исключения. И показывает такое исключение – планету Торманс – мучение, в переводе.
Суть сюжета в следующем, после победы Второй Великой Революции часть сторонников идей Мао Цзедуна (он называет его в романе «великим гением Цоамом») строит три огромных звездолёта с экипажем в несколько тысяч человек и улетает с Земли, поскольку не желает принять новые порядки установившиеся после ВВР. Они летят к «скоплению тёмных звёзд недавно открытых недалеко от Солнца». Но происходит не предвиденное, «скопление тёмных звёзд» оказывается, на самом деле «ундуляцией Тамаса», не вдаваясь в подробности можно сказать, что это возникший по естественным причинам вход в нуль-пространство, и провалившись туда, они выныривают в 1000 световых лет от Земли, в «созвездии Рыси». На их счастье неподалёку от места выхода звездолётов в наше пространство оказывается звезда с планетой земного типа, которая и становится их новой родиной. Две тысячи лет официально, и три тысячи лет исходя из «ляпов», эта планета живёт отдельно от Земли, и большая часть тормансиан даже забывают о том, что Земля их родина. В конце концов, на планете восторжествовал всепланетный фашистский режим, взявший за основу номенклатурное устройство общества. На этом устройстве общества тоже нужно остановиться подробнее.
Ефремов отрицал современное определение понятия фашизм, которое кратко можно обозначить как «крайнюю, реакционную форму тоталитаризма». По его определению, прямо написанному в «Часе Быка» фашизм это искусственное огораживание народа, олигархией, от научного знания. То есть, та самая номенклатурная система, которая сложилась в своё время в СССР и в Китае, только доведённая до логического конца, хотя он по понятным причинам, не пишет этого прямо. Впрочем, власти быстро поняли, о чём действительно «Час Быка» и роман неофициально запретили, а Ефремов оказался в глубокой опале. Но вернёмся к системе. Более подробно такая система выглядит так. Устанавливается единая идеология, которая объявляется единственно верной, в СССР это называлось «единственно научной», вера в которую вменяется в обязанность, тот, кто посмел хотя бы усомниться в данной идеологии, объявляется «врагом государства» и его за это строго наказывают. Все другие идеологии запрещаются, более того, литература о них изымается из библиотек и частных собраний, за чтение, хранение и нелегальное издание такой литературы наказывают уже не просто строго, а крайне жестоко. В конечном итоге из сознания народа вытравливается сама память о том, что могут быть другие идеологии. Естественно, такой системе не нужны мыслящие люди в среде народа, поэтому образование простых людей сводится до минимума. Их обучают только самым простым вещам, позволяющим выполнять лишь самую простую работу. В конечном итоге народная масса становится глубоко невежественной, придатком к машинам и механизмам для производства материальных ресурсов. Но это ещё не всё, на народные массы оказывается постоянное гипнотическое воздействие через специальные психотронные устройства, укрепляющие их веру в справедливость, разумность и несокрушимость системы через подсознание. Ефремов подчёркивает, что в условиях такой системы социальная революция невозможна, систему можно разрушить только через вмешательство извне. В данном случае с другой планеты.
Через две, или через три тысячи лет земляне узнают, что произошло с их потомками, поскольку около планеты случайно оказывается ЗПЛ с планеты из созвездия Цефея. И «Тёмное Пламя» со специально подготовленной экспедицией прилетает туда с целью изучить ситуацию и оказать помощь потомкам землян. В данной, безусловно, главной сюжетной линии всё правильно и серьёзно именно до данного момента. А вот дальше начинаются сплошные «ляпы». Первый, и, пожалуй, самый грубый, состоит в том, что экспедиция «Тёмного Пламени» провела на Тормансе всего три месяца, и за это время успела подготовить всепланетную революцию, на планете оторванной от Земли тысячи лет, и в условиях чудовищнейшего режима опирающегося на самые современные достижения науки и способного осуществлять межзвёздные полёты. Правда, Торманс их не совершает, поскольку чудовищно беден, неразумное хозяйствование крайне истощило планету, но научно-технической деградации на Тормансе не произошло, только стагнация. Есть, конечно, одна важная деталь, один из землян остался после ухода звездолёта на Тормансе, но не ради освобождения тормансиан от фашизма, а потому что полюбил тормансианскую девушку, и вскоре он погиб. То, что это чушь понятно любому специалисту. На это можно, конечно, сказать, что Ефремов был не историком, а палеонтологом, но, только, аргумент этот слабый. Ефремов, кроме перечисленных произведений, написал две исторические повести и исторический роман, и в них показал себя историком, у которого не грех было бы поучиться многим профессионалам.
Но это ляп, скажем так, научный, а не литературный. От литературных же ляпов впору взяться за голову.
Как уже отмечено земляне изобрели Звездолёты Прямого Луча максимум 90 лет назад, точная дата не названа. Поэтому на момент действия романа их и было построено всего два. Однако в этом же романе сообщается, что Земля установила, причём именно так ЗЕМЛЯ УСТАНОВИЛА, и, по всему, уже довольно давно связь с планетой звезды Эпсилон Тукана посредством ЗПЛ, и они осуществляют регулярные пассажирские рейсы. Краснокожие жители Тукана очень красивы и земляне, впервые встретившись с братьями не только по разуму, но и по телу бурно развивают отношения. Между землянами и туканцами уже вспыхнула масса любовных романов, браки их обречены на бесплодие, но мощные биологические институты обеих планет активно берутся за дело, и земляне и туканцы уверенны, что проблема будет разрешена. Эпсилон Тукана находится на расстоянии 500 световых лет от Земли, а ЗПЛ у Земли было всего два, и те не пассажирские и, к тому же очень маленькие. «Тёмное Пламя», например, может взять на борт только тринадцать человек. То, что туканцы построили свои, тоже исключено. С ЗПЛ ещё не успела толком разобраться даже Земля, а у всей Галактики их не было до великого изобретения Рена Боза. Не говоря уже о фразе «Земля установила». Впрочем, дам цитату, земляне показывают несчастным тормансианам фильмы о жизни Земли и вот: «Не могли не пленить их (тормансиан) воображения великолепные красные люди с Эпсилон Тукана — с этой планетой Земля установила регулярное сообщение.
После того как ЗПЛ стали совершать рейсы на Эпсилон Тукана и обратно — протяженностью в сто восемьдесят парсеков — за семнадцать дней, на Земле, особенно среди молодежи, вспыхнула эпидемия влюбленности в красных людей.
Но оказалось, что браки между землянами и красными туканцами обречены на бесплодие: это принесло немало разочарований. Мощные биологические институты обеих планет сосредоточили свои усилия на преодолении неожиданного препятствия. Никто не сомневался, что трудная задача будет скоро разрешена и слияние двух человечеств, совершенно сходных, но разных по происхождению, станет полным, тем самым бесконечно увеличивая сроки существования человека Земли как вида».
Дальше, больше. К моменту экспедиции «Тёмного Пламени» земляне, оказывается, успели заселить, как минимум, несколько планет, но, по всему, всё же не несколько, а много.
В «Туманности Андромеды» земляне собираются заселять две планеты циркониевой звезды Ахернар, и туда отправляются звездолёты с переселенцами. Обычные звездолёты, а не ЗПЛ. До Ахернара 130 световых лет. То есть, на момент действия «Часа Быка» звездолёты туда даже ещё не успели долететь. Тем не менее, они, оказывается, уже полностью заселили Ахернар и даже успели, на Ахернаре, превратится в новую расу с сиреневой кожей. Вот цитата: «Люди, переселившиеся на планету Зеленого Солнца, прожили там еще немного веков, но от радиации светила приобрели сиреневую кожу и внешне отличались от бронзово-смуглых землян гораздо больше, чем последние от желтых обитателей Ян-Ях. Но весь строй жизни пионеров земного человечества на Ахернаре ничем не разнился от их родины, что давало тормансианам уверенность в их собственном союзе с могущественной Землей». Уже одна фраза «немного веков» чего стоит. Кстати, если продолжать тему о «ляпах», то в этой цитате есть ещё один. Оказывается, за прошедшие 90 лет максимум земляне, на Земле, успели слиться в единую бронзово-смуглую расу. В «Туманности Андромеды» главный участник опыта Рена Боза, Мвен Мас чернокожий.
Но, как уже сказано, даже это ещё не всё. Ахернар всего лишь пример: «Зато их бесконечно волновали стереофильмы о землянах на других планетах, например, недавно заселенной планете Зеленого Солнца в системе Ахернара». То есть, есть ещё заселённые землянами планеты, о чём прямо говорит учитель молодых землян, перед тем как они будут смотреть стереофильм об экспедиции «Тёмного Пламени», он рассказывает о планетах цивилизации на которых погибли: «— Например, случай с Зирдой, чьи мертвые развалины поросли черными маками? — спросила Пуна, вытягиваясь во весь невысокий рост.
— Или другие, открытые позже планеты, добавил учитель,где есть все для жизни: голубой свод могучей атмосферы, прозрачное море и чистые реки, теплое светило. Но ветры перевевают мертвые пески, и их шум вместе с шумом моря или грозы — единственные звуки, нарушающие безмолвие громадных пустынь. Мыслящая жизнь в диком заблуждении убила себя и все живое, едва прикоснувшись к мощи атома и космоса.
— Но мы уже заселили их?
— О да! Но какое значение это имеет для тех, чьи следы развеялись пылью миллионы лет назад, не сохранив ничего, чтоб мы смогли понять, как и зачем они уничтожили себя и всю жизнь своей планеты!"
Правда, события пролога и эпилога романа отстоят от событий экспедиции «Тёмного Пламени» на 130 лет. Но только что это меняет, 130 лет явно недостаточный срок, чтобы заселить ряд планет, да и к тому же звездолётчики на Тормансе приводят Ахернар только как один из примеров.
Конечно, этим список «ляпов» далеко не исчерпывается. Как уже сказано, в Галактике не было ЗПЛ до великого открытия Рена Боза. Нет, на Торманс ЗПЛ цефеян прилетел, оказывается, за 280 лет до экспедиции «Тёмного Пламени».
«— Вот как! Вам известна история Ян-Ях? Откуда? — недобро прищурился Чойо Чагас.
— Только обрывок из сообщения чужого звездолета, наблюдавшего вашу планету двести восемьдесят лет назад. Ему отказали в посадке ваши предшественники».
Главное значение смысла этих «ляпов» на мой взгляд проявляют ещё три «ляпа».
Эти ляпы отодвигают действие романа «Час Быка», как уже упомянуто, ещё на 1000 лет в будущее. В романе Ефремов упоминает «мудреца пятого периода ЭРМ Эрфа Рома открывшего теорию инфернальности». Пятый период ЭРМ это вторая половина ХХ века, кто такой Эрф Ром единого мнения среди исследователей творчества Ефремова нет, вернее, их три. Многие считают, что анограмма фамилии самого автора романа Ефремов, многие, что это фамилия известного американского мыслителя Эриха Фромма, многие, что это собирательный образ из обоих имён. Так вот Ефремов, вдруг, утверждает, что Эрф Ром жил за 3000 лет до событий описанных в «Часе Быка»:
«Три тысячелетия назад мудрец Эрф Ром писал, что наука будущего должна стать не верой, а моралью общества, иначе она не заменит полностью религии и останется пустота. Жажда знаний должна заменить жажду поклонения».
Хорошо если бы это было написано один раз, но эта мысль так или иначе выражена три раза. Второй раз он пишет об этом, когда утверждает, что на Земле изменилась научная парадигма за 3000 лет до событий описанных в «Часе Быка». В романе «Таис Афинская» Ефремов называет точный срок смены научной парадигмы. Земля примет научную парадигму разработанную тайным герметическим обществом орфиков и произойдёт это через двадцать шесть веков. Та парадигма орфиков, о которой он говорит в романе существовала порядка 25,5 веков назад, впрочем, уже меньше, уже можно говорить о 25,7 – 25,8 веков, то есть парадигма сменится в XXI веке, после Второй Великой Революции. Изменения парадигмы по Ефремову будет фундаментальным, она примет в качестве научного метода познания интроспективный метод Востока, причём диалектически, то есть на равных с современным аналитическим методом познания, кроме того, она, похоже, научно докажет реинкарнацию. Во всяком случае, та парадигма орфиков, о которой он говорит, базировалась на концепции перевоплощения. Эти мыль, выражена им в авторском тексте, предшествующем старту «Тёмного Пламени».
«Человеческий разум, как ни обогатился и ни развился за последние три тысячи лет, все еще воспринимал некоторые явления лишь с одной внешней их стороны и отказывался верить, что это неуклюжее сооружение способно почти мгновенно проткнуть пространство, вместо того чтобы покорно крутиться в нем, как и лучи света, в продолжение тысяч лет по разрешенным каналам его сложной структуры».
И, наконец, третье упоминание. В «Туманности Андромеды» прямо сказано, что Земля вступила в Великое Кольцо за 500 лет до событий описанных в романе. То есть, на момент событий «Часа Быка» она состоит в Кольце максимум не полных 600 лет. И, тем не менее, он пишет: «Фай Родис рассказывала тормансианину о Великом Кольце, которое помогало земному человечеству уже около полутора тысяч лет, поддерживая веру в могущество разума и радость жизни, раскрывая необъятность космоса, избавляя от слепых поисков и тупиков на пути».
Можно ли поверить, что такая «гора ляпов» случайна. Тем более что все «литературные ляпы» подчинены одному очень прозрачному намёку. Действие событий «Часа Быка» отстоит не на две тысячи лет от нашего времени, а на три. Только так всё становится на свои места.
Но тогда возникает вопрос: Зачем Ефремову это понадобилось?! Я, изучая его творчество в течение семнадцати лет, однажды пришёл к выводу, что цель всех этих «ляпов» привести внимательного читателя к очень простой, но от этого не менее страшной мысли: высокотехнологический фашизм, не просто способен преодолеть «порог Роба», он способен выйти в межзвёздный космос и нести разрушение и смерть другим разумным цивилизациям! И однажды такой фашизм может прийти к нам, или, что ещё страшнее, однажды он может состояться у нас на Земле и понести горе кровь и страдание другим мирам с нашей планеты. Если мы вовремя не осознаем всю реальность, и всю чудовищность этой опасности.
Окончательно в этом меня убедил очень интересный разговор между командиром звездолёта «Тёмное Пламя» Грифом Рифтом и инженером вычислительных установок звездолёта Соль Саином. Суть разговора в том, что командир звездолёта считает, что Соль Саин должен изготовить и передать создаваемому землянами на Тормансе антифашистскому подполью неизвестное на этой планете высокотехнологическое боевое оружие. А Соль Саин сомневается в этом.
« — Что вы имеете в виду, Соль?
— Бессилие. Нельзя пробить самую прочную из всех стен — стену психологическую, которой окружили нас...
— Но почему нельзя? Я бы на вашем месте использовал свои знания и талант конструктора, чтобы подготовить наиболее важные инструменты для жителей Торманса. Они им очень нужны.
— И что, по-вашему, всего важнее?
— Индикатор враждебности и оружие. И то и другое, миниатюризованное до предела, размером с пуговицу, в виде маленькой пряжки или женской серьги.
— И оружие?
— Да! От бомбочек УБТ до лучевых пронизывателей.
— УБТ? Вы можете думать об этом и находить аморальным мое мимолетное желание закурить? Сколько жизней унес УБТ две тысячи лет назад у нас да и на других планетах!
— А сколько спас, сокрушив орды убийц?
— Я не могу признать вашу правоту. Это было необходимо в древние времена, и мы знаем об этом лишь из книг. Я не могу... Соль Саин умолк, видя, как внезапно выпрямился командир.
Дальше идёт небольшой разговор звездолётчиков на личную тему. И продолжение.
Рифт смотрел на левый верхний огонек, осторожно касаясь пальцами внешнего ряда кнопок на пульте, будто поддаваясь искушению вызвать на связь столицу Торманса.
— Обреченность Родис отгораживает ее от меня, а за моей спиной тоже тень смерти. Рифт встал, прошелся несколько раз по кабине и приблизился к Соль Саину с едва приметным смущением.
— Есть древняя песенка: «Я не знаю, что ждет в темноте впереди, и назад оглянуться боюсь!»
— И вы, упрекая меня в слабости, делаете такое признание?
— Да, потому что упрекаю себя тоже. И прощаю тоже.
— Но если они посмеют...
— Я сказал ей, что разрою всю планету на километр глубины, чтобы найти ее.
— И она запретила?
— Конечно! «Рифт, разве вы сможете это сделать с людьми?» — командир старался передать интонации Фай Родис, укоряющие, печальные. «Вы не предпримете даже малых действий насилия...»
— А прямое нападение на «Темное Пламя»? — спросил Соль.
— Другое дело. Третий закон Ньютона они уже постигли на опыте. И жаль, что в этом обществе он не осуществляется при индивидуальном насилии. Вся их жизнь была бы куда счастливее и проще...
— Так вот зачем оружие!
— Именно!
— Но если его получают все?
— Ничего. Каждый будет знать, что рискует головой, и двадцать раз подумает, прежде чем затевать насилие. А если подумает, то вряд ли совершит».
Наиболее интересны здесь две мысли Соль Саина:
«УБТ? Вы можете думать об этом и находить аморальным мое мимолетное желание закурить? Сколько жизней унес УБТ две тысячи лет назад у нас да и на других планетах!»
И. «Я не могу признать вашу правоту. Это было необходимо в древние времена, и мы знаем об этом лишь из книг».
С первого взгляда всё кажется нормальным. Две тысячи лет назад, скажем так, по официальному «Часу Быка», на Земле произошла Вторая Великая Революция, в её ходе и применялось это, по всему, крайне чудовищное оружие УБТ. Касательно же других планет, так революции, аналогичные ВВР прошли на всех планетах Великого Кольца, следовательно, там тоже могло применяться оружие, аналогичное УБТ.
Но это с первого взгляда. Со второго взгляда, вдруг, понимаешь, что Соль Саин говорит не об идентичном виде боевого вооружения, а об одинаковом. И УБТ это даже не название, а аббревиатура названия оружия. То есть, это даже ни как «автомат Калашникова», а как конкретное название систем этих автоматов, как АКМ или АК – 74. А дальше, вдруг, понимаешь, что Торманс, оказывается, чем-то отличается от древних времён, в которых применялось это оружие. Равно как и понимаешь, что если бы УБТ применялось в годы Второй Великой Революции, то на Тормансе был бы его аналог.
Ведь на Тормансе не было научно-технической деградации, а была лишь научно-техническая стагнация. А уж что, что, а настолько чудовищный вид оружия фашистская олигархия Торманса сохранила бы обязательно. Такова её суть.
И вот тут автоматически вспоминаешь о намёке на то, что к хронологии «Туманности Андромеды» и «Часа Быка» нужно добавить тысячу лет. И сам собой встаёт вопрос: Против кого это земляне применяли настолько чудовищное высокотехнологическое оружие, ещё не изобретённое в годы ВВР, на Земле и на других планетах, для того чтобы сокрушить орды убийц, похоже, через 1000 лет после наступления Ноосферных эр?!
Впрочем, если разобраться, то в «Часе Быка» прозрачный намёк на это есть с самого начала. Это три громадных звездолёта пилотируемых фашистами, которые по определению способны творить в межзвёздном космосе, что угодно и с кем угодно.

28 марта 2007 г. Андрей Козлович

Неактивен

 

#54 2007-03-28 12:40:58

Черёмина
Редактор
Зарегистрирован: 2006-02-13
Сообщений: 1744
Вебсайт

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Госспади, Янтре Яхах - Стоцкая hang Я не пойду на этот фильм.
Извините, что я так тупо, по-бапски, вклинилась в Ваш ученый спор. Просто, если попытаться абстрагироваться от высоких идей, которые Ефремов пытался донести в своем романе (а донес или не донес - тот еще вопросик), и посмотреть на его произведение, как на потенциально грандиозное зрелище, мне становится грустно. Не уверена, НЕ УВЕРЕНА, что даже самые современные технологии способны воссоздать мир Торманса. Не уверена, что наши недозвезды (не все, но многие), смогут воплотить ефремовских героев. Звездолетчики, на первый взгляд, внутренне плосковатые, однотипные, на самом деле требуют глубокого осмысления. Их надо рассматривать не с точки зрения современного паскудства характеров, а ИЗ перспективы. Тогда они уже похожи на живых людей, разных и интересных. Я так полагаю, максимум, что выжмут наши звуздульки - эдаких робокопов. Тормансиане, наверное, у них лучше получатся - слишком похожи на современных "плохишей", которых с таким удовольствием, особо не мудря, воплощают наши звезды. Но Стоцкая... Это уже слишком weep

Неактивен

 

#55 2007-03-28 15:53:54

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15508

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Черёмина написал(а):

Госспади, Янтре Яхах - Стоцкая hang Я не пойду на этот фильм.

А шо, уже сымают? Или сняли? Если же серьезно - заранее не пойду ни на какие фильмы ни в какие кинотеатры. Кошмарный ужас советской попытки экранизации "Туманности Андромеды" в 1960-х годах навсегда убил во мне интерес к кинофикации фантастических сюжетов. А "Час Быка", лишенный литературной плоти, представляющий собою романообразный соционический трактат (про это я уже бубнил выше), может вылиться только в компьютерную мультяшку или нечто совершенно невообразимое по драматургии. Там нечего играть и нечего снимать. Снять можно только пенки в виде кассовых сборов от удачно разблаговещенного коммерческого проекта типа "Час Быка - наш ответ Звездным Войнам!" А подобную проблематику я обсуждать просто не в состоянии. Что же касаемо собственно соционической проблематики в интерпретации Ефремова, то тут мы выходим за пределы литературы и начинаем говорить по тематике приснопамятного Римского клуба ("Пределы роста" и пр.) :razz:


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#56 2007-03-28 17:21:45

Андрей Козлович
Участник
Зарегистрирован: 2006-09-12
Сообщений: 84

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Андрей Кротков написал(а):

Владыки Торманса - это же "Три толстяка", новая киноверсия сказки Олеши!

Просмотрел тему с начала. Мне кажется, что детский вариант "Часа Быка" всё же "Незнайка на Луне", а количество владык, думаю, не имеет значение, как и их комплекция. Тем более, что второй реальный владыка Торманса - Янгар, а он весьма поджарый "хлопец".

Неактивен

 

#57 2007-03-29 17:05:57

Андрей Москотельников
Редактор
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 2007-01-05
Сообщений: 4326

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Даёшь Уму Турман на Торманс!

Я, между прочим, серьёзно. Дзеўка любой фильм на себе вытащит . (Примечание: дзеўка - по-белорусски 'девушка', даже и ласково).


Андрей Москотельников
Видишь этого шмеля? - Он на службе у Кремля!
________________

Неактивен

 

#58 2007-03-31 00:27:01

Андрей Козлович
Участник
Зарегистрирован: 2006-09-12
Сообщений: 84

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Андрей Москотельников написал(а):

Даёшь Уму Турман на Торманс!

Я, между прочим, серьёзно. Дзеўка любой фильм на себе вытащит . (Примечание: дзеўка - по-белорусски 'девушка', даже и ласково).

Не совсем уловил. Надеюсь это не следует понимать так: "Пусть Стоцкая играет роль Янтре"?

Неактивен

 

#59 2007-03-31 17:22:44

Андрей Москотельников
Редактор
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 2007-01-05
Сообщений: 4326

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Что же тут понимать, ей же богу! Пусть Стоцкая играет кого хочет - ну хоть чёрта лысого, если есть у Ефремова такой персонаж. Что чёрт, что... как там её - Янтре; один чёрт. С Умой Турман пусть хоть Стоцкая играет, хоть Кристина Орбакайте.


Андрей Москотельников
Видишь этого шмеля? - Он на службе у Кремля!
________________

Неактивен

 

#60 2007-03-31 23:49:25

Евгений А.
Участник
Откуда: Брянск
Зарегистрирован: 2006-05-05
Сообщений: 709
Вебсайт

Re: "Час Быка" - каким быть одноименному фильму?

Черёмина написал(а):

Звездолетчики, на первый взгляд, внутренне плосковатые, однотипные, на самом деле требуют глубокого осмысления. Их надо рассматривать не с точки зрения современного паскудства характеров, а ИЗ перспективы. Тогда они уже похожи на живых людей, разных и интересных.

Браво, Наталья! applause Вот и по-женски мудрый ответ на клише "картонности героев" двух романов: их надо визуализировать без нашего сюеминутного паскудства, что удалось художникам  Г.Бойко и И.Шалито:  http://noogen.2084.ru/bsh1.htm
Почему присутствующие чаще связывают "былую любовь" к этим героям - с 60-70 годами ХХ века, но реже - с собственой юностью, ее романтическим идеализмом? Может Вы "просто выросли" - в худшем смысле, господа-бояре? За исключением товарищей из Эрф-Рома, видны издержки актуальности романов еще в их "тестах" читательского самоанализа, к которому большинство наших современников (открыто) не готово, и не смотря на отдельные самолюбования "новым  мировоззрением" - налицо общий идеологический вакуум: от старого ушли, а к новому никак не придем. А пока будем клеймить ефремовский альтруизм, но коротать годы в альтруистических хобби - типа сетевой поэзии? :dance:

Понятно, что например, гражданину авторитарной Белоруссии сегодня болезнены любые левые идеи и даже намеки, а Ефремов зовет куда дальше "батьки" :ride: Так голодающий не может НЕ идеализировать еду, возмущаясь диетами и аскезами - но пока сам год-другой не отъестся...   Мы-же, увы, уже в другой крайности, и имя небезупречного Че Гевары - многим из нас вновь ближе безупречного (в рамках наших законов) Абрамовича:  http://campche.2084.ru/?p=che_tarasov
И Ефремов осознано не детализировал события нашего времени, почти не упоминал Ленина и марксизм (тем более- КПСС), но передавал тот самый ДУХ "прогрессивного человечества", к которому мы сегодня уже как-бы не принадлежим...

Отредактировано Евгений А. (2007-04-01 18:32:15)


"Истина едина, а на различия западает лишь омраченность" В.С.Бойко

Мои избранные темы на Фабуле
Евгений А. на Стихире
в Контакте

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson