Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2021-08-07 14:01:57

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Лейтенантский призыв в литературу. К 75-летию лейтенантской прозы

В 1950-е годы в художественной литературе зародилось целое течение «лейтенантской прозы». Бывшие фронтовики, прошедшие через горнило Великой Отечественной, создавали замечательные произведения о выстраданном, когда они воевали младшими офицерами и даже солдатами.
Их довоенный жизненный опыт был невелик, без навыков литературной работы: в действующую армию они уходили со школьной скамьи. Излюбленный их жанр – это предельно правдивая повесть, часто от первого лица, с интересом к простому человеку, попавшему на войну. Лейтенантская проза продолжала традиции повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», впервые опубликованной под названием «Сталинград» в августе-октябре 1946 года в журнале «Знамя». Писатели фронтового поколения так определили роль этого произведения в их творческой судьбе: «Все мы вышли из некрасовских окопов».
К ярким представителям «лейтенантской прозы» относятся Виктор Астафьев, Григорий Бакланов, Владимир Богомолов, Юрий Бондарев, Василь Быков, Борис Васильев, Константин Воробьев, Вячеслав Кондратьев, Виктор Курочкин. В том же ключе писали Сергей Баруздин, Юрий Гончаров, Эммануил Казакевич, Евгений Носов, Валентин Пикуль, Александр Шумилин и многие другие.

ГЕНЕРАЛЬСКАЯ ПРОЗА
Героизация Великой Отечественной началась с первых ее дней, и в том был  громадный смысл. Призыв! Расцвела публицистика. Мастера художественного слова Л. Леонов, А. Толстой, М. Шолохов, известные задолго до войны, стали и выдающимися публицистами. Популярность заслужило темпераментное слово И. Эренбурга. Важный вклад в публицистику тех лет внесли А. Фадеев, В. Вишневский, Н. Тихонов, А. Платонов. Читатели на фронте и в тылу ждали военные очерки, написанные и переданные без какого-либо промедления, и такими были написанные по горячим следам публикации В. Гроссмана, Б. Полевого, К. Симонова, А. Фадеева. Шолохов, к слову, имел звание полковника, а Фадеев и вовсе комбрига.
Поэтому к генеральской прозе иногда относят произведения, созданные «генералами литературы». Например, Владимиром Ставским, генеральным секретарем Союза писателей СССР в 1936 – 1941 годах. Он погиб в бою осенью 43-го, и случилось это в Калининской области.
Полководцы, бесспорно, являются непосредственными участниками боевых действий. Описания стратегических операций в Калининской области оставили крупные военачальники И.Х. Баграмян, П.А. Белов, К.Н. Галицкий, А.И. Еременко, Г.К. Жуков, И.С. Конев, М.С. Прудников и другие. Но если «ванька-взводный» в течение недель, а то и месяцев видел перед собой одни и те же поля брани, усеянные телами погибших воинов, то в произведениях военачальников «окопная правда» исчезает. Это не значит, что они необъективны. Просто воспоминания генералов рассчитаны на профессионалов тактики и стратегии, снабжены схемами и картами, объяснениями особенностей фронтовых операций, содержат имена командующих, данные о численности войск.
Военные деятели, работая над мемуарами, прилежно работали в архивах. Так, А.М. Василевский в своей книге «Дело всей жизни» указывает, что в ее основу положен фактический материал, хорошо известный ему и подтвержденный архивными документами. (Василевский долгие годы служил на территории Калининской области. - И.М. ) Еще одна особенность «генеральской прозы» – это контроль цензуры: официальная и изложенная версии не должны расходиться. В результате почти не оставалось места для показа трагической изнанки войны.

РАЗНЫЕ ОЦЕНКИ
Официальная критика негативно оценивала «лейтенантскую прозу» именно за ее фотографическую достоверность. Ее нередко зачисляли в разряд мемуарной литературы, называли «собственными фронтовыми биографиями авторов», утверждая, что кругозор авторов ограничен всего только «полем зрения отдельного солдата или офицера, прижатого к земле огнем вражеского пулемета или выносящего с нейтральной полосы раненого товарища».
Авторов «лейтенантской прозы» корили за дегероизацию подвига, сами термины «солдатская правда» и «окопная правда» имели негативный оттенок.
Реагируя на несправедливые замечания, Юрий Бондарев заявлял, что ему «до сих пор непонятны снисходительно-барственные суждения некоторых критиков о „взгляде из солдатского окопа“, об узости и ограниченности кругозора насмерть сражающихся на каком-нибудь плацдарме, как будто наши солдаты и офицеры не концентрировали в себе политическую и нравственную силу народа».

ДЕВЯТНАДЦАТИЛЕТНИЕ КОМАНДИРЫ
Говоря о грозе 1812 года, Пушкин подразумевал в «остервенении народа» одно из условий победы. Толстой в «Войне и мире» пишет о дубине народной войны. Вот и лейтенанты Великой Отечественной в массе своей – «окопные офицеры», делившие с рядовыми красноармейцами тяготы фронтовых будней.
В повести Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние» они отвечали за себя и за других без скидок на возраст. Они, как сказал однажды Твардовский, «выше лейтенантов не поднимались и дальше командиров полка не ходили» и «видели пот и кровь войны на своей гимнастерке».
Такую «окопную правду» невозможно было прочувствовать корреспондентам центральных газет. Да и не ждали ее в редакциях. Будущие творцы «лейтенантской прозы» шли дорогами войны не «с лейкой и блокнотом», а тянули, как проклятые, лямку взводных командиров. У них была своя правда, поэтому перед читателем предстают военные будни, быт простых красноармейцев, их негромкий героизм, их суждения о войне, об отступлении и победе. Форма произведений простая, строгая, а война показана с самого близкого расстояния, с подробным описанием мельчайших деталей.

КАЛИНИНСКИЕ ЛЕЙТЕНАНТЫ
Константин Воробьев и Вячеслав Кондратьев, Владимир Богомолов и Александр Шумилин оставили повести с описанием военных действий в Калининской области, на территории которой действовали, в общей сложности, восемь фронтов. Переживут века повести: «Это мы, Господи!..», «Сашка», «Момент истины», «Ванька-ротный». В Тверской губернии родился Виктор Курочкин; в основу его повести «На войне как на войне» легли его личные впечатления.
А Вячеслава Кондратьева воспоминания о военном лихолетье не оставляли на протяжении всей жизни: они терзали его, не давали радоваться настоящему. Каждую ночь его беспокоили сны, в которых он видел боевых товарищей из-под Ржева. Он даже пытался разыскать однополчан, но так никого и не нашел, отчего возникла жуткая мысль: «А может, я один выжил?»
...

В 2005 году на сайте Милитера публиковался «Дневник ополченца 88-го артиллерийского полка 80-й стрелковой Любанской дивизии Василия Чуркина» ( http://militera.lib.ru/db/churkin_vv/index.html )
А в 2013 году отдельной книгой вышел «Окопный дневник 1941 – 1945» Василия Васильевича Чуркина. В аннотации говорится об уникальности этой книги: «Поскольку в Красной Армии было запрещено вести дневники, такие фронтовые записи – величайшая редкость».
«Дневник» увидел свет благодаря дочери В.В. Чуркина – Наталье Васильевне Макашовой.
Родился Василий в деревне Нивы (ныне Краснохолмский район Тверской области). С 1943 года переписывался с учительницей из Торжка Анастасией Ильиничной Токиной. Встреча с Асей произошла 4 декабря 1945 года на перроне вокзала Торжка. Они поженились в конце 1945 года. 4 октября 1946 года у них родилась дочь Наташа.
Адрес родной деревни Анастасии Ильиничны в 1945 году: Калининская область, Калининский район, п/о Бурашево, деревня Вашутино, дом 23.


ВЕЛИЧИЕ СОЛДАТА
У «генеральской прозы» свои предпочтения. На тверской земле в камне и бронзе увековечены генералиссимус Сталин, маршалы Георгий Жуков, Иван Конев и Матвей Захаров, генералы Михаил Громов, Александр Покрышкин и Андрей Туполев… Но нашему народу присуще уважение и к ратному труду простого солдата.
«Лейтенантская проза» сформировала представление о том, что писатель не имеет морального права писать о войне, если сам не воевал, однако «лейтенантские» сюжеты настолько жгучие, искренние и неподкупно честные, что выливаются в киносценарии. 5 декабря 2019 года на киноэкраны страны вышел фильм «Ржев» – лента режиссера Игоря Копылова, снятая по мотивам повести Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью».
А в конце июня прошлого года под Ржевом открыт монументальный памятник Советскому солдату. Скульптурная композиция лишена чрезмерной помпезности, которой порой злоупотребляли поздние советские монументы. В ней много трагизма и безысходности, потому что это памятник погибшим и без вести пропавшим – до Великой Победы еще далеко. В определенном смысле этот памятник рожден «лейтенантской прозой», ее вершина и увенчание.

Игорь Александрович Мангазеев,
выпускник военной кафедры Казанского авиаинститута (1975 год)

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson